Отличие волшебной сказки от литературной

Черты
сходства и различия волшебной и литературной сказки

Презентация подготовлена

учителем русского языка и литературы

МОУ «Заболотовская СОШ»

Бурлуцкой Е.А.

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

„Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ

„Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокой,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ

— Чем отличается определение от художественного эпитета?

— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?

ПОМОЩНИКИ ЕЛИСЕЯ

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

„Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее“.

Риторическое обращение

Риторическое обращение – средство художественной речи, представляющее собой высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлечен-ному понятию или отсутствующему лицу.

  • Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ

— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним…

  • Почему царица умерла, увидев царевну живой?
  • Какова главная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:

  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя»

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Подробное описание предметов

Книжная лексика

Сочетание фантастического и реального

Стихотворная форма

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа)

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло

Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей

Подробное описание предметов

Например, описание яблочка

Книжная лексика

Особая книжная лексика: дева, персты

Сочетание фантастического и реального

Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время

Стихотворная форма

Сказке присущи ритм, рифма

Эпитет

  • Прочтите статью учебника (стр. 121 – 122).
  • — Чем отличается определение от художественного эпитета?
  • — Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
  • — В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
  • — Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла?

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 120 – 121).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

В чём черты сходства и различия

литературной и народной сказки?

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

5 класс

Урок № 17.

Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Цель:

  • выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

III. Закрепление изученного.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.

— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3.1. Беседа.

— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).

— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)

— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?

— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.

— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?

3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».

— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?

— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.

Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.

Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).

4. Выявление отличий народной и литературной сказки.

4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).

— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?

— Назовите виды сказок.

— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?

— Назовите авторов литературных сказок.

— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?

— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?

— Какова композиция народной сказки?

4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица-мать

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя»

— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).

4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа)

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло

Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей

Подробное описание предметов

Например, описание яблочка

Книжная лексика

Особая книжная лексика: дева, персты

Сочетание фантастического и реального

Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время

Стихотворная форма

Сказке присущи ритм, рифма

— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).

— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).

— Чем отличается определение от художественного эпитета?

— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).

4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).

— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

— Что такое ритм?

— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».

IV. Подведение итогов урока.

— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)

V. Домашнее задание.

1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.

Содержимое разработки

5 класс

Урок № 17.

Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Цель:

  • выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

III. Закрепление изученного.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.

— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3.1. Беседа.

— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).

— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)

— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?

— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.

— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?

3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».

— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?

— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.

Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.

Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).

4. Выявление отличий народной и литературной сказки.

4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).

— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?

— Назовите виды сказок.

— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?

— Назовите авторов литературных сказок.

— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?

— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?

— Какова композиция народной сказки?

4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Композиция сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Умирает царица-мать

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя»

— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).

4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.

Черты литературной сказки

Наличие авторской позиции

Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа)

Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа

Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло

Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей

Подробное описание предметов

Например, описание яблочка

Книжная лексика

Особая книжная лексика: дева, персты

Сочетание фантастического и реального

Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время

Стихотворная форма

Сказке присущи ритм, рифма

— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).

— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).

— Чем отличается определение от художественного эпитета?

— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).

4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).

— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

— Что такое ритм?

— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».

IV. Подведение итогов урока.

— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)

V. Домашнее задание.

1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.

5



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки (20.94 KB)

Похожие файлы

  • Рабочая программа по литературе для 5-го класса

  • Презентация по литературе на тему «Сказки А.С. Пушкина»

  • Исследовательская работа по английскому языку «Особенности английских сказок»

logo

  • Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    40 секунд назад

    4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
    1) перево..ик
    2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
    |1) домашние неурядицы
    5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
    2) нерешительность характера
    3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
    |6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
    та же буква?
    A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
    Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
    В) карманч..к, на темен.., на лили..
    Г) о молни.., туч..й, бараш..к
    1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
    помогитеее, дам 30 баллов. я тупая

  • matematika
    Математика

    40 секунд назад

    Помогитеееееееееееееееее

  • fizika
    Физика

    5 минут назад

    Представьте, что во время летнего отдыха
    на озере, вас застали частые разряды
    молнии и дождь над вашей головой.
    Напишите

  • istoriya
    История

    5 минут назад

    Витлумачте поняття: драконівські закони, демократія, остракізм, боргове рабство, ареопаг, архонти, спартіати, олігархія.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    10 минут назад

    В каких вариантах ответа указаны все слова, где
    пропущена буква Е?
    1) олимпиада по физик.., истори..
    2) под брем..нем забот, путешествовал по Африк..
    3) в лазур.. неба, о внимани.. к людям
    4) побывать в музе.., со врем..нем

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Отзывы кафе сказка великий новгород
  • Отличие бытовых сказок от волшебных и сказок о животных
  • Откуда пришел хлеб рассказ для детей
  • Отзывы к сказке кот в сапогах 2 класс литературное чтение
  • Отличие бытовой сказки от волшебной и о животных