Открытое занятие в средней группе по сказкам чуковского

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «По сказкам К.И.Чуковского»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Упражнять в звукоподражании, четком произнесении звуков в слогах. Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе. Развивать мышление, слуховое восприятие,произвольное внимание,  чувство рифмы.Учить преодолевать двигательный автоматизм.

 Воспитывать интерес к литературе.

Оборудование:

Картинки с изображением диковинных животных. Билеты – раздаточные карточки с изображением птиц, зверей и т.п., чьему звучанию можно подражать. Портрет К. И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к ним.  Лист бумаги для коллективной аппликации с нарисованным на нем деревом, вырезанные картинки для наклеивания, оборудование для аппликации.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского. Просмотр м/ф по мотивам произведений К. И. Чуковского. Разучивание наизусть отрывков из произведений К.И.Чуковского

Ход занятия:

— Ребята, что то лежит у меня на столе.Давайте посмотрим, может кто то догадается?

(На столе лежат пригласительные билеты. )

Интересно, кто же нам их прислал?

(Ответы детей)

Да, наверное это Корней Иванович Чуковский.Он был человек веселый,  поэтому, чтобы попасть к нему в гости необходимо получить шуточный билет. Взгляните на эти картинки и отгадайте, на каких знакомых вам зверей, птиц или насекомых похожи эти существа.

Дидактическое упражнение «Зоопутаница»

Теперь, когда вы все получили билеты, проходите и располагайтесь поудобнее.

Любому писателю, а тем более детскому очень важно, чтобы его книги не только читали, но еще и помнили.

 А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете?

(Ответы детей: «Муха-Цокотуха» «Краденое солнце» «Тараканище» «Путаница» «Айболит» «Телефон» «Федорино горе» «Бармалей» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Мойдодыр». (Воспитатель говорит названия неизвестных детям сказок и обещает скоро познакомить с ними.))

Воспитатель замечает на столе предметы посуды.Она в разбросанном виде.

— Ой, что такое, что случилось?

Какая грязная посуда и она куда-то направляется.

Я сейчас вам прочитаю отрывок из сказки, а вы мне скажите, какая это сказка?

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу
Удержаться не могу!”

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца – 
Дзинь – ля –ля! Дзинь –ля –ля!
Вдоль по улице несутся – 
Дзинь – ля –ля! Дзинь –ля –ля!
На стаканы –дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.

Дети: “Федорино горе”.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. 
Чему учит нас эта сказка?

Дети: Быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.

Воспитатель: Давайте продолжим наш путь дальше. А хотите поиграть в еще одну очень интересную игру?

Тогда  договоримся. Когда я буду поднимать такую картинку (шепот), вы будете шептать всех знакомых вам персонажей из сказки «Телефон». Когда подниму другую (крик), вы сможете говорить их громко-громко. А когда подниму третью ( молчание) вы будете молчать. Постарайтесь внимательно смотреть и не пропустить  когда я подниму следующую карточку.

Игра «Молчу,шепчу,кричу»

А дальше нас ждет игра “Доскажи словечко”.

Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Добрый доктор…(Айболит)!
Он под деревом…(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и …(волчица).
И жучок, и…(червячок),
И медведица
Всех излечит, исцелит
Добрый…(доктор Айболит)!

Воспитатель: Вам понравилось играть? Из какой сказки эти строчки?

Дети: Да! Из сказки “Доктор Айболит”.

Да.А еще в этой сказке был очень сердитый персонаж.Кто то его помнит?

Дети вспоминают Бармалея.

Да, он был злым и еще всегда делал все наоборот.Давайте ненадолго превратимся в него и попробуем тоже все делать наоборот.Я буду вам показывать движения, а вы делайте прямо противоположное.

Игра «Все наоборот» (движения и слова –антонимы).

Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я загадаю вам загадки, которые сочинил Корней Иванович Чуковский, а отгадки на них прячутся в конвертах. В каждом конверте две картинки – отгадки. Откройте конверты и посмотрите. Картинки были большие и в конверт не помещались, поэтому пришлось их разрезать, а они нам нужны целые. Соберите, пожалуйста их на столе.

Когда картинки будут собраны, воспитатель читает загадки, дети отгадывают.

Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

Отгадка: (пароход)

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери 
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!

