Откуда можно приводить аргументы в итоговом сочинении

Аргументы для итогового сочинения: что это и где брать

Один из критериев, по которому оценивают итоговое сочинение, — аргументация и опора на литературный материал. То есть любой тезис в сочинении нужно подкрепить примерами из произведений. В статье разберём определение аргументов и какими они должны быть. В конце дадим список литературы по тематическим разделам.

0

1 723

Что такое аргумент в итоговом сочинении

Аргумент в итоговом сочинении — это доказательство суждения школьника, его позиции или ответа на проблемный вопрос. Любой тезис в сочинении нужно подкрепить аргументами, но нигде не прописано, сколько их должно быть. Лучше не гнаться за количеством и привести только подходящие аргументы.

Каким должен быть аргумент для итогового сочинения

Перечислим, какие аргументы для итогового сочинения засчитают проверяющие:

✅ Аргумент должен доказывать тезис.

✅ Аргумент должен содержать краткий пересказ произведения или фрагмента произведения с аналитическим комментарием школьника.

✅ В качестве аргумента можно сравнить произведения и/или героев и дать свою оценку.

✅ В качестве аргумента можно сделать анализ всего творчества автора, сделав разбор конкретных произведений. Также можно указать на отражение биографии автора в его произведениях.

Что не примут как аргумент для итогового сочинения

❌ Не засчитают аргумент, который не доказывает тезис.

❌ Пересказ произведения или фрагмента произведения без аналитического разбора тоже не примут. Например, если написать, что характер Наташи Ростовой меняется в течение действия романа Л.Н. Толстого «Война и мир», но не объяснить, как меняется и по какой причине.

❌ Аргументом не может быть простое упоминание произведения без расшифровки.

❌ Нельзя опираться на источники, которых нет в критериях оценивания на сайте ФИПИ.

Разобрали в статье, по каким критериям оценивают итоговое сочинение.

Откуда брать аргументы к итоговому сочинению

Для аргументов можно опираться на опубликованные произведения отечественной и мировой литературы любых жанров. Нет требований к количеству произведений, можно сделать даже так: доказывать тезисы на основе только одного произведения.

Темы для итогового сочинения собраны в закрытый банк и распределены по трём тематическим разделам. В каждом разделе есть несколько подразделов.

На экзамене дадут список из шести тем на выбор. Заранее известно, что из каждого раздела будет по две темы. А вот из каких подразделов будут эти темы, никто не знает.

Разделы и подразделы есть на сайте ФИПИ. Разберём их подробнее и подскажем, на какие произведения можно ссылаться в зависимости от тематического раздела.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы раздела поднимают вопросы нравственного выбора, идеалов и моральных ценностей. Например, нужно будет рассуждать о смысле жизни, выборе, который делает человек, внутренних переживаниях, любви и дружбе.

В первом тематическом разделе есть четыре подраздела.

аргументы для итогового сочинения из первого раздела

Примеры произведений для аргументов

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества:

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом:

«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин

«Крыжовник» А.П. Чехов

1.3. Познание человеком самого себя:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Мартин Иден» Дж. Лондон

1.4. Свобода человека и её ограничения:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтов

«Анна Каренина» Л.Н. Толстой

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Во втором разделе содержатся темы для сочинений о роли семейных ценностей и традиций, о том, как отдельный человек может влиять на историю страны, о споре поколений и путях, по которым развивается общество.

В разделе три подраздела.

аргументы для итогового сочинения второй раздел

Примеры произведений для аргументов

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

2.2. Человек и общество:

«Старуха Изергиль» М. Горький

«Мартин Иден» Дж. Лондон

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека:

«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов

«Слово о полку Игореве»

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела поднимают экологические вопросы: как человек взаимодействует с природой. Ещё к разделу относятся темы о влиянии искусства и науки на жизни людей.

