Откуда взят эпиграф к рассказу тоска

­Как Чехов наблюдал, выбирал, накапливал материал?
Кто, по Вашему мнению, правильнее определил творческий процесс писателя — Вл. И. Немирович-Данченко или Потапенко?

Когда Чехов приступал к созданию произведения сразу после непосредственных впечатлений или спустя некоторое время, по воспоминаниям?
Почему это важно для творческого процесса писателя? Когда Чехов начинал «шлифовать» работу?


Вл. И. Немирович-Данченко, знаменитый режиссёр, писал, что у Чехова было много свободного времени, «которое он проводил как-то впустую, скучал».
Труд писателя за столом — это лишь айсберг, вершина того труда, который совершается в душе, в сознании писателя. Многие авторы — и Чехов относился именно к ним — выстраивали всё произведение в уме, за столом они лишь записывали то, что сложилось в результате многочасовых размышлений. Такая работа писателя — как тектонические процессы в глубинах Земли: на поверхности кажется, что ничего не происходит, а внутри кипит лава. Критик Потапенко писал о непрерывной «подсознательной творческой работе» у Чехова, он более справедлив в своих наблюдениях.

Со стороны часто кажется, что человек, обдумывающий новую мысль, ничего не делает, просто скучает, но результаты внутренней работы проявляются в момент, когда сложившееся произведение запечатлевается на бумаге. Другое дело, что есть люди, которые симулируют внутреннюю работу, но их можно легко узнать по отсутствию результатов.

Долгий процесс осмысления впечатлений жизни подтверждают слова Чехова в письме Батюшкову: «Мне нужно, чтобы память моя процедила сюжет и чтобы на ней, как на фильтре, осталось только то, что важно и типично». Чехов умел уловить проявление типичного в частностях и через эти частности полнее выявить общее. Время помогало ему показать особенности жизни более выпукло.

Если Толстой или, например, Бунин многократно переписывали, изменяли, вносили правки в свои произведения, то Чехов менял очень немногое. Делал он это на последнем этапе, когда из типографии уже приходила корректура произведения в том виде, в каком она будет помещена в журнале или книге.
Многим писателям взгляд на свой текст, набранный типографским способом, помогает увидеть его по-новому, заметить то, что раньше не казалось важным. И на этом последнем этапе, уже перед отправкой рукописи в печать, Чехов вносил последние поправки: исправлял произведение «с музыкальной стороны».

Подготовьте рассказ о Чехове

Краткий перечень важных дат жизни писателя:

17 (29) января 1860 года родился А. П. Чехов. Антон — третий ребёнок в семье.
1876 — разорение отца, отъезд семьи в Москву.

Антон остаётся в Таганроге один, чтобы закончить учёбу в гимназии.
1878 — окончание гимназии, переезд в Москву.
1879 — поступление на медицинский факультет Московского университета.
1878-1884 — создание рассказов для тонких юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник».
1884 — Чехов заканчивает университет и начинает работать врачом.
1885-1890 — Чехов выпускает несколько сборников своих рассказов, пишет и издаёт повесть «Степь».
1890 — поездка на Сахалин, проведение переписи населения на Сахалине (лично заполнил 10 ООО карточек). Обратный путь через Тихий океан, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Индийский океан, Суэцкий канал, затем через Европу (Вена, Париж, Флоренция). Создание книги «Остров Сахалин».
1892-1893 —работа врачом в Мелихове в ожидании холеры.
1890-е годы — создание наиболее выдающихся рассказов и пьес («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Душечка», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»; пьесы «Чайка», «Дядя Ваня»).
1897 — участие во всероссийской переписи населения; ухудшение здоровья Чехова после неудачной постановки «Чайки».
1897-1898 — Чехов для поправки здоровья живёт в Ницце.
1900 — избран почётным академиком по разряду изящной словесности (позже отказался от этого звания в знак протеста против отмены выборов в Академию М. Горького).
1901 — женитьба на актрисе Ольге Леонардовне Книппер.
1900-1904 — рассказы «Дама с собачкой», «В овраге», «Архиерей», пьесы «Три сестры», «Вишнёвый сад».
1904 — смерть Чехова в Баденвейлере.

