Отметьте словесные методы обучения эксперимент беседа рассказ демонстрация опыта


ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


НАЧАЛЬНОМУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ.


Практические
методы обучения  в естествознании
основаны на практической деятельности учащихся. Они способствуют  формированию практические умения и навыки. В
начальной школе в естествознании к практическим методам относится наблюдение,
распознавание и определение признаков, моделирование и эксперимент или  опыт. Так же можно выделить разновидности
практических работ, например с географической картой. Практические методы обучения
охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Во
время использования практических методов применяются приемы:


·      
постановки
задания,


·      
планирования
его выполнения,


·      
управления
процессом выполнения,


·      
оперативного
стимулирования, регулирования и контроля,


·       анализа итогов практической работы,


·       выявления причин недостатков,


·      
корригирования обучения для
полного достижения цели.

       


На
уроке необходимо принимать оптимальное решение при выборе  практических методов обучения, в прочем, как
и любых других. Например:


·       При решении каких задач этот метод
применяется особенно успешно? Для развития практических умений и навыков.


·       При каком содержании учебного
материала особенно рационально применять этот метод? Когда содержание темы
включает практические упражнения, проведение опытов.


·       При каких особенностях учащихся
рационально применять этот метод? Когда обучаемые готовы к выполнению практических
заданий.


·       Какие возможности должен иметь
преподаватель для использования данного метода? Когда преподаватель располагает
необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.


Наблюдение.


Наблюдение, как метод обучения, представляет собой активную
форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных
предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под
руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.
При
использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо
предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и
обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков
самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.


Виды наблюдений:


·       в классе или на природе.


·       за объектами неживой природы;


·       за явлениями неживой природы;


·       за объектами живой природы;


·       фронтальный, групповые или индивидуальные.


Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.
Требования: 
1) Конкретность
2) Систематичность
             Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.
Этапы наблюдения:
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).
2) Работа по рассмотрению частей объекта.
3) Обобщение увиденного.
Приемы закрепления наблюдения:
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.
2) Иммитация.
3) Сравнение.
4) Работа с иллюстрацией.
5) Самостоятельное проведение наблюдения.


Метод распознавания и определения признаков.


             Основа метода – анализ внешних, морфологических и частично анатомических особенностей предметов. Применяется при работе с раздаточным материалом, когда возникает необходимость составить характеристику предметов, явлений, выделить их признаки, определить место данного предмета, явления. При использовании метода необходим инструктаж.
Например: изучение особенностей растений, изучение термометра.
Метод Моделирование.
Виды:
·       материальные (глобус)
·       идеальные (умозрительные, мысленно построенные)
·       образные (строятся из
·       чувственно наглядных элементов) 
·       знаковые (условные обозначения)
То есть ребенок на основе созданного образа сам делает модель.


Познавательные
(дидактические) игры.


Это специально созданные
ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти
выход. Главное назначение данного метода —
стимулировать
познавательный процесс. Современные дидактические игры в начальной школе — это
пре
имущественно игры по правилам.


Игры имеют много функций: активизируют
познавательные про
цессы; воспитывают интерес и внимательность
детей; развивают спо
собности; вводят детей в жизненные ситуации;
учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность;
закрепляют знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления
индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию,
укрепляет волю ребенка.  
Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры,
игры-упражне
ния, игры-драматизации,
игры-конструирования. В учебном процессе
могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение. Основные требования, которые должны соблюдать
учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна орга
нически вытекать из логики учебно-воспитательного
процесса, а не быть к нему искусственно привязана;
должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно
игровые элементы;
иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
содержать считалки, рифмы, стихи.


Метод Эксперимент или опыты.


     
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда
учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь
ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей.
Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося,
превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно
опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную
роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.


Одним из важнейших практических
методов обучения является эксперимент. Он играет особую роль в обучении.


Итак, что же такое эксперимент?


Слово «эксперимент» происходит от
греческого слова и переводится как «проба, опыт».


«Современный словарь
иностранных слов» (1994) содержит такое определение: эксперимент — это «1. научно поставленный опыт, наблюдение
исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за
ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2.
вообще опыт, попытка осуществить что-либо».


