Откуда хлеб пришел для дошкольников рассказ читать

                      Беседа с детьми старшей группы:

                              «Хлеб – всему голова»

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.

Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб — кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.

Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.

Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.

Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают

Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб — символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок — кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

А теперь пришло время угощения. Встречайте наш хлебный каравай!

Ароматный Каравай по кусочку разбирай!
Угощайся, стар и млад. Чтоб дела пошли на лад!

Наглядный плакат для повторения материала:

Железко Светлана Анатольевна

 МАДОУ города Нижневартовск

Д/С №49«Родничок»

Конспект
занятия

Тема:  Пересказ рассказа«Откуда
пришел хлеб
».

(старший дошкольный возраст 6-8лет)

Программное содержание:

1.Учить детей пересказывать рассказ, используя зрительную опору.
2.Закреплять
умение:

образовывать
родственные слова,

подбирать признаки к предмету.

3.Формировать представления:

о труде хлебороба,

сельскохозяйственной технике облегчающей его труд,

о взаимосвязи села и города.

4. Развивать:
— умение отвечать на вопросы полным предложением
, объснять значение пословиц,

—  внимание, мышление,
связную речь.
5. Воспитывать:

 -уважение к труду людей, выращивающих хлеб,

бережное отношение к хлебу,

— выдержку, терпение,

— умение слушать товарища.


Материалы: посылка, муляжи хлебобулочных изделий, мяч, картинки – подсказки, картинки с изображением
сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба, картинки
«колосков», «зернышек».

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе с/х техники, заучивание стихотворений о хлебе,
объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе
, чтение рассказа М.Глинской «Хлеб», М.Пришвина «Лисичкин
хлеб», сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу, экскурсия в
булочную
,
рассматривание картинок с/х техники, раскрашивание картинок с/х техники.

Ход занятия:

1.     Игровой
сюрпризный момент.

В группу приносят
посылку, в которой находятся хлебобулочные изделия. 

Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в
посылке, необходимо отгадать загадку:

«Отгадать легко и
быстро:

Мягкий, пышный и
душистый.

Он и черный, он и
белый,

А бывает
подгорелый.

Без него плохой
обед,

Вкусней его на
свете нет»
. (Хлеб)

 Воспитатель: 

Вы правильно отгадали.

А какие слова в загадке помогли вам
догадаться, что это хлеб?

(мягкий, пышный,
душистый, черный, белый, бывает
подгорелый.)

2.     Игра с
мячом
 (образование
родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает
вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

-назови хлеб ласково
(хлебушек)

-крошки хлеба какие?
(хлебные)

-квас из хлеба как
называется? (хлебный)

-прибор для резки
хлеба? (хлеборезка)

-посуда для хлеба?
(хлебница)

-кто выращивает хлеб?
(хлебороб)

-кто печет хлеб?
(хлебопек)

-назови завод, где
выпекают хлеб? (хлебозавод)

-как называются
изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

 Воспитатель: Молодцы!
Вы хорошо играли.

А вы хотите узнать,
как хлеб попал к нам на стол?

-может, он на дереве
вырос?

-может на грядке?

3.     Чтение
рассказа

Воспитатель: Я
вам прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно, потом расскажете.

Откуда хлеб пришёл?

Наступила весна. Растаял
снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий
хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в
небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в
землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле
заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны,
как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут
тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

4.     Беседа по рассказу:

·       
Какое время года наступило?

·       
Кто выехал в поле?

·       
Какую работу выполняют трактористы?

·       
Что делают хлеборобы?

·       
Какую работу выполняет самолет?

·       
Что произойдет к концу лета?

·       
Кто выйдет в поле?

·       
Что сделают с намолоченным зерном?

·       
Что с зерном сделают в пекарне?

·       
Куда отвезут хлеб?

5 . А теперь немножко отдохнем.

 Физкультминутка.

Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва
вправо, затем влево)

Прорастут
ростки,
 (приседаем на
корточки, затем медленно встаем в 

Скоро будут
колоски. 
полный рост и
поднимаем руки вверх над головой)

А придет пора
Выйдут в поле
трактора.
 (руки
сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)

Уберем
урожай.
 (наклоны,
имитируем сбор колосьев)

Испечем
каравай! 
(руки на
уровни груди сцепляем в замок в виде круга)

6. Игра
«Что нужно для работы хлебороба?»

Воспитатель: 

Кто выращивает хлеб?

Отберите картинки с изображением
сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

Откуда сельские жители берут
технику?

Есть ли у них большие заводы по производству и
выпуску тракторов, комбайнов, косилок, поливальных машин?

(Воспитатель формирует вывод о взаимосвязи
города и села
).

7. Игра «Назови профессию»

Кто работает на тракторе?

Кто работает на комбайне?

Кто выращивает хлеб?

Кто работает на мельнице?

Кто работает в пекарне?

8.  Повторное чтение рассказа и пересказ по
опорным схемам.

Воспитатель: 

Ребята, я для вас приготовили картинки- подсказки,
давайте по этим картинкам попробуем пересказать этот рассказ, но сначала послушайте
рассказ еще один раз.

 (воспитатель
читает рассказ, на интерактивной доске появляются картинки подсказки).

-А сейчас, давайте
перескажем рассказ
сначала по
цепочке, затем весь рассказ
).

— Молодцы, вы
хорошо справились с пересказом рассказа
.

9. Анализ
ситуации «Как обращаться с хлебом»

Воспитатель:  Ребта, хлеб является одним из главных продуктов
питания. В его производстве участвуют многие люди.
Но есть люди, которые не очень хорошо обращаются с
хлебом. Послушайте, и сделайте вывод.

(Воспитатель описывает детям ситуации
различного обращения с хлебом
).

Например:

1.На столе — «булочки», компот в стаканах. Один
ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в
остальных.

2. Мальчик кушал   хлеб и вышел с ним на улицу.  Дети позвали
его играть в футбол. Недоев кусочек хлеба, он бросил его на землю.

(Дети предлагают
варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной
человек
).

         10.
Объяснение пословиц.

Воспитатель: — Ребята что я сказала? (Пословицу).

                         
— Как вы их понимаете?

 

Много снега – много

хлеба

У
кого хлеб родится, тот и веселится

Воспитатель: 

-А вы знаете
пословицы о хлебе? Как вы их понимаете?

 Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь
на прогулке.

-Хлеб – всему
голова.

-Хлеб – наше
богатство.

-Без хлеба –
половина обеда.

-Не всякий хлеб
пашет, да всякий его ест.

-Хлебушек
ржаной – отец наш родной.

-С хлебом
русский человек – богатырь из века век.

-Не трудиться,
так и хлеба не добиться.

(дети говорят пословицы
и объясняют их значение.

Воспитатель: 

Богатая у нас страна!
Богатые урожаи выращивают наши хлеборобы! Честь им и слава! А вы, ребята,
должны научиться беречь хлеб и уважать труд хлеборобов.
Хлеб
надо беречь, в нем работа многих людей.

«Ветер спросил, пролетая:

-от чего ты, рожь, золотая?

А в ответ, колоски шелестят:

-золотые руки растят!»

11.Итог:

Воспитатель: 

Чем вам запомнилось сегодняшнее занятие?

Что вы расскажите о сегодняшнем занятии дома?

-А сейчас, кому было трудно на занятии, возьмите «колосок», а кому было
легко – возьмите «зернышко».

Детям о хлебе: материалы для занятий с детьми, познавательные видео, рассказы, развивающие задания.

В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.

Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.

Детям о хлебе

Давайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.

В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:

  • рассказ в картинках «Как выращивают хлеб»,
  • два коротких занимательных познавательных видеофильма для малышей,
  • упражнения для развития речи,
  • сказки и рассказы, стихи и загадки о хлебе.

Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»

Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.

Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их  подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.

Часть 1. Загадки о хлебе

Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.

1.1. Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше

«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»

Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы.

  • Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб?
  • После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
  • Если ребенок  согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!

1.2. Загадка о хлебе для детей 6-7 лет и старше

Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз  Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.

«Чудо. Лев Квитко.
Зернышко-крошку всю зиму хранил,
В рыхлую землю весной посадил.
Чудо случилось, наверное, с ним.
Зернышко стало  живым и большим.
Зернышко-крошка лежало в земле,
Лежало, согрелось, разбухло в тепле.
Сначала разбухло, потом проросло.
Тонким росточком на грядке взошло.
Чубик завил этот слабый росток,
Выкинул перышки нежный листок.
Ну, разве не чудо, что чубик такой
Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!
Он землю буравил, он лез напролом,
Он к свету и солнцу пробился с трудом.
А над землею – опять чудеса:
Что-то растет не по дням – по часам.
Зернышка нет и в помине давно.
Не угадаешь, чем стало оно? «

Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?

Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях

Спросите ребенка: откуда  берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?

Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.

2.1. Как растет пшеница и рожь? 

Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)

Пшеница и рожь. Сравнение.

После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.

Видео для детей «Как растет пшеница?»

Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:

  • где растет пшеница?
  • сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
  • как называются люди, которые выращивают хлеб,
  • как люди убирают урожай хлеба,
  • как раньше люди выращивали хлеб.

После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:

  • что его больше всего заинтересовало в фильме,
  • чем он хочет поделиться с папой, друзьями,
  • что его удивило в этом фильме,
  • что новое он узнал.
  • Задайте уточняющие вопросы по содержанию видеофильма. 

Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.

Литовская сказка.  Как волк вздумал хлеб печь  

Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.

Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»).  Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий  и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!

С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.

2.2.  Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб? 

Детям о тракторе 

Особенно интересен этот материал для мальчиков!

Расскажите ребенку, что раньше машин не было и  хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может  быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.

Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).

Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.

Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.

kak mashiny pomogaiut ubirat khleb

Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.

Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).

У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.

Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.

Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья! 

Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.

Борона и плуг

Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.

После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.

И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!

Как машины помогают людям выращивать хлеб

Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.

Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.

Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».

 Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей

Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».

Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:

  • что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
  • как устроен комбайн и как он работает?
  • какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?

Вот и получен урожай зерна!  Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.

Кто всегда в заботе?
Тракторист в заботе.
Поле он лелеет,
пашет он и сеет.
Кто всегда в заботе?
Кто всегда в заботе?
Грузовик в заботе.
Возит удобренья,
Чтоб росли растения.
Кто всегда в заботе?
Дождичек в заботе.
В поле он прольется,
Колосок напьется.
Кто всегда в заботе?
Комбайнер в заботе.
Рожь он убирает,
Отдыха не знает.
Кто всегда в заботе?
Хлебопек в заботе.
Мастер он искусный,
Хлеб печет он вкусный.
Кто забот не знает?
Рейн и Майн не знает?
Хлебушка поели
И повеселели:
«Спасибо!» Хельо Мянд.

Часть 3. Бережем хлеб

Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»: 

  • Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
  • Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
  • Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным. 

Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение

Попросите ребенка (в возрасте  5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.

Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»

  • Нарисуйте мост через речку на листе бумаги. Мостом будет дорожка из 5 прямоугольников . Каждый прямоугольник равен по размеру сторонам кирпичиков из строительного набора.
  • Задача ребенка или группы детей – перебраться на другой берег реки. А для этого нужно подобрать 5 доказательств – ответов на вопрос: «Почему так говорят?»
  • Дайте ребенку 5 кирпичиков из строительного набора. Каждый кирпичик в игре будет накладываться  на прямоугольник моста, поэтому должен быть абсолютно одинакового размера с ним.
  • Ребенок начинает подбирать доказательства. Вы помогаете ему наводящими вопросами, или наоборот задаете проблемные провоцирующие вопросы. Например: « Разве хлеб всему голова? Вода всему голова! Без нее человек не проживет. А без хлеба жить можно!» Как  только ребенок подобрал доказательство своей точки зрения – точный аргумент – мы кладем на мост кирпичик. Один шаг пройден. А еще почему так говорят? Найди еще другие доказательства!

Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:

  • Некоторым детям потребуется не просто нарисовать мост, а придумать целую историю о том,  зачем нам надо через него перебраться и выполнить это задание. Например,  мы в игре идем кого-то спасать или искать волшебное письмо или в гости к другу или отправились на поле смотреть, как растет хлеб.
  • Можно построрить мост из 5 кирпичиков по 1 пословице. А можно нарисовать длинный мост из 15 кирпичиков (и использовать 3 пословицы). Второй вариант хорошо подходит для группы детей.

Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:

— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный?).
— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
— Хлеб – батюшка, вода – матушка.
— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
— Хлеб да соль, и обед пошел.
— Будет хлеб — будет и песня.
— Рожь поспела — берись за дело.
— Много снега — много хлеба.+

Еще о хлебе Вы можете найти интересные материалы для занятий и игр с детьми в статьях рубрики «Мир вокруг нас»:

1. Интереснейшую статью в картинках  «Детям о профессиях. Кондитер». Из нее Ваши дети узнают:

  • кто печет булочки? чем отличаются профессии повара и кондитера?
  • какие бывают булочки и пироги?
  • как работает кондитерский цех?

Вы совершите настоящее видеопутешествие в цех, в котором выпекают булочки. А также Вы получите серию развивающих игр с детьми в картинках!

2. Осенние традиции на Руси  — уборка хлеба, проводы перелетных птиц и не только.  Осень — златопряха.

Все картинки статьи доступные для распечатки и другие картинки для занятий с детьми по теме «Хлеб», а также пошаговое описание речевых игр по этой теме Вы можете скачать бесплатно здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/rechevye-igry-i-kartinki-dlya-detej-po-teme-kak-vyrashhivayut-hleb/ .

Еще материалы по ознакомлению детей с профессиями Вы найдете в статье «Детям о профессии пожарного: познавательные рассказы в картинках, игры, развивающие задания». 

А как Вы знакомите детей с тем, откуда хлеб пришел? Удается ли воспитать у современных детей бережное отношение к хлебу и другим результатам труда человека? Что Вашим детям интересно узнать об окружающем мире? Какие есть у Вас предложения — о чем еще интересно будет почитать в рубрике сайта «Мир вокруг нас». Предлагаю обсудить в комментариях  после статьи. Буду рада всем предложениям!

До новых встреч на «Родной тропинке»!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

Цель: закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о значении хлеба в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб;
  • Расширять представления о многообразии хлебных продуктов;
  • Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения;
  • Уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6;
  • Обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;
  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
  • Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества;
  • Совершенствовать навыки конструктивной деятельности.

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение, умение решать проблемные ситуации;
  • Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
  • Формировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму;
  • Развивать у детей самостоятельность и инициативу, творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду работников сельского хозяйства.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности:

  • Игровая (игра с пособием круги Луллия);
  • Двигательная (игра с мячом);
  • Коммуникативная (свободное общение);
  • Познавательная (рассматривание, беседа).

Формы организации совместной деятельности:

Беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, игра с мячом.

Методы и приемы:

  • Словесные – беседа, объяснение, вопросы, образец;
  • Наглядные – демонстрация иллюстраций, схем;
  • Практические – игра с кругами Луллия, лепка изделий из соленого теста.