Какие рассказы написал А. П. Чехов с 1884 по 1887 год?
Перечислите известные Вам. Попробуйте определить, что изменилось в творчестве Чехова по сравнению с самым ранним периодом его творчества. Типичны ли для этого периода такие рассказы, как «Смерть чиновника» и «Тоска»?

Творчество Чехова можно условно разделить на несколько этапов.

1 этап — 1878-1884. Работа в популярных журналах юмористического характера (например, в «Осколках»), Поиск собственного стиля, почерка. Противостояние теории «засасывания человека окружающей средой» примерам собственной жизни.

2 этап — 1884-1887. Чехов уходит из «Осколков» в журнал «Новое время», публикует сборники своих рассказов.
1886 — «Пёстрые рассказы».
1887 — «В сумерках» (сборник удостоен Пушкинской премии Российской академии за 1888 год).
В этот период комические рассказы постепенно вытесняются серьёзными, тон произведений становиться драматическим и порой трагическим. Окончательно определяется герой рассказов Чехова — типический человек, представляющий самые разные слои русского общества. Чехов внимательно следит за массовым сознание и стремиться отразить изменения, происходящие в нём, в своих произведениях.
Характерный рассказ для этого периода — «Тоска»: в нём комическое соединено с трагическим (1888).

3 этап— 1887-1904. Период творческого расцвета.
1888 — «Рассказы»; опубликована повесть «Степь».
1890 — «Хмурые люди».
В 1890-е годы написаны лучшие рассказы и пьесы Чехова. Основным принципом становиться стремление к максимальной объективности, к повествованию, в котором авторская позиция почти незаметна, не выходит на поверхность. Чехов не выступает учителем, и это является новаторствбм, так как в целом русская литература была дидактичной. Творчество Чехова поднимает важнейшие проблемы русского общества, показывает их многомерность и необходимость тонкого и тщательного подхода к их решению.


В чем смысл рассказов «Смерть чиновника», «Тоска»?

Эпиграфом к рассказу «Тоска» автор взял слова из духовного стиха «Плачь Иосифа и быль»: «Кому повем печаль мою?…» Эпиграф этот в сознании людей, знакомых с каноническими религиозными текстами, вызывает в памяти весь стих и мысль о том, что только Владыка может услышать рыдания человеческие.
Главный герой рассказа извозчик Иона Потапов целую неделю ощущает мучительную тоску: у него после трёх дней болезни умер единственный сын, и ещё никто из людей не выслушал его и не посочувствовал горю одинокого человека. Он пытается рассказать о своём несчастье своим седокам. Первый его пассажир — молчаливый военный: «Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:
— А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер».
Военный равнодушен к словам извозчика.

Трое молодых людей, которых взялся везти Иона, дают ему слишком мало денег: «Двугривенный цена несходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки…» Чувство одиночества у Ионы настолько сильно, что он рад грубости и угрозам со стороны новых седоков: «Он слышит обращённую к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Он пытается рассказать о своём горе грубо смеющимся молодым людям: «Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…»
В ожидании нового седока он глубоко переживает своё горе, пытается найти хоть одного человека, способного посочувствовать ему: «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…» Чехов говорит нам, как важно для человека внимание, сочувствие. Иона не просит о деньгах, о другой помощи: он хочет только, чтобы его выслушали: «Скоро будет неделя, как умер сын, а он ещё путём не говорил ни с кем».

Приходя в дом, где ночуют извозчики, Иона пытается обратиться к одному из них, но безуспешно. Тогда Иона идёт проведать лошадь. Тоска несчастного человека становится такой необъятной, что он начинает рассказывать о своей беде лошади: «Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина.
Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

Так заканчивается повествование о человеке, который остался наедине со своим огромным горем и не сумел найти сочувствия в мире людей.

Как объяснить название рассказа «Тоска»?
Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени? Почему Вы так думаете?
Подготовьте ответы в форме рассуждения. О какой сцене рассказа и почему брат Чехова сказал: «…В этом месте твоего рассказа ты — бессмертен»?