«Большая Советская
энциклопедия» добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным
оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории,

определяет постановку задач и интерпретацию его результатов».


«Эксперимент … —
планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность
наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в
наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия», 1994).


«Эксперимент …
чувственно — предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова —
опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.».
«Советский энциклопедический словарь» (1997);


Из приведенных выше
определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и
«эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу
совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения»
(БСЭ, 1974). Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс
воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде
знаний и умений» («Советский энциклопедический словарь»). В
науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в
целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных
данному конкретному человеку.  
Эксперимент знакомит учащихся с
самими явлениями. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать
процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.


Эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический.
Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем,
лаборантом или иногда одним из учащихся. Демонстрационный эксперимент дает
возможность учителю формировать интерес к предмету у школьников, научить их
выполнять определенные операции; приемам лабораторной техники. Требования:


       
Наглядность.
Эксперимент следует проводить так, чтобы явление можно было наблюдать с любой
точки класса. Стол преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами,
чтобы были видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или
кодоскоп.


       
Простота.
Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен содержать лишних деталей
и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не отвлекалось от процесса. Не
следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут
пользоваться вниманием.


       
Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся,
поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной безопасности, вытяжной
шкаф для проведения работ с вредными и пахучими веществами, средства для
оказания первой. При проведении опасных опытов следует использовать защитный
экран.


       
Надежность.
Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его
проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими,
уверенными; недопустима неряшливость в оформлении опыта. Учитель должен следить
за своим внешним видом и поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее
причину, и опыт на следующем уроке повторить.


       
Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя.
Возникающие паузы можно использовать для организации диалога со школьниками,
выяснения условий проведения эксперимента.


Следует помнить, что эксперимент — это метод исследования, поэтому лучше
провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен. Эксперимент,
как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии
познавательной деятельности школьников. Каждый учащийся должен понимать, для
чего он делает опыт и как надо решить поставленную перед ним задачу. Он изучает
вещества органолептически или с помощью приборов и индикаторов, рассматривает
детали прибора или весь прибор. Выполняя опыт, учащийся овладевает приемами и
манипуляциями, наблюдает и замечает особенности хода процесса, отличает важные
изменения. Проделав опыт, он должен составить отчет.


Опора
на конкретный  образ, формирование его — функция
наглядности.


 Побудительная функция  обусловлена возможностью эксперимента усилить
познавательную активность учащихся и на этой основе формировать устойчивый
интерес к предмету.


 Мировоззренческую функцию
трудно переоценить. Научное видение мира не может сложиться без наблюдений за
явлениями, окружающими нас, без опытов с ними.


 Методологическая функция
состоит в том, что он позволяет четко обозначить этапы познания. Здесь
эксперимент в подавляющем большинстве случаев является источником противоречий,
ответственен за выделение группы исходных фактов, изучение поведения
материальной модели при выделении гипотезы, наконец, только эксперимент может
дать заключение о достоверности логических следствий из гипотезы. Во-вторых,
четко отражаются структура, средства и методы научного эксперимента.


 Обучающее — контролирующая функция
обусловлена тем, что эксперимент стал ведущим наглядным и практическим методом
обучения. Изучить глубину понимания предмета школьниками учитель может
объективно, если в качестве одного из заданий предложит провести
кратковременный опыт и объяснить полученные результаты.


 Нравственно — трудовая функция
предполагает формирование у учащихся положительного отношения к труду,
воспитание таких нравственных качеств как настойчивость, ответственность,
целеустремленность, аккуратность, бережливость, инициативу и т.д.


 Рационально — личностная функция
направлена на развитие у учащихся мышления и связанных с этим таких
индивидуальных качеств как творчество и самостоятельность.


Главное достоинство
применения метода эксперимента заключается в том, что в его процессе:


Дети получают реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания.


Идет обогащение памяти
ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения.


Развивается речь ребенка,
так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы.


Происходит накопление
фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные
умения.


Он важен и для
формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать
какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.


 В
процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера
ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется
здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.


Классификация  экспериментов.


Эксперименты  классифицируются по разным принципам.


По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с
животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.


По месту проведения опытов: в групповой комнате;  на участке; в лесу, в поле и т.д.


По количеству детей: индивидуальные; групповые; коллективные.


