Отличие народной сказки от пьесы островского

Произведение Островского «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В «Снегурочке» главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

Откуда взялась Снегурочка? Точного ответа до сих пор нет. Но имеется очень много вариантов ее происхождения.

Образ сказочной героини Снегурочкиформировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка  –  чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

Действие происходит в сказочном месте — царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

МОУ
СОШ №60

Города
Краснодара

“Полна чудес
могучая природа.”

Весенняя сказка
“ снегурочка”

Исследовательский
проект

Ученика
8 ”Б” класса

Буцынь
Дмитрий

Содержание:

1.Истоки
образа снегурочки в языческой культуре
славян…………………………………………………………………3

2.1 Варианты
народных и авторских
сказок…………………………………………………………………………………………3

2.2
Белоснежка
(Снегурочка)………………………………………………………………………….3

2.3.Отличие
пьесы Островского от русской народной
сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля
“Девочка
Снегурочка”………………………………………………………………………………………………………………….………..6

3.Пьеса для
театра А.Н. Островского
“Снегурочка”…………………………………………………………………………….6

4.Музыка
П.И Чайковского к одноименному
спектаклю…………………………………………7

5.Опера-сказка
Н.А. Римского –
Корсакова………………………………………………………………………………………….8
6.Образы сказки
“Снегурочка”……………………………………………………………………………………………………………..9

7.1 Кинофильмы
и мультфильмы
“Снегурочка”…………………………………………………………………………………10

7.2 Снегурочка (мультфильм,
1952)……………………………………………………………………………………………………10
7.3
Весенняя
сказка……………………………………………………………………………..11

8
Приложение………………………………………………………………………………………………………………………………………12

9
Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………………17

Истоки
образа снегурочки в языческой культуре
славян

Образ
ожившей ледяной девочки частенько
встречается в северных сказках. В
записанном исследователями русском
фольклоре XIX века Снегурочка тоже
фигурирует как персонаж народной сказки
о сделанной из снега девочке, которая
ожила.

Наиболее вероятно, русская
народная сказка о Снегурочке была
сочинена где-то в середине XVIII века,
возможно, под влиянием северных сказаний,
пришедших через русских северных
поморов, а затем интерпретировалась в
устном творчестве различных рассказчиков.
Так на Руси появились варианты этой
волшебной сказки.

Русская
сказочная Снегурочка – персонаж
удивительно добрый. В русском фольклоре
нет даже намеков на что-то отрицательное
в характере Снегурочки. Напротив, в
русских сказках Снегурочка предстает
как абсолютно положительный персонаж,
но попавший в неудачные окружающие
условия. Даже страдая, сказочная
Снегурочка не проявляет ни одной
отрицательной черты.

Современный
образ языческой Богини Снегурочки, имя
которой однокоренное со словами
«снеговик» и «снег», —
сравнительно недавнее порождение
великой русской культуры XIX века.

Варианты
народных и авторских сказок

Есть
множество произведений, которые
повествуют различные истории с участием
Снегурочки. Все они были написаны в
разное время, разными людьми, при разных
обстоятельствах.

Белоснежка
(Снегурочка)

«Белосне́жка» (нем.
Schneewittchen от первоначального
нижненемецкого Sneewittchen: Snee
«снег», witt — «белый») — сказка
братьев
Гримм, о прекрасной дочери короля,
которую приютили в лесу гномы от злой
мачехи, владеющей волшебным зеркалом.
Повествуется о зачарованном сне главной
героини и её пробуждении, благодаря
вмешательству королевича.

Сюжет

В
один зимний снежный день королева сидит
и шьёт у окна с рамой из чёрного
дерева. Случайно она колет иголкой
палец, роняет три капли крови и думает:
«Ах, если бы у меня родился ребёночек,
белый как снег, румяный как кровь и
чернявый как чёрное дерево». Её желание
осуществляется и рождается девочка,
которую назвали Белоснежкой, мечты
королевы-матери в ней находят своё
воплощение: она была с белоснежной
кожей, чёрными волосами и со здоровым
румянцем на щёчках. После рождения
дочери королева-мать умирает, и король
спустя год женится на другой, гордой и
высокомерной красавице. Когда Белоснежке
исполняется 7 лет, волшебное зеркальце
гордой королевы признаёт её падчерицу
самой красивой в стране. Королева
поручает псарю отвести в лес и убить
девочку, а в доказательство принести
ей лёгкое и печень. Пожалев Белоснежку,
псарь приносит королеве лёгкое и печень
молодого оленя, которые та готовит и
съедает.

