Отличие очерка от рассказа

Литературные жанры, несмотря на обилие характеризующих черт, не имеют строго и четко указанных границ. Творческий процесс даже эти пунктирные линии то игнорирует, а то и самоуверенно стирает. Иной раз определить, чем отличается очерк от рассказа или эссе, практически невозможно: Тургенев свои «Записки охотника» написал больше века назад, а литературоведы до сих пор спорят о жанре.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Таблица

Определение

Рассказ – жанр малой повествовательной прозы, характеризуемый небольшим объемом, ограниченным количеством персонажей и единственной сюжетной линией. Имеет, как правило, строгую композицию.

Литературный очерк считается подвидом рассказа и часто противопоставляется новелле. Характеризуется отсутствием острого конфликта и масштабной описательностью, а также широким спектром используемых изобразительных художественных средств.

С развитием периодической печати появился очерк, называемый газетным. Когда журналы стали трибуной для обсуждения социально-политических вопросов, именно в этой точке смешались художественные и публицистические жанры. Отличие очерка от рассказа в таком контексте проявляется особенно ярко.

к содержанию ↑

Сравнение

Очерк всегда характеризуется наличием четкого, выраженного авторского отношения к затронутой проблеме или героям. В рассказе же автор подчеркнуто нейтрален, а его личное мнение отражено в деталях посредством выбранных художественных средств.

Рассказ как жанр оставляет за автором право на художественный вымысел, даже если в основу сюжета ложится реальная история. Литературный очерк более документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни. Очерк публицистический подразумевает минимум отступлений от фактического материала. Новеллист может пересказывать события со слов третьего лица, очеркист же говорит только о том (или о тех), чему был свидетелем лично.

Композиция и художественного, и публицистического очерков может быть свободной в той мере, в какой позволяет это идея автора. Рассказ же имеет четкую структуру в соответствии с одним из типов. Так, О. Генри в новеллах предпочитал шарнирную (по классификации Веллера), когда определяющее кульминацию событие из текста изымается и раскрывается лишь в финале. Любой очерк носит больше повествовательно-описательный характер, тогда как в рассказе обязательно наличие динамичного сюжета. Художественный очерк может такового вообще не иметь: подобным образом, к примеру, выстраиваются бытописания и нравописания.

Рассказ может охватывать значительный временной период, произвольно прерывать его, включать описания прошлых событий. Для очерка характерно сосредоточение внимания на небольшом временном отрезке. Место действия в рассказе может быть условным или постоянно меняться, следуя сюжету, очерк же локально ограничен.

Некоторые исследователи в процессе определения, в чем разница между очерком и рассказом, ошибочно наделяют образы первого конкретикой, второго – типизацией. Это мнение основано на отношениях жанра с документальной базой. На самом деле типичны как раз образы художественного очерка – в ином случае повествование было бы совершенно не интересным читателю.

В рассказе авторская ставка делается на выраженный конфликт и психологизм, а перегружать сюжет деталями, справками, размышлениями и отступлениями недопустимо. Очерк позволяет писателю в этом отношении разгуляться; публицистический (в зависимости от заявленной темы) содержит элементы масштабного исследования, включает справочную и статистическую информацию, отвечает на вопросы.

Градация литературных жанров весьма условна, и потому разбираться в отличиях очерка и рассказа гораздо приятнее, их читая. Возьмите «Вечер был…» Галины Щербаковой и «Долг» Инны Руденко, «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и «Голос большого города» О. Генри – и никаких потемок теории.

к содержанию ↑

Таблица

Очерк Рассказ
Жанр на стыке художественной литературы и публицистики Жанр художественной литературы
Основывается на фактическом материале, во многом документален Допускает художественный вымысел
Выраженное авторское отношение к явлению, проблеме или персонажам Нейтральная авторская позиция
Свободная композиция Четкая структура
Отсутствие динамично развивающегося сюжета Острый конфликт, завершенная сюжетная линия
Действие локализовано, описывается короткий временной отрезок Способен охватывать значительный временной период, действие может переноситься
Может содержать справочную и статистическую информацию, большое количество деталей Детализация реализуется на уровне художественного метода

м

Очерк – это малый литературно-публицистический жанр эпического вида литературы. По сути, очерком называют разновидность рассказа, в котором, в отличие от новеллы, нет острого и быстро разрешающегося конфликта. Зато в этом жанре больше развито описательное изображение.

Очерк

В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. В таком рассказе описываются или реальные события и люди, или образы-типы (вместо личности), посвящённый злободневной теме.