Название рассказа точно передаёт ощущение, которое остаётся у читателя после знакомства с грустной историей Ионы Потапова.
Брат Чехова Александр Павлович, прочитав заключительную сцену рассказа, написал: «…В этом месте твоего рассказа ты — бессмертен».
Рассказ учит быть внимательным к людям, видеть человеческое страдание. Мы понимаем, что каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему потребуется доброе сочувственное слово, и может быть, доброта, которую мы сумеем проявить по отношению к другим, вернётся к нам в нужный для нас миг.

Литературовед Я. Суходол обращает внимание на то, что «в „Тоске“ Чехов не ставит точки. Многоточие не только интонационное указание автора. Он останавливается на картине, полной глубокого укора людской бесчеловечности и равнодушию».
Так ли Вы объясняете многоточие? Согласны ли Вы с этим выводом?

Смысл многоточия в конце рассказа «Тоска»

Чехов не делал авторскую оценку происходящего выпуклой, он рассказывал жизненную историю и давал читателю возможность сделать собственный вывод. Этим объясняется и многоточие в конце рассказа «Тоска»: читатели сами задумаются о бессердечии и равнодушии мира, может быть, в подобной ситуации проявят душевность и сострадание.

Однажды в писательском поселке Переделкино под Москвой у авторов учебника завязалась беседа о чеховских рассказах с замечательным прозаиком Е. И. Носовым, который сказал, что «Тоску» он считает одним из лучших рассказов Чехова. Разделяете ли Вы это мнение?

«Тоска» — один из выдающихся рассказов Чехова Безусловно, «Тоска» — один из выдающихся рассказов Чехова. Но хотелось бы, чтобы в учебник для 9-го класса были включены другие, менее мрачные произведения писателя.

Он останавливается на картине, полной глубокого укора людской бесчеловечности и равнодушию».
Так ли Вы объясняете многоточие? Согласны ли Вы с этим выводом?

Смысл многоточия в конце рассказа «Тоска»

Чехов не делал авторскую оценку происходящего выпуклой, он рассказывал жизненную историю и давал читателю возможность сделать собственный вывод. Этим объясняется и многоточие в конце рассказа «Тоска»: читатели сами задумаются о бессердечии и равнодушии мира, может быть, в подобной ситуации проявят душевность и сострадание.

Однажды в писательском поселке Переделкино под Москвой у авторов учебника завязалась беседа о чеховских рассказах с замечательным прозаиком Е. И. Носовым, который сказал, что «Тоску» он считает одним из лучших рассказов Чехова. Разделяете ли Вы это мнение?

«Тоска» — один из выдающихся рассказов Чехова Безусловно, «Тоска» — один из выдающихся рассказов Чехова. Но хотелось бы, чтобы в учебник для 9-го класса были включены другие, менее мрачные произведения писателя.


1

Каков смысл эпиграфа в рассказе А.П.Чехова «Тоска»?

1 ответ:



0



0

Это слово- производные глаголы от существительного- повесть- в значении- п поведать, в контексте рассказа понятно, что извозчик хочет выговорить свою боль первому встречному, хочет получить хоть слово поддержки участия к своему горю, чтобы немного душу облегчить, снять боль Антон Павлович взял изречение из Писания эпиграфом не случайно, их рассказа понятно, как тошно человеку и как хочет он уйти от гнетущей его тоски…

Читайте также

Свой рассказ о старике-извозчике Ионе, похоронившем своего сына, Чехов назвал «Тоска» неспроста. Автор ярко представляет читателю удручённого горем героя рассказа, незамечающего даже засыпавший его снег. Ему явно трудно справиться с гнетущим чувством тоски. Ионе хотелось бы своё горе рассказать кому-нибудь из людей и таким образом уменьшить щемящую тоску. Но все, к кому он начинает обращаться со своими откровениями, остаются безучастными к горю рассказчика, от чего он и умолкает. Видя бесполезность своих попыток излить горе людям, Иона идёт к своей лошадке. Он откровенничает с бессловесным животным, увлекается от того, что лошаденка слушает его и дышит на руки своего хозяина.