Белоснежка
находит в лесу хижину, в которой накрыт
столик на семь персон и, чтобы утолить
голод, берёт себе от каждой порции
немного овощей, хлеба и вина, а после,
перекрестившись, засыпает на одной из
кроватей[1].
Когда стемнело в хижину приходят хозяева,
которыми оказываются семь горных
гномов-рудокопов.
Они видят малютку и увлечены её красотой.
Поутру, выслушав историю Белоснежки,
карлики предлагают девочке остаться с
ними и вести домашнее хозяйство. Также
предостерегают от общения с незнакомыми
людьми, опасаясь козней её мачехи.
Прознав от своего зеркальца, что
Белоснежка по-прежнему жива за семью
горами, королева трижды приходит,
переодевшись в разных людей, в её арсенале
— удушающий шнурок для платья, ядовитый
гребень и отравленное яблоко. Дважды
Белоснежку спасают гномы, но в третий
раз распознать причину помертвения их
любимицы не удаётся. Но даже бездыханной
Белоснежка была свежей и румяной, поэтому
гномы не решаются предать её земле, они
изготавливают прозрачный хрустальный
гроб с золотой надписью и ставят его на
вершине горы. Даже звери и птицы приходят
оплакать королевскую дочь, а добрые
карлики по одному посменно несут стражу.
Злая же королева получает от своего
зеркальца подтверждение, что она сама
отныне краше и милее всех.

Белоснежка
очень долгое время лежит в гробу, кажется
спящей и выглядит по-прежнему прекрасно.
Однажды мимо проезжает королевич и,
увидев девушку, влюбляется в неё.
Королевич просит гномов обменять на
дары или подарить ему гроб, так как он
больше не может жить без взгляда на
возлюбленную. Из сочувствия карлики
передают его слугам гроб с красавицей,
который те несут на плечах, но спотыкаются,
и кусок отравленного яблока выскакивает
из горла Белоснежки. К ней возвращается
жизнь. Королевич и Белоснежка справляют
свадьбу, на которую также приглашена
злая королева. Узнав от зеркальца, что
новобрачная прекрасней чем она, королева
впадает в панику. Однако любопытство
берёт верх и мачеха появляется на
свадебном торжестве, где узнаёт свою
падчерицу. В наказание за свои деяния
злодейка должна плясать в раскалённых
железных башмаках, до тех пор, пока не
падает замертво.

Интерпретация и анализ сюжета

Сказка
включает в себя самые различные
информационные блоки и ассоциации,
затрагивая аспекты психологии,
социологии,
истории,
христианской теологии,
мифологии,
космологии.
Образ Белоснежки является одним из
самых узнаваемых и нашёл своё отражение
в живописи,
музыке,
скульптуре,
кинематографе,
литературе
и поп-культуре.

Важнейшие
символические мотивы в сказке: отравленное
яблоко,
число 7,
волшебное зеркало,
пояс
и гребень,
контрастирующие цвета: чёрный,
красный
и белый,
кровь
и снег.

Мотив
похожего на смерть сна имеется также в
сказке братьев Гримм Спящая
красавица.

Число «три»

Три
капли крови в снегу наряду с рамкой из
эбенового дерева — исходная картина
для появления особенной красоты
Белоснежки в сказке. Число «три»
наличествует также в трёх посещениях
мачехи, при которых она передает «три
атрибута Венеры»
(пояс, гребень и яблоко) в форме смертоносных
подарков[2].

Число «семь»

Число
«семь», которое в «Белоснежке» присутствует
в числе карликов и горных вершин,
связывает эту сказку также со следующими
сказками братьев Гримм: «Семь воронов»,
«Волк и семеро козлят». Представление,
что количество карликов имеет
хронологический смысл, например, в
наименовании гномов по названиям дней
недели, нашло отражение как в теории[3],
так и в кинематографе[4].
7 карликов и 7 гор таким образом будут
являться метафорой, означающей семь
объектов и семь временных промежутков.
Cюжет сказки сопоставим с античными
астрономическими представлениями:
Белоснежка и семь карликов, ассоциируются
с Луной
в сопровождении (согласно знаниям того
времени) Солнца,
Земли
и пяти планет на эклиптике.
Сверх того, метафора Белоснежки и семи
карликов может указывать на античное
представление о совпадении семи известных
«небесных тел» с семью днями недели:
Белоснежка и семь карликов, вместе с
тем, вероятно являются закодированной
картиной устройства космоса, согласно
которой Землю сопровождают семь небесных
тел, соотносимых с временными промежутками:
Солнце (воскресенье), Луна (понедельник),
Марс
(вторник), Меркурий
(среда), Юпитер
(четверг), Венера
(пятница) и Сатурн
(суббота)[5].
В
1873 А. Н. Островский, под влиянием идей
Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».
В ней Снегурочка предстаёт как дочь
Деда-Мороза и Весны-Красны, которая
погибает во время летнего ритуала
почитания бога Солнца Ярилы.

В 1882
Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе
одноимённую оперу, которая имела
громадный успех.

И в 1882 году по-
настоящему «оживил » Снегурочку
Островского С.И. Мамонтов. Художники
созданного Мамонтовым абрамцевского
художественного кружка вместе с
родственниками и друзьями Саввы Ивановича
по его инициативе и при его непосредственном
участии поставили спектакль по пьесе
Островского в 1882 г. Потом в 1886 г. показали
всей России оперу «Снегурочка» с музыкой
Римского-Корсакова в знаменитом частном
оперном театре Мамонтова. Лишь после
этих постановок Снегурочка вошла не
только в души русских людей, но и в дома,
т.е. стала появляться в Новый Год как
спутница Деда Мороза.