Содержание

  1. История возникновения
  2. Отличительные признаки
  3. Основные виды очерков
  4. Примеры портретного очерка
  5. Художественные особенности
  6. Композиция очерка
  7. Как написать очерк?
  8. Кого почитать и кем вдохновиться

История возникновения

Очерк в качестве жанра начал развиваться в лондонских журналах 18 века. Исследователи связывают происхождение жанра с несколькими факторами.

  1. Во-первых, с возникшим интересом к нравоописательным бытовым сценам из обычной жизни.
  2. Во- вторых, с развитием литературы путешествий.

Окончательно оформился жанр очерка в 20‑е годы 20 века. Очерком стали стремиться задокументировать то или иное событие, явление. Появился акцент на документальности изображаемого. Стало модно не сочинять, а излагать факты, поэтому на основе очеркистики сформировался целый пласт новой литературы — нонфикшн.

Отличительные признаки

По своим задачам очерк тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное художественное произведение (по типу новеллы).

Главная отличительная черта очерка — документальность. Это повествование, основанное на реальных фактах, но включающее осмысление и оценку их автором.

То есть очерк может быть написан о жизни конкретного художника, но содержать размышления автора о роли творчества вообще, о превратностях судьбы творческого человека и т. д. Но герой очерка – реальная личность.

Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла, квартальный отчёт или рассказ:

  • установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);
  • наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;
  • чёткая структура;
  • единый сюжет;
  • объективность изложения материала;
  • яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.

Очерк не только повествует о событии или человеке, но и, как правило, затрагивает острые социальные, политические, нравственные и другие актуальные проблемы. Но на первом месте всё же история человека или описание события.

То есть такой рассказ не пишется просто потому, что автора посетило вдохновение и захотелось написать что-то красивое, для очерка нужны основания и документальные факты.

Таблица Признаки очерка

Документализм

Надо стремиться детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Предмет

Случай типичный, классический в условиях настоящего времени. Случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

Драматизм

Данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

Образ

Огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

В очерке допускается художественный вымысел в рамках конкретных документальных фактов. Вымысел именно допускается, но необязателен. Также в очерке может не быть конкретного героя, если он посвящён каким-то масштабным событиям.

Основные виды очерков

За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своё значение. Появились новые его разновидности. Он глубоко пустил корни в современную жизнь и россыпью новых форм «расцвёл» в интернет-культуре.

Канонически очерк делится на 3 вида:

  • портретный – рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения;
  • путевой – описывает дорожные впечатления;
  • проблемный – затрагивает острые социальные вопросы, выбранные автором для обсуждения и разрешения.

Существуют также очерк-расследование, репортажный, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.

Примеры портретного очерка

В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Портретный очерк отца

Его имя — Степан Алексеевич Гуровский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.

Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

Портретный очерк классного руководителя

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе — Смоленко Татьяне Афанасьевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2019 года. Педагогический стаж у нее 25 лет, 7 из них в нашей школе.

Татьяна Афанасьевна родилась и выросла в Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Санкт-Петербург.

Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гурченова Анна Евгеньевна, на данный момент они лучшие подруги.

У Татьяны Афанасьевны очень запоминающаяся внешность: высокая, среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!

Таким образом, портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Художественные особенности

Художественная литература отличается от любой другой многим, но можно выделить два самых важных признака:

  • Художественный образ — без него ни одно произведение не может называться художественным. Причём это касается не только литературы, но и изобразительного искусства. Художественный образ – это образ реальности, творчески осмысленно и переработанной художником (писателем, в том числе). В нём сочетается вымысел и жизненность, эмоциональность и отношение автора. То есть художественный образ — это всегда часть реальности, преобразованная автором.
  • Художественное слово (стиль) — это особая подача информации, которая отличается от простого описания событий, повествование строится таким образом, чтобы читатель не просто узнал (со слов автора), что происходило с героем или миром, а почувствовал это, понял, пережил вместе с героем его беды и радости.

Вот в очерке всё это может быть, или не быть, или присутствовать в той или иной мере. Обычный публицистический очерк по степени художественности отличается от хорошего рассказа, как карта отличается от пейзажа.

Но отличие очерка от рассказа, то есть от безусловно художественного произведения, не только в этом:

  • Рассказ имеет чёткую структуру, а для очерка характерна свободная композиция.
  • В рассказе должен быть какой-то конфликт, который является двигателем сюжета. В очерке он необязателен.
  • В рассказе всегда присутствует завершённая сюжетная линия. В очерке её чаще всего нет, как нет и самого сюжета.

Как видите, различий, хоть и много, но чёткой грани между очерком и рассказом нет.

Композиция очерка

В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и композиционное его построение

Типы композиции очерка 

Событийная композиция

·         Завязка

·         Развитие действия

·         Кульминация

·         Развязка

Логическая композиция

·         Авторское рассуждение

·         Аргумент тезиса

·         Ассоциация по сходству или по контрасту

Эссеистическая композиция

·         Ассоциации

·         Резкие переходы от одного предмета речи к другому

·         Вывод

В очерке может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор-очеркист часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость.

Как написать очерк?

Работа над очерком требует творческого подхода и изучения материала, чтобы показать точный и увлекательный взгляд на тему. Подобные статьи отличаются от типичных новостных заметок тем, что они часто написаны в другом стиле, а также содержат больше подробностей и описаний, не ограничиваясь изложением объективных фактов.

Очерк потребует значительных усилий на подготовку, изучение материалов и работу над текстом, но при должном подходе вы получите возможность реализовать свой творческий взгляд на тему, которая вас увлекает, а также отточить свое писательские навыки!

  1. Найдите захватывающую историю. Читайте новости и общайтесь с людьми, чтобы находить интересные сюжеты. Подумайте, какие необычные события происходят в настоящий момент и как можно поведать такую историю в оригинальной манере.
  2. Исследуйте тему. Собирайте справочную информацию, чтобы определить оптимальный взгляд на сюжет и круг лиц, с которыми следует поговорить. Искать информацию в интернете удобно, но это ограниченный подход. Также следует изучить книги, чтобы глубоко разобраться в смежных вопросах. Для исторической статьи может потребоваться заглянуть в архив.
  3. Выберите тип очерка. Существует несколько вариантов, которые зависят от предмета изучения. Рассмотрите такие примеры:
  • Общественный интерес. Часто очерк описывает влияние определенной ситуации на людей. В этом случае внимание сосредоточено на одном человеке или группе людей.
  • Профиль. Такой очерк ставит в центр внимания характер или образ жизни конкретного человека. Подобные материалы позволяют читателю заглянуть в чужую жизнь. Часто такие статьи посвящены знаменитостям и другим публичным фигурам.
  • Обучающий очерк. Такие статьи объясняют, как выполнять определенные действия. Нередко автор пишет о своем опыте изучения предмета (например, как испечь свадебный торт).
  • Исторический очерк. Очерки, посвященные историческим событиям и процессам, являются частым гостем газетных страниц. Они также позволяют сопоставить прошлое и настоящее, помочь читателю ощутить связь с общей историей.
  • Сезонный очерк. Некоторые очерки лучше всего писать в конкретное время года, например, в начале летнего сезона отпусков или во время зимних праздников.
  1. За кулисами. Такие статьи позволяют читателю стать свидетелем необычного процесса, дела или события. Они знакомят аудиторию с деталями, которые обычно не разглашаются и скрыты от широкой публики.
  2. Определите целевую аудиторию. При размышлении над идеями для истории следует подумать, кто будет читать ваш очерк. Задайте себе такие вопросы, как «Кто мои читатели?» и «Под каким углом история будет интересна таким читателям?». Например, можно написать профильный очерк о кондитере, но вам придется использовать разный подход в зависимости от того, кто ваши читатели: начинающие кондитеры или организаторы свадеб, которым нужно купить лучший свадебный торт.
  3. Учитывайте тип издания, для которого вы пишете статью. Если вы пишете для журнала или блога, который посвящен конкретной теме вроде садоводства, вам наверняка учесть это в своей статье. С другой стороны, газеты рассчитаны на более широкий круг читателей и публикуют материалы на самые разные темы.

Очерк не обязательно должен отличаться позитивностью. Не надо обходить острые углы, боясь не понравиться большинству. Главное, всё должно иметь чёткую и ясную аргументацию.

Тезисы по написанию очерка 

В очерке

изображены достоверные события и факты реальной жизни

Рассказчик

свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение

Очерк

отличается свободной композицией

Автор-очеркист

может ограничиться и бессвязным внешним образом, но «дышащими одного мыслью картинами»…

Очерки

бывают документальными (или публицистическими и художественными)

В документальном очерке

очеркист даёт оценку реальным явлениям жизни

Раз уж вы высказываете своё мнение по упомянутой проблеме, то будьте искренними. Если вы не согласны, значит, вы действительно не согласны. Если вы сами ещё не разобрались, то не стоит этого скрывать.

Часто действительно нельзя сформулировать определённую позицию. Раскрывайте проблему во всём спектре красок, смотрите на неё под разными углами, делитесь своим мнением и не навязывайте его остальным.

Кого почитать и кем вдохновиться

Если вы ищете способ создать отличный очерк, примеры лучше всего искать у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, М. Горького, Е.И. Замятина. В данном жанре работали не только прозаики, но и поэты.

У М. И. Цветаевой есть замечательный путевой очерк «Вольный проезд до станции Усмань» о поездке за продуктами в Тамбовскую губернию в страшные для России предреволюционные годы.

Мемуарная очеркистика И.А. Бродского до сих пор цитируется как эталон жанра. Поэт стал лауреатом «Нобелевской премии», на церемонии награждения он блестяще произнёс слово о поэзии, написанное в жанре очерка.

Достаточно взглянуть на этимологию слова, чтобы понять, что очерк – это описание. Описание событий, случая из жизни какого-то человека, истории чего-то. Это описание может быть разной степени художественности. Чем более художественным является описание, тем ближе очерк к рассказу.

Некоторые очерки, особенно русских классиков XIX века, воспринимаются как рассказы. Например, «Записки охотника» И. А. Тургенева или «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского. А вот большинство произведений В. А. Гиляровского — это больше публицистика, несмотря на великолепный литературный язык.

Читайте также: Опера – определение и какие особенности жанра.

Таким образом, очерк – литературно-публицистический жанр литературы, в котором описываются реальные люди и события. Поэтому основной признак этого жанра — писание с натуры.

Источники:

  • Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. — М.: Мысль, 1969. — 399 с.
  • История русской журналистики XVIII-XIX веков / В. Г. Березина, А. Г. Дементьев, Б. И. Есин и др.; Под ред. проф. А. В. Западова. — 2‑е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1966. — С. 56—65. — 544, Библиогр.: с. 539—542 с.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: диссертация. кандидата филологических наук: 10.01.10 / С.-Петерб. гос. ун‑т. — РГБ — Шифры: д11872–05. — СПб., 2004.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.


1

Что такое очерк, и чем он отличается от рассказа?

1 ответ:



1



0

Очерк относится к прозаическому документальному жанру. Очерк, как правило посвящается какой-то современной автору личности, либо факту, либо проблеме, событию.

Жанр очерка близок к рассказу или новелле и в то же время сочетает в себе особенности художественной литературы и публицистики. Это одна из разновидностей литературы, отличающейся большим объёмом описательности.

Очерк анализирует конкретные факты и явления общественной жизни, сопровождая их иногда документами, статистикой и авторской аналитикой.

Читайте также

Хороший вопрос. Тем хороший, что в Википедии есть неточность серьёзная по этому поводу.

В том плане, что не обязательно кран-букса — часть смесителя.

Кран-букса может быть и в одиночном кране (например, там, где нет централизованного горячего водоснабжения, там ведь только холодная из крана идёт, пока хозяева своё ГВС не устроили).

На верхнюю часть кран-буксы надевается рукоятка-«барашек», а нижняя часть — ввинчивается в корпус крана.

Кран-букса — главная часть крана. Когда он начинает «бежать», сантехник (перекрыв предварительно воду) меняет кран-буксу (а можно и старую починить) и вода перестает капать при закрытом кране.

Спесь — проявление самодовольства, тщеславия, чванства в связи с имеющимся высоким положением, богатством либо «элитным» происхождением. Чаще всего спесь проявляют внезапно разбогатевшие люди незавидного происхождения.

Пружина — упругий элемент, предназначенный для накапливания или поглощения механической энергии. Пружина может быть изготовлена из любого материала, имеющего достаточно высокие прочностные и упругие свойства (сталь, пластмасса, дерево, фанера, даже картон).

Стальные пружины общего назначения изготавливают из высокоуглеродистых сталей (У9А-У12А, 65, 70), легированных марганцем, кремнием, ванадием (65Г, 60С2А, 65С2ВА). Для пружин, работающих в агрессивных средах, применяют нержавеющую сталь (12Х18Н10Т), бериллиевую бронзу (БрБ-2), кремнемарганцевую бронзу (БрКМц3-1), оловянноцинковую бронзу (БрОЦ-4-3), титановые (ВТ-16) и никелевые сплавы (A-286, INCONEL, ELGILOY).

Небольшие пружины можно навивать из готовой проволоки, в то время как мощные изготавливаются из отожжённой стали и закаляются уже после формовки.

Зола — это минеральный остаток, который образуется в процессе сгорания минеральных остатков. Такая зола считается самым лучшим удобрением для подкормки растений в саду. Она безвредна и способствует росту и растений.

Цитата — это выдержка из какого-либо публичного текста или слова, как правило, известной личности, приводимые дословно без каких-либо изменений. В текстах цитаты заключаются в кавычки. Также обязательно ссылаться на источник цитирования или указывать имя автора, произнесшего цитату. Обычно цитируются небольшие отрывки из литературных и научно-познавательных произведений, а также остроумные или значимые высказывания знаменитых людей.

  • Отличие от народной сказки дикий помещик
  • Отзывы на рассказы хоца намсараева
  • Отличие небылицы от сказки
  • Отзывы на рассказы пришвина
  • Отличие народной сказки от пьесы островского