По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные
в ответ на вопрос ребенка.


По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические
(проводимые от случая к случаю); систематические.


По продолжительности: кратковременные (5 — 15 мин.); длительные (свыше
15 мин.).


По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные;
многократные, или циклические.


По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.


По характеру мыслительных операций: констатирующие
(позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи
с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику
процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты,
в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по
отдельным этапам).


По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям
все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые
(дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных
задач.


По способу применения в аудитории: демонстрационные;
фронтальные.


Каждый из видов
экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.


Так же эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и
ученический. Демонстрационным называют
эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним
из учащихся. Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать
интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции;
приемам лабораторной техники. Требования:


       
Наглядность.
Эксперимент следует проводить так, чтобы явление можно было наблюдать с любой
точки класса. Стол преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами,
чтобы были видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или
кодоскоп.


       
Простота.
Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен содержать лишних деталей
и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не отвлекалось от процесса. Не
следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут
пользоваться вниманием.


       
Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся,
поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной безопасности, вытяжной
шкаф для проведения работ с вредными и пахучими веществами, средства для
оказания первой. При проведении опасных опытов следует использовать защитный
экран.


       
Надежность.
Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его
проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими,
уверенными; недопустима неряшливость в оформлении опыта. Учитель должен следить
за своим внешним видом и поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее
причину, и опыт на следующем уроке повторить.


       
Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя.
Возникающие паузы можно использовать для организации диалога со школьниками,
выяснения условий проведения эксперимента.


Следует помнить, что эксперимент — это метод исследования, поэтому лучше
провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен.


             Ученический эксперимент — это вид самостоятельной работы. Он не
только обогащает учащихся новыми знаниями, понятиями, учениями, но и доказывает
истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое понимание
и усвоение материала. Он позволяет более полно осуществлять принцип связи
теории с практикой. Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и
практические занятия.


Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и
формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать
развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов,
требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных
результатов необходимо помнить, что непредусмотренный
результат не является неправильным.


                                                         Упражнения.


    Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.  Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: 
·       упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения; 
·       упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения; 
            Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. 
            Рассмотрим особенности применения упражнений. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. 
К графическим упражнениям относятся:
·       работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт,
·       изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении
·       лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. 
          Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.  
К учебно-трудовым упражнениям относятся
·       практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность.
         Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся. 
          Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: 
·       сознательный подход учащихся к их выполнению; 
·       соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – применение ранее усвоенного - на
·       самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое
·       применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. 
Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). 
Лабораторные работы.
             Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. 
             Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. 
             Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений
и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более. 


НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ.

К
наглядным методам относится демонстрация натуральных объектов, демонстрация опытов,
демонстрация изображений  или объектов,
или явлений. Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического
процесса. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее образное
восприятие, дать опору для мышления. Демонстрация
– это совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих
предметов, их моделей или изображений или соответствующее объяснение их
признаков.

Основными
средствами демонстрации являются: иссле­дуе­мые объ­екты  (в нату­раль­ном виде), ис­кусст­вен­ные заме­нители
на­ту­раль­ных объ­ектов.

Успешность
данного метода является:

·       активное уча­стие уче­ников;

·       правиль­ный вы­бор объек­тов;

·       умение педа­гога направить вни­мание
учеников на су­щественные  сто­роны явле­ний;

·       со­четание с другими мето­дами.

                При использовании наглядных
методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а)
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность
должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в
соответствующий момент урока;

в) наблюдение
должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть
демонстрируемый предмет;

г) необходимо
четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е)
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием
материала;

ж) привлекать самих учеников к
нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве.

Наглядные методы
обучения условно можно подразделить на две большие группы:

·      
методы
иллюстраций; 

·      
метод
демонстраций.

 Метод
иллюстраций

предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок
на доске, картин, портретов ученых и пр.

 Метод демонстраций обычно связан с
демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода
препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные
исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности
отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и
демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через
эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе
применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей
видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.),
обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

Условия
эффективного применения наглядности.

