Отличия между сказками спящая царевна и спящая красавица

Инфоурок


Другое

ПрезентацииСравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица».

Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица».



Скачать материал

Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 297 человек из 58 регионов

  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «...

    1 слайд

    Сравнительный анализ сказок
    В.А. Жуковского «Спящая царевна» и
    Ш. Перро «Спящая красавица»

    Шацкая Анна, ученица 5 «А» класса
    МБОУ СОШ №10 г. Апатиты

    Шацкая В.И., учитель

  • ВведениеВ детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а не...

    3 слайд

    Введение
    В детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а недавно на литературе мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».
    Обсуждая произведение на уроке, я отметила, что эти сказки с похожим сюжетом. И было решено найти общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт.

  • Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и               	различия.
Для...

    4 слайд

    Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и различия.
    Для достижения цели определила задачи:
    узнать историю создания сказок
    провести сравнительный анализ текстов
    Объект исследования: сказки о спящих девушках.
    Предмет исследования: анализ сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», Ш.Перро «Спящая красавица».

  • Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить текст...

    5 слайд

    Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить тексты разных авторов по некоторым пунктам:
    год написания,
    герои и сюжет,
    а также обратиться к истории написания сказки.

  • Знакомясь с историей создания сказок, я отметила, что  источником вдохновения...

    9 слайд

    Знакомясь с историей создания сказок, я отметила, что источником вдохновения при создании текстов служили поверья.
    Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира. Веретено, прялка— символы жизни и времени.
    Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии.
    «Сонный, что мертвый»- довольно часто можно услышать такое высказывание. В традиционной культуре, а также в фольклоре сны занимают не менее важную роль. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни.
    На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.

  • ВЫВОД: 
Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разн...

    10 слайд

    ВЫВОД: 
    Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разными авторами.
    Сказка «Спящая красавица» более подробная, чем сказка «Спящая царевна».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 061 227 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

  • 08.03.2021
  • 2612
  • 88

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература. Учебник-хрестоматия (в 2 частях)», Курдюмова Т.Ф. и др.

«Литература. 5 кл. (в 3-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

«Русская литература. Учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (в 2 частях)», С. Н. Захарова, Г.М. Юстинская

  • 08.03.2021
  • 225
  • 0
  • 08.03.2021
  • 141
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Шацкая Виктория Игоревна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Шацкая Виктория Игоревна

    • На сайте: 5 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7540
    • Всего материалов:

      14

  • Рабочий лист для урока литературного чтения в 4 классе по поэме А.С. Пушкина

Для создания сказки «Спящая царевна» В.А.
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую нашел в сборнике
братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро. Сюжет этих сказок
носит международный характер, а сами произведения глубоко национальны. Почему
так привлекателен для разных народов сюжет о мертвой царевне, смерть которой
оборачивается волшебным сном? В каждой из сказок красавица пробуждается от силы
любви. Это и есть та мечта, которую воплощают люди в народных преданиях.

Сравнение сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна»
и Ш. Перро «Спящая красавица» позволяет установить своеобразие каждой из них,
выделить то, что делает сказку культурным достоянием именно этого народа.

Уже с первых строк авторы сообщают читателям, кто
является носителем государственной власти. «Жили на свете король с королевой»,
— читаем в сказке «Спящая красавица». Бодро начинает сказку русский поэт:

                               Жил-был
добрый царь Матвей.

