Отметьте основной смысл внедрения развивающих игр в программу умные игры в сказках для малышей

Парциальная программа «Умные игры в добрых сказках» для старших дошкольников

Актуальность программы.

А. В.Запорожец писал: «Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребёнка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребёнка, побуждение его к творчеству».

Современный ребёнок чувствует себя удобно и комфортно во время игры. Как в саду, так и дома у детей много игрушек, к которым прилагаются дополнительные аксессуары. Есть планшеты, ноутбуки, компьютеры, телефоны, смартфоны и т. п., позволяющие погрузиться в увлекательный мир компьютерных игр. И не нужно придумывать и находить заменителей в игре.

Детям предлагается меньше возможностей для того, чтобы фантазировать, воображать, представлять себе, чтобы они хотели получить в итоге. Им трудно прогнозировать свою работу и нет навыков воплотить этот результат путём проб и ошибок. Из-за этого у современного ребёнка скудеет воображение, которое является основой для формирования всех познавательных процессов детей в дошкольном возрасте. Исходя из этого, очень важно создать такую образовательную среду для ребёнка, которая будет способствовать увлечению его развивающими играми, стимулированию его воображения, научит его составлять целостные образы.

Поэтому наша задача как педагогов — подобрать такие игры, которые лишены излишнего дидактизма, будут ему по уму и по сердцу, и ребёнок будет получать не только удовольствие, но и овладеет определёнными компетенциями.

Развивающие игры В. В. Воскобовича и Б. П. Никитина представляют большой интерес. Они направлены на развитие мышления ребёнка и творческого начала.

Чтобы привлечь ребёнка к развивающим играм и образовательной деятельности в целом, нужно вначале заинтересовать его сказкой, дать возможность прочувствовать сопричастность к героям. После этого дома или в группе малыш вновь постарается пережить очарование сказкой и потянется к этим играм.

Цель программы – гармоничное развитие эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей.

Задачи программы:

1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в повседневную жизнь детей.

2. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путём интеграции развивающих игр.

3. Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказок.

4. Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.

5. Формировать стремление выполнять более сложные задания.

6. Развивать посредством работы с играми логическое и пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, способность к абстрагированию, мелкую моторику рук.

Отличительные особенности программы.

«Умные игры в добрых сказках» реализует задачи по формированию личности дошкольника. Сочетание трёх основных технологий (развивающее обучение, элементы сказкотерапии, ИКТ), направленные на личностное развитие ребёнка и составляют основу системы образовательной деятельности.

Данная программа предусматривает в соответствии с ФГОС ДО реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие». Изучение народных былин и сказок способствуют охвату области «Речевое развитие»«Социально – коммуникативное развитие», а использование иллюстраций с музыкальным сопровождением – «Художественно – эстетическое развитие».

В основе данной программы – технология интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.

Базовые компоненты данной программы:

• Игры В. В.Воскобовича«Чудо – Соты 1»«Чудо – Крестики 1»«Чудо – Крестики 2»«Чудо – Крестики 3»«Прозрачный квадрат»«Квадрат Воскобовича двухцветный»«Змейка».

• Сказкотерапия. Данный метод имеет немаловажное значение в воспитании здорового образа жизни ребёнка, помогающий ему сохранять и укреплять свое здоровье на основе физических упражнений и представляет систему ценностей в народной культуре. Любая сказка приобщает к опыту своего народа, социализирует его. У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально –нравственные качества: любовь к Родине;интернациональные чувства: уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве, преданности, помогают герою с помощью развивающих игр. Реализация полученных знаний в оценочных суждениях, которые выражают отношение к духовным и семейным ценностям.

Инновационные методы и технологии.

Использование ИКТ способствует развитию эмоционального состояния сказки (детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью музыкального сопровождения дети лучше выполняют движения и справляются со всеми заданиями). Дети знакомятся с прекрасными иллюстрациями к сказкам (художники –иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М. Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В. Е. Ерко). Использование иллюстраций даёт возможность активизировать музыкальное сопровождение (классическая музыка) при выполнении заданий.

Основные принципы обучения.

«Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной темой.

«Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей, незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать чувство успеха.

«Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в то же время задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для достижения цели проявить терпение и приложить усилия.

«Участие взрослого». Взрослый является полноправным участником игры: он объясняет правила, показывает действия, взаимодействует с ребёнком, наблюдает за выполнением заданий, предупреждает детский травматизм и конфликтные ситуации.

«Эмоциональные переживания». В процессе сказочного повествования осуществляется имитация различных эмоциональных состояний.

Перечисленные принципы способствуют формированию условий, направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля.

