Откуда взялись звери птицы и рыбы австралийская сказка главная мысль

МКОУ
«Приютненская средняя общеобразовательная школа №1 им. И. Г. Карпенко»

Открытый урок литературного чтения в 3
классе
: Сравнительный анализ венгерской
сказки «Два жадных медвежонка» и корейской сказки «Как барсук и куница
судились»

 Тип урока: Урок ознакомления
с новым материалом.

УМК:
«Перспективная начальная школа».

Подготовила: учитель начальных классов

Лымарева Светлана Васильевна

с. Приютное

2014г.

Открытый урок по литературному чтению в 3
классе.

Сравнительный анализ венгерской сказки
«Два жадных медвежонка»

и  корейской сказки «Как барсук и куница
судились»

Цели:

·        
систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных
сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие
сказочные истории);

·        
сопоставить содержание двух сказок и найти общие черты в их
происхождении, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие
операции мышления;

·        
продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и
выразительного чтения;

·        
развивать устную речь детей;

Задачи
в формировании УУД:

Познавательные:    познакомить учащихся с венгерской народной
сказкой

 «Два
жадных медвежонка» и корейской сказкой «Как барсук и куница судились»,
формировать умение анализировать литературный  текст, совершенствовать
навыки скоростного чтения.

Развивающие: развивать
образное мышление, речь, совершенствовать навыки скоростного чтения.

Личностные: воспитывать
нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного
произведения.

Коммуникативные:
учить работать в паре с соседом по парте, распределять между собой
роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

Планируемые результаты:

 Обучающиеся
получат возможность продолжить обучаться правильному и выразительному чтению
целыми словами,учитывая индивидуальный темп чтения;

-характеризовать героев
сказок, сравнивать их характеры, делать выводы.

-определять тему текста
по содержанию;

-высказывать оценочные
суждения о героях прочитанных произведений;

-самостоятельно
работать со словарём.

Тип
урока: 
урок изучения нового произведения.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран, презентация,
карточки с
таблицей, учебники Н.А.Чуракова «Литературное чтение»
I часть, 
М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык»
II часть (Толковый
словарь и Словарь устойчивых выражений)
, выставка рисунков.

Ход урока

I.  Организационный
момент

-Сегодня день
Недели начальных классов-жёлтый. Это цвет радости и целеустремлённости. Мне
очень хочется, чтобы в конце урока вы узнали что-то новое и собрали осенний
букет отличного настроения. А пока…

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

II. Актуализация знаний учащихся.


Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские
стихи
 хокку.)   Япония
находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать,
также собраны со всего земного шара. Сегодня мы будем сравнивать эти сказки,
поэтому тема нашего урока называется  «Постигаем секреты сравнения». (слайд
1)

 На
какие три большие группы можно разделить все сказки? (волшебные, бытовые и
сказки о животных) (слайд 2)

Сказки о
животных- это самые древние сказки. Раньше люди многое не могли объяснить в
природных явлениях и жизни животных, поэтому они придумывали разные истории,
которые превращались в сказки.

Давайте
вспомним, на какие группы в свою очередь можно разделить сказки о животных.

(Самая
древняя сказка, просто древняя сказка, менее древняя сказка)

-Чему
учит каждый вид сказок? (слайд 3)

(Самая
древняя сказка-
объясняет, почему  у
животных именно такая внешность,  их поведение, откуда в мире всё происходит.

Просто
древняя сказка- учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Менее
древняя сказка- учит человека  быть добрым и справедливым.)

Похожие
сказки встречаются у многих народов мира , поэтому их ещё называют –бродячими
сказками.

III Определите возраст сказки по её названию: (слайд 4)

      «Откуда взялись звери, птицы и рыбы»(индийская
сказка-самая древняя)

      «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» (суданская
сказка-просто древняя)

      «Почему у попугая клюв кривой»(африканская
сказка-самая древняя)

      «Откуда взялась ночь»(сказка индейцев Южной
Америки-самая древняя)

      «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда»
(африканская сказка –просто древняя)

      «Как появился огонь» (австралийская сказка-самая
древняя)

IV Работа по Ленте времени:

-Расположите
на Ленте времени «
Самые  древние —  Просто
древние  —  Просто древние» (слайд 5) названия известных вам сказок    «Откуда
пошли болезни и лекарства»(сказка индейцев Северной Америки), «Волк и лиса»(калмыцкая
народная сказка),  «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка), «Гиена
и черепаха» (африканская сказка).