                               Жил
с царицею своей…

Повествование В.А. Жуковского проникнуто народным
духом. Поэт вводит в сказку пословицы, поговорки, народные выражения. Большая
роль отводится человеческим, семейным отношениям. У Ш. Перро мы этого не
наблюдаем. Например, сравнивая пожелания фей и чародеек, мы можем отметить, что
в сказке Ш. Перро феи наделили способностями и манерами, которые ценились в
свете. Лишь одна фея наградила ее добрым и нежным сердцем. Чародейки В.А.
Жуковского большое значение придают внутреннему миру царевны, желают ей счастья
«меж знакомых и родных»:

                               Будешь
в золоте ходить;

                               Будешь
чудо красоты;

                               Будешь
всем на радость ты

                               Благонравна
и тиха;

                               Дам
красавца жениха

                               Я
тебе, моё дитя,

                               Жизнь
твоя пройдет шутя

                               Меж
знакомых и родных…

А, спасая прекрасную царевну, добрая чародейка
тоже желает ей семейного счастья:

                               Срок
назначенный пройдет,

                               И
царевна оживет;

                               Будет
долго в свете жить;

                               Будут
внуки веселить

                               Вместе
с нею мать, отца

                               До
земного их конца.

Интересно сравнить быт русского царя и быт
французского короля. Блюда, приготовленные для чародеек, В.А. Жуковский
описывает двумя словами: драгоценные, золотые. У Ш. Перро обеденные приборы
описаны детально, подчеркивается их великолепие. Даже ножик из чистого золота
самой тонкой работы, он усыпан алмазами и рубинами. В интерьере французский
сказочник тоже подчеркивает королевское богатство. Пол в замке выстлан
мраморными плитами. В комнате, где лежала спящая красавица, золоченые стены и
золоченый потолок, ее постель украшена серебряным и золотым шитьем. Портрет же
самой принцессы автор рисует в двух словах. В.А. Жуковский, напротив, интерьер
описывает скупо, зато в традициях народных сказок создает образ царевны, яркий,
живой:

                               Дочь
прекрасна так была,

                               Что
ни в сказке рассказать,

                               Ни
пером не описать.

Проявление сил зла у В.А. Жуковского обозначено
ярче, чем у Ш. Перро. В сказке французского автора принцесса будет спать сто
лет, в русской сказке царевна проспит триста лет. Принцесса засыпает от
веретена обыкновенной старушки, не знавшей о пророчестве злой феи, а царевна –
от рук самой злой чародейки. Злую чародейку можно сравнить с героиней русских
народных сказок– Бабой Ягой. У Ш. Перро вместе с принцессой уснули все, кроме
короля и королевы. В.А. Жуковский заботится о том, как почувствует себя
царевна, проснувшись после трехсотлетнего сна. Поэтому в его сказке засыпают
все, включая царя и царицу. А сцену всеобщего сна поэт описывает с юмором.

Чудесное спасение красавиц тоже описано
по-разному. У Ш. Перро принц лишь приближается к принцессе, и она пробуждается.
В.А. Жуковский подчеркивает волнение, нетерпение своего героя:

                               Он
души не удержал

                               И
ее поцеловал.

Вслед за пробуждением красавицы следует встреча
царского сына и царевны с родителями, которые «принялись их обнимать». В
русской сказке немалое внимание уделяется проявлению чувств героев.

Различаются и финалы сказок. «Придворный поэт тут
же сочинил новую, хотя немножко старомодную песенку и прекрасной принцессе.
Песня очень понравилась тем, кто ее слышал, и с тех пор ее стали петь все от
мала до велика – от поварят до королей. А кто не умел петь песни, тот
рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до
нас с вами», — читаем мы у Ш. Перро.

При деятельностном подходе к обучению процесс усвоения понятий предполагает активную мыслительную деятельность обучающихся. Эффективность обучения достигается через актуализацию не собственно содержания учебного материала, а характера работы над ним, то есть в нахождении и реализации действий, которые в наибольшей степени способствуют на каждом этапе обучения развитию творческого потенциала учащихся.

Тема заявленного интегрированного урока – литература и развитие речи – рассчитана на два часа и предполагает выбор таких форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены

  • на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения;
  • на формирование навыка продуцирования собственного текста с упором на активную работу воображения учащихся и на создание ситуации фантазирования посредством приобщения к жанровой форме сказки.

Цель – развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка, используемыми авторами сказок на сюжет о «спящей красавице»; формирование навыка продуцирования собственного текста учащимися с использованием жанровой формы литературной сказки.

