Открытый урок по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самовецкая средняя общеобразовательная школа »

Конспект урока литературного чтения

                                       А.А.Пушкин 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».  

 Разработала:

Попова Елена Александровна

учитель 4  класса

2014г

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка, добро и зло.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Какой сейчас урок? Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».

Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.

II. Вступительное слово учителя

—  Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III. Проверка домашнего задания. (дети перечитывали сказку)

    Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 12 ).

( Учащиеся сверяют найденное со строками после щелчка)

— Иллюстрации, которые вы посмотрели, сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 Самооценка за работу. ( листы самооценки)

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. (работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

— Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?)

V. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)

— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть, зависть.)

— Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.)

— А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

—  И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

—  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

—  Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)

— Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?
  2. Внешний облик героя.
  3. Какие поступки совершает?
  4. Какой характер у героя?
  5. Как к герою относится автор?
  6. Своё отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX. Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

— Как автор относится к главным героям? Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие
возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование:

1. Портрет А. С. Пушкина.

2. Кроссворд.

3. Таблички слов: “Зачин”, “Концовка”,
“Волшебство”, “Трёхкратные повторы”.

Ход урока

1. Организационный момент.

У.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

2. Вступительная беседа.

У. Какому писателю посвящены эти строки?

Смуглый отрок бродил по аллеям
У озёрных глухих берегов.
И столетия мы леем
Еле слышный шелест шагов.

А. Ахматова.

Д. А. С. Пушкину.

У. Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?

Д. 6 июня 1799 г., в Москве.

У. Как звали няню поэта?

Д. Арина Родионовна.

У. Где учился А. С. Пушкин?

Д. В Царскосельском лицее.

У. С кем из известных писателей дружил А. С.
Пушкин?

Д. В. А. Жуковским.

У. Какие стихи Пушкина вы помните наизусть?

Д. Туча. Няня. Осень.

3. Проверка домашнего задания.

У. Прочитайте стихотворение “Осень” наизусть.

Д. Чтение стихотворения 1-м учеником наизусть.

У. Какое чувство возникает у тебя при чтении
этого стихотворения?

Д. Возникает чувство грусти, так как
приближается зима.

Д. Чтение стихотворения 2-м учеником наизусть.

У. Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому
стихотворению?

Д. Позднюю осень.

4. Постановка цели урока.

У. А. С. Пушкин писал произведения разных жанров.
С ними мы и познакомимся на уроках литературного
чтения.

Особенности, какого жанра перечислены у меня на
доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные
повторы?

Д. Это сказка.

У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом
петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

У. Хорошо ли вы знаете, эти сказки мы сейчас
проверим, разгадав кроссворд (РИСУНОК 1).

1. Как старуха называла старика в сказке
“Золотая рыбка”? (Простофиля)

2. Птица, которая была посажена на спину для
охраны границ. (Петушок)

3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце.
(Белка)

4.

Пристают к заставе гости
…. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

5.

Глядь: опять пред ними землянка,
А пред нею разбитое …(Корыто)

6.

И послушалась…. .
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)

У. Какое слово объединяет все отгаданные слова?

Д. Сказка.

У. Молодцы, справились с заданием.

5. Работа над сказкой.

У. Кто догадался тему нашего урока?

Д. Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин
“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

У. В основе этой сказки – народная сказка,
рассказанная няней. Многие эпизоды введены
поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха,
королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых
замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

У. Прежде чем перейти к знакомству с этой
сказкой мы разберём значение некоторых слов,
которые встретятся в тексте.

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

Чтение учителя.

Учебник: “Родная речь”, М. В. Голованова, В. Г.
Горецкий Москва “Просвещение” 2004г. Стр. 97 – 98.

У. Ребята, я прочитаю вам начало сказки, а вы
следите по учебнику и приготовьтесь отвечать на
вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. С какими героями сказки вы познакомились?

Д. Царь, царица, дочь.

У. Какое время года описывается в данной части?

Д. Зима.

У. Сколько месяцев ждала царица своего царя?

Д. 9 месяцев.

У. Какое чудо произошло накануне Рождества?

Д. Родилась у царя дочь.

У. Когда воротился царь-отец?

Д. Рано утром.

У. Что произошло с царицей?

Д. Умерла.

У. Через сколько времени царь женился на другой?
(

. Через год.

У. Что обычно происходит в сказках с девочками,
у которых появляется мачеха?

Д. Мачехи отрицательно относятся к своим
падчерицам.

Физкультминутка.

У.

Вы, наверное, устали?
НУ, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся, (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

Прогнозирование содержания сказки.

У. Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться
события дальше?

