Открытый урок литературы в 5 классе по сказке жуковского спящая царевна

План­конспект
урока литературы в 5 классе
      
Тема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»
 Цели урока:
1) организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний учащихся по 
творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного 
материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить 
анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить 
определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте 
выразительные средства; создать условия для исследовательской деятельности учащихся; 
 2) развивать творческое воображение; расширять словарный запас  учащихся за счёт 
разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
3) воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения 
работать в коллективе.
Оборудование:  учебники   по   литературе,   мультимедиа,   раздаточный   материал,   средства
наглядности(условно – знаковые)
.
       
Ход урока
 І. Организационный этап 
 II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
­ Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные
 ученики будут награждены медалями “Читай­ка”. 
­ Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание: 
­ Назвать жанры произведений В.А.Жуковского 
III. Этап подготовки к восприятию нового материала 
Учитель: Какова же тема нашего урока? 
­ С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.
Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика. 
1. Актуализация знаний ­ Что же вы знаете о В.А.Жуковском?
 Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. 
­ С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями 
В.А.Жуковского. Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это 
сказка «Спящая царевна». 
IV. Этап сообщения темы и целей урока
1. Постановка проблемы
­ Итак, наш основной проблемный вопрос таков: 
­ Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» ­ сказка?
 ­ В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?
­ На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть 
особенности, присущие именно этому произведению.
2. Вступительная беседа
Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования 
с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. 
 Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и 
французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). 
Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень 
близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».
V. Этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки 
понимания изученного
 1. Слушание  произведения в исполнении В.Бохона (фонохрестоматия к учебнику 
«Литература. 5 класс») ­10 – 12 мин. 
­  Вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.
­ Похоже ли данное произведение на какие­либо другие? На пушкинские 
сказки?
­ Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало 
вас?
­ Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
 ­Какова основная мысль прослеживается в сказке?
2.Словарная работа 
 ­ Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из­за наступившего внезапно сна. Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
 ­ Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)
VI. Этап закрепления изученного материала
 1.Чтение­сканирование (за 20­30 с учащиеся «пробегают» глазами текст в поисках важной 
информации
­ Стр. 70­71
­ Стр. 71­72  (­Вот, глядит, отворена…). 
2.Чтение «буксир» (хорошо читающий ученик читает вслух, остальные следят; уч­к 
останавливается – остальные показывают слово, где остановился.)
3.Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
­ Определите жанр произведения.
­ Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
 ­ Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую 
обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли 
в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и 
что отличает от народных сказок?
 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который 
начинается с повтора «жил­был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»)
­ Что отличает «Спящую царевну» от них?
 (Отличие ­ в сказке Жуковского есть чародейки, старуха­колдунья, предсказание и 
колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. 
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. 
В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много 
сравнений, особый ритм и рифма.)
­ Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?
4.Работа над содержанием, выделение выразительных средств. 
­ Работа над содержанием:
­ Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите 
текстом)
 ­ Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
 ­ Кто пробудил царевну от волшебного сна?
 ­ Расскажите о героях сказки.
 ­ Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать 
эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте. 
­ В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему? 
­ Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны? 
­ Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
­ Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
­ Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./ Молод цвет её 
ланит./…) 
­ Найдите строки пробуждения царевны? ­ Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
­ Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, 
традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, 
гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, 
пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри 
черные. 
­ По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
­ Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …
                                         Физминутка
  «Считалочка»
  Раз, два, три, четыре, пять!
  Ох как весело играть!
  Руки вверх подними,
  На пальчики посмотри,
  Шире руки разведи!
  А потом их опусти!
Учитель: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» 
дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под 
слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все 
поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики 
посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» 
разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают 
руки вниз и делают глубокий выдох.
5. Конкурс чтецов 
1.Чтение учениками понравившегося отрывка.
Гимнастика для глаз
«Маска, ты кто?» ­ учитель предлагает изобразить лица героев сказки в образе животных (с 
какими они их соотносят).
VII. Этап обобщения и систематизации знаний 
­ Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
­ Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники: Ш.Перро, 
В.А.Жуковский, А.С.Пушкин. 
VIII. Этап контроля, самоконтроля 
 Исследовательская работа в группах
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого 
отводится 3 – 5 минут. Задание для 1­й группы: Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к 
народным.
      ( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // 
Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, 
не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не 
пробежит…»)
       Задание для 2­й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не 
встречаются в народной речи).
       ( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», 
«Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь 
огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // 
Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И 
дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)
Задание для 3­й группы: Разложите понятия в виде цепочки­связи: авторская литературная 
сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание 
народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).
IX. Этап информации о домашнем задании 
1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча
царевны со старушонкой, описание объятого сном замка). 
­ Выберите одно из заданий на выбор.
X. Этап подведения итогов урока 
Учитель:
 ­ Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока? 
­ Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» ­ сказка?
­ В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, 
схожие сюжеты?
­ Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?
­ Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?
XI. Этап рефлексии
Учитель:­ Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? 
­ Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим 
я сделала: 
Вы учитесь упорно, 
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!
­ В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал: 
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той: Вы скрытый смысл легко раскрыли ­
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать? 
Поощрение учащихся медальками “Читай­ка”.

