Отношение автора к герде из сказки снежная королева

Образ Герды нравится всем читателям сказки «Снежная королева», которую написал датский писатель Ганс Христиан Андерсен. Маленькая Герда оказалась сильнее Снежной королевы, потому что у неё смелое и доброе сердце. Читателей привлекает внутренняя красота этой девочки. Многие считают, что сказку можно было бы назвать её именем, потому что она — её героиня. Хрупкая девочка победила Снежную королеву и выручила из её плена Кая, потому что была сильнее Снежной королевы своей добротой и чуткостью. Поэтому девочке помогали люди, звери и птицы, и она смогла освободить Кая. Даже испытания, выпавшие на долю Герды, не сломили её дух, и она спасла своего названого брата.

Портрет: описание внешности, речь

Герда — красивая девочка. Её личико круглое, словно роза. Волосы девочки вились и окружали кудрями её милое лицо. Говорила она с людьми всегда вежливо. Девочка даже разговаривала с цветами, птицами и зверями, так как понимала их язык.

Дружба с Каем

Герда родилась и росла в простой, небогатой семье. Жила она с родителями и бабушкой в большом городе в мансарде дома. А в мансарде соседнего дома жил вместе с родителями мальчик Кай. Кай и Герда «любили друг друга, как брат и сестра». Жизнь Кая и Герды была интересна тем, что они ходили друг к другу в гости по крыше и играли на скамеечке под розами. Розы росли в двух ящиках, стоящих на водосточных желобах под окнами мансард. Кай и Герда были большими друзьями, их любимыми цветами были розы, и они устраивали около них весёлые игры.

Однажды Каю попали в сердце и глаз два осколка дьявольского зеркала. Мальчику всё доброе и хорошее стало казаться гадким. Сердце Кая стало холодным. Когда наступила зима, мальчика увезла на своих санях Снежная королева. В её чертогах Кай забыл Герду и дом. А родные решили, что он утонул в реке.

Приключения Герды в поисках Кая

Девочка не верила, что Кай умер. У Герды были новые красные башмачки. Она хотела подарить их реке, чтобы река отдала ей Кая. Но волны вынесли башмачки на сушу. Тогда девочка влезла в лодку и снова бросила в воду башмачки. Лодка оттолкнулась от берега и поплыла по реке. Так началось путешествие Герды.

Путь Герды к Каю был трудным и долгим:

  • На лодке она добралась до старушки, которая жила в домике у реки. Старушка заколдовала девочку так, что Герда потеряла память о Кае. Старушка хотела, чтобы она осталась жить у неё. Когда девочка увидела розы в саду у старушки, ей удалось вспомнить о Кае, и она пустилась в путь разыскивать своего названого брата.
  • Затем Герда встретилась с принцем и принцессой, живущими во дворце. А помогли ей попасть к принцессе и принцу ворон и его невеста ворона. Герда попросила у принца и принцессы пару башмаков и повозку с лошадью. Они подарили ей золотую карету, башмаки, муфту и красивое платье. Герда не осталась во дворце, потому что хотела разыскать Кая.
  • В лесу на карету напали разбойники. Маленькая разбойница не позволила своей матери, старухе разбойнице, убить девочку. У разбойников Герда испытала страх, потому что не знала, убьют её или оставят в живых. Два лесных голубя, которых маленькая разбойница держала за решёткой, рассказали Герде, где находится Кай. Они видели, как Снежная королева с Каем летели над лесом в санях в Лапландию. Маленькая разбойница отпустила северного оленя, которого держала в плену, и он отвёз Герду в Лапландию. В пути они посетили лапландку и финку.
  • Перед чертогами Снежной королевы на долю Герды выпали новые испытания. Идти к чертогам ей мешали огромные живые снежные хлопья. Герда стала читать молитву «Отче наш». Из тумана от дыхания девочки появились ангелочки. Они выросли в больших ангелов. Их воинство спасло Герду от войск Снежной королевы. Ангелы подняли на копья снежных страшилищ, и те рассыпались на снежинки.
  • В чертогах Снежной королевы девочка нашла Кая, но он не узнал её. Тогда она запела их любимый псалом о розах, и Кай заплакал. Вместе со слезами из его глаза вытек осколок. Кай узнал свою подружку. Девочка поцеловала его, и он снова стал здоровым и бодрым. Вернувшись домой, Кай и Герда заметили, что их возраст изменился: они стали взрослыми.

На этом испытания, выпавшие на долю Герды, закончились. Кай и Герда забыли о великолепных чертогах Снежной королевы, они были счастливы, «а на дворе стояло тёплое, благодатное лето».

Характер, поступки

Герде помогла спасти Кая вера в лучшее и сила характера. Не только оптимизмом и смелостью отличается эта девочка, но и внутренней красотой. У Герды богатый внутренний мир. Её отличают следующие качества характера:

  • Доброта. Герда отдала речке свои новые красные башмачки, которые были её самой большой драгоценностью. Она надеялась, что река за это отдаст ей Кая. Девочка жалеет свою бабушку, ведь та горюет и скучает по ней и по Каю.
  • Чуткость, доброжелательность. Отношение Герды к окружающим очень доброжелательное. Так она относится не только к людям, но и к птицам, животным, цветам. Чуткая девочка умеет разговаривать с цветами, зверями и птицами.
  • Искренность, доверчивость. Герда доверчиво рассказывает о том, почему отправилась в опасное путешествие старушке-колдунье, маленькой разбойнице, принцу и принцессе.

