Отличие былины от сказки таблица

Чем былина отличается от сказки

Весомое место в русском фольклоре занимают былины и сказки. Оба жанра тесно связаны с мифотворчеством, отражают народные традиции и этнический быт и выполняют воспитательную функцию. Однако, при видимом сходстве, былина и сказка имеют ряд существенных различий. 

Былина – особый песенный литературный жанр, не имеющий аналогов в русской культуре. Отличительной чертой таких произведений является историческая основа. Все былины рассказывают о реально происходивших событиях, воспевая героизм, отвагу и силу персонажей. Внимание слушателя приковано к конкретным людям, олицетворяющим народную веру в богатырей и доблестных воинов, а также прославившимся своими ратными подвигами.

Сказочные персонажи утратили всякую связь с реальностью. Сюжет подобных литературных произведений является вымыслом и носит развлекательный характер. Действие любой сказки разворачивается вокруг противостояния добра и зла. Реальная жизнь трансформируется в чудесный образ, наполненный мистическими представлениями о мире и волшебными превращениями.  

Важным отличием былины и сказки является характер повествования. Как уже было обозначено ранее, былина представляет собой песенный жанр, особый торжественный текст, имеющий ритм силлабо-тонического стиха. Чтобы передать слушателю правильное настроение, прочтение сопровождается аккомпанементом из народных струнных инструментов, обычно гуслей. Сказка, если передается в устной форме, то имеет повествовательный характер, близкий к разговорной речи.

Разницу между былиной и сказкой можно также проследить в средствах художественной выразительности. Сказки, как литературные произведения, отличаются манерой произнесения – поучительной и развлекательной одновременно. В конце произведения обязательно проговаривается вывод, который должен был сделать слушатель. В былине для сохранения сюжета и придания торжественности применяются гиперболы, эпитеты, антитезы, многочисленные синонимы и устойчивые обороты. Характерной особенностью данных литературных произведений являются троекратные повторы одной мысли.

Следует понимать, что сказки использовались в качестве доступного обучающего материала. Их рассказывали детям в небольшом кругу. Былины же исполнялись при скоплении народа, на площадях и празднествах.

Выводы:

  • Былина – особый песенный жанр, сказка – малое эпическое произведение.
  • Отличительной чертой былин является историческая основа.
  • Былины посвящены конкретным героям, существовавшим в реальности. Сказка основана на вымышленных персонажах.
  • Былина носит торжественный характер, сказка – поучительно-развлекательный.
  • Былина – песенный жанр, сопровождающийся аккомпанементом. Сказка имеет повествовательный характер.
  • Разницу между былиной и сказкой можно также проследить в средствах художественной выразительности.
  • Сказки рассказывались в домашних условиях, былины – на площади, при большом скоплении народа.


0

Чем различаются сказки и былины об Илье Муромце? Что общего?

1 ответ:



1



0

Былина относится к народным песням-сказаниям, былины описывают подвиги героев, которые существовали на самом деле. Сказка относится к устному народному творчеству как и былина, главные действующие персонажи вымышленные персонажи. Смотрите таблицу Сходство и различие былины и сказки. Два признака, по которым схожи былина и сказка, 4 различия былины и сказки.

Былина об Илье Муромце отличается от сказки описанием настоящего оружия и качеств Илья Муромца. В былине нет волшебного меча, которым Илья Муромца убивает врага. В былине описаются события в реальных местах, а в сказке место действия и событие вымышленное.

Читайте также

В этой былине Илья Муромец у распутья трех дорог наезжает на Латырь камень ( это Алатырь, а он есть центр мира у славян ) с надписью, предвещающей тому,

iG7Mab7m0lDyIWrgEKJf997aCYVHtJme.png

Вот богатырь и поехал по каждой из этих дорог.

По дороге смерти он встречает шайку разбойников или станишников ( 40 000 ). Они то на него и набрасываются и богатырь стреляет стрелой в дуб, а тот разлетается на щепки и разбойники в ужасе разбегаются, но Илья всех их уничтожил. Так что он избавил своё государство от этих разбойников.

66wjmNQLTj8wnPVA5ymubFoYoFlOKxam.png

На второй дороге он встречает колдунью ( аналог бабы Яги ), которая пытается соблазнить богатыря своей дочерью. Та пытается уложить Илью на кровать, которая в дальнейшем должна опрокинуться в пропасть, но он не поддался соблазну и толкнул на кровать именно дочку колдуньи. Из подземелья же он выпускает менее удачливых 12 путешественников. Большинство из них были богатырями, которые служили своему государству верой и правдой и будут впредь служить ему исправно.

q5mCSvVT8TMJ2Eb4l5ZO3oUolJwnRor.png

На третьей дороге Илья находит клад, но содержимое его

Ucu7Qisq1Y2LCByA9wW9OGwgjFRd.png

Этим самым он улучшил их долю и тем самым поднял авторитет самого государства, ведь он и был его представителем.