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

Тема урока: В.А.Жуковский «Спящая царевна»

Тип урока: урок открытия нового знания

Задачи учителя:

  • активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  • воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе, в группе.

                                                                                                 Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь  анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения
  • находить в тексте выразительные средства;
  • знать отличия литературной сказки от фольклорной

Метапредметные:

  • регулятивные 

содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

  • познавательные 

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • коммуникативные 

принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Личностные:

  • воспитание положительной мотивации к учению;
  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Развиваем компетенции:

  • ценностно – смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки
  • общекультурные: освоение картины мира, познание духовно – нравственных основ жизни
  • учебно – познавательные: добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание, анализ
  • информационные: владение различными средствами информации, поиск информации
  • коммуникативные: работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ
  • личностное самосовершенствование: интеллектуальное саморазвитие

Форма урока: урок – исследование, урок — беседа

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа

Формыработы: фронтальная, работа в парах (система малых групп), индивидуальная.

Межпредметные связи:

  • русский язык (работа с синонимами, практическое интонирование);
  • история (эпоха царствования Александра I и Николая I);
  • изобразительное искусство (иллюстрации к сказке  Жуковского);

Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения; технология творческие мастерские

Основные термины и понятия: литературная сказка, благонравный, бор, терновник, ланиты.

Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении литературных сказок по программе В.Я.Коровиной

Ресурсы урока: учебник, ч. 1, с. 70—83; рабочая тетрадь, словари, справочная литература, Н. В. Беляева «Уроки литературы в 5-м классе»

Оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация по теме урока

Технология урока:

Данный урок построен с применением метода проектов.  На данном уроке учитель создаёт условия для реализации заложенных в ребёнке природных задатков, организует деятельность учащихся становиться помощником и участником учебного процесса.  

На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.

 Ход урока

Этапы урока

Цели этапа

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Настроить учащихся на урок, вызвать желание к изучению нового материала

Фронтальная

СЛАЙД № 1

Я скажу слова«Доброе утро …» и назову кого то из  класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  и ответите доброе утро.

— Доброе утро всем девочкам!… (Девочки машут и отвечают: «Доброе утро!»

— Доброе утро всем мальчикам!… (-//-//-//- )

-Доброе утро гостям!

(гости машут и говорят – доброе утро)

Дорогие ребята, вы уже увидели, что сегодня на уроке у нас гости. Давайте представимся:

Речевая разминка:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Вот такие мы.

Прочитайте эпиграф к уроку: «Добро не умрёт, а зло пропадёт». В конце урока мы вернёмся к этим словам.

А сейчас закройте глаза и представьте себя знаменитым писателем. Послушайте вот такую мелодию и  подумайте какое бы вы написали произведение, слушая эту музыку? (аудиозапись)

Показывают готовность к уроку

Коллективный ответ

Закрыли глаза и слушают.

Сказке.

2. Актуализация знаний.

