Отличие между сказом и сказкой



Скачать материал

Тема  исследовательской работы: «Отличие сказа от сказки»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 53 человека из 22 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема  исследовательской работы: «Отличие сказа от сказки»

    1 слайд

    Тема исследовательской работы:
    «Отличие сказа от сказки»

  • Гипотеза:и сказка, и сказ – произведения устного народного творчества

    2 слайд

    Гипотеза:
    и сказка, и сказ – произведения устного народного творчества

  • Цель:познакомиться с устным народным творчеством: сказками и сказами, их сход...

    3 слайд

    Цель:
    познакомиться с устным народным творчеством: сказками и сказами, их сходством и отличием

  • Задачи:проанализировать структуру сказа и сказки;
определить их сходство и ра...

    4 слайд

    Задачи:
    проанализировать структуру сказа и сказки;
    определить их сходство и различие.

  • Объект исследования:устное народное творчество

    5 слайд

    Объект исследования:
    устное народное творчество

  • Предмет исследования:сказ и сказка

    6 слайд

    Предмет исследования:
    сказ и сказка

  • Что такое фольклор?Устное народное творчество (фольклор) - это произведения,...

    7 слайд

    Что такое фольклор?
    Устное народное творчество (фольклор) — это произведения, автором которых является народ. Эти произведения передавались из уст в уста.

  • Николай Семёнович Лесков« Сказ о тульском мастере Левше и о стальной блохе»

    10 слайд

    Николай Семёнович Лесков

    « Сказ о тульском мастере Левше и о стальной блохе»

  • Павел Петрович Бажов« Медной горы  Хозяйка»

    11 слайд

    Павел Петрович Бажов
    « Медной горы Хозяйка»

  • А как начинается сказ П.П. Бажова « Медной горы Хозяйка»? «Пошли раз двое на...

    13 слайд

    А как начинается сказ П.П. Бажова
    « Медной горы Хозяйка»?
    «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.
    День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет».

  • Значение слов1.Парун – это значит зной, сильная жара, солнцепёк.
2. На Гумешк...

    14 слайд

    Значение слов
    1.Парун – это значит зной, сильная жара, солнцепёк.
    2. На Гумешках – на камешках значит.
    3. Протча- другое, прочее.
    4. Лазоревка – камень лазурного цвета
    ( лазурит)
    5. Северушка – приток реки Чусовой

  • Пример из сказа П. П. Бажова  « Серебряное копытце»«Жил в нашем заводе ста...

    15 слайд

    Пример из сказа П. П. Бажова
    « Серебряное копытце»

    «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят:
    — Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее».

  • Пример из сказа П. П. Бажова  « Серебряное копытце»«Жил в нашем заводе ста...

    17 слайд

    Пример из сказа П. П. Бажова
    « Серебряное копытце»

    «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят:
    — Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее».

  • Основные отличия сказа от сказки1. Сказка - придуманная история. Сказ -  то,...

    20 слайд

    Основные отличия сказа от сказки
    1. Сказка — придуманная история. Сказ — то, что было на самом деле.
    2. Сказ чаще всего ведется от лица рассказчика, в сказке нет рассказчика.
    3. Сказка имеет сюжет постоянный, а сказ может менять содержание, каждый рассказывающий меняет сюжет по своему усмотрению.
    4. В сказке добро побеждает зло, в сказе не всегда
    5. В сказе место действия реальное, конкретное, в нем живет рассказчик.

  • ЗаключениеКакая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая...

    22 слайд

    Заключение

    Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. И сказка, и сказ каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен.

  • Итоги опроса: На вопрос: знают ли они , что такое сказка, ответили 90% , не...

