Отличительные черты сказок писахова

Введение

Тема исследования — «Северная сказка в гостях у Петербурга».

Актуальность работы обусловлена тем, что обращение к творчеству писателей Русского Севера является возможностью познакомиться с речевой культурой народов Северо-западного региона.

Данное исследование предпринято с целью разработки оригинальной сказки по мотивам произведений северного автора С.Г Писахова.

Цель определяет следующие задачи:

  1. выделить специфику литературной сказки как жанра;
  2. познакомить с северным сказочником Степаном Григорьевичем Писаховым, обозначить его роль в развитии и распространении культуры Поморья;
  3. описать главных героев сказок, представить их портретные и языковые характеристики;
  4. выделить языковые особенности поморского говора в сказках данного автора;

Методологическую базу настоящей работы составляют исследования в области жизни и творчества С. Г. Писахова (Скепнер Л.С, Лихачева Д.С.), а также различные интернет-источники.

В качестве объекта нашего исследования мы выбрали сказки С.Г. Писахова («Перепилиха», «Апельсин», «Морожены Песни», «Пирог с Зубаткой», «Морожены волки», «Подруженьки»).

Предмет исследования — единицы архангельского поморского диалекта, который в полной мере представлен в текстах сказок С.Г. Писахова.

Материалом исследования является творчество С.Г. Писахова.

Поставленные задачи решались с помощью таких методов, как анализ литературы, сопоставительный анализ, обобщение.

Исследовательская работа имеет традиционную структуру и состоит из Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.

Во Введении обоснована актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи исследования, источники и структура исследовательской работы.

Первая глава  «Северная сказка Степана Писахова» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Жанровое своеобразие литературной сказки» рассматривается специфика литературной сказки, ее сходства и различия с фольклорной сказкой.

Во втором параграфе «Степана Писахов – Северный чародей» раскрываются портретные характеристики, описывается личность автора, его жизненный путь, роль в распространении культуры Русского Севера.

Вторая глава «Язык Севера в литературной сказке».

В первом параграфе  «Особенности Северного говора в сказках Писахова» рассмотрены такие понятия как диалект, говор, и Поморский говор, составлена классификация особенностей речи северян, представленных в сказках Степана Писахова.

Во втором параграфе «Поморская сказка в гостях у Петербурга», с учетом особенностей северного говора из сборника «Не любо, не слушай» составлена собственная сказка.

В Заключении делаются необходимые выводы и обобщения.

Библиографический список состоит из ____________ источников.

В ходе работы привлекались различные источники — учебная литература, работы литературоведов, которые  рассматривают данную тему, справочная литература и интернет-источники.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке сказки на основе творчества С.Г. Писахова.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы не только для изучения литературных сказок, но и ознакомления с понятием говора и диалекта.

Литературная сказка

Сказка – весьма популярный жанр устного народного или авторского творчества. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сказка — это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. В ней добро всегда побеждает зло. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень… Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ”.

Народная сказка отличается строгой формой, обязательностью элементов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка – вымысел.

Само слово «сказка»  появилось только в XVII в., ранее такие произведения устного народного творчества называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти «определения»), а рассказчика именовали «бахарем».

Литературная сказка  возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX столетии авторская сказка «стала полноправным литературным жанром» [Неелов, 1987 с. 20]. Традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра. Русскими создателями литературной сказки с уверенностью можно назвать А.С.Пушкина, В.А. Жуковского, А. Погорельского, С.Т. Аксакова.

«Литературная сказка совмещает в себе черты народного творчества и элементы литературных жанров. [Лупанова, 1981, с. 82] В ней повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебство. Как любое авторское произведение, она имеет ряд отличительных особенностей, не свойственных народному творчеству, выбор характеристик персонажей и деталей сюжета подчинен воле автора. [http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-literaturnaya-skazka-ot-narodnoj-skazki/]

Северный чародей Степан Писахов

«Невысокого роста, плотный, приземистый – в народе таких называют «кряжистый». Большая не по росту голова с шапкой буйных седых волос, прикрывающих крупные уши. Очень длинные седые, слегка вьющиеся усы. Ровно подстриженная в кружок борода. Черты лица резкие, выразительные. Крупный нос. Высокий умный лоб над очень густыми и необычайно длинными кустистыми бровями. А первое, что привлекает внимание — это ясные чистой голубизны глаза».

Еще полвека назад жил в Архангельске на улице Поморской этот удивительный сказочник, имя которому Степан Григорьевич Писахов. Все в нем было самобытно и неповторимо: внешность, талант фантазера, и любовь, привязанность на всю жизнь – родной Север. «Был он настоящим сказочником, только сказки его лучше не читать, а слушать, чтобы почувствовать самобытность окающего поморского говора». [http://www.hnh.ru/culture/pisahov] Но писателем-сказочником Степан Писахов стал далеко не сразу. Отец, владел ювелирным мастерской магазином и мастерской и хотел передать свое дело сыну, а мальчик страстно хотел рисовать и совершенно не желал гранить алмазы. На двадцатом году жизни Степан ушел из дома и отправился познавать жизнь. Плавал по Белому морю, работал на Соловках, рубил лес и не оставлял мечты о живописи. В 1902 году в Петербурге он поступил в художественное училище Штиглица, где проучился три года. В 1905 году за выступление с критикой царя его из училища исключили, причем без права продолжать художественное образование в России. 

Со скромными пожитками и мольбертом отправился Степан на Север. Путешествовал, писал этюды на Новой Земле. Отдохнув душой, вновь отправился в странствие, постетил Грецию Италию, учился в Риме и Парижской Свободной академии художеств, побывал в музеях и галереях Европы. Да только именно вдали от Родины Писахов понял, что не может жить без Севера. В одном из писем он рассказывал, какой мучительной показалась ему зима без снега. Отныне он путешествовал только по Северу. 

А вот талант сказочника Степану Писахову передался по наследству: «Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову не приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту». [http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Stepan-Pisahov/]

В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали достопримечательностью города, архангелогородцы от мала до велика узнавали знаменитого сказочника. За пределы Севера сказы Писахова вышли в 1935 году, когда в солидном журнале Союза писателей СССР «30 дней» появилась первая небольшая подборка, озаглавленная «Мюнхгаузен из деревни Уйма».