Найти и спасти Кая Герде помогли следующие черты характера:

  • Целеустремлённость. Герда не осталась во дворце принца и принцессы, хотя могла жить там припеваючи. Но она снова отправилась в путь, чтобы найти Кая.
  • Самоотверженность. Девочка ради того, чтобы найти Кая, испытала в пути много трудностей, но не жалела себя и шла дальше.
  • Смелость, храбрость. Эти качества очень понадобились Герде, когда перед чертогами Снежной королевы на неё напало снежное воинство.
  • Вера в Бога. Девочка искренне верила в Бога, любила петь псалом о Христе и розах. Перед чертогами Снежной королевы Герда читала молитву «Отче наш», и ангелы помогли ей. В конце каждого дня она читала вечернюю молитву.

Все эти качества проявляет Герда в пути к Каю. Они не только помогли ей найти её названого брата, но и обрести новых друзей.

Оценка Герды другими персонажами

В своих долгих странствиях девочка встречалась с людьми, птицам и животными. Почти все они помогали ей в поисках Кая. Только старушка-колдунья навредила девочке, отняв у неё память, да разбойники отняли у неё золотую карету. Но даже маленькая разбойница пожалела Герду и помогла ей, потому что увидела её доброту и верность Каю.

У Герды больше друзей, чем врагов, потому что люди ценят её хорошие качества, её доброту, искренность, храбрость. Даже птицы и животные помогали этой хрупкой девочке.

Финка объяснила оленю, в чём сила Герды: «Её сила — в её сердце, в её милом, невинном детском сердечке».

Вывод

Образ Герды в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» олицетворяет силы добра. Отношение автора к этой героине глубоко человечно. Он жалеет её за то, что ей на долю выпали тяжкие испытания, и гордится её добротой, самоотверженностью и отвагой. Образ Герды вселяет в читателей уверенность в конечной победе добра над злом. Даже значение имени Герда символично: это скандинавское имя в переводе на русский язык означает «защитница людей». Автор относится к Герде с глубоким уважением, потому что она победила Снежную королеву силой доброты своего сердца и спасла Кая.

Характеристика образа Герды, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

В 1843-1846 годах датский писатель Ганс Христиан Андерсен написал чудесную сказку «Снежная королева» о невероятных приключениях Герды. Эта маленькая девочка оказалась сильнее Снежной королевы, могущественной и жестокой. Характеристика образа Герды показывает внутреннюю красоту этой героини и то, что испытания, выпавшие на её долю, не смогли сломить дух этой смелой и доброй девочки. Герда спасла Кая, попавшего в плен к Снежной королеве, потому что была самоотверженной и храброй. Автор недаром дал своей героине имя Герда, которое означает в переводе защитницу людей.

Описание внешности, характеристика речи

Герда — очень милая девочка с круглым, как роза, личиком и чудесными кудрявыми волосами. Речь Герды была проста и вежлива. Героиня разговаривала даже с птицами, животными и цветами, потому что отлично знала их язык.

Кай и Герда — друзья

Герда росла в бедной семье, которая ютилась в мансарде высокого дома. В такой же мансарде смежного дома жила семья мальчика Кая. Дети были большими друзьями. Отношение Герды к Каю было очень хорошим. Названый брат Герды Кай тоже относился к девочке прекрасно. Их сближает любовь к природе, цветам. Любимый цветок Кая и Герды — роза. Именно такие цветы росли у Кая и Герды в ящиках, которые стояли на водосточных желобах под окнами каждой мансарды. Кай и Герда жили в большом городе, где не всем удаётся огородить место для садика. Поэтому их родители и посадили кусты роз в ящики. Около этих прекрасных цветов дети любили проводить время и играть.

Детям было хорошо и весело друг с другом. Но однажды случилась беда: Каю попали в глаз и в сердце осколки дьявольского зеркала. С тех пор ему всё хорошее стало казаться плохим, а его сердце превратилось в лёд. Зимой Кая увезла на своих санях Снежная королева. После этого Кай забыл Герду и дом, а девочка и его родные подумали, что мальчик утонул в реке.

Путь Герды к Каю

У девочки были новые башмачки красного цвета. Герда хотела подарить свои красные башмачки реке, если река отдаст ей её названого брата. Волны башмачки вынесли на берег. Девочка снова бросила их в реку, но уже с лодки. Лодка, оттолкнувшись от берега, понесла девочку вниз по течению. Так начались приключения Герды в поисках Кая.

  • Плывя по реке, девочка попала к старушке, живущей на берегу в домике. У этой бабушки-колдуньи Герда потеряла память о Кае и родном доме. Ей удалось вспомнить о Кае после того, как она увидела в садике розы. Они помогли Герде поверить, что Кай жив, и девочка пустилась на его поиски.
  • Затем ворон и ворона помогли девочке попасть к принцу и принцессе, которые жили во дворце. Принц и принцесса помогли Герде: подарили золотую карету, башмаки, красивое платье и муфту. Хотя девочка могла жить у добрых принца и принцессы, ни в чём не нуждаясь, она не осталась во дворце и снова пустилась на поиски Кая.
  • В лесу на золотую карету напали разбойники. Маленькая разбойница не разрешила своей матери убить девочку. Она держала за решёткой двух лесных голубей. От этих голубей Герда узнала, куда попал Кай: они видели Снежную королеву и Кая, летящих в санях над лесом в Лапландию. Маленькая разбойница отпустила на свободу оленя, которого держала в плену. Северный олень направился вместе с Гердой в Лапландию и отвёз её к дворцу Снежной королевы.
  • На этом испытания, выпавшие на долю Герды, не закончились, потому что ей мешало пройти к чертогам Снежной королевы снежное воинство. Помогло девочке воинство ангелов, которые появились после того, как Герда начала читать молитву «Отче наш». Воинство ангелов спасло Герду от войск Снежной королевы, и снежные страшилища рассыпались на множество маленьких снежинок.
  • Когда девочка увидела в чертогах Снежной королевы Кая, он не узнал её. Тогда она стала петь псалом о розах, который раньше пели они вдвоём. Мальчик заплакал, и осколок зеркала вытек вместе со слезами из его глаза. Каю вернулась память, он узнал свою верную подругу. Затем девочка его поцеловала, и её друг снова стал бодрым и здоровым. Так Герда победила Снежную королеву, которая когда-то отняла у мальчика память и сделала его холодным и бездушным.