Д. Злая царица погубит царевну.

Самостоятельное чтение учащимися.
Стр. 99.

У. Ребята, вы сейчас самостоятельно
прочитываете текст и готовитесь к выборочному
чтению.

Выборочное чтение. Стр. 99.

У. Найти и прочитать описание царицы.

Д.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

У. Что было дано ей в приданое?

Д.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;

У. Какое свойство имело зеркало?

Д.

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

Чтение по цепочке и хором. Стр. 100.

У. Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к
прочитанной части и подготовьтесь отвечать на
вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём
воображении?

Д. Царицу с зеркалом.

У. Какой была молодая царица?

Д. Белолица, черноброва.

У. Как звали её жениха?

Д. Елисей.

У. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

Д. Семь торговых городов, да 140 теремов.

У. Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что
ответило ей зеркало?

Д. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

У. Как повела себя царица с зеркалом?

У. О каком качестве царицы этот поступок
говорит?

Д. Злость, зависть.

У. Зависть – это положительное или
отрицательное чувство?

У. Ребята, как вы думаете, царица, страдающая
чёрной завистью, способна на какие поступки?

Д. Злые, низкие, мстительные.

6. Итог урока.

У. Понравилась ли вам сказка?

Д. Да.

У. Какие чувства вы испытывали при чтении
сказки? Почему?

Д. Чувства страха, грусти.

У. В какие моменты вам было страшно, грустно,
смешно? Почему?

Д. Смешно, когда царица злилась на зеркало.
Страшно то, что злая царица хочет погубить
царевну.

У. С каким настроением уходим с урока?

Д. Прекрасным, радостным, весёлым.

Домашнее задание.

У. Подготовить выразительное чтение и
нарисовать иллюстрацию.

Литературное чтение.

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

в 4 классе

Цели: познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся, формировать умение прогнозировать текст; развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей; воспитывать любовь к чтению, к книге.

Формируемые УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев, пользуются толковым словарём;

Коммуникативные: ведут диалог, выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку зрения.

Личностные: учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного

материала, расширение кругозора;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/

2. Этап актуализация пробного учебного действия. Беседа.

Найти подходящую присказку в других сказках, изменить её или придумать свою.

— Почему этими строками начинаем мы наш урок?

— Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (Будем читать сказку)

— Посмотрите на портрет. Кто это?

— А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.

— Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?

— Кто был лучшим другом поэта?

— Где учился А. С. Пушкин?

— С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

— Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

— Кто готов сегодня их прочесть?

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

— В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?

— Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

— Посмотрите несколько кадров из этой сказки, определите её название и назовите тему урока и поставьте цели:

Познакомиться с…..

Учиться…….

Применять знания в жизни…..

5.Этап реализации построенного проекта.

— Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм.

— В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

— При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

Чтение сказки.

— Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать.

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи. Анализ сказки.

— С какими героями сказки вы познакомились?

— Какое время года описывается в данной части?

— Сколько месяцев ждала царица своего царя?

— Какое чудо произошло накануне Рождества?

— Когда воротился царь-отец?

— Что произошло с царицей?

— Через сколько времени царь женился на другой?

— Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

— Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем.

Физминутка.

7.Этап самостоятельной работы.

Самостоятельное чтение учащимися.

— Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

— Найти и прочитать описание царицы.

— Что было дано ей в приданое?

— Какое свойство имело зеркало?

— Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Чтение по цепочке 3 части

— А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

— Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

Беседа о прочитанном.

— Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

— Какой была молодая царица?

— Как звали её жениха?

— Какое приданое приготовил царь своей дочери?

— Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

— Как повела себя царица с зеркалом?

— О каком качестве царицы этот поступок говорит?

— Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

— Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Вывод: — Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные

действия. Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях?

9.Рефлексия.

Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.

— С какой сказкой вы познакомились сегодня.

— К какому виду сказок относится эта произведение?

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?

Анализ работы по табличкам.

* Всё было понятно.

* Было трудно.

* Расскажу другим.

* Было интересно.

10.Домашнее задание.

  • Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки

— А вот следующее задание по выбору:

  • Инсценировка эпизода с зеркалом.

  • Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Выполнила:

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка, добро и зло.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Какой сейчас урок? Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».

Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.

II. Вступительное слово учителя

—  Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III. Проверка домашнего задания. (дети перечитывали сказку)

    Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 12 ).

( Учащиеся сверяют найденное со строками после щелчка)

— Иллюстрации, которые вы посмотрели, сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 Самооценка за работу. ( листы самооценки)

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. (работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

— Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?)

V. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)

Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть, зависть.)

Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.)

