История создания
Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.
Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.
Содержание сказки
Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.
Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.
Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.
Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.
Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.
Слепая любовь
В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.
Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.
Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.
Образ мачехи
Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.
Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.
Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.
Характеристика дочери
Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.
Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.
Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.
Мороз в сказке позволил проявить истинный характер родной дочери старухи — злобу, ограниченность, грубость и самовлюбленность, а у падчерицы раскрыл добродетель и внутреннее совершенство.
Падчерица в сказке
Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.
Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.
Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.
Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.
Роль отца
Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть.
Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.
Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.
Чему учит история
Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:
- Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
- Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
- Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.
Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.
Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.
План для читательского дневника
При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.
Пример:
- Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
- Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
- Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
- Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
- Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
- Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
- Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.
Анализ сказки «Морозко» кратко:
- Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
- История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.
Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а польза сказки для малышей заключается в том, что им открываются в занимательной форме важнейшие жизненные истины.
Предыстория
Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).
Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.
В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.
Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?
С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.
В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.
Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.
Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):
Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до́ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:
— Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.
А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):
У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все её гладят по головке да приговаривают:
— Умница!
Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.
Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.
Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»
Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.
В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:
Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.
Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.
Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.
Образ дочки
В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.
Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):
Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де́вицы сидят да посмеиваются:
— Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!
Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.
Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.
Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.
Образ падчерицы в сказке «Морозко»
Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.
Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…
Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:
Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!
Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):
…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила
А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:
Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!
Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:
— Тепло ли те, де́вица?
— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!
Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де́вицу:
— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная?
Де́вица чуть дух переводит, но ещё говорит:
— Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!
Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка́л и де́вице сказал:
— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?
Де́вица окостеневала и чуть слышно сказала:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился, окутал де́вицу шубами и отогрел одеялами.
На кого уповает падчерица
Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:
в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась».
в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».
Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.
Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).
Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.
К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»
Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.
Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.
Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.
Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.
Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.
Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.
В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.
В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что прототип Иванушки – это покаявшийся грешник.
Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.
Промысел
Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.
Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.
Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.
Здесь вы найдете сказку «Морозко» № 96 в обработке Афанасьева.
Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте
Прочтений: 2 250
«Морозко» — сказка, которая имеет много самых разных сюжетных разновидностей. Классики русской литературы любили этот жанр и поэтому занимались своей обработкой сюжетов. Известная обработка «Морозко» есть и у Льва Толстого. Два варианта были записаны в сборнике «Народные русские сказки» А. Афанасьева. Первый вариант он записал в Новгородской губернии, второй – в Курской. По сюжету «Морозко» был даже снят замечательный одноименный детский фильм. Исследователями подсчитано, что эта сказка в каждом регионе звучит по-разному и существует где-то около четырех десятков русских версий, украинских — только тридцать, белорусских – одиннадцать.
Народные былички
Раньше крестьяне боялись сверхъестественных сил Мороза и почти до XIX века стремились его задобрить с помощью киселя. Но потом к этому мифологическому персонажу постепенно утратился интерес, однако форма волшебной сказки осталась и не забылась. Существует еще один вариант «Морозко», сказка эта была записана со слов крестьянки-сказительницы Анны Федоровны Дворецковой. Собиратели народного фольклора узнали, что в их семье вечерами во время прядильных или ткацких работ рассказывались сказки. Эта интерпретация вошла в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест» (1950 г.).
Дневник читателя (Клюхина) по русской народной сказке «Морозко»
Перечисли главных героев сказки «Морозко»
Главные герои сказки: дед, баба, падчерица, родная дочь бабы, Морозко.
Выпиши из текста одно предложение, которое тебе понравилось. Запиши в читательский дневник.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету…
Что придумала сделать с падчерицей мачеха? Отметь правильный ответ в читательском дневнике.
Правильный ответ: со свету сжить.
Прочитай план сказки «Морозко» в дневнике читателя. Запиши пропущенную часть плана текста.
Пропущенный пункт плана: Встреча девицы с Морозком.
Вставь в предложение пропущенные слова. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком. Запиши ещё 5 слов на это правило в читательский дневник.
Пропущенные слова, которые нужно вписать в читательский дневник: большою, веселая, румяная, собольей, богатыми.
Слова с раздельным мягким знаком: елью, собольей.
Примеры слов на это правило: солью, вьюга, бурьян, обезьяны, листья.
С какими словами обратился к девушке Морозко? Запиши это предложение и отметь его характеристику.
Морозко обратился к девушке со словами: «Тепло ли тебе, девица?».
Это вопросительное предложение.
Оно содержит обращение «девица», которое часто используется в народной словесности и означает «девушка».
Сколько раз старик ездил в лес? Отметь в читательском дневнике.