Вернувшись домой, Кай и Герда поняли, что их возраст изменился, что они уже не дети, а взрослые.

Черты характера

Герда — очень добрая, чуткая, искренняя девочка. Она не пожалела свои новые красные башмачки подарить реке, надеясь, что речка отдаст ей Кая. Девочка доброжелательно и доверчиво относится не только к людям, но и к птицам, животным, растениям.

Качества характера, которые помогли Герде спасти Кая:

  • Целеустремлённость. Девочка поставила себе цель — найти своего названого брата и вернуть его домой и добилась этого.
  • Самоотверженность. Герде было трудно в пути, но тяжёлые испытания не сломили её дух. Она готова была испытывать трудности, лишь бы найти и спасти Кая.
  • Храбрость. Это качество помогло Герде не упасть духом, когда перед чертогами Снежной королевы на неё напали снежные страшилища.
  • Вера в Бога. Когда на Герду напало снежное воинство, она читала молитву «Отче наш», и ангелы расправились с воинством Снежной королевы.

Качества, которые проявила Герда в пути к Каю, помогли ей не только освободить его из плена Снежной королевы, но и найти новых друзей.

Друзья и враги Герды

В поисках Кая девочке помогали её новые друзья: принц и принцесса, ворон и ворона, маленькая разбойница, лесные голуби, северный олень, лапландка и финка, у которых девочка с оленем останавливалась на севере.

К врагам маленькой героини сказки, кроме Снежной королевы и её воинства, можно отнести разбойников и старушку-колдунью, которая отняла у неё память.

У Герды больше друзей, чем врагов, потому что она хорошо относится к окружающим, а они ценят её чуткость и доброту.

Заключение

В сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» образ Герды олицетворяет силы добра. Смелая девочка оказалась сильнее Снежной королевы и победила эту бездушную красавицу с холодным сердцем. В чём сила Герды хорошо объяснила северному оленю финка: «Её сила — в её сердце, в её милом, невинном детском сердечке». Характеристика Герды подчёркивает основную мысль сказки, которая состоит в том, что доброе сердце и любовь побеждают любые преграды.

Вам также будет интересно почитать:

Сказка «Снежная королева»

Описание персонажа

Герда — положительный образ, так как позволяет понять, насколько важно для человека иметь такие качества:

  • доброта;
  • внимательность;
  • вежливость;
  • любовь.

Все это позволяет беззащитной маленькой девочке победить сильную и злую Снежную королеву, вернуть радость жизни и свободу Каю и совершить много добрых дел. Благодаря своим качествам она во время странствий смогла найти множество новых друзей, научить их быть терпимее к окружающим и чуточку добрее.

Маленькая разбойница отпустила Герду

Маленькая разбойница всегда старалась выглядеть безжалостной по отношению к другим существам. Но после того как увидела, с какой любовью и теплотой относится Герда к окружающим, смогла сделать для себя нужные выводы. Жестокая и избалованная девчонка поняла что, делая добро, можно получить массу удовольствия. Столь приятное занятие ей очень понравилось и есть надежда, что она вырастет хорошим человеком.

Вызывает симпатию и бескорыстность героини «Снежной королевы». Это важная характеристика Герды из «Снежной королевы». Ничего не прося у окружающих, она сразу бросается на помощь малознакомым людям. Возможно, поэтому каждый новый друг, обретенный ею на трудном пути к цели, старается хоть чем-то помочь мужественной девочке.

Какой бы незначительной ни была помощь, Герда всегда от чистого сердца благодарила людей и принимала подарки, которые позволяли спасти дорогого друга.

Описание Герды для автора — возможность показать все, что ему дорого в человеке. По сути, это собирательный литературный образ идеальной женщины. Ведь Герда — будущая мать и жена, в которой отсутствует неверие и суетливая торопливость.

За время странствий портрет героини изменился. Она стала более взрослой, приобретя жизненный опыт и мудрость. Нежный характер закалился под воздействием трудностей, которые пришлось пережить. И эта новая черта ее только украсила.

Проделав сложный и полный лишений путь, девочка не стала ожесточенной. В ее сердце не нашлось место таким качествам как:

  • жестокость;
  • корыстолюбие;
  • равнодушие.

Чтобы написать хорошее сочинение на тему «В чем сила Герды», следует понимать, что ее образ —собирательная картинка идеальной героини. В действительности человеку свойственно испытывать страх и боль. Но всегда нужно стремиться стать лучше. Даже если ребенок перешел всего лишь в пятый класс, он сможет воспитать в себе качества настоящего героя, как делала это Герда.

