|
Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия
|
Сказки в литературе
Определения
- Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
- Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
- Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
- Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Особенности волшебной сказки
В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.
Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).
Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).
Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.
Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:
- герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
- вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
- даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
- помощник (Серый Волк);
- отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
- ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).
Бытовые сказки
В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Поделиться ссылкой
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.
Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.
Сам термин «сказка» появился в 17 веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в 19 веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету…
Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку с потребностями коллектива. «В русских сказках, дошедших до нас в записях XVIII – XX вв., а также в сказках, которые бытуют сейчас, доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла».
Вымысел характерен для всех видов сказки разных народов.
В. И. Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. «Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует».
История возникновения сказки как жанра.
Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторически этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Изучение этих изменений, вернее, обобщение этих изменений, даёт возможность говорить о конкретном процессе жизни русской скази, то есть об её истории.
Чем отличается волшебная сказка
Волшебные сказки являются особой жанровой формой сказок про животных. Это наиболее популярный и любимый маленькими читателями вид историй. Каждое такое произведение рассказывает о приключениях необычных персонажей. Чем же отличается волшебная сказка от других?
В данном литературном жанре принято выделять волшебные, героические и приключенческие сказки. Чертой, которая их объединяет, является выдуманный чудесный мир. Действие любой волшебной сказки происходит в удивительном предметном мире, который населяют фантастические создания. В таком мире возможны любые чудеса и превращения. Персонажи волшебных сказок опровергают все существующие законы физики и биологии, действуют с невероятной скоростью вопреки логическим представлениям. Именно в таких историях дети растут «не по дням, а по часам» и оживают материальные предметы («Снегурочка», «Буратино»). Как правило, волшебные превращения не обходятся без магии. Еще одна отличительная черта жанра – присутствие предметов, наделенных чудесными функциями.
Литературоведы утверждают, что волшебные сказки имеют наиболее древнее происхождение. Именно поэтому за чудесами кроется процесс первичного познания окружающего мира.
Волшебные сказки отличаются и своей структурой. В основе таких историй лежит сложная композиция, состоящая из экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. Главный герой волшебной сказки всегда сталкивается с какой-то потерей или трудностью, которую и пытается разрешить при помощи магических предметов и волшебных помощников. В экспозиции произведения обязательно должны присутствовать два поколения, то есть, к примеру, повествование начинается с общения героя с родителями. Затем происходит отлучение старшего поколения различными жизненными способами. Завязка волшебной сказки начинается в тот момент, когда герой сталкивается с запретами или потерями, которые неизменно повлекут за собой еще большие беды. Как правило, это отправная точка сюжета. Герой отправляется в путешествие, чтобы найти решение.
Развитие сюжета – это длительный процесс поиска. В этой части повествования раскрываются характерные черты героя – смелость, находчивость, сострадание, щедрость и т.д. Кульминация волшебной сказки заключается в сражении главного героя с противоборствующей силой и обязательной победе. Иногда в качестве противника выступает сложная задача, решение которой всегда находится вовремя. Развязка истории – это компенсация потерянного в виде обретения каких-либо благ. Герои находят несметные богатства, получают новые земли и т.п.
Большинство волшебных сказок построено на действиях семи типов персонажей: злодея-вредителя, покровителя, волшебного помощника, царевны или царя, самого героя, отправителя и ложного героя.
Со временем мифологическое содержание сказок отошло на второй план, и волшебный жанр трансформировался в бытовой.
Выводы:
- Действие любой волшебной сказки происходит в удивительном предметном мире, который населяют фантастические создания.
- Персонажи волшебных сказок опровергают все существующие законы физики и биологии.
- В волшебных сказках присутствуют предметы, наделенных чудесными функциями.
- Волшебные сказки имеют древнее мифологическое происхождение.
- В основе волшебных сказок лежит сложная композиция, состоящая из экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки.
- Большинство волшебных сказок построено на действиях семи типов персонажей.
Исследовательская работа по литературе
Исследовательская работа по литературе
Отличие сказа от волшебной народной сказки
Объект исследования Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок», русская народная «
Объект исследования
Сказ П.П. Бажова «Каменный цветок», русская народная «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»
Предмет исследования Место и время действия, образ рассказчика, характеристика героев, волшебная сила, финал
Предмет исследования
Место и время действия, образ рассказчика, характеристика героев, волшебная сила, финал.
Цель работы Выявление отличий сказа от сказки
Цель работы
Выявление отличий сказа от сказки.
Задачи 1) Дать определение сказа и сказки 2)
Задачи
1) Дать определение сказа и сказки 2) Определить отличие сказа от сказки на примере сказа П.П. Бажова и русской народной «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»
Актуальность исследования связана с тем, что при чтении сказов и сказок можно найти некоторое сходство в сюжете, поэтому определение жанра бывает затруднительно
Актуальность исследования связана с тем, что при чтении сказов и сказок можно найти некоторое сходство в сюжете, поэтому определение жанра бывает затруднительно. Только дополнительное исследование поможет нам четко ответить на вопрос: чем сказка отличается от сказа?
Сказ — повествование, ведущееся в произведении в характерной манере, с оборотами речи того лица, от имени которого ведется рассказ
определение
Сказ — повествование, ведущееся в произведении в характерной манере, с оборотами речи того лица, от имени которого ведется рассказ. Сказами называются также произведения устного народного творчества повествовательного характера, изложенные своеобразной прозаической мерной речью.
