Откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки главная мысль

Когда мир был молодым, ночи не было, и индейцы племени мауэ никогда не спали.

Прослышал Уаньям, что ночью завладела ядовитая змея сурукуку и все ее родичи: змея жарарака, паук, скорпион, стоножка,— и сказал людям своего племени:

—   Пойду раздобуду для вас ночь.

Взял он с собой лук и стрелы и отправился в  путь. Пришел он в хижину к сурукуку  и говорит ей:

—   Не обменяешь ли ты ночь на мои лук и стрелы?
—   Ну, к чему мне, сынок, твои лук и стрелы,— отвечает ему сурукуку,— если у меня даже рук нет?

Делать нечего, пошел Уаньям искать для сурукуку что-нибудь другое. Приносит погремушку и предлагает ей:

—   Вот, не желаешь ли? Я тебе подарю погремушку, а ты уж похлопочи, чтобы у людей была ночь.
—   Сыночек,— говорит сурукуку,— ног-то у меня нет. Нацепи-ка ты, пожалуй, эту погремушку мне на хвост, но так, чтобы я его могла поднимать в случае надобности.

С тех пор, когда змея сердится, она шуршит хвостом, вот так:  шу-шу-шу,— это она предостерегает прохожего.

И все же сурукуку не отдала ночь Уаньяму.

Тогда решил он раздобыть яду — может, сурукуку на него польстится.

И правда — как услыхала сурукуку про яд, так сразу по-другому заговорила:

—   Так и быть, отдам я тебе ночь, больно уж яд мне нужен.

Уложила она ночь в корзинку и отдала Уаньяму. Люди его племени увидели,  что он выходит с корзинкой от сурукуку,  сразу  побежали ему  навстречу  и  стали  спрашивать:

—   Ты в самом деле несешь нам ночь, Уаньям?
—   Несу,    несу,— отвечал    им    Уаньям,— только    сурукуку не велела мне открывать корзинку раньше, чем я доберусь до дому.

Но товарищи Уаньяма так его стали упрашивать, что в конце концов он сдался на их уговоры и открыл корзинку.

Выпорхнула оттуда ночь, первая ночь на земле, и наступила кромешная тьма.

Испугались темноты люди племени мауэ, закричали и бросились бежать вслепую кто куда.

А Уаньям остался один-одинешенек среди сплошного мрака и тоже закричал:

—  Где же луна, кто ее проглотил?

Тут все родичи сурукуку: змея жарарака, скорпион и стоножка, поделившие яд между собой, окружили Уаньяма, и сестра сурукуку, жарарака, больно ужалила его в ногу.

Догадался Уаньям, что это жарарака его ужалила, и закричал:

— Я узнал тебя, жарарака! Погоди, мои товарищи тебе отомстят за меня!

Тогда все змеиное семейство набросилось на Уаньяма; только кутимбойя, которую змеи обделили ядом за скверный нрав, не могла кусаться; она и теперь не трогает людей племени мауэ.

Умер Уаньям от укуса жарараки, но его друг натер мертвое тело настоем из целебных листьев и оживил Уаньяма.

И тот снова отправился к хижине сурукуку.

Теперь он хотел получить от нее длинную ночь, потому что  первая была слишком коротка.

А  в   уплату  он  понес  сурукуку   много-много   змеиного   яда.

И сурукуку собрала всю грязь на земле и смешала ее с соком женипапы*, чтобы ночь была почернее.

Так появилась длинная ночь.

И потому так часто по ночам нас мучают ломота в костях и горечь во рту.

Вот вам история о том, как Уаньям раздобыл ночь для людей племени мауэ.

  • Следующая сказка → Великие приключения маленькой мышки
  • Предыдущая сказка → Муравей и пшеничные зёрна

Читать сказку «Откуда взялась ночь» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Когда мир был молодым, ночи не было, и индейцы племени мауэ никогда не спали.

Прослышал Уаньям, что ночью завладела Сурукуку и все ее родичи; жарарака [Сурукуку, жарарака — ядовитые змеи.], паук, скорпион, стоножка, — и сказал людям своего пле­мени:

— Пойду, раздобуду для вас ночь.

Взял он с собой лук и стрелы и отправился в путь.

Пришел он в хижину к Сурукуку и говорит ей:

— Не обменяешь ли ты ночь на мои лук и стрелы?

— Ну, к чему мне, сы­нок, твои лук и стрелы, — отвечает ему Сурукуку, — если у меня даже рук нет?

Делать нечего, пошел Уаньям искать для Суруку­ку что-нибудь другое. При­носит погремушку и предла­гает ей:

— Вот, не желаешь ли? Я тебе подарю погремушку, а ты уж похлопочи, чтобы у людей была ночь.