Огромная
заслуга в конкретной реализации образа
Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову.
Успех спектакля и оперы был в значительной
степени обусловлен его изумительными
декорациями, которые являются одной из
вершин творчества художника.

А свой
современный вид образ Снегурочки получил
в 1935 в Советском Союзе, после официального
разрешения празднования Нового года.
В книгах по организации новогодних ёлок
этого периода Снегурочка выступает
наравне с Дедом Морозом, как его внучка,
помощник и посредник в общении между
ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз
и Снегурочка впервые явились вместе на
праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

Отличие
пьесы Островского от русской народной
сказки о Снегурочке
и сказки
В.И.Даля «Девочка Снегурочка»

В
сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля
старик со старухой наблюдали за чужими
ребятами, «как они из снегу комочки
катают, в снежки играют» и решили слепить
себе дочку. «Старик принес комочек снега
в избу, положил в горшочек, накрыл
ветошкой и поставил на окошко. Взошло
солнышко, пригрело горшочек, и снег стал
таять». Так появилась девочка «беленькая,
как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая
с подружками через большой жаркий
костер, и превращается в маленькое
облачко, улетающее в небо.

В 1873 А.
Н. Островский, под влиянием идей
Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».
И новую окраску приобретает образ под
влиянием весенней сказки А. Н. Островского
«Снегурочка». Из маленькой девочки –
внучки героиня превращается в прекрасную
девушку, способную зажечь сердца юных
берендеев горячим чувством любви. Имеет
вид прекрасной бледной светловолосой
девушки. Одета в бело-голубую одежду с
меховой опушкой (шубка, меховая шапка,
рукавички).

Не случайно у А. Н.
Островского она дочь Мороза
и Весны, которая погибает во время
летнего ритуала почитания бога Солнца
Ярилы.

Заложенный в этом противоречии
компромисс делает образ Снегурочки
трагичным, вызывает сочувствие, интерес,
дает возможность сопоставлять его с
другими сказочными героями русских
народных сказок, а так же проводить
аналогии с героями русской и зарубежной
литературы.

Пьеса
для театра А.Н. Островского “Снегурочка”

В
русских народных сказках Снегурочка
чудесным образом возникает из снега
именно, как живой человек. Славянской
Богиней Снегурочку сделал в 1873 году
великий русский драматург А. Н. Островский,
подарив ей в родители славянских богов
Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов,
как известно, рождаются боги.

Произведение
Островского «Снегурочка» — это
удивительная сказка, в которой показана
красота окружающего мира, любви, природы,
молодости. Произведение основано на
народных сказках, песнях, преданиях и
легендах. Островский только соединил
сказки, легенды и песни воедино и придал
народному творчеству весьма своеобразный
колорит. В «Снегурочке» главное
место занимают человеческие отношения.
На первый взгляд, сюжет выглядит
совершенно фантастичным. Но потом
оказывается, что в этой фантасмагории
просматриваются живые человеческие
характеры.

Порожденная
творчеством русского народа сказка о
Снегурочке — явление уникальное во
всем мировом сказочном творчестве. В
русской народной сказке «Снегурочка»
нет ни одного отрицательного персонажа!
Такого нет ни в одной другой русской
сказке и в сказках иных народов
мира.

Изумительная русская культура
XIX века породила еще одно подобное
уникальное произведение — оперу
«Иоланта», в которой тоже нет ни одного
отрицательного персонажа, и вся фабула
тоже строится на борьбе добрых благородных
героев с неблагоприятными природными
обстоятельствами. Вот только в опере
«Иоланта» герои (с помощью достижений
науки) побеждают, а в народной сказке
«Снегурочка» героиня гибнет под
воздействием неодолимой силы земной
природы.

Музыка
П.И Чайковского к одноименному спектаклю

«Снегурочка»
Чайковского стала его подлинным шедевром,
одним из самых вдохновенных сочинений,
наполненных светом, богатством красок,
буйным цветением сказочных колоритных
образов. Это сочинение — кульминация в
творческом союзе великого композитора
и великого русского драматурга. И, что
самое примечательное, этот творческий
союз состоялся по совершенно формальному
поводу. В начале 1873 года Малый театр
закрылся на капитальный ремонт. Все три
труппы императорских московских театров,
драматическая, оперная и балетная должны
были выступать на сцене Большого театра.
Понадобились спектакли, в которых все
три труппы могли быть задействованы. С
предложением сочинить такой спектакль
Дирекция обратилась к А.Н.Островскому.
Музыку же по личной просьбе драматурга
заказали 33-летнему Чайковскому, молодому
профессору Московской консерватории.
Он уже начал свой композиторский путь
как оперный композитор, был автором
двух симфоний. «Снегурочка» стала
на его творческом пути мостиком от
первых композиторских опытов и гениальных
прозрений к «Лебединому
озеру», «Евгению
Онегину».

И
Островский, и Чайковский работали с
огромным энтузиазмом и увлечением,
постоянно общались, обменивались
написанным, обсуждали сделанное.
Островский выступал в роли заинтересованного
заказчика, постоянно предлагал композитору
для использования те или иные русские
народные песни, наигрыши. Как признавался
сам Чайковский, ему пьеса Островского
так нравилась, что он без всяких усилий
сочинил всю музыку за три недели.

