Отметьте жанры входящие в повесть временных лет сказка сказание поучение притча житие стихотворение

  1. Жанры в составе «Повести временных лет».

1. Определите,
в чем состоит своеобразие композиции
«Повести временных лет».

«Повесть
временных лет», как и большинство
летописей, — свод, произведение, основанное
на предшествующих летописных сочинениях,
включившее в свой состав фрагменты из
различных источников, литературных,
публицистических, фольклорных и т. д.
«Повесть временных лет», как памятник
историографии, пронизана единой
патриотической идеей: летописцы стремятся
представить свой народ как равный среди
других христианских народов, с гордостью
вспоминают о славном прошлом своей
страны — о доблести князей-язычников,
благочестии и мудрости князей-христиан.
Летописцы говорят от лица всей Руси,
поднимаясь над мелочными феодальными
спорами, решительно осуждая распри и
«которы», с болью и тревогой описывая
бедствия, приносимые набегами кочевников.
Словом, «Повесть временных лет» — это
не просто описание первых веков
существования Руси, это рассказ о великих
началах: начале русской государственности,
начале русской культуры, о началах,
которые, по убеждению летописцев, сулят
в грядущем могущество и славу их родине.

Но
«Повесть временных лет» не только
памятник историографии, она и выдающийся
памятник литературы. Композиционное
своеобразие «Повести временных лет»
проявляется в соединении множества
жанров в этом произведении. В летописном
тексте можно различить как бы два типа
повествования, существеннейшим образом
отличающихся друг от друга. Один тип —
это погодные записи, то есть краткие
информации о происшедших событиях. Так,
статью 1020 г. составляет одно сообщение:
«Родися у Ярослава сын, и нарече имя ему
Володимер». Это фиксация исторического
факта, не более того. Иногда в летописную
статью входит ряд таких фиксаций,
перечень различных фактов, иногда даже
достаточно подробно сообщается о сложном
по своей структуре событии: например,
сообщается, кто принимал участие в
какой-либо военной акции, где собрались
войска, куда они двинулись, чем закончилась
та или иная битва, какими посланиями
обменялись князья-враги или князья-союзники.
Особенно много таких подробных (порой
многостраничных) погодных записей в
Киевской летописи XII в. Но дело не в
краткости или подробности повествования,
а в самом его принципе: информирует ли
летописец о происшедших событиях и ли
рассказывает о них, создавая сюжетное
повествование. Для «Повести временных
лет» характерно наличие именно таких
сюжетных рассказов.

2. Выявите
особенности жанрового состава «Повести
временных лет».

«Повести
временных лет» сложна по своему составу
и разнообразию ее компонентов как по
происхождению, так и по жанровой
принадлежности. В «Повесть», помимо
кратких погодных записей, вошли и тексты
документов, и пересказы фольклорных
преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки
из памятников переводной литературы.
Мы встретим в ней и богословский трактат
— «речь философа», и житийный по своему
характеру рассказ о Борисе и Глебе, и
патериковые легенды о киево-печерских
монахах, и церковное похвальное слово
Феодосию Печерскому, и непринужденную
историю о новгородце, отправившемся
погадать к кудеснику.

Природа
летописного жанра весьма сложна; летопись
относится к числу «объединяющих жанров»,
подчиняющих себе жанры своих компонентов
— исторической повести, жития, поучения,
похвального слова и т. д. И тем не менее
летопись остается цельным произведением,
которое может быть исследовано и как
памятник одного жанра, как памятник
литературы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 02:30

Вчем заключается противоречивость образа анны карениной? ? , надо

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 00:40

Мне надо озаглавить каждую часть в кавказком пленике

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 14:10

Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване обломов называет «несчастными» людьми? (по роману и. а. гончарова «обломов») дайте полный ответ

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 14:20

Когда идут дожди – растут травы. когда уносятся ветры – оседает пыль. когда улетают птицы – остаются гнёзда. когда уходят люди – живёт память. реки вскрываются ночью. грустно… птицы улетают ночью. тихо… зима ложится ночью.
холодно… человек уходит из жизни ночью. пусто… (ф. нестеров) какую смысловую нагрузку несёт союз когда?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 22:50

Написать сочинение на укр, языке»пятнадцатилетний капитан»

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 07:10

Характеристика дік сенда. характеристика спритної людини. характеристика ролі знань в житті людини.іть

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 23:10

Сочинение на тему нужны ли в мире сочувствия и состродания за 7 класс по произведениям юшка, хорошее отношение к лошадям ,кусака, в прекрасном и яростном мире. завтра нужно уже сдать.