Старик ездил в лес 4 раза:
первый раз – отвез свою дочь;
второй раз – забрал свою дочь домой;
третий раз – отвез дочь старухи;
четвертый раз – забрал мертвую дочь старухи.
Какое качество характера принесло несчастье старухе? Отметь в читательском дневнике.
Несчастье в виде смерти дочери, принесли старухе такие качества характера, как жадность, ворчливость и злость.
Подбери к слову «затужил» слова, близкие по значению. Запиши их в читательский дневник.
Затужить – загоревать, опечалиться, загрустить, растосковаться, приуныть, зажуриться.
Краткое содержание «Морозко» в обработке Л. Толстого
Жили-были старик и старуха. У старика была своя дочка, и у старухи была своя дочка, которая что ни сделала, все ее по головке гладят, а падчерице за все доставалось, она и за скотиной смотрела, и печь топила, и избу убирала, в общем, всю грязную работу по дому выполняла. Но старухе злой и ворчливой угодить просто было невозможно, и решила она падчерицу свою совсем со свету сжить.
Однажды повелевает она своему слабому и бесхарактерному старику, чтобы он свез свою дочку в лес на трескучий мороз, лишь бы глаза ее не видели. Старик затужил и заплакал, но бабку свою боялся пуще смерти и даже перечить ей не мог. Тогда запряг он лошадь, посадил в сани свою дочку и повез ее бездомную в лес. А потом скинул ее прямо в сугроб возле большой ели.
Главные герои
В детской сказке несколько действующих лиц. Вот их краткая характеристика:
- Старикова дочка — милая, добрая, кроткая, хозяйственная героиня. В ней уживаются все добродетельные качества. Она робко сносит все тяготы судьбы и нападки злой мачехи, не перечит и не жалуется. О внешнем образе девицы не говорится, но предполагается, что она была хороша собой. Автор ясно показывает, что старуха не желала иметь в доме конкурентку собственной дочери.
- Старухина дочь — невоспитанная и грубая деваха, она ленива, обжорлива и неряшлива. Марфушка любит издеваться над сводной сестрой и ее отцом. В итоге хамство и неуважительность сыграли против нее, Морозко замораживает героиню насмерть по одной версии, а по другой, отправляет домой на повозке, которая запряжена свиньями и дает ей приданое в виде сундука с пеплом.
- Морозко — волшебный персонаж, выглядит как старик с белой бородой и посохом. Он является олицетворением божества зимы, ему подвластна погода. Это положительный герой, он справедлив и добр к хорошим людям и суров по отношению к лентяям и наглецам.
- Старик — безвольный мужик, который не имеет собственного слова, выполняет все прихоти своей старухи. Он, без сомнения, с любовью относится к родной дочери, но не смеет перечить супруге. Со слезами на глазах отвозит бедную сиротку в лес на погибель.
- Старуха — вредная и противная женщина со злым и деспотичным характером. Она с особым удовольствием издевается над падчерицей. Заставляется ее трудиться с утра до ночи, но все равно остается ей недовольна. Зато любит и хвалит собственную дочь, хотя та ленива, глупа и груба. В конце она сожалеет о собственных поступках, но уже изменить ничего нельзя.
Стоит отметить и еще одного персонажа сказки — это маленькая собачонка по кличке Жучка. Именно она сообщила старухе, что Настенька вернется в соболях и с полными сундуками золота. Второй раз она предсказала, что едет старик и везет Марфушкины косточки.
Морозко
Краткое содержание «Морозко» можно продолжить тем, что бедная девица сидит под елью и сильный озноб ее пробирает. Потом видит она — Морозко с ветки на ветку поскакивает, потрескивет и пощелкивает. И в скором времени он очутился возле девицы и стал хитро так расспрашивать о том, тепло ли ей? Она смиренно отвечала ему, что ей очень тепло, и назвала его ласково — Морозушко.
Тогда Мороз стал опускаться еще ниже и потрескивать пуще прежнего. И опять он девицу спрашивает о том, не замерзла ли она? Но она опять отозвалась по-доброму, назвав его батюшкой и Морозушкой, и уверила его, что ей тепло. Тогда Морозко еще ниже опустился и сильнее затрещал. И опять к ней обратился со своими расспросами о том, тепло ли ей, красной девице? А девица-то еле говорить стала и совсем от холода окоченела, а потом, обратившись к нему, по доброте душевной голубчиком Морозушкой назвала и опять успокоила его, сказав, что ей очень тепло.