Достижение этой цели предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • выявление имеющихся представлений о структурных элементах жанра волшебной сказки;
  • знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»;
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский, «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я. Пропп, «Морфология сказки»);
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, а также планированием последовательности действий по ее решению;
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного (умение извлекать и усваивать фактическую информацию, имеющуюся в тексте; формулировать выводы; навыки анализа языковых средств, элементов текста, составление плана текста и др.);
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, навык работы с вопросами на уточнение и понимание, продуктивное взаимодействие с членами группы и др.);
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности обучающегося на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и продуцирования учащимися собственного текста в жанре литературной сказки;
  • воспитание положительного отношения к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Методы и приёмы:

  • Методы развития речи: имитативные (различные виды пересказатекста, а именно: близкий к тексту, сжатый, выборочный, с делением текста на части; озаглавливание частей, составление плана прочитанного); коммуникативные (организация наблюдений над художественным материалом, создание высказываний; создание текста сказки).
  • Методические приемы технологии РКМЧМ: «Составление кластера «Сказка»», «Инсерт» и др., которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Краткое обоснование теоретических положений урока.

С конца 90-х годов 19 века А.Н. Веселовский (1838–1906), историк литературы, создает научные труды, поднимающие проблему исследования исторической поэтики сюжетов. Под мотивом А.Н. Веселовский подразумевал некую «формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности» [2]. По его мнению, мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие. Например, простейший мотив – «злая старуха не любит красавицу – и задает ей опасную для жизни задачу» – можно представить в виде формулы: М = А + В, где <М> – мотив; <А> – злая колдунья-старуха; <В> – молодая красавица; <+> – невзлюбила и задает опасную задачу.

Элементы такой формулы, разрастаясь, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения (сказки). Таким образом, сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении:

Сюжет = М1 + М2 + М3 + М4 + …Мn

По мысли другого русского ученого В. Я. Проппа (1895–1970), основными частями сказки являются функции ее действующих лиц. Функция – это поступок действующего героя, определенный с точки зрения его значимости в ходе действия. Количество функций невелико. В пределах 31-й функции развивается действие всех без исключения сказок. Кроме того, одна функция непринужденно вытекает из другой.

Замысел данного урока основывается на применении в школьной практике, с учетом возрастных особенностей учащихся, идей структурной и компаративистскойнаучныхшкол, изучающих жанровую природу и особенности сюжетосложения сказок. В качестве проблемы выдвигается вопрос о создании и апробировании алгоритма действий, производимых при исследовании особенностей построения жанровой структуры сказок, которые созданы на основе сюжета о «спящей красавице» (в логике понятий «мотив», «сюжет», «действие героя»). Результатом такой деятельности должно стать продуцирование учащимися собственного текста, построенного на использовании жанровой формы литературной сказки на сюжет о «спящей красавице».

Для реализации поставленных задач используется технология развития критического мышления [3]. Урок, построенный по данной технологии, содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:

Структура и описание этапов урока:

(Первый час)

I. Орг. момент:

проверка внешней и психологической готовности учеников к уроку (1-2 мин).

1 фаза «Вызов»

II. Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала.

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

  1. Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).
    Деятельность учащихся организуется следующим образом: индивидуальная работа (фиксирование уже имеющихся знаний и понятий по предложенной проблеме) → работа в парах (организация обмена информации с целью выяснения, в чем совпали (не совпали) имеющиеся представления) →. каждая пара делится итогами своей деятельности (3-4 мин.).
  2. Озвучивание и фиксирование составляющих волшебной сказки (2 мин.): зачины, концовки, положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, наличие трудных задач и т.д.
  3. Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»»; Приложение 1. Слайд 2)). (3 мин.).

III. Целеполагание:

определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.Цель данного этапа — вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

1. Знакомство учащихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице» (рассказ учителя с использованием слайдов 3-6). (4 мин.).