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 13:20

Леонид николаевич андрев»кусака» ответить на вопросы: 1)какова роль послесловия? 2)для чего описывается дурачок илюша?

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 19:30

Составьте 15 слов с буквосочетанием «кот». прринимаются только имена существительные в единственном числе

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 00:50

Первоначально «кладовая солнца» называлась «друг человека». почему, по вашему, м.м. пришвин отказался от этого названия?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 05:00

Очём заставляет задуматься рассказ паустовского телеграмма ,

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 06:00

Сопоставь повести «детство» льва толстого и «детство» максима горького. что объединяет и что различает их? в пятницу урок. , побыстрее и своими мозгами! ни надо откуда-то скачивать ответы! пишите !

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Другие предметы, 11.05.2021 09:02

Категория

Другие предметы, 11.05.2021 09:03

Категория

Алгебра, 11.05.2021 09:03

Категория

Категория

Другие предметы, 11.05.2021 09:03

Категория

Биология, 11.05.2021 09:04

Категория

Русский язык, 11.05.2021 09:04

Категория

Категория

Информатика, 11.05.2021 09:04

Категория

Математика, 11.05.2021 09:04

Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с лета 6360 (852 года по современному летоисчислению), начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

Название своду дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке:

Содержание

  • 1 История создания летописи
  • 2 Содержание
  • 3 Христианская идеология
  • 4 Источники и вставные рассказы
  • 5 Цитаты
  • 6 Литература
    • 6.1 Издания и переводы
    • 6.2 Исследования
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История создания летописи

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи[2] (1377 год) и других списках[3]. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век))[4]. В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Содержание

История русской земли возводится к временам Ноя. Три его сына поделили Землю:

  • Симу достался восток: Бактрия, Аравия, Индия, Месопотамия, Персия, Мидия, Сирия и Финикия.
  • Хаму достался юг: Египет, Ливия, Мавритания, Нумидия, Эфиопия, но также Вифиния, Киликия, Троада, Фригия, Памфилия, Кипр, Крит, Сардиния.
  • Яфету (словен. Афетъ) достался северо-запад: Армения, Британия, Иллирия, Далмация, Иония, Македония, Мидия, Пафлагония, Каппадокия, Скифия и Фессалия.

Потомками Яфета названы варяги, немцы, русь, шведы (словен. свеи). В начале человечество составляло народ, но после вавилонского столпотворения из яфетидов выделились норики, которые суть славяне. Исходной прародиной славян названы берега реки Дунай в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Вследствие агрессии волохов часть славян ушла на Вислу (поляки), а другая — к Днепру (древляне и поляне), к Двине (дреговичи) и озеру Ильмень (словене). Расселение славян возводится ко временам апостола Андрея, который гостил у славян на Ильмене. Поляне основали Киев и назвали его в честь своего князя Кия. Другими древними славянскими городами названы словенский Новгород и кривичский Смоленск. Затем при царе Ираклии дунайские славяне испытали нашествие болгар, угров, обров и печенегов. Однако днепровские славяне попали в зависимость от хазар.

Первой упомянутой датой в летописи является 852 (6360) год, когда начала называться Русская земля, а русь впервые появилась в Царьграде. В 859 году Восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Первые брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а вторые — с полян, северян и вятичей.

Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 году привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве образовалось особое варяжское государство во главе с Аскольдом и Диром, которое тревожило набегами Византию.

В 882 году преемник Рюрика князь Олег захватил Смоленск, Любеч и Киев, объединив два русско-варяжских государства. В 883 году Олег покорил древлян, а в 884—885 году покорил хазарских данников радимичей и северян. В 907 году Олег предпринял крупный морской поход на ладьях в Византию, результатом которого стал договор с греками.

После смерти Олега от укуса змеи стал княжить Игорь, который воевал с древлянами, печенегами и греками. Русы первоначально были заморскими варягами, но постепенно слились с полянами, так что летописец мог сказать, что поляне ныне называются русью. Деньгами русов были гривны, а поклонялись они Перуну.