аргументы для итогового сочинения третий раздел

Примеры произведений для аргументов

3.1. Природа и человек:

«Медный всадник» А.С. Пушкин

«Бирюк» И.С. Тургенев

3.2. Наука и человек:

«Собачье сердце», «Роковые яйца» М.А. Булгаков

«О дивный новый мир» О. Хаксли

3.3. Искусство и человек:

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

«Гранатовый браслет» А.И. Куприн

Преподаватель «СОТКИ» по русскому языку Тамара Ларина собрала гайд по итоговому сочинению, в котором есть не только большой список литературы по тематическим подразделам, но и универсальный список небольших произведений.

Скачать гайд в телеграм-канале.

В курс подготовки к итоговому сочинению мы добавили банк готовых аргументов. Это все темы прошлых лет с 2 — 3 примерами из литературы к каждой теме. Этот курс бесплатно получают все, кто оформит подписку на образовательную платформу «СОТКИ». Подробности по ссылке.

Как привести литературные аргументы в итоговом сочинении?

18.11.2016

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.

КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ

Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

  • обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение») (см. «Шаблон итогового сочинения»);
  • его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
  • промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Обращение к произведению
Пример: Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
Пример: Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании — уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце аргумента
Пример: Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

Как правильно приводить аргументы в сочинении?

ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, ГВЭ, итоговое сочинение — все эти экзамены объединяет одна жестокая необходимость: нужно написать сочинение, основываясь на аргументах. Так часто бывает, что мы вроде бы понимаем тему, готовы о ней рассуждать, но примеры подобрать не можем или же ошибаемся в выборе таковых. За это снимают баллы, а то и вовсе ставят «незачет». Порой именно от аргументации зависит оценка всей работы, и даже умные ребята становятся жертвами неумения обосновать свою позицию. Многомудрый Литрекон подскажет Вам, как правильно приводить аргументы в сочинении и написать на высший балл.

Содержание:

  • 1 Формулировка своей позиции
  • 2 Выбор материала для аргумента 
  • 3 Виды аргументов
  • 4 Структура идеального эссе
  • 5 Оформление аргумента и правильная подача
  • 6 Самые распространённые ошибки 

Формулировка своей позиции

Аргумент ─ это доказательство, приведённое в защиту или в опровержение того или иного мнения. В сочинении необходимо обозначить свою позицию по той или иной  теме, приняв или не приняв мнение автора. Как правило, необходимо привести два аргумента в ее защиту, используя примеры из жизни, литературы или кино. Значит, чтобы правильно подобрать примеры, нужно, в первую очередь, верно и точно сформулировать свое мнение. Соответствие тезису — самый важный критерий оценки аргумента.

Конечно, недостаточно просто озвучить своё мнение: согласны или не согласны Вы с тем или иным тезисом. Даже если Ваш взгляд на проблему совпадает со взглядом автора, он должен быть чётко сформулирован в отдельном развёрнутом ответе. Пока Вы сами не поймете, что Вы думаете об этом, Вы не сформулируете нормальный тезис. Поэтому начать подбор аргументов следует именно с формулировки тезиса — предложения, которое обозначает Вашу позицию и которому будут соответствовать примеры.

Например, автор показывает ужасы войны, то, как она не щадит ни своих, ни чужих. Вот наш тезис:

Я полностью солидарен с автором и считаю, что война антигуманна по своей сути, и в ней нет победителя, потому что обе стороны несут катастрофические потери. Если речь идет об ОГЭ или ЕГЭ, первым аргументом может быть пример из жизни, а вторым ─ из книг. 

Итак, что мы должны доказать? Этот вопрос нужно задать себе после формулировки тезиса. Вот с него мы и начнем следующий пункт.

Выбор материала для аргумента 

Мы должны доказать, что война одинаково разрушительна для обеих сторон конфликта, что она ужасна и опасна для всех нас. Теперь нам становится ясно, какие примеры могут подтвердить эту точку зрения — только те, где показаны без прикрас губительные последствия войны для всех участников. Очевидно, что нужно не воспевать подвиги предков и оценивать роль солдата на войне. Нам нужно осудить войну и показать ее истинную (неприглядную и отталкивающую) сущность. Итак, какие примеры подойдут?

