Отношение автора к князю игорю в слове о полку игореве сочинение

Выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» обладает множеством идейно-художественных достоинств,которые нераздельно связаны с образом автора поэмы.

Многочисленные исследования, ведущиеся на протяжении многих десятилетий, до сих пор не установили с полной достоверностью, кем был автор. Он так и остается безымянным. Однако текст замечательного произведения дает возможность сделать некоторые выводы о его личности.

Прежде всего каждая фраза, каждый образ «Слова» свидетельствуют об авторе как о патриоте Русской земли. Знание и достоверное изображение всех подробностей похода князя Игоря позволяют высказать предположение, что автор был непосредственным участником описываемых событий. И, наконец, неравнодушное отношение автора к главному герою своего повествования говорит о том, что он, вероятно, был одним из его сподвижников.

Каково же отношение автора «Слова» к князю Игорю? Какие особенности текста поэмы дают нам возможность судить об этом?

Отношение это нельзя определить однозначно. С одной стороны, автор показывает в образе Игоря многочисленные княжеские доблести. Мы видим, что это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Таким образом, первое, что ставит автор в заслугу своему герою, — это патриотизм, любовь к родной земле.

Во-вторых, автор дает высокую оценку личным качествам воина и человека, проявленным князем. В походе Игорь показывает исключительное мужество и отвагу, он исполнен «ратного духа», дорожит воинской честью, горит желанием «испить шеломом Дону Великого».

Так, когда в самом начале похода грозное предзнаменование — солнечное затмение — ставит войско перед выбором: продолжить поход или повернуть назад, князь Игорь принимает мужественное решение: «Лучше убитыми быть, чем полоненными», — заявляет он.

С одобрением выделяет автор и такое человеческое качество князя Игоря, как любовь к своим родным и близким. Он испытывает глубокие братские чувства к Всеволоду и готов ради спасения брата пожертвовать собственной жизнью. Автор «Слова» дает нам понять, что Игоря с его женой Ярославной соединяет глубокое чувство любви, поддерживающее его, когда князь томится в плену у половцев.

С другой стороны, автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя. Так, он ясно дает понять, что поражение, которым закончился поход, имело своими причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе. Не случайно, в уста киевского князя Святослава вложены автором слова осуждения в адрес Игоря и Всеволода, говорящие о том, что их поход не принесет чести самим братьям и всей Русской земле. Ведь целью Игорева похода было завоевание в Половецких степях богатой добычи. Потому-то, вопреки собственным гордым словам о предпочтительности гибели на поле боя плену, и попадает князь в руки своих врагов.

И все же положительная оценка личности князя Игоря у автора преобладает. И это подчеркивается финалом произведения, в котором князю удается, рискуя жизнью, совершить смелый побег из плена. Он вышел из перенесенных испытаний еще более закаленным и помудревшим. Он готов и дальше стоять на страже Русской земли. Игорь приходит к выводу, который особенно важен и для самого автора. Вывод этот заключается в том, что для успешной борьбы с внешними врагами русским князьям необходимо внутреннее единство. И эту оценку автор доносит до читателей своей поэмы, живущих многие столетия спустя после описываемых событий.

Этот памятник вечно свеж. Каж

дая эпоха находит в нем новое 

и свое. Это предназначение под

линных произведений искусства. 

Они говорят новое новому, и они 

всегда актуальны.

Д. С. Лихачев

«Слово о полку Игореве» — великий памятник культуры Древней Руси. Этой поэме, написанной неизвестным автором, уже более 800 лет, а она до сих пор читается, обсуждается, переводится вновь и вновь многими людьми. Секрет «Слова о полку Игореве» заключается в его актуальности во все времена. Основная идея «Слова о полку Игореве» — объединение всех русских князей в борьбе против общего врага. Но разрозненность князей не является признаком того времени, эпохи. И в Средние века, и в прошлом веке, и в наше время людям не хватало и не хватает сплоченности, они не могут достичь своей цели в одиночку. Ни один великий император, князь, ученый не стал бы великим, если бы он один отстаивал свои идеи, если бы не имел сторонников и друзей. Со смертью человека умерли бы и его идеалы. В «Слове о полку Игореве» автор, современник князя Игоря, от имени киевского князя Святослава обращается к русским князьям с призывом объединиться, «загородить острыми стрелами ворота на Русь с широкой степи», послать свои войска в поход за обиду своего времени, за Русь», за живые Игоревы раны».