А.П.Чехов писал свои произведения более ста лет назад и поэтому вполне естественно, что в его рассказах и повестях встречаются слова, которые уже вышли из употребления в наше время.

Извозчик — человек, который управляет лошадью и занимается извозом, такой эквивалент нынешнего таксиста.

Козлы — Это перед кареты, экипажа, который, как правило, занимает извозчик, кучер. Иногда, когда в экипаже не хватало мест для пассажиров, кто-нибудь мог занять там место.

Двугривенный — это старинная денежная единица номиналом в 20 копеек. Такие монеты делались из серебра.

Почин, это слово можно объяснить так — начало чего либо. В данном произведении у Ионы не ладилось с работой, никто не желал ехать, то есть, он не смог заработать ни копейки, не было почина.

Герой рассказа А.П.Чехова «Тоска», извозчик Ион Потапов пытается рассказать о своем большом горе, а именно о смерти своего сына, свои пассажирам. Но им нет до него дела. Они все озлоблены и ненавидят все кругом.

И только после окончания своего рабочего дня, ночью. Ион Потапов идет на конюшню, где он наконец может рассказать своему коню все то, что накипело у него на сердце. Иону Потапову кажется, что только его лошадь способна его выслушать и понять. Остальным всем нет до него никакого дела.

В рассказе А.П.Чехова «Тоска» главным героем является Иона Потапов- старый извозчик. Он недавно похоронил своего сына и тоскует о нем, ищет поддержки в окружающих. Иона пытается поведать свою историю клиентам, но не находит в них отклика. И он продолжает печалиться о том, что умерла его кровинушка и смерть обозналась, взяла его сына вместо него.

Рассказ Чехова «Тоска» драматичен, а повествуется в нем о душевной боли старого извозчика, которому даже не с кем поделиться своим горем. Горожане равнодушны и им нет никакого дела до страданий одинокого человека, потерявшего сына. Вот несчастный человек и делиться душевной болью с лошадкой.

Главная тема рассказа — это одиночество простого человека в большом городе. В городе множество людей, но никто его не желает выслушать и приободрить.

Кроме того, темой произведения является тоска, как печальное настроение, именно она и отражает внутреннюю боль Ионы.

Автор поднимает в рассказе и тему отношений между властью и простыми людьми, зависимыми и слабыми. Таких людей он обычно называет «маленькими».

Идея произведения — обратить внимание людей на проблему глухоты, равнодушия и черствости по отношению к страдающему человеку. Автор заставляет очнуться тех, которые ранее не обращали внимание на людей, которые нуждаются в помощи. Он призывает нас проявлять участие и сострадание, быть внимательными к проблемам «маленького человека».

Сегодня на уроке мы:

·     поговорим
о рассказе Антона Павловича Чехова «Тоска».

·     порассуждаем
об одиночестве человека в мире.

·     поймём,
как можно быть одиноким в многолюдной толпе.

·     узнаем,
что привнёс в жанр рассказа Антон Павлович Чехов.

Главным жанром в русской литературе XIX века считался роман. Особенно
роман реалистический. Потому что только истинный мастер слова способен создать
масштабный труд, в котором раскрывается человек и его взаимосвязи с окружающим
миром. Роман способен наиболее полно отразить реальность.

В начале творческой карьеры Чехова не раз критиковали за то,
что он пишет рассказы, не пытаясь создавать романы.

«Один такой труд будет во сто раз выше оценён сотни прекрасных
рассказов, разбросанных в разное время по газетам»,
‒ убеждал Чехова
писатель Дмитрий Григорович.

Так или иначе, Чехов вошёл в мировую литературу не как
романист, а как драматург и мастер короткого рассказа. До Чехова малые
эпические жанры не ценились. Повесть и рассказ считались «осколками романа».
Чехов доказал, что рассказ – полноценный жанр, который не уступает роману в
глубине и силе воздействия на читателя. Просто рассказ живёт по другим законам.
У него свои особенности композиции, темпа повествования, изображения картины
мира.

Что же особенного в чеховских рассказах?

Давайте разберёмся.

Рассказы Чехова часто называют новеллами.

