Отличие былины от сказки 4 класс

Чем былина отличается от сказки

Весомое место в русском фольклоре занимают былины и сказки. Оба жанра тесно связаны с мифотворчеством, отражают народные традиции и этнический быт и выполняют воспитательную функцию. Однако, при видимом сходстве, былина и сказка имеют ряд существенных различий. 

Былина – особый песенный литературный жанр, не имеющий аналогов в русской культуре. Отличительной чертой таких произведений является историческая основа. Все былины рассказывают о реально происходивших событиях, воспевая героизм, отвагу и силу персонажей. Внимание слушателя приковано к конкретным людям, олицетворяющим народную веру в богатырей и доблестных воинов, а также прославившимся своими ратными подвигами.

Сказочные персонажи утратили всякую связь с реальностью. Сюжет подобных литературных произведений является вымыслом и носит развлекательный характер. Действие любой сказки разворачивается вокруг противостояния добра и зла. Реальная жизнь трансформируется в чудесный образ, наполненный мистическими представлениями о мире и волшебными превращениями.  

Важным отличием былины и сказки является характер повествования. Как уже было обозначено ранее, былина представляет собой песенный жанр, особый торжественный текст, имеющий ритм силлабо-тонического стиха. Чтобы передать слушателю правильное настроение, прочтение сопровождается аккомпанементом из народных струнных инструментов, обычно гуслей. Сказка, если передается в устной форме, то имеет повествовательный характер, близкий к разговорной речи.

Разницу между былиной и сказкой можно также проследить в средствах художественной выразительности. Сказки, как литературные произведения, отличаются манерой произнесения – поучительной и развлекательной одновременно. В конце произведения обязательно проговаривается вывод, который должен был сделать слушатель. В былине для сохранения сюжета и придания торжественности применяются гиперболы, эпитеты, антитезы, многочисленные синонимы и устойчивые обороты. Характерной особенностью данных литературных произведений являются троекратные повторы одной мысли.

Следует понимать, что сказки использовались в качестве доступного обучающего материала. Их рассказывали детям в небольшом кругу. Былины же исполнялись при скоплении народа, на площадях и празднествах.

Выводы:

  • Былина – особый песенный жанр, сказка – малое эпическое произведение.
  • Отличительной чертой былин является историческая основа.
  • Былины посвящены конкретным героям, существовавшим в реальности. Сказка основана на вымышленных персонажах.
  • Былина носит торжественный характер, сказка – поучительно-развлекательный.
  • Былина – песенный жанр, сопровождающийся аккомпанементом. Сказка имеет повествовательный характер.
  • Разницу между былиной и сказкой можно также проследить в средствах художественной выразительности.
  • Сказки рассказывались в домашних условиях, былины – на площади, при большом скоплении народа.

Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.

В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел,  созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.

Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.

Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту.

Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке.  Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнуть торжественность и сохранить сюжетную линию. Например, однотипные ситуации в богатырских былинах киевского цикла имеют троекратные повторы; «молодецкая сила» «славного» богатыря Ильи Муромца противостоит коварству «царища поганого»; в новгородских былинах Василий Буслаевич обладает невероятной силой, а Садко способен опуститься на дно морское и выйти сухим из воды.

Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.

Былина про прекрасную Василису Микулишну

Выводы TheDifference.ru

  1. Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
  2. Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
  3. В сказке используется разговорный стиль повествования,  былина исполняется речитативом.
  4. Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
  5. Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.

Былина
и сказка представляют собой разные виды
народного творчества. Мы неоднократно
имели случай убедиться, что эпос обладает
свойствами, сразу отличающими его от
всех других видов народной поэзии, и в
том числе от сказки.

Сказка
и былина охватывают разные области
народной культуры, отвечают разным
эстетическим потребностям. Сказка
определяется тем, что ее эстетика
основана на вымысле, нарочито подчеркнутом
именно как вымысел. В этом вся прелесть
сказки. М. Горький подчеркивал значение
ее как «выдумки». Сам народ определяет
это поговоркой: «Сказка — складка, песня
— быль». В действительность происходящих
в сказке событий не верят, и они никогда
не выдаются за действительность. Из
этого проистекает добродушный юмор,
легкая насмешка, столь характерная
именно для русской сказки. Это, конечно,
не значит, что сказка оторвана от
действительности. В ней вымысел именно
как вымысел определяется исторической
действительностью, и задача исследователя
сказки состоит в том, чтобы эту связь
установить. Юмор и насмешка, свойственные
сказке, делают ее прекрасным средством
сатиры.
В былине отношение к изображаемому
иное. Если спросить певца, верит ли он
в то, о чем поет, большинство из певцов
ответит непоколебимой уверенностью в
действительности воспеваемых событий.
«Песня — быль». Самое слово «былина»
выдает это отношение, равно как и слово
«старина», которым народ обозначает
былины и которое означает, что все, о
чем поется, действительно было, хотя и
в глубокую старину.
Правда, исследователь
не может всецело доверять всем показаниям
певцов. Когда собиратели или исследователи
спрашивают исполнителя, верит ли он в
действительность воспеваемых событий,
то вопрос поставлен неправильно.
Исполнитель верит в жизненную и
художественную правду исполняемого, в
то, что песня не лжет. Это он и выражает
словами — «все было так, как поется». 
По
этой причине сказка лучше сохраняет
доисторическую старину, чем былина, она
архаичнее ее. То, что уже невозможно как
действительность, возможно как интересная
выдумка. Поэтому, например, в эпосе змей
сменяется историческими врагами Руси,
в сказке этого не происходит. По этой
же причине в сказке сохраняются древнейшие
тотемические представления (супруг-животное,
талисманы и пр.), в эпосе эти представления
исчезают.
Также, есть различие между
былинами и сказками в содержании. Идейным
содержанием былины является кровная
связь человека с родиной, служение ей.
В сказке, преимущественно в волшебной
сказке, содержание может быть иным. Если
в эпосе герой побивает змея и тем спасает
Киев от бедствия, то сказочный герой
побеждает змея, чтобы жениться на
освобожденной им девушке.
События
классической былины происходят всегда
на Руси. События сказки могут локализоваться
«в некотором царстве», «в некотором
государстве». И хотя в конечном итоге
события русской волшебной сказки также
происходят на Руси, не это подчеркивается
в ней. Идейное содержание сказки —
моральный облик русского человека, его
жизненные, бытовые идеалы, его борьба
не только с врагами родины, но со злом
во всех его видах. Художественными
воплощениями этого зла служат как самые
фантастические существа, вроде ведьм,
кощеев, змей, так и самые реалистические,
как поп, помещик и царь. Но борьба со
злом, борьба за правду, справедливость,
составляет также и содержание былины,
хотя в основном сказка и былина охватывают
разные виды борьбы. Из этого следует,
что при всем различии между сказкой и
былиной между ними может иметься
близость, может происходить сближение
в народной среде, и этим объясняется,
что в числе былин русского эпоса имеются
такие, которым свойственна сказочная
окраска, которые имеют сказочный
характер.
Степень близости между
былиной и сказкой может быть различной.
Такие былины как песни о Садко или о
Потыке, до некоторой степени тоже имели
сказочный характер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Отзывы и рассказы о путешествиях
  • Откуда появился огонь австралийская сказка
  • Отличие авторской сказки от фольклорной
  • Отзывы жк сказка ростов на дону яндекс недвижимость
  • Откуда появилось слово сказка