Акцентируется внимание на том, что сюжет этот восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Позднее сюжет этот подвергался неоднократно литературной обработке. В качестве иллюстративного материала приводится схема (слайд 4):

А вот как рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) наш великий композитор П.И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения» (слайд 5).. Пересказ подготовленного учеником содержания либретто балета «Спящая красавица» (авторы И. Всеволожский и М. Петипа). (Слайд 6).

Вопрос: Как вы думаете, чем был привлекателен для композитора сюжет о «спящей красавице»? (учащиеся говорят об идейном содержании сказки: волшебство, сбывшееся предсказание, победа любви над злыми чарами и т. д.).

2. Выдвижение проблемы: Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? (да, можем, но необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются). Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

3. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий). (Слайд 7) (4-5 мин.):

Шаг первый: внимательно прочитать в учебнике сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна», изучить ее содержание и выделить ее смысловые части.

Шаг второй: прочитать сказку Ш. Перро «Спящая красавица», сравнить ее со сказкой Жуковского и выяснить, в чем состоит сходство и различие этих сказок.

Шаг третий: на основании наших наблюдений над текстами и имеющегося у нас представления о жанре волшебной сказки создать свой текст сказки о «спящей красавице» 

2 фаза «Реализация смысла»

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации (слайд 8) (2-3 мин.).

Цель – формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя».

Слово учителя: Научное изучение сказки началось недавно – в XIX-XX вв. Причем научные школы возникали в разных странах. Сегодня на уроке мы изучаем сказки, сходство которых объясняется общим сюжетом. А сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, которые мы будем называть теперь мотивами. Русский ученый А.Н. Веселовский, изучавший сказки народов мира, дает такое определение мотива и сюжета:

  • Мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие,
  • Сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Таким образом, мы не просто будем делить текст на отдельные смысловые части, мы будем выделять фрагменты текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя, давать характеристику этому действию, то есть будем исследователями, изучающими мотивы, образующие сюжет сказки о спящей красавице.

V. Первичная проверка понимания нового материала (19-20 мин.), оставшаяся часть работы завершается дома.

Цель – разделение текст на смысловые части (мотивы), их озаглавливание, составление плана прочитанного.

1. Коллективное выразительное чтение текста, разбивка его на самостоятельные части (вычленение отдельных мотивов), обсуждение действий героев, формулирование мотивов

Эта поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации. При выделении мотива выполняются следующие операции: определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки; на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описание содержания мотива. Результатом такой деятельности станет формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

2. Выстраивание цепочки мотивов, формирующих сюжет сказки Жуковского (отредактированный вариант):

М1 = у царя и царицы нет детейМ2 = чудесное предсказание ракаМ3 = у царя и царицы рождается долгожданная дочь М4 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья (украдено 12 блюдо) М5 = дары чародеекМ6 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретенаМ7 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон на 300 лет)М8 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы М9 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном)М10 = вместе с царевной засыпает весь царский двор М11 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→ М12 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну (поцелуй) М13 = пробуждение царского двораМ14 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

3. Формулирование сюжета сказки Жуковского: Молодая красавица под чарами злой колдуньи впадает в глубокий сон, а чудесное пробуждение происходит в положенный срок в результате поцелуя царевича. Финал – счастливая свадьба.

4. Не завершенная на уроке часть работы задается на дом.  

(Второй час)

VI. Усвоение способов действия путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.

Цель – целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Организация наблюдения над текстами сказок Жуковского и Перро: выявление сходства и различия сюжетной организации (прием «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста)

Вопрос: Перечислите выявленные нами мотивы сказки Жуковского;

1. Планирование деятельности учащихся (15-18 мин.):

  • Работа в группах: чтение сказки Ш. Перро, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»
  • Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»:

2. Коллективное обсуждение полученных результатов, акцентирование найденных отличий (7-8 мин.). (Слайд 9).

– В чем сходство сказок? Перечислите, что вы пометили как «известное» (например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) и др.)