Что объединяет эти самые древние
сказки?  (
Это самые
древние сказки о живот­ных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным
к окружающему нас миру; объясняют причины природных яв­лений и внешнего вида
животных.)

Что
особенного в этих просто древних  сказках?
(Эти сказки учат
ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

V Проверка домашнего задания:

а)
выставка рисунков к калмыцкой народной сказке «Волк и лиса»;

б) пересказ
сказки:

 Волк
и Лиса

Калмыцкая сказка

Однажды Волк и Лиса бежали вместе по степи
и нашли кусочек желтого масла. Решили они меж собой, что поделят его на две
части. И каждому в этом случае достанется поровну.

И вдруг Лиса говорит Волку: «Не будем
в этом месте есть кусок масла. Здесь ходит по дороге много народу, и вдруг
кто-нибудь увидит, что мы делаем. Взойдем на эту высокую гору. Там нас никто не
увидит».

Взобрались они на гору, и тут Лиса и
говорит: «Не будем делить это масло меж собой, это не принесет пользы ни
одному из нас. В том случае будет польза, если кто-то один его съест».

А Волк тогда спрашивает: «Кто же из
нас должен съесть?» На вопрос Волка Лиса отвечает: «Кто из нас
старше, тот и съест». Волк тогда спрашивает Лису о ее возрасте. Лиса,
чтобы перехитрить Волка, говорит: «Когда я была маленькой, гора Сумеру
была маленьким бугорком, а море Сундалай было лужицей». И Лиса вдруг стала
плакать после сказанных слов.

А Волк подумал между тем: «Ах ты,
хитрая рыжая Лиса, все равно я тебя обману. Плачь, плачь, все равно мне масло
достанется». И Волк спросил о причине ее слез. Тогда Лиса говорит Волку:
«Ведь у меня есть три детеныша дома, и самый младший — такого возраста,
как ты, Волк».
              Услышав
слова Лисы, Волк разжалобился, не стал есть свой кусочек масла, и вся их добыча
досталась одной хитрой Лисе.

в)
ответы на вопросы:

-Какая
главная мысль сказки? (Лиса перехитрила Волка. )

-На
самом ли деле у неё был детёныш такого возраста как Волк?


какому виду сказок можно отнести эту сказку? (К просто древним)

VI Подготовка к восприятию новой темы:

 Давайте
ещё раз посмотрим на Ленту времени «
Самые 
древние —  Просто древние  —  Менее древние» (слайд 6)

«Как
барсук  и куница судились» (корейская сказка),  «Нарядный бурундук» (алтайская
сказка), « Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).

-Какие
из этих сказок вам ещё не знакомы?

-Как
вы думаете, к какому виду сказок их можно отнести? (просто древние)

-Почему?

VII  Новая тема. Работа над сказкой «Два жадных
медвежонка»

а)-Откройте
учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки.
(«Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)

            
Найдем на карте мира
Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.(слайд7)

  О чем говорит вам название сказки?

б) Просмотрите сказку и найдите слова,
требующие обраще­ния к толковому словарю  и словарю устойчивых выраже­ний
(Русский язык
II часть, с.128). (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)

  Найдите их значение.

в) Дети читают
сказку «цепочкой». Экран –тёмный. (слайд 8)

г) Анализ
содержания сказки:

-Кто герои? Что можете о них сказать? Какие
они по харак­теру?

  В этой сказке есть хоть один герой, поведение
которого вы­зывает у вас одобрение?

  Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?

д) Выборочное чтение:

-Найдите и прочитайте предложение, которое
является вы­водом. («
Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)

Чему же учит
сказка?
(Не будь жадным,
останешься без всего.)

  Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)

  Можно ли эту
сказочную историю назвать самой древней?
(Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и
внеш­него вида животных, а осуждается жадность двух медве­жат, а значит, это
просто древняя сказка.)

Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность нака­зуема.)

  Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду
сказки она подходит?

е) Чтение фрагмента
сказки по ролям.

VIII  Физкультминутка.

 Лист на веточке сидел.

Во все стороны глядел:

Так глядел и так
глядел.

Потом взял и полетел.

Вправо, влево,

Вверх и вниз,

И на кустике повис.

IX Продолжение новой темы:

а)-Прочитайте название следующей сказки. («Как барсук и ку­ница судились». Корейская
сказка.)