Сказка— один из основных жанров устного народного творчества. Сказка-художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера
Место действия Реальное, конкретное, в нем живет рассказчик «Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели
Место действия
Реальное, конкретное, в нем живет рассказчик
«Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт — выше нет».
Происходит очень далеко
«В некотором было царстве, в некотором государстве был-жил царь»
Образ рассказчика Реальное, конкретное, в нем живет рассказчик «Была, сказывают , старушка такая
Образ рассказчика
Реальное, конкретное, в нем живет рассказчик
«Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была». «Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву даешься: как ему помогло».
Не свидетель и не участник повествования
Время Реальное, конкретное, в нем живет рассказчик («Был в ту пору мастер
Время
Реальное, конкретное, в нем живет рассказчик
(«Был в ту пору мастер Прокопьич», «Расправа тогда известно какая была»..
Время между рассказом и происходившими в волшебной сказке событиями отдалено
«Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга».
Характеристика героев Характеры героев связаны с социальным статусом
Характеристика героев
Характеры героев связаны с социальным статусом
Приказчик-отрицательный герой, Прокопьич, Данилко — мастера-труженики- положительные. «Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог».
Характеры главных герое не зависят от социального статуса
Иван-царевич-положительный герой, Димитрий-царевич -Василий-царевич-отрицательные. «Увидя на траве коня златогривого и жар-птицу в золотой клетке, весьма на них прельстилися и вздумали брата своего Ивана-царевича убить до смерти».
Волшебная сила Источник вдохновения для мастера «И вот подвела та девица
Волшебная сила
Источник вдохновения для мастера
«И вот подвела та девица Данилушку к большой полянке. Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют
Основа действия
«Потом серый волк спрыснул Иван-царевича мертвою водою — его тело срослося, спрыснул живою водою — Иван-царевич встал и промолвил: «Ах, куды как я долго спал!»
Финал Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален
Финал
Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален.
«Так с той поры Данилушку и найти не могли.
Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять оказывал — Хозяйка взяла его в горные мастера.
На деле по-другому вышло».
Добро всегда побеждает зло
«Царь Выслав весьма осердился на Димитрия и ВасилИя царевичей и посадил их в темницу; а Иван-царевич женился на прекрасной королевне Елене и начал с нею жить дружно, полюбовно, так что один без другого ниже единой минуты пробыть не могли».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы рассмотрели в данной работе основные отличия сказа от сказки на примере сказа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели в данной работе основные отличия сказа от сказки на примере сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» и русской народной сказки.
В ходе работы мы выяснили, что наиболее значимым отличием является роль рассказчика. В сказе он является свидетелем той истории, которую пересказывает слушателям. Он все видел собственными глазами, хотя и не являлся персонажем или героем истории. В сказке речь ведется от третьего лица и рассказчик не играет никакой роли.
Quill.jpg http://kartinki.info/uploads/posts/2017-01/1484221567_2742-pero-i-chernila
литература
http://www.playcast.ru/uploads/2014/09/09/9782509.jpg
http://rennydegroot.com/wp-content/uploads/2013/12/Quill.jpg
http://kartinki.info/uploads/posts/2017-01/1484221567_2742-pero-i-chernila.gif
http://centrtvorchosti.ucoz.ua/_si/0/96488433.jpg
Разновидности сказок: сказка волшебная и бытовая.
Бытовая сказка — это третья жанровая разновидность народной сказки (после сказок о животных и волшебных).
Напомним, что основные жанровые разновидности сказок отличаются друг от друга: а) характером отражения действительности, то есть особенностями сказочного вымысла; б) типами персонажей; в) приёмами построения; г) речевым своеобразием.
Бытовая сказка имеет иной характер вымысла, чем сказка волшебная; она гораздо непосредственнее связана с действительностью, с обычной повседневной жизнью, с бытом. Действие в ней происходит не в тридесятом царстве, а в городах и селах русской земли. И персонажи в бытовой сказке иные, чем в волшебной, – это обычные люди, а не волшебные, фантастические существа.
Здесь среди персонажей встретим барина, мужика, солдата, попа, купца и т. п. В бытовой сказке обычно персонажей значительно меньше, чем в волшебной. При этом, как правило, главные персонажи противопоставлены друг другу: умный – глупому, бедный – богатому, трудолюбивый – ленивому, щедрый – скупому и т. д. Симпатии народа, конечно, на стороне бедного, а не богатого, трудолюбивого, а не ленивого. Здесь высмеиваются глупость, лень, корысть, хвастовство, скупость и другие пороки. В бытовой сказке, как в любой другой, добро в конечном счёте чаще всего побеждает.
Иная, чем в волшебной, и речь в бытовой сказке. Она почти лишена украшений, максимально приближена к обычной разговорной речи; большое место занимает диалог; нет сказочных формул и других устойчивых выражений.
Примеры бытовых сказок: «Пётр I и находчивый солдат», «Дочь-семилетка».
Вопрос: Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Ответ: Зажили они дружно, весело. Относились друг к […]
Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. Главы из повести Неудачный день Маленький восьмилетний Тёма стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безвыходность своего […]
И. А. Бунин. «Вчера в степи я слышал отдалённый…». Отрывок Вчера в степи я слышал отдалённый Крик журавлей. И дико и легко Он прозвенел […]
В. В. Бианки. Учебные площадки Лесные ребятишки подросли и вылезли из гнезда. Птицы, что весной жили каждая пара на своём участке, кочуют теперь […]