        Есть несколько методических условий,
выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств
обучения:

1)         
хорошее
обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при
изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и
пр.;

2)         
четкое
выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой
содержат и отвлекающие моменты;

3)         
детальное
продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых
для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения
усвоенной учебной информации;

4)    привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в
наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними
проблемных заданий наглядного характера.

    В условиях демонстрации химических,
физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила
техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными
документами.

Словесные
методы обучения– использование слова
(устного, письменного) при передаче
знаний. Они являются основными методами
обучения на лекциях, семинарах, в
самостоятельной работе студентов и
учащихся. Достоинством словесных методов
является передача большого объема
информации за небольшой отрезок времени.
Словесные устные методы обучения
характеризуются сочетанием слова,
процесса речевого общения с невербальными
средствами общения (мимика,жесты),
возможностью получения своевременной
обратной связи от студентов и учащихся,
активизацией восприятия и понимания
информации слушателями.

Словесными
устными методами обучения являются
рассказ, объяснение,беседа, дискуссия.
Словесные письменные методы обучения
предполагают использование печатного
слова, что характеризуется большей
скоростью восприятия информации, чем
устные методы. В настоящее время словесные
письменные методы более эффективны,
чем устные, так как позволяют активно
использовать компьютерные технологии,
учебник и учебные пособия. В качестве
словесных письменных методов обучения
используются такие, как конспектирование,
составление плана текста, составление
тезисов, цитирование, аннотирование,
рецензирование, составление
структурно-логической схемы потексту,
составление матрицы идей. Словесные
устные и письменные методы обучения
разделяются на монологические и
диалогические.

Устный
монологический метод обучения предполагает
монолог преподавателя по определенной
теме (объяснение, рассказ). Используется
в основном на лекциях.

Письменный
монологический метод предполагает
работу студентов и учащихся с литературой
(монографии, статьи, инструкции). Устный
диалогический метод основан на организации
диалогического взаимодействия
преподавателя и студентов, дискуссию.
Достоинством данного метода обучения
является стимулирование активности
студентов и учащихся, развитию критического
мышления и понимания содержания, что
повышает прочность и осознанность
усвоения информации. Устный диалогический
метод обучения может быть использован
на лекциях (включение элементов диалога,
эвристической беседы, вопросов), но в
большей степени – на семинарских и
практическихзанятиях.

Диалогическим
методом обучения является эвристическая
беседа. В ходе такой беседы преподаватель,
опираясь на имеющиеся знания и опыт
учащихся, с помощью тщательно продуманных
вопросов подводит их к пониманию и
усвоению новых знаний, формулированию
выводов.

Групповая
дискуссия как диалогический метод
обучения предполагает вовлечение
студентов и учащихся в обсуждение
различных точек зрения на проблему,
развивает понимание позиции собеседника,
аргументацию собственной точки зрения.
Проведение дискуссии возможно только
при наличии у студентов определенной
базы знаний по рассматриваемой проблеме.

20. Наглядные методы обучения.

Наглядные
методы обучения предполагают использование
в качестве средств обучения образов
(зрительных, слуховых, тактильных).
Наглядность как средство повышения
эффективности преподавания должна быть
согласована с содержанием материала,
вводиться по мере необходимости, должна
комментироваться с выделением главного
и существенного, при демонстрации должна
быть хорошо видна и понятна каждому
учащемуся и студенту, должны сочетаться
разные виды наглядности. Выделяют
следующие виды наглядности: предметную,
изобразительную, словесную.

Предметная
наглядность – это демонстрация реальных
предметов, явлений и процессов (приборы
и их макеты, демонстрационный эксперимент,
психологический опыт).

Изобразительная
наглядность– это демонстрация изображений
предметов, явлений,процессов.
Изобразительная наглядность бывает
художественной, символической, текстовой.

Художественная
изобразительная наглядность предполагает
использование фотографий, картин, кино-
и видеофильмов и позволяет отобразить
объект или ситуацию во всех деталях
(портреты психологов, фотографии людей
и произведения живописи, отображающие
их эмоциональные состояния, научно-популярные
и художественные фильмы).

Схематическая
(символическая) изобразительная
наглядность – это использование
изображений, в которых отражаются
существенные признаки,характеристики,
связи объектов, процессов или явлений
(таблицы, схемы,диаграммы, графики).