Отгадка: (губы и зубы)

Была телега у меня
Да только не было коня,
И вдруг она жаржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня!

Отгадка: (грузовик)

Два коня у меня,
Два коня
По воде они возят меня.
А вода тверда
Словно каменная!

Отгадка: (коньки)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня.

Отгадка: (крапива)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Игра “Узнайте сказку по отрывку”

(Ребенок читает отрывок из сказки)

“Одеяло убежало, 
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, Свечка – в печку!
Я за книжку, Та бежать
И вприпрыжку под кровать!”

Дети: “Мойдодыр”

Воспитатель: — Про кого эта сказка? (ответы детей)

— Корней Иванович Чуковский очень не любил детей, которые не моют руки, не умываются. Про таких грязнуль он и написал сказку, которая называется “Мойдодыр”. Ребята, посмотрите,а что у нас за вещи тут лежат? (на столе лежат различные предметы, в том числе и предметы гигиены)

Да, это тоже из сказки Чуковского.

 Воспитатель предлагает выбрать только те предметы, которые нужны, чтобы отмыть грязнулю.Объяснить почему.

А сейчас поиграем. А буду читать отрывок из сказки дедушки Чуковского, а вы будете подсказывать мне словечки. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой сказке.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!»
«Айболит»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке).
«Федорино горе»

Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко … (скорей)!»
«Краденое солнце»

Вдруг откуда-то летит 
Маленький Комарик,
И в руке его горит Маленький … (фонарик).
«Муха-Цокотуха»

А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать … (перчатки)?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!
«Телефон»

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой).
«Мойдодыр»

Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача, 
Закричала сгоряча:
«Разве это великан? (Ха-ха-ха)
Это просто … (таракан)! (Ха-ха-ха)
«Тараканище»

Чистоговорки

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.

Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Каждый из вас наклеит на ветку этого Чудо-дерева один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Пока вы будете аккуратно наклеивать картинки, я прочту вам сказку «Чудо-дерево».

Коллективная аппликация “Чудо-дерево»

                    Конспект открытого занятия в средней группе

                                «Путешествие по сказкам Чуковского» 

Цель: продолжать знакомство детей с творчеством К.И. Чуковского.

Задачи:

Социализация:

— развивать у детей умение сочувствовать,
сопереживать положительным героям художественных произведений;

— опираясь на иллюстрации из
детских книг рассказывать отрывок из знакомых сказок;

Коммуникация:

— развивать коммуникативные
навыки общения, учить работать в группе;

— активизировать речь детей;

— развивать логическое мышление и память.
— развивать  слуховое восприятие, произвольное внимание,  чувство рифмы.

Здоровье:  на примере произведений художественной литературы
воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом.

Познание:

— развивать
логико-математические умения детей находить часть от целого (игра «Собери
посуду»)- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Оборудование: Чудо-дерево со сказками,  предметы гигиены,
мелкие игрушки, разрезные картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами не обычное занятие, посмотрите , у
нас сегодня гости. Поздоровайтесь с  гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, а любите ли вы
путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда мы с вами сегодня отправимся в волшебную страну сказок.
Хотите?

Дети: Да

Воспитатель: Все встали , закрыли глаза, и говорим : «Топни, хлопни, вокруг
себя обернись ,в волшебной стране окажись». А теперь открываем глаза . Вот мы с
вами и оказались в волшебной стране сказок. А знаете каких сказок?

Дети: Нет.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт
Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Ни листочки на нём,

Ни цветочки на нём,

А чулки и башмаки,

Словно яблоки.
Воспитатель: Ребята , посмотрите , что это?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Да, но оно  у нас необычное. На нашем дереве ни цветочки,
ни чулки и башмаки  растут, а сказки. Мы с вами попали в страну сказок
Чуковского. А вот и он сам нас встречает. Посмотрите ,это портрет  Корнея  Ивановича
Чуковского.

Сегодня мы с вами немного вспомним
о Корнее Ивановиче Чуковском. Его сказки приносят нам радость и веселье. Не
только вы, но и ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки тоже в детстве
читали его сказки. Эти удивительные сказки написаны в стихотворной форме.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.: Однажды
его маленький сынишка заболел и Корней Иванович вёз его в ночном поезде в
больницу. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Ему было очень плохо. Чтобы
хоть как-то развеселить его, отец стал рассказывать ему сказку, которую
выдумывал на ходу. Мальчик затих и стал слушать. На следующий день он попросил,
чтобы отец рассказал опять ему сказку.  Так Чуковский и стал детским писателем.