– Перечислите, что вы пометили как «противоречит известному» (например, 12 чародеек – 7 фей; украли 12 блюдо – отсутствие 8 прибора; 11 добрая фея не успела одарить царевну во время пира – 7 фея специально спряталась, чтобы после изменить злое колдовство ведьмы; сон должен продлиться 300 лет – сон на 100 лет; старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено – старуха не знала о запрете короля; весь двор заснул сразу с царевной – добрая фея усыпила весь замок (кроме короля и королевы) и др.).

– Перечислите, что вы пометили как «новое» (карлик с семимильными сапогами; фея на огненной колеснице; продолжение сказки, то есть появление новых мотивов).

Делается вывод о том, что, несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки

Демонстрируются результаты таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице» (слайд 10). 

3 фаза Рефлексия 

VII. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений(принцип дифференциации) (15-18 мин.).

Цель – помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

1. Слово учителя: При планировании нашей работы мы поставили перед собой задачу – написать собственную сказку, основанную на сюжете о «спящей красавице». В начале мы вспомнили, из каких элементов состоят волшебные сказки: зачины, концовки, положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, наличие трудных задач и т.д. Мы изучили вопрос о том, как строится сюжет сказки, выделили ее смысловые части (мотивы). Выяснили, как использовали этот сюжет Жуковский и Перро, в чем сходство и различие их произведений.

Если Перро в своем варианте сказки вводит новый сюжет о злой королеве, то вам предлагается при создании своей сказки: повторить готовый сюжет сказки; ввести нового волшебного помощника; переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее, другая галактика и др. (выбор учащимися варианта задания)

2. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.

VIII. Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся и объявление отметок (1 мин.).

IX. Домашнее задание (1 мин.): редактирование текстов сказок, нахождение схожих мотивов в сказке А.С. Пушкина. Вариант созданной собственной сказки представлен в Приложении 2.  

Литература

  1. Литература 5 класс/ Автор-составитель В.Я. Коровина и др.
  2. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.:1989. С.300-307.
  3. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.

« Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин)

( Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского  «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»: сходство и различие)

Учитель русского языка и литературы

Кретинина Евгения Юрьевна

МБОУ «Навлинская СОШ №2»

Цель:

Создание условий для активизации творческого интеллектуального потенциала учащихся через применение современных пед технологий на уроках литературы.

Ход урока:

У.Здравствуйте, дорогие  ребята!  Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве В. А. Жуковского и о сказках. А. С. Пушкин однажды сказал: «Что за чудо эти сказки!» — и с ним невозможно не согласиться. Сегодня мы с вами поговорим о сказках….

  1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Понравилась ли вам она? Почему?
  2. Согласны ли вы с тем, что перед нами сказка?
  3. Отличается ли литературная сказка от народной?
  4. Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые).
  5. Назовите отличительные черты волшебной сказки. (Волшебный предмет, мотив запрета, нарушение запрета, положительные и отрицательные герои, сказочные действия, наличие трудных задач, потеря, поиск, помощники-волшебники)
  6. Читали ли вы сказки с похожим сюжетом?
  7. Действительно, таких сказок довольно много.

 Их сюжет восходит к древнему мифу,  объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

У. Позднее сюжет этот подвергался неоднократно литературной обработке. В качестве иллюстративного материала приводится схема (слайд ): 

Ш. Перро «Спящая красавица» (1697), Братья Гримм «Шиповник» (1816-1818), В.А. Жуковский «Спящая царевна» (1831), А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833).

А вот как рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) наш великий композитор П.И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения» (слайд )..

Прослушивание записи………………………………..

У.Вопрос: Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Как вы думаете, чем был привлекателен для композитора сюжет о «спящей красавице»?

(учащиеся говорят об идейном содержании сказки: волшебство, сбывшееся предсказание, победа любви над злыми чарами и т. д.).