Текстовая
изобразительная наглядность – это
написание на доске или демонстрация с
помощью других средств (мультимедиа,
ТСО) текстовойинформации, которая плохо
воспринимается на слух (основных терминов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Определение 1

Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.

Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.

Популярные методики:

  • Рассказ и объяснение;
  • Беседа и дискуссия;
  • Лекция;
  • Работа с книгой.

Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.

Рассказ и объяснение

Определение 2

Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.

В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.

Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:

  • Активизация внимания;
  • Ассоциативное и закономерное соединение;
  • Сравнение;
  • Выделение главного;
  • Резюмирование.

Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.

Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.

Определение 3

Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.

Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.

Беседа и дискуссия

Определение 4

Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.

Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.

Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:

  • Вводные или организующие;
  • Эвристические;
  • Систематизирующие или закрепляющие;
  • Контрольно-коррекционные.

Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.

Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.

Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.

Определение 5

Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.

Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.

Выделяют 4 правила проведения дискуссии:

  • Ограниченное время на выступление;
  • Дисциплина и взаимоуважение;
  • Сдержанность;
  • Принятие чужого мнения.

Лекции

Определение 6

Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.

На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.

Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:

  • Создать детальный проект лекции;
  • Ознакомить слушателей с темой, целями и задачи;
  • Последовательно изложить информацию;
  • Сделать краткие выводы после каждого пункта;
  • Связывать части монолога;
  • Эмоционально излагать проблемы;
  • Приводить примеры, сравнения, факты;
  • Работать с аудиторией;
  • Регулировать темп изложения.

Работа с книгой

Определение 7

Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.

Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.

На практике используются две методики работы с учебниками:

  • На уроке;
  • Дома.

В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.

Словесные методы обучения

  Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги — Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. — выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:

  • содержать только достоверные факты;
  • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
  • иметь четкую логику изложения;
  • быть эмоциональным;
  • излагаться простым и доступным языком;
  • отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

  • точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
  • последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
  • использования сравнения, сопоставления, аналогии;
  • привлечения ярких примеров;
  • безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.

Цельвводной беседы — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

Беседа-сообщение(эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседыучитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.

Синтезирующая, или закрепляющаябеседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

  • активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
  • развивает их память и речь;
  • делает открытыми знания учащихся;
  • имеет большую воспитательную силу;
  • является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
  • требует много времени;
  • содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
  • необходим запас знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.

Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция. Лекция — монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

  • конспектирование- краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
  • составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

Характеристика словесных методов обучения

Содержание:

  • Что такое словесные методы обучения
  • Разновидности

    • Рассказ и объяснение
    • Беседа и дискуссия
    • Лекция
    • Работа с книгой
  • Основная роль и значение словесных методов обучения
  • Достоинства методов

Что такое словесные методы обучения

Определение

Словесные методы обучения – это группа приемов учебно-познавательной деятельности, в основе которых лежит слово. В педагогике используют в образовательных и воспитательных целях в качестве источника знаний, как в устной форме, так и письменной.

В качестве источника знаний словесные методы обучения выполняют ряд функций:

  • формирование теоретических и практических знаний у учащихся;
  • обмен информацией между педагогом и учащимися;
  • развитие познавательной и творческой активности обучающихся.

Разновидности

Все словесные методы обучения по имеющимся у них общим признакам можно разделить на конкретные виды, имеющие свои функциональные различия и характеристику. С точки зрения функциональности нужно разделять устную подачу материала и обсуждение пройденного, рассчитанного на взаимодействия ученика и учителя.  К устной подаче материала относят  лекции, рассказы, объяснение, а к обсуждениям — семинары, дискуссии, беседы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Кроме того, определена такая разновидность, как работа с книгой, включающая в себя как устную подачу материала, так и его обсуждение.

Рассказ и объяснение

Определение

Рассказ и объяснение – словесные методы обучения, которые обладают общей характеристикой: имеют информативный характер, что становится причиной их подмены друг другом.

С точки зрения функциональности рассказ и объяснение – понятия, которые разнятся целью повествования.

Рассказ может преследовать разные цели обучения, например, донести информацию,

Объяснение – это повествование доказательного характера, в основе которого всегда лежит требование: переубедить в чем-либо или растолковать что-либо.