Внешность его была настолько колоритна, что невозможно было удержаться и не оглянуться ему вслед: С виду был он «старик зляшшой»,а на самом деле – добрый и очень отзывчивый. Дети нисколько его не боялись, приходили к нему в дом целыми классами – «за книжками». Стариком Писахов оставался юным и озорным до конца своих дней, любил говорить, что ему восемнадцать.

Язык у него был острый, тем, кого он не любил, крепко доставалось. Но чаще Степан Григорьевич встречал людей с открытой душой, помогал им бескорыстно, щедро делился богатейшими знаниями о Севере. Своеобразна была его манера речи: слова Писахов произносил невнятно, скороговоркой. Но его «бормотанье» буквально завораживало: однажды на обсуждении «Сказок» в Союзе писателей в Москве он «держал речь» 3 часа 15 минут!

Умер Степан Григорьевич Писахов в мае 1960 года. Недалеко от места, где стоял дом Писахова, открыли большой музей – единственный персональный музей в Архангельске. В нем сохранились более 150 работ художника, масса любопытных артефактов, а оформление дает представление не только о жизни Писахова, но и о времени, когда он писал свои картины и сказы. На пешеходной улице в центре города стали создавать бульвар со скульптурами героев писаховских сказов. Пока что на бульваре только памятник самому Степану Григорьевичу и его главному герою – мужичку Сене Малине, оседлавшему налима.

Имя Степана Григорьевича Писахова с детства каждому северянину, ведь он – настоящий северный чародей, который необычайно сильно чувствовал родной Поморский край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо – язык. 

 Герои сказок Степана Писахова

Степан Писахов страстно любит родную землю, на которой гораздо больше чудес, чем может показаться на первый взгляд. Он расцвечивает деревню Уйму вехами с солнечным светом, наполняет неповторимым звучанием мороженых песен, катает народ на вечных льдинах, заселяет ручными белыми медведями, торгующими молоком и папиросами, пингвинами – шарманщиками, заставляет в уйминских огородах цвести даже оглобли, а в холодной Двине выращивает апельсиновое дерево…

На страницах сборника «Не любо, не слушай» мы почти не  встретили конкретных имен, что позволяет говорить о том, что героем его сказок является народ. Однако, нам встретились несколько персонажей, на которых стоит обратить внимание.
 В 1928г. писатель в пригородной архангельской деревне Уйме встретил даровитого рассказчика небылиц Семена Михайловича Кривоногова, по прозвищу «Малина» (от него Писахов услышал, как тот «на корабле через Карпаты ездил» и «как собака Розка волков ловила»), и был очарован его искусством. В память о нем писатель стал вести свои рассказы от имени Сени Малины, «чтя память безвестных северных сказителей».

Сеня Малина постоянно предстает перед нами в окружении своих земляков. Его слушает вся деревня, и не только слушает, а поддерживает его выдумки, пользуется ими. Сеня Малина потешает односельчан и сам доволен этим. За рассказами его – радость выдумки, принесшей пользу всем. Нет для героя Сени Малины невозможного. Захочет – пиво на звездном дожде сварит. Захочет – на бане в море за рыбой пойдет. Или на Луну с помощью самовара улетит, да там от рук «злющих лунных баб» чуть не погибнет.

Еще одну героиню Писахова, которая сразу запоминается читателю, зовут Перепилиха. Её настоящее имя нам неизвестно. Но почему же тогда у бабы этой именно такое прозвище? Из-за голоса её чрезвычайно пронзительного. А голос этот появился после случайной встречи с медведем в лесу, где оба ягоды собирали. Медведь так сильно испугал Перепилиху, что она взвизгнула с такой силой, «что медведя наскрозь проткнула и наповал убила голосом! Да над ним ишшо долго визжала боялась, кабы не ожил». Так и обнаружила Перепилиха свою удивительную способность. Поволокла она медведя домой, а дорогу голосом своим расчищала – деревья и кусты валила. «Дома за мужа взялась — и пилила и пилила!

Зачем одну в лес пустил? Зачем в эку опасность толкнул? Зачем не помог медведя волокчи?

Муж Перепилихи и рта открыть не успел. Перепилиха его перепилила. Так сквозна дыра и засветилась.

Доктор потом рассмотрел и сказал:

— Кабы в сторону на вершок — и сердце прошибла бы!».

После такого случая начали звать женщину эту Перепилихой, за умение ее не просто громко кричать, а голосом своим мужа пилить до дыр и деревья валить. Но Перепилиха вредить больше никому не стала, совсем наоборот, решила помогать лесорубам в работе, умения свои применила с пользой.

Нужно отметить, что Перепелиха – героиня, которая встречается в нескольких сказках писателя. Например, в «Пироге с зубаткой» вновь шутливо с преувеличениями показаны ссоры мужа со сварливой Перепелихой.

Имена героев сказок Степана Писахова вскоре стали на севере нарицательными,  Перепилихой начали называть женщин, которые кого угодно переспорят, да перепилят. Малиной тут же становился любой деревенский фантазер и выдумщик, который потешал народ своими историями и сказками.

 II. Язык Севера в литературной сказке

  1. Особенности Северного говора в сказках Степана Писахова

Изучение фонетических особенностей сказок Писахова невозможно без ознакомления с понятиями диалекта, говора и Поморского говора.

Диале́кт — разновидность языка со своим собственным словарным запасом и часто отличающимися от литературной нормы, употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. 

Если диалект — это крупное подразделение языка, то го́вор представляет собой своеобразную разновидность диалекта и является самой маленькой языковой единицей., используемая в общении небольшой   территориально связанной группой населения.  [http://navigator-msk.com/ru/articles/narechie-govor-dialekt]

Помо́рский го́вор (также поморская говорь; самоназвание —помо́рьска гово́ря) является севернорусским говором, распространённым среди поморов в бывших Архангельской и северных частях Олонецкой и Вологодской губерний. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Поморский_говор]

Поморская говоря распространена на очень большой территории размером со Скандинавию. В Западной Европе на такой территории размещаются по три–четыре самостоятельных государства, и каждое со своим, далеко не родственным языком.