— Сыночек, — говорит Сурукуку, — ног-то у меня нет.. Нацепи-ка ты, пожалуй, эту погремушку мне на хвост, но так, чтобы я его могла поднимать в случае на­добности.

С тех пор, когда змея сердится, она шуршит хвостом вот так: «шу-шу-шу»; это она предостерегает прохожего.

И все же Сурукуку не отдала ночь Уаньяму.

Тогда решил он раздобыть яду — может, Сурукуку на него польстится.

И правда — как услыхала Сурукуку про яд, так сразу по-другому заговорила:

— Так и быть, отдам я тебе ночь, больно уж яд мне нужен.

Уложила она ночь в корзинку и отдала Уаньяму.

Люди его племени увидели, что он выходит с корзин­кой от Сурукуку, сразу побежали ему навстречу и стали спрашивать:

— Ты в самом деле несешь нам ночь, Уаньям?

— Несу, несу, — отвечал им Уаньям, — только Суру­куку не велела мне открывать корзинку раньше, чем я доберусь до дому.

Но товарищи Уаиьяма так его стали упрашивать, что в конце концов он сдался на их уговоры и открыл кор­зинку.

Выпорхнула оттуда ночь, Первая Ночь на земле, и наступила кромешная тьма.

Испугались темноты люди племени мауэ, закричали и бросились бежать вслепую, кто куда.

А Уаньям остался один-одинешенек среди сплошного мрака и тоже закричал:

— Где же луна, кто ее проглотил?

Тут все родичи Сурукуку: жарарака, скорпион и стоножка, поделившие яд между собой, окружили Уань­яма, и сестра Сурукуку, жарарака, больно ужалила его в ногу.

Догадался Уаньям, что это жарарака его ужалила, и закричал:

— Я узнал тебя, жарарака! Погоди, мои товарищи тебе отомстят за меня!

Тогда все змеиное семейство набросилось на Уаньяма; только Кутимбойя, которую змеи обделили ядом за сквер­ный нрав, не могла кусаться; она и теперь не трогает людей племени мауэ.

Умер Уаньям от укуса жарараки, но его друг натер мертвое тело настоем из целебных листьев и оживил Уаньяма.

И тот снова отправился к хижине Сурукуку.

Теперь он хотел получить от нее Длинную Ночь, по­тому что Первая была слишком коротка.

А в уплату он понес Сурукуку много-много змеино­го яда.

И Сурукуку собрала всю грязь на земле и смешала се с соком женипапы [Женипапа — растение, из сока которого индейцы делают черную краску.], чтобы ночь была почернее.

Так появилась Длинная Ночь.

И потому так часто по ночам нас мучают ломота в костях и горечь во рту.

Вот вам история о том, как Уаньям раздобыл ночь для людей племени мауэ.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

Сравнительный анализ венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

и корейской сказки «Как барсук и куница судились»

УМК: «Перспективная начальная школа».

Цели:

  • систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории);

  • сопоставить содержание двух сказок и найти общие черты в их происхождении,развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие операции мышления;

  • продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

  • развивать устную речь детей;

Задачи в формировании УУД:

Познавательные: познакомить учащихся с венгерской народной сказкой

«Два жадных медвежонка» и корейской сказкой «Как барсук и куница судились»,формировать умение анализировать литературный текст, совершенствовать навыки скоростного чтения.

Развивающие: развивать образное мышление, речь, совершенствовать навыки скоростного чтения.

Личностные:воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Коммуникативные:учить работать в паре с соседом по парте, распределять между собой роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность продолжить обучаться правильному и выразительному чтению целыми словами,учитывая индивидуальный темп чтения;

-характеризовать героев сказок, сравнивать их характеры, делать выводы.

-определять тему текста по содержанию;

-высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

-самостоятельно работать со словарём.

Тип урока: урок изучения нового произведения.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с таблицей, учебники Н.А.Чуракова «Литературное чтение»I часть, М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык» II часть(Толковый словарь и Словарь устойчивых выражений), выставка рисунков.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Назовите цветок похожий на солнце. (Подсолнух)

-С каки цветом ассоциируется подсолнух? (Жёлтым)

— Это цвет радости и целеустремлённости. Мне очень хочется, чтобы в конце урока вы узнали что-то новое и собрали осенний букет отличного настроения. А пока…

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.) Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Сегодня мы будем сравнивать эти сказки, поэтому тема нашего урока называется «Постигаем секреты сравнения».

-На какие три большие группы можно разделить все сказки? (волшебные, бытовые и сказки о животных)

Сказки о животных- это самые древние сказки. Раньше люди многое не могли объяснить в природных явлениях и жизни животных, поэтому они придумывали разные истории, которые превращались в сказки.

-Давайте вспомним, на какие группы в свою очередь можно разделить сказки о животных.