Что касается характеристики данных методов, то рассказу свойственна логичность повествования. При объяснении ход повествования, его логичность могут измениться с учетом задаваемых вопросов или выявленных пробелов знаний обучающихся.

Если в объяснении должны быть очевидные доказательства, обусловленные темой, то в рассказе можно ограничиться какими-либо моментами или фактами.

Разнятся методы и продолжительностью повествования. Если рассказ затягивается, внимание обучающихся может рассеяться. Продолжительность объяснения обусловлена сложностью материала. Длиться объяснение до тех пор, пока объясняемая тема не станет понятной. Для  этого нужно заранее формулировать конкретные цели и ставить четкие задачи. Привлечь внимание слушателей рекомендуется с помощью наглядного материала, как во время рассказа, так во время объяснения. Наглядный материал является причиной появления в ходе повествования описания. 

Описание как словесный метод обучения похож на описание в значении типа речи, цель которого заключается в том, чтобы передать словами конкретный образ. Описание в таком традиционном значении свойственно рассказу. Описание в объяснении – это некая пошаговая инструкция или алгоритм, направленный на то, чтобы доказать изучаемый материал.

Наличие в большей или меньшей степени описания в рассказе, а также его полное отсутствие стало причиной, по которой рассказы делятся на несколько видов. 

Виды рассказов:

  1. Рассказ-выступление представляет собой подготовку к осмыслению новой информации. Описание здесь, в зависимости от темы, отсутствует или представлено частично.
  2. За вступлениями всегда следуют рассказы-изложения нового материала, где описание представлено всегда в большей степени. 
  3. Рассказы-заключения являются конечным этапом изучения или осмысления материала.

В учебной деятельности рассказы сопровождаются необходимыми методическими приемами.

Благодаря приему, основанному на сравнении  ранее полученного материала с новым, удерживается концентрация внимания учащихся на разных этапах усвоения темы. При этом нужно главную информацию выделять должным образом. Это может быть конспектирование, заучивание наизусть или составление схем. Важно, чтобы, как главная информация, так и второстепенная, имели логическое соединение.

Объяснение, как и рассказ, используется на разных возрастных этапах обучения: детский сад, школа, колледж, вуз. Для развития навыков самопознания не стоит начинать изучение новой темы с объяснения. Начинать изучение нужно с эмпирического опыта обучающихся.  После чего, используя наводящие вопросы, подвести ребят к самостоятельному изучению материала. Если на этом этапе возникают трудности, перейти к объяснению.

Беседа и дискуссия

В основе беседы и дискуссии лежит диалог. Разница в том, что беседа носит непринужденный характер, подразумевающий обмен информацией. За основу дискуссии взят спор, основанный на имеющихся у участников знаниях.

Тема выбирается с учетом возраста участников.

Особенность беседы как метода в педагогике заключается в том, что она носит дидактический характер. Продуманные и должным образом сформулированные вопросы не только способствуют поддержанию интереса, но и способны координировать ход учебного образа таким образом, что учащиеся, размышляя над услышанным, самостоятельно приходят к определенным выводам.

Задача педагога заключается в том, чтобы поддерживать интерес слушателей разными способами. Чаще всего для этого используются вопросы. Но, в зависимости от возраста учащихся и темы беседы, это могут быть дополнительно мимика, смена интонации или эмоциональной окраски речи.

Для поддержания интереса во время дискуссии на первое место выдвигаются проблемы. Доказательства при этом должны быть последовательно и логически правильно выстроены.

Главная функция беседы и дискуссии заключается в том, чтобы учащиеся не только изучили новый материал, но и смогли проявить свое отношение к нему.

Беседы допустимо проводить на разных этапах обучения, а дискуссии проводятся преимущественно на завершающем.

Поскольку допускается проведение бесед на разных этапах обучения, то и делятся они в связи с этим на определенные типы.

Беседа на начальной стадии обучения является вводной. Есть беседы, систематизирующие полученные знания, и контрольные беседы, которые позволяют определить уровень полученных знаний.

Со стороны педагога и со стороны обучающихся требуют беседы, направленные на самостоятельное изучение материала, их называют эвристическими. Суть метода в том, что педагог озвучивает конкретный вопрос, а ответ ученики должны найти, пользуясь учебником, справочником. Чтобы беседа получила развитие, заранее подготовленные вопросы формулируются с учетом предполагаемых ответов учащихся. 