Основная тема сказки

Сказка Ганса Христиана Андерсена о Снежной королеве — одна из известнейших и любимых во всем мире. Яркость и самобытность образов в ней оценена по достоинству. Вероятно, поэтому дети с удовольствием читают эту историю.

В основу характера Герды можно положить цитату мудрого оленя: «Сильнее, чем она есть, ее сделать нельзя». Эта мысль прошла через всю мировую литературу.

Герда нашла Кая

Среди помощников девочки не только люди, но и животные, а также птицы. Каждый поступок, который совершала Герда, заставлял окружающих помогать ей в поисках дворца Снежной королевы.

Чистота, милосердие и почти детская искренность героини, рассказать о которой Андерсен смог так живо, не оставляла равнодушными никого.

Целеустремленность и безграничная вера в то, что Кай будет освобожден, поражает читателей. Девочка уверена в правильности совершаемого пути, и это передается всем, кто встречается ей в дороге. Сомнений, что столь хрупкое дитя сможет преодолеть все невзгоды и преобразить окружающий мир ради близкого ей человека, нет ни у кого. Она служит примером стойкости, сердечности и любви к человеку. Все это помогло хрупкой девочке противостоять силам зла.

Сказка имеет счастливый конец. Но далеко не все истории великого датского сказочника могут этим похвастаться. Возможно, горючие слезы, растопившие ледяное сердце Кая, тронули и душу писателя.

сказка - родина чувств

                                                     
5 класс

(по сказкам
Андерсена)

5 часов

ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК

1)     
Рассказ учителя о жизни Андерсена и об истории
создания сказки «Снежная королева».

  • В сказках Пушкина воссоздан сказочный мир
    страны ТАМ РУССКИЙ ДУХ..ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ! Жизнь родного русского
    народа, нянины сказки, рассказы бабушки – всё это глубоко запало в память
    и душу великого русского поэта и стало могучим источником его творчества.
  • Сказочный мир Андерсена был  иным. В Дании ,
    в стране, расположенной на севере, у народа бытовали представления о
    мифических существах лесов, гор и рек. На почве этих представлений о силах
    зла и добра и вырос талант Андерсена. Андерсен вспоминал свою родину так:
    «В
    цветущей
    Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало, на датском языке мать
    песни мне певала, шептала сказки мне родимая моя».
    Будущий писатель родился в бедной семье. Первые впечатления его
    детства-  чёрные руки сапожника-отца и красные матери-прачки. Завербовавшись
    в наполеоновскую армию, отец вскоре заболел и умер, оставив семью без
    средств. В 14 лет Андерсен с 13 талерами (20 руб.) отправился в шумный
    г.Копенгаген, столицу Дании. Андерсен испытал те муки и невзгоды, о
    которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках. Ведь горести
    Гадкого утёнка, которого клевали и щипали самодовольные обитатели птичьего
    двора, и муки маленькой Дюймовочки, находившейся в полной зависимости от
    сердитой и злой мыши, — это точное воспроизведение тех страданий, которые
    выпали на долю Андерсена. С трудом удалось ему поступить в гимназию. Было
    очень трудно. Особенно в долгие северные зимы, которым, казалось, не будет
    конца. Спустя много лет он вспоминает суровую зиму Дании и опишет в
    «Снежной королеве».  23 года после гимназии Андерсен поступил в университет.
    Окончив его, он полностью посвятил себя творчеству. Писателю пришлось
    много трудиться, чтобы завоевать признательность и любовь читателю А
    читатель у него был особенный – ребёнок.
  • Почему
    Андерсен стал писать для детей? Вот как о его сказках говорил Паустовский
    К.Г.:
    «Я начал читать и
    зачитался так, что к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на
    нарядную ёлку».
  • В
    конце жизни Андерсен как великий сказочник был удостоен звания профессора.
    50 лет писал Андерсен сказки для детей. Одной из самых поэтичных и
    красивых явилась сказка «Снежная королева», над которой автор работал
    несколько лет. Подобного типа сказки могли появиться только в северной
    стране, где схватка с природой для человека часто заканчивалась
    трагически. И всё же зима для Андерсена была  любимым временем года. Много
    сказок он написал зимой, в разгар детских новогодних праздников:
    «Приморская зима, ковры снега, треск огня
    в печах и сияние зимней ночи – всё это располагает к сказке».

КОММЕНТИРОВАННОЕ
ЧТЕНИЕ «СКАЗКИ ПЕРВОЙ»

1)     
Запись в тетрадях темы урока.

2)     
Предлагаются вопросы:

·       
Над какими вопросами
размышляет автор? /Почему существует зло? Какими становятся люди, утратившие доброту?/

·        
Почему осколки наделали больше вреда, чем само
зеркало?

·        
Какими же станут люди, утратившие способность радоваться
жизни и делать людям добро?

·        
Кто посмеет выступить против зла?

ЧТЕНИЕ
«СКАЗКИ ВТОРОЙ»

·        
Работа над характеристикой Кая и Герды

ЗАДАНИЕ: докажите, найдите в тексте

                    СЕМЬЯ (бедны, живут под самым
чердаком, вместо сада –        

                                   большой
ящик с розами).

                    ОТНОШЕНИЯ ( дети чисты, добры,
Кай защищает Герду,  

                                  
дети любят цветы, книги, они радуются жизни)

«Дети пели, целовали розы, смотрели на
солнечные блики и разговаривали с ними, казалось, их счастью не будет конца».