  Можете ли вы по названию определить, о чем эта
сказка?

  Посмотрим на карте мира, откуда к нам пришла эта
сказоч­ная история.(слайд 7)

б)
 Рассмотрите картинки, как выглядят эти животные. (слайд 9)

в)
–А сейчас заранее подготовленные ребята покажут нам инсценировку
корейской сказки «Как барсук и куница судились» (инсценировка, экран- тёмный)  (слайд
10)

г)  Какая черта характера осуждается в сказке:
хитрость или жадность? Эта история похожа на предыдущую? Чем?

д)  Самостоятельное
чтение про себя с целью:- А сейчас прочтите эту сказочную историю «про себя» 
ещё раз и отметьте её особенности.

X  Обобщение:

Работа в парах (карточки)

а)- Сравним две сказки. (слайд 11)

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев (разное или
одинаковое)

Назови их

 Назови их

2. Особенности сюжета (разные или
одинаковые)

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Как «помогает» лиса

Как «помогает» лиса

3. Вывод ( разный или  одинаковый)

Жадность (наказана или нет)

Жадность (наказана или нет)

б)- Чем похожи
эти сказки? (слайд 12)

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев одинаковое — три

Два медвежонка и лиса

Барсук, куница и лиса

2. Особенности сюжета одинаковые

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Лиса помогает делить сыр и  обма­нывает
их

Лиса помогает делить кусок мяса и  обма­нывает
их

3. Вывод одинаковый

Жадность наказана

Жадный остается ни с чем

XI  Подведение итогов урока.

а)-С
какими сказками вы познакомились?

-Что
вы о них узнали?
(Они просто древние сказочные исто­рии, так как учат ценить
ум и хитрость.)

б)
-Ну а теперь, в конце нашего урока давайте составим букет вашего осеннего
настроения
. Если вам было интересно и познавательно, поставьте в вазу
радостные жёлтые листья, если что-то непонятно и неинтересно-грустные
коричневые листья.

XII Домашнее задание: выразительное чтение с. 74-77(слайд 13)

Австралийская сказка. Откуда взялись звери, птицы и рыбы

  1. Главная

  2. Сказки

  3. Австралийская сказка. Откуда взялись звери, птицы и рыбы

Австралийская сказка. Откуда взялись звери, птицы и рыбы
Редакция
Редакция
16 апреля 2014 00:12

Когда мать вселенной Эйнгана создала землю, она забыла сделать зверей, птиц и рыб. Сотворила долины и горы, леса и пустыни, моря и реки, людей, деревья и растения, но о зверях, птицах и рыбах не подумала.
Еще сотворила Эйнгана дождь, чтобы он наполнял водой дно рек, и его братьев — молнию и гром.
И любила их Эйнгана, как родных сыновей, а больше всех любила она Маррагона-молнию. Подарила она Маррагону много каменных топоров, чтобы дробил он скалы и крушил деревья. А брат Маррагона — гром — при этом страшно грохотал и гремел.
Был у Маррагона-молнии сын, который еще ни разу не спускался на землю. И захотелось ему узнать, как живут люди на земле.
Спустился он вниз и стал смотреть, как воины танцуют пляску праздника и войны.
Увидал его старейшина племени и приказал взять в плен, чтобы отец его, Маррагон-молния, не причинял больше вреда племени новарнинг.
Узнал об этом Маррагон-молния и ужасно рассердился.
Своими каменными топорами расколол он скалы, за которыми попрятались люди племени, и разбил деревья, под которыми они стояли. Освободил
Маррагон-молния своего сына, и тот тоже погнался за людьми.
Страшно стало на земле. Побежали люди племени новарнинг во все стороны, ищут спасения от гнева Маррагона-молнии, и скоро превратились они в зверей, птиц и рыб. Звери спрятались в норы, птицы поднялись высоко в небо, а рыбы опустились на дно морей.
А Маррагон-молния и его брат гром по-прежнему посещают землю. И люди, и звери, и птицы боятся их и прячутся от них.

Когда мать вселенной Эйнгана создала землю, она забыла сделать зверей, птиц и рыб. Сотворила долины и горы, леса и пустыни, моря и реки, людей, деревья и растения, но о зверях, птицах и рыбах не подумала.

Магазин ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Магазин ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Магазин «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» основан ИП Черненко А. Г., в 2005 году.  