  1. Первый аргумент из жизни: можно рассказать о своём прадедушке, который воевал и видел все ужасы боевых действий. Можно упомянуть о том, что ветеран не любил говорить об этом, старался забыть об увиденном, чтобы научиться жить мирной жизнью, чтобы вернуть душе гармонию. Можно описать кровопролитие и кошмар битвы, в которой ему довелось почувствовать. Можно рассказать о его ранениях и травмах. Словом, его опыт на войне должен быть негативным, а микровыводом в этом случае станет заключение: война бесчеловечна и жестока по отношению ко всем людям, в ней нет ничего героического и красивого.
  2. В качестве литературного аргумента можно привести судьбы девушек − зенитчиц из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Они пошли на фронт добровольцами, не задумываясь, отдали свои жизни за Родину, и, можно сказать, превзошли сами себя. Однако автор далек от идеализации войны. В его повести она разрушает самое дорогое, посягает на святыни: вырывает юных девушек, в большинстве своем еще не ставших матерями, из семей и уничтожает их без жалости и сочувствия. Война вынуждает мужчин убивать женщин, что противоестественно и аморально. Вот Вам и микровывод, который подтверждает разрушительный и антигуманный характер войны.

Аргумент может быть и не таким прямолинейным. Если Вы можете анализировать произведение глубже, видеть не очевидные параллели и выводы, то лучше взять мало известное произведение и выделиться нестандартным подходом, вот пример:

Еще один литературный пример можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни». Борьба изнуряет и духовно опускает личность, развращая ее попранием законов морали. Так, Андрей Гуськов устал от войны и просто ушел с передовой, бросив товарищей и подвергнув семью опасности. Почему? Он не был плохим изначально, он несколько лет упорно и честно сражался за Родину. Но война, в конце концов, сломала его характер. голод, холод, унижение, постоянные потери, снижение ценности жизни в глазах большинства — все эти факторы поспособствовали нравственному разложению героя. Он стал дезертиром и обрёк на гибель свою жену и ещё не родившегося ребёнка. Таковы разрушительные и фатальные последствия войны для отдельного человека. 

В данном случае наши примеры отвечают на поставленный вопрос: война ужасна и опасна для всех участников конфликта, потому что в ней гибнут случайные люди и в больших количествах, чего никак не оправдывает даже победный результат. На войне разрушаются привычные нормы морали и этики, поэтому человечество не должно повторять своих ошибок и вновь затевать вооруженные столкновения. Это и будет нашим выводом. Все логично, понятно и точно, как будто мы беседуем с друзьями и аргументируем свою позицию по интересующему нас вопросу.

Виды аргументов

Чтобы лучше подбирать примеры, обратимся к теории и выясним, какими они бывают?

Выделяют два вида аргументов: логические аргументы ─ доказательства, обращающиеся к человеческому разуму (научные постулаты, данные статистики,  литературные и жизненные примеры), а также психологические аргументы, вызывающие у читателя те или иные чувства и создающие эмоциональное восприятие человека, события, поступка, о которых идёт речь. В качестве психологического аргумента может быть использованы чувства и мысли самого абитуриента, обращение к общечеловеческим ценностям, религиозным догматам. 

Подбирая аргумент, важно знать критерии его оценивания, чтобы получить максимум. Например, выпускник должен знать, что одни аргументы оцениваются одним баллом, другие ─ двумя. Чтобы получить два балла, нужно привести ссылку на автора и произведение. Причём недостаточно просто назвать произведение и автора, необходимо указать конкретные события или героев.  Например, трагедию гражданской братоубийственной войны ярко показал Шолохов в своём романе «Тихий Дон» на примере того, как лучшие друзья, Григорий Мелехов и Михаил Кошевой, стали заклятыми врагами. В качестве аргумента, оцениваемого на два балла, можно также использовать, пословицы, поговорки, афоризмы. Но их употребление также нужно сопровождать своими рассуждениями. Например: «Не всё то золото, что блестит». Внешность человека, первое впечатление о нём могут быть обманчивыми. Также можно использовать цитаты известных людей. В случае использования публицистического источника не забудьте указать название материала, автора и в каком издании он вышел.