Игоря убили взбунтовавшиеся древляне, а его трон унаследовала его жена Ольга, которая при помощи варяжских воевод Свенельда и Асмуда жестоко отомстила, убив свыше 5 тысяч древлян. Ольга правила как регент при своем сыне Святославе. Возмужав, Святослав покорил вятичей, ясов, касогов и хазар, а затем воевал на Дунае против греков. Возвращаясь после одного из походов на греков, Святослав попал в засаду печенегов и погиб.

От Святослава княжий престол перешел Ярополку, правление которого было осложнено междоусобицей. Ярополк победил своего брата и владетеля древлянского Олега, но погиб от варягов другого брата Владимира. Владимир вначале отослал варягов, унифицировал языческий пантеон, но затем принял христианство. В годы его правления были войны с поляками, ятвягами, вятичами, радимичами и волжскими болгарами.

После смерти Владимира в Киеве начал княжить Святополк. За жестокую расправу над братьями его прозвали Окаянным. Он был свергнут своим братом Ярославом. Оппозицию новому князю составил правитель Тмутараканский Мстислав. После окончания усобицы Ярослав построил каменные стены в Киеве и собор св. Софии. После смерти Ярослава Русская земля вновь распалась. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переяславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После Всеволода Киевом правил Святополк, которого сменил Владимир Мономах.

Христианская идеология

Повесть пропитана христианскими мотивами и аллюзиями на Библию. Одно из центральных мест произведения занимает выбор веры, осуществлённый князем Владимиром. Тот выбрал христианство греческого образца, которое отличалось причащением вином и хлебом, а не облатками, как у немцев. Основы христианской веры (в виде пересказа книги Бытия и ветхозаветной истории до разделения Израильского царства) Владимиру излагает некий философ, который помимо прочего упоминает о падении старшего ангела Сатанаила на 4-й день творения. Бог заменил Сатанаила на Михаила. Ветхозаветные пророки (Мал.2:2) упоминаются для доказательства окончания израильской миссии (словен. отвѣржении жидовьстѣ). В 5500 году от сотворения мира в Назарете Марии явился Гавриил и возвестил о воплощении Бога, который родился как Иисус в годы царя Ирода (словен. цесарь жидовескъ), достигнув 30 лет и крестился на реке Иордан от Ивана. Затем собрал 12 учеников и исцелял больных. Из зависти он был предан на распятие, но воскрес и вознесся. Смысл воплощения заключался в искуплении от греха.

Бог представляет собой «три собьства»: Отец, Сын и Св. Дух (едино божество вь трехъ лицих). Любопытно, что отношения лиц Троицы, которые раздѣляеть бо ся не раздѣлно, и совокупляеться неразмѣсно, используется термин подобосущенъ. Бог обладает хотѣньем спасти тварь. Для этого Бог принимает плоть и зракъ и умирает истинно (не мечтаниемь) и также истинно воскресает и возносится на небеса. Также христианство Повести предписывает поклонение иконам, кресту, мощам и священным сосудам, поддержка церковного предания и принятие семи соборов. Бог находится на небесах, восседая в неизреченном Свете на престоле в окружении ангелов, естество которых невидимо. Ему противостоят бесы (черни, крилати, хвостъ имущи), обителью которых является бездна.

Смысл крещения Руси в летописи раскрыт как избавление от идолослужения, невежества и прелести дьявольской. После смерти праведники мгновенно попадают на небеса, становясь заступниками своего народа.

После крещения в Корсуне, Владимир приказал крестить народ в Днепре и строить деревянные церкви. Одной из первых стала церковь святого Василия, поставленная на месте капища Перуна. Были также церкви Богородицы, святой Софии, св. апостолов, св. Петра, св. Андрея, св. Николы, св. Федора, св. Дмитрия и св. Михаила. В церквях, украшенных иконами, сосудами и крестами, совершались литургии, молитвы и читалось еуангелие. Крещенным полагалось носить нательные кресты. Особо отмечались Благовещение, Вознесение, Успение Богородицы и день святых мучеников Бориса и Глеба. Важную роль имел 40-дневный пост накануне Воскресения Господнего. Главой единичной церкви были облечённые в ризы попы, над попами стояли епископы, а духовным главой русских христиан был митрополит. Первым монастырем на русской земле был Печерский монастырь, состоящий из жившей по кельям братии черноризцев во главе с игуменом.

Источники и вставные рассказы

Тексты фольклорного происхождения.:

  • Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом)[5]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о мести Ольги древлянам (под 945—946 годами)[6]. Лишь несколько слов в Никоновской летописи.
  • Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом[7]. Нет в Н1Л.
  • Осада печенегами Белгорода, под 997 годом[8]. Нет в Н1Л.

