Отличие сказки от баллады


0

Баллада и сказ, баллада и сказка. В чем сходство и отличие?

1 ответ:



2



0

В основе баллады лежит старинная легенда или предание, этим баллада схожа со сказом, который строится также на основе старинной предания. В балладе и сказе есть реальные и фантастические герои, ярко выражено отношение автора к героям.

В сказке главные герои волшебного происхождения, в героях собраны основные поведенческие черты человеческого характера, сказка учит, а не сохраняет память. Отношения автора к сказке нет, так народные сказки не имеют одного автора, сказки создаются , чтобы сохранить народную мудрость и напомнить об уроках жизни.

Посмотрим на таблицы особенности баллады, сказа и сказки

Особенности баллады

особенности сказа

Таблица отличий сказа и сказки

Читайте также

Начинаются такие сказки зачастую со слов: «Когда-то давным-давно… Было это давным-давно… Когда-то в стародавние времена…» и тому подобными фразами. Потом идет тело сказки — рассказ, как и почему что-то стало таким, как есть и теперь (почему тигр полосатый, собаки не любят кошек, елка колючая и т.п.). В завершение говорится примерно следующая фраза: «С тех пор так и повелось, что…. И теперь…. И сейчас мы можем видеть, что…» — как-то так.

В сказке, как правило, наряду с обычными персонажами — людьми, соседствуют фантастические и вымышленные говорящие герои, которых в реальной жизни не встретишь. А рассказы, хоть и не всегда опираются на реальные события, всегда можно представить происходящими с людьми.

В пятом классе изучают сказ Бажова «Медной горы Хозяйка», т.е. на примере творчества данного писателя предлагается ответить на вопрос в чем разница между сказом и сказкой по мнению уральских мастеровых. Мне кажется, что этот пример максимально раскрывает различия в двух «волшебных» жанрах.

  • Смотрите, если в сказке читатель сразу понимает, что такого не может быть, волшебных палочек не бывает или персонажи частично вымышленные, например, Баба-Яга, то читая сказ, веришь в существование каменной девицы или Огневушки-поскакушки­<wbr />. Почему? Потому что сказитель, тот кто рассказывает свои побывальщины сам верит в их существование. Бажов же очень точно передает образы и местный диалект рассказчика, при этом очень много точных деталей, которые описывают реальную жизнь горных мастеров, да и приметы, которыми местные жители объясняют те или иные происшествия, так похожи на суеверия, в которые и современный человек достаточно сильно верит. (Классика жанра — черная кошка).

Дословно из учебника, как сам Хмелин (за которым записывал сказы Бажов) объясняет «уральские истории»:

aLbqJcbKbEUN8iOU3wGW63KFCHRLV7v.png

Сказы — это не просто выдуманная история с монстриками или чудищами, это реальная жизнь людей с теми представлениями и фантазиями (суеверными объяснениями), кои существуют в определенной местности (на примере Уральских сказов).

  • дальше первой части это совершенно разные истории с разными персонажами
  • Баум писал сказку и в первой части, и во всех последующих. Волкова под конец стало тянуть в сторону смешения с научной фантастикой и он принялся вставлять инопланетян и прочие штуковины
  • Цикл Баума менее масштабный — сюжеты в нём обычно затрагивают небольшую группу героев, тогда как страна живёт относительно спокойно. У Волкова что ни книга, то какая-то глобальная война
  • При этом Волков во много серьёзнее, чем Баум, у которого всё мягче и проще
  • Волков, когда отошёл от сюжета Баума, стал вставлять в свою сказку коммунистическую мораль — сейчас многие могут сказать «ярую пропаганду», но я читала давно, когда слов таких не знала. Но мне такое навязывание неблизких мне идеалов не понравилось
  • У «Волшебника страны Оз» больше экранизаций, чем у «Волшебника Изумрудного города»

Былины сказывались в древние времена,где были всегда в главных героях-богатыри.О которых часто преувеличивали, мол они такие сильные и могущественные и т.д,но часть была правда.Т.к это были древние времена,там ещё были и князи,описывали ещё и про них.

Сказка-это чисто фантастических жанр,люди так же придумывали с древних времён и рассказывали друг другу.

Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.

Отличительные черты

Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?

  • Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно.
  • Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие.
  • Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» — авторский перевод одноименного произведения Бюргера).
  • Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.

Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра – это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.