    23 слайд

    Итоги опроса:

    На вопрос: знают ли они , что такое сказка, ответили 90% , не знают10%.
    Читали они сказки? На этот вопрос ответили 100%
    Какие сказки больше всего любят? Волшебные сказки — 80%. Сказки о животных-10%. Социально – бытовые -10%
    На вопрос: что такое сказ, правильно ответили 50%, затрудняются 25%, не знают-25 %.
    Какие сходства и различия есть у сказов и сказок? Знают 40%, затрудняются 20%, не знают 40%.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 426 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

    Тема

    Устное народное творчество

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Викторина по сказкам «Знатоки сказок»

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: Устное народное творчество
  • 04.02.2019
  • 1230
  • 1

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Презентация по теме Магическое число 3″

  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: Устное народное творчество
  • 29.01.2019
  • 674
  • 4

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Устное народное творчество – предмет пристального внимания не только фольклористов, но и культурологов, историков, литературоведов. В сказках, былинах, сказах, преданиях отражаются глубинные представления народа о нравственной основе собственных культурных традиций, проявляется богатое многообразие национального языка, реализуется мощный коллективный творческий потенциал.

Наиболее близки по форме и содержанию фольклорные жанры сказки и сказа. Однако каждый из этих жанров имеет свои характерные признаки, которые свидетельствуют о разной интерпретации в народном сознании значимых тем, определяющих этническое самосознание.

Сказка – это устный пересказ вымышленных историй, в которых герои проходят ряд испытаний, чтобы добиться победы добра над злом. Волшебная атрибутика народных сказок, общение персонажей с животными, помогающими преодолеть колдовство или справиться с невыполнимой задачей, языческая символика некоторых образов – все это свидетельствует о том, что в сказках можно найти следы забытых верований и обрядов, связанных с родовыми тотемами и представлениями наших предков об окружающем мире. Сказка – древнейший вид устного творчества, основой которого служат устойчивые архетипы, отражающие наше восприятие жизни и смерти, рождения, здоровья, болезни, осуществления желаний, любви, власти, богатства.

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказ, в отличие от сказки, является эпическим повествованием о народных героях и перипетиях их жизненного пути. Они напоминают былины, поскольку в центре внимания и сказителя, и слушателя оказывается незаурядная личность или связанные с ней события, а не фантастический вымысел.

В литературных произведениях сказ может имитировать устный импровизированный монолог с использованием диалектных выражений, просторечий, синтаксических оборотов, напоминающих построение фраз в сказках, былинах или исторических песнях.

Часто сказ используется в авторской художественной прозе как стилистический прием для того, чтобы усилить оценочный оттенок речи конкретного героя или подчеркнуть особенность его суждений. Подбор архаической лексики сближает сказ со сказкой, однако это только внешнее сходство, основанное на стилизации и подборе необычных речевых оборотов.

Выводы TheDifference.ru

  1. Сказка представляет собой устойчивый вид устного повествования о фантастических, вымышленных событиях. Литературная сказка строится по тому же принципу, что и народная, но может иметь дополнительные сюжетные линии, отличаться лексическим строем. Сказ повествует о реальных событиях, в центре которых – яркая, самобытная личность, чья судьба воспринимается как исключительная, почти фантастическая история.
  2. Возникновение сказок связано с языческими культами и символикой. Это продукт коллективного творчества, народного соавторства. Сказ – более поздний фольклорный жанр. В нем присутствует личностная оценка и авторское начало. Именно поэтому сказ как элемент повествования можно встретить в произведениях художественной литературы (например, «Левша» Н.С. Лескова).
  3. Развитие действия в сказке происходит по определенной схеме, которой полностью подчинен сюжет: зачин; событие, побуждающее героя покинуть дом и отправиться в путь; волшебные приключения и счастливый конец. Сюжеты сказов не повторяются, они менее схематичны.
  4. В сказке самое главное — действо. Сказ – преимущественно оценочное повествование.

Слайд 1

Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки Автор: Никанорова Мария Леонидовна Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Что такое сказка? Сказка – это произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Различают сказки о животных , волшебные сказки и бытовые.

Слайд 3

Что такое сказ? Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Слайд 4

Сказка Сказ Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях. Наличие фантастических элементов. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. Имеет черты были, реальной истории.