Воспитатель: А знаете ли вы сказки Чуковского?

Дети: Да.

Воспитатель: Назовите мне сказки Чуковского, которые вы знаете.

Дети: «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница»,
«Айболит», «Телефон», «Федорино горе».  «Чудо-дерево» , «Мойдодыр».

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите на наше «Чудо -дерево». Что на нем
растет?
Дети:
Сказки Чуковского.

Воспитатель: Правильно. А давайте сейчас поиграем и вспомним, какими словами
оканчиваются  стихотворные строчки:

Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого удалого
Молодого … (комара). (“Муха-цокотуха”)

И мне не надо
Ни мармелада ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких … (детей). (“Бармалей”)

Я за свечку, свечка – в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под … (кровать). (“Мойдодыр”)

Долго-долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными … (грибами). (“Путаница”)

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало,
Глянул заинька в окно –
Стало заиньке … (темно). (“Краденое солнце”)

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит.
Десять ночей подряд
Лечит он несчастных … (зверят). (“Айболит”)

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). (“Федорино горе”)

Воспитатель: Молодцы
ребята. Как хорошо вы знаете сказки Карнея Ивановича Чуковского.

Воспитатель: А теперь ребята  послушаем отрывок из стихотворения:

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок?
Дети: Федорино горе.

Воспитатель:  Кто помнит, что у Федоры случилось?

 Дети: От неё убежала
посуда.

 Воспитатель:  Почему она
убежала?

Дети: Федора не мыла , и не любила посуду.

Воспитатель:  Что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась?

Дети: Любить и не обижать посуду.

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Дети: Быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее,
прибираться в доме.

Воспитатель:  Молодцы
ребята! Посмотрите ,а здесь у нас посуда разбитая. Давайте с вами поиграем в
игру «Собери посуду» разрезные   картинки.

Воспитатель:  Половинки разбитой посуды
я вам раздаю, а вторую половину нужно отыскать на столе. (Дети подбирают вторую
половину посуды).

Воспитатель: Молодцы ребята ,у вас получилось собрать разбитую посуду.

Воспитатель: А теперь слушаем следующий отрывок из сказки.

“Одеяло убежало, 
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, Свечка – в печку!
Я за книжку, Та бежать
И вприпрыжку под кровать!”

Дети: “Мойдодыр”

Воспитатель: — Про кого эта сказка?

Дети : Сказка
про «Мойдодыра»

Воспитатель: Правильно. Корней Иванович Чуковский очень не любил детей,
которые не моют руки, не умываются. Про таких грязнуль он и написал сказку,
которая называется “Мойдодыр”.
Ребята,
посмотрите, а что у нас за вещи тут лежат?

Дети:  Из сказки про Мойдодыра.

 Воспитатель:
Правильно. Я вам предлагает выбрать только те предметы, которые нужны, всем нам
, для личной гигиены (дети выбирают ).

Воспитатель: Ребята, чему учит нас эта сказка?

Дети: Надо умываться, по утрам и вечерам, чистить зубы, купаться.

Воспитатель: Правильно. А теперь слушаем еще один  отрывок. (Стук в дверь).Заходит доктор
Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте.
Айболит: Я слышал здесь надо кого-то полечить?
Воспитатель: Нет, доктор Айболит ,ребята
здоровы, их лечить не надо. Давайте покажем Айболиту какие вы
крепкие и сильные.
Физминутка:

«Нас не надо Вам лечить,
добрый доктор Айболит!» (повороты головы вправо, влево)

«Будем прыгать, и шагать,
(прыжки и шаги), будем силы набирать (руки сжаты в кулачки к плечам)»

«Не болят у нас животики, как
у бедных бегемотиков!» (поглаживание животиков правой и левой рукой)

«К солнцу руки мы потянем
(поднятие рук вверх), а потом к траве присядем (приседания)»

«Как орлы летим, парим, во все
стороны глядим» (руки в стороны)

«Где же Африка – страна?
(разглядывание с руками у лба). Может, помощь там нужна? (пожимание плечами)»

«Вместе с Читой мы поскачем
как веселый, звонкий мячик (прыжки на двух ногах)»

«Дружно к бедным страусятам,
по траве пройдут ребята (ходьба на месте)»

«Ноги будут поднимать, по
густой траве шагать (шагают)»

«Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали!
(показываем силачи)»
Айболит: Ой , какие молодцы. Значит я не туда попал, ошибся дверью. До
свидания ребята.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А это из какой сказки был персонаж?
Дети: Айболит.
Воспитатель: Правильно, Айболит увидел какие вы крепкие, и понял что лечить
никого не надо.