А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

 И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

—  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

 Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)

Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?

  2. Внешний облик героя.

  3. Какие поступки совершает?

  4. Какой характер у героя?

  5. Как к герою относится автор?

  6. Своё отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX. Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

— Как автор относится к главным героям? Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

А.С. Пушкин. «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях»

Цели:
прочитать
сказку А.С. Пушкина; учить анализировать
поступки героев; обучать грамотному, выразительному
чтению;
развивать память, речь.

Ход урока 1

I.  Организационный
момент

II.  Проверка домашнего
задания

Ученики по очереди рассказывают
стихотворения наизусть.

III.   Физкультминутка

IV.     Введение в тему

1.  Вступительная
беседа.

     Какие сказки написал Александр Сергеевич Пушкин? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом
петушке»,
«Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем бога­
тыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о
работнике его Балде», «Сказка
о
мертвой царевне и о семи богатырях». Не-дописаннными
остались сказки
«Жених» и «Медведиха».)

    
Какие сказки вы читали?

    
Чем вам нравятся сказки А.С.
Пушкина?

2. Чтение и анализ сказки.

По ходу чтения дети отмечают
непонятные слова каранда­шом.

    
Каковы ваши впечатления от
прочитанного?

    
Что вам больше всего запомнилось
из этой сказки?

V.  Итог урока

    
К какому
виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой
царевне
и о семи богатырях»?

     Кому нравится читать стихи
Александра Сергеевича, под­
нимите руки. А
кому — сказки?

Домашнее
задание:
перечитать сказку,
нарисовать иллюстра­ции к понравившемуся отрывку.

Ход урока 2

I. Организационный
момент

II. Речевая разминка

—   Прочитайте
отрывок из стихотворения «птичьим базаром».

На море, на окияне, На острове Буяне Стоит бык
печеный,
В заду
чеснок толченый.
С
одного-то боку режь,
А
с другого макая да ешь.

—   А теперь попробуем прочитать медленно, потом с ускоре­
нием, разными интонациями: с вопросительной, с утвер­
дительной, с сердитой, с веселой.

III. Проверка домашнего задания

К сегодняшнему
уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они
посвящены.

Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки,
которые более точно раскрывают их содержание.

Ученики по очереди представляют классу нарисованные
иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наибо­лее удачные рисунки.

VI. Работа над содержанием сказки

1. Вступительная беседа.

Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А на­зывается она… . («Сказка о мертвой царевне и
семи бога­
тырях».)

Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и
написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сю­жет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, кото­рую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)

2.    
Чтение и анализ сказки до слов
«Но невеста молодая…».

3.   
Беседа по вопросам.

Что вы узнали
из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите
описание новой царицы.

Как понимаете
выражение «И умом и всем взяла»?

Объясните значение слов:
«ломлива» и «своенравна». (Лом­
лива упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая
так, как вздумается.)

Какое приданое
имела царевна?

Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он
ее сравнивает? (С цветком.)

Что значит
«нраву кроткого такого…»?

Какое приданое
приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое
«девичник»? (В народном сва­
дебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты нака­нуне венчания, а также вообще
вечеринка, на которую со­
бираются
девушки, женщины.)

Что узнала
царица от зеркальца?

Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить,
ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в
жизни?

Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»?
Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему
они приводят?

К чему привела
черная зависть в сказке?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над сказкой

1.
Чтение сказки до слов «Раз царевна
молодая…» (с. 82).

2.    
Беседа по вопросам.

Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в
тереме? Что она стала делать?

О каких чертах
характера это говорит?

Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После ка­ких
слов?

Как богатыри
узнали, что в их доме царевна?

Как царевне
жилось у богатырей?

Чем занимались
богатыри, как об этом говорит автор?

Как братья
пришли свататься к царевне?

Почему она им
отказала? Какой она была?

Как царица
узнала, что молодая царевна жива-здорова?

Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать
голосом характеры героев?

VII.  Итог урока

—   Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас
заду­маться?

—   Как автор относится к главным
героиням? Докажите.
Домашнее задание: дочитать сказку до конца; подобрать сино­нимы к
словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «гроз­
но», «изумленный»; подобрать антонимы к словам
«жданный»,
«грешен»; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вме­сте
со словами, к которым они относятся.

Ход урока 3

I. Организационный
момент

II.  Проверка
домашнего задания

Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего за­дания.
Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный своевольный,
самодурный, самоуправный;
мерзкий
— отвратительный, гнусный; желанный
долгож­данный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумлен­ный
удивленный.)

Молодцы! А теперь назовите
антонимы к словам «ждан­
ный» и «грешен»? (Жданный нежданный; грешен — без­грешен.)

Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы нач­нете
читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение,
дающее дополнительную художе­ственную
характеристику предмета (явления) в виде скры­
того сравнения («чистое поле», «парус одинокий».)      
]

Слушаются ответы детей.                                                    j

III. Работа над текстом
сказки
                                                  
j

1.    
Чтение сказки до слов «В тот же
день царица злая…».

2.   
Беседа.                                                                                j

Как молодая
царевна встретила нищую черницу?

Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.);

Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал)
пес.)   
!

Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? |

Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха,
а ца
ревна бабушка. Она не знает, что из себя
представляет
нищая.)        

Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, по­чему
она не дождалась обеда, как хотела?

Как братья
узнали о несчастье?

Почему они не
стали хоронить царевну?

IV.  Физкультминутка

V. Продолжение
работы над сказкой
1.
Анализ отрывка.

Прочитайте выразительно отрывок
о том, как царица уз­
нала о гибели
царевны.

Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом
говорит автор?

2. Чтение отрывка по ролям до слов
«Ветер дале побежал…».
Учащиеся распределяют роли: автор, Солнце, Месяц, Ветер, королевич
Елисей.

—  Какие слова помогают представить солнце, месяц и
ветер
и понять отношение к ним героя?

3. Чтение и анализ отдельных отрывков.

    
Прочитайте о том, как Елисей нашел
свою невесту.

    
Можем ли мы
сказать, что Елисей спас свою невесту? До­
кажите.

    
Прочитайте последний отрывок
сказки.

4. Анализ сказки.

    
Чем она заканчивается? Почему?

    
Как, в виде кого представлено зло?

    
Подумайте и распределите героев по
группам: положи­тельные, отрицательные, нейтральные, герои-помощни­ки.

Дети
называют героев, учитель или сами учащиеся записы­
вают их на доске в нужную группу.

    
Есть ли в сказке волшебные
предметы? Какую роль они играют в сказке?

    
На какие части можно разделить
сказку и как их озагла­вить?

VI. Итог урока

     Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они
различаются?

    
Что хотел сказать поэт читателям,
создав эту сказку?

    
Почему эта история названа
сказкой?

Домашнее задание: подробно пересказать одну из частей сказки. Найти  стихотворение А.С.
Пушкина «Песнь 
о вещем Олеге» и
прочитать вместе с родителями; приготовить

выразительное чтение
понравившегося отрывка.

Дополнительный
материал

Бумага

Когда-то
люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали
на папирусе — материале, изготовлен­
ном
из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать
на пергаменте — особым образом обработанной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь
приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры
тутового дерева, по­зднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для
получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбива­ли
деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей.
Полученную массу пере­мешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали,
пока вода
стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под
пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских пли­тах. В
Европе бумага стала известна только в
XIII в.

Книги

Старинные рукописные книги
представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось
разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на
специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже
сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали
их вручную на пергаменте. Два больших листа пер­
гамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях,
украшая текст цвет­
ными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал
переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием
занимались монахи в монастырях. Гам же
находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга
появилась в Корее в начале
VIII в. Восток и в этом обогнал
Европу. В
Китае с XI в. умели
печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных
табличках — клише — вырезались тек­сты и рисунки, потом клише смазывали краской
и прижимали к бу­маге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для
каждой страницы приходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном
деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок
со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры -можно
было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг
также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на
латинском языке — была отпечатана Гутенбергом
в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800
жчемпляров. Она
состояла из 1284 стр

Литературное чтение, 4 класс

Урок 11. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и его анализ.

Глоссарий по теме

Инда – так что даже.

Очи – глаза.

Сочельник – вечер накануне Рождества.

Перст – палец.

Девичник – праздник, на котором собираются девушки.

Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. 

Под святыми – под иконами.

Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей (изразцовая печь, изразцовый пол)

Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.

Вытравить – выгнать.

Об нём хватилась – о нём вспомнила.

Хлопочет – беспокоится.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; сказка; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Мы изучили его биографию и знаем о его тесной связи с няней Ариной Родионовной. Поэт любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».

Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Многие из этих сказок поэт изложил в прекрасных стихах.

Кто не зачитывается его сказками: «О попе и работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», и другими?!

Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из наиболее известных его сказок. Возможно, эта сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм. Написана она в 1833 году в Болдино. В основу этой сказки легла русская народная сказка, рассказанная няней поэта Ариной Родионовной.

Попробуйте по картинке догадаться, о какой сказке идёт речь?