Слайд 5

Сказка Сказ В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных. Положительные герои являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости. В сказе нет явного противостояния добра и зла, героями сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты.

Слайд 6

Сказка Сказ Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов. Отсутствие рассказчика. Повествование в сказе ведётся в стилизованной манере от лица рассказчика, сохраняются особенности его речи (сохранение особенностей устной речи, использование просторечной и разговорной лексики, диалектных слов и др.). Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий.

Слайд 7

Сказка Сказ В сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка, троекратные повторы, присказки, постоянные эпитеты). В сказе нет жёсткого композиционного канона.

Слайд 8

Сказка Сказ Место действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве…»; «За тридевять земель…». Место действия в сказе частично обозначается реальными географическими названиями.

Слайд 9

Сказка Сказ Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло. Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует.

По сказам, былинам, сказкам и народным песням историки, культурологи и литературоведы изучают этническое самосознание, анализируют историю развития языка, судят об уровне богатства и разнообразия фольклора того или иного народа. И если многим из нас родители читали сказки в детстве, то вот со сказами знаком далеко не каждый. В чём же разница между сказом и сказкой?

Сказка

Сказкой называют жанр литературного творчества, передающийся слушателю в письменной либо устной форме и повествующий обычно о вымышленных событиях. К характерным её чертам литературоведы относят наличие одного или нескольких главных героев, повторяющиеся иногда сюжетные ходы, и так называемый хеппи-энд: безоговорочную победу добра над злом.

По источнику написания выделяют два вида: народные и авторские, так что сказка – это не всегда произведение фольклорное. Кроме того, данный жанр классифицируется и по содержанию на три большие группы:

  1. О животных. Классическими примерами в данном случае могут послужить сказки «Колобок» или «Теремок», в которых животных наделяют некоторыми человеческими качествами: умением говорить или ходить на двух ногах. Характерно при этом то, что каждое животное в произведении олицетворяет ту или иную черту человеческой личности: хитрость (лиса), трусость (заяц), силу (медведь).Сказка «Теремок».
  2. Волшебные. Данный поджанр наиболее близок к роману, поскольку в нём чаще всего есть конфликт и противостояние главного героя каким-либо обстоятельствам. Авторы при написании стараются раскрыть самые лучшие качества главного героя, а также снабдить его на пути через все преграды рядом волшебных «артефактов» (меч-кладенец и т. д.) или необыкновенных спутников (говорящий волк или царица-лебедь). Классический представитель этого жанра – «Жар-птица».
  3. Социально-бытовые. В отличие от предыдущего поджанра, в данном случае иллюстрируются проблемы скорее социального, нежели личностного характера. К примеру, героями произведения предстаёт бедная пожилая пара, у которых нет денег даже на еду или обычные сельские работяги. Примером поджанра можно назвать произведение А. С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», буквально пропитанное юмором, каламбурами и сатирой на жизнь представителей более высокого социального класса.«Сказка о попе и работнике его Балде».

Справка. Сказка – это не просто весёлый рассказ для детей, ведь именно через неё в детском возрасте ребёнку прививаются основные нормы человеческой морали, понятия зла и добра, социальной стратификации и даже чувство юмора.

Сказ

Модное в последнее время слово «эпичный» можно применить как описательное к слову «сказ». В сказе повествование ведётся об одном или нескольких народных героях, проходящих на своём жизненном пути через различные препятствия. В центре внимания в данном случае находятся не какие-либо нереальные, выдуманные автором события с элементами магии и колдовства, а реальная выдающаяся личность, зачастую имеющая исторический прототип.Сказ.

Справка. Сказ по духу повествования и его стилю наиболее близок к былине.

В литературе сказ часто имитирует импровизированный устный монолог, отличающийся большим количеством просторечий, фразеологизмов, диалектных выражений, а также нестандартным порой строем предложения, напоминающим былинный. Приём «сказывания» часто используется авторами для того, чтобы отразить субъективность восприятия событий конкретным героем, подчеркнув при этом отличительные черты его суждений.