Воспитатель: А теперь
давайте  ответим на вопросы :

 Каким лекарством Айболит вылечил бегемотиков?
Дети: Шоколадкой.

Воспитатель: На какой
птице летел Айболит в Африку?
Дети: На орлах.

Воспитатель: Сколько дней
и ночей лечил Айболит зверей?

Дети: Десять дней и ночей.

Воспитатель: Что болело у
бедного кузнечика?

Дети: Плечико.
Воспитатель: Молодцы , ребята. Все вы знаете. Ребята ,а это что за
сказка?

Муха муха-цокотуха

Позолоченное брюхо….
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Дети: Муха -Цокотуха.
Воспитатель: Правильно. А что же случилось с мухой в сказке?

Дети: Ее схватил паук.

Воспитатель:  Что
сделали гости?
Дети: Испугались, по углам и щелям разбежались.

Воспитатель: Кто спас
муху?

Дети: Комарик.

Воспитатель:
Правильно. А теперь мы с вами сделаем зарядку для язычка, повторим несколько
чистоговорок

Ёт-Ёт-Ёт- чудо-дерево растёт

Ит-Ит-Ит – добрый доктор Айболит.

Ца — Ца –Ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Воспитатель:  Ну, вот мы и
заканчиваем наше путешествие. Давайте вспомним, в каких сказках мы сегодня
побывали?

Дети: «Чудо- дерево» ,«Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»,
«Муха-Цокотуха»

Воспитатель: А кто написал эти сказки?

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель: Мы прочитали еще не все его сказки. Так что знакомство с этим
писателем будет продолжаться. Ну а теперь нам пора возвращаться обратно в наш
садик. Все встаем, закрываем глаза, и повторяем вместе со мной: «Топни, хлопни,
вокруг себя обернись , в садик окажись». Открываем глаза. Ну вот мы вернулись обратно
в садик . Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.
Воспитатель: Но нам пора прощаться с нашими гостями . До свидания. До
новых встреч.
Дети: До свидания.

Необходимое оборудование: сундучок;
воздушный шарик (с лентами по количеству детей);
портрет К.И. Чуковского; рисунок Федоры; карточки
с изображением посуды; карточки с разрезной
посудой; медицинский (белый) халат; фонендоскоп;
маска Айболита; витаминки (аскорбинки, по числу
детей); телеграмма для Айболита; книжки со
сказками К.И. Чуковского.

Цель: продолжать знакомство детей с
творчеством К.И. Чуковского.

Задачи:

Социализация:

1) развивать у детей умение сочувствовать,
сопереживать положительным героям
художественных произведений;

2) опираясь на иллюстрации из детских книг
рассказывать отрывок из знакомых сказок;

3) продолжать учить классифицировать предметы,
используя обобщающие слова.

Познание:

1) развивать логико-математические умения детей
находить часть от целого (игра “Собери посуду”)
и располагать круги в определённой
последовательности по цвету;

2) воспитывать интерес и любовь к
художественной литературе.

Коммуникация:

1) развивать коммуникативные навыки общения,
учить работать в подгруппе;

2) активизировать речь детей;

3) развивать логическое мышление и память.

Здоровье: 1) на примере произведений
художественной литературы воспитывать у детей
привычку следить за своим внешним видом.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а любите ли вы
путешествовать? А на чём вы сейчас хотели бы
отправиться в путешествие?

(Дети перечисляют известные им виды
транспорта).

Воспитатель: Вы так много всего назвали, что я
даже не знаю, какой вид транспорта выбрать.
Смотрите, у нас есть “волшебный” сундучок.
Давайте обратимся к нему за помощью. Как вы
думаете, он нам поможет? Уважаемый сундучок, на
чём нам отправиться в путешествие?