Предварительная работа: беседы: «Откуда хлеб пришел?», «Как растет хлеб?», «От колоска до хлеба»; чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о хлебе; рассматривание плакатов, иллюстраций; просмотр презентации «Откуда хлеб пришел?»; составление «паутинки» по теме; разучивание пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «Каравай»; строительство техники и хранилищ из разных видов конструктора; дидактические игры: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли?», «Что сначала, что потом?».

Материалы и оборудование:

Центр литературы и грамотности: картинки с героями сказок, готовая обложка для книжки-малышки, листы бумаги для записи сказок, степлер, ручка, пособие круги Луллия.

Центр математики: схемы для ориентировки на листе, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), клей, белые листы бумаги, карточки на состав чисел (4, 5, 6), простые карандаши, листы бумаги в крупную клетку.

Центр искусства: соленое тесто, вода, кисточки, материал для украшения (кунжут, посыпка, мак), схемы для лепки хлебобулочных изделий, скалки, дощечки.

Центр строительства: наборы конструктора с механизмом «Юниор», схемы постройки мельницы.

Утренний сбор: иллюстрации по теме, мяч.

Словарная работа: тракторист, комбайнер, сеяльщик, борона, агроном, пекарь, кондитер, злаки, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, колосья, колхозники.

Утренний сбор

Цель: создать положительный эмоциональный настрой на весь день; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; учить принимать самостоятельное решение относительно собственной занятости, направленности деятельности, места её реализации.

По звуковому сигналу (колокольчика) дети собираются в круг и садятся на ковёр.

Приветствие

Воспитатель:

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

«Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Пусть это утро будет добрым для всех нас (дети берутся за руки и улыбаются друг другу).

Ритуал «Новости»

Цель: активизировать словарь по теме «Хлеб – всему голова».

Воспитатель: Чтобы вы догадались, о чем мы поведем разговор, я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно (Воспитатель загадывает загадку).

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

Воспитатель: Что это?

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Да, верно, сегодня мы поговорим о самом главном богатстве – это про хлеб. Хлеб – самый главный на столе. Ребята, вы наверно слышали такое выражение «Хлеб — всему голова». Как вы понимаете это выражение? (Выслушиваются все предложения детей – самый главный продукт, в хлебе много полезных веществ, без хлеба нет жизни, его выращивают много людей.)

Воспитатель: Сегодня ребята подготовили для вас интересные сообщения, давайте их послушаем. Ксюша расскажет детям, как тяжело было с хлебом в военные годы (демонстрация маленького кусочка хлеба с нормой в ВОВ, из чего делали хлеб в военные годы, про хлебные карточки). Кирилл поделится с ребятами интересными фактами про хлеб (что дает хлеб организму, какие витамины содержит).

Дети делятся информацией, а воспитатель пускает по кругу мешочек с фишками (кому достается фишка со знаком вопроса – тот будет задавать вопрос, у кого фишка с восклицательным знаком – тот комментирует сообщение).

Дети передают мешочек друг другу и достают фишки, кому достались фишки со знаком вопроса и с восклицательным знаком, те дети будут задавать вопросы и комментировать.

Вопросы: Из чего делали хлеб в военные годы? Что такое хлебные карточки? Чем полезен хлеб? Какие витамины содержит?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, откуда хлеб пришел?

Игра с мячом «Откуда хлеб пришел?»

Цель: систематизировать знания детей о том, как выращивают хлеб.

Откуда хлеб пришел? – из магазина

А в магазин как попал? – из пекарни.

Что делают в пекарне? – пекут хлеб.

Из чего пекут хлеб? – из муки.

Из чего мука? – из зерен.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто ее посеял? – колхозники.

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда пришёл хлеб.

Проблемная ситуация

Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, учить устанавливать причинноследственные связи.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а из одного зернышка можно получить хлеб? (Дети высказывают свои предположения, активно участвуют в обсуждении). Из одного зернышка нет, но если его посадить, то вырастет колосок, в нем будет уже больше зерен. Эти зерна снова посадить, вырастет еще больше колосков. Эти колоски собрать, обмолотить и будет мука, а из муки – хлеб.