На
премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн.
Участвовали знаменитые русские
драматические актеры и певцы, хор и
оркестр Большого театра.

Но
жизнь на сцене совместного творения
Островского-Чайковского была недолгой.
Спектакль вскоре перестал идти. А ставить
в других театрах его было практически
невозможно: ведь для его исполнения
требовались огромные силы, которых не
было в драматическом театре, а драматические
актеры отсутствовали в оперных театрах.
Музыка Чайковского постепенно стала
звучать как самостоятельные музыкальные
фрагменты на концертной эстраде, что
продолжается и по сей день.

Опера-сказка
Н.А. Римского – Корсакова
В 1879 году
за создание оперы по пьесе А. Н. Островского
берется Н. А. Римский-Корсаков, которому
она в первом чтении тоже не понравилась.
«…Царство Берендеев показалось мне
странным, — вспоминал позже композитор.
— В зиму1879–1880 годов я снова прочитал
“Снегурочку” и точно прозрел на ее
удивительную поэтическую красоту. Мне
сразу захотелось писать оперу на этот
сюжет…»2. Завершенная в 1881 году
и впервые поставленная в 1882 году опера
Римского-Корсакова имела громадный
успех…

«Вдохновение Римского-Корсакова
теплится ровным светом, но в иные моменты
музыка углубляется для постижения лишь
слышимых тайников и истоков жизни, о
которых слово, будучи связано явью,
невольно ДОЛЖНО молчать…» — писал о
«Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких
моментов является музыкальная сцена
таяния Снегурочки. Незащищенность
Снегурочки, ее обреченность кажутся
особенно трагичными.

И все-таки в
музыке нет мрака и горечи. Чудесное,
таинственное ощущение рождает тема
Снегурочки. Последнее обращение ее к
любимому: «О милый мой, твоя, твоя…»
Звучит оно трогательно и светло, как
прощание с обретенной любовью и с жизнью.
Наконец, и эта мелодия, становясь все
прозрачней, воздушней, медленно исчезает,
истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка
оставляет ощущение чарующей красоты,
трепета, дрожания воздуха, льющейся
струи света.

Музыка Н. А.
Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“
рождает много разных чувств: она
заставляла удивляться, восхищаться,
грустить. Она помогает представить
лучше сказочных героев: Лешего, Весну,
Мороза. Слушая ее, представляешь веселого,
красивого, талантливого Леля, обиженную
Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея.

Островский очень точно назвал
музыку Римского-Корсакова „чудесной“
и „удивительной“, потому что она о
самом красивом человеческом чувстве —
о любви. То, что выразил в словах
Островский, удалось передать в музыке
Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе
и гибели Снегурочки. Но жизнь не
прекращается. Снегурочка тает от любви,
потому что не желает знать других
законов, кроме законов настоящей
человеческой жизни.

Образы
сказки “Снегурочка”

Огромная
заслуга в конкретной реализации образа
Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову.
Успех спектакля и оперы был в значительной
степени обусловлен его изумительными
декорациями, которые являются одной из
вершин творчества художника. Суриков
В., не веривший, что декорации могут быть
настоящим произведением искусства, при
появлении на сцене декораций Васнецова
на одном из представлений оперы
«Снегурочка» первым встал и на весь зал
громко зааплодировал.

В Абрамцеве
Васнецов написал картину «Снегурочка
— дочь Мороза и Весны» (сейчас она
находится в Третьяковской галерее) как
один из проектов декорации.

Вот как
это происходило. В Абрамцеве решили
поставить «Снегурочку» Островского, и
Мамонтов стал просить В.М. Васнецова
написать декорации к четырем картинам
(«Прологу», «Берендееву посаду»,
«Берендеевым палатам» и «Ярилиной
долине»). Виктор Михайлович сначала
отказывался, убеждал, что никогда не
писал декораций. Но все настаивали. И
пришлось приниматься за дело. Картина
«Пролога» долго не выходила. Как-то,
гуляя по заснеженному абрамцевскому
лесу, Васнецов, вспоминали его
коллеги-художники, остановился, будто
громом пораженный. Вот здесь могла бы
бродить загадочная девушка! Вскоре все
увидели чудо, ожившее на холсте. Морозная
голубая ночь, в бездонном небе далекие
холодные звезды… А на опушке Снегурочка
с лицом Шуры, младшей дочери Саввы
Мамонтова.

Интересно, что В.М. Васнецов
на первых постановках спектакля лично
играл Деда Мороза.

Когда в Абрамцеве
начались репетиции «Снегурочки»,
Мамонтов решил, что к роли Деда Мороза
больше других подойдет сам художник-декоратор.
«Что тут делать? — рассказывает В.
Васнецов. — Никогда ни на какой сцене я
не игрывал…. Отнекиваться не полагалось,
да как-то и стыдно было. Ну и играл Деда
Мороза, и играл не один раз!»