Главные персонажи
Морозко
Морозко — основное действующее лицо сказки, представляет силу добра и справедливости. Он следит за правильным течением времени года, может укрывать снегом елки в лесу, следить за зверушками, чтобы не замерзли и не были голодными, медведи вовремя легли в берлогу на зимнюю спячку, а птицы укрылись от непогоды и мороза. Любит трудолюбивых, уважительных и простых в общении людей. Стремится как-то их вознаградить за труды. Не любит лентяев и невоспитанных, пытается их перевоспитывать, ну а если не получается, может и наказать.
Дочь старика
Главная героиня сказки, дедова дочка, очень скромная, добрая, заботливая, уважительная и работящая девушка. Даже птицу и собаку приголубит и согреет. Работает одна за троих, топит печку, носит воду, готовит еду, убирает и ухаживает за домашними животными, прядет и вышивает. Все пожелания своей сводной сестры и старухи выполняет. Старуха относится к ней как к прислуге, не любит, даже ненавидит, и не знает как избавиться от нее. Девушка терпит все старухины капризы из-за своего отца, которого очень любит и боится, чтобы его не обидели. Учтиво разговаривает с Морозом, помогает ему в его доме убираться, не требует ничего, а только благодарит за то что приютил ее и получает в награду сундук камней самоцветных, жениха красивого и быструю тройку лошадей.
Дочь старухи
Второй женский образ, это дочь старухи. Невоспитанная грубиянка, обжора, лентяйка и капризная бездельница, любительница новых нарядов и сплетен. Старуха лелеет свою дочь, всячески балует и не дает работать. Старухина дочь всячески издевается над своей сводной сестрой и стариком. Она не понимает ни каких запретов и никаких слов, делает только то, что выгодно ей одной. Попадая в лес ради богатства и нарядов, и там проявляет свою неуважительность, лень и хамство, за что Морозко ее и наказывает, в одних вариантах замораживает до смерти, в других «награждает за труды» сундуком пепла и повозкой, запряженной парой свиней.
Вознаграждение за терпение и доброту
Тогда сжалился Морозко над ней, накинул на нее теплую шубу и согрел пуховыми одеялами.
Краткое содержание «Морозко» дальше повествует о том, что в это время в доме старухи поминки идут полным ходом, она печет блины и посылает деда привезти его окоченелую дочку из леса, чтобы похоронить.
Приехал старик на место и видит, что его дочка стоит румяная и веселая, в собольей шубе, в золоте и серебре, а рядом полный короб с подарками богатыми. Старик сильно обрадовался, посадил дочку в сани, загрузил все ее богатство и повез домой.
Промысел
Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.
Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.
Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.
Здесь вы найдете обе версии сказки «Морозко»: № 95 и № 96.
Читать сказку «Мороз Иванович»
Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте в разделе «Художественные фильмы»
Искушение
Как увидела старуха, что старикову дочку в серебре да в злате везут, то сразу велела запрягать другие сани и везти ее дочку на то же самое место. Старик так и поступил, он повез свою падчерицу в лес и вывалил ее опять под той же елью.
Сидит девица, мерзнет, зубами стучит. А Морозко в лесу потрескивает и пощелкивает да на старухину дочь поглядывает. А потом и спрашивает, тепло ли девице, а она отвечала, что ей студено и ой холодно! Морозко ниже опускается и пуще прежнего пощелкивает да потрескивает и опять спрашивает девицу о том, тепло ли ей. Тогда она закричала о том, что у нее руки и ноги отмерзли. А Морозко совсем прихватил и еще сильнее ударил. Девица совсем застонала о том, чтобы Морозко проклятый сгинул и пропал. Тогда рассердился он да так сильно хватил, что дочь старухина совсем окостенела.
Заканчивается краткое содержание «Морозко» тем, что утром чуть свет старуха зовет к себе старика, чтобы тот немедленно ехал за ее дочерью да привез ее в злате и серебре. Старик запряг сани и поехал, а собачка под столом тявкает о том, что старикову дочку скоро женихи в жены возьмут, а старухиной дочки в мешке косточки везут.
Когда дед вернулся, подбежала старуха к саням его, приподняла рогожку, а там дочь ее мертвая лежит. Завопила старуха, но уже поздно было.
Вариант 2
Морозко – самый главный персонаж известной всем сказки с одноименным названием. Морозко олицетворяет в себе добродушие, щедрость, мудрость хозяина зимы. И в то же время, если кто придется ему не по душе – накажет со всей строгостью. Он следит за зимним лесом: чтоб вовремя улеглись на спячку медведи, ежи, сурки, прикрывает снегом деревья, чтобы не замёрзли в зимнюю стужу. Люди ему по душе добрые, честные, трудолюбивые. Таких он может наградить со всей своей щедростью, а злых, жадных и завистливых запросто может заморозить.
