Отношение чацкого к иностранному сочинение

Обновлено: 10.01.2023

Значение фамилий Чацкий и Фамусов

Взаимоотношения Чацкого и Фамусова

Диалог Фамусова и Чацкого во 2-м действии комедии выявляет конфликт этих героев. Чацкий вступает в спор с Фамусовым, потому что не согласен с его жизненными ценностями и идеалами.

Взгляды Чацкого и Фамусова на жизнь

В диалоге этих героев выясняется, что Чацкий не приемлет взгляды Фамусова на жизнь. Но отношение к различным сторонам жизни видно и из их разговоров с другими персонажами.

Отношение к службе, богатству, кумовству

Отношение к воспитанию и образованию

Просвещение в России необходимо развивать, ведь образованные люди принесут стране пользу — так считает Чацкий.

Отношение к иностранному влиянию

Фамусова так пугает хорошее образование, в результате которого люди становятся свободны в выборе жизненного пути, что он готов примириться с тем, что для дворянских детей нанимают в учителя не очень образованных иностранцев. Павел Афанасьевич не одобряет увлечения дочери французскими романами, но сам нанял для воспитания Софьи француженку, поскольку так было принято в светском обществе. Осуждения же со стороны светских людей Фамусов боялся.

У Чацкого, в отличие от Фамусова, отношение к преклонению перед иностранцами однозначно. Он решительно осуждает раболепие перед иностранцами и пренебрежительное отношение к русской культуре.

Отношение к народу, крепостному праву

Чацкий, разоблачая раболепие перед всем иностранным и презрение к своей культуре и народу, сожалеет, что из-за этого народ разрознен с дворянами. Он считает русский народ умным и бодрым, достойным уважения.

Эти речи Чацкого Фамусов очень не одобряет и боится, не втянет ли неожиданный гость своими речами его в беду. Для него владельцы крепостных и само крепостное право критике не подлежат.

Отношение к любви, браку

Главная цель возвращения в Москву Чацкого — увидеть Софью после трёх лет разлуки. Его привело в дом Фамусова чувство любви к его дочери. Он надеялся, что и у неё сохранилась к нему любовь. У Чацкого же за годы, проведённые в разлуке с Софьей, любовь к этой девушке не исчезла. Ей уже минуло 17 лет, и Чацкий, вероятно, надеялся жениться на ней, это и привело его в дом Фамусова, но он там оказался нежеланным гостем: хозяин дома опасается его вольнолюбивых взглядов на жизнь, а Софья старается избегать общества Чацкого, так как она его разлюбила.

Отношение к Москве

Идеалы и жизненные ценности

Чацкий и Фамусов отстаивают разные идеалы. Для высокопоставленного чиновника идеалом является жизнь человека, добившегося высоких чинов и богатства (неважно каким путём). Жизненные ценности для него — это высокое благосостояние и высокое положение в обществе.

Отношение к идеалам у Чацкого иное. Для него идеалом и жизненной ценностью является свобода от раболепства, возможность заниматься тем, что интересует человека (службой, искусством, наукой), и вести тот образ жизни, который ему подходит.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (таблица)

Вывод

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

“А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов и шпилек!
И булавок, И книжных и бисквитных лавок! ”.

О засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает в монологе»А судьи кто? «:
«. Где? Укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? «

Мне сна нет от французских книг, а ей от русских больно спится! А все Кузнецкий мост—наряды и обновы! Смешенье языков—французского с нижегородским.

Чацкий стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам

“А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов и шпилек!
И булавок, И книжных и бисквитных лавок! ”.

О засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает в монологе»А судьи кто? «:
«. Где? Укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? «

Чацкий стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам

Мне сна нет от французских книг, а ей от русских больно спится! А все Кузнецкий мост—наряды и обновы! Смешенье языков—французского с нижегородским.

В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями. Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество. В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению. Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего.

Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.

Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!

На все советовать и перестать блажить и служить.

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет.

Карьера любыми средствами – девиз Молчалина. Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами. Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца:

… уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих он вкривь и вкось не рубит –

Вот я за что его люблю.

Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью. Она способна оценить своего избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивеет…

Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.

Читайте также:

      

  • Восстановление хозяйства идеологические кампании конца 1940 х гг кратко
  •   

  • Очистка газопылевых выбросов кратко
  •   

  • Недостатки при стерилизации вне цсо кратко
  •   

  • Ранний железный век степной евразии кратко
  •   

  • Элбек доржи ринчино биография кратко

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» подняты общественно-политические вопросы, особенно актуальные для начала 19 века. Причём вопросы эти получают противоположную оценку в зависимости от того, кто их поднимает: Чацкий, который является представителем «века нынешнего», прогрессивно мыслящим человеком, или те, кто относится к фамусовскому обществу и имеют консервативные взгляды. Фамусовским обществом принято называть группу действующих лиц: Фамусова, его гостей и людей из его домашнего окружения. Они представляют «век минувший».