В результате освоения данной программы ребёнок овладеет различными компетенциями, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, такими как: произвольность внимания, планирование своей деятельности, ориентировка в пространстве, развитие диалогической и монологической речи, нравственные и эстетические категории (добро и зло, комплекс технических навыков и умений, необходимых для реализации сюжета сказки)

инновационное решение

Парциальная программа "Умные игры в добрых сказках"

Парциальная программа «Умные игры в добрых сказках»

О решении

Сохранение психологического здоровья дошкольников является одной из важнейших задач детского сада. Её решение предполагает создание особым образом организованной предметно-развивающей среды. Педагог-психолог ДОУ №4 г. Мытищи Московской области С.В. Макушкина создала и апробировала в работе с детьми среднего и младшего дошкольного возраста программу «Умные игры в сказках для малышей», а старшего дошкольного возраста программу «Умные игры в добрых сказках», в которой объединены технологии развивающего обучения, элементы сказкотерапии и духовно-нравственного воспитания.

О решении

Уникальность программ заключается в сочетании духовно-нравственных, социально-коммуникативных и познавательных начал ‑ трех важных аспектов развития ребёнка:

  • духовно-нравственные ценности (сказка): понимание глубокого смысла сказки на доступном для детей уровне, принятие ценности народа, принятие его нравственных ориентиров;

  • социально-коммуникативные основы (сказкотерапия): осмысление и принятие характеров главных героев, умение оценить персонажей и героев, их диалоги, поступки, взаимоотношения;

  • развивающе-познавательный потенциал (развивающие игры): занятия по программам строятся на основе заданий по выкладыванию образов героев из развивающих игр. Образ героев сказки помогает ребенку более глубоко запомнить сюжет и смысл сказки, а задания из развивающих игр, направленные на формирование зрительно-пространственных операций и мышления окажут огромную помощь в развитии. Все конспекты созданы на основе игр нашего соотечественника В. Воскобовича и производятся в г. Санкт-Петербурге.

О решении

Программы «Умные игры в сказках для малышей», «Умные игры в добрых сказках» могут быть использованы в работе не только педагогами-психологами, но и воспитателями, так как направлены на реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие» согласно ФГОС дошкольного образования.


Каждая программа содержит подробные сценарии занятий, по 28 разработок. Каждое занятие имеет комплект музыкального сопровождения и иллюстраций, представленных в электронном виде.

О решении

К программам разработаны методические рекомендации по работе с родителями – «Умные игры в сказках для мам». В книге представлен цикл сказкотерапевтических занятий с родителями детей, требующих особого внимания со стороны взрослых, с особыми потребностями, длительно болеющих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные занятия способствуют профилактике социальной дезадаптации и психосоматических расстройств у матерей, осознанию негативных и положительных эмоций, стимуляции самопознания и познания других людей. Занятия со сказкой помогают понять и осознать своё собственное эмоциональное состояние, снять материнские страхи и тревоги, внушить родителям надежду. Методические рекомендации «Умные игры в сказках для мам» разработаны для специалистов по работе с родителями детей с особыми потребностями.

О решении

В дополнение к программам подготовлены конспекты занятий «Умные игры в этнических сказках» ‑ электронное пособие — результат коллективной работы педагогов над проектом «Этнические сказки для дошкольников России», ставшим победителем в Конкурсе «Моя страна-моя Россия». В сборник включены разработки сценариев с этническими сказками: удмуртской, башкирской, сказкой народа водь, ижорской, мордовской, якутской, нанайской, уральской, чувашской, русской, мансийской, таджикской, ненецкой, армянской.

Обучение

Материально-техническая база

Материально-техническая база

Комплект к программе «Умные игры в сказках для малышей»

Комплект к программе «Умные игры в сказках для малышей»

Подробнее

Комплект к программе «Умные игры в добрых сказках»

Комплект к программе «Умные игры в добрых сказках»

Подробнее

Общий комплект ко всем программам по сказкотерапии

Общий комплект ко всем программам по сказкотерапии

Подробнее

Комплект к программе «Умные игры в сказках для малышей» для младшего дошкольного возраста

Комплект к программе «Умные игры в сказках для малышей»

Что входит в данный набор

Умные игры в сказках для малышей. Парциальная программа. Макушкина С.В. — 1 шт.

Электронное приложение к методическому пособию — 1 шт.

Чудо-Соты 1 — 10 шт.

Чудо-Соты. Ларчик — 1 шт.

Чудо-Крестики 1 — 10 шт.

Чудо-Крестики 2 — 10 шт.

Чудо-Крестики 2. Ларчик — 1 шт.

Чудо-Крестики 3 — 10 шт.

Квадрат Воскобовича 2-х цв. — 10 шт.

Квадрат Воскобовича 2-х цв. + сказка — 1 шт

Фонарики с держателем (кр/з) — 10 шт.