А чем в принципе отличается новелла от рассказа?

Новелла – это небольшой рассказ. У новеллы есть ряд
обязательных признаков: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения,
отсутствие психологизма и неожиданная развязка.

Похоже на чеховскую прозу? Не совсем. Почему?

Ведь рассказы Чехова короткие. У них простой сюжет и чёткая
композиция. Действие развивается быстро, а развязка в них почти всегда
неожиданная. Прибавим сюда выразительные названия, говорящие фамилии героев,
яркие диалоги и художественные детали. Все признаки новеллы есть!

Не все. Во-первых, Чехов показывает себя в рассказах очень
тонким психологом. Он в небольшом эпизоде раскрывает душу героя, глубину его
чувств. А в новелле психологизма нет. В ней главное сюжет, увлекательное
действие, а не раскрытие характера.

Во-вторых, для рассказов Чехова это слишком простое
определение. Его рассказы больше, чем занимательная история с неожиданным
концом. Их простота обманчива. В рассказах Чехова всегда есть второе дно,
неожиданная идея. Очень часто возникает ощущение недосказанности, которое в
новелле недопустимо.

Литературовед Валерий Тюпа назвал ранние
рассказы Чехова сплавом двух противоположных жанров ‒ анекдота и притчи. Анекдот
– это короткая юмористическая история с неожиданной концовкой. А притча
– это иносказательный рассказ с нравоучением.

Сочетание несочетаемого, скажете вы? Не для Чехова. В его
рассказах часто соседствует смешное и грустное, высокое и низкое, прекрасное и
отвратительное. Все конфликты чеховских рассказов – это обычные повседневные столкновения.
Но за мелкими обыденными конфликтами прячется тайное послание читателю. Чехов –
мастер подтекста. Именно подтекст создаёт глубину и сложность его рассказов.

«Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все
смешано
глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со
смешным… нужны только формы, новые формы»
, ‒ говорил Чехов.

Герои Чехова – обычные люди со своими страстями и слабостями.
Они типичны и узнаваемы. Корней Чуковский говорил о прозе Чехова: «Такого
тождества литературы и жизни я ещё не наблюдал никогда. Даже небо надо мной
было чеховское… Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глядишь в
окошко и видишь как бы продолжение того, что читал. Все жители нашего городка

все, как один человек,
были для меня персонажами Чехова. Других людей
как будто не существовало на свете. Все их свадьбы, именины, разговоры,
походки, причёски и жесты, даже складки у них на одежде были словно выхвачены
из чеховских книг».

Чехов – писатель-реалист. Он не приукрашивает
действительность, а показывает её детально и точно.

Всем известно высказывание Чехова «Краткость − сестра таланта».

«Искусство писать
это искусство сокращать»
, −
говорил он ещё.

Длинные подробные описания Чехов заменяет яркой
художественной деталью. Это делает его рассказы короткими, но очень ёмкими и
выразительными.

Рассказ «Тоска» Антон Павлович Чехов написал в 1886
году.

Опубликовали его в январе того же года в «Петербургской
газете» под псевдонимом Антоша Чехонте. Позже рассказ вошёл в
сборник «Пёстрые рассказы» и антологию «Проблески». По мнению писателя Льва
Толстого, «Тоска» ‒ одно из лучших творений Чехова.

Композиция рассказа «Тоска» строится по принципу повторения,
так же как в рассказе «Смерть чиновника». Если Червяков раз за разом
ходит извиняться к генералу Бризжалову, то извозчик Иона снова и снова пытается
рассказать о смерти сына.
Герой рассказа – обычный человек, неграмотный крестьянин, который работает
извозчиком. Почему за его нехитрой историей потери видится тема бесконечного
одиночества в этом мире?

Важную роль здесь играет эпиграф. Эпиграфом к рассказу служит
первая строчка из духовного стиха, который называется «Плач Иосифа и быль».
Его исполняли нищие странники, калики перехожие.

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

Такой эпиграф поднимает рассказ на общечеловеческий уровень,
заставляя задуматься о человеческой судьбе. О жизни и смерти, о том, что
человек одинок в этом огромном мире.