Документальные источники:

  • Договор 907 года, текст создан искусственно[9]. Нет в Н1Л.
  • Договор 912 года[10]. Нет в Н1Л.
  • Договор 945 года[11]. Нет в Н1Л и в Никоновской летописи.
  • Договор 971 года[12]. Нет в Н1Л.

Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

  • 852[13] — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».
  • 858[14] — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.
  • 866[15] — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
  • 868[16] — «Начал царствовать Василий».
  • 869[16] — «Крещена была вся земля Болгарская».

Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

  • 887[17] — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.
  • 902[18] — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.
  • 907[19] — Поход Олега на Византию.
  • 911[19] — Явление звезды на западе (кометы Галлея).
  • 913[20] — «Начал царствовать Константин, сын Леона».
  • 914[21] — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.
  • 915[21] — Взятие Симеоном Адрианополя.
  • 920[22] — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).
  • 929[22] — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.
  • 934[23] — Поход венгров на Царьград. Мир.
  • 942[24] — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.
  • 943[24] — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).

Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

  • «Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов[25] и рассказ о нравах народов[26]. Нет в Н1Л[27].
  • Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси[28]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом)[29]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом)[30]. Нет в Н1Л.
  • Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом)[31].
  • Похвала Ольге (под 969 годом)[32].
  • Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом)[33].
  • Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом)[34].
  • «Речь философа»[35].
  • Рассказ о походе на Корсунь[36].
  • Символ веры, семь соборов и разврашение латинян[37].
  • Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян[38].
  • Рассказы об убиении Бориса, убиении Глеба, похвала Борису и Глебу[39].
  • Похвала книгам под 1037 годом[40]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о начале Печерского монастыря, под 1051 годом[41]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о знамениях в настоящем и прошлом, с заимствованиями из Хронографа по великому изложению, под 1065 годом[42].
  • Поучение о казнях божиих, под 1068 годом[43]. Нет в Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассуждение о кресте, который помог Всеславу, под 1068 годом[44].
  • Рассказ о волхвах и Яне, под 1071 годом[45], и продолжение рассказа о волхвах[46].
  • Рассказ о смерти Феодосия Печерского и черноризцах монастыря, под 1074 годом[47]. Нет в Н4Л.
  • Рассуждение о смерти Изяслава и о братолюбии, под 1078 годом[48]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о смерти Ярополка Изяславича, под 1086 годом[49]. Нет в Н1Л, Н4Л.
  • Рассказ о перенесении мощей Феодосия Печерского, его предсказания и похвала ему, под 1091 годом[50]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Поучение о казнях божиих, под 1093 годом[51]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
  • Рассказ о набеге половцев на Киев и на монастырь, под 1096 годом[52]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Выписка о племенах из Мефодия Патарского и рассказ Гюряты Роговича[53]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
  • Рассказ об ослеплении Василька и последующих событиях, под 1097 годом[54]. Нет в Н1Л, Н4Л.
  • Рассказ о походе на половцев в 1103 году[55]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.

Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:

  • Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита[56]. Нет в других летописях.
  • Поход 1111 года на половцев[57].
  • Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах[58]. Нет в других летописях.
  • Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба[59]. Нет в других летописях.

Цитаты

Цитаты из «Повести временных лет».

  • О расселении славян на Руси после их ухода с Дуная в древние недатированные времена:

…та́коже и ти Словѣ́не прише́дше и сѣ́доша по Днѣпрѫ́ · и наре́кошасѧ Полѧ́не · а дру́зии Древлѧ́не зане́ сѣ́доша въ лѣсѣ́хъ · а дру́зии сѣ́доша ме́жю При́петьѭ и Дви́ноѭ · и наре́кошасѧ Дръго́вичи · ини́и сѣ́доша на Дви́нѣ и наре́кошас҄ Полоча́не · рѣ́чьки ра́ди ꙗ́же втече́ть въ Дви́нѫ · и́мѧнемъ Поло́та · ѿ сеꙗ́ прозва́шасѧ Полоча́не · Словѣ́не же сѣ́доша ѡ́коло о́зера Илме́рѧ · и прозва́шасѧ свои́мъ и́мѧнемъ и сдѣ́лаша градъ · и наре́коша и Но́въгородъ · а дру́зии сѣ́доша по Деснѣ́ · и по Сѣ́ми · и по Су́лѣ и наре́коша Сѣ́веръ · и та́ко рази́десѧ Словѣ́ньскии ꙗзꙑ́къ тѣ́мже и гра́мота прозва́сѧ Словѣ́ньскаꙗ…