Портрет молодого Жуковского работы Ореста Кипренского

Отличие от прочих жанров

Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.

Отличительные черты жанра баллады

Параметр сравнения Баллада Былина Сказка
Авторство Есть народный и литературные тексты Автора нет, тексты относятся к устному народному творчеству Есть народные и литературные тексты
Особенность изложения Писались в стихотворной форме. Использовалась балладная строка: четные и нечетные стихи обладали различным числом стоп Написаны тоническим стихом, чаще всего число ударений от 2 до 4 Могла использоваться как прозаическая, так и стихотворная форма, в зависимости от желания автора
Сюжет Наличие сюжета обязательно
Герои Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания

Положительный герой – воплощение мужества и справедливости в народном сознании – богатырь или князь. Он всегда совершает свои подвиги ради народа.

Отрицательный герой – воплощение злых качеств, нередко являлся выдуманным существом (Соловей-разбойник)

Волшебная сказка: героями были цари, царевичи, выдуманные существа, колдуны.

О животных: действуют представители живой природы, наделенные человеческими качествами.

Бытовые: обычные люди (крестьяне, попы, солдаты)

Место действия На фоне таинственного либо прекрасного пейзажа Обязательно четко указывалось (Киев-град) В тексте могло отсутствовать упоминание места действия
Тема Необычное событие из жизни любого человека, необязательно героя. Хотя имеется отдельный пласт героических баллад (например, о Робине Гуде) Событие общероссийского значения, обладающее патриотическим пафосом, нечто великое, грандиозная победа Абсолютно любое событие по воле рассказчика

Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.

Мистический компонент в балладе

Тексты Жуковского

Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?

  • Во многих тестах звучит мотив борьбы зла и добра, причем симпатии автора на стороне последнего, но победа часто достается отрицательным персонажам (девушка Людмила в одноименном произведении погибла только за то, что хотела навсегда остаться с возлюбленным).
  • Наличие потусторонней силы, мистический компонент (гадания, призраки, фантастические существа – все это делает тексты интересными для современного читателя).
  • Большое количество диалогов, которые делают восприятие текста еще более простым.
  • Особую роль играет описание природы, иногда пейзаж становится своеобразным действующим лицом.

Признак баллад любовной тематики – глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.

Портрет работы Карла Брюллова: Василий Андреевич Жуковский

Приведем пример из «Светланы»:

Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался — вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.

Светлана гадает (картина Карла Брюллова)

«Лесной царь»

Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?

  • Наличие сюжета, который имеет определенную динамику.
  • Большая роль диалогов.
  • Выражение чувств: читая балладу, начинаешь испытывать ужас, который ребенок и его отец ощущают от присутствия Лесного царя.
  • Мистический компонент – сам царь, гибель младенца.

Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.

Иллюстрация к балладе

Баллада – удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.

38
Художественное
своеобразие жанры баллады.

Народные баллады
– это лиро-эпические песни о трагических
событиях в семейно-бытовой жизни. В
центре баллад – всегда человек с его
нравственными проблемами, чувствами,
переживаниями. Герой баллад отличается
от героев-богатырей, совершающих подвиг,
от сказочных персонажей. Это безымянный
человек, переживающий, страдающий и
иногда погибающий в тяжелых жизненных
обстоятельствах. Если в былинах
присутствуют героические начала, в
сказках оптимистические, то в
балладах выражен трагический пафос
.

«Баллада ставит
в центр внимания индивидуальную
человеческую судьбу. События общенародного
значения, этические, социальные,
философские проблемы получают отражение
в балладах в виде конкретных судеб
отдельных лиц и частносемейных
человеческих отношений». Русские
баллады изображают эпоху средневековья,
расцвет
жанра приходится на XIV–XVII века
.
Сюжеты баллад разнообразны, но большее
распространение получили баллады на
семейно-бытовые темы. В этих балладах
главными героями, как и в сказках,
являются «добрый молодец» и «красна
девица». Часто в них рассказывается
о несчастной любви и трагических
событиях.