Фонарики. Ларчик (дерево) — 1 шт.

Змейка — 10 шт.

Упаковка: сундук, дерево

Развернуть текст

Комплект содержит набор пособий для группы из 10 человек для реализации парциальной программы «Умные игры в сказках для малышей» (3-5 лет) С.В. Макушкиной (книга + USB-флеш с электронным приложением к программе + 10 наборов игр для детей + набор пособий для педагога) в упаковке «Сундучок» (дерево).

 Возраст: 3-5 лет

Комплект к программе «Умные игры в добрых сказках» для старшего дошкольного возраста

Комплект к программе «Умные игры в добрых сказках»

Что входит в данный набор

Умные игры в добрых сказках. Парциальная программа. Макушкина С.В. — 1 шт.

Электронное приложение к методическому пособию — 1 шт.

Чудо-Соты 1 — 10 шт.

Чудо-Крестики 1 — 10 шт.

Чудо-Крестики 2 — 10 шт.

Чудо-Крестики 3 — 10 шт.

Прозрачный квадрат (синий) — 10 шт.

Квадрат Воскобовича 2-х цв. — 10 шт.

Змейка — 10 шт.

Упаковка: сундук, дерево

Развернуть текст

Комплект содержит набор пособий для группы из 10 человек для реализации парциальной программы «Умные игры в добрых сказках» (5-7 лет) С.В. Макушкиной (книга + USB-флеш с электронным приложением к программе + 10 наборов игр для детей) в упаковке «Сундучок» (дерево).

Возраст: 5-7 лет

Общий комплект ко всем программам по сказкотерапии (три программы + USB-флеш + игры) в упаковке «Сундучок сказок» (дерево) (3-7 лет; на группу 10 человек)

Общий комплект ко всем программам по сказкотерапии

Что входит в данный набор

Умные игры в сказках для малышей. Парциальная программа (3,5 — 5 лет). Макушкина С.В. — 1 шт.

Умные игры в добрых сказках. Парциальная программа (5-7 лет). Макушкина С.В. 1 шт.

Умные игры в сказках для мам. Методические рекомендации. Макушкина С.В. — 1 шт.

Электронное приложение к программам и методическим рекомендациям — 1 шт.

Чудо-Соты 1 — 10 шт.

Чудо-Соты. Ларчик — 1 шт.

Чудо-Крестики 1 — 11 шт.

Чудо-Крестики 2 — 10 шт.

Чудо-Крестики 2. Ларчик — 1 шт.

Чудо-Крестики 3 — 11 шт.

Прозрачный квадрат (синий) — 11 шт.

Сказка «Нетающие льдинки Озера Айс» — 1 шт.

Квадрат Воскобовича 2-х цв. — 10 шт.

Квадрат Воскобовича 2-х цв. + сказка — 1 шт

Фонарики с держателем (кр/з) — 10 шт.

Фонарики. Ларчик (дерево) — 1 шт.

Змейка — 11 шт.

Упаковка: сундук, дерево

Развернуть текст

Комплект содержит набор пособий для группы из 10 человек для реализации парциальных программ «Умные игры в сказках для малышей» (3 — 5 лет), «Умные игры в добрых сказках» (5-7 лет), «Умные игры в сказках для мам» С.В. Макушкиной в упаковке «Сундучок сказок» (три программы + USB-флеш с электронными приложениями к программам + 10 наборов игр для детей + набор пособий для педагога + упаковка «Сундучок сказок (дерево)

 Возраст: 3-7 лет

Наши партнёры

Получить консультацию по данному решению

Применение программы С.В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» в образовательной деятельности ДОУПрименение программы С.В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» в образовательной деятельности ДОУ

Всем известно, что основная деятельность детей дошкольного возраста — это игра. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок успешнее освоил какой-либо материал, нужно преподнести этот материал через игру. Самостоятельно выполняя разнообразные задания, ребенок делает много открытий и приучается мыслить креативно. Кроме того, развивающие игры способствуют развитию пространственных представлений, навыков конструирования, математических способностей. Для того, чтобы заинтересовать ребенка развивающими играми, образовательной деятельность в целом, необходимо сначала увлечь его сказкой. Почему игры и сказки, мы ставим наряду с образованием детей? Если внедрить сказку и игру в образовательную деятельность, то можно добиться устойчивых результатов усвоения программы. Более того, помимо навыков и знаний, у детей развивается воображение, нестандартное мышление, эмоциональная составляющая. Именно поэтому, когда я познакомилась с программой Светланы Вячеславовны Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» для меня стало очевидно, что это именно то, что нужно внедрить в свою работу. За основу программы взята технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Каждая сказка из программы — это целый кладенец воспитательных технологий, навыков конструирования, моделирования, развития воображения.