К главному герою «Слова о полку Игореве», князю Игорю, автор относится двояко. Он восхищается отвагой и мужеством князя. Игорь хочет освободить Русь от кочевников-половцев, но он также преследует свои личные интересы — хочет прославиться. Поэтому князь Игорь, не принявший участия в общем походе князей против половцев, вместе с братом Всеволодом отправляется в поход. Игорь не обращает внимания даже на предупреждения природы: ни на затмение солнца, ни на кровавый зловещий рассвет перед второй битвой. Именно образы природы помогают автору выразить свою тревогу за Игорево войско. Князь Игорь ослеплен своим стремлением к победе: «Всю сорвем, что в будущем есть, славу, да и ту, что добыли уже деды», — говорит Святослав, отец Игоря и Всеволода. В «Слове о полку Игореве» «золотое слово Святослава» соседствует с плачем Ярославны. Автор хочет показать их сходства и различия. И Святослав, и Ярославна обращаются за помощью. Святослав — к князьям: «Встань за землю Русскую, за живые Игоревы раны», а Ярославна — к силам природы. Святослав корит князей за разрозненность, за междоусобицы, за неповиновение Киевскому князю, за то, что они не помогли Игорю, а Ярославна упрекает ветер, Днепр и солнце за поражение Игоря. Ее слова не просто мольба, но и заклинание, поскольку на Руси с приходом христианства все же остаются языческие обычаи, в частности олицетворение природы.

За слепоту князя Игоря, за его неразумный поступок, повлекший за собой смерть огромного числа русских воинов, автор осуждает его. Именно поход Игоря открыл ворота на Русь. Половцы, никогда до этого не бравшие в плен русского князя, воодушевились и решили, что Русь ослабла, что теперь они легко ее захватят. Спустя совсем немного времени после неудачного похода Игоря, его пленения, его побега монголо-татарские полчища вторглись на Русь, и 300 лет Русская земля томилась под властью монголо-татарского ига. Но автор все же прощает Игоря, как и весь русский народ прощает его. Великому русскому народу свойственно всепрощение, поэтому Игорь прощен и даже восхваляется народом в конце поэмы. «В селах радость, в городах веселье; все князей поют, встречают». Ведь князь Игорь сражался за Русь, за ее свободу, хотя и потерпел неудачу.

В «Слове о полку Игореве» автор высказывает свои собственные мысли. Боян, известный певец тех времен, воспевает прошлое. Он восхваляет князей. В отличие от Бояна автор говорит о настоящем, высказывает свое отношение к князьям. Автор не только восхваляет, но и осуждает всех князей. На примере князя Игоря автор показал, к чему может привести такой индивидуализм. Он укоряет их в том, что они, сильные и смелые, ведут меяедоусобные войны, которые обескровливают Русь, в то время как половцы совершают свои набеги. Некоторые князья даже прибегали к помощи «поганых» в своих междоусобных войнах. И во время того, как на какое-либо пограничное княжество нападали кочевники, другие князья не спешили на помощь, и лишь после того как вражеские полки подступали к их земле, они начинали обороняться. Именно из-за этого во время татаро-монгольского нашествия кочевники захватили всю Русь, ведь князья не смогли вовремя объединиться. Их ничему не научил пример Игоря, не помогло и обращение к ним автора «Слова о полку Игореве».

Возможно, что даже сейчас многие из тех, кто прочитает это великое произведение, не поймут его смысла, не поймут того, что единства не хватало не только князьям, но не хватает его и всем нам сейчас.

К
главному герою «Слова о полку Игореве»,
князю Игорю, автор относится двояко. Он
восхищается отвагой и мужеством князя.
Игорь хочет освободить Русь от
кочевников-половцев, но он также
преследует свои личные интересы — хочет
прославиться. Поэтому князь Игорь, не
принявший участия в общем походе князей
против половцев, вместе с братом
Всеволодом отправляется в поход. Игорь
не обращает внимания даже на предупреждения
природы: ни на затмение солнца, ни на
кровавый зловещий рассвет перед второй
битвой. Именно образы природы помогают
автору выразить свою тревогу за Игорево
войско. Князь Игорь ослеплен своим
стремлением к победе: «Всю сорвем, что
в будущем есть, славу, да и ту, что добыли
уже деды», — говорит Святослав, отец
Игоря и Всеволода. В «Слове о полку
Игореве» «золотое слово Святослава»
соседствует с плачем Ярославны. Автор
хочет показать их сходства и различия.
И Святослав, и Ярославна обращаются за
помощью. Святослав — к князьям: «Встань
за землю Русскую, за живые Игоревы раны»,
а Ярославна — к силам природы. Святослав
корит князей за разрозненность, за
междоусобицы, за неповиновение Киевскому
князю, за то, что они не помогли Игорю,
а Ярославна упрекает ветер, Днепр и
солнце за поражение Игоря. Ее слова не
просто мольба, но и заклинание, поскольку
на Руси с приходом христианства все же
остаются языческие обычаи, в частности
олицетворение природы.