Эпиграф указывает на конфликт рассказа и причину одиночества
человека. Сердца людей черствы и закрыты. Людям нет дела до чужих радостей и
бед. Каждый занят только собой и своей жизнью. Поэтому даже в огромной толпе
человек остаётся наедине со своим горем. Ионе некому поведать свою печаль.

По сути, огромный многолюдный город – это пустое
пространство.

«Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам,
снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один,
который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…».

Подробные описания Чехов заменяет одной яркой деталью,
которая позволяет воображению читателя обрисовать всю картину. Извозчик Иона
Потапов бел, как привидение. «Он согнулся, насколько только возможно
согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый
сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег…»

Эти строки очень полно передают эмоциональное состояние Ионы.
Он раздавлен горем. Единственное желание Ионы – выговориться. Говорить ему
трудно: Иона «кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит». Но не говорить
он не может.

Иона и его лошадь чужие в этом городе.

Они инородные элементы, нелепые среди городской суеты. Лошадь
писатель называет лошадёнкой, рисуя образ жалкой заезженной клячи. Она
угловата, ноги прямые, как палки. Её «оторвали от плуга, от привычных серых
картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска
и бегущих людей».

Извозчик кажется маленьким и потерявшимся в этом городе. Иона
Потапов – тоже маленький человек Чехова. Но в отличие от экзекутора Червякова
из рассказа «Смерть чиновника» Иона вызывает у читателя острую пронзительную
жалость и сочувствие. Иона выглядит так же нелепо, как и его лошадь. Они
одинаково неподвижны под падающим снегом. Одинаково вытягивают шеи и вызывают
одну и ту же жалость. Эта лошадёнка оказывается единственным близким Ионе
существом. Только ей он смог излить свою тоску и облегчить душу, когда мир
людей отверг его.

Чеховское мастерство повествователя позволяет ему говорить с
читателем на серьёзные темы, рассказывая простые обыденные истории. При этом
писатель не скатывается в морализаторство и пафос, не поучает читателей и не
растолковывает ему прописные истины. Иона не выглядит красивее, нравственней и
лучше людей, которые отказывают ему в сострадании. Чехов мягко иронизирует над
его неуклюжестью, над жалким видом его лошадёнки, но эта ирония вызывает у
читателя сочувствие к герою рассказа.

Можем ли мы тут усмотреть социальный подтекст? Да.

Иона беден, он даже не набирает денег на овёс для своей
лошадёнки за рабочий день. Ночевать он вынужден в грязной душной комнате вместе
с такими же бедняками, как он. Будь он богаче, может быть и сына его смогли бы
вылечить.

Но рассказ вовсе не о том, как человека давит среда. И не о
том, как тяжело работать за гроши.

Основная мысль рассказа общечеловеческая, она выше
социального подтекста.

Рассказ об одиночестве и равнодушии. А у этих понятий нет
сословных границ. Иону не слушают богатые господа, которых он подвозит. Но
молодой извозчик, такой же бедный, как и старик Иона, тоже оказывается глух к
его горю. И богатые, и бедные одинаково равнодушны к чужим проблемам. Эта стена
равнодушия и есть причина одиночества. Каждый человек заперт в собственном
мирке наедине со своей болью.

Проблема одиночества в толпе в наше время остаётся такой же
актуальной, как и в чеховские времена, ведь люди не меняются.

По словам писателя и переводчика Корнея Чуковского: «Чехов
меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а
между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь
потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную
дрянность».

Не заработав даже на овес лошади, Иона возвращается на извозчичий двор. Там он пытается заговорить с молодым извозчиком, но тот засыпает, укрывшись с головой.

Потапов думает о том, что уже неделя прошла со смерти сына, а он толком ни с кем об этом и не поговорил. Ему страшно хочется выговориться: рассказать во всех подробностях про болезнь, про последние слова сына, про оставшуюся в деревне дочку… Хочется, чтобы слушатель вздыхал и причитал, а то и плакал.

Иона идет в конюшню и там вдруг начинает говорить с лошадью: вот представь, если бы околел твой жеребеночек? Увлекшись, извозчик рассказывает ей все, чего не смог поведать людям.