Актуализировать ранее имеющиеся знания по творчеству писателя

Работа в парах

— А почему?

— Да,  действительно, это сказочная музыка.

 С волшебным миром сказок мы знакомимся с самого детства: сначала нам их рассказывает мама, а затем, научившись читать, мы находим их в замечательных книгах. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, который полон волшебства, и даже, став, взрослыми мы не перестаём верить в сказки, и стараемся сохранить этот сказочный мир в глубине своего сердца.

Сказки не знают непоправимых несчастий, в сказках всегда победитель – Добро, которое  побеждает зло.

Как вы думаете, с каким жанром произведения  мы будем знакомиться   сегодня на уроке?

А кто её автор и как называется сказка, вы сами и определите.

У вас на столах лежат карточки, на которых написаны отрывки разные произведений этого автора, прочитайте отрывок с товарищем по парте и определите: как называется произведение?

Определитесь,  кто из вашей пары будет отвечать? (приложение № 1)

Кто же автор всех этих замечательных произведений?

Музыка волшебная и в сказках волшебство.

Знакомиться с волшебной  сказкой.

Читают, обсуждают в микрогруппе, зачитывают и называю название произведения.

Василий Андреевич Жуковский

3. Этап подготовки к восприятию нового материала.

Подвести к определению учащимися темы и целей урока.

Фронтальная

— Кто же автор нашей сказки?

Да, ребята- это замечательный писатель- Василий Андреевич Жуковский.

— Давайте познакомимся поближе с известным  писателем.

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Они были очень близкими друзьями, хотя разные по возрасту. Что же их так сблизило?

Конечно же любовь к литературе. Пушкин зачитывался Жуковским, был его преданным поклонником, а Василий Андреевич сумел сразу разглядеть поэтический дар своего молодого товарища.Он прочил ему великое будущее.

В 1831 году, после ссылки в Михайловское, Пушкин представил своему другу «Сказку и попе и работнике его Балде» и несколько других набросков. Жуковский высоко оценил произведения и предложил вступить в шуточное соревнование. Спор Жуковского и Пушкина касался написания сказок в народном стиле. Так появились знаменитые сказки: «Сказка о мертвой царевне…» Пушкина и сказка Жуковского  «Спящая царевна».

С какой сказкой Василия Андреевича мы будем знакомиться?

Рассказывает подготовленный ученик (приложение № 2)

Слушают учителя

Спящая царевна

4.Самоопределение  к деятельности.

Определение учащимися темы и целей урока.

Фронтальная

-Какая же тема нашего урока?

— Какие цели вы перед собой поставите?

Да, сегодня мы окунёмся в волшебный мир сказки «Спящая царевна» и познакомимся с ней поближе, чтобы достичь, поставленных целей.

Сказка Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна»

Познакомиться со сказкой «Спящая царевна», рассмотреть особенности её композиции, попробуем раскрыть её главную мысль.

5.Физкультминутка.

Способствовать восстановлению положительно- эмоционального состояния учащихся.

Фронтальная

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

в стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют движения.

6. Изучение нового. Первичное закрепление.

Практикум. Аналитическая работа с текстом.

Актуализировать имеющиеся знания и познакомить с новым видом сказки- литературная.

Фронтальная

— Какие виды сказок вы знаете?

— А кто автор этих сказок?

— А можем ли мы отнести к народным сказку «Спящая царевна»?

— Сказки, имеющие автора называются литературными.

— Давайте запишем в наш словарик, что такое литературная сказка.

Литературная сказка – это эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

— Жуковский переделал сказку с народной, значит он что-то взял из неё. Тогда они должны быть в чём- то похожи, но в то же время он создал своё новое произведение, значит в чём- то они различаются.

-Сейчас  вы разделитесь на две  исследовательские  группы. Вам   необходимо провести  научную исследовательскую работу: исследовать утверждения, которые у вас на столах и выбрать: одна группа – сходство, другая различие. Выберите руководителя вашей группы, кто озвучит результат вашей проделанной работы.