Поморская говоря формировалась на морских промыслах, речных и сухопутных торговых путях, на которых ежегодно трудилось почти все мужское население исторического Поморья.

До сих пор этот говор встречается в сёлах и деревнях Архангельской области. В более давние времена на нем разговаривали все жители Поморья. Не исключением был и Степан Писахов, который в своих сказках показал миру настоящий Северный язык.

Изучив сказки из сборника «Не любо не слушай» («Пирог с зубаткой», «Морожены песни», «Апельсин», «Перепилиха»), мы выделили следующие основные особенности Поморского говора:

Использование сочетания букв ШШ: румяняшшой, толстяшшой, молчашшого, кипятяшшой, ишшо.

Слова с уменьшительно-ласкательным значением: свекровка, на параходишке, колечушками, спокойнехонько, мокренёхонек, любешенько.

Окончание, в котором отсутствуют буква Е :выхрапыват, шлёпат, мешат, играт, зеват, желам.

Превращение различных частей речи в существительные при помощи суффикса      — ость: нарядности, горячность, интересность.

Усечение окончания: ден, морожены, нарядны, вторы, выфыркиват, кака така, которы.

Фонетические изменения: жена – жона, ребята – робята, когда – ковды, опосля – после, ись – есть, буди – будто.

Слова, характерные только для северного региона:

Баская – нарядная

Обрадели – образовались

Пешня – лом с деревянной ручкой.

Шаньга – лепешка с творогом или картошкой.

Подволока – чердак

Поговорки и пословицы:

 «Да ведь слово не воробей, выпустишь – не поймаешь, а песня, что соловей, прозвенит – и вся тут».

«Песня делам не мешат»

Таким образом, мы выделили 8 основных особенностей Поморского говора, характерных для сказок Степана Писахова. На основе данной классификации нами была составлена собственная оригинальная сказка «Как Сеня Малина в Петербурхе гостил»

2. Северная сказка в гостях у Петербурга

Как Сеня Малина в Петербурхе живал

Про наш северный край столько неправды и напраслины говорят, а уж Петербурхску сторону таких чудес расскажу, нигде не сышшешь. Про это дело надо объяснительно обсказать, чтобы сказанному вера была.

Как пожаловал в Северну столицу, так сразу шары вытарашшил: приятностей всяких, распрекрасностей тьма-тьмушша. Это Вам не на палятях лежать, да шаньги ись!

Спервоначалу отправился в театр, да на оперу, где люди песни тянут, не наши морожены, свои, классически!

Была тем девка така, буди Перепилиха нашинская, только баская больно, да голосиста,    оо-ой!

Так пела, так пела, нашим жонкам далёко!

Во диковина, думаю, мужикам поморским скажу – не поверят, что в Петербурхе тако всамделишно было. Так что решил я короб песен Петербурхских домой уташшить, девкам нашим на осмотрение. И опосля карточку памятну с певицой той на камеру англицку сделат, для большей доказательности. Тут как птичка оттуды повылётыват, ярким своим сиянием…

— Как така птичка?

— Как Северно сияние наше, только по самому твому заказу вспыхиват!

— О-о-о!

Испужалася она, да как завижжит, о-о-ой!! Тогда рассудок у меня и помутился, все мысли как ветром сдуло!

Напугалася она, фельдшерицу ихнюю быстрёхонько прыташшыла, да лечит велела. Тогда в себя и пришел.

Стыдно стало той певице, что голосом своим она людям вредительство доставляет, да решила она больше не петь так громко, дабы несчастливых случаев избёгивать.

Не бросать же Архангельскому мужику Перепилиху ихнюю в расстройстве! Рассказал я голосистой, как Перепилиху нашу пристроили. Стали думать и надумали, как ейные умения к делу приладить. Вот что порешили – пусь она талантом своим ветродувошным пароходишки экскурсошные по реке ихней, Неве великой, гонят, в парус целый ден дут, да с песней-музыкой приятственной, мужикам, дитям да бабам англицким на диво. Хорошо пошло!

— А короб узорчатый я домой на север приташшил. Ну что, послушам?

— А то!

Заключение

Описав происхождение сказки, становление литературной сказки как жанра, её связь с устным народным творчеством, мы можем сделать вывод: авторская сказка – явление пограничное, в ней мысли и чувства писателя переплетаются с элементами народной культуры.

Степан Писахов — знаменитый северный сказочник. Он создавал свои сказки на материале устной народной поэзии, потому они и «уходили в народ», передавались из уст в уста. Помимо таланта замечательного сказочника, он был еще и знаменитым художником, известным далеко за пределами Севера. В Архангельске существует музей Степана Писахова, а на центральной улице стоит памятник северному сказочнику.

Выбор героев Степаном Писаховым не случаен. Прототипом для героя-рассказчика послужил сказитель и выдумщик из деревни Уйма. Степан Григорьевич даже не изменил имя и прозвище — Сеня Малина. Таким образом автор хотел  сохранить память о всех неизвестных северных сказителях. В образе Перепилихи заключен образ сварливой женщины, привыкшей все проблемы и неурядицы решать оглушительным криком.

Степан Писахов – великий певец культуры Поморья. Именно благодаря его сказкам весь мир смог увидеть красоту и необычность северных земель, ближе рассмотреть быт, обычаи и традиции поморов, а главное, познакомиться с чудесным наследием архангельских земель – Поморской говорей.

Своеобразие сказок Писахова.

Читайте также:

  1. ВЛИЯНИЕ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ВОСПИТАНИЕ
  2. Гештальт-подход в создании и проживании сказок
  3. Задонщина». Историческое своеобразие
  4. Лексико-стилистическое своеобразие Еф.
  5. Мир мифов и сказок
  6. Полемика о характере и границах царской власти в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского. Стилистическое своеобразие переписки.
  7. Сборник сказок по химии

Сюжет оригинален, строится на небылицах;

Отсутствует волшебство;

Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;

Отрицательные герои – попы и чиновники;

Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;

Зачин и концовка, авторские, самобытные;

В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);

Применяет гиперболу и олицетворение.

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.

АНАЛИЗ СКАЗКИ ««Морожены песни»..

–необычна сказкаЯзыком и сюжетом.

–необычен язык Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.

– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.