Что общего

Если обратиться к лексикологии, то можно заметить, что у обоих слов имеется общий корень «сказ». Оба жанра так или иначе связаны с фольклором: даже если произведение и считается авторским, чаще всего оно всё равно записано «с народа». Произведения обоих жанров могут воспроизводиться как в устной, так и в письменной форме.

В чём разница между сказом и сказкой

Прежде всего, сказ, в отличие от всегда вымышленной сказки, ориентируется на реальные события: в нём нет места волшебным предметам, говорящим животным или всевозможным «исполнителям желаний», хоть и судьба главного героя порой воспринимается как фантастическая. Среди отличий рассматриваемых нами жанров можно также выделить стилевые различия: в сказе гораздо чаще используются нестандартные стили построения предложения. Наглядно критерии, определяющие разницу, можно увидеть в таблице на фото.В чём разница между сказом и сказкой.

Справка. Главным фактором для сказки является её действо, в то время как сказ фокусируется на оценочном повествовании.

Сказ как жанр возник гораздо позже первой народной сказки, так что его можно считать более «молодым» представителем фольклора. Возникновение же сказок историки и литературоведы обычно связывают с культурой язычников. Сюжеты сказов обладают куда меньшей схематичностью, в них нет троекратных повторений и других стилистических приёмов, характерных для сказок — например, зачина, концовки.

Что вы об этом думаете?

Сказ и сказка являются однокоренными словами. Они имеют общее значение. Указанные слова употребляются в значении рассказа. Это пересказ каких-то событий, передача информации. Исторически, сказом назывался устный рассказ о то или ином событии. И оно вовсе необязательно было волшебным или вымышленным. А сказкой назывались официальные документы о переписи населения. Но со временем значение слова «сказка» изменилось.

В чем отличия сказа от сказки

Как указано выше, данные слова имеют схожий смысл. Вместе с тем, есть и отличия. Такие отличия весьма существенны. Поэтому, их следует рассмотреть более подробно:

  • сказ употребляется в смысле относительно достоверной истории. Подобные истории могут иметь реальную основу. Однако они часто дополняются вымышленными элементами и приобретают несколько иной характер. Сказ более приближен к реальной жизни, так как касается многих бытовых вещей. Сказы существуют на многие социально-бытовые темы;
  • сказка представляет собой повествование о вымышленных событиях. Содержание сказок не имеет никакого отношения к реальности и не претендует на реальность. Сказки наполнены мифическими существами. Это Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и так далее;
  • сказ тоже может иметь вымышленные элементы. Для большей красочности сказы могут дополняться историями про волшебство, колдуний или сверхъестественные силы. При этом подобные явления вписываются в реальную историю. А сказки происходят в фантастическом мире, не имеющем к реальности никакого отношения.

Таким образом, сказ и сказка имеют принципиальные отличия. Они заключаются в степени вымысла. Если сказка представляет собой чистый вымысел, то сказ основан на событиях, имевших место в действительности.

Что общего между сказом и сказкой

Несмотря на такие существенные различия, сказ и сказка имеют немало общего. Они обязательно имеют какую-либо моральную основу. То есть, данные истории учат слушателей морали, рассказывают о том, какие поступки можно совершать, а какие нет. Ведь и в сказе, и в сказке персонажи, которые врут и совершают плохие поступки, всегда оказываются в проигрыше.

Чем отличается СКАЗ от СКАЗКИ

Понятия «сказ» и «сказка» имеют общий корень «сказывать». Оба термина относятся к устному народному творчеству, и объединяет их фольклорная основа. Герои как сказа, так и сказки могут быть реальными или вымышленными, даже волшебными. Различаются сказ и сказка, в первую очередь, по стилю изложения.