В сказках встречается  такой волшебный предмет- золотое блюдце. У нас тоже есть блюдца, не золотые, но тоже волшебные, в которые вы будете собирать выбранные вами утверждения.

Приступайте к работе.

(приложение № 3)

-Выступление групп.

— А для того чтобы убедиться, что вы правы, мы с вами познакомимся поближе с содержанием литературной сказки, т.е рассмотрим особенности её построения и утверждения, которые мы с вами докажем,  изучая содержание сказки вы пометите знаком  +, а если утверждение не верно знаком  -.

Чтобы начать работу над сказкой, нам надо познакомиться с содержанием сказки, давайте прослушаем сказку, которая у вас в учебнике на странице 71

(прослушивание сказки- аудизапись)

Анализ- беседа по сказке

Вопросы по содержанию сказки (приложение № 3)

 сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.

Народ

Нет, она имеет автора.

Записывают в словарик..

Делятся на группы, работают.

Прослушивают сказку.

Познакомиться с содержанием сказки и доказать, что утверждения верны

Отвечают на вопросы, при необходимости доказывают словами из текста произведения.

7. Вторичное закрепление.

Проверка полученных знаний.

Индивидуальная

работа в парах

Раздаёт тесты по вариантам (приложение № 4)

Выполняют задание. Взаимопроверка по эталону

8. Рефлексия.

Подвести итог урока, выявить полученные знания, умение их обобщить в одном высказывании.

Фронтальная

Давайте вернёмся к эпиграфу урока, как вы считаете, подходит ли это высказывание к нашему уроку?

(«Добро не умрет, а зло пропадет»)

Чем добрее человек, тем он счастливее.

— Что вы узнали на уроке?

  • Познакомились со сказкой
  • Рассмотрели особенности её композиции

— А что мы доказали? (что литературная сказка имеет сходство и различие с народной сказкой)

— И какое же основное  отличие литературной сказки  от народной?

(имеет автора)

— А теперь давайте вспомним, какие мы?

— Молодцы у вас действительно  всё замечательно получилось, вы очень плодотворно поработали на уроке. Поднимитесь по лесенке успеха на ту ступеньку, на которой,  как вам кажется-  вы  должны стоять. И покажите мне. Я вижу всех на самой высокой ступеньке, значит и я могу себя поставить на эту же ступеньку, считая что наш урок прошёл плодотворно.

Отвечают на вопросы учителя.

9. Домашнее задание.

Вызвать интерес к выполнению домашнего задания.

Фронтальная

1. Дома вы проведёте самостоятельную исследовательскую работу и ответите на вопрос, кто же выиграл спор: Жуковский или Пушкин? Для этого вам надо прочитать сказку «Сказка о мёртвой царевне» и ответить на вопрос «Чья сказка ближе к народной: Жуковского или Пушкина?» Чья сказка написана ближе к народной тот автор и победитель.

2. Творческая лаборатория: А.С.Пушкин говорил « Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок». Напишите, какой урок из этой сказки вы извлекли для себя?

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Вам девчонки и мальчишки-

Всем спасибо за урок,

Всем спасибо за вниманье, за улыбки и старанье.

И гостям мы скажем «До свиданья!»

!!! Для следующего урока; Сравнение Пушкина и Жуковского в этот период приводит к мысли, что Василий Андреевич придерживается западного стиля (ведь в основе его сказок — произведения европейских авторов, и их романтические мотивы сохраняются), а Александр Сергеевич привносит в свои творения подлинно русский характер, и его сказки очень напоминают народные.

Через некоторое время Пушкин принесет на суд своему мудрому другу поэму «Руслан и Людмила». И получит в ответ подарок — портрет В. А. Жуковского с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». На этом Жуковский и Пушкин заканчивают свой литературный поединок.

Записывают д/з в дневники

Приложение № 1

Василий Андреевич Жуковский  – русский поэт, академик, переводчик.