N7FqYq9yk8qXD2EJ9hKElnGxX3eobI8d.png

Русская былина «Ставр Годинович» часто имеет второе название, более полное, в котором собственно указываются главные ее герои: «Ставр Годинович и Василиса Микулишна».

В этой былине мы знакомимся с молодым купцом Ставром Годиновичем, который сидел на пиру грустный и не хвастал как его соседи, и за это его посадили в подвал.

А его жена, красивая и сильная Василиса Микулишна, отправилась выручать мужа, переодевшись в доброго молодца. Причем девушка действительно доказала князю, что она настоящий богатырь, сильный и умелый.

Главные герои былины «Ставр Годинович»:

  1. Василиса Микулишна, жена Ставра, умеет и ласковой быть, и сильной. Красивая, с роскошными волосами, которые она обрезала, чтобы спасти мужа. Хорошо стреляет и борется.
  2. Ставр Годинович, богатый купец, хвастун. Хорошо играет на гуслях, молод и красив. Немного трусоват.
  3. Князь Владимир. Князь и есть. Что пожелает, то и сделает, но не потерял способности испытывать стыд.

Вчитаемся в текст древнерусской былины «Три поездки Ильи Муромца».

С первых ее строк мы знакомимся с главным действующим лицом былины — самим Илье муромцем, который едет по чистому полю. И вот он находит странный, никогда им не виданный камень. И камень судить либо умереть, либо жениться, либо разбогатеть.

Илья встречает разбойников, встречает красну девицу — поляницу, то есть деву-богатыря, а не просто слабую и красивую женщину, наконец Илья находит клад. И везде Илья выходит победителем.

Главный герой этой былины только один — Это сам Илья Муромец. Великий русский богатырь, пример для подражания, патриот и просто защитник простого народа.

Второстепенными героями былины оказываются еще два персонажа:

  1. Атаман разбойников, который посылал своих татей на Илью, а потом просил отпустить хоть кого-нибудь
  2. Девица-поляница, пленившая коварным способом двенадцать богатырей.

В былине «Про прекрасную Василису Микулишну» много действующих лиц: и племянница князя Владимира Забава Путятишна, и борцы-молодцы братья Притченковы и братья Хапиловы, слуги и служанки, послы из Киева и другие.

К главным героям произведения я бы отнесла:

1) Купца из Чернигова Ставра Годиновича, который за княжеским столом, не стал хвастаться своим богатством, но не удержался и похвастался молодой женой Василисой Микулишной.

2) Князя Владимира, которому не понравилось, что Ставр сказал, что красивее и умнее Василисы Микулишны на свете не сыщешь, и он посадил его под замок, чтобы жена Ставра смогла продемонстрировать свой ум и выручить мужа.

3) Прекрасную Василису Микулишну, старшую дочь Микулы Селяниновича, которая действительно оказалось не только красивой, но и очень умной и находчивой, ради спасения мужа переоделась в мужское платье и остригла свои чудесные волосы, сумела обвести князя и его слуг вокруг пальца и выручила мужа.

Из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» мы узнаем о том, как богатырь Алеша Попович поехал в город Киев, как он увидел там Тугарина Змеевича, который попирал всякие законы гостеприимства и как Алеша не стерпел такого беззакония и вызвал Тугарина на смертный поединок. Мы читаем о бесчестных князьях и боярах, которые думали лишь о своей наживе, о неверности княгини Апраксии и бессилии князя Владимира.

Главные герои былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»:

  1. Алеша Попович, молодой богатырь из Ростова, сын попа. Горячий, смелый, решительный, хитрый.
  2. Яким Иванович, еще один богатырь из Ростова, друг Алеши Поповича. В отличии от Алеши знает грамоту, но вперед Алиши не лезет.
  3. Тугарин Змеевич. Могучий богатырь, огромного роста, летает на бумажных крыльях, дерется копьем и огнем.
  4. Князь Владимир. Гостеприимный, тихий, робкий.
  5. Княгиня Апраксия. Молодая, веселая, легкомысленная. Принимала ухаживания Тугарина.

Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.

В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел,  созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.

Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.

Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту.

Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке.  Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнуть торжественность и сохранить сюжетную линию. Например, однотипные ситуации в богатырских былинах киевского цикла имеют троекратные повторы; «молодецкая сила» «славного» богатыря Ильи Муромца противостоит коварству «царища поганого»; в новгородских былинах Василий Буслаевич обладает невероятной силой, а Садко способен опуститься на дно морское и выйти сухим из воды.

Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.

Былина про прекрасную Василису Микулишну

Выводы TheDifference.ru

  1. Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
  2. Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
  3. В сказке используется разговорный стиль повествования,  былина исполняется речитативом.
  4. Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
  5. Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.

  • Отличие былины от сказки 4 класс
  • Отзывы интернет магазин зимняя сказка
  • Откуда приехал володя из рассказа мальчики ответ
  • Отличие басни от сказки рассказа и стихотворения
  • Отзывы и рассказы о путешествиях