За прошедший период, коллективом магазина, поставлены тысячи единиц оборудования и комплектующих…

Продажа недвижимости

Продажа недвижимости

Продажа жилой и коммерческой недвижимости в Тимашевске

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

Сравнительный анализ венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

и корейской сказки «Как барсук и куница судились»

УМК: «Перспективная начальная школа».

Цели:

  • систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории);

  • сопоставить содержание двух сказок и найти общие черты в их происхождении,развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие операции мышления;

  • продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

  • развивать устную речь детей;

Задачи в формировании УУД:

Познавательные: познакомить учащихся с венгерской народной сказкой

«Два жадных медвежонка» и корейской сказкой «Как барсук и куница судились»,формировать умение анализировать литературный текст, совершенствовать навыки скоростного чтения.

Развивающие: развивать образное мышление, речь, совершенствовать навыки скоростного чтения.

Личностные:воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

Коммуникативные:учить работать в паре с соседом по парте, распределять между собой роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность продолжить обучаться правильному и выразительному чтению целыми словами,учитывая индивидуальный темп чтения;

-характеризовать героев сказок, сравнивать их характеры, делать выводы.

-определять тему текста по содержанию;

-высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

-самостоятельно работать со словарём.

Тип урока: урок изучения нового произведения.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с таблицей, учебники Н.А.Чуракова «Литературное чтение»I часть, М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык» II часть(Толковый словарь и Словарь устойчивых выражений), выставка рисунков.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Назовите цветок похожий на солнце. (Подсолнух)

-С каки цветом ассоциируется подсолнух? (Жёлтым)

— Это цвет радости и целеустремлённости. Мне очень хочется, чтобы в конце урока вы узнали что-то новое и собрали осенний букет отличного настроения. А пока…

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.) Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Сегодня мы будем сравнивать эти сказки, поэтому тема нашего урока называется «Постигаем секреты сравнения».

-На какие три большие группы можно разделить все сказки? (волшебные, бытовые и сказки о животных)

Сказки о животных- это самые древние сказки. Раньше люди многое не могли объяснить в природных явлениях и жизни животных, поэтому они придумывали разные истории, которые превращались в сказки.

-Давайте вспомним, на какие группы в свою очередь можно разделить сказки о животных.

(Самая древняя сказка, просто древняя сказка, менее древняя сказка)

-Чему учит каждый вид сказок?

(Самая древняя сказка-объясняет, почему у животных именно такая внешность, их поведение, откуда в мире всё происходит.

Просто древняя сказка-учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Менее древняя сказка-учит человека быть добрым и справедливым.)

-Похожие сказки встречаются у многих народов мира , поэтому их ещё называют –бродячими сказками.

III Определите возраст сказки по её названию:

  • «Откуда взялись звери, птицы и рыбы»(индийская сказка-самая древняя)

  • «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» (суданская сказка-просто древняя)

  • «Почему у попугая клюв кривой»(африканская сказка-самая древняя)

  • «Откуда взялась ночь»(сказка индейцев Южной Америки-самая древняя)

  • «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» (африканская сказка –просто древняя)

  • «Как появился огонь» (австралийская сказка-самая древняя)

IV.Работа по Ленте времени:

-Расположите на Ленте времени «Самые древние — Просто древние — Просто древние» названия известных вам сказок«Откуда пошли болезни и лекарства»(сказка индейцев Северной Америки),«Волк и лиса»(калмыцкая народная сказка), «Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка),«Гиена и черепаха»(африканская сказка).

  • Что объединяет эти самые древние сказки? (Это самые древние сказки о живот­ных, они учат любить природу, быть добрым и внимательным к окружающему нас миру; объясняют причины природных яв­лений и внешнего вида животных.)

-Что особенного в этих просто древних сказках? (Эти сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.)

V. Проверка домашнего задания:

а) выставка рисунков к калмыцкой народной сказке «Волк и лиса»;

б) пересказ сказки;

в) ответы на вопросы:

-Какая главная мысль сказки? (Лиса перехитрила Волка. )

-На самом ли деле у неё был детёныш такого возраста как Волк?

-К какому виду сказок можно отнести эту сказку? (К просто древним)

VI.Подготовка к восприятию новой темы:

Давайте ещё раз посмотрим на Ленту времени «Самые древние — Просто древние — Менее древние»

«Как барсук и куница судились» (корейская сказка), «Нарядный бурундук»(алтайская сказка), « Два жадных медвежонка»(венгерская сказка).

