Конспект урока по
литературе в 5 классе
Тема:
«Отличие литературной сказки от народной»
Тип
урока:
обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Обучающие
цели:
-организовать
деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;
—
выявить различия авторской сказки от народной
Развитие
цели:
—
создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную
точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
—
создать условия для развития умения находить в произведении отличительные
особенности
Воспитательные
цели:
—
создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на
приоритете добра, любви и взаимовыручке.
План.
-орг.
момент (2 мин)
—
вступительное слово учителя (2 мин)
—
повторение (5 мин)
—
работа с таблицей (25 мин)
—
вывод (5 мин)
— подведение
итогов (4 мин)
—
домашнее задание (2мин)
Ход урока.
Здравствуйте,
ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства
с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей,
которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с
вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.
(Дадим
определение сказки; покажем отличия авторской сказки от народной).
Итак,
ребята, вспомним, что такое сказка? (Занимательный рассказ о
необыкновенных часто фантастических событиях и приключениях).
Вспомните,
какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)
Хорошо,
вы перечислили сказки народные и литературные . Рассмотрим, чем отличаются
эти сказки и запишем результаты в таблицу. Как ещё по-другому называют
литературную сказку ? Почему?
(Авторской.
У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал
народ).
Правильно.
В этом и заключено первое отличие народной сказки от литературной. В какой
форме существовала сказка народная? Почему?
(Когда
книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е.
существовала в устной форме . Литературная сказка же существует в письменной
форме)
Правильно.
Это второе отличие. Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность
напечатать текст, он стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст
народной сказки?
(Народная
сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась,
поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )
Хорошо.
Запишите третье отличие. Можно ли определить дату «создания» народной сказки,
когда она появилась? А литературной?
(Нет.
А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда
датирует свое произведение )
Хорошо.
Это ещё одно отличие. Запишите его в таблицу.
Так
как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени .
Что это значит?
(Народная
сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго
невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами).
Правильно.
Это следующее отличие. Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок.
Вспомните, как начинаются народные сказки?
(
В некотором царстве, в некотором государстве…)
Можем
ли мы точно определить место и время действия?
(Точное
место и время определить невозможно ).
А
место и время действия в литературной сказке? Приведите пример .
(В
литературной сказке автор называет место и время, а если нет, то оно
угадывается. Например, в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители» точно указано и время, и место событий ).
Правильно.
Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?
(Действие
происходит будто бы в нереальном месте и пространстве, поэтому и события
кажутся более волшебными, фантастическими. А события литературной сказки
привязаны к действительности, которая нам близка).
Кроме
этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский
стиль, язык, способ решения художественной задачи. Таким образом, мы выявили
следующие отличия:
Народная сказка |
Литературная сказка |
Нет автора. Автор — народ |
Есть автор |
Устная форма |
Письменная фома |
Изменяемый текст |
Неизменяемый текст |
Нет даты |
Есть дата |
Небольшая по объему |
Больший объём |
Неопределенное |
Пространство и время |
События более волшебные |
События приближены к |
Подведение
итогов.
Домашнее
задание: написать сочинение-миниатюру по теме: « За что я люблю сказки?»
Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
Нет автора |
Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы |
Есть автор |
Не записывалась, передавалась из уст в уста |
Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа |
текст, зафиксированный в письменной форме |
Общее представление о герое, о его внешности |
Зачин, основная часть, концовка |
Детально описываются герои, их поступки |
Чувства и переживания героя нам неизвестны |
Добро побеждает зло |
Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы |
Волшебная сила, превращения |
Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою |
Нет времени |
Нарушение запрета |
Отпечаток времени, когда автор писал сказку |
|
Поиск похищенного |
В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. |
Царь с царицею простился, *инда очи – даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. |
Долго царь был неутешен, |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. |
И молва трезвонить стала: За невестою своей Злая мачеха, вскочив, |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
|
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной
) Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).
2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
В чем проявляются фольклорные традиции литературной сказки?
1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т. д.).
2) В использовании традиционных образов-персонажей, которые выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.
3) Художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).
4) В использовании народных средств поэтической речи:
•постоянные эпитеты (добрый молодец, ),
•троекратные повторы (у Пушкина: «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы),
•словесные формулы,
•фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т. д.
Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки.
Чем литературная сказка отличается от народной?
1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.
2) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
3) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей
4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки
5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит
6) Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Классические литературные сказки русских писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие
http://www.lit-studia.ru/articles/9.html