зачин и концовка в сказке «Морожены песни»- Тоже оригинальны.

строится сюжет в этой сказке на небылицах.

Сеня Малина врет для веселости: «смех в работе подмога и с едой пользителен».

Нельзя отнести произведения Писахова ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы.

все, о чем говорит Сеня Малина преувеличение, т. е. гипербола.

прославляют и воспевают сказки Писахова- Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать.

Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.

Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.


Дата добавления: 2015-10-28; просмотров: 645 | Нарушение авторских прав



mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.014 сек.)

Цели:

  • познакомить с личностью северного сказочника
    С.Г.Писахова,
  • расширить представление о его литературном
    творчестве,
  • заострить внимание на особенностях его
    сказочного творчества, поэтике его произведений.

Оборудование:


  • Портрет С.Г. Писахова
  • Презентация картин С.Г. Писахова
  • Викторина по сказкам С.Г.Писахова
  • Выставка книг С.Г.Писахова
  • Иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова

1) Вступление.

Чтение высказывания писателя В. Лидина, близко
знавшего Писахова:

“Степан Григорьевич Писахов был поистине
поэтической душой Севера: он знал его палитру,
его музыкальную гамму, его говор, лукавство
народной речи, мужественный склад помора – всё,
что составляет самую глубокую природу северного
края…

По существу, для Севера Писахов был примерно
тем же, чем Бажов для Урала. В его шкатулке –
пусть не малахитовой, а из северных валунных
пород – хранились сказки и легенды, лёгкие,
озорные, вместе с тем передававшие самые
заветные думы народа”.

— Что вы знаете о С.Г.Писахове?

— Какие его произведения вам знакомы?

2) Биографическая справка.

С.Г.Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в
Архангельске всю жизнь и любил повторять, что
“родился в той комнате, в которой живёт до сих
пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его
отцу.

Отец, ювелирных дел мастер, приехал в
Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с
Пинежья.

С детства Писахов хотел стать художником, но
отец считал, что “и без художников люди
проживут”, и не поддержал стремлений сына.

Хотя творческая биография Писахова сложилась
так, что сначала он завоевал известность как
талантливый живописец, певец северной природы.
Ещё до революции картины Писахова
экспонировались в Москве и Петербурге. (См.
приложение 1)

В 1902 г. Он поступил в художественное училище в
Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство
исключили из училища и лишили права продолжать
художественное образование в России, он два года
путешествовал по дальним странам: Греция и
Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов
понял, что не может жить без Севера.

Охоту к перемене мест Писахов сохранил до
глубокой старости, но отныне путешествовал
только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на
Новую землю, в Карское море, на Землю
Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь
северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.

Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто
другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал
легенды и сказки.

В Архангельске Писахов был заметной фигурой,
его считали “достопримечательностью” города.
Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали
знаменитого сказочника:

“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо
заросло бородой, кустистые свисающие брови
прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими
полями чёрной шляпы ниспадала грива седых
волос”.

Дети нисколько не боялись его, приходили к нему
в дом на улице Поморской целыми классами – “за
книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько
экземпляров находилось.

Писахов почти 25 лет проработал в школе.
Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г.
Архангельска.

Наиболее известные его картины:

  • “Сосна, пережившая бури”
  • “Серебристый день”
  • “Берег Белого моря”
  • “Прибрежные сосны”.

Первая сказка “Не любо – не слушай” была
опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной
Двине”.

  • В 1932 году Писахов послал сказки в Москву в
    журнал “30 дней”, где они попали к писателю
    Лазарю Лагину. И затем в течение нескольких лет
    сказки Писахова издавались в этом журнале.
  • В 1938 г. вышла целая книга сказок.
  • В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.

3) Викторина “Откуда эти строки?”



  1. “Спи – отдыхай” (“Как поп работницу
    нанимал”)

  2. “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На
    моей памяти доходило до 500. старики сказывают –
    до 700 было, да мы не очень верим”.
    (“Морожены
    песни”)

  3. “Просто дело – снег уминать книзу: ногами топчи
    и всё тут. Я вот кверху снег
    уминаю”.
    (“Снежны вехи”)
  4. Я долго не думал. Столкнул баню углом в воду,
    в крышу воткнул жердину с
    половиком – вышла
    настоящая мачта с парусом”.
    (“Баня в море”)

  5. “На что волки вредны животные, а коли к разу
    придутся, то и волки в пользу
    живут”.
    (“Морожены волки”)
  6. Выспался я во всю силу, проснулся, ногами в
    поветь упёрся и потянулся лёгкой потяготой. До
    города вытянулся – до города не сколь далеко,
    всего 18 вёрст”.
    (“Брюки 18 вёрст длины”)

  7. “Дома за мужа взялась, и пилила, и пилила. В
    мужике сквозна
    дырка засветилась”.
    (“Перепилиха”)

  8. “ Вот приехала к нам городска кума Рукавичка,
    она привередлива была, важничала; чаю не пила,
    только кофей, и первы 18 чашек без сахару”.

    (“Сахарна редька”)

  9. “Верёвка деревню удержала, по берегу вытянула.
    Так теперь и стоит. Не веришь – сходи проверь.
    Пока с одного конца до другого дойдёшь, не раз ись
    захошь”.
    (“Угольно железо”)
  10. У меня вот ружьё, тоже своедельно – ствол
    калибру № 2. Как бы ещё чуть пошире, я бы в ствол
    спать ложился. А так в ём я сапоги сушил, провиант
    носил”.
    (“Оглушительно ружьё”)

  11. “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок
    ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с
    водой была, так вода от моей горячности
    вскипела.”
    (“Морожены волки”)

4) Общая характеристика сказок С. Писахова.

а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и
горячо любит свой суровый архангельский край.

б) Обозначено место действия почти всегда
точно. Большинство сказок имеет один и тот же
адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от
Архангельска.

в) Основной герой его сказок – народ.

г) Сказки Писахова передаются от лица
подставного рассказчика, весёлого балагура
Малины.

Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это
человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и
рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и
против французов и турок воевал, и по многим
морям путешествовал.

Из его рассказов узнаём, что живёт он как все
мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как
у всех, “справная”, с которой “спорить – время
терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять
на печи”.

Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь,
знает все нужды мужика, его думы и чаяния.

Сердце Малины согрето любовью к родному краю,
который “и в старо время был самолучшим”. Малина
влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что
были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы
“злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы
не грабили народ.

д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя
героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый
сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по
прозвищу Малина.

“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил
Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города.
Это была единственная встреча. Старик
рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание
рассказал, как он с дедом “на корабле через
Карпаты ездил” и “как собака Розка волков
ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”

(Писахов)

е) О чём же повествует Малина?

Ведёт разговор о делах житейских, будничных:

об охоте, о рыбном промысле, как новую дорогу
вешил, как новую шубу себе шил.

Вот тут и начинаются сказки: быль переплетается
с небылью, самые обыденные факты с самыми
удивительными вымыслами.

ж) Сказки Писахова оригинальны по форме. Их
нельзя подогнать ни под одно деление сказок.

Эти сказки одновременно и волшебные, и
сатирические, и исторические, и бытовые, и
авантюрные; в них действуют и люди, и животные, и
конкретные исторические лица (Наполеон, Мамай…)

Одного нет: нечистой силы, чертей и ведьм, ибо не
верит Малина ни в бога, ни в чёрта, а верит только
во всемогущие руки свои да в крепкий разум.

з) Оригинален художественный мир сказок:

— характерная поморская лексика

— много сравнений

— преувеличений…

5) Пересказ подготовленных фрагментов сказок
учащимися.

Д/З:

  • составить словарь сказок Писахова (выписать не
    только слова и их значения, но и пример
    употребления слова),
  • выполнить иллюстрации или составить викторину
    по сказкам.
  • сочинить сказку.

Приложение 1

Приложение 2

Степан Григорьевич Писахов

С.Г.Писахов
(1879—1960), живописец и сказочник, был
ро­дом из Архангельска. Он писал о
себе, что «с детства жил среди богатого
словотворчества… Творчество сказок
наследственное. Мой дед был сказочник.
Часто сказка слагалась на ходу, к делу,
к мес­ту, к слову».

Первую
сказку «Не любо — не слушай…» Писахов
опублико­вал в 1924 году. За ней последовали
и другие. А в 1938 году в Ар­хангельске
вышел целый сборник его сказок.

«С
Сеней Малиной я познакомился в 1928 году.
Жил Малина в деревне Уйма…», — писал
автор в предисловии, знакомя читате­ля
с местом действия большинства сказок
и с их главным героем и рассказчиком.
Писахов сделал достоянием литературы
фольк­лорные традиции балагурства,
небывальщин, шуток, сохранив­шиеся
на Севере со времен скоморохов.

В
образе Сени Малины соединяются черты
скомороха, сказочни­ка-балагура и
былинного героя. Самозабвенно плетет
Малина бух-тины
небылицы
об Архангельском крае, о себе и своих
земля­ках. Он — русский сородич барона
Мюнхгаузена. От немецкого враля русский
бахарь1
отличается тем, что под бухтинами таит
он любовь к родному краю. Архангельский
край, а особенно деревня Уйма, — рай
растворенный, как говорят в народе.
Течет там Дви­на — «в узком месте
тридцать пять верст, а в широком — шире
моря»; «Морошка растет большушшими
кустами, крупна, ягоды по фунту и боле…»;
«Семга да треска сами ловятся, сами
потро­шатся, сами солятся, сами в бочки
ложатся». Живут там люди в согласии со
зверями: белые медведи у них молоком
торгуют, а пингвины ходят с шарманкой
да с бубном.

С.
Писахов обладал незаурядным даром
пейзажиста; его карти­ны и этюды имели
успех на выставках Петербурга, Рима и
Пари­жа, их ценил Илья Репин.

Глазами
художника видит родной край и его герой
Сеня Мали­на. Свою Уйму Малина украшает
северным сиянием: его дергают пучками
да сушат, а потом в темное время дома
освещают — «теплой водичкой смочишь и
зажгешь. И светло так горит, и воз­дух
очишшат, и пахнет хорошо, как бы сосной,
похоже на лан­дыш». И звездным дождем:
его тоже собирают да в бочки слива­ют
— на пиво. И мороженными песнями: «Песня
мерзнет коле-чушками тонюсенькими-тонюсенькими,
колечушко в колечуш-ко, отсвечиват
цветом каменья драгоценного, отсвечиват
светом радуги».

Сам
Малина обладает силой всемогущей. Он
может быть «в одно время в двух гостях»,
вытянуться в длину на 18 верст, полететь
на Луну, может даже — от радости и хорошей
погоды — яблоней зацвесть: «На мне ветви
кружевятся, листики развертываются. Я
плечами повел и зацвел. Цветом яблонным
весь покрылся». Об­раз человека-дерева
— древний символ единства человека с
вечно умирающей и возрождающейся
природой. Греческий культ Дио­ниса —
в виде фигуры человека с ветвями вместо
рук — составля­ет мифологическую
параллель литературному образу. Праздник
об­новления охватывает всю Уйму.
Настает и для Севера весенний карнавал
(сказка «Яблоней цвел»).

Малина
никого не боится, смех — его оружие
против чинов­ников, полицейских,
священников. В его небылицах народная
жизнь показана с праздничной, нарядной
стороны. Все вредное нарочно преуменьшено,
чтобы доказать великую правду жизни.

Несмотря
на предельную близость сказок Писахова
к народ­ным, их все же следует
рассматривать как авторские произведе­ния.
Мотивы небылиц используются им как
прием для выраже­ния авторских идей,
комизм и фантастика — своего рода краски
для изображения реальности. Писатель
насыщает народное слово оттенками
цвета, запаха, он плетет слова — как
разноцветный ковер.