Воспитатель: Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Ведь хлеб — всему голова. А кто из вас знает пословицы и поговорки про хлеб?

Дети: Худ обед, когда хлеба нет. Много снега – много хлеба. Хлеб да вода – богатырская еда. Нет хлеба, так и нет обеда. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Воспитатель: Молодцы ребята, я уверена, что вы будете еще бережнее и уважительнее относиться к хлебу и к труду хлеборобов. А теперь я предлагаю подойти к «Доске выбора».

Работа с доской выбора

Цель: учить определяться с выбором Центров по интересам, формировать умение договариваться.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие центры у нас сегодня работают?

Дети перечисляют центры (Центр Математики, Центр Грамотности, Центр Искусства, Центр Конструирования), а затем определяют по числовым карточкам сколько человек будет работать в каждом центре.

Воспитатель: Сейчас я расскажу, какие задания вас ждут в центрах, а вы послушайте и сделайте свой выбор центра.

Предоставление информации о материалах в центрах активности

Воспитатель: В Центре Математики нужно будет разгадать секретный код, и в соответствии с кодом выложить фигуры; а так же нужно заполнить колоски цифрами (состав чисел 2, 3, 4); отгадать загадку, нарисовать отгадку (графический диктант — трактор). Если хотите, я могу вам помочь разгадать код и заполнить колоски.

В Центре Грамматики и Литературы вы будите изготавливать книжкималышки для родителей своими руками. А поможет вам в этом, наш волшебный круг (ТРИЗ-технология круги Луллия). Помогать вам будет в изготовлении книжек – малышек Анастасия Петровна (учитель — логопед).

Что же интересного вас ждет в Центре Строительства? Отгадайте загадку, и вы узнаете, что вы будите конструировать. «Машет крыльями — не птица, любит только ветер. Крутит жернова девица, целый день и вечер. И мукою славится, девица-красавица. Девица–умелица, ветряная (мельница). Воспитатель: Правильно ребята, это мельница. Сегодня вы будите конструкторами, и вам нужно будет собрать мельницы и привести их в движение (конструктор с механизмом «Юниор»).

А в Центре Искусства вас ждет необычная работа. Малыши сделали вам заказ, налепить из соленого теста хлебобулочных изделий для сюжетной игры «Магазин», они еще маленькие и не умеют лепить. А помогать вам будет в этой работе родитель.

Дети делают выбор и расходятся по центрам.

Центр Литературы и Грамотности

Игра с кругами Луллия «Сочиняй-ка»

Цель: совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества.

Работу в центре проводит учитель-логопед. На 1 круге картинки с изображением мест действий из различных сказок: болото, леса, комнаты, деревни, чудесный сад. 2 круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев: черепаха Тортилла, гуси – лебеди, Иван –царевич, Колобок, Дюймовочка. Дети выбирают сказочного героя, раскручивают круг и куда укажет стрелка, выбирают новое место обитания героя, придумывают новую сказку, с новым сюжетом. Дети по очереди раскручивают круг и придумывают свои сказки. А логопед в это время записывает за каждым ребенком текст и по окончании сказок они совместно изготавливают книжку – малышку, при этом ребенок делает зарисовки сюжета своей сказки.

Дети с помощью педагога скрепляют листы, подписывают свое имя и название сказки.

Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в придумывании новых сказок, предлагается помощь в виде мнемотаблиц по сюжету сказок.

Центр Математики

Цель: сформировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму; уточнять пространственные представления на листе бумаги (левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол); закреплять умения ориентироваться на плоскости листа (клетка, строка), умение действовать по схеме; уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в центре нас встречает Карандаш. У него для вас есть конверты с очень интересными заданиями.