Аргументы, в которых экзаменуемый ссылается на свой жизненный опыт, либо на примеры из жизни своих родных или друзей, как правило, получают один балл. С такими аргументами нужно быть осторожнее: в этих примерах легко растечься мыслью по древу и уйти не туда. Чтобы такого не произошло, постоянно задавайте себе исходный вопрос и отвечайте только на него. Другие темы не затрагивайте и старайтесь точнее говорить о том, о чем уместно сказать. Но и в своей жизни, и в жизни своего окружения можно найти яркие примеры хороших или плохих поступков. Главное ─ грамотно о них рассказать.

Весомее выглядят наблюдения за жизнью страны, общества в целом. Но и здесь лучше опираться на социологические исследования, опросы, сообщения СМИ, а не только на свой субъективный взгляд. Например, можно сказать о том, что во время пандемии значительно расширилось волонтёрское движение, люди стали отзывчивее к чужой беде. Но нельзя, например, огульно обвинять всех, кто читает жёлтую прессу и смотрит сериалы, в узком кругозоре и недостатке образования. 

Структура идеального эссе

Чтобы Вам было легче сформулировать четкие и понятные аргументы, важно сохранить в сочинении логическую структуру. Лучше всего строить её следующим образом: 

  1. тезис (утверждение) который нужно подтвердить или опровергнуть;
  2. логический переход;
  3. аргумент и так называемый микровывод. 

Рассмотрим пример:

  • Тезис: высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и мысли, и душа, и чувства, и одежда». 
  • Логический переход: действительно, внешне красивый и приятный в общении человек не всегда также красив внутренне, духовно, и этот диссонанс всегда порождает разочарование. Люди не могут обойтись лишь красивой одеждой и миловидной внешностью, ведь от них всегда будут ожидать большего, и если этого не будет, то они лишь временно получат признание общества, и вскоре все от них отвернутся. 
  • Аргумент: вспоминаются русские пословицы «Не всё то золото, что блестит» и «По одёжке встречают, по уму провожают». В русском народе было принято акцентировать внимание на несоответствие внутреннего мира и внешнего облика. Этот диссонанс всегда порождал негативное впечатление, которое портило мнение о людях. Значит, для полного социального одобрения необходимо развиваться всесторонне.
  • Также можно вспомнить о героях романов Пушкина и Лермонтова, Онегине и Печорине. Они были привлекательными людьми,  умели расположить к себе собеседника, очаровывать женщин, но их мысли и души были полны неприязнью и презрением к окружающим, поэтому они приносили несчастья всем, с кем встречались на жизненном пути. Они так и не обрели счастья и признания в обществе, потому что лишь разочаровывали тех, кто в них верил. Микровывод: и народные мудрости, и литературные классики учат нас тому, что человек должен быть прекрасен во всех своих проявлениях, иначе одна его уязвимость сведет на нет все положительные стороны, и он не реализует свой потенциал в полной мере.

Оформление аргумента и правильная подача

Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:

  1. вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
  2. однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
  3. следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
  4. обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…(переход от одной мысли к другой);
  5. итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

Самые распространённые ошибки 

Чтобы оценить качество своих аргументов, проверьте, нет ли в сочинении этих ошибок:

  1. Использование аргументов не к месту: сочинение превращается в набор общих, не связанных между собой фраз. Например: я считаю, что вечная любовь возможна. Так, Желтков любил Веру, а она его — нет. Он писал ей несколько лет подряд, но она не отвечала ему, ведь была замужем. Георгий очень старался не отчаиваться в любви, ждал и надеялся, но все было тщетно, ведь Вера-то его не любила. В итоге Желтков покончил с собой, и только тогда Вера поняла свою ошибку.  В данном примере автор не доказывает свой тезис, а пересказывает содержание повести, расставляя не те смысловые акценты.
  2. Использование аргументов, противоречащих друг другу или собственной позиции абитуриента. Например: я считаю, что человек не должен прощать оскорбление, иначе его так и будут унижать. Например, Владимир Дубровский простил своего обидчика, и чего он добился? Того, что Троекуров так не осознал свою вину перед ним, так и не научился поступать по совести. Он выдал свою дочь против ее воли, даже не приняв во внимание милосердие Дубровского. В этом примере автор неправильно понял точку зрения автора и значение эпизода. Во-первых, Владимира никто не унижал снова в ответ на его прощение, а значит, этот аргумент тезис не подкрепляет и не докатывает. Во-вторых, поступок Владимира одобряется автором, потому что герой не мог поступить иначе: месть Троекурову ранила бы Марью, которая не была повинна в смерти отца главного героя.
  3. Подмена собственно аргументации рассуждениями о том, что хотел сказать автор. Например: я считаю, что Чехов имел в виду, что красота должна проявляться в каждом действии человека. Некрасивые поступки отталкивают людей и унижают того, кто их совершает. Тот, кто ведет себя плохо, не может прикрыться от осуждения внешней красотой. В данном примере человек вообще не приводит аргумент, а лишь абстрактно рассуждает о поставленной теме. Это никто не засчитает.
  4. Искажение цитат, добавление в них своих  фраз, вольное обращение с фактами, текстами произведений. Например: Наташа Ростова не любила Андрея Болконского, поэтому изменяла ему без тени раскаяния и хотела скрыть свой грех. В данном случае автор допустил несколько фактических ошибок: Наташа любила Андрея, но после увлечения Анатолем сама написала ему и разорвала помолвку. От горя и раскаяния она потом серьезно заболела.

Многомудрый Литрекон уверен, что теперь Вы знаете, как правильно подобрать аргумент для сочинения. Ни пуха, ни пера на экзамене!

Автор: Артем Аввакумов

Метки: аргумент и литературыаргумент из жизниГВЭЕГЭ по русскому языкуитоговое сочинениеОГЭ по русскому языку

Читайте также:

300+ аргументов к итоговому

-50% до 15.01

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению

-30% до 15.01

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Интерактивный чек-лист

-50% до 15.01

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Интерактивный чек-лист

-50% до 15.01

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

-30% до 15.01

Исключения и трудности ЕГЭ

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

-50% до 15.01

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

-25% до 15.01

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

-50% до 15.01

ОГЭ-навигатор 2023

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

-50% до 15.01

Проверка сочинения ЕГЭ

Как правильно писать аргументы в итоговом сочинении 2022-2023, как убедительно доказать тезис, какие аргументы можно и нужно использовать?

ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ

Содержание:

1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.

2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка  — это вид искусства, понятный всем).

3) Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям. 

4) Качество аргумента. 

  • Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.

1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)

  • Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения. (использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
  • Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и  другие важные смысловые детали;
  • Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.

2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

  • нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

План анализа литературного героя здесь

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 
(литературный материал можно привлечь  в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)

  • важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;
  • пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений
  • не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;
  • нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; 
  • размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления) 

Аргументы к итоговому сочинению

Новости

Алгоритм написания итогового сочинения..

Текст: Ольга Лапенкова

В 2022-м одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение немного по-другому — не так, как в прошлые годы. Если раньше ученикам озвучивали пять направлений (например, «Человек путешествующий» или «Цивилизация и технологии»), а темы могли попасться какие угодно, то теперь всё усложнилось. В этом году школьникам предложат три больших тематических блока, а внутри каждого из них — несколько блоков поменьше. «Большие» блоки называются так:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • «Природа и культура в жизни человека».

Какие темы будут на итоговом сочинении — это, как и в прошлом году, никому не известно. Однако, если раньше темы были каждый раз новыми, теперь их будут брать из базы, сформированной на протяжении прошедших лет. Увы, просто прорешать их все не получится: ходят слухи, что в базе их около 1,5 тысячи, — да и сама база, кстати говоря, закрытая.

Поэтому, как и раньше, будем думать-гадать, что писать на итоговом сочинении. Повторим, какой должна быть композиция вашего текста; предположим, как всё-таки могут звучать конкретные темы; и, конечно, вспомним аргументы к итоговому сочинению — из русской и зарубежной классики, а также из мира кино.

Тематические блоки

Каждый «большой» тематический блок состоит из трёх-четырёх других. Если вам хочется подготовиться к каждому из них, это очень похвально! Но если вы боитесь, что не успеете освежить в памяти всё-всё-всё, можно выбрать несколько (желательно не менее трёх) самых интересных для вас рубрик. (Ссылки на статьи, посвящённые каждому из «маленьких» блоков, будем добавлять по мере их появления на сайте).

  • «Внутренний мир человека и его личностные качества»;
  • «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»;
  • «Познание человеком самого себя»;
  • «Свобода человека и её ограничения»;
  • «Семья, род; семейные ценности и традиции»;
  • «Человек и общество»;
  • «Родина, государство, гражданская позиция человека»;
  • «Природа и человек»;
  • «Наука и человек»;
  • «Искусство и человек».

Композиция итогового сочинения

Напоминаем, что сочинение, которое претендует на высший балл, должно содержать не менее 250 слов, а в идеале их должно быть плюс-минус 350. Что же касается композиции данной работы, мы советуем составлять её из четырёх абзацев:

  • 1-й абзац — введение (тезис, то есть собственный ответ на поставленный вопрос);
  • 2-й и 3-й абзацы — основная часть (рассуждения, подкреплённые аргументами из литературы или кино);
  • 4-й абзац — заключение (краткий пересказ всего написанного выше).

Таким образом, итоговое сочинение — например, на тему «Является ли богатство необходимым условием счастья?» — может выглядеть так:

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, является ли богатство необходимым условием счастья. С одной стороны, человек, у которого не хватает денег на технику, одежду и даже еду, может быть доволен своей жизнью: например, если он занимается чем-то важным, а ещё его окружают родные и близкие люди, единомышленники. С другой стороны, нехватка средств часто мешает получить образование, поправить здоровье, отправиться в путешествие или осуществить мечту. Так что не обязательно быть богатым, чтобы чувствовать себя счастливым, однако деньги (при правильном к ним отношении) помогают человеку развиваться как личности, а также помогать другим.

К сожалению, даже в наши дни многие люди находятся за чертой бедности. Они зарабатывают на хлеб честным трудом, но этого едва хватает, чтобы прокормить семью. Большинство таких людей одержимы внутренней тревогой. Они понимают: если с ними что-то случится и они не смогут работать, им придётся влезть в долги или лишиться имущества.

Но при этом даже среди бедняков есть люди, которые не поддаются унынию, — и всё потому, что они обрели смысл жизни. Если человек занимается тем делом, которое считает особенно важным, и окружён близкими по духу людьми, собственная бедность не будет восприниматься им как трагедия. Здесь уместно вспомнить Григория Добросклонова, героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семья этого персонажа десятилетиями жила в бедности. Его отец был сельским священником и жил, веря в святость своего долга, но с трудом мог прокормить себя самого, жену и многочисленных детей:

  • Беднее захудалого
  • Последнего крестьянина
  • Жил Трифон. Две коморочки:
  • Одна с дымящей печкою,
  • Другая в сажень — летняя, <…>
  • Коровы нет, лошадки нет…

Но, несмотря на тяготы, в семье Добросклоновых всегда поддерживали друг друга, и Гриша решил пойти по тому же пути, что и отец: стать священником. Н. А. Некрасов неоднократно подчёркивает, что герой чувствует себя поистине счастливым, потому что он нашёл своё призвание, а также потому, что он окружён близкими. Пример таких людей, как Гриша Добросклонов, доказывает, что богатство не является необходимым условием счастья.