Итак,
«натурой» для васнецовской Снегурочки
была младшая дочь Мамонтова Александра.
Старшую дочь Веру все знают по картине
«Девочка с персиками». Александре выпала
не меньшая честь — быть навечно
запечатленной в образе российской
Снегурочки. И она как никто достойна
этого чистого и светлого образа. Эта
умная и шустрая девочка в детстве любила
зиму, особенно любила кататься на санках
по абрамцевским кручам.

Интересно,
что впоследствии эта Снегурочка
(Александра Саввична Мамонтова) станет
организатором и первым директором музея
«Абрамцево».

В декорациях «Снегурочки»
В. Васнецова ожила русская сказка,
раскрылась неяркая красота родной
природы.

Эскизы Васнецова к домашнему
спектаклю «Снегурочка» хранятся в
Государственном историко-художественном
и литературном музее-заповеднике
«Абрамцево»: «Пролог», «Палаты царя
Берендея», «Ярилина долина», «Улица
слободки Берендеевки», «Дед Мороз»,
«Мизгирь», «Царь Берендей», «Лель»,
«Купава», «Бобыль», «Бобылиха» и др.

В
1885 году В. М. Васнецов исполнил декорации
и костюмы для оперы «Снегурочка», которая
шла в Частной опере С. И. Мамонтова. 18
января 1893 г. В. Д. Поленов писал Н. В.
Поленовой: «Вчера Виктор передал мне
все свои рисунки к «Снегурочке». Что за
дивная вещь «Певцы»! Мы все под этим
высоким настроением»3.

Кинофильмы
и мультфильмы “Снегурочка”

«Снегурочка»
(1952)
— мультипликационный фильм по мотивам
одноимённой
пьесы А.
Н. Островского на музыку Н.
А. Римского-Корсакова в обработке Л.
А. Шварца. Мультфильм показывали в
кинотеатрах.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза

генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова»

города Лебедяни Липецкой области

секция: филология

«Образ Снегурочки в «Весенней сказке» А.Н. Островского и в произведениях УНТ»

Автор работы: Кукушкина Ангелина, 7Г класс

Руководитель: Мальцева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

                                                                   Лебедянь, 2018

Содержание

1 Введение___________________________________________________ __________2 стр

2 Основная часть_______________________________________________________4 стр

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» ____________4 стр

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н. Островского «Снегурочка»_______________________________ 7 стр

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве________________________10 стр

2.4 Образ Снегурочки в произведении А.Н.Островского «Весенняя сказка»______11 стр

2.5 Отличие между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А.Н. Островского___________________________________________15 стр

2.6 Социологический опрос_______________________________________________16 стр

3. Заключение_________________________________________________________17 стр

4. Литература_________________________________________________________18 стр

  1. Введение.      

У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. Мне нравится наряжать елку, украшать комнату различными гирляндами. В Новый год исполняются все желания. Дед Мороз раздает подарки.

Сколько лет Деду Морозу? Когда он появился?

Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.

До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В разных странах – разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз-это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи – странствующих продавцов игрушек. Но все это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень трудно.

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее – совсем не так.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз – повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Он бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года, и раздавать подарки не было их главной заботой.

 Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд.

Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Он изображается как старик в цветной-голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. ездит на тройке лошадей.

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является эта прекрасная и милая девушка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

Я задала себе вопросы:

  1. Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка, это живое олицетворение «юности и первой любви»?
  2. Почему образ Снегурочки встречается только в России?
  3. Благодаря кому эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к устному народному творчеству, русской народной сказке «Снегурочка», сказке «Девочка Снегурочка» В.И. Даля, сказке А. Островского «Снегурочка», прочитала предания и легенды, связанные с этим образом.

Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе я постараюсь создать целостный образ этой прекрасной девушки.

Объект исследования: Снегурочка.

Предмет исследования: история Снегурочки.

Методы исследования:

  1. поисковый (работа с литературой, ресурсами Интернета);
  2. анализ произведений литературы;
  3. анализ и сравнение литературного образа;
  4. обобщение результатов исследования;
  5. анкетирование учащихся.

Гипотеза исследования: Образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.

На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить историю происхождения Снегурочки;

2. Проанализировать литературу по данной теме;

3. Познакомиться с произведениями о Снегурочке;

4. Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в разных произведениях.

  1. Основная часть.

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»

       Было в окрестностях Щелыкова одно заветное место, где писатель бывал десятки раз-Ярилина долина и Голубой ключ. Названия эти вызывали воспоминания о масленичных гуляниях и обрядах.

     Солнечная поляна, окруженная могучими соснами, рядом с которыми-юные березки и кусты ольшаника. Тихий голубой ключ. Видно песчаное дно. Из него бьют роднички. То ли солнце, пробивающееся сквозь зелень, то ли минеральные соли придают ей неяркий матово-голубой цвет. Благоухание трав и цветов. И над всем этим-небо, подобного которому, кажется, нигде нет. Впечатления так сильны, что складываются в стихи:

        Полна чудес могучая природа!

        Дары свои обильно рассыпая,

       Причудливо она играет; бросит

       В болотинке, в забытом уголке

       Под кустиком цветок весны жемчужный,

       Задумчиво склоненный ландыш брызнет

       На белизну его холодной пылью

       Серебряной росы,-и дышит цветик

       Неуловимым запахом весны…

     Но ведь природа, как человек, отдыхает. Она спит, стареет, ее голова покрывается сединой:

       Лежат поля остылые. В оковах

      Игривые ручьи,-в тиши полночи

      Не слышно их стеклянного журчанья.