(Приоткрывает сундучок, из которого вылетает
“волшебный” шарик. К шарику привязаны ленточки
по количеству детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы
можем полететь на шарике?

(Дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим
необычное путешествие — встретимся с героями
сказок Корнея Чуковского. А полетим мы в страну
под названием “Чука”, где и живут эти
замечательные сказки.

(Дети берутся руками за ленточки от шарика).

Воспитатель: Вот мы и очутились в стране
“Чука”. Посмотрите, нас встречает сам Корней
Иванович (указывает на портрет К.И. Чуковского).
Сегодня я хочу вам рассказать о Корнее Ивановиче
Чуковском. Его стихи приносят нам радость и
веселье. Не только вы, но и ваши мамы и папы, и даже
бабушки и дедушки тоже в детстве читали его
сказки “Телефон”, “Тараканище”, “Бармалей” и
многие-многие другие. Эти удивительные сказки
написаны в стихотворной форме. Детским поэтом и
сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это
так. Однажды его маленький сынишка заболел и
Корней Иванович вёз его в ночном поезде в
больницу. Мальчик капризничал, стонал и плакал.
Чтобы хоть как-то развеселить его, отец стал
рассказывать ему сказку: “Жил да был Крокодил, он
по улицам ходил…” Мальчик затих и стал слушать.
На следующий день он попросил, чтобы отец
рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он
запомнил её всю. Так Чуковский и стал писателем.

А знаете ли вы сказки Чуковского? Посмотрите и
назовите, о какой сказке эта книжка?

(Дети подходят к стенду с иллюстрациями и
книжками).

А строчки из сказок вы тоже можете вспомнить?

(Рассматривают на примере 3-4-ёх иллюстраций)

Воспитатель: А давайте сейчас поиграем и
вспомним, какими словами оканчиваются такие
стихотворные строчки:

1)

Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого удалого
Молодого … (комара). (“Муха-цокотуха”)

2)

И мне не надо
Ни мармелада ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких … (детей). (“Бармалей”)

3)

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает … (воробей). (“Тараканище”)

4)

Я за свечку, свечка – в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под … (кровать). (“Мойдодыр”)

5)

Долго-долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными … (грибами). (“Путаница”)

6)

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало,
Глянул заинька в окно –
Стало заиньке … (темно). (“Краденое солнце”)

7)

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит.
Десять ночей подряд
Лечит он несчастных … (зверят). (“Айболит”)

8)

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). (“Федорино горе”)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И пока мы летим
дальше, давайте послушаем отрывок из
стихотворения:

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок?
(“Федорино горе”). Кто его автор? (Корней
Чуковский).

Воспитатель (показывает на картинку
изображением Федоры): А вот и Федора сидит.

1) Кто помнит, что же с ней случилось? (от неё
убежала посуда)

2) Почему убежала? (была грязной)

3) Посмотрите на Федору. Какая она? (неопрятная ,
неряшливая, грязная)

4) Кого мы называем грязнулями?

5) Почему так важно умываться, содержать в
чистоте дом, вещи, которые в нём находятся?

6) Какая посуда ушла от Федоры? Назовите.

7) Что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней
вернулась?

Давайте мы поможем Федоре, отыщем посуду.
Подойдём к окну и посмотрим, не видно ли где
Федориной посуды.

Физкультминутка: “И они побежали лесочком,
поскакали по пням и по кочкам…”

Воспитатель: А вот и посуда. Давайте мы её
соберём и вернём Федоре. (Дети собирают
развешанные на стене карточки с посудой,
называют её).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот здесь у
нас посуда разбитая. Послушайте, как Чуковский об
этом говорит:

А за ними блюдца, блюдца,
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.

Игра: “Собери посуду” (разрезные
картинки).

Воспитатель: Половинки разбитой посуды я вам
раздаю, а вторую половину нужно отыскать на
столе. (Дети подбирают вторую половину посуды).

Воспитатель: Обрадовалась Федора, что мы ей
помогли. И вот что она сказала:

“Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой”.

Воспитатель: Ну, Федоре мы с вами помогли.
Отправляемся дальше.

(Звучит музыка. Из-за ширмы выходит доктор
Айболит в маске, в медицинском халате, с
фонендоскопом).