Изначально сказом называлось устное произведение народного творчества, которое рассказывает о действительных событиях недавнего прошлого или современности. Сказ ведется от лица сказителя. То есть рассказывает о событиях их непосредственный участник, как, например, у А.С. Пушкина: «И я там был, мед-пиво пил». Такой рассказ стоит на грани художественного творчества и бытовой речи.

Позже появились литературные стилизованные сказы, например, П. П. Бажова и Н. С. Лескова. Их основа всегда фольклорная, а повествование имитирует разговорную речь. Это умышленная художественная имитация будто бы не подготовленного заранее монолога сказителя. Словно он импровизирует для каждого слушателя.

Отличие сказки от сказа

Некоторые исследователи (Тынянов, Виноградов, Эйхенбаум) различают два типа сказа. Первый – это сказ, в котором создается иллюзия бытовой обстановки. В нем используется только лексика определенной аудитории, чей быт и отражен в сказе. Это текст из уст очевидца, но не персонажа. Вся история предстает именно сквозь отношение рассказчика к ней, его точку зрения.

Во втором типе сказа сказитель перевоплощается в нужную стилистическую маску. Например, в «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» он передает не личную точку зрения, а воплощает народное мнение.

Речь сказителя всегда образна и изобилует архаизмами, пословицами и поговорками.

В сказке речь ведется от третьего лица и роль рассказчика минимальна. Также не играет особой роли художественная составляющая лексики.

Сказка повествует о вымышленных и даже нереальных событиях и героях. Сказки более богаты по типам сюжета. Они бывают волшебными, авантюрными, бытовыми, о животных. В сказке рассказчик не является очевидцем событий, описанных в ней, и не выражает личное отношение к происходящему.

Смысл сказки, ее мораль, всегда заключена в самом сюжете и должна быть самостоятельно найдена слушателем или читателем.

Выводы:

  1. Основным отличием сказа от сказки является роль рассказчика. В сказе он является свидетелем той истории, которую пересказывает слушателям. Он все видел собственными глазами, хотя и не являлся персонажем или героем истории. В сказке речь ведется от третьего лица и рассказчик не играет никакой роли.
  2. Сказ – это всегда импровизация, его сюжет и оттенки повествования могут меняться в зависимости от аудитории, ее настроения. Также очень важно отношение сказителя к истории. Вся она основана на его личном отношении к описанным событиям. В сказке нет личного мнения рассказчика, а есть лишь вывод, к которому должен прийти слушатель, или намек на него.
  3. В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами и поговорками. В сказке художественная составляющая лексики особой роли не играет.

Ресурсы:

  1. В.Я.Пропп. Русская сказка. Л., 1984
  2. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
  3. Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003

В детстве все мы читали русские народные сказки. Давайте вспомним ваши самые любимые. Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка.

  • В детстве все мы читали русские народные сказки.
  • Давайте вспомним ваши самые любимые.
  • Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка».
  • Он очень похож на сказку, не правда ли?
  • Он похож на сказку, но это не сказка.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ  – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо: найти общее между ними;  найти различия;

Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо:

  • найти общее между ними;
  • найти различия;

В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги. Вспомните такие сказки.  А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

  • В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги.
  • Вспомните такие сказки.
  • А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

В сказе действительно есть переход героя в иной мир: «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется». Реален ли мир Хозяйки или волшебен?

В сказе действительно есть переход героя в иной мир:

  • «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется».
  • Реален ли мир Хозяйки или волшебен?

А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок? Вспомните, чего в сказках бывает по три. три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок?

  • Вспомните, чего в сказках бывает по три.
  • три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания.
  • Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

Три испытания Степана: какие? Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

Три испытания Степана: какие?

  • Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника.
  • Второе испытание: на верность невесте.
  • Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

Табу. Его нарушение. Табу – система запретов на совершение определенных действий. В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими? И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям. А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?

Табу. Его нарушение.

  • Табу – система запретов на совершение определенных действий.
  • В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими?
  • И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям.
  • А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?