Анализ рассказа. Боль и тоска в изображении Чехова

Антона Павловича Чехова обычно воспринимают как мастера юмористического рассказа. Однако «Тоска» — один из примеров того, с какой глубиной этот «веселый писатель» умел говорить о жизненных трагедиях и мучительных чувствах.

Главный герой рассказа, Иона Потапов, пережил худшее, что может случиться с человеком, — потерял родного сына. Но еще хуже ему оттого, что не с кем поделиться своим горем.

Тема чеховского рассказа — одиночество. Извозчик Иона понимает, что умершего сына не вернешь, и ему нужна самая малость — возможность кому-то рассказать о пережитом. Но никто не готов дать ему даже эту малость: седоки, дворник, молодой извозчик — все отворачиваются, не хотят слушать о чужом горе.

А горе это огромно. Чехов с пугающим психологизмом показывает, что даже самый простой человек способен мучительно страдать: «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, её не видно».

Эпиграф к рассказу — цитата из духовного стиха, полностью строфа звучит так:

Кому повем печаль мою,
Кого призову к рыданию?
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.

Верующий обретает покой в молитве, обратившись к Богу, подсказывает этот эпиграф. Но чеховский извозчик Иона находит успокоение, начав говорить вовсе не с Господом, а с собственной лошадью. И читателю не хочется смеяться над ним. После всего описанного становится понятно, почему Иона обращается к животному, а не к людям.

Финал рассказа нельзя однозначно назвать ни мрачным, ни оптимистичным. Печально понимать, что человек по природе своей одинок, никто по-настоящему не разделит с ним боль и тоску. Но иногда нам кажется, что кто-то готов выслушать — пусть даже бессловесная лошадь, — и жить становится немного легче.

Краткое содержание:

  1. История создания
  2. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
  3. Тема и идея произведения
  4. Проблематика
  5. Персонажи
  6. Система образов произведения
  7. Композиция произведения
  8. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
  9. Краткое содержание
  10. Обсуждение

История создания

Публикация «Тоски» впервые состоялась в январе 1886 года (Петербургская газета, № 26). Чехов несколько изменил рассказ для издания в сборнике «Пёстрые рассказы». Ещё раз писатель пересмотрел текст перед включением его в третий том своих произведений (1899–1901 гг.).

Почему Антон Павлович обратился к теме рассказа, что послужило причиной — неизвестно. Возможно. К написанию его подтолкнула поездка в Петербург, состоявшаяся я в декабре 1885 года. Его впечатление от столицы — «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Такая среда противоречила его душевному складу и, вероятно, вызвала чувство одиночества.

А. П. Чехов "Тоска": анализ

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица. На протяжении всего рассказа автор использует настоящее время, что бывает редко в эпических произведениях. Тем самым Чехову удаётся вовлечь читателя в происходящее, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с героем.

Тема и идея произведения

Тема: Одиночество человека в мире.

Идея содержится в эпиграфе: «Кому повем печаль мою. ». Это начало стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль.

Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.

А. П. Чехов "Тоска": анализ

Проблематика

  • равнодушие людей друг к другу;
  • одиночество человека в мире.

Смысл названия: слово «тоска» отражает настроение главного героя и всё то, что с ним происходит. Весь мир этого рассказа — тоска.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: Чехов создал совершенно особую жанровую разновидность малой прозы — короткие рассказы о проблемах бытия.

Время и место действия: действие рассказа происходит в Петербурге в конце XIX в.

Персонажи

  • Иона — извозчик.
  • Его лошадь.
  • Военный.
  • Компания молодых людей.
  • Дворник.
  • Молодой извозчик.

А. П. Чехов "Тоска": анализ

Система образов произведения

Иона Потапов — простой извозчик, уже в летах. Заработки у него скромные — на хлеб. Как литературный герой Иона из категории «маленьких людей», но и «маленький человек» наделён живой страдающей душой, и ему требуется сочувствие. Иона всего лишь хочет поделиться своим горем. Но ни военный, ни компания подгулявших сквернословящих господ не проявили участия к человеку, переживающему смерть сына. Попытка заговорить с дворником и с одним из «своих», молодым извозчиком, тоже не принесла успеха. Иона принимает это как данность, не озлобляется на людей, просто идёт к своей лошадёнке и повествует ей о своей печали.