  • О призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году:

Въ лѣто · ҂ѕ҃ т҃ о҃ · Изъгнаша Варѧги за море и не даша имъ дани . и почаша сами въ собѣ володѣти · и не бѣ въ нихъ правдꙑ · и въста родъ на родъ · и бꙑша въ них҄ усобицѣ · и воєвати почаша сами на сѧ и рѣша сами въ себѣ · поищемъ собѣ кнѧзѧ · иже бꙑ володѣлъ нами · и судилъ по праву · и идаша за море къ Варѧгомъ к Русі · сице бо сѧ звахѫть и · варѧзи суть · ꙗко се друзии зъвутсѧ Свое · друзии же Ѹрмане · Анъглѧне друзіи Гъте · тако и си рѣша · Русь · Чюдь и Словѣни · и Кривичи · всѧ землѧ наша велика и ѡбилна · а нарѧда въ неи нѣтъ · да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами · и изъбращасѧ · г҃ · братьꙗ . съ родꙑ своими · и поꙗша по собѣ всю Русь · и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеѹсъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ…

Литература

Издания и переводы

Переводилась на современный русский язык Д. С. Лихачёвым в соавторстве с Б. А. Романовым (1950), позже Лихачёвым единолично (1978), О. В. Твороговым (1997), А. Г. Кузьминым; также на французский (1884), шведский (1919), немецкий (1931 и 2000-е), румынский (1935), английский (1953), чешский (1954), польский (1968), украинский (1990), китайский (2010) языки.

Издания: (кроме изданий в составе Лаврентьевской, Радзивиловской и Ипатьевской летописей)

  • Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. М.-Л., 1950. 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. СПб, 1999 (по списку Лаврентьевской летописи; в примечаниях: ПВЛ 1999)
  • Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб, 1997. (по списку Ипатьевской летописи)
  • The Povĕst’ vremennykh lĕt: An Interlinear Collation and Paradosis. / Compiled and Ed. by D. Ostrowski. Cambridge (Mass.), 2003. (Harvard Library of Early Ukrainian Literature. Texts. Vol. X. Parts 1-3)

Словоуказатели:

  • Handbuch zur Nestorchronik. Bd.1-3. Munchen, 1977-86.
  • Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет»: (Словоуказатели и частотный словник). Киев, 1984.

Исследования

Литература (кроме обобщающих трудов по летописанию):

  • Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб, 1856.
  • Шахматов А. А. Повесть временных лет, т.1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.
  • Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и её источник. М., 1957.
  • Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971.
  • Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975.
  • Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С. 337—343. (статья О. В. Творогова)
  • Шайкин А. А. «Се повести времяньных лет…» От Кия до Мономаха. М., 1989.
  • Милов Л. В. Очерк I. Кто был автором «Повести временных лет»? // От Нестора до Фонвизина: Новые методы определения авторства. М., 1994. С. 40-69.
  • Зиборов В. К. О летописи Нестора: Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995.
  • Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». Барнаул, 1995.
  • Данилевский И. Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы источниковедения летописных текстов. М., 2004.
  • Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет?» — М.: Индрик, 2011. — 280 с. (Славяно-германские исследования. Т. 6). — 1000 экз., ISBN 978-5-91674-154-4