А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки. «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…».  Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».  А как начинаются сказы Бажова?

А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки.

  • «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…».
  • Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».
  • А как начинаются сказы Бажова?

Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания. Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.

Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания.

  • Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки.
  • И определенное время: 19 век.

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века.

  • Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте.
  • Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров;
  • крепостное право, вольная грамота;
  • Санкт-Петербург – центр жизни России…

А теперь сравним конец сказа и сказки. Чем всегда заканчиваются сказки? Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс. А чем кончаются сказы Бажова? Почему герой не получает второго шанса?

А теперь сравним конец сказа и сказки.

  • Чем всегда заканчиваются сказки?
  • Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс.
  • А чем кончаются сказы Бажова?
  • Почему герой не получает второго шанса?

В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;  В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья;  В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.  Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

  • В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;
  • В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья;
  • В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.
  • Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

Вывод:

Вывод:

    Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки. Попробуйте самостоятельно дать определение жанру сказа.

    Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки.

    Попробуйте самостоятельно дать определение жанру сказа.


    Сказ Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно – фантастическим миром фольклора. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно – фантастическим миром фольклора.




    Сходство Сказ похож на сказку тем, что в нём есть элементы фантастического. (Встреча с Хозяйкой Медной горы, её превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок и др.) Сказ похож на сказку тем, что в нём есть элементы фантастического. (Встреча с Хозяйкой Медной горы, её превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок и др.) В нём есть необыкновенные персонажи, с героями происходят необыкновенные приключения. В нём есть необыкновенные персонажи, с героями происходят необыкновенные приключения.

    Выводы: В сказках все события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует об очень давних временах, о которых он слышал, но не был свидетелем тех событий. Волшебство – основа действия сказки. Герои сказок –это не реально жившие когда – то люди, а вымышленные персонажи. Место действия сказок – это не конкретные населённые пункты, а «тридесятое царство, тридевятое государство». Герои, события, время, место, пространство – всё вымысел. В сказе место действия конкретное, реально существующее сейчас. В сказках все события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует об очень давних временах, о которых он слышал, но не был свидетелем тех событий. Волшебство – основа действия сказки. Герои сказок –это не реально жившие когда – то люди, а вымышленные персонажи. Место действия сказок – это не конкретные населённые пункты, а «тридесятое царство, тридевятое государство». Герои, события, время, место, пространство – всё вымысел. В сказе место действия конкретное, реально существующее сейчас. Рассказчик либо участник, либо свидетель тех событий. Сказы Бажова населены не сказочными героями, а людьми самыми обыкновенными. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда – то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.

    Чем отличается сказ от сказки?

      Между сказкой и сказом, действительно существует отличие, так, например, во всех сказках, как правило, являющихся вымышленными историями, все герои проходят какие-либо испытания и преодолевают различные трудности, что потом несомненно, добро обязательно победило зло. Сказка всегда является вымыслом, хотя несомненно содержит в себе некий смысл, ведь недаром известная поговорка гласит, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Что касается сказа, то в основе своей — это эпическое повествование о различных народных героях, причем не вымышленных, в котором происходит описание их жизненного пути, становление как личности, а так все жизненные события, что с ними произошли, благодаря чему, данные люди стали народными любимцами.

      Различий между сказом и сказкой не так много, но они есть, и существенные. Среди самых главных я бы выделила следующие:

      • в сказе, в отличие от сказки, чаще всего фигурируют реальные люди, хотя повествуя о них, рассказчик добавляет много деталей, которые не происходили в реальности. Рассказчик приукрашивает реальную историю, делая ее более интересной для читателя.
      • в сказке рассказчиком часто выступает автор, в сказе — рассказчик — скорее очевидец, а не автор.
      • в сказках всегда счастливый конец, а в сказе — как в жизни, по разному бывает.
      • в сюжетах сказок всегда присутствует волшебство или вымысел, в сказах — реальность, чуть приправленная флером волшебства.
    • Основное отличие сказа от сказки состоит в том, у любой сказки сюжет именно сказочный, с волшебными, фантастическими событиями, невозможными в реальной жизни. Сюжет сказа основан на событиях, которые либо происходили в действительности, либо вполне могли иметь место в реальности. Термином сказ как раз называют несказочное народное творчество или даже литературное произведение. В сказе рассказ ведется от первого лица, то есть в нем обязательно присутствует рассказчик, которые как-бы повествует о том, чему сам был свидетелем. Сказка рассказывается от третьего лица. Сказки всегда строятся по строго определенной схеме и имеют определенные отличительные черты, например троекратные повторы. Сюжет сказа может быть любым и не подчиняется строгим закономерностям. Таковы основные различия этих двух жанров литературы.

      Сказка это что-то выдуманное для развлечения, а сказ, скорее сродни теореме.

      Основное, что отличает сказ от сказки — это роль рассказчика. В сказе он сам является свидетелем истории, которую рассказывает слушателям. В сказке же речь ведтся от третьего лица. Кроме того, сказ — это всегда импровизация, его сюжет и оттенки могут меняться в соответствии с настроем аудитории. В сказе история, как правило, основана на личном отношении к событиям. А в сказке нет личного отношения рассказчика, а есть лишь вывод, к которому должен прийти слушатель сам, или намк на этот вывод. В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами и поговорками, а в сказке художественная составляющая лексики особой роли не играет.

      Сказ это повествование о факте имеющем свойство когда то быть,но в процессе пересказывания с литературной импровизацией,немного приукрашен,для полноты восприятия.Сказ не является достоверным историческим фактом,но говорит о событии состоявшемся. Сказка это особое литературное произведение,которое поучает,приводит к выводам,при этом герои выдуманы и попадают в нереальные обстоятельства.Помните пословицу: Сказка ложь,да в ней намек,добрым молодцам урок.

    «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна?

    В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с утановкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные опредленнным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Существует также известная классификация сказок по их содержанию:

    • Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.
    • Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок».
    • Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитреее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: «Шемякин суд», «Каша из топора».»Барин и плотник», «Мужик и поп».

    Чем сказ отличается от сказки

    Основное отличие сказа от сказки в том, что в сказе есть рассказчик, и этот рассказчик не является автором истории. Кроме того, героями сказа чаще всего являются реально существовавшие люди, хотя в сказ и добавляется много новых вымышленных деталей.

    Чем миф отличается от сказки

    Миф – это сказание о жизни, быте, традициях и особенностях народа, который в мифе описывается. Мифы всегда связаны с религией, в них присутствуют боги и полубоги. В сказках героями могут быть обычные люди, такие же, как мы с вами.

    Для чего нужны сказки

    В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. И надо сказать, со своей задачей сказка справляется блестяще.

    Кроме того, сказка помогает детям развивать фантазию. Ведь зачастую родители рассказывают волшебные истории без использования картинок, а значит, ребенку нужно самому представить, как именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище.

    Чему учат сказки? Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.

    Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.

    Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.

    Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.

    Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.

    И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.

    Читать сказки полезно не только в детстве. Вырастая, мы частенько забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности преодолимы, что прекрасный принц на белом коне уже ищет свою принцессу, а та смиренно дожидается его. Поэтому читайте сказки. Рассказывайте их своим детям, придумывайте вместе новые сюжеты, сопровождайте их игрой в куклы или рисованием. Ведь подарить себе и своему ребенку немного хорошего настроения перед сном очень просто!

    Журнал «Красная новь». П.П. Бажов в редакции «Крестьянской газеты». Кроссворд «Герои сказов». Учитель русского языка и литературы. Продолжи сказ. Первое издание сборника сказов «Малахитовая шкатулка». Дом П.П. Бажова. Повесть. Определи героя и назови сказ. Игра «Волшебный мир сказов П.П. Бажова». Исторические места, связанные с биографией П.П. Бажова. Павел Бажов. П.П. Бажов в годы Гражданской войны.