Сказки
не имеют традиционной структуры,
определенного сюжета, они строятся по
принципу обозрения, подобно пред­ставлениям
народного театра Петрушки. Отсюда —
импровиза­ция, игра, фантазия, что
позволяет вводить новые сцены, персо­нажей,
соединять различные сюжетные мотивы.
Герой-рассказ­чик, исполнитель всех
ролей в этом «литературном театре»,
объ­единяет весь материал вокруг себя
самого; речь рассказчика дела­ется
главным художественным началом сказок.
Его заразительный смех, откровенное
вранье и приукрашивание действительности
выражают жизнерадостное отношение к
миру, веру в силы чело­века.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Управление образования Администрации Северодвинска

Городской конкурс творческих проектных работ

младших школьников «Я познаю мир»

«Писаховы чудеса»

Ученики 3 класса «А»

МБОУ «СОШ № 29»

Руководитель:

Перфильева Маргарита Альбертовна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Северодвинск

2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………………..5

Глава 1. Северный сказочник………………………………………………………..5

Жизнь и творчество……………………………………………….…5

Архангелогородец……………………………………………………5

Рассказчик……………………………………………………………5

Феномен Писахова……………………………………………………5

Выдумщик……………………………………………………………..6

Глава 2. Реализация проекта «Писаховы чудеса»…………………………………7

2.1. Содержание и план проведения проекта ……………………………….7

2.2. Продукт проектной деятельности……………………………………….8

3.Заключение…………………………………………………………………………………9

4.Литература…………………………………………………………………………………10

5.Приложения

Приложение 1 Биография Писателя………………………………………………………11

Приложение 2 Анкета по выбору чудес………………………………………………….12

Приложение 3 Урок-игра «Счастливый случай»…………………………………………13

Приложение 4 Кроссворд по сказкам…………………………………………………….14

Приложение 5 Игра «Магнит»…………………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Сказки сопровождают человека с самого рождения и до конца его дней. Сначала мама, бабушка рассказывают нам сказки, в школе по сказкам мы учимся читать, познавать законы жизни. Затем станем родителями — своим детям мы будем рассказывать сказки перед сном. Станем бабушками и дедушками — будем рассказывать сказки внукам. Сказки – это часть нашей русской культуры. Сказки мы читаем на уроках литературного чтения. Знаем композицию сказки, её отличительные признаки. Народные сказки знаем наизусть, литературные авторские сказки можем узнать по первым строчкам. Во 2 классе мы познакомились со сказками С. Писахова. На классном часе провели игру «Магнит», когда ученикам класса учитель предложил в течение 1 минуты написать, какие слова «притягивает» к себе фамилия Писахов. Вот какие результаты получились (см. Приложение 5 ):ребята смогли, в основном, назвать лишь по2 слова ( северно сияние, писатель). [1] Эти итоги показали, что надо серьёзно заняться изучением сказок писателя- земляка. Читая сказки, мы по новому увидели наш Север, людей, которые жили на нашей земле, природу, услышали северную речь. В конце года посетили музей и прошли мастер- класс по технике рисования- монотипии. На уроках изобразительного искусства учились рисовать северно сияние, на уроках окружающего мира узнали природу этого явления. На уроках литературного чтения инсценировали полюбившиеся сказки С. Писахова, составляли и отгадывали кроссворды( Приложение 4) про героев его сказок. На занятиях в городской библиотеке «Бестселлер» нам порекомендовали литературу по теме, показали мультфильмы, снятые по произведениям автора. При обсуждении увиденного,родилось желание самим создать мультфильм о чудесах, выдуманных С. Писаховым.

Цели проекта: 1.Расширять круг читательских интересов, приобщая младших школьников к домашнему чтению;

2.Активизировать семейное чтение.

3. Воспитание чувства сопричастности в семье.

Задачи проекта:

познакомиться со сказками северного писателя;

работая в группах, составить список чудес;

провести анкетирование среди ребят класса, родителей по выбору самых интересных чудес;

рассмотреть фото- и видеоматериалы, найденные в Интернете по творчеству

С. Писахова;

научиться создавать мультфильмы;

отразить результаты работы над проектом в презентации;

представить результат проектно- исследовательской работы на классном часе, школьной конференции, на родительском собрании.

Работая над проектом, мы получили знания и умения по таким предметам, как литературное чтение, окружающий мир, история, краеведение, изобразительное искусство, технология, информационные технологии. Работая в группах, мы учились слушать и слышать товарищей, доказывать свою точку зрения и принимать правильные решения.

Гипотеза: мы предполагаем, что сможем создать мультфильм про чудеса С. Писахова, который будет интересен всем и заинтересует его творчеством.

Место работы над проектом: МБОУ СОШ № 29 и Библиотека «Бестселлер» г. Северодвинска

Сроки работы над проектом: 3 месяца (декабрь 2012, январь, февраль .)

Этапы реализации проекта:

определение цели и задач проектной работы;

составление плана работы;

распределение заданий между собой;

изучение литературы по теме;

проведение анкетирования среди учащихся;

работа по созданию мультфильма о чудесах С.Писахова;

представление продукта проекта учащимся и родителям.

Предполагаемый результат: после завершения проекта учащиеся захотят познакомиться с другими произведениями северных писателей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Северный сказочник

Жизнь и творчество

Жизнь и творчество писателя и художника Степана Григорьевича Писахова связаны с Севером. В Архангельске он родился, прожил восемьдесят лет, здесь и умер. В 1902 он уехал в Петербург учиться мастерству художника. Много путешествовал: был на Востоке, посетил Грецию и Италию, учился в Риме и Париже. Именно вдали от Родины Писахов понял, что не может жить без Севера. Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ездил в Арктику. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край, путешествовал по северным рекам, изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки, восхищался мастерством народных умельцев. [7]

Первая книга сказок Степана Писахова была издана в 1938 году, при жизни писателя. С тех пор сказки С. Писахова неоднократно выходили отдельными сборниками и в Архангельске, и в Москве. [8]

Архангелогородец

В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали «достопримечательностью» города. Когда он шёл по улице, коренные архангелогородцы от мала до велика узнавали его. Внешность писателя была настолько колоритна, что невозможно было удержаться и не оглянуться ему вслед: маленький, с огромной головой, с лохматыми бровями и обвислыми усами, в старомодной шляпе. В руках — чёрная кошелка из тех, с какими ходят старухи, и палка. С виду он был старик «зляшной», а на самом деле — добрый и очень отзывчивый. Дети нисколько его не боялись, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами — « за книжками». И он дарил им свои «Сказки», сколько экземпляров находилось дома. Стариком Писахов тоже никогда не был – оставался юным и озорным до конца своих дней, любил говорить, что ему 18, а день своего 80-летия шутя называл наступлением совершеннолетия. [6]

К нему приходили и приезжали все, кто интересовался природой северного края, его культурой: писатели, журналисты, актёры, учёные, полярные исследователи. Писахов водил их по Архангельску, показывал Соломбалу – корабельную сторону, знакомил с мастерицами – кукольницами и рассказывал, рассказывал.