  1. К сюжету  сказки о мертвой царевне, как вы видите, неоднократно обращались, многие писатели, композиторы, мультипликаторы и режиссеры, а также художники, неоднократно рисовавшие картины и иллюстрации к сказкам.
  2.  Сегодня на уроке мы сопоставим две сказки, а помогут нам в этом иллюстрации А. Прилепского и Свана Сандиса.
  3. Вот перед вами первый слайд. ( №13) Что вы видите? Что общего? В чем  разница? Какие краски используют иллюстраторы?

У. Какой момент здесь изображен? Найдите это описание у Жуковского, зачитайте.  

Он, конечно, был пророк;

Что сказал — сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

У. Какие средства выразительности использует автор? ( Анафора, фразеологизм)

У. Найдите описание этого фрагмента у Ш. Перро.

Жили на свете король с королевой. Детей у них не было, и это их так огорчало, так огорчало, что и сказать нельзя.

И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.

Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили!..

  1. Второй слайд ( №14)

У. Кого вы узнаете здесь? Сравните эти иллюстрации? Что общего? В чем разница?

Найдите описание этого фрагмента у  Жуковского.

Вот царём Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

У.Найдите средства выразительности в этом фрагменте.( Эпитеты)

Обратите внимание на строчку «хромоногой, старой, злой» — что это за эпитеты? Можно ли их назвать синонимами, контекстуальными.

У.Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает  (ослабляет) значение предыдущего.

Найдите описание этого фрагмента у Перро.

 Но самые почётные места за королевским столом были оставлены для фей, которые в те времена ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира. А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.

Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные кубки и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и притом самой тонкой работы.

И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея — восьмая по счету, — которую забыли позвать на праздник.

У.Какие средства выразительности использует автор?

(Эпитеты, постоянные эпитеты – белый свет).

  1. Слайд № 15. Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите. Найдите описание у Жуковского.

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдёт,

И царевна оживёт;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

У.Средства выразительности?( Анафора)

У Перро?

Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.

Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.

  1. ( №16) – У Жуковского нет, у Перро.

Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на дочку и сразу понял, что несчастье, которого они с королевой так опасались, не миновало их.

Утирая слёзы, приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём.

Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.

Правда, глаза у неё были плотно закрыты, но слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.

Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения.

  1. ( №17) У Жуковского ?

Возвращаясь во дворец,

На крыльце её отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул

 У Перро?

 И всё это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают своё дело: взмах палочки — и готово!

Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет.

  1. ( №18) Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите.

Найдите описание у Жуковского.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший тёмный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

 Средства  выразительности?

У Перро?

Можете себе представить, что почувствовал принц, когда услышал эти слова!

Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.

Недолго думая, принц дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.

У.Средства выразительности?

 Слайд 19 ( Сцена пробуждения)

Опишите .

 У Жуковского.

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет её ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи тёмныя темней,

Заплетённые косой

Кудри чёрной полосой  

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен лёгкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в лёгких сапожках

Ножки — чудо красотой.

Видом прелести такой

Отуманен, распалён,

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнём

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И её поцеловал.

 У Перро?

На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).

Принц невольно закрыл глаза: красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.

В это самое мгновение час, назначенный доброй феей. пробил.

Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

Слайд 20.  Концовка

Опишите.

 У Жуковского.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?  

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Средства выразительности?

У Перро.

Жених с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.

Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто её слышал, и с тех пор её стали петь все от мала до велика — от поварят до королей.

А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами.

Средства выразительности?

Какой вывод о сюжете этих сказок мы можем сделать?

( Они очень похожи: например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть  сон) и др ).

А в чем разница?( слайд 21)

Сказка «Спящая красавица» в обработке

Ш. Перро

Сказка «Спящая царевна» Жуковского

1. Имена героев

Имена не упоминаются

Русское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду)

3. Детали быта

1) королевский дворец-замок со множеством комнат

2)  кровать красавицы с пологом

царский терем-чудо старины с винтовой лестницей

 Речевой колорит .