    «Сказы П.П.Бажова» — Были написаны первые сказы «Малахитовой шкатулки». « Таюткино зеркальце». Облаков пушистых гребни Ящерки мелькнули рядом, Проплывают стороной. Ключ земли». «Синюшкин колодец». «Про великого полоза». Пламя жаркое в печи. «Богатырева рукавица». «Серебряное копытце». Главными героями сказов были уральс- кие умельцы, мастера. «Жабреев ходок». После окончания гражданской войны П.П.Бажов работает в газете.

    «Бажов Павел Петрович» — Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 – в свердловской «Крестьянской газете». Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка.

    «П.П.Бажов» — П.П.Бажов в кабинете. П.П.Бажов в годы учения в Пермской духовной семинарии. П.П.Бажов за работой. Павел Петрович Бажов. П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». П.П.Бажов с внуком. П.П.Бажов в саду. Жизнь и творчество П.П. Бажова. Изделия из малахита. Понятия «сказа» и «сказки». Лексическая работа с текстом сказа «Медной горы Хозяйка». «Серебряное копытце». Отличия сказа от сказки. «Малахитовая шкатулка».

    «Павел П.П.Бажов» — Бажов работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, затем в Камышлове. Юность писателя. В доме-музее П.П.Бажова в г. Сысерть. Бажов Павел Петрович (1879-1950). В 1950 в начале декабря П. Бажов скончался в Москве. Награжден орденом Ленина. В последние годы. Похоронен в Свердловске. Произведения Бажова в современности. В годы учебы принимал участие в выступлениях семинаристов против преподавателей-реакционеров.

    «Серебряное копытце» — Известность. Морозный день. Живинка. Вспомни прозвище старика. Копытце. Как старик назвал девочку при первой встрече. Просмотр видеофрагмента. Отрывок к иллюстрации. Разгадайте кроссворд. Сказы не зря придуманы. Биография П.П.Бажова. Малахитовая шкатулка. Отрывок. Как люди называют эти зелёные камешки. Счастливая судьба. Серебряное копытце. Прочитай отрывок.

    Даутова Олеся

    Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал.
    А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    сказка и Сказ. Сходства и различия. Проект подготовила ученица 5Б класса МБОУ «Лицей» р. п. Степное Даутова Олеся Руководитель: Перова Н.В. Муниципальный конкурс художественного творчества, посвящённый 135- летию П.П. Бажова «ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ»

    Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

    На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.

    Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года. О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах «Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее — близкое» и в авторском предисловии к книге «Малахитовая шкатулка».

    С детства Павел Бажов очень много слышал рассказы о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».

    Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка.

    Так чем же отличается сказ от сказки?

    Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

    Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

    В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги. А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

    В сказе действительно есть переход героя в иной мир: «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется».

    цифра «3» – священное число для сказок Три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

    Три испытания Степана: какие? Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

    Зачин сказок «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…».

    сказы Бажова Начинаются как обычные рассказы реалистического содержания. Указывается на вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.

    Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…

    Финал сказок Добро всегда побеждает зло!

    А каков финал в сказах Бажова? В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает; В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья; В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом. Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

    Вывод: П.П.Бажов написал прекрасные сказы. Они лаконичны, их легко читать. Они универсальны, поскольку свободно воспринимаются детьми и взрослыми, а создаваемая в них система этических принципов легко переносится на жизнь при любом режиме и пригодна для любой профессии. Основным отличием сказа от сказки является роль рассказчика. В сказе он является свидетелем той истории, которую пересказывает слушателям. Он все видел собственными глазами, хотя и не являлся персонажем или героем истории. В сказке речь ведется от третьего лица и рассказчик не играет никакой роли.

  • Отзывы лесная сказка нижний новгород
  • Откуда произошли народные сказки
  • Отличие классической музыки от современной сочинение
  • Отзывы лесная сказка лагерь череповец
  • Откуда произошел фразеологизм сказка про белого бычка