Рассказчик

Своеобразна была его манера речи: слова Писахов произносил невнятно, скороговоркой. Но его «бормотанье» завораживало слушателя. О самом простом и обыденном он рассказывал с фантазией, с шуткой, с прибауткой – так, что получалось как сказка, вспоминал архангельский писатель Г.И. Суфтин: « Час слушаешь, два, пора уходить, да как уйдёшь, когда у старика запас сказочных выдумок неисчерпаем». [3]

Писахов и сам знал свой талант «заговаривать » слушателя. Хвастался, что в Москве на обсуждении «Сказок» в Союзе писателей «держал речь» аж 3 часа 15 минут!

Феномен Писахова

Разговорная интонация у Писахова рождается благодаря особому принципу повествования: каждая его сказка – это монолог, который произносит тот или иной вымышленный персонаж, причём в большинстве сказок повествование ведётся от лица Сени Малины, крестьянина поморской деревни Уймы.

Использование широко распространённой формы сказа сочетается у автора с применением другого литературного приёма – «вранья». Это сочетание – не изобретение Писахова. Он сам указывал на родство своего Малины с Мюнхгаузеном Распэ.[4]

«Воображая речь звучащей, читатель мысленно должен перенестись в обстановку говорения, воспроизвести её детали»- писал академик В. В. Виноградов [3]

Выдумщик

Писахов щедр на выдумки. В большинстве его сказок выдумки- небылицы так и следуют одна за другой, причём появление каждой логически обосновано. Автор лукаво погружает нас, читателей, в такие правдоподобные детали, что мы и не замечаем, как и почему вместе с Малиной вышли в море да ещё и на бане.

Писахов – гиперболичен, — сказал писатель Ю. Казаков. [7] Это очень точная характеристика. Писахов и Север любил именно за его гиперболичность: за солнце, не заходящее круглые сутки, за широкие, как море, реки, за жестокие морозы, за вечные льды и сказочные богатства, за людей, вся обыденная жизнь и каждодневный труд которых проходят в такой борьбе с суровой природой, что похожи на легенду. Писахов любовно отражает Север в своих сказках, ничего не выдумывая, а лишь выпячивая его характерные черты. В большинстве сказок Писахов отталкивается от реального факта, от детали, показавшихся ему примечательными, и преувеличивает, расписывает и изукрашает их.

Сказки Писахова не следует читать подряд, помногу. Они могут утомить самой безудержностью, буйством образов. Но вдруг какое-то словцо или игра мысли поразит, восхитит – и заставит остановиться. И появляется желание читать их ещё, читать вслух, повторять удивительные писаховские выдумки, делясь с другими людьми радостью, которую дарят эти прелестные сказки. [3]

Глава 2. Реализация проекта «Писаховы чудеса»

Содержание и план проведения проекта

В работе над проектом принимали участие все ученики 3 «А» класса (24 человека), работники библиотеки «Бестселлер», родители. Руководила работой наш классный руководитель Перфильева Маргарита Альбертовна.

1 этап – подготовительный (1.12.2012-4.12.2012). Он включал в себя: проведение игры «Магнит» ( Приложение 5)

2 этап – основной ( с 5.12.2012 – 20.02. 2013)

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3 этап – заключительный (21.02.2013- 28.02. 2013) включает в себя:

— проведение игры «Магнит»;

— подведение итогов работы над проектом: рефлексия (синквейн).

2.2. Продукты проектной деятельности

Работая над проектом в течение трёх месяцев, мы смогли создать следующий продукт:

Мультфильм «Писаховы чудеса»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

« Да, только здесь, на Севере моём, такие дали и такие зори,

Дрейфующие льдины в Белом море, игра сполохов на небе ночном.

Здесь, словно в сказке, каждая тропа Вас к роднику выводит непременно.

Здесь каждая деревня так люба, как будто в ней красоты всей вселенной.

И, уж конечно, нет нигде людей такой души и прямоты, и силы,

И девушек таких вот, строгих, милых, как здесь в лесах, на родине моей». –

Писал А.Яшин в стихотворении «На Севере моём». [2]

Вот так, в нескольких строчках, поэт рассказал обо всём великолепии нашего края, сказочник Писахов нашёл свою форму выражения любви к своей малой родине…А мы в виде мультфильма.

В ходе работы над проектом мы прочитали много сказок С. Писахова, изучали литературу, рассматривали фото- и видеоматериалы об Архангельской области, совершали заочные экскурсии в разные уголки нашей области, посетили музей С. Писахова в областном центре, провели мастер — класс по технике монотипия, посмотрели спектакль «Сказы матушки Трески» (по произведениям С. Писахова) в Северодвинском Драмтеатре, провели анкетирование по теме исследования среди школьников класса и родителей, создали мультфильм, который показали ученикам 3-4 классов нашей школы.

Данный продукт предлагаем использовать на уроках литературного чтения, краеведения, технологии, изобразительного искусства при знакомстве с творчеством писателей Севера.

Цель проекта достигнута, гипотеза получила своё подтверждение.

Мы узнали много нового о нашем земляке С. Писахове, знаем его сказки, узнаём его героев. Об этом говорят результаты игры «Магнит», проведённого по завершению проекта: ученики смогли назвать более 20 слов, в ассоциации к слову «Писахов».

После работы над проектом появилось желание в таком же русле познакомиться с произведениями Б. Шергина, но это уже немного позже.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / науч. ред, Э.И. Николаева – Архангельск: Поморский университет, 2005.

Морянка: Хрестоматия о русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. Ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

Писахов С. Сказки. Архангельское книжное издательство, 1959.

Писахов С. Сказки. Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1978.

Пономарёва И.Н. Сказки Писахова, Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1978.

http://www.nashkraysev.ru

Приложение 1 Биография писателя

Степан Григорьевич Писахов
(1879 — 1960)

Русский писатель-сказочник, художник Степан Григорьевич Писахов родился 25 (по старому стилю 13) октября 1879 года в Архангельске.