Рыцари, латники, фея, залы

Царевич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» — русские фразеологизмы

5. Концовки

Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню

Концовка, характерная для русских народных сказок

Детали содержания

7 фей

Отсутствие 8 прибора

7 специально спряталась

100 лет сна

Старушка не знала о запрете.

Всех усыпила фея, кроме короля с королевой.

12 чародеек

Украли 12 блюдо

11 не успела одарить

300 лет

Старуха ждала царевну.

Все заснули.

Вывод : несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки.

 Национальный колорит сказок о спящей красавице.

В.А. Жуковский

«Спящая царевна»

Ш. Перро

«Спящая красавица»

Царь, царица, царевна, чародейка, хлебосольный, горница, стража, дворец, ловчие, витязь, ланиты, очи, легкий сарафан, губки алые, «заплетенные косой кудри черной полосой обвились кругом чела» и др.

Король, королева, королевский дворец (замок), королевство Матаквинское, карлик, семимильные сапоги (ср. сапоги-скороходы), фрейлины, камеристки, привратники (ср. стража), пажи, призраки в замке и др.

Д.З. А теперь мне бы хотелось предложить вам написать небольшое сочинение — миниатюру на темы « Хотела бы я быть спящей красавицей?»(для девочек) и «Хотел бы я разбудить спящую красавицу?»( для мальчиков), «Почему сказки до сих пор интересны для нас?», «Почему мы продолжаем их читать?»


1


Сравнение сюжета сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»


2


«Кластер» Волшебная сказка зачины сказочные действия испытания героев положительные и отрицательные герои концовки


3


Миф о деве Солнце Богиня Весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.


4


Ш. Перро «Спящая красавица» (1697) Литературная обработка Братья Гримм «Шиповник» ( ) В.А. Жуковский «Спящая царевна» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» П.И. Чайковский Балет «Спящая красавица» Мой вариант сказки о спящей красавице


5


П.И. Чайковский балет –феерия «Спящая красавица» (1889 г.) Либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сказкам Ш. Перро «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения »


6



7


Шаг первый: Внимательно прочитать сказку Жуковского, изучить ее содержание, выделить ее смысловые части; Шаг второй: Прочитать сказку Ш. Перро, сравнить её со сказкой Жуковского; выяснить сходство и различие этих сказок; Шаг третий: На основании своих наблюдений создать свой текст сказки о спящей красавице. Проблема: сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице?


8


Мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие. Сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении. Сюжет = М + М + М + М + …М Функция — это поступок действующего героя, определенный с точки зрения его значимости в ходе действия. А.А. Веселовский ( ) В.Я. Пропп ( )


9


Сказка «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро Сказка «Спящая царевна» Жуковского 1. Имена героев Имена не упоминаютсяРусское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду) 2. Сюжет Сюжет практически одинаковый Сюжет практически одинаковый 3. Детали быта 1) королевский дворец-замок со множеством комнат 2) кровать красавицы с пологом царский терем-чудо старины с винтовой лестницей Рыцари, латники, фея, залыЦаревич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» — русские фразеологизмы 5. Концовки Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню Концовка, характерная для русских народных сказок 4. Речевой колорит


10


Национальный колорит сказок о спящей красавице В.А. Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Царь, царица, царевна, чародейка, хлебосольный, горница, стража, дворец, ловчие, витязь, ланиты, очи, легкий сарафан, губки алые, «заплетенные косой кудри черной полосой обвились кругом чела» и др. Король, королева, королевский дворец (замок), королевство Матаквинское, карлик, семимильные сапоги (ср. сапоги-скороходы), фрейлины, камеристки, привратники (ср. стража), пажи, призраки в замке и др.

  • Отличия литературной сказки от фольклорной 5 класс
  • Отзывы по сказке в стране невыученных уроков
  • Отличительные черты народной сказки от литературной в таблице
  • Отзывы о сказке рыба и кольцо
  • Отличительные черты волшебной сказки происхождение вымысла