Каждая сказка-это настоящая сокровищница образовательных и воспитательных задач. Герои сказок часто выступают в роли советчиков и помощников в разрешении проблем. Мы не просо читаем сказку, мы в ней живем, создавая образы, помогая героям и учась у них.

Например: группа детей не хочет принимать в игру одного ребенка. Тут нам помогает ситуация из сказки «Цветик-семицветик», когда Женю не хотели принимать в игру мальчики. Воспитатель вспоминает, как было обидно бедной девочке. Вызывает в детях эмоции и сочувствие. Можно зачитать отрывок из сказки. Или оторвать воображаемый лепесток и пожелать, чтобы дети играли вместе. Лети, лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мальчики взяли Ваню в игру.

В той же сказке «Цветик-семицветик» есть момент, где Женя попросила все игрушки в мире. Детям показывается картинка, как игрушки бегут к Жене. По этой картинке мы задаем вопросы, касающиеся пространственных отношений: какая игрушка над Дедом морозом, назовите игрушку под крокодилом, назовите игрушку на слоне и т.п

Так же герои из сказок нам помогают в проведении занятий.

Прочитав сказку и проиграв ее с детьми, мы моделируем ситуацию, когда герои из сказки участвуют в занятии или прямо по тексту сказки формируем необходимые навыки.

Например, занятие по формированию элементарных математических умений было включено в сказку «Гуси-лебеди». Сестра с братцем прибежали к яблоньке. Дети построили яблоню из набора «Чудо-крестики» и повесили на нее яблоки (5 шт.). А 3 яблока упало. Вопрос: где больше яблок на дереве или под ним? А если сорвать еще одно яблоко, сколько тогда останется на дереве? А как сделать так, чтобы яблок стало поровну? Хватит ли братцу и сестре яблок?

По сказке «По щучьему веленью» проводим занятие на тему «Рыбы». В момент, когда Емеля поймал щуку, детям задаю вопрос «А что такое щука?» конечно дети отвечают рыба. А какие виды рыб вы еще знаете? Где они обитают, чем питаются и т.д. Дети отвечают. Воспитатель дополняет ответы детей. Производится демонстрация различных видов рыб. После прочтения сказки можно смоделировать различные виды рыб: из конструктора, пластилина, нарисовать.

Дети очень любят рисовать. С помощью сказочной технологии формируем и графические навыки. Так мы создали Василису из сказки «Царевна лягушка». Сначала мы читаем сказку и создаем образ Василисы, а потом аккуратно обводим ее карандашом и раскрашиваем. Это очень непростое занятие для детей. Нужно держать каждую деталь, чтобы образ не рассыпался. Но результат всегда превосходный.

Регулярная работа с детьми по созданию сказочных персонажей приводит к тому, что дети сами начинают придумывать сказки и героев к ним. В этом случае уже не нужно давать шаблоны. Герои могут быть самыми необычными. Но я никогда не торможу детскую активность. Так появлялись роботы, трансформеры, драконы. Даже с такими персонажами дети придумывали свою историю. Педагог контролирует речь ребенка, помогает правильно сформулировать мысли и построить связанные предложения. Однажды робот был морским путешественником. Для него мы создали корабль (навыки складывания фигур из квадрата). Он приплыл на остров и там нашел карту сокровищ. Дети сами нарисовали эту карту, по которой шли поиски сокровищ в группе.

Иногда дети придумывают несколько коротких историй со своими персонажами. Тогда мы все вместе объединяем сюжеты.

Таким образом, работая по программе «Умные игры в добрых сказках» мы формируем:

  • развитие образного мышления
  • освоение пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, под, над, между).
  • ориентация на плоскости
  • воспитание культуры поведения
  • воспитание способности к сочувствию и оказанию помощи
  • закрепление математических навыков
  • развитие воображения, творческое и абстрактное мышление
  • развитие речи
  • развитие словарного запаса
  • развитие конструкторских и творческих способностей ребенка посредством развивающих игр.

Всем желаю вдохновения, полета фантазии и творческих успехов!

Воспитатели МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово Белгородского района»

  • Гетманова Юлия Николаевна
  • Гончарова Елена Сергеевна
< Предыдущая   Следующая >

  • Отметьте какие жанры относятся к эпосу стихотворение рассказ повесть драма элегия поэма
  • Отметьте жанры унт сказка предание повесть роман закличка пьеса
  • Отметьте жанры унт а рассказ б былина в повесть г песня д очерк е загадка
  • Отметьте жанры входящие в повесть временных лет сказка сказание поучение притча житие стихотворение
  • Отметьте главных героев оперы н а римского корсакова сказка о царе салтане