Конверт № 1. Нужно расшифровать секретный код. У вас есть схемыалгоритмы (технология ТРИЗ), вы внимательно их изучаете и выполняете задание.

Дети выбирают геометрическую фигуру нужного цвета, количество и место ее расположения и найдя ей место, приклеивают на лист бумаги.

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы можете проверить выполненные задания друг у друга и оценить.

Дети проверяют задание сидящего рядом сверстника и обсуждают выявленные ошибки.

Воспитатель: Конверт № 2. Карандаш подготовил вам загадку, а вы отгадку нарисуете по клеточкам.

Загадка: Это сельский акробат,

Лучше лошади в сто крат.

Не проста у парня доля,

Днем и ночью пашет поле,

Тарахтит как очумелый,

Дым с трубы выходит серый (трактор).

Воспитатель: У вас есть карточки с направлениями движений карандаша, вы внимательно смотрите и выполняете задание.

Дети выполняют графический диктант). Закончив диктант, дети проверяют друг у друга выполнение и дорисовывают мелкие детали.

Воспитатель: Конверт №3. Посмотрите, у вас есть колоски, но они не простые, а математические. Подул ветер, и все цифры с колосков разлетелись. Что же делать?

Дети: Нужно вписать цифры.

Воспитатель: Правильно ребята (дети, справившиеся быстрее с заданием, помогают другим детям).

Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в выполнении заданий на состав чисел, карточки даются только на 2 числа (4 и 5).

Центр Искусства

Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Цель: создавать условия для раскрытия творческого потенциала для каждого ребенка, обучать приемам лепки из соленого теста (кренделя, косички, булочки).

В данном центре находится родитель и вспоминает с детьми, какие они знают изделия из теста (хлеб, пирожки, каравай, блины и т.д.), рассматривают иллюстрации. Дети вспоминают способы лепки с опорой на схемы, выбирают понравившийся вид изделия и начинают лепить. После лепки дети украшают свои кренделя и косички семенами кунжута, посыпкой, маком и выкладывают их на разнос.

Родитель: Ребята, когда изделия высохнут, вы можете отнести их малышам для игры «Магазин».

Индивидуальная работа: детям, затрудняющимся в лепке кренделей и косичек предложить образцы, схемы лепки.

Центр Конструирования

Цель: совершенствовать навыки конструктивной деятельности; развивать творческие способности детей.

Конструирование мельницы по схеме из конструктора с механизмами «Юниор». Подгрупповая работа.

Работу в центре проводит воспитатель.

Воспитатель: Ребята, в Центре нас встречает Самоделкин. Он решил собрать мельницу, а как ее собирать, не знает. Очень сложная схема. Что же делать?

Дети: Надо ему помочь.

Вместе с воспитателем дети рассматривают схемы постройки мельницы. Дети рассуждают, договариваются, и выбирают, какие детали нужны для конструирования.

Итоговый сбор

Цель: подвести итоги совместной деятельности детей и взрослых по данной теме.

Звучит колокольчик, дети собираются на ковре в круг.

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие задания вам понравились в Центрах? Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий и как вы с ними справились? Что в результате у вас получилось?

Воспитатель предлагает высказаться детям, работавшим в разных центрах. Один ребенок из центра рассказывает о проделанной работе, а остальные дополняют высказывание.

Рефлексия. Игра «Пожелания»

Цель: учить детей дружелюбию, взаимопониманию и поддержке.

Воспитатель: А сейчас мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье,

Мы подарим пожеланья.

Дети напоминают друг другу правила бережного отношения к хлебу (никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол, нельзя играть хлебом и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали свои знания, умения и старания! Ребята, все центры будут открыты в течение сегодняшнего дня. Кого заинтересовала работа в Центре, который вы не посещали сегодня, можете посетить его в течение дня и сделать то, что вам интересно. Спасибо за ваш труд!

Каким был первый хлеб?