Существуют две
точки зрения на происхождение балладных
песен
.
Одни исследователи (А.Н. Веселовский,
Н.П. Андреев) считали, что баллады
возникли в «доисторические» времена
.
В качестве доказательства ссылались
на то, что в балладных песнях сохранились
древнейшие мотивы кровосмешения,
каннибализма, перевоза через реку как
сивмолики перехода из одного жизненного
состояния в другое, обращение человека
в растение и животное и пр. Другие
(например, В.М. Жирмунский) утверждали,
что баллады
возникли в средневековье
.
Вторая точка зрения по отношению к
русским балладным песням представляется
более приемлемой. Содержание балладных
песен говорит само за себя. Что же
касается древнейших мотивов, то они
свидетельствуют о связи средневекового
песенного фольклора с предшествующими
идейно-историческими традициями.

Поэтика.
Баллады относятся к эпическому роду
поэзии. Рассказ в них ведется от третьего
лица, как бы со стороны, от повествователя.
Главный признак эпичности баллады —
наличие в них сюжета, но сюжет предстает
не таким, как в других жанрах: в балладах,
как правило, в пределах образного
изображения представлены только
кульминация и развязка; об остальном
говорится только в общем виде. В балладе
речь всегда идет о событии, которое само
по себе является продолжением предыдущих,
но о них можно только догадываться. Это
делает балладную историю таинственной
и вместе с тем способствует тому, что в
ней выделяется самое необходимое для
реализации замысла. Баллада избегает
многоэпизодности. У баллад давно замечен
сюжетный динамизм. В них част прием
неожиданного развития действия.

Стих.
Стих баллады тесно соединен с мелодическим
строем пения, а мелодии включают в себя
свойства торжественного песнопения,
присущего эпосу, и пронзительную
тональность. Интонации несчастья и горя
от такого сочетания величавую печаль.
Стих баллады более подвижный, чем у
былины, он ближе стиху исторических
песен и отличается от него только
сильными эмоциональными импульсами
как следствием резкого
эмоционально-интонационного движения.
Особенно выразительным становится стих
в наиболее драматических моментах
пения. В этих случаях он берет свойства
от горького плача. В жанре, возникшем
на стадии перехода от «классического»
былинного эпоса к новому, заметен переход
архаических песенных форм к новым, в
которых уже есть лирические качества.

Между миром,
воссоздаваемым в балладе, и его творцом
(а, следовательно, и читателем) возникает
пространственно-временная
дистанция
.
Балладное пространство, подчеркнуто
«нездешнее», принципиально отличное
от от повседневной реальности, не просто
удалено от воспринимающего индивида.
Оно качественно обозначено как
принадлежащее к другой эстетической и
этической системе, связанной с фольклорными
представлениями, о чем писал В.Г.
Белинский, указывая на «фантастическое
и народное предание», лежащее в основе
балладного сюжета.
Замкнутое
пространство(!)

Балладный лиризм
есть результат воздействия на субъекта
некоего эпического события, реакция
души, переживающий свое открытие
балладного мира.

Немотивированность
зла

(игнорирование
необходимости мотивирования). Над жизнью
балладных героев, их чувствами «тяготеет
трагическая судьба» (В.М. Жирмунский).
Вот почему герой баллады часто как будто
бы даже добровольно идет на гибель,
безропотно принимает смерть.

Специфика конфликта:
за характерно
балладными ситуациями семейно-бытовой
драмы, социального неравенства,
плена-несвободы и т.д. действительно
обусловленными конкретными обстоятельствами
эпохи средневековья, проступает высший
и вечный план, к которому тяготеет
народная баллада, стремящаяся свести
разнообразные конфликты и коллизии к
самым общим, родовым, неизменным
противостояниям: любовь-ненависть,
добро-зло, жизнь-смерть. Главный
конфликт в балладе

Человек и Рок,
Судьба, Человек перед судом Высших сил.
Конфликт всегда
трагический и необъясним.

Функция баллады:
потребность освоить трагическую сферу
бытия. Балладный жанр отвечал потребности
личности испытать чувства и состояния,
которых она была лишена в обыденной
реальности.

Как жанр баллада
старинной формации осталась неповторимым
явлением в истории фольклора, а многие
свойства жанра повлияли на сложение
песенных жанров более близкого к нам
времени.