·       
ОПРЕДЕЛИТЕ: завязку сюжета

 /Кая что-то кольнуло в сердце, и
что-то попало в глаз/

·       
Образ Кая. «Чего
ты хнычешь? Какая ты сейчас некрасивая! Эту розу точит червь. Какие гадкие
розы. Торчат в безобразных ящиках.»

Задание: найдите в тексте подтверждение того, как и
насколько изменился Кай.

ПРИРОДАсочувствует
героям)
«Буря
плакала и стонала».

Вопрос: Почему и над кем плакала буря?
/Она оплакивала Кая, который из доброго и хорошего стал злым и эгоистичным).

Вопрос: Может ли природа плакать?

·        
Ответ: в литературе существует художественный приём
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенос свойств
человека на неодушевлённые предметы и явления природы

Задание: прочитайте и запишите
определение в рабочей тетради.

Задание: докажите, что «Снежная
королева» — литературная сказка.

Ответ: у неё есть
автор, конкретный писатель, её записывают в момент создания.

·        
Домашнее задание:

1) Чтение эпизодов (по выбору) «Зеркало Тролля», «
Первая встреча Кая со Снежной королевой», «Катание Кая на санках».

2) Рисунок к одному
из понравившихся отрывков.

3) Вопрос: Какое
зло причинили людям осколки зеркала, которое смастерил тролль?

СЛАВНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ГЕРДА

·        
Проверка домашнего задания.

·        
Комментированное чтение «Сказки третьей» и «Сказки
четвёртой».

·        
Лексическая работа:

Названый сын – неродной,
приёмный

Тростник – водяное растение

Клюка – тип костыля

Радужный – радостный

Советник – должность

Помолвлен – объявлен женихом

Муфта – меховой мешочек для
согревания рук

ВОПРОС: Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? (чтение
начала)

ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ:
Герда

ВОПРОС: вспомните ещё имена героев-детей из сказок Андерсена

Чтение «…горько и
долго плакала Герда…»

ОБРАЗ
ГЕРДЫ:

Природа
поддерживает Герду

Герда-волшебница: «Тёплые капли слёз упали как раз
на то место, где ещё недавно стоял розовый куст…и мгновенно его усыпали цветы»

АВТОРСКОЕ
ОТНОШЕНИЕ
: к Герде.

ЗАДАНИЕ: найдите в тексте слова, которыми автор называет героиню, тем самым
выражая своё отношение к не:
«Маленькая, бедная крошка,
усталые ножки, ручонки, сердечко, милое приветливое личико, словно роза».

Поступки Герды (
тоже характеризуют её).

·        
Работа над «Сказкой четвёртой»

ЗАДАНИЕ: зачитайте самые смешные места

ВОПРОС: Что это с точки зрения литературы?    ЮМОР

·        
Запись в рабочих тетрадях характеристики Герды
(коллективно устно, самостоятельно письменно)

ОТВЕТ: вежливая,
неутомимая, верит несмотря ни на что в хорошие качества души Кая, верит в
добро; ей все помогают: солнечный свет, река, воробьи, розы, ворон, принц и
принцесса, маленькая разбойница, лесные голуби, олень, лапландка, финка.

ЗАДАНИЕ: расскажите, как они помогли Герде.

·        
Роль природы в сказке.

Чтение отрывка
описания природы в конце «Сказки третьей»:
«Как холодно, сыро, уныло вокруг! Каким
серым, унылым казался весь мир!»

·        
Чтение статьи учебника.

·        
Запись в рабочих тетрадях: В литературной сказке,
как и в народной, есть описание природы, которая сочувствует добрым героям и
помогает им.

·        
Беседа по вопросам:

Какая черта
характера Герды вам особенно нравится и почему?

Совпадает ли ваше
отношение к девочке с авторским?

·        
Домашнее задание:

1)     
Пересказ близкий к тексту понравившегося эпизода.

             2)  Рисунок
цветника женщины

НЕУЖТО ТЫ САМ НЕ ВИДИШЬ, КАК ВЕЛИКА ЕЁ СИЛА?

·        
Проверка домашнего задания: просмотр рисунков и их
оценка, пересказ отрывков.

·        
Комментированное чтение «Сказки пятой и «Сказки
шестой» и продолжение работы над характеристикой главных героев.

ОБРАЗ
МАЛЕНЬКОЙ РАЗБОЙНИЦЫ
: необузданная,
своенравная, избалованная, упрямая, глаза совсем чёрные, но какие-то печальные.

ВОПРОС: В чём печаль? Что огорчат маленькую разбойницу? Сумела ли Герда своей
самоотверженностью и добротой смягчить её характер?

ОТВЕТ: можно
сказать, что персонаж это и положительный, и  отрицательный.

·        
Запись в рабочих тетрадях:

В народных сказках
все герои делятся на сугубо положительных и сугубо отрицательных. В
литературной сказке характеры могут быть более сложными. Маленькая разбойница
избалованная, дерзкая, но добрая и отзывчивая.

ВОПРОС: Как по-другому можно было бы озаглавить сказку «Снежная королева»?
Почему?

ОТВЕТ: потому что
главная героиня — Герда.

ЗАДАНИЕ: приведите другие примеры сказок Андерсена, по названию которых можно
сразу догадаться, кто главный герой: «Русалочка», «Свинопас», «Принцесса на
горошине», «Стойкий оловянный солдатик».

·        
Демонстрация кадров из диафильма «Сказки
Андерсена». (уч-ся должны правильно назвать сказочных героев)

·       
Чтение слов финки из «Сказки шестой»: «Сильнее, чем она  есть, я не могу
её сделать…а сила её в том, что она невинный, милый ребёнок».