Родился Василий Жуковский 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Мать Жуковского была из пленных турчанок. Отца звали Афанасий Иванович Бунин. Однако ребенок был лишен дворянских прав, причина крылась в том, что Василий Андреевич был незаконнорожденным. Несмотря на это, жена Бунина, Мария Григорьевна, приняла Жуковского в семью. Основной причиной такого решения, была недавняя потеря собственного сына. Для нормального оформления ребенка, Бунин вынужден просить Андрея Жуковского усыновить сына. Андрей Григорьевич соглашается, и Василий обретает официального отца и дворянскую фамилию.

До четырнадцати лет юный поэт обучается в частном пансионе и народном училище. Преодолев этот рубеж, он поступает в университетский пансион, который заканчивает в числе лучших учеников и получает серебряную медаль за успехи в учебе. Уже в это время проявляется тяга Жуковского к литературе и начинает раскрываться его писательский талант. Он даже возглавляет литературное общество, внутри пансиона.

Первые стихи были написаны в период с 1797 года по 1801.

После учебы начинается особенно знаковый период жизни и творчества — начало работы в московском периодическом журнале ”Вестник Европы”. Там Василий Андреевич начинает печататься и делать переводы, так же некоторое время работает редактором.

с 1815 года он был принят на царскую службу при Николае 1. Благодаря своему таланту, становится чтецом при дворе. А с 1825  он стал воспитателем и наставником наследника престола – Александра II.  Активно занимается не только самостоятельным творчеством, но и переводами. После восшествия на трон, Александр II назначает своего наставника тайным советником, и относится к нему с большим доверием. Особую известность ему приносит «Императору Александру II» — стихотворное послание написанное в 1814 году.

Отношения поэта с царским двором начали портиться. И в 1841 году он получает отставку по службе. После этого он покидает Российскую Империю.Жуковский переезжает в Германию. Там он устраивает свою личную жизнь, взяв в жену дочь своего друга-художника, Елизавету. Позже, поэт хотел возвратиться на родину. Но, плохое здоровье супруги так и не позволило этого сделать.

Жуковский продолжает заниматься своей литературной деятельностью за границей. Он пишет сказки, делает переводы. Смерть настигла его в Баден-Бадене 12 апреля 1852 года. Василию Андреевичу было 69 лет. Его похоронили в Баден- Бадене, но в августе 1852 года прах Жуковского перевозят в Петербург и с большими почестями предают земле на Тихвинском кладбище. Памятник ему установили в 1857 году.

Приложение № 2

Сходство

Композиция: сказочные — зачин и  концовка.

Изобразительные средства, помогающие показать волшебство и красоту.

Волшебные «заколдованные предметы».

Положительные и отрицательные герои.

Победа Добра над Злом в финале.

Необычные герои

На протяжении сказки- волшебство.

Различие

Стихотворная форма

Проза

Народная сказка. Народ.

Литературная сказка. Автор.

Приложение № 3

Беседа по содержанию:

— В какой форме написана сказка? (стихотворной)

-Верно ли это утверждение? (Да)

— Есть ли у сказки автор? (Жуковский)

-Есть ли в сказке сказочный зачин, зачитайте.

— Кто необычный герой в сказке? (рак – пророк)

— А какие герои тоже в роли пророков? (чародейки)

 — Что пророчили десять чародеек царевне?

— А одиннадцатая?

— Все родители мира любят своих детей и всегда их оберегают. Как же царь Матвей пытался отвести беду от любимой доченьки, найдите эти строки и зачитайте.

— И как же так случилось, что отец не смог уберечь свою прекрасную дочь. Давайте обратимся к иллюстрации в учебнике на стр. 75 и вспомним как же это случилось?

— Как вы думаете, кто была эта старушка? (одиннадцатая чародейка)

— Обратите какие краски использует художник, чтобы показать зло в сказке, а каким цветом показано добро?

— Чем укололась царевна? (веретеном)

— Можно ли назвать предмет волшебным? (да от простого веретена не заснёшь, просто уколешься)

— Сколько лет длился сон?

—  Какое утверждение мы можем доказать? (волшебство, сон таким долгим не бывает)

— Давайте понаблюдаем на протяжении ли всей сказки, мы можем наблюдать волшебные

   вещи, которые происходят.