Примечания

  1. горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. — М., 1981. — С. 14-15.
  2. Рукопись ГПБ, F.п. IV, № 2
  3. Радзивиловская летопись (рукопись БАН, 34.5.30) и Московско-Академическая летопись (ГБЛ, собр. МДА, № 236)
  4. Списки: Ипатьевский — БАН, 16.4.4; Хлебниковский — ГПБ, F.IV, № 230
  5. ПВЛ 1999. С.20; ПСРЛ, т. I, стб.38-39 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.28-29, т. IV, ч.1, стр.24-25, т. VI, вып.1, стб.31-32, т. VII, стр.275-276, т. IX, стр.21-22
  6. ПВЛ 1999. С.27-29; ПСРЛ, т. I, стб.55-60, т. II, стб.43-48, т. III, стр.110-113 (только первая часть рассказа), т. IV, ч.1, стр.37-41, т. VI, вып.1, стб.46-50, т. VII, стр.283-285
  7. ПВЛ 1999. С.54-55; ПСРЛ, т. I, стб.122-124, т. II, стб.106-108 (под 993 годом); т. IV, ч.1, стр.91-92 (под 991 годом), т. VI, вып.1, стб.107-108 (под 993 годом), т. VII, стр.314 (под 993 годом), т. IX, стр.65-66 (под 995 годом)
  8. ПВЛ 1999. С.56-57; ПСРЛ, т. I, стб.127-129, т. II, стб.112-114, т. IV, ч.1, стр.95-97, т. VI, вып.1, стб.111-112, т. VII, стр.316-317, т. IX, стр.67-68 (кратко)
  9. ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. I, стб.31-32 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.22-23, т. IV, ч.1, стр.19-20, т. VI, вып.1, стб.25-26, т. VII, стр.272-273, т. IX, стр.18-19
  10. ПВЛ 1999. С.18-20; ПСРЛ, т. I, стб.32-37 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.24-28, т. IV, ч.1, стр.20-24, т. VI, вып.1, стб.27-31, т. VII, стр.273-275, т. IX, стр.19-21
  11. ПВЛ 1999. С.23-26; ПСРЛ, т. I, стб.46-53, т. II, стб.35-42, т. IV, ч.1, стр.30-36, т. VI, вып.1, стб.39-45, т. VII, стр.279-282
  12. ПВЛ 1999. С.34-35; ПСРЛ, т. I, стб.72-73, т. II, стб.60-61, т. IV, ч.1, стр.51, т. VI, вып.1, стб.61-62, т. VII, стр.291, т. IX, стр.37-38
  13. ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.12
  14. ПВЛ 1999. С.12; ПСРЛ, т. II, стб.13
  15. ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.15, т. III, стр.105 (без имен Аскольда и Дира и под 854 годом)
  16. 1 2 ПВЛ 1999. С.13; ПСРЛ, т. II, стб.16
  17. ПВЛ 1999. С.14; ПСРЛ, т. II, стб.17
  18. ПВЛ 1999. С.16; ПСРЛ, т. II, стб.20
  19. 1 2 ПВЛ 1999. С.17; ПСРЛ, т. II, стб.23
  20. ПВЛ 1999. С.21; ПСРЛ, т. II, стб.31
  21. 1 2 ПВЛ 1999. С.21; ПСРЛ, т. II, стб.32
  22. 1 2 ПВЛ 1999. С.22; ПСРЛ, т. II, стб.32
  23. ПВЛ 1999. С.22; ПСРЛ, т. II, стб.33
  24. 1 2 ПВЛ 1999. С.23; ПСРЛ, т. II, стб.34
  25. ПВЛ 1999. С.7-8; ПСРЛ, т. I, стб.1-5, т. II, стб.2-5, т. IV, ч.1, стр.1-3, т. VI, вып.1, стб.1-3, т. VII, стр.260-261, т. IX, стр.1-3
  26. ПВЛ 1999. С.11; ПСРЛ, т. I, стб.14-16, т. II, стб.10-11, т. IV, ч.1, стр.7-8, т. VI, вып.1, стр.8-10, т. VII, стр.265-266, т. IX, стр.6
  27. под Н1Л понимается Новгородская первая летопись младшего извода; в летописи старшего извода подробных изложений для XI века нет вообще
  28. ПВЛ 1999. С.9; ПСРЛ, т. I, стб.7-9, т. II, стб.6-7, т. IV, ч.1, стр.4, т. VI, вып.1, стр.4-5, т. VII, стр.262-263, т. IX, стр.3-4
  29. ПВЛ 1999. С.15-16; ПСРЛ, т. I, стб.26-29, т. II, стб.18-20, т. IV, ч.1, стр.16-18, т. VI, вып.1, стб.21-24, т. VII, стр.270-271, т. IX, стр.16-17
  30. ПВЛ 1999. С.20-21; ПСРЛ, т. I, стб.39-42 (вставка из Радзивиловской летописи), т. II, стб.29-31, т. IV, ч.1, стр.25-26, т. VI, вып.1, стб.33-34, т. VII, стр.276-277, т. IX, стр.22-24
  31. ПВЛ 1999. С.29-30; ПСРЛ, т. I, стб.60-63, т. II, стб.49-51, т. III, стр.113-116, т. IV, ч.1, стр.41-43 (под 958 годом), т. VI, вып.1, стб.50-52, т. VII, стр.285-286, т. IX, стр.29-30
  32. ПВЛ 1999. С.32-33; ПСРЛ, т. I, стб.68-69, т. II, стб.55-56, т. III, стр.120-121, т. IV, ч.1, стр.47-48, т. VI, вып.1, стб.57-58, т. VII, стр.289, т. IX, стр.34-35