Роль дискуссии заключается в том, чтобы не только систематизировать полученные знания и проверить их качество, но и для того, чтобы вызвать интерес участников к изученной теме. Во время дискуссий у каждого ее участника есть возможность высказаться, доводы подтверждаются заранее подготовленными аргументами. Во время диалога, основанного на споре, обучающиеся учатся доносить свою точку зрения, выслушивая оппонента, отстаивать намеченную позицию. Все перечисленное способствует углубленному изучению материала, развивается мышление и связная речь.

Лекция

Определение

Лекция – это метод воспроизведения лектором большого количеств данных, используемый у студентов и старшеклассников. Чтобы лекция была доступной, преподаваемый в большом объеме материал должен быть структурирован и логически выстроен.

В дошкольной педагогике лекции подменяются рассказом, поскольку внимание дошкольников быстро рассеивается.

Продолжительность лекций в старших классах не должна быть более 1 или 2-х уроков, так как особенности школьного курса и возрастные особенности учеников таковы, что теория должна быть подкреплена практикой. Причиной к проведению лекций в старших классах школы может стать необходимость обобщения несложного материала или его систематизация.

Лекции для студентов ориентированы не на возрастные особенности, а на доступное изложение предмета. 

Разделяют лекции вводные, текущие, обзорные и итоговые, которые имеют единый принцип.
Каждую из них нужно начинается с озвучивания темы, цели и задач излагаемого предмета. Чтобы материал не получил размытую форму, необходимо после каждой микротемы делать небольшие выводы, которые можно дать под запись.

Материал должен излагаться последовательно, все части лекции должны обладать смысловой целостностью, пункты выделяются эмоционально или интонационно. Материал не должен быть бездоказательным. Следует позаботиться о наличии в нем примеров, сравнений, которые в большинстве своем должны носить научный характер.

В традиционном понимании чтение лекций – монолог, но при этом работа с аудиторией должна проводиться. Это могут быть периодические вопросы, разный темп изложения.

Работа с книгой

Работа с книгой может проводиться в разных формах: самостоятельная работа учеников с последующим комментированием и коллективная работа класса с поэтапным комментированием.

Учащиеся составляют план изучаемого курса или находят ответы на поставленные педагогом вопросы, после чего работы обсуждаются. Допускается использование дополнительного материала в виде справочников, словарей, энциклопедий. 

Допустимо использование работы с книгой на разных этапах обучения: изучение нового или повторение пройденного. Использование метода обусловлено во многом особенностью коллектива обучающихся в целом. Если во время прочтения лекции большая часть учеников темы не усваивает, то работа с книгой побуждает к деятельности всех. Применяя на уроке работу с книгой, можно подойти к обучению дифференцированно: пока одни находят ответы на поставленные задачи самостоятельно, другим можно объяснить сложную для них информацию.

Работа с книгой может быть представлена как работа в классе или как домашняя работа. В обоих случаях тип работы обусловлен конкретной необходимостью. Для обзорного обучения можно ограничиться кратким или подробным конспектированием. Для того чтобы заострить внимание учащихся на главном, можно предложить им составить схему, фиксируя только нужные понятия. Если изучаемый в книге материал потребуется для дальнейшего воспроизведения, то стоит прибегнуть к составлению плана текста. В отдельных случаях знание материала обусловлено личной потребностью ученика.  Например, когда он что-то помнит, а что-то подзабыто, то над информацией делаются пометки.

Основная роль и значение словесных методов обучения

Словесные методы обучения в педагогике играют незаменимую роль, поскольку информация воспринимается и преподносится через слово. Слово педагога, наделенное правильно подобранными эмоциями, способствует усвоению материала. Если урок преподносится сухо, без эмоций, кроме скуки, он ничего вызывать не будет. И, наоборот, речь педагога привлечет внимание слушателей, если будет оживленной.

К каждому словесному методу нужно уметь подбирать необходимые приемы. В противном случае не все учащиеся могут быть привлечены к работе. Это не единственный недостаток. К минусам относят и тот факт, что  на реализацию данных методов уходит много времени, при этом в определенных случаях в работу могут быть вовлечены не все обучающиеся.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Достоинства методов

Плюсов представленная классификация методов в образовании имеет больше. Их преимущество не только в том, что они способствуют развитию любознательности, но и в сочетании с отдельными приемами развивают логику мышления обучающихся, речь и память.