Старикова дочка – главная героиня сказки. Очень скромная, трудолюбивая и миловидная девушка. Живёт в доме с отцом, мачехой и сводной сестрицей. Мачеха не даёт ей никакого спуска, относится к падчерице как к служанке, а та выполняет беспрекословно все её приказы, потому что иначе злая старуха сживет со свету её отца. Бедная девушка всю домашнюю работу выполняет в одиночку: носит воду с колодца, топит печь, готовит еду, вяжет, шьёт, прядёт. И дурного слова от нее не услышишь, никого лаской не обойдет: будь то человек или собачка, да хоть и птичка. Старуха ненавидит падчерицу лютой ненавистью и спроваживает ее в зимний лес, но там девушка знакомится с Морозко. Она разговаривает с ним с огромным почтением и уважением, прибирает в его хоромах и то и дело благодарит за то, что добрый Морозко приютил её. За эти её качества Морозко одаривает ее сундуком с самоцветами, женихом – красавцем и отправляет домой на тройке резвых коней.
Старухина дочь – полная противоположность своей сводной сестры. Она целыми днями бездельничает, ест и собирает сплетни. Любит красивые наряды и то и дело их примеряет, любуясь собой. Падчерицу всяко оскорбляет и унижает, как и ее отца. Мать ее безмерно балует и выполняет все её желания. В лес она отправилась, надеясь, что Морозко ее также наградит, как и сестру, но по одному из вариантов сказки, тот морозит ее до смерти, а по второму – награждает сундуком с золой и отправляет домой на свиньях.
Старуха – второстепенный персонаж сказки. Злая, завистливая и лживая женщина. Поедом ест старика и его дочь, замуж за старого вышла только с корыстными побуждениями. Ей не удалось выгодно выдать замуж свою дочь и она, срывая злость на падчерице, отправляет её в лес, в надежде, что ту порвут волки. А когда девушка возвращается домой жива-здорова, да ещё и с дорогими подарками, она без раздумий снаряжает в зимний лес свою родную дочку.
Старик – добрый человек, но не имеющий характера. Он женился второй раз и полностью попал в зависимость к старухе. Свою дочь он очень жалеет, но и против старухи выступить не может, ввиду своей слабохарактерности.
Как бы то ни было добро в этой сказке восторжествовало, а зло было уничтожено.
Справедливость
Эта русская народная сказка входит в школьную программу по литературе. Главные герои сказки «Морозко», как и положено, есть и положительные, и отрицательные, иначе ее было бы неинтересно читать. В сюжете представлена вариация истории о гонимом человеке (падчерице), к которому на выручку приходит чудесный помощник (Морозко) и за его доброту, кротость, смирение и трудолюбие награждает. А другого человека (дочку старухи), гордого, корыстного и злобливого, он наказал.
Мачеха, конечно же, в этом народном произведении — главное исчадие зла и подстрекательница, к которой тоже пришло воздаяние. Ее муж — подвластный человек, который не может ей сопротивляться в силу слабости своего характера, его тоже судьба не обидела.
Эта история несет явно воспитательный и нравственный характер, который очень легко прочитывается. Смысл сказки «Морозко» заключается в том, что торжество справедливости рано или поздно, но обязательно наступит, и каждый получит воздаяние по делам его, как говорят, кто что посеет — то и пожнет.
Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.
Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.
Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.
В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.
В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что прототип Иванушки – это покаявшийся грешник.
Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.
Сказка «Морозко»: отзывы
Конец сказки достаточно трагичен, если не сказать жесток. Русские народные сказки, «Морозко» в том числе, повествуются от лица народа, который во все века осуждал зависть, жадность и угнетение беззащитного. По отзывам, поведение отрицательных героев, таких как мачеха и ее дочка, вызывает в душе читающего отторжение несправедливости, а наказание воспринимается, наоборот, как торжество справедливости.
Вообще, очень много дискуссий вызывают русские народные сказки, «Морозко», например, как и многие другие, якобы очень уж кровожадные и жестокие, в которых утверждаются сомнительные идеалы в виде кротости вместо напористости, а еще акцент ставится на материальных благах.
Чтобы оградить ребенка от излишней жестокости, по мнению некоторых родителей, нужно не давать детям читать подобные истории. Отрицательные главные герои сказки «Морозко» вроде как служат плохим примером для подражания.
Однако надо понимать, что это наше древнее наследие, так сказать, народный фольклорный скарб, и сюжет поэтому обусловлен реалиями того очень примитивного и темного времени. Тогда такая жестокость была оправдана, так как она ставила перед собой цель наставлять подрастающее поколение, и чем ярче краски, тем глубже было воспитательное воздействие.