  33. ПВЛ 1999. С.38-39; ПСРЛ, т. I, стб.82-83, т. II, стб.69-71, т. III, стр.130-131, т. IV, ч.1, стр.58-59, т. VI, вып.1, стб.69-71, т. VII, стр.295-296, т. IX, стр.41-42
  34. ПВЛ 1999. С.39-40; ПСРЛ, т. I, стб.84-87, т. II, стб.71-74, т. III, стр.132-133, т. IV, ч.1, стр.60-61, т. VI, вып.1, стб.72-73, т. VII, стр.296-297, т. IX, стр.42-43
  35. ПВЛ 1999. С.40-48; ПСРЛ, т. I, стб.87-106, т. II, стб.74-92, т. III, стр.133-148, т. IV, ч.1, стр.61-78, т. VI, вып.1, стб.74-92, т. VII, стр.297-306, т. IX, стр.43-52
  36. ПВЛ 1999. С.49-50; ПСРЛ, т. I, стб.109-112, т. II, стб.94-97, т. III, стр.150-152, т. IV, ч.1, стр.80-82, т. VI, вып.1, стб.94-97, т. VII, стр.307-309, т. IX, стр.53-54
  37. ПВЛ 1999. С.50-52; ПСРЛ, т. I, стб.112-116, т. II, стб.97-101, т. III, стр.152-155, т. IV, ч.1, стр.82-86, т. VI, вып.1, стб.97-100, т. VII, стр.309-310, т. IX, стр.54-57
  38. ПВЛ 1999. С.52-53; ПСРЛ, т. I, стб.116-119, т. II, стб.101-103, т. III, стр.155-157, т. IV, ч.1, стр.86-88, т. VI, вып.1, стб.100-102, т. VII, стр.310-311, т. IX, стр.57-58
  39. ПВЛ 1999. С.58-61; ПСРЛ, т. I, стб.132-139, т. II, стб.118-126, т. III, стр.169-174 (иная, сокращенная редакция), 557—558 (в Троицком списке дополнения), т. IV, ч.1, стр.99-105, т. VI, вып.1, стб.115-127, т. VII, стр.318-324, т. IX, стр.71-74
  40. ПВЛ 1999. С.66-67; ПСРЛ, т. I, стб.152-153, т. II, стб.139-141, т. IX, стр.80-81
  41. ПВЛ 1999. С.68-70; ПСРЛ, т. I, стб.155-160, т. II, стб.143-149, т. IX, стр.83-85
  42. ПВЛ 1999. С.71-72; ПСРЛ, т. I, стб.164-165, т. II, стб.153-155, т. III, стр.184-185, т. IV, ч.1, стр.121-122, т. VI, вып.1, стб.184-186, т. VII, стр.334-335, т. IX, стр.92-93
  43. ПВЛ 1999. С.73-74; ПСРЛ, т. I, стб.167-170, т. II, стб.156-159, т. III, стр.186-189, т. IX, стр.94-95
  44. ПВЛ 1999. С.74-75; ПСРЛ, т. I, стб.172-173, т. II, стб.161-162, т. III, стр.190, т. IV, ч.1, стр.125, т. VI, вып.1, стб.189, т. VII, стр.336, т. IX, стр.96
  45. ПВЛ 1999. С.75-77; ПСРЛ, т. I, стб.174-178, т. II, стб.164-168, т. III, стр.191-194, т. IV, ч.1, стр.127-130, т. VI, вып.1, стб.191-194, т. VII, стр.337-339, т. IX, стр.97-98
  46. ПВЛ 1999. С.77-78; ПСРЛ, т. I, стб.178-181, т. II, стб.168-171, т. III, стр.194-196, т. IV, ч.1, стр.130-132, т. VI, вып.1, стб.194-197, т. VII, стр.339-340, т. IX, стр.98-99
  47. ПВЛ 1999. С.79-85; ПСРЛ, т. I, стб.183-198, т. II, стб.173-189, т. III, стр.198-201 (первая часть), т. VI, вып.1, стб.200-203 (первая часть), т. VII, стр.342-345, т. IX, стр.101-107
  48. ПВЛ 1999. С.86-87; ПСРЛ, т. I, стб.202-204, т. II, стб.193-195, т. IX, стр.108-109
  49. ПВЛ 1999. С.88; ПСРЛ, т. I, стб.206-207, т. II, стб.197-199 (под 1087 годом), т. VI, вып.1, стб.205 (кратко), т. VII, стр.4 (кратко), т. IX, стр.114-115
  50. ПВЛ 1999. С.89-91; ПСРЛ, т. I, стб.209-214, т. II, стб.200-205, т. VII, стр.5, т. IX, стр.116-118 (под 1093 годом)
  51. ПВЛ 1999. С.93-95; ПСРЛ, т. I, стб.222-225, т. II, стб.213-216, т. IX, стр.122-123
  52. ПВЛ 1999. С.97-98; ПСРЛ, т. I, стб.231-234, т. II, стб.221-224, т. VII, стр.9-10, т. IX, стр.126
  53. ПВЛ 1999. С.98, 107—108; ПСРЛ, т. I, стб.234-236, т. II, стб.224-226, т. VII, стр.10, т. IX, стр.126-127
  54. ПВЛ 1999. С.110-116; ПСРЛ, т. I, стб.257-273, т. II, стб.231-248, т. VI, вып.1, стб.209-216, т. VII, стр.12-17 (под 1097—1099 годами), т. IX, стр.129-134
  55. ПВЛ 1999. С.117-119; ПСРЛ, т. I, стб.277-279, т. II, стб.252-255, т. VII, стр.19-20, т. IX, стр.138-139
  56. ПВЛ 1999. С.121-122, 123—125; ПСРЛ, т. II, стб.260-264, 268—273
  57. ПВЛ 1999. С.122-123; ПСРЛ, т. II, стб.264-268, т. IV, ч.1, стр.141 (без первой части), т. VI, вып.1, стб.218-219 (без первой части, под 1112 годом), т. VII, стр.21-22, т. IX, стр.142-143
  58. ПВЛ 1999. С.126-127; ПСРЛ, т. II, стб.277-279
  59. ПВЛ 1999. С.127-128; ПСРЛ, т. II, стб.280-282