Конечно же, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Сейчас мы вместе прочитаем эту замечательную сказку и поговорим о героях, их поступках, проанализируем и сделаем выводы, постараемся ответить на вопрос: Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:

Инда – даже.

Сочельник – канун Рождества Христова, то есть день перед праздником.

Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.

Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Пауза.

Потому что это выдуманная история, такого не случится в реальной жизни.

Кто главные герои пушкинского произведения?

Что можно сказать о них? Пауза.

Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.

Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице

Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.

Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья

Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.

Далее мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, созданного по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

Подумайте, какой литературный приём применил Александр Сергеевич в этом эпизоде?

Пауза. Какой литературный приём вы узнали? Пауза.

Конечно же, олицетворение. Автор придал природным объектам свойства живых существ, наделил их речью, способностью мыслить и чувствовать. Пауза.

В: Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вам понравилось, запомнилось? Почему?

О: Прежде всего, произведение нравится читателям тем, что добро побеждает зло. В сказке очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. Также привлекает читателей чудесное зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов дети выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного пса Соколку. А ещё восхищаются мелодичными стихами.

Давайте дадим характеристику героям сказки.

В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют две противоположности: добро и зло.

Рассмотрим, как автор описывает царевну:

Мы можем сказать, что царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

В: Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?

О:Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.

В: А кто воплощает силы зла?

О: Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Посмотрим, как Пушкин описывает её?

О царице-мачехе мы можем сказать, что она красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь.

Царица решила погубить царевну, потому что завидовала её красоте.

В: Смогла бы она в одиночку вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха? Кто ей помогал? Найдем ответы в тексте:

О: Помогала царице Чернавка. Сама по себе она злая или нет?

Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, в душе её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …

Чёрт ли сладит С бабой гневной?

Спорить нечего …

Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса. А, спустя некоторое время, приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что неплохая по своей сути девушка совершает плохие, злые дела, страх помогает осуществляться злу, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.

В: Почему же царица так ненавидела царевну?

О: Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её. Это и вызвало гнев мачехи. Ведь она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости.

В: Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно»

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

О: Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя.

В: Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?

О: Через год после смерти родной матери:

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

В: Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?

О: Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.

В: Когда же мачеха вспомнила о падчерице?

О: Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Но, несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

В: Вспомните, как автор описал царевну. Какие слова применил?

О: Нраву кроткого такого (тихая, скромная, приветливая). Она не требовала к себе внимания, жила «тихомолком». Оказавшись в тереме богатырей, приняла это смиренно, была, как и прежде, добра, приветлива, верна своему жениху.

Откуда же эти качества у царевны? Конечно же, от матери. Обратимся к тексту, как ведёт себя родная мать царевны в ожидании мужа:

Из этих строк понятно, что главными качествами её характера были любовь и верность.

Умение любить, быть верной и терпеливой передались от неё и дочери.

В: Почему царице-мачехе не удалось погубить царевну?

О: Царевне помог её добрый нрав. Ведь кротким, терпеливым и смиренным героям в сказках оказывают помощь.

Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она

Богатыри приютили царевну в своём доме и всей душой полюбили её. Их пленила её красота и скромность.

А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.

Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:

Богатыри не решились похоронить царевну, и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без

устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим

кротким нравом …

В: Давайте вспомним, как он искал свою невесту.

О: В сказках добрым героям всегда помогают силы природы. Следуя традициям народных сказок, Пушкин одушевляет такие явления природы, как солнце, месяц, ветер. Ветер сообщает королевичу Елисею печальную новость о смерти царевны.

От чего умерла царевна-мать? От счастья, что увидела мужа после долгой разлуки:

Таким образом, Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю.

В: Что по вашему важнее — красота внешняя или красота внутренняя?

О: Сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра.

Разбор типового тренировочного задания

Угадайте героев сказки по описанию. Соедините героев с их описанием линией.

Первый столбец:

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

  1. Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя

  1. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

  1. Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

  1. И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен.

Второй столбец:

  1. Царевна;
  2. Месяц;
  3. Королевич Елисей;
  4. Царица-мать;
  5. Царица-мачеха.

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Выбор элемента из выпадающего списка

Почему царевна отказалась стать женой одного из богатырей?

Варианты ответа: боялась обидеть остальных; не могла выбрать лучшего из них; хранила верность своему жениху.

2 вариант

Как богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

Варианты ответа: по одежде; по речи; по осанке.

  • Открытый урок литературы в 5 классе по сказке жуковского спящая царевна
  • Открытый просмотр оод на тему путешествие по сказкам чуковского в старшей группе
  • Открыл настежь как пишется
  • Открытый банк сочинений фипи
  • Открывшийся магазин как пишется