(Самая древняя сказка, просто древняя сказка, менее древняя сказка)

-Чему учит каждый вид сказок?

(Самая древняя сказка-объясняет, почему у животных именно такая внешность, их поведение, откуда в мире всё происходит.

Просто древняя сказка-учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Менее древняя сказка-учит человека быть добрым и справедливым.)

-Похожие сказки встречаются у многих народов мира , поэтому их ещё называют –бродячими сказками.

III Определите возраст сказки по её названию:

  • «Откуда взялись звери, птицы и рыбы»(индийская сказка-самая древняя)

  • «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» (суданская сказка-просто древняя)

  • «Почему у попугая клюв кривой»(африканская сказка-самая древняя)

  • «Откуда взялась ночь»(сказка индейцев Южной Америки-самая древняя)

  • «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» (африканская сказка –просто древняя)

  • «Как появился огонь» (австралийская сказка-самая древняя)

IV.Работа по Ленте времени:

-Расположите на Ленте времени «Самые древние — Просто древние — Просто древние» названия известных вам сказок«Откуда пошли болезни и лекарства»(сказка индейцев Северной Америки),«Волк и лиса»(калмыцкая народная сказка), «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка),«Гиена и черепаха»(африканская сказка).

  • Что объединяет эти самые древние сказки? (Это самые древние сказки о живот­ных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным к окружающему нас миру; объясняют причины природных яв­лений и внешнего вида животных.)

-Что особенного в этих просто древних сказках? (Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

V. Проверка домашнего задания:

а) выставка рисунков к калмыцкой народной сказке «Волк и лиса»;

б) пересказ сказки;

в) ответы на вопросы:

-Какая главная мысль сказки? (Лиса перехитрила Волка. )

-На самом ли деле у неё был детёныш такого возраста как Волк?

-К какому виду сказок можно отнести эту сказку? (К просто древним)

VI.Подготовка к восприятию новой темы:

Давайте ещё раз посмотрим на Ленту времени «Самые древние — Просто древние — Менее древние»

«Как барсук и куница судились» (корейская сказка), «Нарядный бурундук»(алтайская сказка), « Два жадных медвежонка»(венгерская сказка).

-Какие из этих сказок вам ещё не знакомы?

-Как вы думаете, к какому виду сказок их можно отнести? (Просто древние)

-Почему?

VII. Новая тема. Работа над сказкой «Два жадных медвежонка»

а)-Откройте учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки. («Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)

  • Найдем на карте мира Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.

  • О чем говорит вам название сказки?

б)Просмотрите сказку и найдите слова, требующие обраще­ния к толковому словарю и словарю устойчивых выраже­ний (Русский язык II часть, с.128). (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)

  • Найдите их значение.

в) Дети читают сказку «цепочкой».

г) Анализ содержания сказки:

-Кто герои? Что можете о них сказать? Какие они по харак­теру?

  • В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вы­зывает у вас одобрение?

  • Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?

д) Выборочное чтение:

-Найдите и прочитайте предложение, которое является вы­водом. («Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)

  • Чему же учит сказка? (Не будь жадным, останешься без всего.)

  • Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)

  • Можно ли эту сказочную историю назвать самой древней? (Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и внеш­него вида животных, а осуждается жадность двух медве­жат, а значит, это просто древняя сказка.)

  • Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность нака­зуема.)

  • Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она подходит?

е) Чтение фрагмента сказки по ролям.

VIII. Физкультминутка.

Лист на веточке сидел.

Во все стороны глядел:

Так глядел и так глядел.

Потом взял и полетел.

Вправо, влево,

Вверх и вниз,

И на кустике повис.

IX. Продолжение новой темы:

а)-Прочитайте название следующей сказки.Как барсук и ку­ница судились». Корейская сказка.)

  • Можете ли вы по названию определить, о чем эта сказка?

  • Посмотрим на карте мира, откуда к нам пришла эта сказоч­ная история.

б)Рассмотрите картинки, как выглядят эти животные.

в) –А сейчас заранее подготовленные ребята покажут нам инсценировку корейской сказки «Как барсук и куница судились»

г) Какая черта характера осуждается в сказке: хитрость или жадность? Эта история похожа на предыдущую? Чем?

д) Самостоятельное чтение про себя с целью:- А сейчас прочтите эту сказочную историю «про себя» ещё раз и отметьте её особенности.

X. Обобщение:

Работа в парах (карточки)

а)-Сравним две сказки.

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев (разное или одинаковое)

Назови их

Назови их

2. Особенности сюжета (разные или одинаковые)

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Как «помогает» лиса

Как «помогает» лиса

3. Вывод( разный или одинаковый)

Жадность (наказана или нет)

Жадность (наказана или нет)

б)-Чем похожи эти сказки?