Анализ сказки
«Морозко» — это волшебно-фантастическая сказка, в ней присутствуют реальные герои и вымышленный персонаж — дедушка «Морозко». В таком жанре добро всегда побеждает зло. Сюжет строится по плану с троекратным повторением эпизода, с последующим усилением эффекта. Это можно наблюдать при встрече Морозко с падчерицей. Он трижды задает ей один и тот же вопрос: «Тепло ли тебе, девица?»
Это поучительное сказание порицает и высмеивает зависть и жадность людей. Главная мысль, которую преследовал неизвестный автор, научить детей быть добрыми и трудолюбивыми.
Сказка наполнена предупреждением, что нельзя быть злым, коварным и завистливым, и поучением. Сюжет демонстрирует положительные стили поведения:
- вежливость;
- доброе отношение;
- уважение к старшему поколению;
- трудолюбие.
Сказочная история учит юных читателей самостоятельно определять, где хорошие поступки, а где плохие. Книга рекомендована к прочтению детям любого возраста. Малышам будет интересно посмотреть картинки, а более взрослым ознакомиться с поучительным содержанием.
МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.
Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.
СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО
На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)
Анализ русской народной сказки «Морозко» для читательского дневника
02.08.2021
В статье вы найдете разбор русской сказки «Морозко», который может быть использован для читательского дневника. Разбор включает в себя краткое описание сюжета, перечень главных героев с небольшим описанием, выводы (мораль сказки) и отзыв (личные впечатления от прочитанного). Это произведение дошло до наших дней в обработке А. Толстого.
Жанр: новогодняя (зимняя, рождественская сказка).
Сюжет (краткое содержание)
Жила-была семья: старик со старухой и двое сводных дочерей – одна родная старухе, а у другой отцом был старик. Старуха ненавидела падчерицу и заставляла ее делать всю домашнюю работу. Падчерица безропотно подчинялась, но угодить мачехе ей так и не удалось. Чтобы извести неродную дочь, старуха приказала старику отвезти ее зимой в лес и оставить замерзать. Старик не посмел ослушаться жену. Падчерицу в лесу заметил Морозко, который стал испытывать ее холодом. Но она терпеливо вынесла это испытание, за что Морозко согрел ее дорогими шубами, одел в серебро с золотом, еще и короб подарков оставил.
Когда поехал старик за телом дочери, то нашел ее веселой и румяной. Мачеха позавидовала такому повороту событий, и приказала отвезти в лес свою дочь. Но та испытания не прошла – рассердила Морозко, и тот заморозил ее до смерти.
Главные герои:
Старик – женат на старухе с дочерью, беспрекословно слушается жену, свою дочь не защищает.
Старуха – жена старика, мачеха для его дочери, жадная и строптивая, хотела извести падчерицу.
Падчерица – дочь старика, приемная дочь для старухи, терпеливая, скромная и добрая, выполняла в семье всю тяжелую работу.
Дочь старухи – бездельница с дурным характером, оскорбила Морозко, и тот за это заморозил ее до смерти.
Морозко – дух зимы и мороза в образе старика
Собачка – говорящий питомец мачехи, предсказывала будущие события.
Выводы (мораль сказки)
Главную мысль сказки можно выразить двумя русскими пословицами: «Добро всегда побеждает зло» и «Не рой яму другому, сам в нее упадешь». Доброй, трудолюбивой и кроткой падчерице Морозко сохранил жизнь и одарил подарками, а ее ленивую и глупую сводную сестру заморозил до смерти. Мачеха лишилась дочери из-за своей злобы и жадности.
Отзыв (мои впечатления, отношение к прочитанному):
Это хорошая сказка, в которой зло наказано, а добро вознаграждено. На примере положительной главной героини этой сказки – падчерицы, произведение учит скромности, трудолюбию и терпению. Девушка стойко перенесла все тяготы жизни и не только спасла свою жизнь, но и разбогатела. Она вызывает симпатию у читателей, и я хотела бы быть на нее похожей.
Также читайте комментарии ниже.
Другие статьи, в которых анализируются русские сказки:
Гуси-лебеди
Крошечка-Хаврошечка
Терешечка
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
На чтение 8 мин. Опубликовано 10.03.2020
Произведения, основанные на русском фольклоре, входят в образовательную программу начальных классов. Сегодня практически невозможно найти ребёнка, незнакомого с главными героями сказки «Морозко». Характеристика персонажей и анализ рассказа помогут ученикам лучше понять смысл повествования, а также разобраться с главной мыслью, которая вложена в эту волшебную историю.