С другой стороны, иногда складываются ситуации, когда отсутствие денег не позволяет человеку достичь важных целей. Причём порой это вопрос жизни и смерти. Если человек из-за бедности не может вылечиться сам или обеспечить медицинскую помощь ближнему, здесь вряд ли может идти речь о счастье. Вспомним произведение В. Г. Короленко «Дети подземелья»: один из центральных героев — бродяга по имени Тыбурций Драб — заботится о двух детях, Валеке и Марусе. Однако добродушный Драб настолько беден, что не может даже обеспечить себе и ребятам жильё: семейство обитает в подвале заброшенной часовни.

Однажды Маруся заболевает, но приёмному отцу не на что купить лекарства; девочке становится всё хуже и хуже. Скорее всего, если бы Тыбурций Драб был богат — или, по крайней мере, не настолько беден, — он сумел вылечить Марусю. И, вполне возможно, её бы ждала долгая счастливая жизнь. Однако малышка так и не выздоровела. Этот пример говорит о том, что иногда деньги необходимы: без них невозможно разрешить трудную и даже опасную ситуацию.

Таким образом, не обязательно быть богатым, чтобы радоваться жизни, выполнять свой долг, а также наслаждаться временем, проведённом в кругу любимых людей. Но иногда только деньги могут помочь человеку достичь важной цели — или даже сохранить здоровье себе и близким.

31 июля 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самое важное об итоговом сочинении

Популярные вопросы об ИС — опираемся только на методические рекомендации ФИПИ и официальные требования.

Что входит в структуру итогового сочинения?

1. Введение: в нём необходимо высказать свою точку зрения по выбранной теме.
2. Аргумент(ы), которые доказывают твою точку зрения.
3. Заключение.

Использовать какие-то особенные клише не нужно, главное — пиши понятно и логично.

На экзамене тебе предложат 5 тем — по одной на каждое из направлений. ВАЖНО: тема ≠ направление.

Как получить «зачёт»?

Есть несколько главных требований: объём текста, самостоятельность (списывать запрещено), соответствие теме и привлечение литературного материала. В сочинении должно быть минимум 250 слов (да-да, не 350, не 400 и не 500).

Как минимум один пример должен опираться на литературный материал, иначе будет «незачёт». И да, одного аргумента для «зачёта» достаточно, но он должен точно соответствовать теме.

Тексты из пособий по подготовке к ЕГЭ использовать тоже можно, только обязательно указывай автора и название произведения, иначе аргумент не будет считаться литературным.

Если соблюдены все эти требования и еще одно из дополнительных (логичность изложения, отсутствие серьёзных речевых ошибок, общая грамотность), ты получаешь «зачёт» :)

Что ещё может быть аргументом?

Всё что угодно: выдуманная история про бабушку, личный опыт, фильмы, факты из общественной жизни и так далее. Аргумент не из литературы можно использовать, если этого требуют критерии вузов, которые дают дополнительные баллы за ИС. А еще такой аргумент можно написать, когда не хватает слов.

Как считаются ошибки в ИС?

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки = одна ошибка, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуацию.

Можно ли цитировать в ИС?

Да, но объём цитирования не должен превышать объём твоего текста. И обязательно давай ссылку на источник (в свободной форме).

Источник: vk.com/ege_soch

  • Откуда можно брать примеры для итогового сочинения по литературе
  • Откуда человек получает информацию 2 класс рассказ
  • Откуда можно брать примеры для декабрьского сочинения
  • Откуда хлеб пришел для дошкольников рассказ читать
  • Откуда можно брать аргументы для итогового сочинения по литературе