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев одинаковое — три

Два медвежонка и лиса

Барсук, куница и лиса

2. Особенности сюжета одинаковые

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Лиса помогает делить сыр и обма­нывает их

Лиса помогает делить кусок мяса и обма­нывает их

3. Вывод одинаковый

Жадность наказана

Жадный остается ни с чем

XI. Подведение итогов урока.

а)-С какими сказками вы познакомились?

-Что вы о них узнали?(Они просто древние сказочные исто­рии, так как учат ценить ум и хитрость.)

б)-Ну а теперь, в конце нашего урока давайте составим букет вашего осеннего настроения. Если вам было интересно и познавательно, поставьте в вазу радостные жёлтые листья, если что-то непонятно и неинтересно-грустные коричневые листья.

XII Домашнее задание: выразительное чтение с. 74-77

Откуда взялась ночь

Читать откуда взялась ночь

Сказка Откуда взялась ночь

Когда мир был молодым, ночи не было, и индейцы племени мауэ никогда не спали.
Прослышал Уаньям, что ночью завладела ядовитая змея сурукуку и все ее родичи: змея жарарака, паук, скорпион, стоножка,— и сказал людям своего племени:
—   Пойду раздобуду для вас ночь.

back to menu ↑

В путь

Взял он с собой лук и стрелы и отправился в  путь. Пришел он в хижину к сурукуку  и говорит ей:
—   Не обменяешь ли ты ночь на мои лук и стрелы?
—   Ну, к чему мне, сынок, твои лук и стрелы,— отвечает ему сурукуку,— если у меня даже рук нет?
Делать нечего, пошел Уаньям искать для сурукуку что-нибудь другое. Приносит погремушку и предлагает ей:
—   Вот, не желаешь ли? Я тебе подарю погремушку, а ты уж похлопочи, чтобы у людей была ночь.
—   Сыночек,— говорит сурукуку,— ног-то у меня нет. Нацепи-ка ты, пожалуй, эту погремушку мне на хвост, но так, чтобы я его могла поднимать в случае надобности.
С тех пор, когда змея сердится, она шуршит хвостом, вот так:  шу-шу-шу,— это она предостерегает прохожего.
И все же сурукуку не отдала ночь Уаньяму.

back to menu ↑

Поиски яда

Тогда решил он раздобыть яду — может, сурукуку на него польстится.
И правда — как услыхала сурукуку про яд, так сразу по-другому заговорила:
—   Так и быть, отдам я тебе ночь, больно уж яд мне нужен.
Уложила она ночь в корзинку и отдала Уаньяму. Люди его племени увидели,  что он выходит с корзинкой от сурукуку,  сразу  побежали ему  навстречу  и  стали  спрашивать:
—   Ты в самом деле несешь нам ночь, Уаньям?
—   Несу,    несу,— отвечал    им    Уаньям,— только    сурукуку
не велела мне открывать корзинку раньше, чем я доберусь до дому.

back to menu ↑

Кромешная тьма

Но товарищи Уаньяма так его стали упрашивать, что в конце концов он сдался на их уговоры и открыл корзинку.
Выпорхнула оттуда ночь, первая ночь на земле, и наступила кромешная тьма.
Испугались темноты люди племени мауэ, закричали и бросились бежать вслепую кто куда.
А Уаньям остался один-одинешенек среди сплошного мрака и тоже закричал:
—  Где же луна, кто ее проглотил?
Тут все родичи сурукуку: змея жарарака, скорпион и стоножка, поделившие яд между собой, окружили Уаньяма, и сестра сурукуку, жарарака, больно ужалила его в ногу.
Догадался Уаньям, что это жарарака его ужалила, и закричал:
—- Я узнал тебя, жарарака! Погоди, мои товарищи тебе отомстят за меня!
Тогда все змеиное семейство набросилось на Уаньяма; только кутимбойя, которую змеи обделили ядом за скверный нрав, не могла кусаться; она и теперь не трогает людей племени мауэ.

back to menu ↑

Оживление Уаньяма

Умер Уаньям от укуса жарараки, но его друг натер мертвое тело настоем из целебных листьев и оживил Уаньяма.
И тот снова отправился к хижине сурукуку.
Теперь он хотел получить от нее длинную ночь, потому что  первая была слишком коротка.
А  в   уплату  он  понес  сурукуку   много-много   змеиного   яда.
И сурукуку собрала всю грязь на земле и смешала ее с соком женипапы*, чтобы ночь была почернее.
Так появилась длинная ночь.
И потому так часто по ночам нас мучают ломота в костях и горечь во рту.
Вот вам история о том, как Уаньям раздобыл ночь для людей племени мауэ.

МКОУ
«Приютненская средняя общеобразовательная школа №1 им. И. Г. Карпенко»

Открытый урок литературного чтения в 3
классе
: Сравнительный анализ венгерской
сказки «Два жадных медвежонка» и корейской сказки «Как барсук и куница
судились»

 Тип урока: Урок ознакомления
с новым материалом.