      Леса стоят безмолвны, под снегами

      Опущены густые лапы елей,

      Как старые нахмуренные брови.

      В малинниках, под соснами, стеснились

      Холодные потемки, ледяными

      Сосульками янтарная смола

      Висит с прямых стволов. А в ясном небе,

      Как жар, горит луна и звезды блещут

      Усиленным сиянием.

    Таких стихов возникало все больше.

     В Ярилину долину в начале лета на праздник приходили сильные, веселые люди. Целую ночь, с вечера и до утра, звучали над долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник был связан с идущей от давних языческих времен верой в Ярилу-Солнце.

    Александр Николаевич часто бывал на этом празднике. После него долго держалась уверенность: «Сама жизнь-то есть радость». Но иногда возникала и грусть: почему-то казалось, что возле Голубого ключа растаяла пришедшая из далекого детства прекрасная Снегурочка, героиня давно задуманной пьесы-сказки.

    …. Когда отец будущего драматурга, Николай Федорович Островский, надумал жениться вторично, то в канун 1836 года по желанию будущей жены, Эмилии Андреевны, он решил сделать детям особенно веселую елку. Вечерами он возвращался домой более оживленным, чем обычно, и приносил им то коробку игрушек, то цветную бумагу. Вместе с няней ребята за большим столом клеили цепи, фонарики, свертывали хлопушки. За работой рассказывали были и небылицы, вспоминали смешные истории. И, конечно, были рассказы о чудесах. Няня говорила, что в дом, где хорошие дети, в праздничную ночь или на елку приходит Дед Мороз и оставляет свои подарки то в большом грибе, будто бы только что принесенном из лесу, то в красном мешке, запорошенном снежком, то прямо под подушкой.

    Александр (ему шел тринадцатый год) уже знал, что это-неправда: подарки делаются родителями, а чудом люди называют воплощение своей мечты. Он решил малышам показать на елке чудо, которое они создадут сами-Снегурочку. Сказку о красавице Снегурочке, дочери Весны, знали все дети.

    Когда Саша сказал о своем решении, ребята отнеслись к этому с большим жаром. Добрая Наташа притащила свою самую большую куклу, предприимчивый Миша откуда-то принес надорванный пакетик конфетти, няня достала белые и алые лоскутки-работа закипела. Кукле сшили белую шубку и белые сапожки. Голову покрыли алым капором, на руки сделали алые рукавички. Щечки подрумянили красным карандашом-Снегурочка раскраснелась на ветру. Когда все это было готово, на плечи ей посыпали конфетти-проходя по лесу, она покрылась снегом, который начал таять под солнцем, а в капли спрятались цветные лучики.

    После «рождения» Снегурочки дня елки ждали с нетерпением. Когда загорелись елочные свечи, отец поздравил детей с праздником, пожелал им здоровья и успехов, на весь вечер и Снегурочкой, и детьми завладел Саша. Он рассказывал и показывал сказку, похожую и непохожую на ту, что дети не раз слышали от старой няни. Ребят поразило, что Снегурочка заговорила нежным голосом. Как живая девочка, она просто и трогательно рассказала, с каким трудом вышла из лесу, через сколько сугробов перебралась, как встретилась с людьми и узнала их. Она спела несколько песен, говорила, какое новое, совсем незнакомое чувство радости испытывает. Ребята прониклись живейшей симпатией к ней, хотели вместе с ней порезвиться. Однако в этот момент откуда-то из-за елки появился лист картона с огромным оранжевым солнцем-это тоже было неожиданностью. Всем стало еще интереснее. А Снегурочка начала плакать, жаловаться, уходить в сторону-и затем своим уже голосом Саша печально возвестил, что она растаяла. [1]

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н.Островского «Снегурочка»

Все мы родом из детства, а в детстве мы верим в чудеса, сказки. Конечно же, все мы знаем такого сказочного персонажа как девочка — Снегурочка.  Но, к сожалению, мало кто знает, откуда к нам пришел этот образ.

Значения слова «Снегурочка» в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

снегурочка — сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца

Пример: Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних праздников).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Снегурочка ж.

1) Героиня русской народной сказки, вылепленная из снега и ожившая.

2) Внучка Деда-Мороза.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

снегурочка, -и, ж. Сказочная снежная девушка, тающая под весенними

лучами солнца. Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних

праздников).

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера.

Снегурочка-дух природы. Как правило, в сказках сделанная из снега Снегурочка оживает.

Вариант сказки, где Снегурочка тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский), наиболее показателен. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращается в облачко). Снегурочка-олицетворение зимы, силы, враждебной людям и почти потусторонней, связанной с загробным миром.

Если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

— как литературный персонаж – образ дочери Мороза;

— образ Костромы;

— символ застывших вод;

и еще несколько разных версий. Сейчас мы их рассмотрим.

Образ Снегурочки формировался веками.

Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках, как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль   в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело – голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

  1. Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда. Давно это было. Жила на свете могущественная богиня Кострома. Поклонялись ей люди, просили скорого прихода весны, плодородной земли, хорошего урожая.

      Пока ее задабривали и величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая по–другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощением духа растительности, забытой богини Костромы. Многие утверждают, что Кострома это и есть та самая Снегурочка. С давних пор существует обряд похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, сжигают подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Но вопреки всем легендам о гибели Снегурочки люди верят, что живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее терем.

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве.

Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», — пишет В. И. Даль в 1866 году. [2]

Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Прочитав несколько вариантов народных сказок о Снегурке, я пришла к выводу, что часто бездетные дед и баба, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку – помощницу, которая потом оживала.

Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в своих «Русских народных сказках» [3] пишет о том, что Снегурочка была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марией. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело. Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались. Смотрит Иван – зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкой. «Ах, Иван!- вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!» [4] Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после Крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян. Так или иначе, но с приходом Весны Снегурочка тает, прыгая через костер, и уносится белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В. И. Далем [3], собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая изнутри.

2.4. Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского «Весенняя сказка»

      «Снегурочка-сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского.

         В 1873 году в Костромской области в имении Щелыково А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».  основная работа над пьесой велась в течение марта 1873 года. Последний раз автор внес изменения в пьесу в августе 1873 года, когда он в корректуре вписал новое начало пятого явления первого действия. В первоначальном плане произведение под названием «Девушка-Снегурочка» предполагалось иное развитие сюжета, чем то, к которому впоследствии пришел драматург. Здесь не намечалось изображение царства берендеев и их праздника поклонения солнцу, в роли жениха должен был выступать Иван-царевич, в действии участвовал дурак – Авоська.

         Больших трудов стоила ему и разработка стихотворных размеров отдельных эпизодов пьесы. О хоре гусляров, которым открывается второе действие, он писал П. И. Чайковскому: «Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века – «Слово о полку Игоревом»» (ПСС, XV, 10). По черновой рукописи «Снегурочки» можно проследить, как драматург экспериментировал, «извлекая ритм» из «Слова о полку Игореве». Выписав рифмы будущего эпизода, он затем создал его первый вариант, в котором отразились поиски размера, близкого своеобразной гармонической организацией тексту «Слова о полку Игореве» и соответствующего стилю хора гусляров. Затем по схеме найденного размера писатель исправил все строки соответственно этому размеру.

«Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, почерпнутых из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества. Некоторые сюжетные ситуации имеют отдаленное сходство с мотивами сказки о девушки-снегурушке в сборнике И. А. Худякова «Великорусские сказки» (вып. 3, Спб., 1862, стр. 87-88, №97). Записи песен А. В. Терещенко, П. Н. Рыбникова, Т. И. Филиппова и др. дали драматургу материал для вставных эпизодов — песен и лирических монологов героев. Фантастический образ Берендеева царства, очевидно, был навеян писателю народным приданием о древнем племени берендеев.

В царстве берендеев царь – отец и слуга народа, всегда радушный и каждому доступный, заботливый рачитель всеобщего блага, строгий блюститель справедливости. Услышав о проступке Мизгиря, обманувшего доверчивость девушки, Берендей говорит: «Вина его ужасна, берендеи; для милости закроем наше сердце на этот раз».

Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости. У них пастух и царь вместе возносят хвалу красному солнышку — источнику земного плодородия.

Сотканная из чудесных мотивов устнонародного творчества, « Снегурочка» является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности, своеобразной песней о счастье простого трудового народа, освобожденного от гнета и деспотизма, живущего по своей воле.

Главная героиня этой пьесы-Снегурочка, наивная, чистая, гуманная, душевно щедрая, вся устремленная к красоте, правде, любви.

     В этом произведении героиня предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны.

Снегурочка не похожа на жителей Берендеева царства. Именно поэтому Снегурочка – существо очень противоречивое. В ее сердце холод – это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает удивление и жалость.

    Образами Снегурочки, Леля, Елены Прекрасной, Купавы, Мизгиря, девушек и парней из царства берендеев утверждается, что человек рожден для счастья, для любви. Холодному Морозу, отцу Снегурочки, любовь кажется «губительным чувством»

     Мать Снегурочки, Весна, думает совсем иначе: «На свете все живое должно любить» — и дарит своей дочери чувство любви.  О необходимости любить говорят все берендеи. Царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех».

     За мгновения любви Снегурочка платит жизнью, но жизнь обрела именно в этом чувстве:

                                               …все, что есть на свете дорого,

                                               Живет в одном лишь слове. Это слово:

                                               Любовь.

       Лес, озеро, лицо и фигура Мизгиря-все стало новым для охваченной любовью Снегурочки.

Снегурочка полюбила, она счастлива.

— Но почему не принимают Снегурочку и Мизгиря берендеи? Ответить на этот вопрос сложно. Возможно Мизгирь не похож на берендеев, так как берендеи обладают сердечной теплотой, а Мизгирь обделен ей. Все берендеи похожи друг на друга, а Мизгирь индивидуален, поэтому и не боится нарушить законы, которые так святы для берендеев. Таким разрушающим началом входит Мизгирь в жизнь уравновешенных берендеев, нарушая их законы внезапной изменой, дерзкими речами, оскорбляющими «девичью гордость» Купавы.

Мизгирь похож на Мороза. Он такой же властный, холодный, эгоистичный. Он не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках. Горячая любовь Купавы ему не нужна.

— Невольно возникает вопрос почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

Снегурочке, так же как и Мизгирь, чужда миру берендеев, для которых любовь-главная ценность и смысл жизни. Ледяное сердечко Снегурочки не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости. Ее не трогают слезы Леля, а ревнивое чувство, которое испытывает Снегурочка, связано не с любовью, а с уязвленным самолюбием.

          Гибель Снегурочки происходит от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима – принесет снег, морозы, застынут во льдах воды. Затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой. И опять она улетит облачком в светлое голубое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендееве жизнь продолжается.  

Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

  1. Отличия между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А. Н. Островского

Для наглядности и удобства мы составили таблицу.

Образ Снегурочки в русских народных сказках

Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского

Бездетные дед с бабкой слепили себе на радость.

Дочь Деда – Мороза и Весны — Красны.

Дед с бабкой любят свою снежную дочку.

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (жители Слободы равнодушны к ней, они ее не понимают; старик Бобыль и старуха Бобылиха используют  Снегурочку, хотят разбогатеть).

В народных сказках героиня борется с силами зла.

В «Весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Во всех сказках Снегурочка погибает, но везде разные версии этого происшествия. В одной сказке подружки убили Снегурочку из-за жадности. Пошли они по ягоды. Снегурочка в чашку собирала, а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку.» Закопали подружки ее и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал из него дудочку. Стал сынишка его дудеть в дудочку, и запела она голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалась и бросила дудочку на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела».

В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.  

По версии Островского погибает Снегурочка во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

В народных сказках Снегурочка – это маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что только в сказках живут, а взаправду не бывают».

Снегурочка представляется как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

У Островского это прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет от «сладких чувств любви».

2.6. Социологический опрос.

В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

  1. Какие новогодние персонажи вам известны?
  2. Знаете ли вы родину Снегурочки?
  3. Назовите произведения, где встречается Снегурочка.
  4. Какими чертами характера наделена Снегурочка?
  5. Кто ее родители?
  6. Кем является Снегурочка Деду Морозу?
  7. В каком наряде она приходит к нам?

Результаты опроса

В опросе участвовало 75 человек. Все 75 опрашиваемых верно ответили на 1, 2, 4 и 6, 7 вопросы. Правильно ответили на 3 вопрос- 15 человек, на 5-20 человек.

  1. Заключение.

Исследуя образ Снегурочки, я пришла к выводу, что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочки, которая ожила.

Родиной Снегурочки можно считать Кострому. Во-первых, образ снежной девушки возник из древнего славянского обряда похорон Костромы, давшее название городу. Во-вторых, «Весенняя сказка» А. Н. Островского была создана на родине писателя, костромской земле.

Из выше сказанного я сделала следующие выводы:

-на протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила, доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка;

-образ Снегурочки волновал писателей, а также художников и композиторов. И во многом благодаря им образ Снегурочки вошел в нашу жизнь как неотъемлемая часть.

В ходе работы я узнала историю нашей новогодней гостьи, получила новые знания. Также я познакомилась с художественными произведениями о Снегурочке.

Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развить творческое воображение.

Полученные знания мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов. Благодаря этой работе мы пополняем знания детей о загадочной девочке Снегурочке, которая приходит к нам на Новый Год. Мы рассматриваем несколько легенд о ее происхождении. Я считаю, что эта тема интересна не только детям, но и взрослым.

                                  Литература:

  1. А.Н. Островский Биография писателя, издательство «Просвещение», 1965 год, стр 99
  2. http://grani.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3465:2010-01-01-20-57-20&catid=3:commentable-category&Itemid=20
  3. А.Н. Афанасьев «Русские народные сказки». М.:Олма Медиа Групп, 2013
  4. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Советская Россия, 1985
  5. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Просвещение. 1984. Стр. 3
  6. «История русской литературы XIX века». Москва «Просвещение» 1978 стр. 252-253
  7. А.Н. Островский «Полное собрание сочинений в двенадцати томах 7 Пьесы(1866-1873)» Москва «Искусство» 1977, стр. 587-594
  8. https://www.workle.ru/id534562.10/manage/
  9. http://что-означает.рф/Сборник словарей:Ефремовой,Ожегова,Шведовой
  10. ru.wiktionary.org Снегурочка-Вики-словарь
  11. Мороз // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 томах.- М., 1987.- Т. 2.- С. 176
  12. А. Островский «Снегурочка». М.: Детская литература, 212
  13. Жарникова С.В. Исторические корни славянских обрядов. Вологда. 2003

  • Отличие народной сказки от литературной 5 класс презентация
  • Отзывы на рассказ недоросль
  • Отличие народной сказки от волшебной
  • Отзывы на рассказ выскочка
  • Отличие мифов от сказок