— Кто разбудил царевну?

— А от кого он узнал о ней? (от старика)

— Что мы можем сказать о характере царевича? (смелый, не побоялся пробраться во дворец)

— Как он её разбудил? (поцеловал)

— В чём волшебство? (поцелуем не разбудишь)

— Есть ли в сказке сказочная концовка? Расскажите.

— Какими строками обычно заканчивается сказка? Зачитайте (последние 4 строки).

— Встречаются ли в сказке положительные и отрицательные герои?

— Кого бы вы отнесли к положительным героям, а кого к отрицательным?

— Какими же изобразительными средствами пользуется автор, чтобы создать волшебство сказки, например:

  • дремучий лес, глубокий сон, мёртвый сон, сонные мухи, какое изобразительное средство? ( эпитеты);
  • сонное пламя, огонь стоит, забор окружил и загородил (олицетворение)

— В чём же финал? (добро побеждает зло)

Приложение № 4

Тест по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна»

1. Кто подполз к царевне в начале сказки?

1.Рак

2.Червяк

3.Моряк

2. Кого родила царевна?

1.Сына

2.Дочь

3.Двойню

3. Почему царь не пригласил двенадцатую чародейку?

1.Не было двенадцатого золотого блюда

2.Она ему не нравилась

3.Он её боялся

4. От чего была должна умереть царевна, по словам ведьмы?

1.От веретена

2.От отравления ядом

3.От стрелы

5. Что сделал царский сын?

1.Убил дракона

2.Победил ведьму

3.Поцеловал царевну

6. Сколько лет пробыли во сне люди?

1.3

2.30

3.300

7. Где спал царь с царицей?

1.На траве перед дворцом

2.В кровати

3.На ступенях лестницы

8. Как звали царя?

1.Матвей

2.Елисей

3.Тимофей

9. На каком году должна была случиться беда, по словам ведьмы?

1.На 5-ом

2.На 25-ом

3.На 16-ом

10. В честь чего был пир?

1.Победы царя над врагом

2.Прибытия заморских гостей

3.Дня рождения дочери

Жил маленький мальчик,

Был ростом он с пальчик.

Лицом был красавчик;

Как искры глазёнки.

Как пух волосёнки… 

Подсказка (Мальчик с пальчик, Василий Андреевич Жуковский)

Прижавшись к яблоне, Иван-царевич

Сидит, не движется, не дышит, ждет:

Что будет? Сев на яблоню, жар-птица

За дело принялась и нарвала

С десяток яблок.

Подсказка (Иван – царевич и серый волк, Василий Андреевич Жуковский)

Жил мельник. Жил он, жил и умер,
Оставивши своим трем сыновьям
В наследство мельницу, осла, кота
И… только. Мельницу взял старший сын,
Осла взял средний; а меньшому дали
Кота.

Подсказка (Кот в сапогах, Василий Андреевич Жуковский)

Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года

Был он женат и жил в согласье с женою; но все им

Бог детей не давал, и было царю то прискорбно.

Нужда случилась царю осмотреть свое государство;

Он простился с царицей и восемь месяцев ровно

Пробыл в отлучке.

Подсказка (Сказка о царе Берендее,Василий Андреевич Жуковский)

О дивной розе без шипов
Давно твердят в стихах и прозе;
Издревле молим мы богов
Открыть нам путь к чудесной розе…
 

Подсказка (Мальчик с пальчик, Василий Андреевич Жуковский)

Однажды жил, не знаю где, богатый

И добрый человек. Он был женат

И всей душой любил свою жену;

Но не было у них детей; и это

Их сокрушало, и они молились,

Чтобы господь благословил их брак;

И к господу молитва их достигла.

Был сад кругом их дома; на поляне

Там дерево тюльпанное росло.

Подсказка (Тюльпанное дерево,Василий Андреевич Жуковский)

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»

Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;

  • сопоставить эту сказку с народными сказками;

  • проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.

Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.

Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.

Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.

Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.

(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )

2. Чтение текста учителем.

  1. Работа с текстом:

Беседа:

  • Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

Да Нет

— вступление, зачин — стихотворный текст

— концовка — необычные герои

— положительные и отрицательные герои — необычные имена

— эпитеты — автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-

рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин ( зачитываем)

  2. Концовка ( зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные ( называем)

  4. Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)

  • А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-

вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

  • Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)

  • Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

  • Время всё текло, текло,

Вот и 300 лет прошло…

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

  • Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? ( волшебство, волшебные вещи)

  • Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:

    1. авторство

    2. стихотворная форма

    3. необычные герои

    4. необычные имена

Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)

4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
  2. Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
  3. Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе

План урока:

  1. Оргмомент ( 2 мин.)
  2. Проверка д/з. (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала ( 26мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
  6. Задание на дом (2 мин.)

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

Ход урока

I. Оргмомент.
Сообщение темы. Целевая установка на урок.
II. Проверка д/з (фронтальный опрос).
Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала.
Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5)
Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6)
Учащиеся Волшебной
Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7)
Учитель говорит о главных и второстепенных героях.
Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки
Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды)
IV. Подведение итогов.
Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?
Учащиеся (Звучат ответы)
Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок.
VI. Задание на дом.
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Использованная литература:

  1. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
  3. «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
  4. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
  5. Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.

Интернет-ресурсы:

  • zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
  • www.zhukovskiy.net.ru
  • www.a4format.ru
  • hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

Литература

5 класс

Урок № 11

Жуковский В. А. «Спящая царевна»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь творчество В. А. Жуковского.
  2. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
  3. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.

Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.

Терновник – вид колючего кустарника.

Ланиты (устар.) – щёки.

Чело (устар.) – лоб.

Очи (устар.) – глаза.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.

Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!

Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.

Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.

Автор рисует картины спящего красочного мира.

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.

Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.

В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей…

Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.

Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)

Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.

Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.

Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.

Теоретический материал для углубленного изучения

В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.

«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

Варианты ответов:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица» Шарль Перро

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Задание: восстановите последовательность событий в сказке

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Волшебная сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна» (с применением технологии «Педагогическая мастерская»).

Цель:

выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения;

формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, создания иллюстраций к тексту, лексической работы с текстом, умение обобщать изученный материал, выделять главное в прочитанном фрагменте текста;

развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе идеи произведения и определения лексического значения слов «поступок» и «проступок».

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.

Метапредметные УУД:

Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Форма урока: индивидуальная, фронтальная, система малых групп.

Задачи для обучающихся: продемонстрировать навыки и умения в области литературы, знание текста в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», умение обобщать полученную информацию и делать выводы.

Урок — мастерская начинается с организации пространства – участники объединяются в четыре группы («Исследователи», «Художники», «Энциклопедисты», «Аналитики»).

Ход урока

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке! Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

1 этап (индукция)

Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы находитесь в волшебном мире…

Звучит музыка («Волшебная»)

Какой он – волшебный мир? Что царит в нем? Какие герои живут там?

(ответы обучающихся)

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.

Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к уроку. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?

2 этап (самоконструкция)

Дома вы самостоятельно читали произведение В. А. Жуковского.

– Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские сказки)

– Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало вас?

(обучающиеся в течение минуты записывают свои мысли и чувства в тетради, затем высказывают свое мнение)

3 этап (социализация)

1 группа «Исследователи»

1. Определите историю создания сказки «Спящая царевна» (работа с учебником).

Летом 1831 года В. А. Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г. Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной форме сказки.

2 группа «Художники»

1. Соотнести иллюстрации с содержанием сказки (иллюстрации предоставлены учителем – мастером).

2. На основе иллюстраций перескажите сюжет сказки (кратко).

t1643109937aa.jpg

3 группа «Энциклопедисты»

1. Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Определите их значение. (Данная работа была выполнена дома в виде плакате, на уроке ребята его представили)

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

4 группа «Аналитики»

1. Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

2. Почему царь Матвей не позвал на пир двенадцатую чародейку? Что это за собой повлекло?

3. Смог ли кто-то рассеять чары колдовства? (если да, то каким образом?)

4. Какова основная идея сказки?