УМК:
«Перспективная начальная школа».

Подготовила: учитель начальных классов

Лымарева Светлана Васильевна

с. Приютное

2014г.

Открытый урок по литературному чтению в 3
классе.

Сравнительный анализ венгерской сказки
«Два жадных медвежонка»

и  корейской сказки «Как барсук и куница
судились»

Цели:

·        
систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных
сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие
сказочные истории);

·        
сопоставить содержание двух сказок и найти общие черты в их
происхождении, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие
операции мышления;

·        
продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и
выразительного чтения;

·        
развивать устную речь детей;

Задачи
в формировании УУД:

Познавательные:    познакомить учащихся с венгерской народной
сказкой

 «Два
жадных медвежонка» и корейской сказкой «Как барсук и куница судились»,
формировать умение анализировать литературный  текст, совершенствовать
навыки скоростного чтения.

Развивающие: развивать
образное мышление, речь, совершенствовать навыки скоростного чтения.

Личностные: воспитывать
нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного
произведения.

Коммуникативные:
учить работать в паре с соседом по парте, распределять между собой
роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

Планируемые результаты:

 Обучающиеся
получат возможность продолжить обучаться правильному и выразительному чтению
целыми словами,учитывая индивидуальный темп чтения;

-характеризовать героев
сказок, сравнивать их характеры, делать выводы.

-определять тему текста
по содержанию;

-высказывать оценочные
суждения о героях прочитанных произведений;

-самостоятельно
работать со словарём.

Тип
урока: 
урок изучения нового произведения.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, презентация,
карточки с
таблицей, учебники Н.А.Чуракова «Литературное чтение»
I часть, 
М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык»
II часть (Толковый
словарь и Словарь устойчивых выражений)
, выставка рисунков.

Ход урока

I.  Организационный
момент

-Сегодня день
Недели начальных классов-жёлтый. Это цвет радости и целеустремлённости. Мне
очень хочется, чтобы в конце урока вы узнали что-то новое и собрали осенний
букет отличного настроения. А пока…

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

II. Актуализация знаний учащихся.


Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские
стихи
 хокку.)   Япония
находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать,
также собраны со всего земного шара. Сегодня мы будем сравнивать эти сказки,
поэтому тема нашего урока называется  «Постигаем секреты сравнения». (слайд
1)

 На
какие три большие группы можно разделить все сказки? (волшебные, бытовые и
сказки о животных) (слайд 2)

Сказки о
животных- это самые древние сказки. Раньше люди многое не могли объяснить в
природных явлениях и жизни животных, поэтому они придумывали разные истории,
которые превращались в сказки.

Давайте
вспомним, на какие группы в свою очередь можно разделить сказки о животных.

(Самая
древняя сказка, просто древняя сказка, менее древняя сказка)

-Чему
учит каждый вид сказок? (слайд 3)

(Самая
древняя сказка-
объясняет, почему  у
животных именно такая внешность,  их поведение, откуда в мире всё происходит.

Просто
древняя сказка- учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Менее
древняя сказка- учит человека  быть добрым и справедливым.)

Похожие
сказки встречаются у многих народов мира , поэтому их ещё называют –бродячими
сказками.

III Определите возраст сказки по её названию: (слайд 4)

      «Откуда взялись звери, птицы и рыбы»(индийская
сказка-самая древняя)

      «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» (суданская
сказка-просто древняя)

      «Почему у попугая клюв кривой»(африканская
сказка-самая древняя)

      «Откуда взялась ночь»(сказка индейцев Южной
Америки-самая древняя)

      «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда»
(африканская сказка –просто древняя)

      «Как появился огонь» (австралийская сказка-самая
древняя)

IV Работа по Ленте времени:

-Расположите
на Ленте времени «
Самые  древние —  Просто
древние  —  Просто древние» (слайд 5) названия известных вам сказок    «Откуда
пошли болезни и лекарства»(сказка индейцев Северной Америки), «Волк и лиса»(калмыцкая
народная сказка),  «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка), «Гиена
и черепаха» (африканская сказка).

Что объединяет эти самые древние
сказки?  (
Это самые
древние сказки о живот­ных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным
к окружающему нас миру; объясняют причины природных яв­лений и внешнего вида
животных.)

Что
особенного в этих просто древних  сказках?
(Эти сказки учат
ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

V Проверка домашнего задания:

а)
выставка рисунков к калмыцкой народной сказке «Волк и лиса»;

б) пересказ
сказки:

 Волк
и Лиса

Калмыцкая сказка

Однажды Волк и Лиса бежали вместе по степи
и нашли кусочек желтого масла. Решили они меж собой, что поделят его на две
части. И каждому в этом случае достанется поровну.