Лошадь Ионы живёт одной жизнью со своим хозяином, понимает его с полуслова, чувствует его настроение. Как и хозяин, она уже стара и устала от работы, но терпелива. Она и оказалась отдушиной для горюющего Ионы.

Композиция произведения

Эпиграф рассказа («Кому повем печаль мою. ») задаёт тон произведению.

Экспозиция — описание условий, в которых будет происходить действие (зима, вечер, снегопад), знакомство с главным героем. Извозчик и его лошадь недвижно замерли под снегом.

Далее статичность ситуации сменяется динамикой действия: иона ищет людей, которым можно излить своё невыносимое горе. Автор повествует о череде попыток, каждая из которых заканчивается неудачей. Рассказ держит читателя в напряжении почти до самого конца.

Конец — развязка: Иона изливает горе своей лошадёнке.

А. П. Чехов "Тоска": анализ

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Чехов описывает пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега соответствуют тоске героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.

Мастерство художественной детали Чехова проявляется в обозначении лошади извозчика «лошадёнкой». Уменьшительный суффикс придаёт слову смысловой нюанс: старая, измотанная работой лошадь, похожая на хозяина.

К числу художественных приёмов относятся и эпитеты, характеризующие состояние души Ионы, масштаб его личного горя: «тоска громадная, не знающая границ», «весь свет залила бы», «распирает грудь».

Краткое содержание

Извозчик Иона на работе. Идёт снег, холодно, мглисто. К нему в повозку садится военный. Иона везёт его и неожиданно сообщает, что у него, Ионы, умер сын. Военному это неинтересно: он приехал. Потом к Ионе садится шумная компания молодых людей. Они насмехаются над Ионой, отвешивают ему подзатыльники. Иона хочет и им рассказать, что у него умер сын, но они не слушают. Уже вечер, Иона отправляется спать. По пути он замечает дворника. Иона хочет заговорить с дворником, рассказать ему про смерть сына и про то, что у Ионы больше никого нет, но он не решается — только спрашивает у дворника, который час. Приехав на постоялый двор, Иона ищет собеседника. Но все уже спят. Молодой извозчик встаёт напиться, и Иона говорит ему о своей трагедии. Но молодой не хочет говорить. И тогда Иона идёт к своей лошади и рассказывает о смерти сына ей.

А. П. Чехов "Тоска": анализ

Источник

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Конспект урока по литературе.

Тема урока: “Кому повем печаль мою?”. Тема одиночества в современном мире (по рассказу А.П. Чехова “Тоска”).

Цель урока: определение проблематики рассказа, актуализация умений аналитического чтения художественного текста.

Задачи:

  1. Познавательная: формирование умения аналитического чтения, определения аллюзивных связей в тексте;
  2. Развивающая: развитие представлений о жанровых особенностях рассказа; повторение теоретических понятий (фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства языка);
  3. Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия художественного текста, нравственных и эстетических чувств.

Типа урока:  лекция с элементами беседы, эмпатическое чтение.

Оборудование: доска, компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово:
  1. Слово учителя

Чехов в  своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

 Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» — говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.

  1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.
  2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.
  3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

  1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?

Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

  1. История создания рассказа

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

  1. Работа над эпиграфом:

             Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль.

-Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

  1. Работа с текстом

-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

-О чем думает каждый из них?

-Расскажите о главном герое. (ответ ученика)

-Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)

  1. Композиция рассказа

Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ  Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)

  1. Роль художественной детали

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

  1. В чем суть рассказа «Тоска»

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их неспособности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

  1. Рефлексия
  2. Итог урока
  3. Домашнее задание: подг.к уроку в/чт ( рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в учебнике

  • Откуда взялся мальчик с пальчик в сказке
  • Откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки читать
  • Откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки слушать
  • Откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки распечатать
  • Откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки главная мысль