Отношение Чацкого к фамусовскому обществу очень критическое, он не согласен с его представителями по всем вопросам, поднятым в комедии, и высмеивает их образ жизни и жизненные ценности.

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем вопросам жизни русского общества у Чацкого и представителей «века минувшего» суждения абсолютно противоположны.

Отношение к службе, богатству

Богатство — это то, чему поклоняется всё фамусовское общество. Если человек богат, его уважают, даже раболепствуют перед ним. Как он получил это богатство, честно ли — это фамусовское общество не интересует, не интересуют его и личные качества такого богача, главное, что он богат.

Служба для Фамусова и его окружения — это только источник почёта и благосостояния. Фамусов не вникает в служебные дела, поручив это делать своему секретарю Молчалину. Обычай этого высокопоставленного чиновника таков: «…Подписано, так с плеч долой».

Фамусов ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам «сгибался вперегиб», несмотря на свою важность. А Чацкий бросил службу именно потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин, как и Фамусов, считает, что продвинуться по службе можно только угождая начальству. А полковник Скалозуб добился высокого чина, потому что знает, что «чтоб чины добыть есть многие каналы».

Чацкий же уверен, что нужно служить «делу, а не лицам», не для личного обогащения, а для блага России.

Отношение к образованию, просвещению

По мнению Чацкого, просвещение нужно развивать, чтобы образованные люди приносили пользу стране. Он критикует светских людей, которые нанимают для своих детей «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», да ещё из иностранцев.

Гости Фамусова критически отзываются об образованных людях, а сам хозяин дома уверен, что просвещение только вредит: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Отношение к иностранному влиянию

Чацкий сетует, что дворянским детям внушают, что иностранцы, служащие их учителями и часто не имеющие должного образования, умны. «…Как с ранних пор привыкли верить мы, //Что нам без немцев нет спасенья!», — говорит он Софье. Его возмущает, что светские люди подражают повадкам и нарядам иностранцев и французских модисток, что в светском обществе господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».

Гости Фамусова с восторгом слушали «французика из Бордо», очень довольного, что он приехал в Россию и увидел, что она не отличается от его родины, так как в обществе все говорят по-французски.

Отношение к народу

Говоря о рабском подражании всему иностранному, Чацкий с горечью спрашивает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? //Чтоб умный, бодрый наш народ //Хотя по языку нас не считал за немцев».

Отношение Чацкого к народу и крепостному праву отличается от того, как к ним относятся люди светского общества. Он с негодованием вспоминает, что знатный, уважаемый в свете человек выменял на борзых собак своих слуг, которые не раз спасали «в часы вина и драки» его жизнь и честь. Возмущает его и то, что другой барин забрал множество детей из их семей для крепостного балета, а затем распродал их поодиночке, чтобы заплатить свои долги.

Отношение к любви, браку

Для представителей фамусовского общества характерно отношение к браку не как к союзу любящих друг друга мужчины и женщины, а как к выгодной сделке. Они уважают тех, кто смог  жениться или выйти замуж за богатого человека, например, как почтенный камергер Кузьма Петрович, который был «богат, и на богатой был женат» (о нём упоминает Фамусов в начале 2-го действия).

Князь и княгиня Тугоуховские озабочены тем, чтобы выдать своих 6 дочерей за богатых людей. Узнав, что Чацкий холостой, княгиня велела мужу позвать его в гости, но, спросив Наталью Дмитриевну Горич, богат ли он и услышав в ответ: «О, нет!» — скомандовала мужу: «Князь, князь! Назад!»

Репетилов в разговоре со Скалозубом жалуется, что женился по расчёту, но неудачно: отец невесты метил в министры, но  когда Репетилов женился, тесть не стал его продвигать по службе, так как боялся упрёка в кумовстве. Репетилов досадует, что «приданого взял — шиш, по службе — ничего».

В фамусовском обществе считается, что главное, чтобы у жениха было хотя бы 2 тысячи крепостных. Неважно, что он за человек, — родители ведь выдают замуж дочерей не по любви, а за богатство. Вот и Фамусов — «желал бы зятя он с звездами да с чинами», как говорит Софье служанка Лиза.

Взгляды фамусовского общества на брак чужды Чацкому, потому что для него счастье состоит не в богатстве, а во взаимной любви.

Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества

Для представителей фамусовского общества ум понятен в житейском, практическом смысле этого слова. Для них умён тот, кто сумел добиться богатства и высокого положения в обществе.

Для Чацкого же умён тот человек, который обладает интеллектом свободного мыслителя, вольнодумца и способен относиться критически к социальным условиям и порядкам в стране.