И вдруг Лиса говорит Волку: «Не будем
в этом месте есть кусок масла. Здесь ходит по дороге много народу, и вдруг
кто-нибудь увидит, что мы делаем. Взойдем на эту высокую гору. Там нас никто не
увидит».

Взобрались они на гору, и тут Лиса и
говорит: «Не будем делить это масло меж собой, это не принесет пользы ни
одному из нас. В том случае будет польза, если кто-то один его съест».

А Волк тогда спрашивает: «Кто же из
нас должен съесть?» На вопрос Волка Лиса отвечает: «Кто из нас
старше, тот и съест». Волк тогда спрашивает Лису о ее возрасте. Лиса,
чтобы перехитрить Волка, говорит: «Когда я была маленькой, гора Сумеру
была маленьким бугорком, а море Сундалай было лужицей». И Лиса вдруг стала
плакать после сказанных слов.

А Волк подумал между тем: «Ах ты,
хитрая рыжая Лиса, все равно я тебя обману. Плачь, плачь, все равно мне масло
достанется». И Волк спросил о причине ее слез. Тогда Лиса говорит Волку:
«Ведь у меня есть три детеныша дома, и самый младший — такого возраста,
как ты, Волк».
              Услышав
слова Лисы, Волк разжалобился, не стал есть свой кусочек масла, и вся их добыча
досталась одной хитрой Лисе.

в)
ответы на вопросы:

-Какая
главная мысль сказки? (Лиса перехитрила Волка. )

-На
самом ли деле у неё был детёныш такого возраста как Волк?


какому виду сказок можно отнести эту сказку? (К просто древним)

VI Подготовка к восприятию новой темы:

 Давайте
ещё раз посмотрим на Ленту времени «
Самые 
древние —  Просто древние  —  Менее древние» (слайд 6)

«Как
барсук  и куница судились» (корейская сказка),  «Нарядный бурундук» (алтайская
сказка), « Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).

-Какие
из этих сказок вам ещё не знакомы?

-Как
вы думаете, к какому виду сказок их можно отнести? (просто древние)

-Почему?

VII  Новая тема. Работа над сказкой «Два жадных
медвежонка»

а)-Откройте
учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки.
(«Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)

            
Найдем на карте мира
Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.(слайд7)

  О чем говорит вам название сказки?

б) Просмотрите сказку и найдите слова,
требующие обраще­ния к толковому словарю  и словарю устойчивых выраже­ний
(Русский язык
II часть, с.128). (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)

  Найдите их значение.

в) Дети читают
сказку «цепочкой». Экран –тёмный. (слайд 8)

г) Анализ
содержания сказки:

-Кто герои? Что можете о них сказать? Какие
они по харак­теру?

  В этой сказке есть хоть один герой, поведение
которого вы­зывает у вас одобрение?

  Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?

д) Выборочное чтение:

-Найдите и прочитайте предложение, которое
является вы­водом. («
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)

Чему же учит
сказка?
(Не будь жадным,
останешься без всего.)

  Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)

  Можно ли эту
сказочную историю назвать самой древней?
(Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и
внеш­него вида животных, а осуждается жадность двух медве­жат, а значит, это
просто древняя сказка.)

Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность нака­зуема.)

  Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду
сказки она подходит?

е) Чтение фрагмента
сказки по ролям.

VIII  Физкультминутка.

 Лист на веточке сидел.

Во все стороны глядел:

Так глядел и так
глядел.

Потом взял и полетел.

Вправо, влево,

Вверх и вниз,

И на кустике повис.

IX Продолжение новой темы:

а)-Прочитайте название следующей сказки. («Как барсук и ку­ница судились». Корейская
сказка.)

  Можете ли вы по названию определить, о чем эта
сказка?

  Посмотрим на карте мира, откуда к нам пришла эта
сказоч­ная история.(слайд 7)

б)
 Рассмотрите картинки, как выглядят эти животные. (слайд 9)

в)
–А сейчас заранее подготовленные ребята покажут нам инсценировку
корейской сказки «Как барсук и куница судились» (инсценировка, экран- тёмный)  (слайд
10)

г)  Какая черта характера осуждается в сказке:
хитрость или жадность? Эта история похожа на предыдущую? Чем?

д)  Самостоятельное
чтение про себя с целью:- А сейчас прочтите эту сказочную историю «про себя» 
ещё раз и отметьте её особенности.