Ссылки

  • Ипатьевский список ПВЛ в древнерусской транскрипции
  • Ипатьевский список ПВЛ на языке оригинала с синхронным переводом
  • Текст повести в переводе Д. С. Лихачёва
  • Компиляция нескольких списков, сделанная Дональдом Островским
  • Сканирование и расшифровка радзивиловского списка
  • Данилевский И. Н. «ПВЛ: Герменевтические основы..»
  • О. В. Творогов, Повесть временных лет : публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
  • М. Д. Приселков. История русского летописания XI—XV вв. СПб., 1996
  • Акад. А. А. Шахматов. Повесть временных лет и ее источники.
  • Николаева И. В. Семантика «этнических» указаний «Повести временных лет»: образ «чужого» // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Алексеев С. В. Обретение истории: «Повесть временных лет» // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель).
  • Толочко А. П. Об источнике одной ошибки в географическом введении «Повести временных лет»: Кавказские, иначе Карпатские, горы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2007. — № 3 (29). — С. 107–109.
 Просмотр этого шаблона Памятники древнерусской литературы XI—XIII вв.
XI в. Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского · Житие Феодосия Печерского · Сказание о Борисе и Глебе
XII в. Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Хождение Богородицы по мукам · Девгениево деяние · Житие преподобной Евфросинии Полоцкой
XIII в. Слово о погибели Русской земли · Повесть о разорении Рязани Батыем · Легенда о граде Китеже · Повесть о житии Александра Невского · Александрия · Повесть о взятии Царьграда крестоносцами · Киево-Печерский патерик · Сказание об Индийском царстве · Наставление Тверского Епископа Семена
 Просмотр этого шаблона Киевская Русь
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи
Переломные события Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие
Летописные племена славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва
Киевские правители
до распада Киевского
государства (1132)
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий
Значимые войны
и битвы
Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское
Общество и культура Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли

  • Отметьте автора оперы сказка о царе салтане
  • Отметь отличительные черты волшебной сказки 2 класс
  • Отметь лишнее слово былина сказка потешка рассказ пословица
  • Отметь лишнее слово басня скороговорка рассказ переплет
  • Отметь заголовок русской народной сказки марья моревна блудный сын волх всеславович ярило солнце