Окончил Архангельское городское училище, учился в Художественном училище барона Штиглица (училище технического рисования и прикладного искусства, ныне училище им. Мухиной) в Петербурге, откуда в 1905 году был исключен «за вольнодумство».

Много путешествовал по Северу; в качестве художника, этнографа, фольклориста участвовал в арктических экспедициях по поиску Г.Я.Седова, Р.Амундсена, У.Нобиле; побывал в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы.

Участник и организатор выставки «Русский Север» (Архангельск, 1910), юбилейной выставки1911 года, посвящённой 200-летию Царского Села, «Выставки трёх» (Я. Бельзен, С. Писахов, И. Ясинский) в Петербурге (1914), выставок «Север в картинках» в Петербурге (1912, Большая серебряная медаль) и Москве (1928).

Начиная с 1928 г. почти четверть века преподавал рисование в школах Архангельска.

Первая сказка Писахова «Не любо — не слушай» опубликована в 1924 г., а первый сборник сказок вышел в 1938 г. На следующий год после этого Писахов был принят в Союз писателей. Однако первая «московская» книга Писахова вышла в издательстве «Советский писатель» лишь в 1957 г.

Перу Писахова принадлежат также интересные путевые очерки об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники, опубликованные в большинстве своём после смерти писателя.

Умер 3 мая 1960 г. в Архангельске.

По произведениям Писахова сняты мультипликационные фильмы «Архангельские новеллы», «Не любо — не слушай», «Смех и горе у Бела моря» (в сборник вошли в том числе фильмы по сказкам С. Писахова «Морожены песни», «Апельсин», «Перепилиха», «Вечны льдины» и др.).

Приложение 2 Анкета по выбору чудес из сказок Писахова

Анкетирование проводилось после того, как каждая группа предоставила список чудес. Инструкция: отметьте, пожалуйста, чудеса, которые бы Вы хотели обыграть в мультфильме.

Итоги анкетирования. Сказки, выбранные детьми для мультфильма:

«Своя радуга», «Апельсин», «Пирог с зубаткой», «Северно сияние», «Собака Розка», «Не любо – не слушай», «Баня в море», «Зелена баня».

Приложение 3 Урок-игра «Счастливый случай»

Класс делится на две команды «Налимовы» и «Тресковы».

1 гейм- «Вопрос – ответ»

Команды по очереди бросают кубик, все стороны которого разноцветные; каждый цвет означает какую- то сказку Писахова, по цвету ведущий задаёт вопрос по содержанию, за каждый правильный вопрос — одно очко. Достаточно четырёх вопросов каждой команде.

2 гейм – «Домашние вопросы»

Каждая команда задаёт вопросы команде соперников по сказкам, которые она заготовила дома.

3 гейм – «Тёмная лошадка»

Узнать литературного героя по описанию.

4 гейм – «Чья вещь?»

Каждой команде предлагается назвать сказку и героя по предложенной вещи.

5 гейм – «Конкурс знатоков»

Командам по очереди нужно объяснить значение диалектных слов или по лексическому значению слова догадаться, что за слово, которое употребляют на Севере.

6 гейм – «Мастерицы» Кто быстрее заплетёт «северно сияние» в косу.

7 гейм – «Рыбаки» Кто больше запишет на листок названий северных рыб.

8 гейм – «Домашний театр» Показать инсценировку сказки Писахова, приготовленную дома.

9 гейм — По отрывкам, которые я буду зачитывать, отгадайте из какой это сказки.

«… Глань-ко на улицу, вишь , кто идёт? Сама – перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть!» ( «Перепелиха»)

«… Взял я налима на цепочку и повёл, как собачку, налим хвостом отталкивается, припрыгивает-бежит» (Налим Малиныч»)

«… Заяц из лесу да деревней, да к реке, а тут щука привелась, на берег головицу выставила, пасть разинула» ( Собака Розка»)

«… Я недолго думал. Столкнул баню углом в воду, в крышу воткнул жердину с половиком – вышла настоящая мачта с парусом. » ( «Баня в море»)

Приложение 4 Кроссворд по сказкам С.Г. Писахова

По горизонтали

5. Средство связи Малины с медведями. 6. Взрывная емкость для кислых штей. 9. Фигура из мороженой песни. 12. Теплое место для Перепилихи. 13. Земля, воспетая С.Г. Писаховым. 14. Приманка для рыбы. 17. Любимый напиток кумы Рукавички. 18. Мучное изделие, от которого «человек слабнет». 19. Зверек, на которого Сеня «с кислыми штями завсегда» ходит. 20. Орудие лова франтих из воды. 25.«Оглушительно» оружие. 26. «Страшенна, матеруща» рыба.27. Место, откуда Малина пригнал стадо трески. 30. Начальник полиции, которого «и мороз не брал». 31. Часть деревни, где находился дом Малины. 32. Военачальник Наполеона, одетый «с большим блеском».

По вертикали

1. Человек, который «ледяным промыслом» живет. 2. Малоемкое хранилище для рыбы во время «банного промысла» 3. Собака Малины. 4. Приспособление для мягкой посадки. 7. Озорник, закинувший Сиволдая на мачту для флюгера. 8. Музыкальный инструмент пингвина. 10. Открытое место в море, далеко от берега. 11. Цель приезда пингвинов в Архангельский край. 15. Обогреватель для царского трона.16. Помещение для торговли мукой, зерном. 21. «Губки с маленькой улыбочкой – бантиком». 22. Одеяло для дома Сени Малины. 23. Мордобитное оружие. 24. Сила купцов. 28. Дерево для моста в тещину деревню. 29. Город, где чиновники «важно изобретение прихлопнули».

Приложение 5 ИТОГИ ИГРЫ «МАГНИТ» (ассоциации)

Подготовительный этап проекта — 2 слова на тему «Писахов» ( 02.12.2012)

Заключительный этап проекта- 20 слов на тему «Писахов» ( 28.02.2013)

  • Относиться по доброму как пишется
  • Отличительные черты сказки как жанра
  • Относится несерьезно как пишется
  • Отличительные черты сказки импровизации
  • Относится еще нетерпимее как пишется