X  Обобщение:

Работа в парах (карточки)

а)- Сравним две сказки. (слайд 11)

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев (разное или
одинаковое)

Назови их

 Назови их

2. Особенности сюжета (разные или
одинаковые)

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Как «помогает» лиса

Как «помогает» лиса

3. Вывод ( разный или  одинаковый)

Жадность (наказана или нет)

Жадность (наказана или нет)

б)- Чем похожи
эти сказки? (слайд 12)

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев одинаковое — три

Два медвежонка и лиса

Барсук, куница и лиса

2. Особенности сюжета одинаковые

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Лиса помогает делить сыр и  обма­нывает
их

Лиса помогает делить кусок мяса и  обма­нывает
их

3. Вывод одинаковый

Жадность наказана

Жадный остается ни с чем

XI  Подведение итогов урока.

а)-С
какими сказками вы познакомились?

-Что
вы о них узнали?
(Они просто древние сказочные исто­рии, так как учат ценить
ум и хитрость.)

б)
-Ну а теперь, в конце нашего урока давайте составим букет вашего осеннего
настроения
. Если вам было интересно и познавательно, поставьте в вазу
радостные жёлтые листья, если что-то непонятно и неинтересно-грустные
коричневые листья.

XII Домашнее задание: выразительное чтение с. 74-77(слайд 13)

Вначале ночи не было был только день. Ночь дремала в глубине вод и не подымалась на землю. Люди, звери и растения не различались между собою: все в природе было едино. И все в природе говорило.

Рассказывают, что дочь Великого Змея вышла замуж за юношу. У этого юноши было трое верных слуг. Однажды он позвал их и сказал:

Уходите, ибо моя жена не хочет лечь спать со мною вместе.

Слуги ушли, и тогда он позвал свою жену и просил ее лечь спать с ним вместе. Но дочь Великого Змея отвечала:

Еще не ночь.

И юноша сказал ей:

Ночи нет; есть только день.

Тогда дочь Великого Змея рассказала:

У моего отца есть ночь. Если хочешь, чтобы я легла спать с тобою вместе, пошли своих слуг за ночью. Пусть спустятся по большой реке к дому моего отца. Когда над миром будет так же темно, как в глубине вод, я лягу спать с тобою вместе.

Юноша позвал своих слуг, и дочь Великого Змея послала их в дом своего отца и велела привезти от него скорлупу кокосового ореха с пальмы тукуман.

Слуги сели в лодку и отправились. Вскоре они прибыли во владения Великого Змея. Он дал им скорлупу ореха с пальмы тукуман, плотно залепленную смолой, и сказал:

Вот вам орех: можете взять. Но берегитесь: не отрывайте его. Если откроете все в природе пропадет.

Слуги взяли орех, сели в лодку и снова поплыли по реке. Плыли и все слушали, как внутри ореха перекликаются какие- то тихие голоса: тен- тен- тен ши- и Это были голоса сверчков и маленьких жаб, которые поют ночью.

Когда они отплыли уже далеко, самый любопытный из слуг сказал другим:

Давайте посмотрим, что это перекликается внутри ореха.

Старший сказал:

Нельзя: если мы откроем орех, то все в природе пропадет. Поплывем дальше. Гребите же, гребите!

Они поплыли дальше и все слушали, как перекликаются тихие голоса в скорлупе ореха тукуман, и не знали, что это за голоса. Когда они отплыли уже совсем далеко, то собрались вместе в середине лодки и разожгли огонь от горящей головни, что везли с собою. И они растопили смолу, которой был залеплен орех, и открыли его. И вдруг кругом них все потемнело. Тогда старший сказал:

Мы пропали. Дочь Великого Змея в своем доме уже, наверно, узнала, что мы открыли орех тукуман!

И они поплыли дальше.

А дочь Великого Змея, там, далеко, в своем доме, сказала своему мужу:

Они выпустили ночь будем ждать утра.

И тогда все, что было рассеяно по лесу, превратилось в зверей и птиц. И все, что было рассеяно по реке, превратилось в диких уток и рыб. Корзина из ивовых веток оборотилась ягуаром. Рыбак и его лодка оборотились дикой уткой: из головы рыбака образовались голова и клюв дикой утки; из лодки тело дикой утки; из весел лапы дикой утки.

А дочь Великого Змея, увидев звезду рассвета, сказала своему мужу:

Настает рассвет. Надо отделить день от ночи.

И тогда она свернула клубком волокно стебля какого- то растения и сказала ему:

Ты будешь кужубин.

Так она сделала птицу кужубин из семьи гокко. Она взяла белую глину и покрасила голову птицы в белый цвет; она взяла шафранный плод кустарника уруку, которым индейцы красят тело для защиты от болезни и дурного глаза, и покрасила ноги птицы в темно- красный цвет. И она сказала птице:

Кужубин, ты будешь петь каждый раз, когда настанет рассвет.

Она снова свернула клубком волокно стебля, и посыпала клубок пеплом, и сказала ему:

Ты будешь дикая курочка инамбу и будешь петь в разное время ночи и по утрам.

С тех пор все птицы стали петь каждая в свое время и еще утром, чтоб дню было веселее приходить. Когда трое слуг прибыли, юноша сказал им:

Вы неверные слуги: вы открыли орех тукуман и выпустили ночь, и все в природе пропало, и вы тоже, потому что вы превратились в обезьян и теперь вечно будете жить на ветках деревьев.

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ НОЧЬ

Вначале ночи не было — был только день. Ночь дремала в глубине вод и не подымалась на землю. Люди, звери и растения не различались между собою: все в природе было едино. И все в природе говорило.

Рассказывают, что дочь Великого Змея вышла замуж за юношу. У этого юноши было трое верных слуг. Однажды он позвал их и сказал:

— Уходите, ибо моя жена не хочет лечь спать со мною вместе.

Слуги ушли, и тогда он позвал свою жену и просил ее лечь спать с ним вместе. Но дочь Великого Змея отвечала:

— Еще не ночь.

И юноша сказал ей:

— Ночи нет; есть только день.

Тогда дочь Великого Змея рассказала:

— У моего отца есть ночь. Если хочешь, чтобы я легла спать с тобою вместе, пошли своих слуг за ночью. Пусть спустятся по большой реке к дому моего отца. Когда над миром будет так же темно, как в глубине вод, я лягу спать с тобою вместе.

Юноша позвал своих слуг, и дочь Великого Змея послала их в дом своего отца и велела привезти от него скорлупу кокосового ореха с пальмы тукуман.

Слуги сели в лодку и отправились. Вскоре они прибыли во владения Великого Змея. Он дал им скорлупу ореха с пальмы тукуман, плотно залепленную смолой, и сказал:

— Вот вам орех: можете взять. Но берегитесь: не отрывайте его. Если откроете — все в природе пропадет.

Слуги взяли орех, сели в лодку и снова поплыли по реке. Плыли и все слушали, как внутри ореха перекликаются какие-то тихие голоса: «тен-тен-тен… ши-и…» Это были голоса сверчков и маленьких жаб, которые поют ночью.

Когда они отплыли уже далеко, самый любопытный из слуг сказал другим:

— Давайте посмотрим, что это перекликается внутри ореха.

Старший сказал:

— Нельзя: если мы откроем орех, то всё в природе пропадет. Поплывем дальше. Гребите же, гребите!

Они поплыли дальше и всё слушали, как перекликаются тихие голоса в скорлупе ореха тукуман, и не знали, что это за голоса. Когда они отплыли уже совсем далеко, то собрались вместе в середине лодки и разожгли огонь от горящей головни, что везли с собою. И они растопили смолу, которой был залеплен орех, и открыли его. И вдруг кругом них всё потемнело.

Тогда старший сказал:

— Мы пропали. Дочь Великого Змея в своем доме уже, наверно, узнала, что мы открыли орех тукуман!

И они поплыли дальше.

А дочь Великого Змея, там, далеко, в своем доме, сказала своему мужу:

— Они выпустили ночь; будем ждать утра.

И тогда всё, что было рассеяно по лесу, превратилось в зверей и птиц.

И всё, что было рассеяно по реке, превратилось в диких уток и рыб.

Корзина из ивовых веток оборотилась ягуаром.

Рыбак и его лодка оборотились дикой уткой: из головы рыбака образовались голова и клюв дикой утки; из лодки — тело дикой утки; из весел — лапы дикой утки.

А дочь Великого Змея, увидев звезду рассвета, сказала своему мужу:

— Настает рассвет. Надо отделить день от ночи.

И тогда она свернула клубком волокно стебля какого-то растения и сказала ему:

— Ты будешь кужубин.

Так она сделала птицу кужубин из семьи гокко. Она взяла белую глину и покрасила голову птицы в белый цвет; она взяла шафранный плод кустарника уруку, которым индейцы красят тело для защиты от болезни и дурного глаза, и покрасила ноги птицы в темно-красный цвет. И она сказала птице:

— Кужубин, ты будешь петь каждый раз, когда настанет рассвет.

Она снова свернула клубком волокно стебля, и посыпала клубок пеплом, и сказала ему:

— Ты будешь дикая курочка инамбу и будешь петь в разное время ночи и по утрам.

С тех пор все птицы стали петь каждая в свое время и еще утром, чтоб дню было веселее приходить.

Когда трое слуг прибыли, юноша сказал им:

— Вы неверные слуги: вы открыли орех тукуман и выпустили ночь, и всё в природе пропало, и вы тоже, потому что вы превратились в обезьян и теперь вечно будете жить на ветках деревьев.

  • Откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки 3 класс
  • Откуда взялась баба яга в русских сказках
  • Откуда брал андерсен сюжеты для своих сказок
  • Откуда берутся камни в природе рассказ детям
  • Откуда берутся дети рассказ для детей