Присущая словесным методам вариативность позволяет, подстроив их под ситуацию, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, как отдельного ученика, так и всего класса.

Автор статьи

Марина Сергеевна Баева

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Классификация методов обучения

Замечание 1

Успех обучения зависит в первую очередь от используемых методов обучения.

Определение 1

Метод обучения представляет собой систему поэтапных и взаимосвязанных способов работы педагога и учащихся, направленную на достижение определенных дидактических задач.

Выделяют несколько методов обучения:

  • практические,
  • наглядные,
  • словесные,
  • опыты и эксперименты,
  • моделирование,
  • игровые методы.

Практические методы

К практическим методам можно отнести упражнения, схемы, иллюстрации, познавательные игры. Данный метод лучше других приучает ребенка к добросовестному выполнению заданий. У детей в результате использования данного метода формируется привычка правильно организовывать трудовой процесс, который базируется на осознании цели предстоящей работы, анализе задач и условий их решения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых материалов, тщательном контроле качества выполняемой работы, анализе и выводах.

Основным из практических методов является упражнение, то есть планомерное, организованное, повторяющееся выполнение действий для овладения целью упражнения или повышения качества.

Дидактические игры прекрасно сочетаются с учением. Включение игровых моментов в процесс обучения делает его интересным, занимательным, создает рабочее настроение у детей, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Игра – это могущественный рычаг умственного развития детей.

Наглядные методы

К наглядному методу относится демонстрация и наблюдение. Наглядность способствует прочному запоминанию. Наглядные методы можно применять на любых этапах педагогического процесса. Они обеспечивают образное, всестороннее восприятие, служат опорой для развития мышления.

Особенно наглядные методы важны в дошкольном возрасте, когда основными формами мышления являются наглядно-образная и наглядно-действенная, а понятийная форма мышления в этом возрасте проявляется только в простейших формах.

Наглядность должна отражать реальную окружающую действительность, соотноситься с уровнем развития ребенка, по содержание и оформлению быть высокохудожественной.

«Методы обучения в педагогике» 👇

Определение 2

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.

С помощью данного метода педагог направляет вектор восприятия ребенка на выделение основных признаков в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами.

В обучении используются наблюдения различного типа:

  • за изменением объектов;
  • распознающего характера;
  • репродуктивного характера.

Наблюдения также можно классифицировать на следующие виды:

  • кратковременные;
  • длительные.

Словесные методы

К словесным методам обучения относятся объяснение, чтение, беседа, рассказ.

Эффективность методов этой группы имеет зависимость от культуры речи педагога, от общего уровня его образности, эмоциональной выразительности и доступности его объяснений для детского понимания.

Опыты и эксперименты

Метод опытов и экспериментов подразумевает воздействие обучаемого на объект для познаний его свойств и связей. Опыты и эксперименты бывают нескольких видов:

  • демонстрационные, когда педагог самостоятельно проводит опыт и демонстрирует его ученикам;
  • фронтальные, при которых объекты эксперимента находятся у детей.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.

Замечание 2

Экспериментирование является методом обучения, если используется для передачи ученикам новых знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, но само решение ребенку предстоит найти самостоятельно.

Базой познавательной активности детей в экспериментировании являются возникающие противоречия между уже сложившимися знаниями и навыками и новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникают в процессе экспериментирования. Источником познавательной активности служит преодоление этого противоречия.

Моделирование

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Мышление ребенка при использовании этого метода развивают при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для него форме скрытые свойства и связи определенного объекта.

Основой метода моделирования является принцип замещения, когда реальный предмет замещается другим предметом, изображением или условным знаком.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Отметьте какие жанры относятся к эпосу стихотворение рассказ повесть драма элегия поэма
  • Отметьте жанры унт сказка предание повесть роман закличка пьеса
  • Отметьте жанры унт а рассказ б былина в повесть г песня д очерк е загадка
  • Отметьте жанры входящие в повесть временных лет сказка сказание поучение притча житие стихотворение
  • Отметьте главных героев оперы н а римского корсакова сказка о царе салтане