4 этап (афиширование)

Ребята, поработаем в группах и попробуем ответить на главный вопрос урока: «Произведение «Спящая царевна» — это сказка?»

1 группа «Исследователи»

Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

2 группа «Художники»

Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      ( 
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)

3 группа «Энциклопедисты»

Определите зачин, концовку, повторы. Действуют ли в сказке помощники?

4 группа «Аналитики»

Определите положительных и отрицательных героев.

Ребята представляют свои работы в виде кластеров, схем, рисунков.

Затем все работы объединяются в одну общую.

Обучающиеся делают вывод о том, что произведение В.А. Жуковского «Спящая царевна» действительно относится к сказками.

5 этап (рефлексия)

Какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

Высказывают свои мнения.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Список использованной литературы

Белова Н.И., Орлова О.В. По меркам добра: педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации. Методическое пособие. – Ковров, ООО «Медиа-Пресс», 2013.-176с.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016 — 252 с.

Галицких О.Е. «От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций педагогов и школьников. Методическое пособие. Санкт-Петербург/ «ПАРИТЕТ», 2003. — 143 с.

Урок 20. Тема. «Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сходные и различные черты литературной и народной сказки»

Цели урока:

1. обучающие:

Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2. развивающие: 

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

3. воспитывающие: 

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные УУД:

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопрос: История создания сказки

Ход урока

     1. Орг. Момент

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

     2. Вступительная беседа. (1 СЛАЙД)

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

— Ребята, любите ли вы читать сказки? 

— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор? (2 СЛАЙД)

     3.  Сообщение темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации. 

-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)

 (3 СЛАЙД)  -А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна»,  а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? 

Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение. 

Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).

4. Анализ содержания сказки

— Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

   Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. 

   — Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (4 СЛАЙД)

(Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)

   Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

— Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда

 · Столкновение с волшебной силой

 · Существование какого-либо запрета

 · Волшебные персонажи

 · Волшебные предметы

 · Символы

— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? (5 СЛАЙД)

Пророчество рака

Предсказания чародеек

Заколдованный сон

Пробуждение

— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

— Почему автор называет рака пророком? (Пророк — предсказатель будущего).

— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? 

— Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? 

(Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)

 – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

— Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

5. Физминутка

— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон? 

— Кто же разбудил спящую царевну?

— От кого он узнал о спящей царевне?

— Что поведал ему старик? Прочитайте.

— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а … «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».

И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника — кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.

А ему было страшно?. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но … Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь» (из книги «Энциклопедия русской мудрости». Показ книги и рекомендации учителя). (6 СЛАЙД)

Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем.

— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем  описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

 — Описание природы – это пейзаж.  В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае  пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

— Прочитайте описание портрета царевны.

— Какой же была царевна?

— Как заканчивается сказка?

— Что же побеждает в этой сказке?

— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?

— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

— Какова  же главная мысль сказки? (Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

6. Итог урока.

— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

— Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?

      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был.», концовка: «Свадьба, пир, и я там был.»

      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.

      Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор

(7 СЛАЙД)

Сходство    Различие       

Идея-добро побеждает зло    Автор       

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)    Более разнообразные приключения.       

Построение: зачин, действия, концовка.    Стихотворная речь       

Употребление устойчивых выражений    Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты»)       

Волшебные «заколдованные предметы    Жанр     

7. Рефлексия:  (8 СЛАЙД)

А.С. Пушкин говорил:

 Сказка – ложь, да в ней намек,

 Добрым молодцам урок.

 – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что, может, было, а, может быть, и нет.

Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,

Конец у них счастливый, недолгая беда. 

А то, что необычно, и то, что невозможно,

Обычным и возможным становится всегда. 

        Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

8. Домашнее задание. Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным и оформите из в виде книжки-малышки с иллюстрациями.

Просмотр содержимого документа

«мой урок»

  • Открыл настежь как пишется
  • Открытый банк сочинений фипи
  • Открывшийся магазин как пишется
  • Открытый банк аргументов для итогового сочинения
  • Открыватся или открываться как пишется