-Какие из этих сказок вам ещё не знакомы?

-Как вы думаете, к какому виду сказок их можно отнести? (Просто древние)

-Почему?

VII. Новая тема. Работа над сказкой «Два жадных медвежонка»

а)-Откройте учебник на с. 74 и прочитайте название первой сказки. («Два жадных медвежонка» (венгерская сказка).)

  • Найдем на карте мира Венгрию и посмотрим, откуда к нам пришла эта сказочная история.

  • О чем говорит вам название сказки?

б)Просмотрите сказку и найдите слова, требующие обраще­ния к толковому словарю и словарю устойчивых выраже­ний (Русский язык II часть, с.128). (Чащоба, плутовка, посмотрела с укоризной.)

  • Найдите их значение.

в) Дети читают сказку «цепочкой».

г) Анализ содержания сказки:

-Кто герои? Что можете о них сказать? Какие они по харак­теру?

  • В этой сказке есть хоть один герой, поведение которого вы­зывает у вас одобрение?

  • Кого же осуждает сказка: лису или медвежат?

д) Выборочное чтение:

-Найдите и прочитайте предложение, которое является вы­водом. («Так-то вот бывает с теми, кто жадничает».)

  • Чему же учит сказка? (Не будь жадным, останешься без всего.)

  • Какой вы представляете лису? (Умной и хитрой.)

  • Можно ли эту сказочную историю назвать самой древней? (Нет, так как в ней не объясняются причины явлений и внеш­него вида животных, а осуждается жадность двух медве­жат, а значит, это просто древняя сказка.)

  • Чему учит сказка? (Ценить ум и хитрость; жадность нака­зуема.)

  • Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она подходит?

е) Чтение фрагмента сказки по ролям.

VIII. Физкультминутка.

Лист на веточке сидел.

Во все стороны глядел:

Так глядел и так глядел.

Потом взял и полетел.

Вправо, влево,

Вверх и вниз,

И на кустике повис.

IX. Продолжение новой темы:

а)-Прочитайте название следующей сказки.Как барсук и ку­ница судились». Корейская сказка.)

  • Можете ли вы по названию определить, о чем эта сказка?

  • Посмотрим на карте мира, откуда к нам пришла эта сказоч­ная история.

б)Рассмотрите картинки, как выглядят эти животные.

в) –А сейчас заранее подготовленные ребята покажут нам инсценировку корейской сказки «Как барсук и куница судились»

г) Какая черта характера осуждается в сказке: хитрость или жадность? Эта история похожа на предыдущую? Чем?

д) Самостоятельное чтение про себя с целью:- А сейчас прочтите эту сказочную историю «про себя» ещё раз и отметьте её особенности.

X. Обобщение:

Работа в парах (карточки)

а)-Сравним две сказки.

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев (разное или одинаковое)

Назови их

Назови их

2. Особенности сюжета (разные или одинаковые)

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Могут ли двое жадных самостоятельно решить спор?

Как «помогает» лиса

Как «помогает» лиса

3. Вывод( разный или одинаковый)

Жадность (наказана или нет)

Жадность (наказана или нет)

б)-Чем похожи эти сказки?

«Два жадных медвежонка»

«Как барсук и куница судились»

1. Количество героев одинаковое — три

Два медвежонка и лиса

Барсук, куница и лиса

2. Особенности сюжета одинаковые

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Двое жадных не могут решить спор без третьего

Лиса помогает делить сыр и обма­нывает их

Лиса помогает делить кусок мяса и обма­нывает их

3. Вывод одинаковый

Жадность наказана

Жадный остается ни с чем

XI. Подведение итогов урока.

а)-С какими сказками вы познакомились?

-Что вы о них узнали?(Они просто древние сказочные исто­рии, так как учат ценить ум и хитрость.)

б)-Ну а теперь, в конце нашего урока давайте составим букет вашего осеннего настроения. Если вам было интересно и познавательно, поставьте в вазу радостные жёлтые листья, если что-то непонятно и неинтересно-грустные коричневые листья.

XII Домашнее задание: выразительное чтение с. 74-77

  • Отзыв сказки щелкунчик и мышиный король
  • Открытки из сказок с добрым утром
  • Отзыв сказки о царе салтане для 3 класса
  • Отзыв сказки морской царь и василиса премудрая
  • Отзыв сказки золотой петушок пушкина