У каждого продукта своя история возникновения. Такой универсальный продукт как хлеб существует практически во всех странах мира. Хлеб прошел длинный, сложный путь, прежде чем обрести форму красивых буханок у нас на столе.

15 тысяч лет назад наши предки в поисках пищи наткнулись на злаковые растения. Древние люди просто собирали зерна и ели их сырыми. Позднее они научились растирать зерна между камнями, в получившуюся массу, напоминающую муку вливали воду и варили. Так что можно с уверенностью сказать, что первым хлебом была питательная кашицеобразная масса из муки и воды. Люди поняли, что каша из поджаренных зерен вкуснее и стали делать ее гуще, и запекать. Получались первые пресные хлебные лепешки – с них и начинается мировая история хлебопечения. В эти времена создаются первые печи, посуда, ступки для растирания зерен, и мельницы с жерновами.

Счастливая случайность

Пышный хлеб появился не сразу, это произошло около 5 тысяч лет назад. По легенде, один из рабов в древнем Египте забыл о тесте, и оно немного забродило. Оставить без хлеба своих хозяев он не мог, поэтому все-таки поставил тесто в печь. Все были удивлены аппетитному виду и замечательному вкусу новой буханки. Она дольше сохраняла свежесть и лучше усваивалась организмом. Вместо наказания раба попросили рассказать, что он сделал, чтобы хлеб стал таким мягким и румяным. Разломив хлеб, древние люди увидели, что внутри он полон мелких отверстий, это был воздух, появившийся в процессе брожения.

На Руси в XI веке выпекался кислый ржаной хлеб, на закваске из предыдущей выпечки. Рецепт закваски передавался из поколения в поколение.

Дрожжей в чистом виде не существовало, поэтому вместо них в тесто примешивали забродивший виноградный сок, пивную пену, закваску из муки и вина или же просто оставляли тесто на длительное время, чтобы оно поднялось само. В Риме и Греции хлеб из чуть забродившего теста считался пищей для богатых людей, его подавали как отдельное блюдо. Рабам приходилось довольствоваться грубым хлебом, тесто для него не сбраживалось, а выпекалось сразу же. Появились разные вариации хлеба – с молоком, сахаром, маком, медом.

Первые пекари и автоматизация

Умение печь вкусный пышный хлеб очень ценилось в те времена, поэтому пекарей берегли. За убийство пекаря человека сразу же казнили, ведь он мог спровоцировать голод. Но если сам пекарь делал плохой хлеб – его наказывали по всей строгости, потому, что муку люди получали с огромным трудом, и переводить ее на неудачную выпечку было нельзя. А рецепты хорошего хлеба держали в секрете. Пекари и их ученики со временем разработали определенные рецептуры, нормы и правила для выпечки хлеба.

К XIX веку процесс выращивания пшеницы, сбора, помола и выпечки автоматизировался. И конечно сейчас мы не можем в полной мере осознать, насколько тяжело добывать хлеб приходилось нашим предкам. Теперь приготовление домашнего хлеба не составит большого труда.

Хлеб как основа жизни

У россиян хлеб – это нечто большее, чем просто продукт питания, он часть культурного наследия. Существует множество традиций, где хлеб играет большую роль, вспомнить даже традицию встречи почетных гостей с «хлебом да солью», каравай для молодоженов. К хлебу относятся с почитанием и учат этому детей.

Вряд ли люди когда-нибудь перестанут употреблять хлеб в пищу. Производство хлеба никогда не утратит своей актуальности.

В какой форме бы не представал пред нами хлеб – лепешка, буханка или багет, он остается связующим звеном всех стран мира. Хлеб это символ упорного труда и благополучия созданного своими руками.

  • Откуда можно брать аргументы для итогового сочинения 2022
  • Откуда фраза сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок
  • Откуда крылья у крылатых выражений сочинение 3 класс
  • Откуда тепло в доме 3 класс рассказ
  • Откуда как пишется слитно или раздельно и почему