3. Составьте композиционный план произведения. Выделите в нем эпические и лирические части.

I.
ВСТУПЛЕНИЕ:

1)
Воспоминание о Бояне.

2)
Зачин.

II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1. Игорев поход:

1)
Соединение с Всеволодом и его дружиной.

2)
Грозные знамения природы.

3)
Вступление русских в половецкую степь

4)
Первая встреча с половцами.

5)
Вторая встреча с половцами.

6)
Героизм Всеволода.

7)
Песнь о временах старого Владимира.

8)
Роковая сеча.

9)
Песня печали о беде на русской земле

2.
Песнь о великом Святославе:

1)
Похвала великому князю Святославу

2)
Сон Святослава.

3)
«Золотое слово» Святослава:

а)
Укоризненное обращение к Игорю и
Всеволоду.

б)
Воззвание к князьям о помощи.

4)
Скорбь о гибели славы прадедов.

5)
Песнь о Всеславе.

3.
Возвращение Игоря:

1)
Плач Ярославны. Обращение к силам
природы.

2)
Освобождение Игоря;

а)
побег Игоря из плена;

б)встреча
с Донцом;

в)неудачная
погоня.

III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1)
Величие князей.

2)
Концовка.

4. Своеобразие и типы пейзажа в «Слове…». Назначение природных образов.

«Слово
о полку Игореве» представляет наиболее
яркое выражение именно этого лирического
отношения к природе, которая живет здесь
одной жизнью с героями.

Действие
«Слова о полку Игореве» с начала —
выступления князей в поход — до конца,
рисующего возвращение Игоря из плена,
изображается на фоне природы, причем с
особым вниманием, с особой конкретностью
автор описал ту степь, в которую русские
войска вступили, перейдя «шоломя»,
скрывшее от них «Рускую землю». Академик
А. С. Орлов мастерски собрал в одну
картину разбросанные по тексту «Слова»
«реалии» этой степи (стр. 13—14). Степной
пейзаж все время стоит перед глазами
читателей; они следят за движением
русского войска по «чистому полю», а
половцев «неготовами дорогами»; видят
вместе с автором, как вслед за войсками
хищные звери приближаются к полю битвы
в ожидании добычи; вглядываются в туман,
скрывший «русичей» на будущем поле
битвы; слушают «говор галичь», возвещающий
наступление утра; гордятся добычей,
разбросанной по «болотам и грязивым
местом» после первой схватки с врагом.
Пейзаж сопровождает и рассказ о
трагической развязке похода, приобретая
время от времени символический оттенок:
наступает рассвет с кровавыми зорями,
черными тучами, которые раскрываются
затем как вражеские полчища, идущие
действительно с юга — «с моря»; над
полями поднимается пыль от многочисленных
войск с конями, верблюдами, повозками.
И вот картина меняется: «черна земля»
покрыта («посеяна») костьми, полита
кровью, и от этой реальной картины —
прямой переход к символическому
изображению народного горя: посев «тугою
взыдоша по Руской земли». Именно в этой
степи читатель видит и траву, которая
«ничить жалощами», и в степных балках,
по берегам речек, деревья, которые «с
тугою к земли преклонились». Реальной
природе автор придал эти лирические
краски.

Особенно широко развертывается
картина природы, когда «Слово» изображает
бегство Игоря из плена, причем эта
природа активно помогает беглецу.

Как
видим, основная сюжетная линия «Слова»
вся проходит на фоне картин природы. Но
и так называемые «отступления» автора
от этой линии — воспоминания о прошлом,
речи Святослава, обращения к князьям —
также не лишены элементов пейзажа. В
воспоминаниях о крамольнике Олеге
Гориславиче перед нами опустелая русская
пашня, по которой «ретко ратаеве
кикахуть», на ней лежат «трупие», над
которыми «часто врани граяхуть»; в
похвале Святославу «грозному великому
киевскому» — половецкая степь с холмами
и яругами, реками и озерами, потоками и
болотами; в речи бояр и затмение,
истолкованное символично, и берег
«синего моря»; в рассказе о смерти
Изяслава — «серебреные струи» Сулы и
«болотом» текущая Двина, окровавленная
трава, на которой птицы крыльями
прикрывают убитых, а звери (лисицы) им
«кровь полизаша».

Полусказочная
форма исторически верного рассказа о
Всеславе Полоцком показывает его то в
«сине мъгле», то на «кровавом берегу»
Немиги, посеянном «костьми руских
сынов», то в ночи «волком» рыщущим. И в
этом особом внимании автора к природе,
окружающей его героев, — глубокое
отличие «Слова» от фольклора, в эпических
жанрах несравненно меньше места
уделяющего картинам природы, а в
лирических использующего их только для
изображения настроений человека1.

Характерное
для автора «Слова» восприятие той
реальной природы, среди которой
развертываются события, выражающееся
в постоянном стремлении подчеркнуть
ее связь с этими событиями, проявляется
и тогда, когда обращение к стихиям и
небесным светилам облечено в форму
заклинания. Плач Ярославны, в котором
уже давно исследователями отмечено
соединение двух традиций — народного
причитания, с одной стороны, и заклинательных
формул, с другой, — обнаруживает, что
автор продолжает сохранять как основной
фон все ту же картину степи, где происходило
сражение Игоря с половцами. Над этой
степью веет «ветер, ветрило», который
здесь «мычет хиновьскыя стрелкы» на
русских воинов и который по степному
«ковылию» «развея веселие» Ярославны;
над степью палит солнце и мучит воинов
жаждой «в поле безводне» — на том участке
степи, отрезанной от реки, куда оттеснили
половцы русские войска, действительно
изнемогавшие от жажды. Эта подлинная
жажда ослабила силы «русичей», что
поэтически выразил автор метафорическим
оборотом: «жаждею им лучи съпряже, тугою
им тули затче»; в Каяле реке Ярославна
хочет «омочить» свой «бебрян рукав»…

Так
обобщенным устным формулам заклинательных
обращений2 автор
придает реалистичность, а в самом плаче
как бы продолжает рассказ о несчастной
битве, когда на русское войско сыпались
«хиновьскыя стрелкы», воины падали на
ковыльную степь, а живые изнемогали от
жажды, оттесненные врагами от воды. Плач
Ярославны — пример творческого
использования художественных средств
народной поэзии в литературе.

Отношение
человека к природе в «Слове» таково же,
как и в устной поэзии: она не стоит над
ним как грозная, неодолимая сила, она
помогает ему, подчиняясь его замыслам.
Сама природа в «Слове» рисуется со всей
ощутимостью ее реальности, мир животный
— со всеми его повадками и особенностями.
Точное соответствие жизненной правде
сохраняется и в тех случаях, когда
природа и животный мир рисуются не сами
по себе, а служат для создания
художественного образа поведения
человека.

Затмение солнца в начале
повествования — это своеобразное
лирическое вступление, которое готовит
читателя к трагическому исходу смелой
затеи молодых князей3.
Вся природа насторожилась, когда войска
двинулись в путь: ночь стонет грозой,
будит птиц, волки собрались в оврагах,
орлы клекчут, предвидя добычу, лисицы
лают. Короткий отдых русского войска
перед битвой показан намеком; затихла
природа, «заря-свет запала, мьгла поля
покрыла, щекот славий успе»; но вот
«говор галичь убудися» — наступает
утро дня битвы. Русское войско разбито
— «ничить трава жалощами, а древо с
тугою к земли преклонилось». К
грустно-лирической природе автор
вернется еще раз, когда он вспомнит
утонувшего в Днепре князя «уношу
Ростислава» и плач его матери: «уныша
цветы жалобою, и древо с тугою к земли
преклонилось». Игорь в плену — померк
солнца свет, «а древо не бологом листвие
срони».

Соседние файлы в папке Общее

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Отличница и хулиган рассказ
  • Отношение автора к катерине гроза сочинение
  • Отличник народного просвещения как пишется
  • Отношение автора к ивану царевичу из сказки иван царевич и серый волк
  • Отношение автора к елисею из сказки о мертвой царевне и семи богатырях