ЗАДАНИЕ: попробуйте прокомментировать эти слова.

·        
Сказочное описание природы в конце «Сказки шестой».

ЗАДАНИЕ: найдите  приёмы олицетворения: «Навстречу ей мчался целый поток снежных
хлопьев…но все они одинаково сверкали белизной, и все были живые».

·        
Запись в рабочих тетрадях /продолжение/
характеристики Герды: «Она мужественна, бесстрашна, смела, её нельзя заставить
свернуть с намеченной цели».

·        
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1)     
чтение «Сказки седьмой»;

2)     
 ответить на вопросы: Как Снежная королева
относится к людям? Почему Герда является главной героиней сказки?
Охарактеризуйте её.

                 ДОБРО, ИСТИНА И  КРАСОТА
ПОБЕЖДАЮТ. 

·        
Беседа по «Сказке седьмой»:

1)     
Как Снежная королева относится к людям?

2)     
Как Герде удалось её победить?

3)     
Чему учат сказки?

4)     
Как жилось Каю у Снежной королевы?

ВЫВОД: Кай глубоко несчастен, и виновницей этому является Снежная королева.
Но не только ему одному она принесла несчастье.

ЗАДАНИЕ: прочитайте выразительно те слова, которые Каю говорит Снежная
королева, улетая в тёплые края
: «Когда снег осыпает лимоны и виноград, это для них полезно».

ВОПРСЫ:

1)     
С какой интонацией надо произносить эту фразу?

2)     
Правду ли говорит Снежная королева?

3)     
Что будет с крестьянами, урожай которых погибнет от
внезапных морозов?

Грозная королева и
маленькая девочка.

ВОПРОСЫ:

1)     
Можно ли сравнить их силы?

2)     
Сумеет ли Герда победить такого врага?

3)     
Как ей вернуть Кая?

ОТВЕТ: оружие Герды
– самоотверженность и доброта – сильнее, чем козни (злые умыслы) Снежной
королевы и тролля. Привязанность, верность, сила воли – таковы качества Герды.

ВОПРОС: Только ли
Андерсен считал эти качества самыми ценными?

ЗАДАНИЕ: сравните Герду с царевной из сказки Пушкина; что их сближает?

ОТВЕТ: скромность,
верность, незлопамятство, забота о других.

ЗАДАНИЕ: сравните Снежную королеву и царицу из сказки Пушкина.

ОТВЕТ: они обе очень
красивы, но жестоки, бездушны, безразличны к другим людям.

ВЫВОД: Надо бороться за человека,  сердце которого покрылось коркой люда.

Надо преодолевая
многочисленные препятствия, без робости идти к намеченной цели. Надо верить в
то, что доброе, человеческое в конечном итоге окажется сильнее зла и
жестокости.

Надо воспитывать в
себе душевную красоту.

Надо быть
порядочным и отзывчивым и добрым.

Надо бороться с
дурными качествами своего характера.

Чем отличается
литературная сказка от народной.

·        
ЗАЧИН: «
Шёл солдат по дороге: раз-два!раз-два!» («Огниво»).

«Жил-был старик, у
него были кот да петух» (русская народная сказка).

«Жил-был царь, у
него были сын и дочь» (русская народная сказка).

«В открытом море
вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, — но зато и
глубоко там» («Русалочка»).

«Далеко-далеко, в
той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король» («Дикие лебеди»).

ВЫВОД: зачины литературных сказок более оригинальны, тогда как зачины сказок
народных отличаются более традиционным, устойчивыми формулами.

·        
КОНЦОВКА.

ЗАДАНИЕ: сравните концовки уже известных русских народных сказок и концовку
сказки «Снежная королева».

ОТВЕТ: «Холодное,
пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон».

·        
ПЕЙЗАЖ.

В народных сказках
занимает меньшее место, чем в литературных. Это устойчивые фразы и выражения,
которые даже несколько раз повторяются.

СРАВНИТЕ: «Как
холодно, сыро было вокруг! Каким серым, унылым казался весь мир!» и «На реке
воды взволновались, на дубах орлы раскричались».

Запись в тетрадях:
Пейзаж в литературных сказках занимает больше места, чем в народной. В
литературной сказке зачины и концовки не похожи друг н друга.

            ВИКТОРИНА ПО ТВОРЧЕСТВУ АНДЕРСЕНА

1)     
Где и когда родился Андерсен? /2 апреля 1805г./

2)     
За какое время Андерсен написал сказку «Соловей»?
/за одни сутки/

3)     
Кто из героев так говорит о своём таланте: «Моя
песня и порадует тебя, и заставит задуматься. Я буду петь тебе о счастливых и
несчастных, о добре и  зле…» / «Соловей»/

4)     
Из какой сказки эта девочка: «Я почти глаз не
сомкнула. Бог знает, что у меня была за постель…у меня всё тело теперь в
синяках»  / «Принцесса на горошине»/.

5)     
Кто из сказочных героев отправляется на поиски
близких людей? /Герда, Элиза/.

6)     
В какой сказке говорится о книжке, за которую было
отдано полкоролевства? «Все картинки в книжке были живые: птицы распевали, а
люди сходили со страниц и разговаривали»    /»Дикие лебеди»/.