Содержание
- Описание сюжета
- Характеристика персонажей
- Главные герои
- Злая мачеха
- Послушная падчерица
- Справедливый Морозко
- Краткий анализ и размышления
Описание сюжета
Помимо фольклорного, существуют ещё варианты текстов в обработке Толстого и Афанасьева. Они немного отличаются, именно поэтому лучше использовать оригинал сказки «Морозко» для читательского дневника. Краткое содержание народной версии будет более уместно для разбора на уроках литературы.
Были у старухи 2 дочки. Одна родная, а другая падчерица. Свою кровиночку мать любила: что бы та ни делала, всё было хорошо, за всё похвалы удостаивалась. Мужнину дочь мачеха ненавидела, потому что выросла девушка красавицей, да к тому же работящей. Женихи часто на неё заглядывались, а на родную дочку внимания не обращали.
Захотела злая бабка падчерицу со света изжить. Велела мужу увести её в поле и там оставить. Хоть и жаль было старику родную дочку, но пришлось подчиниться, больно уж он свою жену боялся. Посадил он девушку в сани, увёз в поле, да и оставил одну на морозе. Но девушка зла на родителя не держала, потому что характер имела:
- добрый;
- покладистый;
- любящий.
Она готова была пожертвовать собственной жизнью, лишь бы батюшке плохо не было. Именно поэтому она смирилась со своей участью и осталась в поле дожидаться смерти.
В это время Мороз обходил свои владения и заметил девушку. Его поразило, что юная красавица не испугалась, наоборот, была рада отдать ему свою душу. Полюбились хозяину зимы и умные речи девушки. Вместо смерти он наградил её приданым знатным. Шубу ей подарил и сундук с богатствами.
В это время старуха пекла блины, чтобы поминки по падчерице справить. Велела она мужу съездить за телом девушки, а сама стала к похоронам готовиться.
Но маленькая собачка всё время лаяла, что стариковскую дочь в злате-серебре везут, а старухину женихи не возьмут. Как ни старалась злая хозяйка успокоить собаку, та не унималась. А когда предсказание сбылось, и старик привёз дочь живой, да ещё и с богатыми подарками, старуха рассвирепела.
Велела она увезти её дочку на то же место. Старик подивился, но исполнил приказ жены. А старуха стала дожидаться возвращения кровинушки с богатым приданым. Вот только собачка опять стала брехать, что кости старухиной дочки в мешке везут. Так и случилось.
Невоспитанная девочка грубо разговаривала с Морозом, он разозлился и убил её. Нашёл старик на том месте только бездыханное тело, когда приехал за девушкой. Зарыдала старуха, когда увидела дочь мёртвой, но вернуть уже было ничего нельзя.
Характеристика персонажей
Действующих лиц в сказке не очень много, но их характеристика очень важна для представления общей картинки сюжета, а также для понимания характеров персонажей. Герои сказки «Морозко»:
- Мачеха — пожилая женщина со скверным характером. Она не могла выносить умную и красивую падчерицу, потому что на её фоне родная дочь выглядела уродливой неумехой. Но свою кровиночку мать очень любила, поэтому решилась на убийство красивой падчерицы, чтобы женихи стали обращать внимание и на её дочурку.
- Падчерица — умная и добрая девушка. Она могла выглядеть прекрасно даже в обносках, за что очень нравилась всем местным женихам. Добродетельный характер был отличительной чертой бедняжки. Она молча сносила все издевательства мачехи, любила своего старика-отца, даже несмотря на его малодушие.
- Старик — муж мачехи, отец двух дочерей, Он любил старшую девочку, но защитить её от нападок мачехи не мог. Это говорит о малодушном и покорном характере героя. Сегодня такого мужчину назвали бы подкаблучником.
- Родная дочь — ленивая и избалованная девушка. Ни красотой, ни другими достоинствами она не отличалась, зато привыкла, что всё крутится вокруг неё. Естественно, о таких понятиях, как вежливость и благодарность грубиянка не слышала и не знала. За это и была заморожена насмерть.
- Морозко — волшебный персонаж, который символизирует русскую зиму с её крепкими морозами. Справедливый, но добрый, умеющий отличать добродетель от притворства и зависти.
- Собачка — пророчица. Она своим лаем предсказала и возвращение падчерицы с дарами, и смерть родной дочери старухи.
Образ каждого из персонажей прописан в сказке очень ярко. Буквально с первых строк читатель понимает, кто из них отрицательный герой, а кто положительный. Но это и не удивительно, ведь история рассчитана на детскую аудиторию.