Дополнение

Русские
народные баллады — произведения богатого
жизненного содержания, высокого
художественного совершенства,
замечательного искусства слова.
Это
проявляется прежде всего в мастерстве
сюжета: с одной стороны, в отборе ситуаций
большой эмоциональной силы, а с другой
—в точной характеристике персонажей
в их поступках. В балладах в кратком
изложении эпизода, ограниченного по
времени и месту действия, умело
раскрывается трагизм положения безвинно
гибнущего человека, обычно
женщины.
Трагическое в балладе —как
правило, ужасное. Это нередко преступление,
злодеяние, совершенное по отношению к
лицу близкому или родному, что создает
особо острое напряжение. Со страшной
жестокостью расправляется с женой князь
Роман; сестра узнает кровавые рубашки
своего брата, погубленного ее’
мужем-разбойником.
Значительную роль
в ходе действия выполняет неожиданное,
например, узнавание сестрой рубашек
брата, невольное отравление матерью
сына.
Эпизод, служащий сюжетным центром
баллады, не имеет экспозиции, но иногда
получает краткую мотивировку в доносе
или клевете, которые затем движут
поступками персонажей. С мотивировкой
порой соединяется загадочность, которая
возникает в результате предсказания
(вещий сон, примета) или предугадывания
событий.
Трагическое в сюжетах баллад
проявляется не только в поступках
персонажей (убийство, истязание), но и
в особенностях их душевных состояний.
Трагическая участь человека в условиях
феодального общества, страдания и смерть
жертв деспотизма, а также трагическая
ошибка, обман, клевета, которые’ приводят
к гибели людей. Трагическое состоит в
позднем раскаянии матери или мужа,
погубивших, безвинных сына или жену, в
позднем узнавании братом обесчещенной
сестры.
Баллада отличается от других
фольклорных жанров глубиной психологического
изображения, умением раскрыть сложные
и напряженные переживания, в том числе
душевное состояние убийцы, его раскаяние
и угрызения совести.
Персонажам баллад
свойственны сильные страсти и желания.
Авдотья Рязаночка идет в стан к врагам,
чтобы освободить пленников; девушка
бежит из плена: свобода ей дороже жизни;
не имея возможности уйти от преследователей,
она бросается в реку; отстаивая право
на любовь, девушка предпочитает погибнуть,
но не быть насильно выданной замуж. В
безрассудном гневе муж может погубить
любимую жену. Персонажами владеют такие
чувства, как ужас, отчаяние, тяжкое
страдание, непереносимое горе.
Их
переживания чаще всего выражаются в
действии, в поступках. В балладе «Молодец
и королевна» выразительно передан
сначала гнев короля на молодца, на слуг,
причем изменение душевного состояния
короля своеобразно мотивировано. Чувства
передаются в их внешнем выражении. В
балладе «Князь Роман жену терял» дочь
узнает о гибели матери:
Как билася
княжна об сыру землю, Она плакала громким
голосом.
И далее:
Она била руки о
дубовый стол.
Переживания выражаются
и в речи персонажей, в монологах и
диалогах. Это нередко имеет своеобразную
форму. Любящая Василия Софья стоит на
клиросе в церкви.
Хотела-сказать:
«Господи прости меня», Между тем она
сказала: «Васильюшко, Василий-дружочек,
потронься ко мне, Потронься, подвинься,
Обоймемся да и поцелуемся».
Произведения
балладного типа более реалистичны,
нежели другие стихотворные жанры, так
как в последних нет ни столь обстоятельной
психологической разработки образов,
ни стольких возможностей для показа
бытовых деталей. Реалистичность баллад
состоит в жизненности конфликтов, в
бытовой типизации персонажей, в
правдоподобии событий и их мотивировки,
в бытовых подробностях, в объективности
повествования, в отсутствии фантастического
вымысла. Последний присутствует лишь
иногда в развязках событий и используется
для морального осуждения злодеев. Таков
мотив переплетающихся деревьев на
могиле погубленных, что служит символом
верной любви. Мотив превращения девушки
в дерево также стоит обычно в развязке
событий.
Своеобразие баллады проявляется
прежде всего в ее отличии от других
жанров. Баллада — стихотворный жанр,
но ее стих, хотя иногда и близок былинному,
отличается тем, что он короче, обычно
двухударный, в то время как былинный
стих, как правило, трехударный. Сходство
с былинным стихом проявляется в наличии
паузы примерно в середине строки.
Ездил//Митрий
Васильевич
Во чистом поле, // на добром
коне,
Сидела // Домна Александровна
В
новой горенке, // под косявчатым
оконечком,
Под хрустальным // под
стеколышком.
Думала она, // удумливала,
Хулила
его, // охуливала.
В былинах, а часто в
исторических песнях положительный
герой торжествует, в балладах же он
гибнет, а злодей не получает прямого
наказания, хотя иногда горюет и
раскаивается. Герои в балладах —не
богатыри, не исторические деятели, а
обычно простые люди; если это князья,
то они выведены в своих личных, семейных
отношениях, а не в государственной
деятельности.
Эпичностью,
повествовательностью, сюжетностью
баллады близки к былинам и историческим
песням, но сюжеты их менее развернуты
и сводятся обычно к одному эпизоду. Они
более обстоятельно раскрывают отношения
персонажей, нежели сюжетная ситуация
в лирических песнях. Баллады отличаются
от них отсутствием лиризма, который
проявляется лишь в поздних произведениях
и свидетельствует о разрушении
жанра.
Вместе с тем баллады взаимодействуют
с другими жанрами. В них встречаются
былинные формулы, эпитеты:
Они крест
ведут по-писаному, Поклон ведут
по-ученому 
В ранних балладах нередки
эпитеты: добрый конь, почестей пир, столы
дубовые, булатный меч. Но строй баллады
иной, чем строй былины.
Есть в балладах
сказочные мотивы: предсказания,
превращения. В балладе «Князь и старицы»
княгиню оживляют живой водой; в варианте
баллады «Оклеветанная жена» змея,
которую хотел зарубить молодец, в
благодарность за спасение обещает
помочь ему, но ее слова оказываются
клеветой.
В отличие от былин и
исторических песен, смысл которых
состоит в патриотических и исторических
идеях, смысл баллад — в выражении
моральных оценок поведения персонажей,
в глубоком гуманизме, в защите свободного
проявления чувств и стремлений личности.