7)     
Любимым цветком Андерсена была роза. На страницах
каких сказок она встречается?  /»Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие
лебеди»/

                                         
  КРОССВОРД

Учитель русского языка и литературы

/I квалификационная категория/

ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа-интернат»

МОИСЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Ганс Христиан Андерсен — великий датский писатель. Но во всех его произведениях, помимо сказочности, заложен глубокий философский смысл. Каждая написанная им история и сказка требует размышления. Чему учит сказка «Снежная королева» — тема одного из уроков по зарубежной литературе в 5 классе.

Оглавление:

  • Любимая сказка
  • История создания
  • Краткое содержание
  • Анализ произведения
  • Главная мысль
  • Уроки и мораль

Чему учит сказка снежная королева

Любимая сказка

Это одна из самых известных сказок, написанная датским писателем Гансом Христианом Андерсеном. Впервые она была опубликована 21 декабря 1844 года в сборнике «Новые сказки».

Андерсен — по-настоящему талантливый автор. Его сказки и истории любят дети и взрослые по всему миру. Однако сам Андерсен считал себя писателем, который пишет в первую очередь для взрослых. Его произведения, в большинстве своём грустные и сложные, наполнены глубоким философским смыслом.

Сказка о ледяной красавице может понравиться не только в детстве. Это книга, которая заслуженно считается одной из жемчужин мировой художественной литературы. Без неё трудно представить себе любой читательский дневник.

История создания

Это произведение — рассказ о женщине с ледяным сердцем.

Сочинение на тему снежная королева

Сюжет, несмотря на сказочность, имеет реальную основу. И вытекает он из совсем не радостного личного опыта самого Андерсена.

Великий сказочник был безответно влюблён в шведскую оперную певицу Женни Линдт. Сказка «Соловей» посвящена красоте её голоса. А «Снежная королева» — это отображение того, что испытывал Андерсен, который чувствовал себя Каем.

Копенгаген — образ царства вечного льда и холода; именно в этом городе случилось знакомство Андерсена и Линдт.

Краткое содержание

Однако, несмотря на всю драматичность сюжета, это по-настоящему многогранная история. Она не только о холодности и безразличии, но и о любви, дружбе, вере, самоотверженности, доброте и терпении. Автор развернул перед читателями не только сказочную феерию, но и поучительную притчу, выводы из которой понятны каждому.

Однажды злой тролль создал волшебное зеркало, которое имело свойство искажать любое отображение в нём. Зеркало не отражало хороших качеств вещей или людей, а лишь усиливало при взгляде в него всё плохое. Тролль, он же дьявол, вместе со своими учениками, развлекался тем, что носил это зеркало по всему миру, искажая всё вокруг. Он даже пытался снести зеркало до неба, чтобы посмеяться над Богом и его ангелами.

 сочинение по сказке снежная королева

Чем выше дьявол и его ученики поднимали зеркало, тем больше смеялись, и зеркало выскользнуло из их рук. Оно упало на землю, разбившись на миллионы крошечных осколков. Тем, кому такие осколки попадали в глаза, видели вокруг только дурное и некрасивое. Если же осколок попадал в сердце, оно больше не было способно любить.

В одном городе жили мальчик и девочка — Кай и Герда. Они были соседями и любили друг друга как брат и сестра. Бабушка Кая иногда рассказывала им о женщине, которая властвовала над снежинками. Герду эти рассказы немного пугали, но Кай уверял, что защитит её.

В один из летних дней осколки дьявольского зеркала попадают Каю в глаз и в сердце. Он становится грубым и жестоким; разрушает садик с розами, которые растил вместе с Гердой; передразнивает бабушку и обижает свою названную сестричку. Он больше не мог видеть вокруг красоту и любить.

 главная мысль сказки снежная королева

Однажды зимой Кай вместе с соседскими мальчишками играл на рыночной площади. Он увидел великолепные сани, в которых сидела женщина в белой шубе. Это и была героиня сказки. Она предложила ему прокатиться вместе с ней и Кай согласился. Когда они выехали за город, женщина поцеловала Кая. Ему показалось, что он оказался в ледяном сугробе. Когда же она поцеловала его ещё раз, сердце Кая окончательно замёрзло. Оно превратилось в кусок льда. Кай забыл и бабушку, и Герду, и всю свою прежнюю жизнь. Ледяная красавица забрала его на север, в свой дворец.

Тем вечером Герда так и не дождалась Кая. Жители города говорили ей, что видели, как Кай сел в красивые сани, которыми управляла какая-то женщина, и что они выехали за город, к реке. Все решили, что Кай утонул. Когда наступила весна и начал таять снег, она побежала к той самой реке, в которой, как ей говорили, утонул Кай.

Она предлагает реке свои новые башмачки в обмен на названного братца. Но река не приняла её дар, тем самым давая понять, что Кай жив.

Так началось странствие Герды в поисках Кая. В пути она повстречала много разных людей:

  • колдунью, которая хотела оставить девочку у себя;
  • принца и принцессу, которые подарили ей тёплую одежду и карету;
  • лесных разбойников и среди них — дочку атаманши, Маленькую разбойницу, с которой она подружилась.

 сочинение по сказке снежная королева 5 класс

Узнав о цели путешествия Герды, та подарила ей своего северного оленя. Он мчит с Гердой в направлении Лапландии. Там они делают первую остановку у старой лапландки, которая передаёт Герде послание для своей знакомой финки. Написано оно было на сушёной треске.

Когда Герда добирается до Финнмарка, она находит жилище старушки. Северный олень, который за время путешествия успел привязаться к девочке, просит финку помочь ей. Однако старая женщина говорит, что сила Герды в её невинном детском сердце. И что если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то никто не сможет ей в этом помочь.