Воспитатель: Ребята, а кто это? (ответы детей)

Кто может сказать, из какой сказки пришёл к нам
сказочный персонаж? (“Айболит”)

Почему у него так много зверей? Как вы думаете?

Давайте мы с вами изобразим бегемотиков,
которые “…ухватились за животики, у них у
бегемотиков животики болят…”. Как больно им
было? (Дети показывают)

Доктору Айболиту нужна помощь чтобы разложить
лекарства, они упали и перепутались. Поможем? (Да)

Игра: “Разложи в определенной
последовательности”

(Дети стоят за столами и выкладывают круги и
лекарства красного и синего цвета в определенной
последовательности).

Айболит: Спасибо вам, ребята! Вы мне помогли.
Вот вам от меня витамины, чтобы вы были здоровыми.
(Раздаёт детям аскорбинки).

Воспитатель: Доктор Айболит, а ты что Вы
читаете?

Айболит: Пришла телеграмма о том, что меня
ждут в Лим-по-по. Я улетаю! (Уходит за ширму).

Воспитатель: Ну и вот, Айболит улетел и наше
путешествие закончилось. Пора возвращаться в
детский сад. (Подводит итоги).

Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Кому мы сегодня помогли? И как?

Произведения Чуковского — это весёлые, озорные,
удивительные, интересные сказки в стихах,
которые можно слушать много-много раз.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей средней группы

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» для детей средней группы

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского. «

Цель:

Создание условий для расширения представления детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.

Задачи:

Образовательные:

расширить представления детей о сказках К. И. Чуковского;

помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. И. Чуковского.

Развивающие:

развивать умение пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;

Упражнять детей в образовании форм множественного числа существительных;

Расширить словарный запас путем введения в речь антонимов.

развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

воспитывать любовь к художественной литературе.

Воспитывать умение слушать товарища, не перебивая, дослушивать вопросы до конца.

Ход :

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня. Давайте улыбнемся и поприветствуем их.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в мир сказок писателя, который очень любил детей и сказки. А к кому, догадайтесь сами.

(на экране появляется слайд с портретом К. И. Чуковского)

Ответы детей

Воспитатель: Вот сегодня мы и отправимся в мир сказок К. И. Чуковского. Тогда закрываем глазки. А теперь давайте вокруг вместе покружимся.

В гости дедушка Корней

Приглашает всех друзей.

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку об одной сказке, которую вы знаете, а вы попробуйте отгадать:

Прогулялась я по полю

И купила самовар.

А от паука-злодея

Спас меня лихой комар… (Муха-Цокотуха)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А что же случилось с мухой в сказке? Что сделали гости? Кто спас муху?А кто ещё приходил в гости к Мухе-Цокотухе в гости?

(Блошки, жуки, бабочка, пчела, комар, муровей, кузнечик).

А как одним словом называются эти маленькие существа? (Насекомые)

Ответы детей

Игра «Насекомые»

(Хлопнуть или подпрыгнуть, если назову насекомое)

Блошки, сорока, жуки, бабочка, пчела, воробей, комар, муровей, кузнечик, ворона, стрекоза, снегирь, божья коровка, синичка, голубь.

Воспитатель: Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница)

Воспитатель: Почему она так называется? Как начинается эта сказка?Что случилось, когда все в сказке перепуталось? Чем тушил море крокодил? А чем надо тушить пожар, кто помнит? Кто же помог непослушным зверюшкам потушить пожар?

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Тепло-холодно

Добрый – злой

Белый-черный

Сладкий-горький

Горячий-холодный

Высокий-низкий

Большой-маленький

Веселый –грустный

Грязный-чистый

Тяжелый-легкий

Воспитатель:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт,

И в дороге слёзы льёт.

Воспитатель: Про кого эта загадка? Какое горе случилось у Федоры? Почему посуда убежала от Федоры?

Воспитатель: Что надо делать, чтобы посуда не убегала? (Быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.)

Чем же закончилась сказка?

Игра с мячом «Один-много»

стакан-много стаканов

кружка- много кружек

чашка-много чашек

утюг-много утюгов

кастрюля-много кастрюль

самовар-много самоваров

ложка-много ложек

вилка-много вилок

чайник-много чайников

тарелка- много тарелок

поварешка

Физминутка

Воспитатель: У Федоры было много посуды. Давайте изобразим ее.