Идеалы и жизненные ценности

Для людей фамусовского общества идеалом является человек высокого положения, живущий в роскоши принимающий знаки почтения и раболепства от нижестоящих людей. Жизненные ценности светского общества — это высокое положение в обществе и богатство.

Для Чацкого идеал и жизненная ценность — это свобода личная и общественная, возможность заниматься тем, к чему у человека есть интерес и способности, а не вести образ жизни, ему не подходящий, но одобряемый в светском обществе.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

В комедии «Горе от ума» среди действующих лиц один Чацкий представляет «век нынешний», а ему противостоят многочисленные представители «века минувшего». Фамусовское общество не принимает Чацкого, сумевшего всех настроить против себя, так как он открыто критиковал и светских людей, и их образ жизни.

Главный герой комедии обвиняет фамусовское общество в раболепии перед всем иностранным, в преклонении перед высокопоставленными и богатыми особами, в неприятии просвещения, в бесчеловечном отношении к крепостным. Столкновение такого свободолюбивого и критически мыслящего человека с фамусовским обществом было неизбежно, так как оно взгляды Чацкого считает опасными.

Софья распустила слух о том, что Чацкий сошёл с ума. Она в сторону говорит реплику: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, //Угодно ль на себя примерить!»

Фамусов, Молчалин, Загорецкий, Хлёстова и вообще всё фамусовское общество верит в сумасшествие Чацкого, вспоминая его реплики, речи, советы. Он окончательно отторгнут фамусовским обществом, его страстную речь о рабском подражании иностранцам уже никто не желает слушать. Он лишний человек в фамусовском обществе, да и сам он не желает оставаться в Москве.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизнь Александр Андреевич Чацкий Фамусовское общество
Отношение к службе, богатству Не приемлет богатства как цели жизни. Готов служить «делу, а не лицам». Главная ценность — богатство, полученное любым путём. Служба — средство для обогащения, а не работа на благо Отечества.
Отношение к образованию, просвещению Отчизне нужны умные люди, поэтому образование и просвещение необходимо развивать. Доверяют учить своих детей иностранным учителям, многие из которых не очень образованы.

Считают, что просвещение ведёт к свободомыслию, которое они не приемлют.

Отношение к иностранному влиянию Критикует преклонение перед всем иностранным. Восхваляют всё иностранное, презирают русскую национальную культуру.
Отношение к народу Уверен в уме и бодрости народа, осуждает тех крепостников, которые не считают крепостных за людей. Презирают народ и русскую народную культуру, не считают за людей крепостных: продают их и покупают их, как вещи.
Отношение к любви, браку, счастью Любовь — чувство, которое не зависит от богатства или бедности любимого человека. Счастье состоит во взаимной любви. Считают брак не по любви, а по расчёту единственно правильным. Счастье для них — в богатстве.
Как понимают смысл слова «ум» Умён тот, кто просвещён, гуманен, способен критически оценивать жизнь и общественные порядки. Умён тот, кто добивается богатства, умеет извлекать выгоду для себя.
Идеалы и жизненные ценности Идеал — гордый, свободолюбивый человек. Жизненная ценность — личная и общественная свобода. Идеал — человек, добившийся влияния в обществе и богатства. Жизненная ценность — богатство.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу. Он отличается от него своими взглядами на все стороны жизни. Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества выявляет их противостояние по главным жизненным вопросам. Автор, включив несколько внесценических персонажей (например, брата Скалозуба) показал, что люди, подобные Чацкому, уже появились в России. Они стремятся к тому, чтобы начались преобразования в стране, и за это их фамусовское общество считает опасными людьми.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни. 

В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком. 

Чацкий

Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами. 

Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.

Суть общественного конфликта

Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий. 

Фамусов

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию. 

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым. 

Фамусов и Чацкий

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы. 

Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

Чацкий

Фамусов

Понимание слова «ум»

Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний».

В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.

Характер героев

Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.

О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.

Отношение к людям

Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях.

Для Фамусова существуют чёткие критерии, по которым он судит людей. Среди них нет достоинства, чести. Чем человек богаче и выше по служебной лестнице, тем более он значим в глазах этого персонажа, и наоборот. Для него не существует таких ценностей, как любовь, семейное счастье. Для дочери он планирует брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он ей.

Отношение к богатству, чинам

Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.

Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.

Отношение к службе

Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.

Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.

Отношение к крепостному праву

Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.

Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.

Отношение к иностранному

Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков».

Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.

Отношение к образованию

Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.

Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».

Занятия и времяпрепровождение

Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.

Любит праздность, мотовство, пир.

Идеалы

Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.

Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».

Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне. 

Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.

  • Отношение современного человека к хлебу рассказ
  • Отношение с людьми троекурова и дубровского сочинение
  • Отношение пушкина к истории и исторической теме в литературе сочинение
  • Отношение пушкина к дубровскому и троекурову сочинение по литературе 6 класс
  • Отношение пушкина к дубровскому и троекурову сочинение заключение