Добравшись до её владений, Герда остаётся одна. Северный олень ждёт её у входа. Молитва помогает девочке целой и невредимой дойти до замка. Войдя в него, она видит Кая. Он сидел на троне, который сама королева называла «Зеркалом Разума». Она дала Каю задание: сложить из льдинок слово «Вечность». За это она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.

Когда Герда увидела посиневшего от холода Кая, она подбежала и обняла его. Тёплые слёзы, которые катились из её глаз, расплавили лёд в сердце мальчика. Когда же Герда напомнила ему их любимый псалом, Кай тоже заплакал. Вместе со слезами вышел заколдованный осколок.

Герои благополучно возвращаются домой. За время путешествия они поняли, что стали взрослыми. Только сердца остались чистыми и добрыми.

Анализ произведения

Эта история — глубокое философское произведение, облачённое в сказочную форму.

Чему учат сказки андерсена

Её должен прочитать каждый человек, потому что эта книга поднимает очень важные темы.

Что такое добро и что такое зло? Что такое любовь и дружба? Чем страшны равнодушие и эгоизм?

И самая главная тема — проблема выбора.

Главные герои сказки несут на себе глубокую смысловую нагрузку.

  • Герда — символ чистой и верной любви, которая может преодолеть все преграды на своём пути, всё вынести, всё выстрадать ради счастья любимого человека. Её сердце неподвластно никаким внешним искушениям. Оно всегда ведёт свою хозяйку верной дорогой добра и правды.
  • Кай символизирует добро, поддавшееся искушению. Его сердце под влиянием внешних факторов (осколков дьявольского зеркала) стало грубым, замёрзло и очерствело. И только верная и преданная любовь подруги смогла спасти его и вернуть прежнее умение любить и видеть прекрасное в окружающем его мире.
  • Снежная королева — отрицательный персонаж. Он символизирует внутренний холод, безразличие к чужой боли, пустоту, неспособность чувствовать. Владения Снежной королевы — это образ смерти.

Герда является противоположностью этой ледяной женщины. Андерсен вложил в её образ всё самое лучшее, что может быть в человеке: доброту, мужество, преданность.

На неё можно положиться в любой ситуации. Она — настоящий друг, умеющий беззаветно любить.

Главная мысль

В основе истории — вечное противостояние добра и зла. И пусть зло кажется огромным и непобедимым, а добро — маленьким и слабым. Любовь и верность способны преодолеть любые преграды, свернуть горы на своём пути и растопить ледяное сердце. Чистая душа сильнее злобных сил.

Снежная королева кратко

И это — главная мысль сказки «Снежная королева». Произведение учит быть добрым, сострадательным, верным, храбрым. Только имея все эти качества, можно вступить в борьбу со злом.

Герда обладала способностью к самопожертвованию и самоотверженностью, и поэтому смогла преодолеть все препятствия, которые встречались на её пути. Ведь она искала Кая много лет и за это время превратилась из девочки в девушку. Замерзая сама, она тем не менее смогла отогреть сердце своего названого брата. Через сказочные образы Андерсен показывает читателям, на что способен человек, имеющий перед собой цель.

Самое сильное колдовство оказывается бессильным перед искренним человеческим сердцем и наполнявшей его любовью.

Уроки и мораль

Свою сказку Андерсен решил назвать именем главного отрицательного персонажа. Ею она начинается и ею же заканчивается.

Наверняка даже такой своеобразный персонаж кому-нибудь нравится. Ведь эта женщина по-своему интересна. Так же как интересны все мифические существа, которые обычно бывают злы к людям. Однако мой любимый персонаж этой сказки — Герда. У неё есть чему поучиться. Её чувства оказываются сильнее всех злых чар. Ей помогали и люди, и животные, и цветы. Ведь даже Маленькая разбойница, несмотря на свою избалованность и некоторую жестокость, приняла участие в судьбе Герды и Кая.

Эта мудрая история может многому научить. Основные уроки сказки:

  • Одно из главных сокровищ жизни — это настоящий друг.
  • Бессердечному человеку, возможно, легче жить, но он никогда не узнает, что такое дружба.
  • Можно быть красивым, но при этом пустым, холодным и одиноким.
  • Человеку доброму обязательно будут помогать другие существа.
  • Любовь и дружба сильнее злых чар.
  • Красота внешняя далеко не всегда совпадает с красотой внутренней.

Снежная королева эссе

Необходимо помнить о том, насколько иногда легко превратить чьё-то сердце в кусок льда. Человек даже сам этого не ощущает, не осознаёт. И как тяжело приходится другому человеку, чтобы растопить этот лёд. Нужно дорожить близким человеком. Тогда, возможно, не придётся оказаться в плену у женщины с ледяным сердцем.

Герда, будучи маленькой девочкой, смогла найти в себе силы не обидеться на Кая за его грубость. Она поняла, что ему нужна помощь. Своей любовью она дала ему возможность начать жизнь заново. Ведь слово Вечность, которое Королева поручила сложить Каю, означает смерть. Герда успела спасти своего друга.

Поступки Герды — это пример того, как нужно действовать, когда близкий человек оказывается в беде. И что мир был бы гораздо лучше, если бы в нём было больше таких людей, как девочка из сказки Андерсена — с добрым и любящем сердцем.

  • Отличия сказки от сказа 5 класс
  • Отношение автора к ашик кериб из сказки ашик кериб
  • Отличия сказки жуковского спящая царевна от сказки пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Относятся ли сказки к художественной литературе
  • Отличия литературной сказки от народной 5 класс кратко