Вот большой стеклянный чайник,

(дети надувают живот)

Очень важный, как начальник.

(одна рука на поясе, другой делаем «носик»)

Вот фарфоровые чашки,

(приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(кружатся, рисуя круг руками)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(вытягиваются, руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

(наклон вперед, руки вытягиваются вперед)

Он посуду нам принес.

(садятся на стулья)

Воспитатель:

Это ж кто набравшись сил

Солнце в небе проглотил? (Крокодил)

Воспитатель: Скажите, в какой сказке Чуковского пропало солнце и стало так темно, что было ничего не видно? Кто в ней солнышко украл? Кто спас солнышко?

Ответы детей.

Воспитатель: На экране нарисованы тени, а вы должны угадать, какие это животные.

(дети угадывают тени животных)

Рефлексия: Ребята, про какие сказки мы с вами сегодня говорили?

Кто автор этих сказок?

Что вам больше всего понравилось?

Итог:

На этом наше знакомство со сказками К. И. Чуковского закончилось. Всем большое спасибо!

Сергеева Ирина Валерьевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 83 », г.о. Самара

Конспект занятия по речевому развитию по сказкам детского писателя К.И. Чуковского

(для детей средней группы)

Цель:

Закрепить и расширить представление детей о детском писателе
К.И. Чуковском и его творчестве.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей эмоционально и активно воспринимать произведения
К.И. Чуковского.

Учить детей понимать скрытый смысл произведений К.И. Чуковского.

Формировать у детей умение подбирать слова на заданную тему.

Развивать у детей интерес к выразительному чтению наизусть отрывков из произведений К.И. Чуковского.

Развивающие:

Расширить и активировать словарный запас детей.

Развивать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями.

Продолжать работу по правильному согласованию слов в предложении.

Развивать координацию движений с речью, мелкую моторику пальцев/рук.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарная работа:

Сказочник, творчество, картинная галерея.

Предварительная работа.

Чтение сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Мой любимый персонаж». Раскрашивание раскрасок с героями любимых сказок. Лепка на тему: «Посуда бабушки Федоры». Сюжетно-ролевая игра «Больница Айболита».

Материал:

рамки под картинки (по количеству произведений);

ТСО (магнитофон);

портрет К.И. Чуковского;

предметы к игре — телефон, шоколад, перчатки, мыло, колпак врача, блюдце, воздушный шар, монета, градусник.

иллюстрации к произведениям «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»;

страницы раскраски по количеству детей;

магниты на доску.

Ход занятия:

Воспитатель (далее — В) читает стихотворение:

Давайте любимые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем.

Опять повстречаться, сильней подружиться.

В. – Дети, я вас сегодня приглашаю отправиться в путешествие по сказкам. А вот куда будет наше путешествие, догадайтесь сами.

Дети проходят и присаживаются на стулья.

Звонит телефон.

В. – У меня зазвонил телефон. «Кто говорит?»

Дети (далее — Д) – Слон.

В. – Откуда?

Д. – От верблюда.

В. – Что вам надо?

Д. – Шоколада.

В. – Из какого произведения этот отрывок?

Д. – ответы.

В. – А кто написал это произведение?

Д. – ответы.

В. Для кого писал свои произведения К.И.Чуковский?

Д. – ответы.

В. – Значит, как можно сказать про него?

Д. – Детский писатель

В. — К. И. Чуковский – любимый детский писатель, сказочник. Его книги очень любят дети и с удовольствием читают взрослые. Корней Иванович очень любил детей, всегда с большим интересом общался с ними, много наблюдал за ними, и ему очень хотелось, что бы дети росли добрыми, отзывчивыми, аккуратными, бережно относились ко всему, что нас окружает, были честными, трудолюбивыми.

В. — А вы догадались, куда мы отправимся в путешествие?

Д. — ответы

В. — А на каком транспорте мы могли с вами отправиться в путешествие?

Д. — ответы. (На поезде)

В. – Присаживайтесь по удобнее и поехали. (Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкино»).

В. — Первая наша станция «Сказочная»

В. – Я вам предлагаю поиграть в игру «Герои сказок».

В. – Посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович в окружении своих любимых героев.