Ученые
отмечают сложность классификации жанра
народной баллады, поскольку он не
обладает четкой формой исполнения, не
имеет устойчивого бытового применения
(исполняются баллады преимущественно
от случая к случаю, иногда — в известные
праздники), а «ритмическое строение
баллады открывает простор для самых
своеобразных музыкальных возможностей»19
. По всей видимости, баллада определяется
собственной жанровой спецификой, и
исследователи устанавливают общие
признаки балладного жанра. Баллада
имеет установку на изображение мира
частных людей, «мира человеческих
страстей, трактуемых трагически»20 .
«Мир баллады — это мир лиц и семей,
разрозненных, распадающихся во враждебном
или безразличном окружении»21 . Основное
внимание баллада уделяет раскрытию
конфликта. «Столетиями шел отбор типичных
конфликтных ситуаций и отливался в
балладной форме»22 . В балладах присутствуют
«острые, непримиримые
конфликты,противопоставляются добро
и зло, правда и неправда, любовь и
ненависть, положительные персонажи и
отрицательные, причем основное место
отводится отрицательному персонажу. В
отличие от сказок в балладах побеждает
не добро, а зло, хотя отрицательные
персонажи терпят моральное поражение:
они осуждаются и нередко раскаиваются
в своих поступках, но не потому, что
осознали их недопустимость, а потому,
что одновременно с теми, кого они хотели
погубить, гибнут и любимые ими люди»23
. Конфликт раскрывается драматически,
и, надо отметить, драматизм буквально
пронизывает весь балладный жанр.
«Художественная специфика баллады
определяется ее драматизмом. Потребностям
драматической выразительности подчинены
и композиция, и способ изображения
человека, и сам принцип типизации
жизненных явлений. Характернейшие
особенности композиции баллады:
однокофликтность и сжатость, прерывистость
изложения, обилие диалогов, повторения
с нарастанием драматизма… Действие
баллады сведено к одному конфликту, к
одному центральному эпизоду, а все
события, предваряющие 
94 
конфликт,
или излагаются предельно коротко.. или
совсем отсутствуют…»
Образы балладных
персонажей также раскрываются по
драматическому принципу: через речь и
действия. Именно установка на действие,
на раскрытие личной позиции в конфликтных
отношениях определяет тип героя баллады.
«Создателям и слушателям баллад интересны
не личности. Их прежде всего волнуют
отношения персонажей между собой,
перенесенные, эпически копирующие мир
кровнородственных и семейных отношений»
. Действия героев баллад обладают
универсальным значением: они определяют
всю сюжетную основу баллады и имеют
драматически напряженный характер,
подготавливающий почву для трагической
развязки. «События передаются в балладе
в их самых напряженных, самых действенных
моментах, в ней нет ничего, что не
относилось бы к действию» . «Действие
в балладе, как правило, развивается
стремительно, скачками, от одной вершинной
сцены к другой, без связующих пояснений,
без вводных характеристик. Речи персонажей
чередуются с повествовательными
строками. Число сцен и персонажей сведено
к минимуму …Вся баллада нередко
представляет собой как бы подготовку
к развязке»

.
Ученые отмечают сюжетную незавершенность
жанра баллады, практически любую балладу
можно продолжить или развернуть в целый
роман. «Загадочность или недосказанность,
проистекающая из композиционных свойств
баллады, присуща балладам всех народов»
. Как правило, баллада имеет неожиданную
и жестокую развязку. Герои совершают
поступки, невозможные в обычной,
повседневной жизни, и на совершение
таких действий их подталкивает
художественно выстроенная цепочка
случайностей, приводящая обычно к
трагическому финалу. «Мотивы неожиданной
беды, непоправимых случайностей, ужасных
совпадений обычны для баллады» . 
Наличие
перечисленных признаков позволяет
утверждать, что «баллады обладают
настолько специфическим характером,
что можно говорить о них как о жанре».
В
настоящее время можно выделить четыре
теории определения жанра баллады. 
1.
Баллада — это эпический или
эпико-драматический жанр. К сторонникам
такой позиции относятся Н. Андреев, Д.
Балашов, А. Кулагина, Н. Кравцов, В. Пропп,
Ю. Смирнов. «Баллада — эпическая
(повествовательная) песня драматического
характера» . Источником эмоциональности
повествования является драматическое
начало, авторское присутствие в балладе
не выражено, а значит лирика как родовая
черта жанра отсутствует. Лирическое
начало понимается как прямое выражение
авторского отношения к действительности,
авторского настроения . 
2.
Баллада — лирический вид поэзии. На
данный момент развития науки такую
точку зрения следует считать оставленной.
Ее возникновение относится к XIX веку.
Считалось, что баллада в литературной
форме отражает форму народную и легко
соотносится с такими лирическими
жанрами, как романс и элегия. Павел
Якушкин, один из известных собирателей
народной поэзии, писал: «Баллада так
легко переходит в элегию и, наоборот,
элегия в балладу, что строго разграничить
их невозможно»33 . Они различаются разве
что количеством вариантов, представленных
больше в балладе34 . Такая теория не
выдерживает серьезной критики, гораздо
ранее В.Г. Белинский писал о принадлежности
баллады, возникающей в средние века, к
эпическим произведениям, хотя в целом
ее следует рассматривать, по мнению
критика, в разделе лирической поэзии35

3.
Баллада — лиро-эпический жанр. Такую
точку зрения разделяют А. Веселовский,
М. Гаспаров, О. Тумилевич, Н. Елина, П.
Линтур, Л. Аринштейн, В. Ерофеев, Г.
Каландадзе, А. Козин. До недавнего времени
эта теория считалась классической. Есть
все основания полагать, что она возникает
из предположения о лирическом складе
баллады, ль распространенного в XIX веке.
Ученые отмечают своеобразную лиризацию
народной баллады: «Если для былин
основной путь трансформации — это
переход в прозу, в виде широкого набора
прозаических форм … то для баллады
основной путь трансформации — это переход
в лирику, в виде, пожалуй, более широкого
набора лиро-эпических и лирических
форм»36 . Рассматривая такие лиро-эпические
баллады XVIII — XIX вв., исследователи
приходят к правомерному выводу о том,
что ведущее начало в структуре жанра
является именно лирическое. К сожалению,
в определении конкретного проявления
лирического начала, самого термина
лиризм приводятся общие, в большинстве
своем внежанровые основания. Речь идет
об особом эмоциональном восприятии,
лирическом вчувствовании слушателей
в содержание баллад, их сочувствии к
страданиям и гибели героев. Также как
недостаток этой концепции следует
указать на отсутствие работ, посвященных
жанровой эволюции баллады: может быть,
древняя форма балладных песен не является
постоянной, изменяется с течением
времени и не вполне соответствует
современному виду баллад. 
4.
Баллада — эпико-лиро-драматический жанр.
Такой подход к определению баллады
сейчас выходит на ведущие позиции.
Сторонниками такой концепции являются
М. Алексеев, В. Жирмунский, Б. Путилов,
А. Гугнин, Р. Райт-Ковалева, А. Микешин,
В. Гусев, Е. Тудоровская. «Народная
баллада — эпико-лирическая песня с ярко
выраженными элементами драматическими»37
. В принципе, к такому определению русская
фольклористика шла долго и самостоятельно,
но можно установить связи с аналитическими
работами немецких поэтов и собирателей
народной поэзии XVIII — XIX вв., создавших
тип романтической баллады. И.В. Гете
считал, что «певец пользуется всеми
тремя основными видами поэзии, … он
может начать лирически, эпически,
драматически и, меняя по желанию формы,
продолжать…» . В определение баллады
как симбиоза трех поэтических родов
И.Г. Гердер добавил еще мифологический
элемент. Драматическое начало является
одним из ведущих элементов, формирующих
жанр баллады. Драматическое изложение
событийного ряда, драматический конфликт
и трагическая развязка обуславливают
не лирический, а драматический тип
эмоциональности балладного жанра. Если
лирика в фольклоре означает субъективное
отношение автора к изображаемым событиям,
то драматическое начало есть отношение
героев к происходящим событиям, и
балладный жанр формируется в соответствии
именно с таким подходом39 . 
Последняя
группа ученых полагает, что драматическое
начало является непременным жанровым
признаком и имеет равную роль с эпическим
и лирическим. В конкретной песне
эпико-лиро-драматического типа они
могут быть задействованы в разной
степени, в зависимости от потребностей
исторического времени и идейно-художественной
установки произведения. Такая позиция,
на наш взгляд, представляется наиболее
перспективной и плодотворной в отношении
изучения жанра народной баллады. 
К
сожалению, приходится признать, что
работ, посвященных происхождению и
развитию жанра русской народной баллады,
насчитывается единицы. В.М. Жирмунский
в статье «Английская народная баллада»
в 1916 г. предложил разделить баллады по
жанровым разновидностям (эпические,
лирико-драматические или лирические)40
, тем самым снимая вопрос о проблеме
эволюции балладного жанра как таковой. 
В
1966 г. публикуется исследование «История
развития жанра русской народной баллады»
Д.М. Балашова, в котором автор на конкретном
материале показывает тематический
характер изменения баллады в XVI — XVII
вв., а в XVIII веке отмечает признаки
разрушения жанра в результате развития
внеобрядовой лирической протяжной
песни и «поглощения эпической ткани
баллады лирическими элементами»41

Н.И.
Кравцов обобщил весь наличествующий
опыт и предложил утвердить в учебной
литературе четыре группы или цикла
баллад: семейно-бытовые, любовные,
исторические, социальные42 . В 1976 г. в
научном труде «Славянский фольклор»
ученый отметил эволюционный характер
данных гупп43 . 
В
1988 г. Ю.И. Смирнов, анализируя
восточнославянские баллады и близкие
им формы, представил опыт указателя
сюжетов и версий, где подверг обоснованной
критике искусственность, условность
разделения баллад на фантастические,
исторические, социально-бытовые и т.п.
«Такое искусственное деление разрывает
естественные связи и типологические
отношения между сюжетами, в результате
чего родственные или близкие им формы
оказываются разъединенными и
рассматриваются изолированно»44 . Ученый
уточняет правила построения эволюционной
цепочки45 применительно к балладному
материалу, выделяя пять производных
жанра (от протяжной или «проголосной»
песни, предназначенной для хорового
исполнения, до литературных балладных
песен, бытующих в народе)46 . 
В
целом, складывается общая картина
эволюции жанра народной баллады от
эпической формы к лирической. В данной
работе решаются частные, и практические
вопросы о путях и причинах модификации
жанровых элементов баллады, устанавливаются
связи между разрозненными сюжетами и
определяется жанровая специфика
конкретных текстов. В нашей работе мы
пользуемся методом реконструкции
текстов, основы которого были заложены
в трудах историко-типологической школы
В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. Применительно
к балладному жанру он имеет свою специфику
и реализуется в следующих
аспектах. 
Предполагается,
что балладный жанр организуется в
определенные циклы, которые способствуют
максимальному раскрытию всех жанровых
особенностей баллады. Циклизация
балладного жанра представляет прежде
всего сюжетно-вариативную реализацию
одного конфликта. В балладной циклизации
основополагающим будет являться
драматический элемент, который на
практике заключается в создании 
а)
вариантов драматической ситуации
(ранние циклы), затем развязки конфликта; 
б)
версий драматической ситуации,
конфликта. 
Вариантом
балладного цикла называется такая
песня, которая повторяет заданную модель
конфликта, но имеет целью максимально
полное сюжетное его раскрытие. Версией
является качественное изменение текста,
создание нового конфликта на основе
развитого цикла или отдельной древней
баллады («Омельфа Тимофеевна выручает
родных» и «Авдотья-рязаночка», «Татарский
полон» и цикл о девушках-полонянках).
Циклы изучаются в их непосредственном
взаимодействии, внутренних эволюционных
связях, также прослеживается, как с
течением времени изменяются сами
принципы народной циклизации. 
Изучение
состава цикла предполагает жанровый
анализ сюжетно-вариативного ряда песен.
Особое внимание уделяется изучению
основных составляющих жанровой специфики
баллады. Анализируются вид циклизации
и формульности, тип героя и уровень
конфликта, характер народной / авторской
оценки и диалогической / монологической
речи персонажей, использование фольклорной
и внутрижанровой традиции, тип условности
и отражение эстетики художественного
/ прямого случая, устанавливается роль
формальной сюжетной логики, категории
чудесного и символического. Исследуются
особенности поэтического языка и
художественных приемов стилистики
баллад. Особо отмечается воздействие
на конкретные сюжеты традиции смежных
балладных форм и обрядовых, эпических,
лирических, исторических песен, а также
духовных стихов. Все результаты
аналитической работы приводятся в
соответствие с требованиями исторического
времени, так определяется приблизительное
время востребованности балладных
циклов. 
В
конечном итоге устанавливаются
типологические черты балладного жанра
на каждом историческом этапе. Выявляются
характер и особенности жанровых изменений
баллады в ее родовом и художественном
аспектах, общие принципы ее эволюции.
Балладные циклы рассматриваются в их
непосредственной связи и получают в
той или иной степени точное датирование. 
В
результате проведенного анализа
балладного материала в русском регионе
устанавливается, что баллада — это
гибкая, подвижная единица
эпико-лиро-драматического характера,
имеющая определенные устойчивые
типологические черты на каждом
историческом этапе своего развития с
конца XIII — начала XIV вв. по XVIII — XIX вв.
Первоначально лирика привлекается в
виде традиции и не имеет значимой роли
в жанровой структуре баллады. Постепенно
лирическое начало изменяет жанровый
облик баллады, что в конечном итоге
приводит к лиризации жанра или
трансформации его в литературные
аналоги. Балладное мировидение как бы
подготавливает почву и способствует
возникновению личного и исторического
художественного сознания, обусловившего
развитие форм внеобрядовой лирической
и исторической поэзии. Впоследствии
балладный жанр не может в полной мере
отобразить конфликты новой эпохи.
Конкурируя с историческими и лирическими
песнями в XVI — XVII вв., усиливая роль
лирического элемента в своей жанровой
структуре, баллада постепенно как бы
растворяется в лирической стихии,
которая больше соответствует отражению
всей глубины и противоречивости
наступившей эпохи. В лучшем случае, от
подлинной баллады остается внешняя
форма, своего рода балладный стиль
изложения или балладная сюжетность
(тип мещанских баллад). Подлинный жанр
народной баллады консервируется в XIX —
XX вв. Сохраняются наиболее известные,
актуальные для той или иной местности
балладные сюжеты. Им придается лирическая
форма, они лирически обрабатываются,
но определенные устойчивые типологические
черты остаются без изменений (ср. раньше
начавшийся подобный процесс в эпическом
творчестве). Такие балладные песни
постепенно исчезают по мере роста
грамотности населения, распространения
книг и исчезновения самих балладных
сказителей и исполнителей.

Проблема
баллады как жанра является одной из
самых сложных и спорных в кругу
историко-фольклорных проблем славянской
науки о народном творчестве. Б. Н. Путилов
отмечает: «Термин «баллада» довольно
прочно утвердился в науке, хотя не
существует ни общепринятого определения
русской народной баллады, ни единого
мнения в отнесении к этому жанру
конкретных произведений» [Путилов 1960:
13].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Отзывы к сказке о золотом петушке пушкина
  • Отличие русских народных сказок от турецкой сказки
  • Отличие рассказа от стихотворения 2 класс
  • Отзывы дом сказок жили были
  • Отзыв три толстяка 4 класс на сказку