Главные герои
Несмотря на то что роли всех персонажей важны для общего развития сюжета, и почти все они равноценны по значимости, всё же можно выделить трёх главных героев сказки:
- Мачеха.
- Падчерица.
- Морозко.
Именно вокруг их действий и поступков развивается всё повествование, раскрывается полная картина сказки и проявляется её мораль.
Злая мачеха
С первых строк понятно, что она яркий отрицательный персонаж в этой сказке. Старуха вынуждена жить под одной крышей с дочкой своего мужа от первого брака. А так как у неё имеется собственная дочь, нетрудно представить, кого пожилая женщина любит больше.
Видимо, пока девочки были маленькими, мачеха могла как-то держать себя в руках. Она хоть и обижала падчерицу, но понимала, что та делает всю грязную работу по дому, поэтому использовала девочку как бесплатную служанку.
Но когда девочки подросли, и пришла пора выдавать их замуж, старуха поняла, что её родная дочь сильно проигрывает в плане привлекательности для женихов, своей старшей сестре. Девушка была:
- груба;
- избалована;
- ленива.
Красотой родная дочка тоже не отличалась, поэтому было очень сложно подыскать ей хорошую партию. Тем более, когда рядом постоянно крутилась красавица и умница старшая сестра.
С одной стороны, материнские чувства понять можно, но с другой — непонятно почему обязательно нужно было отправлять старшую девочку на верную смерть. Можно было бы избавиться от неё более гуманным образом, например, выдать замуж.
Это характеризует героиню как глупую и недальновидную женщину. Она, не задумываясь о последствиях, использует любые методы для достижения своих целей. Такую глупость в характере женщины превышает разве что жадность. Старуха готова рискнуть жизнью собственного ребёнка для получения богатства.
Послушная падчерица
Качество жизни первой дочери старика вряд ли можно назвать приемлемым. С детства девочку использовали в качестве служанки для грязной и тяжёлой работы по дому. Несмотря на это девушка выросла:
- доброй;
- скромной;
- любящей.
Природа не обделила героиню красотой и прилежностью. Она была хорошей хозяйкой и умной девушкой. Возможно, что падчерица давно бы ушла от мачехи, но боялась за своего старика-отца. Без её помощи старуха переложила бы на него всю работу. Это говорит о привязанности девушки к своему единственному родителю, любви к нему и жалости.
В сказке падчерица однозначно положительный персонаж. Её скромность, доброта́ и вежливое отношение к незнакомцам помогли девушке выйти живой из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Справедливый Морозко
В фольклоре этот персонаж часто упоминается под именем «Морозка». Этот хозяин зимы представлялся в образе вполне реального героя, обладающего волшебной силой и несметными богатствами.
В сказке он описывается как нечто среднее между духом и реальным существом. Нет описания его внешности, поэтому непонятно как он выглядит. Дать чёткую характеристику этому главному герою очень сложно. С уверенностью можно сказать, что он был:
- справедливым;
- щедрым;
- умным.
Он щедро одаривает подарками старшую сестру, потому что ему понравились её речи и покорность судьбе. Но не задумываясь, лишает жизни младшую только потому, что ему не понравился грубый тон девушки.
Назвать этого персонажа только положительным или отрицательным будет не совсем правильно. Добротой он точно не отличался, его действия и поступки зависли только от собственной объективности. Скорее это нейтральный герой, не лишённый чувства справедливости.
Краткий анализ и размышления
Современному читателю известны несколько интерпретаций этой сказки. Существует народная версия и её обработка такими авторами, как Толстой и Афанасьев. При оформлении читательского дневника будет считаться верным любой из представленных вариантов авторства, так как нет сильных отличий в сюжете.
Если сделать краткий анализ произведения, используя сухие литературные термины, он будет выглядеть следующим образом:
- Год написания — неизвестен.
- Автор — народ (Афанасьев, Толстой)
- Жанр — сказка.
- Композиция — последовательная (развязка, основной сюжет, развязка).
- Тема — доброта́, вежливость, сочувствие.
- Основная мысль — добро всегда побеждает зло.
- Главные герои — падчерица, Морозко, мачеха.
В сказке можно проследить 2 плана: сюжетный и метафорический. Основной сюжет прост и понятен, а метафорический подтекст помогает глубже понять смысл сказки, проанализировать действия и поступки героев, перенести их в реалии современной жизни.
История вынуждает читателя анализировать собственные поступки, учит отличать добро от зла. Неслучайно произведение предлагается для изучения школьникам младших классов. В этом возрасте дети уже должны различать хорошее и плохое, разбираться с отрицательными чертами характера, уметь выделять их.