В. — (убирает занавеску, а там пустые рамки.) – Что случилось? Куда же все исчезли?

(Достает конверт с заданиями).

В. — Вам нужно будет отгадать мои загадки. Я буду читать отрывок из сказки, а вы отвечайте и находите картинку.

В. – (читает отрывок),

Д. – (отгадывают и берут соответствующего героя и вставляет в фото на доске.)

Отрывки из сказок:

1. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар… («Муха-цокотуха»)
2. А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке. («Тараканище»)
3. Одеяло
Убежало.
Улетела простыня,
И подушка, 
Как лягушка,
Ускакала от меня. («Мойдодыр» )
4.Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. («Федорино горе»)
5. Прибежали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают, не зальют. («Путаница»)

6. Приходи к нему лечится

И ворона, и волчица. («Айболит»)
7. Горе, горе, крокодил

Солнце в небе проглотил.

Наступила темнота —

Не ходи за ворота… («Краденое солнце»).

8. А, потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки». («Телефон»)

В. – А кто сочинил все эти сказки?

Д. – ответы.

В. Посмотрите на герое. Как вы думаете, что получилось у нас?

Д. – ответы.

В. – А получилась картинная галерея (выставка картин). Повторим четко по одному, вместе, тихо-громко.

В. — Молодцы, вот здесь навели порядок. Занимайте места в нашем веселом паровозике и отправимся дальше. Следующая сказочная станция называется «Угадай-ка»

В. – А я хочу вас пригласить поиграть еще в одну игру «Из какой сказки предмет». В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Дети подходят к столам, под скатертью в корзине лежат разные предметы из сказок К.И. Чуковского.

Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (Что вам надо – шоколада)

Градусник (И каждому ставить градусник)

В. – Справились с заданием.

В. Да посмотри на нас какие мы, сильные и здоровые, нас не надо лечить. (дети делают физ.минутку)

ФИЗМИНУТКА

Нас не надо вам лечить(шагают на месте)
Добрый доктор Айболит!
Будем бегать и шагать, будем силы набирать.
Не болят у нас животики( поглаживают животики),
Как у бедных  бегемотиков,
К солнцу руки мы потянем ( руки тянут вверх),
А потом к траве присядем.(приседают)
Как орлы летим, парим,( машут руками)
Во все стороны глядим.
Где же Африка-страна?( глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
 Вместе с Читой мы поскачем (поскоки на месте),
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шаг на месте)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (показывают, какие сильные)

В. – Вижу какие вы крепкие. Такие здоровые и крепкие отправляемся дальше

В. Наше путешествие продолжается и следующая сказочная станция называется «Кто есть кто?»

В. Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
В. – Да вы просто умницы и умники. Молодцы, вы справились! Хорошо вы знаете сказки и стихи К.И.Чуковского этого замечательного автора. Мы вспомнили наши любимые сказки, которые вы читали в группе с воспитателями и дома с родителями.

В. – А почему вам его сказки нравятся?

Д. – Веселые, смешные, добрые, поучительные, интересные, игривые, любимые.

В. – А чему сказки К.И. Чуковского нас учат?

Д. – Быть добрыми, смелыми, аккуратными, вежливыми.

В. – Давайте скажем К.И. Чуковскому спасибо за такие добрые и поучительные детские произведения. Мне понравилось с вами путешествовать и играть.

В. — Ребята, у меня есть ещё одна книга, это книга с секретом. В ней рисунки из сказок К.И. Чуковского, только они не такие красочные, их надо раскрасить. Я вам сейчас раздам эти картинки, и вы их разукрасите, затем соберем все листочки и эту красочную книгу подарим малышам! Занимайте места в нашем веселом паровозике.

В. — Ой-ой-ой, Я еще хочу вам передать сладкие угощения от Мухи-Цокотухи,

Я ведь тоже была приглашена на день рождения и вот это вам! (передает корзину с угощением)

(дети под пение песни паровозика уезжают и прощаются с гостями).

  • Открытое занятие в первой младшей группе по сенсорике сказка теремок
  • Открытое занятие в младшей группе по развитию речи путешествие в страну сказок
  • Открытое занятие в группе раннего возраста по сказке курочка ряба
  • Откровенная речь как пишется
  • Открытое занятие в гостях у сказки в средней группе