Отличие стихов от рассказов

Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.

Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.

Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.

Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.

Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.

При пересказе все это утрачивает значение.

Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.

Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.

Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.

Выводы TheDifference.ru

  1. Рассказ – одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение  относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
  2. Ритмическая организация в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
  3. В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
  4. Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
  5. Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
  6. Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
    1) перево..ик
    2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
    |1) домашние неурядицы
    5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
    2) нерешительность характера
    3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
    |6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
    та же буква?
    A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
    Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
    В) карманч..к, на темен.., на лили..
    Г) о молни.., туч..й, бараш..к
    1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
    помогитеее, дам 30 баллов. я тупая

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    Помогитеееееееееееееееее

  • fizika
    Физика

    8 минут назад

    Представьте, что во время летнего отдыха
    на озере, вас застали частые разряды
    молнии и дождь над вашей головой.
    Напишите

  • istoriya
    История

    8 минут назад

    Витлумачте поняття: драконівські закони, демократія, остракізм, боргове рабство, ареопаг, архонти, спартіати, олігархія.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    13 минут назад

    В каких вариантах ответа указаны все слова, где
    пропущена буква Е?
    1) олимпиада по физик.., истори..
    2) под брем..нем забот, путешествовал по Африк..
    3) в лазур.. неба, о внимани.. к людям
    4) побывать в музе.., со врем..нем

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Толковые словари определяют стихотворение как поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью. Прозаическое произведение противопоставляется стихотворению именно отсутствием ритма. И все-таки такое противопоставление выглядит неполным, поскольку за тысячелетия существования литературы было создано множество оригинальных форм.

Одна из современных версий в науке о литературе очень просто трактует отличие стихотворения от прозы, которое заключается в форме. То есть текст, записанный в столбик является стихами, а текст в строчку – прозой. Об этом говорит и этимология самих слов. Так, «стих» переводится с греческого как «ряд», а слово «проза» на латыни означало прямую целенаправленную речь. Благодаря этой концепции такое понятие как верлибр (свободный стих) считается стихом и пишется в столбик, хотя совершенно лишен рифмы и размера.

Тем не менее, главной особенностью стихотворения является ритм. Это связано с его происхождением от песни, где слово непосредственно связано с мелодией. Простейший ритм прослеживается в чередовании ударных и безударных звуков, как например, в стихотворении А.С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

В различные эпохи и у разных народов были свои системы стихосложения. В одних главную роль играло одинаковое количество ударных слогов в строке (тоническая система), в других – одинаковое количество слогов (силлабическая система).

Однако в прозе тоже есть ритм. Наиболее яркий пример ритмической прозы – «Симфонии» Андрея Белого:
«Все были бледны, и надо всеми нависал свод голубой, серо-синий, то серый, то черный, полный музыкальной скуки, вечной скуки, с солнцем-глазом посреди».

Еще одним классическим знаком отличия стихов от прозы является рифма – соотношение концов строк. Пушкин даже шутил на эту тему в поэме «Евгений Онегин»:

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)

Хотя античная поэзия или русские былины не использовали рифмы, при этом явно являясь поэтическими произведениями. В тоже время и в прозе (Дж. Джойс, А. Белый, Н. Гоголь) встречаются случаи звуковой рифмы.

Проза возникла значительно позже стихов. Художественные тексты прозой стали называться уже в 19 веке. Их главным отличием современные исследователи называют информативность и описательность в отличие от поэтической задачи через слово (его ритм и звучание) открывать новые смыслы бытия.

Есть различие и в описании предметов. Поэзия использует более живые образы, а проза – четкие представления. То же самое касается и языка. В поэзии чаще используются более эмоциональные слова, яркий пафос или тонкая лирика.

Также в стихах существует своеобразный знак препинания – это пауза в конце строки. Благодаря ей стихи произносятся белее медленно, чем проза, а, значит – более осмысленно.

Выводы:

  1. В отличие от прозы стихотворение можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается.
  2. Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая – в строчку.
  3. И содержание, и само звучание слов в стихотворении несут определенный смысл, в отличие от прозы, задача которой – описывать и доносить информацию.
  4. Проза возникла позже, чем стих.

  • Отличие сказок спящая царевна и сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Отличие сказок салтыкова щедрина от русских народных сказок авторский комментарий острый сюжет
  • Отличие сказок от рассказов
  • Отличие сказки царевна лягушка от мультфильма
  • Отличие сказки салтыкова щедрина от народной сказки