Действия и поступки героев в этой истории чётко классифицированы. Детям легко определить, как нужно поступать, а как нельзя, кто из героев положительный персонаж, а кто отрицательный.
Безусловно, изучение произведений, основанных на фольклоре, очень важно для детей младшего школьного возраста. В эти сказки заложена мудрость веков и вечные истины, которые остаются актуальными даже спустя столетия.
Анализ
русской народной сказки Морозко
Известная
нам с детства сказка “Морозко”
– русская народная волшебная сказка.
Ее причисляют к новогодним, рождественским
или просто зимним сказкам. Сюжет сказки
“Морозко” – вариация на тему о невинно
гонимом положительном герое (падчерица),
которому приходит на выручку чудесный
помощник (Морозко)
и вознаграждает героя за кротость,
смирение, доброту и трудолюбие.
Русская
сказка “Морозко” входит в состав
школьной программы по литературе
благодаря своей явной воспитательной,
нравоучительной направленности. Основные
герои сказки “Морозко” однозначно
делятся читателями-детьми на положительных
и отрицательных. Главная
идея сказки
– воздаяние по делам, торжество
справедливости (смирение и незлобивость
вознаградятся, а гордыня и злоба будут
наказаны) – легко прочитывается
учениками.
Персонажи
сказки “Морозко”
Главная
героиня сказки – падчерица, девушка
трудолюбивая, услужливая и кроткая –
“социально ущемленный персонаж” в
доме мачехи: “Все знают, как за мачехой
жить: перевернешься — бита и недовернешься
— бита…” Падчерица всю домашнюю работу
делала, но так и не смогла угодить злобной
жестокой мачехе.
По
канону волшебных сказок героиня покидает
дом, прежде чем найти свое счастье.
Причина – выгоняет герой-вредитель
(мачеха): “Вот мачеха и придумала
падчерицу со свету сжить. — Вези, вези
ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь,
чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в
лес, на трескучий мороз”.
Характер
падчерицы настолько кроткий, что она
не спорит и не сопротивляется, когда
родной отец оставляет ее в студеном
зимнем лесу. И так же кротко она ведет
себя, когда заглавный герой сказки –
Морозко – испытывает ее характер,
все усиливая и усиливая мороз. Ответы
девушки приветливы, несмотря на жгучий
мороз. За это Морозко жалеет
девушку и щедро одаривает. Богатства в
награду – характерный прием народных
сказок.
Мачеха,
властная, завистливая и жадная, увидев
падчерицу невредимой да с богатыми
подарками, велит старику везти ее
родную дочь (антигероиня) на тоже место
в лес. Основная причина такой зависти
понятна из слов собачки: “Старикову
дочь в злате, в серебре везут, а старухину
замуж не берут”. Именно за приданым
старуха и отправляет родную любимую
дочь на мороз.
Ситуация
в лесу повторяется: появляется Морозко
и подвергает девушку троекратному
испытанию холодом. Та, однако, не наделена
ни добротой, ни кротостью и преисполнена
гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны,
и Морозко жестоко наказывает эту
героиню: она погибает от холода.
Таким
трагическим финалом народная сказка
“Морозко” показывает читателю насколько
жестоко народ осуждает зависть, жадность,
злобу и угнетение слабого и беззащитного,
какой была падчерица. Поведение
отрицательных героев сказки, мачехи и
ее родной дочери, вызывает отторжение
злобы и несправедливости в детской
душе. А наказание, которое понесла
девушка, воспринимается юным читателем
как торжество справедливости.
Любопытно,
что сегодня русская сказка “Морозко”
вызывает довольно много дискуссий о
своем толковании. Сказку
упрекают в кровожадности, в утверждении
сомнительных идеалов (кротость вместо
напористости, акцент на ценности
материальных благ). Высказываются
предложения оградить современного
ребенка от излишней жестокости путем
отказа от чтения народных сказок.
Однако
не стоит забывать об исторических корнях
народной сказки – повествование здесь
обусловлено реалиями времени, когда
создавалась сказка. Некоторая жесткость,
и, даже жестокость, может быть оправдана
также целью, преследуемой создателями
сказки: наставление, назидание
подрастающего поколения. И чем конкретнее
выражено наставление в данном случае,
тем сильнее воспитательное воздействие.
Сказки
хранят многовековую мудрость народа,
и задача современных родителей и учителей
— не оборвать связь поколений, помочь
ребенку в правильном прочтении и
восприятии вековой народной мудрости.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
11.03.2015162 б12~$лентин Федорович Гутенев.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #