Отношение чуваш к природе сочинение

В краю родном.

Что сравниться может с Родиной моей, Нет ее прекрасней, нет ее милей……

Русская пословица гласит: «Каждый кулик свое болото хвалит». Я родилась, выросла и живу в Чувашии. Это моя родина, у которой есть своя история, свои традиции. Я выросла, впитав в себя эту атмосферу, и другого я не знаю.

Чувашия — небольшая республика, расположенная в равнинной местности. Коренное население- чуваши, история которых уходит в глубь веков. Как они оказались в этой местности – загадка для многих ученых. Чувашский язык не похож ни на один язык народов, окружающих Чувашию. Но с другой стороны в чувашском языке есть слова из узбекского, казахского, татарского и других языков.

Интересна история Чувашии, которая отразилась в искусстве, литературе, культуре чувашского народа. Чуваши никогда не были захватчиками. Это очень толерантный, трудолюбивый народ. Основной деятельностью чувашей было земледелие, скотоводство и выращивание хмеля. Чуваши испокон веков пахали землю и пасли скот на пастбищах. Собирали хмель и варили пиво. Свою историю чуваши рассказывали в своих национальных вышивках, которыми украшали свои одежды и предметы быта.

Природа Чувашии заслуживает отдельного разговора. О красоте чувашской земли рассказано в песнях, стихах и картинах чувашских поэтов и композиторов. Столица Чувашии- город Чебоксары. Стоит на великой русской реке Волге. Красивы и заволжские места: леса, богатые грибами, озера, которые находятся под защитой.

Чувашия гордится своими сынами и дочерьми, которые принесли ей славу. Чего стоят такие имена как Василий Иванович Чапаев, Андриан Николаев, Надежда Павлова. Большое количество спортсменов принесли славу Чувашии: велосипедист Валерий Ярды, боксер Валериан Соколов , легкоатлетка Алина Иванова и другие.

Особо хочу сказать о нашем городе Чебоксары — единственный в Росси город, имеющий два названия: русское — Чебоксары, чувашское- Шупашкар. Это не- большой, но компактный, уютный, зеленый город в котором уживаются люди разных национальностей, он очень красив. Чебоксары был признан самым чистым городом Поволжья. Город занимал первое место в конкурсе самых благоустроенных городов России, здесь действительно очень уютно, чисто и красиво. Многие гости города отмечают, что город похож на «райский уголок», и здесь «европейская ухоженность». Аккуратно стриженные газоны летом и убранные от опавших листьев осенью городские улицы вселяют в душу оптимизм и душевное спокойствие.  Может быть, на свете и есть места лучше и краше, но я очень люблю свою родину — Чебоксары.

Терентьева О. Н.

Чувашский этнос: традиционные мировоззренческие основы и менталитет


Для определения национальных особенностей общностей исследователи пользовались разными терминами: в трудах XIX в. широко встречается понятие «миросозерцание», в материалах XX в. — «мировоззрение», «национальный характер», «национальное самосознание», «национальное мышление», «чувашская натура», «картина мира», а в нынешних научных публикациях — «менталитет», «концепт» и т. д. Между этими понятиями существует тесная связь и единство, но имеются и различия. Само понятие «менталитет», по сравнению с мировоззрением, для российской науки относительно новое, так как появилось оно недавно, в конце 90-х гг. XX в. До сих пор ещё не сложилось устоявшееся определение. В данной статье будем исходить от той дефиниции менталитета, которая ближе к мировоззрению: «Менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определённого качественного ядра. Все факторы, составляющие менталитет, существуют не в своей разнородной разности, не в своей внешней связности и сопряжённости. Они вливаются в некий сплав, структуру, определяющую предрасположенность индивида мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом, определённым образом действовать, предпочитать (или отвергать) определённые ценности, культурные коды и т. д. «1.

Публикации, посвящённые изучению мировоззрения чувашей, появились ещё в середине XIX — начале XX вв. Наиболее значительными среди них являются работы С. М. Михайлова, Н. И. Золотницкого, В. К. Магницкого, Д. Месароша, Г. И. Комиссарова, Н. В. Никольского, Н. И. Ашмарина и др. 2 Мировоззрение в них рассматривалось с точки зрения религии, этнографии и фольклора. В конце XX — начале XXI вв. данной проблематикой занимались А. И. Петрухин, М. Г. Кондратьев, В. Г. Родионов, Г. А. Николаев, Н. А. Исмуков, Г. М. Матвеев, А. К. Салмин, А. А. Трофимов, В. П. Иванов, М. П. Желтов и мн. др. 3 Попытка изучения этнического менталитета и выявления его сущности на примере чувашского народа предпринята Э. В. Никитиной4. Вместе с тем исследованию традиционных мировоззренческих основ чувашского народа в сравнении с менталитетом чуваша в условиях современности, на наш взгляд, не уделялось должного внимания, что и побудило интерес к изысканиям.

Мировоззрение мы понимаем как «систему представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации»5. Различие между ним и менталитетом, мы полагаем, в том, что традиционное мировоззрение как синтез мифологического, религиозного и обыденного (житейского) мировоззрений вытекает из духовной жизни (из души) самого народа. Оно отражается в религиозных верованиях, фольклоре, языке, культуре и т. п. Также можно сказать, что старшее поколение частично является его носителем. Менталитет — это определённый образ, способ мышления, определённые ценности и культурные коды, заданные через средства массовой информации и коммуникации (то есть извне). Понятие менталитета точнее, чем мировоззрение, определяет процессы, происходящие в современном обществе потребления.

Рассмотрим некоторые традиционные мировоззренческие основы чувашского народа, сформировавшиеся на протяжении всей его истории. Такой основой является вера в одушевлённость вещей. Бережное отношение к природе, непричинение вреда животным, которые присущи чувашам, обусловлены этой верой. Каждый шаг, каждый поступок человека по отношению к природе являлись священнодействием. Чуваш одухотворял любой процесс и самому действию придавал значимость, потому что действие сопровождалось обращением к Богу, божествам и духам.

Характерной особенностью мировоззрения чувашей является стремление не нарушать гармонию в природе. По традиционным представлениям, если человек что-нибудь берёт, то обязательно должен возвращать. Перед тем как сеять пшеницу, чуваш произносил молитву. Этим священным актом он как бы вдыхал в неё жизнь, энергию. Перед тем как заколоть животное, чуваш молился, будто прося прощения. Тем самым он отдавал дань, уравновешивал, сохраняя природный баланс.

Обращение к духам природы объединяло человека и природу. Божества — это связующее звено между внутренним миром человека и окружающим внешним миром, то есть между духовным и материальным. Пробовал чуваш новый урожай или надевал новую одежду, всегда произносил особые слова. К примеру, Ҫ. н. ҫим. ҫ астивн. чухне калаҫҫ. % ҫ. н. хурҫё: кив ҫёвар: килес ҫул кунтан маларах6 «Перед тем как употребить новый продукт, говорят: новая сталь, старый рот, в следующем году раньше этого» (подстрочный перевод здесь и далее наш. — О. Т.). Перед тем как надеть новое платье, говорили: Ҫ. нни ҫ. т. лт. р: ҫан-ҫурём юлтёр7 «Новое пусть износится, а тело останется». Перед тем, как воспользоваться водой, также произносилась молитва. Для умилостивления духа воды в неё бросали монеты, крошки хлеба, травку или ещё что-либо. В противном случае шыв тытать «вода схватит». «Если человек, пройдя мимо родника или речки, попьёт воды, после этого обязательно возьмёт соломинку, или стебелёк, или что окажется под рукой и, бросая в воду, произносит такие слова: Эп . ҫмен: вырёспа майри . ҫн. «Не я пил, русский да его баба пили»8. Об этом же гласит пословица: Шыва укҫа ямасёр арман авёртмасть9 «Пока в воду не бросишь монету, мельница не будет молоть».

Во взаимоотношениях с людьми действовал тот же принцип: Ҫёкёр-тёвар хире-хир. ҫ10 «Хлеб и соль взаимны». Когда человеку оказывали услугу, помощь, он непременно отплачивал тем же. В благопожеланиях это ярко отражено: Паракана тавёрёр: пулёшакана тав тёвёр11 «Дающему возвращайте, помогающего благодарите». Если кому-либо помогли построить дом, то он тоже обязан был помочь в строительстве дома. Если в гости пришли с гостинцем, то хозяин также давал угощение напоследок. Иначе мог нарушиться природный баланс.

Чуваш принимал жизнь такой, какая она есть — со всеми радостями и горестями. Наиболее ярко это отразилось в народных песнях:

Кантёр акрём _ шётмар.:

Сохалани ҫавнашкал?

М. н коллянас: м. н макрас$

Хамён телей ҫавнашкал?

«Коноплю посеял — не взошла,

Видно, так возделана убого.

Что же плакать, что мне горевать?

Видно, уж судьба моя такая»12.

Из этой основы — полного приятия жизни — исходит покорность судьбе. Тому подтверждение — пример из песни:

Улёхёттём ҫлл. ту ҫине:

Ҫыру ҫырайёттём шур чул ҫине;

Хамён алёран килсесс. н

Ҫырайёттём пуҫёма ырлёха?

«Взошел бы я на высокую гору,

Написал бы надпись на белом камне;

Было бы это в моей воле –

Записал бы себе счастливую долю»13.

Чуваши верили, что мир населяют мирные и гневные божества и духи, олицетворяющие природные силы. В основе традиционного мировоззрения лежит вера в добро и зло. А. К. Салмин отмечает, «что чувашским верованиям присущ дуализм — вера в борьбу доброго и злого начал»14. Эмпирический материал показывает, что между добром и злом отсутствует борьба. Об этом говорят пословицы: Усал ҫынпала ҫыхланиччен упапа кайса ҫыхлан15 «Чем со злым человеком связываться, лучше связывайся с медведем»; Усалтан тар: ырё патне пыр16 «От зла убегай, к добру подходи»; Усалён й. рне ан пус теҫҫ. 17 «Не наступай на линию зла» и т. д. Чуваш отличался предусмотрительностью, заранее остерегался. Зафиксированы у него почти все случаи жизни: что желательно и нежелательно. Для упорядочения повседневной жизни вводились разные обряды, ритуалы. Для того чтобы не столкнуться со злом, неукоснительно соблюдалась традиция, часто произносились молитвы: Усал-т. селе ан парах18 «Не отдай уж в руки нечистой силы»; Усалтан Турё сирт. р19 «От зла Бог пусть отгородит».

Мы думаем, что чуваш глубоко понимал природу зла, тщетность самой борьбы. Можно сказать, что он подходил к этому явлению реально, так как открытой борьбой зло не победить, борющийся сам встаёт на путь зла. Борьба сама по себе является злом, его источником, поэтому чуваш поступает по- своему: он сторонится его и не борется против него. При такой ценностной ориентации полностью исключаются насилие, агрессия. Принцип ненасилия также лежит в основе традиционного мировоззрения чувашей20.

Одним из составных элементов мировоззрения, наряду с верой, убеждениями, идеалами, являются ценности, поэтому неправомерно обойти стороной и этот вопрос. В традиционном обществе ценности формируются по мере удовлетворения тех или иных базовых потребностей: безопасности, достатка21. Такие базовые ценности можно породить только на основе чувства родственности, любви и уважения к сородичам. Родственность (тёванлёх) — это свойство, выражающее близость одного члена общества с другим по генетической линии, месту жительства, духовному содержанию и общему делу. Например, люди, связанные генетически, образуют род (йёх: ёру: ёрат). Как свидетельствуют топонимические предания о происхождении деревень, каждая чувашская деревня ведёт свое начало от одной или нескольких семей. Семья из нескольких человек переселялась в то или иное место, и со временем, за 200–300 лет, образовывалось село или деревня. Односельчане воспринимались чувашами почти как родственники: Ялсем те ялпа пор (ё) наҫҫ.: пир. н те ялпа пор (ё) насч. «Всем селом живут сельчане, нам бы тоже жить со всем селом»22. Деревня как одна большая семья, где можно наблюдать однообразную речь, поведение, порядки, традиции, и каждая деревня по-своему уникальна.

Родство более явственно проявляется на той земле, где человек родился и живет. По месту жительства люди объединялись в землячества, чувство причастности к земле предков особенно сильно выражается за пределами своей деревни. Духовное единение предполагает общность религиозных верований. Заметим, что традиции и верования крепко объединяли чувашей. По общему делу люди связывались, когда поставлена единая цель. Например, строительство какого-нибудь большого объекта: дома, моста и т. д.

Родственники играли весьма важную роль в повседневной жизни чувашей. За помощью, как известно, главным образом обращались к близким и родным, нередко к соседям, уже в последнюю очередь — к чужим людям. С кем работал, с тем чуваш отдыхал и веселился на праздниках. В молитвословии говорится: Кашни ҫул ҫакнашкал хурёнташ-вёрлёхпа: п. л. ш-тантёшпа . ҫсе ҫиме пар: ҫырлах!23 «Дай подобно этому каждый год с родственниками, со знакомыми пить-есть, помилуй!». Взаимопомощь, которую оказывали родственники, была необходима для продолжения жизнедеятельности рода.

В пословицах ярко выражена ценность родственности? Например, Хурама хуппи хёй майёнах п. р. нет тесе хурёнташлё ҫынсем п. рне- п. ри пёрахмаҫҫ.: п. р-п. рне усё тёвасшён тёрёшаҫҫ. тесе калассине калаҫҫ. 24 «Говоря, что вязовая кора стягивается в свою же сторону, имеют в виду, что родные люди друг друга не бросают, друг другу стараются приносить пользу»; Улма хаклё виҫене хурсассён: тёван хаклё хисепе хурсассён25 «Яблоко в цене: если взвешивать: родственник в цене: если уважаем». Важнее всего, чтобы родственники жили в согласии. Об этом образно сказано: Тёван. пе тёван. тр. пурённи чул хмерен те т. рекл. рех26 «То, что родственники живут в согласии, крепче каменного забора».

Родственность формирует особый порядок жизнедеятельности людей, связывающий общество с природой. Порядок как состояние организованности, согласованности жизнедеятельности членов общества наиболее ярко проявляется в поведении человека. Эта налаженность, основанная на родственности, возникает стихийно, в ходе самоорганизации. Порядок (йӗрке) — это не только подчинение законам государства, но и следование традициям, естественному ходу вещей. Тот, кто нарушал порядок, подвергался осуждению со стороны членов общества, и потому каждый старался ориентироваться на благопожелания, заветы предков. Мысли о том, что необходимо соблюдение устоев, порядка, зафиксированы и в следующих текстах: Авалхи йӑлапа: ватӑ терӗш йӗркипе: Ҫӳлти Турӑ калашле: пирӗн пил сире ҫитсе пытӑр27 «По древней традиции, по устоям стариков, по велению Бога, наше благословение до вас пусть всегда доходит»; Йӗркеллӗ пурӑнӑр: Йӗркеллӗ пурӑннине ним те ҫитес ҫук28 «Живите по устоям. Ничто не сравнится с жизнью по устоям»; Кирек кам ҫыннипе те йӗркеллӗ пулӑр29 «С любым человеком будьте порядочны».

Таким образом, в традиционном обществе одна из главных ценностей — поддержание устоев. Устои можно назвать традицией. В выполнении традиций народ находил свое удовлетворение и назначение. Благополучен тот народ, который придерживается своих устоев. В иерархии ценностей благополучие (ырлӑх) определяется у чувашей как высшая ценность. Благополучие как жизнь в довольстве, как счастливое состояние запечатлено в благопожеланиях: Ачамсем: пуринчен малтан сире телейпе ырлӑх-сывлӑх сунатпӑр30 «Дети, прежде всего желаем вам счастья и благополучия»; Пире хисеплен. ш. н сире Турӑ пиллетӗр! Ырлӑхпа сывлӑхлӑ пулӑр31 «Да благословит вас Бог за то, что вы уважаете нас! Будьте благополучными и здоровыми»; Телейлӗ те тулӑхлӑ пулӑр32 «Будьте счастливы и в достатке». При этом подчеркивается, что важно не только личное благополучие, но и благополучие других членов общества.

Исходя из этого можно выстроить условную иерархию ценностей чувашского народа. Она формируется на родственности, позволяющей организовать взаимопомощь членов общества, в результате чего возникает особый порядок жизнедеятельности, регулирующий важные события в жизни человека, правильная последовательность которых осознается как благополучие.

Разнообразие материального мира (мира вещей) и информация, передающаяся в огромном количестве с предельно высокой скоростью, никак не могли не повлиять на традиционное мировоззрение. На наш взгляд, именно информация привела к элиминации смысла и обесцениванию человеческой жизни. Сам факт — появление понятия «менталитет» в российских словарях и исследованиях в конце 90-х гг. прошлого века — говорит о многом, прежде всего позволяет условно обозначить границу между «новым» и «старым».

О менталитете целого народа, на наш взгляд, можно говорить лишь тогда, когда общество структурировано. Организованность предполагает наличие лидера данного общества. Этот лидер должен быть из той же социальной организации. Именно тогда он поведёт свой народ по благополучному пути и сможет передать народу свою энергетику, а народ сможет легко принять её. Чаяния чувашского народа понятны лишь чувашам. Только на первый взгляд кажется, что люди разных национальностей легко могут найти «общий язык». В действительности религия, культура, традиции, мораль и т. д. препятствуют достижению взаимопонимания между людьми разных этнических групп. В обществе действуют примерно такие же законы, какие и в природе. Приведём пример с птицами. У ласточек есть свой вожак, и он непременно ласточка. Немыслимо то, что во время полёта ласточек будет сопровождать утка или другая птица. Именно с этим столкнулось наше общество: между народом и их руководством нет взаимопонимания.

Ещё в недалёком прошлом общественные отношения в деревнях и сёлах регулировали старосты, председатели колхозов и совхозов. Председателей не стало, и деревня осталась без руководства, то есть всё пустили на самотёк. К тому же в традиционном обществе управляли личности, являвшиеся естественными доминантами, которые на самом деле были сильными, храбрыми, умными. Ныне доминанту можно создать искусственно: накачать мышцы, поставить белоснежные зубы, купить красивый автомобиль и т. д. Народ готов идти за таким руководителем.

Определённый образ действий, определённая система ценностей в общественных взаимоотношениях возникают из-за доминантности. Доминантой, как правило, может быть отдельная личность или группа лиц. В последнем случае каждый человек из этой группы выполняет свою функцию. В социуме во всех сферах жизнедеятельности доминирующим обычно является некий народ, который поднялся выше в иерархии. И все другие народы идут за доминирующим этносом, копируют его поведение. При этом не осознаётся то, что у них другая религия, иное мировоззрение. Пословица гласит: Ҫын хыҫҫён каякан ҫука юлнё33 «Кто последует за другим, тот останется ни с чем». Таким образом, если чуваши будут следовать за ценностями, активно рекламируемыми средствами массовой коммуникации и информации, то есть вероятность лишиться родного языка, культуры, религии, потому что навязанные культурные коды и ценности не соответствуют традиционному мировоззрению чувашей.

На смену традиционным ценностям чувашей (родственность, уважение к порядку, благополучие) появились индивидуальные ценности: личный достаток, карьерный рост, самосовершенствование, настойчиво пропагандируемые в обществе. Благополучие достигается совсем иными путями, и при этом важно только личное благополучие. «Более того, безудержное, ничем и никем не ограниченное удовлетворение, в соответствии с навязанными обществом же нормами, потребностей преподносится СМИ как модель нормального, естественного, единственно правильного человеческого поведения»34. Можно сказать, общество полностью ориентировано на потребление.

В потере традиционных ценностей М. П. Желтов видит причину многих социальных проблем: «Чуваш потерял свои ценности… Он, как и другие народы, попал под власть выгоды, денег, интереса»35. Чем обусловлена эта потеря? На этот вопрос нет однозначного ответа. Социальные механизмы в народе закладывались веками и оттачивались. Благодаря им чуваши объединялись семьями, родами. Разные обряды и ритуалы: религиозные (чк), сельскохозяйственные (акатуй), социальные (ниме), развлекательные (улах) и т. п. — сплачивали народ. У каждой возрастной группы — стариков, взрослых, молодёжи, детей — были свои обязанности. Существовали организованность и порядок.

Сейчас традиционные механизмы почти перестали действовать. Нынешнее молодое поколение трудно приобщить к нравственности, религиозности, этнокультуре. Этнокультура определяется как взаимоотношение двух или более человек, между которыми возникает взаимное доверие, уважение и понимание. Наши взаимоотношения: как приветствуем друг друга, как умеем друг друга благодарить, как ведём себя за столом, как умеем вести беседу — ключевые вопросы этнокультуры. Это первая, основная ступень, которую нельзя перескочить. К примеру, чуваши не заходили в дом своих односельчан без приглашения. Они стояли у калитки и ждали, пока не выйдут хозяева дома. Не принято самовольно проходить не только в дом, но и в сад, огород. Теперь молодёжью это правило не соблюдается. Как это объяснить? Одной из серьёзных причин может быть то, что чуваши, ассимилировавшиеся на протяжении нескольких веков с разными народами, возможно, уже генетически не могут запустить заложенные механизмы. Смысл родственности был именно в том, чтобы браки заключались между чувашами и в основном из близлежащих деревень. Согласно традиции, каждый должен знать свой род до седьмого колена. После седьмого колена чуваши не считались роднёй (ҫич. ют) и могли вступить в брачные отношения. Культ предков, как мы считаем, имел тот же смысл, что и родственность. В прошлые времена почитание предков способствовало тому, чтобы чуваши продолжили свой род, не смешиваясь с другими этническими группами.

Некоторые попытки запустить заложенные механизмы, конечно, есть. В этом смысле серьёзную работу, на наш взгляд, выполняют лидеры общественных движений: В. Алмантай, Е. Ерагин, О. Цыпленков36 и др. Цель у них одна — объединить чувашей. Своей активностью они заряжают массы и участвуют в формировании национальной идеологии. Сгруппироваться — это естественное желание человека. Самоактуализирующиеся люди тянутся друг к другу. У них есть интерес собираться вместе, потому что у них есть чем поделиться друг с другом. Сегодня для многих имитацией этнокультуры выступает Интернет. Люди также объединяются, общаются. Но может ли виртуальное общение заменить реальное? Ответ на этот вопрос зависит от уровня интеллектуального и духовного развития каждого человека.

Проведённый анализ позволяет заключить, что в основе традиционного мировоззрения чувашского этноса (схематически представлена ниже) находятся вера в одушевлённость вещей, стремление не нарушать гармонию в природе, вера в добро и зло, полное приятие жизни, принцип ненасилия. Кроме того, составляющей традиционного мировоззрения является такая иерархия ценностей, как родственность, порядок, благополучие. Перечисленные особенности характеризуют мировоззрение всего чувашского народа, чего нельзя сказать о современном менталитете, который отражает сознание лишь отдельной личности или группы лиц.

Традиционное мировоззрение чувашского этноса

Литература и примечания


1 Барулин В.С. Социальная философия. Изд. 2-е. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 191.

2 Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. 424 с.; Он же. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во. 2004. 510 с.; Золотницкий Н.И. Корневой чувашско-русский словарь. Казань, 1875. 279 с.; Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881. 267 c.; Месарош Д. Памятники старой чувашской веры / пер. с венг. – Чебоксары: ЧГИГН, 2000. 360 с. Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // ИОАИЭ. Т. 17. Вып. 5. Казань, 1911. С. 311–421; Никольский Н.В. Собрание сочинений. Т. 1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 527 с.; Ашмарин Н.И. Отголоски золотоордынской старины в народных верованиях чуваш. Казань, 1921. 36 с.; Он же. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994–2000. Т. 1–17.

3 Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1971. 224 с.; Кондратьев М.Г.       Чувашская ҫавра юрӑ и её татарские параллели. Чебоксары, 1993. 80 с.; Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления // Известия Национальной академии наук и искусств ЧР. 2000. № 1. С. 19–23; Николаев Г.А. «Чувашская натура» в воспоминаниях И.Я. Яковлева: некоторые размышления и источниковедческие заметки // И.Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения: сборник статей. Чебоксары: ЧГИГН, 2001. С. 19–41; Исмуков Н.А. Национальное измерение культур: (философско-методологический аспект). М: Прометей, 2001. 283 с.; Матвеев Г.М. Религиозно-мифологическое мировоззрение: конспект лекций. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т. 2003. 100 с.; Салмин А.К. Система религии у чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.; Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: от мифологических времён до становления современного профессионализма. М.: ПЕР СЭ, 2007. 288 с.; Трофимов А.А. Зороастризм: суваро-булгарская и чувашская народная культура. Чебоксары: ЧГИГН, 2009. 256 с.; Иванов В.П. О некоторых аспектах историко-культурной обусловленности этнической психологии чувашей // Культурные традиции в условиях трансформации общества. Чебоксары: ЧГИГН, 2011. С. 38–52; Желтов М.П. Философия чувашского народа: конспект лекций. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. 92 с. [на чув. яз.]; Он же. Чувашские ценности: учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 132 с. [на чув. яз.]; Он же. Картина мира как основа этногенеза. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 104 с.; Матвеев Г.М. Мифоязыческая картина мира этноса (на примере мифов и языческой религии чувашского народа): монография. Чебоксары: ЧГИГН, 2012. 392 с.

4 Никитина Э.В. Чувашский этноменталитет: сущность и особенности. Библиотека Чувашской народной академии. Чебоксары: Новое время, 2005. 184 с.

5 Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 366.

6 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2000. 16 т. С. 229.

7 Чӑваш халӑх пултарулӑхӗ: ваттисен сӑмахӗсем [Чувашское народное творчество: пословицы и поговорки]. Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви: 2007. 188 с.

8 Месарош Д. Указ соч. С. 68–69.

9 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994. Т. 3. С. 306.

10 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1999. Т. 13. С. 13.

11 Чӑваш халӑх пултарулӑхӗ: пилсемпе кӗлӗсем [Чувашское народное творчество: благословения и молитвословия]. Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви: 2004. 217 с.

12 Чувашские народные песни: 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова / Сост. Ю.А. Илюхин. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1969. С. 43–44.

13 Ҫӗр ҫавра юрӑ ⁄ сост. М. Г. Кондратьев.— Шупашкар: 1998. С 100?

14 Салмин А.К. Указ. соч. С. 382.

15 Чӑваш халӑх пултарулӑхӗ: ваттисен сӑмахӗсем [Чувашское народное творчество: пословицы и поговорки]. 38 с.

16 Там же. С. 40.

17 Там же.

18 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Т. 3. С. 299.

19 Тимофеев Г. Т. Тӑхӑрьял: этнографи тӗрленчӗкӗсем: халӑх сӑмахлӑхӗ: ҫырса пынисем, ҫырусемпе асаилӳсем. — Шупашкар: Чӑваш кӗнеке изд-ви: 2002. — 49 с.

20 В своей работе В.Г. Родионов отмечает как «идею согласования и ненасилия, общинного равноправия». См.: Родионов В.Г. Указ. соч. С. 23.

21 Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 60–95.

22 Чувашские народные песни: 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова. С. 43.

23 Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2000. Т. 16. С. 226. В чувашском языке выражение «ӗҫсе ҫиме» включает в себя совместную работу, деятельность вообще, а не только совместное застолье.

24 Там же. С. 215.

25 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Т. 16. С. 134.

26 Чӑваш халӑх пултарулӑхӗ: ваттисен сӑмахӗсем [Чувашское народное творчество: пословицы и поговорки]. 395 с.

27 Чӑваш халӑх пултарулӑхӗ: пилсемпе кӗлӗсем [Чувашское народное творчество: благословения и молитвословия]. 218 с.

28 Там же. С. 217.

29 Там же. С. 220.

30 Там же. С. 219.

31 Там же. С. 230.

32 Там же. С. 212.

33 Чӑваш халӑх пултарулӑхӗ: ваттисен сӑмахӗсем [Чувашское народное творчество: пословицы и поговорки]. С. 217. В выражении «ҫын хыҫҫӑн» подразумевается значение «за чужим человеком».

35 Желтов М. П. Чувашские ценности: учеб. пособие. С. 5.

36 В. Алмантай (Иванов Владимир Николаевич, 1966 г. р.) – общественный деятель, директор фонда «Сувар», организатор традиционных праздников, археологических научных экспедиций. Ерагин Евгений Евстафьевич (1955 г. р.) — лидер движения верховых чувашей «Вирьял». Им проведено множество поездок и экспедиций по местам проживания предков чувашей. Цыпленков Олег Михайлович (1959 г. р.) — общественный деятель, председатель Союза чувашской молодежи «Сувар». Двадцать четвертый год по инициативе «Сувара» люди самых разных возрастов и рода занятий выезжают летом в исторические места чувашского народа поклониться предкам, ставить памятные столбы, облагораживать территории.

            БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра русского языка и литературы

                    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Не то, что мните вы природа…»

(сопоставление произведений русских и чувашских поэтов)

Выполнил слушатель курсов

повышения квалификации,

учитель русского языка и литературы

Басырова И.Х.

Научный руководитель

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

                                                                   Чебоксары

2013 год

Содержание

Введение……………………………………………………………                  3

Цели и  задачи……………………………………………………………              4

Сопоставление стихотворений поэта XIX века и современного поэта………  5

Сравнение стихотворений Василия Познанского «Божество поэта» и «Умирающая ива»………………………………………………                           6

Отражение экологических проблем в произведениях русских поэтов…          7

Изображение природы в стихотворениях поэтов Чувашии .. …………          11

Экологические проблемы Комсомольского района…………………               13

Заключение……………………………………………………….                        15

Список использованных источников……………………………………      Приложения .. ..……………………………………………………………         17

                                                  Введение.                                                    

    В Российской Федерации 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Проблема экологии  не надумана, и ее решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики».

      В настоящее время вопрос экологии стоит в мире очень остро. Человеческая деятельность приводит к необратимым процессам ухудшения экологической ситуации. 

    Тема «Не то, что мните вы, природа..»многогранна. Она вбирает в себя публицистику, прозу, поэзию, устное народное творчество, то есть все виды передачи художественного слова. Остановлюсь в своей работе на произведениях русских поэтов и поэтов чувашской литературы. Литература в России никогда не была забавой для «скучающих эгоистов», она была и есть «совесть народа». И в наше непростое время именно писатели подняли свой голос в защиту российской земли от беспощадного ее разрушения и уничтожения: «Потери, исчисляемые в тех или иных единицах измерения, в гектарах затопленных или подвергшихся эрозии земель, в тоннах, кубометрах и кубокилометрах загрязненных вод и отработанных газов, выброшенных в атмосферу, в реки, озера, — все это может быть подсчитано и определено. А потери духовные? Их ни одна из наук не определит, и, пожалуй, только литература способна о них сказать», – пишет С. Залыгин. 
     По данным ученых, ежегодно в атмосферу поступает около 26 миллиардов тонн оксидов углерода, 190 миллиардов тонн оксидов серы и так по каждому из используемых человеком элементов химии. Эти цифры изменяются с каждым годом в сторону их увеличения.
Катастрофически сокращаются леса на планете. Нерациональные вырубки лесов и пожары привели к тому, что во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились лишь на 10-30% территории.
    Для отечественной литературы, начиная со «Слова о полку Игореве» (а в устном эпосе еще раньше), тема духовно-нравственного отношения человека к природе была одной из самых главных. ХIХ век сделал пейзаж важнейшим звеном художественных исканий писателей и их героев. Но, тем не менее, в творчестве русских классиков природа – вечная данность, неисчерпаемый родник духовного наслаждения.  А в наше время пейзаж приобрел смысл остросоциальный, наполнившись «чувством тревожным по отношению к природе и тем смыслом, который заключает в себе современная экология» (С. Залыгин). Речь идет о той отечественной литературе, которая появилась уже в наше время и приобрела статус высокой нравственности. Для нее сохранение природы стало символом сохранения и развития самой России.
Положение, сложившееся в новой русской истории, продиктовывало активизацию деятельности человека по освоению природных ресурсов («Мы не можем ждать милости от природы». Этот мичуринский лозунг превратился в экономический закон в ХХ веке).
Проблем у русской поэзии(как чисто экологических, так и духовно-нравственных) по сей день множество, хотя и не сказать, что они не исследовались нашей наукой и критикой. В новое время эти проблемы оказались чрезвычайно актуальными. Интересно  изучить влияние большой русской художественной и публицистической прозы на творчество национальных писателей, в том числе и на чувашских. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность избранной нами для исследования проблематики.
На основе этого мной сформулированы задачи исследования:
– осмыслить опыт русской поэзии в изображении экологического состояния окружающей среды через опыт Н.Некрасова,Л.
Крупатина,В.Познанского,М.Андреева и др.
– проанализировать роль художественного слова в формировании общественного мнения по вопросам экологической ситуации в России
— определить характерные особенности национальной поэзии(преимущественно чувашской на примере произведений К.Иванова,Александра Яльмарова, Геннадия Матвеева,
 Галины Елисеевой (Белгалис)и др   ……
– проблемы экологии природы осмысливаются в контексте идей экологии духовного состояния общества. Предметом исследования стали произведения  русских и чувашских поэтов.
   Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавании русской и отечественной национальной литературы в средней школе,
    Пейзажи «Тургенева, Гончарова да и Пушкина, и Лермонтова – это великое мастерство, но вот нынче-то, когда я их читаю, мне все-таки хочется сказать: «Нам бы ваши заботы!». Нынче это для меня голубая и     труднодостижимая мечта – любоваться пейзажами… Не очень-то вот так помечтаешь, если мои читатели живут в районе Чернобыля или на бывших берегах бывшего Аральского моря! И даже не живут, но все еще – логике вопреки — существуют» (С. Залыгин). Однако, проблемы, поставленные выдающимися русскими художниками, остались на уровне самой литературы, а чиновники не только не прислушались к голосу народа и писателей, но в противоречие им приняли чудовищные программы дальнейшего разрушения российской природы, загрязнением важнейших водных бассейнов (например, Байкала), поворотом северных рек на юг и т.д. Это был поход, организованный против России и русского народа.
        В заключении излагаются выводы, отмечается, что пейзажные зарисовки, картины русской природы, кроме их классического содержания, приобрели новый статус в защиту идей сохранения русской деревни и русской природы.

В произведениях как русских, так и чувашских авторов мысли о природе и человеке связываются с нравственными и жизненноважными поисками их народов, их духовно-эстетическими представлениями о мире, его прошлом, настоящем, будущем.

Цели и задачи:

 – осмыслить опыт русской поэзии в изображении экологического состояния окружающей среды через опыт Н.Некрасова, Л.Крупатина, В.Познанского, М.Андреева,М.Дудина и др.
       – проанализировать роль художественного слова в формировании общественного мнения по вопросам экологической ситуации в России
      — определить характерные особенности национальной поэзии(преимущественно чувашской на примере произведений К.Иванова,Александра Яльмарова, Геннадия Матвеева,
 Галины Елисеевой (Белгалис)и др   ……
       – проблемы экологии природы осмысливаются в контексте идей экологии духовного состояния общества. Предметом исследования стали произведения  русских и чувашских поэтов.
      — привлечь внимание читателей, слушателей к проблеме окружающей среды;

  • привить умение видеть и сохранять вокруг себя красоту, любовь к природе и родной земле;
  • воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

Сопоставление стихотворений поэта XIX века и современного поэта.

Если еще в начале XIX века поэты восхищались и гордились красотой. Упоительными звуками природы, то сегодня наряду  этими чувствами появляется плач, гнев и призыв.

Вот, например, читая отрывок из поэмы  Некрасова, душа поет и  ликует, на душе светло, легко и радостно:

Всё так спокойно; кругом тишина,                                                                                            Сосны вершинами машут приветно,                                                                                             Кажется, шепчут, струясь незаметно,                                                                                            Волны над сводом зелёных ветвей:                                                                                                           «Путник усталый! бросайся скорей                                                                                                                           В наши объятья: мы добры и рады                                                                                                              Дать тебе, сколько ты хочешь, прохлады».                                                                                            Полем идёшь  — всё цветы да цветы,                                                                                                                            В небо глядишь — с голубой высоты                                                                                                               Солнце смеётся… Ликует природа!                                                                                                         Всюду приволье, покой и свобода;

Дорого-любо, кормилица-нива!                                                                                                       Видеть, как ты колосишься красиво,                                                                                                  Как ты, янтарным зерном налита                                                                                                            Гордо стоишь высока и густа!

То, отрывок стихотворения Леонида  Крупатина «Прощальный круг над пепелищем» – это укор всем «тлям двуногим»:

Прощальный круг  над пепелищем
Проходит стая журавлей,
Не узнавая обгоревших
Лесов, болот, лугов, полей!
Они летят чтоб не вернуться!
Нас покидают насовсем!
Их крик сейчас похож на плач!
Нет! Он похож на реквием:
Ах! Как жестока ты Россия,
Страна у северных широт!
Была для нас когда-то  Раем!
КладОвой всех земных щедрот!
Гнездовья край и размноженья…
Но только вот не в это лето!
Всё, что хорошее мы знали,
Ты опрокинула всё это!..
Здесь гибло летом всё живое
В пожарах, смогах и в дыму!
Плескалось шквалом море горя,
Но ни дождинки ко всему!
Мои птенцы узнали пламя, 
Ещё не вставши на крыло…
Их мать крылами укрывала,
Но пламя жадно их взяло!..
Вы, люди очень провинились
Перед Природою и Богом!
Теперь расплата наступает!
Вы пожалеете о многом!

В XIX веке все-таки человек и природа находятся в дружеских отношениях, человек все еще «на Вы» к природе. Но уже тогда один из героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был твердо убежден: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник”. И на рубеже веков происходит изменение отношений человека к природе — люди возомнили себя хозяевами природы…

К этой проблеме со своим призывом подходят поэты и писатели разных народов. Поэты и писатели не могут оставаться в стороне от таких важных проблем. Современные пииты все чаще обращаются к актуальной теме XXI века — взаимоотношений человека и природы.  Они, творческие натуры, глубоко сопереживают за сегодняшнее состояние природы.  

Сравнение стихотворений Василия Познанского

«Божество поэта» и «Умирающая ива».

Если сравнивать  два стихотворения «Божество поэта» и «Умирающая ива», где один и тот же поэт описывают  иву, то легко заметить, как «по-разному» он это делает.  Можно проследить, как радостные и светлые тона стихотворения Василия Познанского «Божество поэта» сменяются грустными, печальным звуками, звуками плачущей ивы стихотворения «Умирающая ива»  другого современного писателя.  

Если в  стихотворении «Божество поэта» Василия Познанского  – это восхищение красотой природы, радость за эту неземную красоту, которую он  описывает с нежностью и трепетом:

Над замерзшей речкой

Ивушка склонилась.

Рядом тополь свечкой,

К небу елка взвилась.

Серебристый иней,

Так их приукрасил,

Все в узорах синих,

Все в морозной власти.

Я ступаю нежно,

Даже не шурша,

Чтобы не исчезла вся эта краса.

Появился солнца блик

Засверкало розовым.

Есенина, я понял миг

С его пьянющим сторожем…

То, в следующих строчках автор полон печали, он глубоко скорбит и сожалеет, что так происходит, он показывает, что не только ива, но и вся природа — ветер и речка негодуют поводу гибели ивы:

«Умирающая ива»

У реки надломленная ива

Умирает гордо и красиво,

Соком раны проявляя муки.

Никому на свете не мешала,

На дожди ветвей своих  упала,

Словно на безжизненные руки.

У листвы, уже немного жухлой

Ликованье свежести потухло,

Как  глаза людские потухают

С угасаньем разума и тела.

Порождает злоба злое дело,

Бессердечность жалости не знает…

Легкий ветер кружится, вздыхает,

Чует он, как ива умирает,

Видит он как речка почернела…

     Отражение экологических проблем в стихотворениях русских поэтов.

Наверное, нет ни одной экологической проблемы человечества, о которой не рассказал бы поэт своему читателю, о вырубке лесов пишет Михаил Андреев. Он   опечален тем, что деревья вырублены, и вальщики леса не задумываются, что кедровник – это не только материал для карандаша, но и жилище зверей. А что станет со зверьком, когда его лишат «крыши над головой»? Ответ, к сожалению, не утешителен:

Кедровник начисто срубили,

А были кедры хороши!

Когда рубили, говорили,

Что рубят на карандаши.

Сквозь бурелом кустарник мелкий

Топорщит мятые листы.

Ушли испуганные белки,

Умчались с ними колонки.

Дымят встревоженные дали.

Ворчит обугленная гать.

Карандашей – то настрогали,

А что же ими рисовать?

Эту же тему описывает Николай Некрасов в поэме «Саша», действительно хочется плакать, как только представляешь эту картину вырубки леса:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой, нахмуренной ели

Красные грозды калины глядели,

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились —

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон побежал,

В тёмную нору забилась лисица,

Машет крылом осторожнее птица,

В недоуменье тащат муравьи

Что ни попало в жилища свои.

С треском ломали сухой березняк,

Корчили с корнем упорный дубняк,

Старую сосну сперва подрубали,

После арканом её нагибали

И, поваливши, плясали на ней,

Чтобы к земле прилегла поплотней.

Так, победив после долгого боя,

Враг уже мёртвого топчет героя.

Много тут было печальных картин:

Стоном стонали верхушки осин,

Из перерубленной старой берёзы

Градом лилися прощальные слёзы

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

 А современная поэтесса Тамара Шашева  хочет донести  всем людям, которые очень часто из-за своей халатности, являются виновниками пожаров в лесу, о последствиях такого проступка:

Костер.

Костер, забытый, под золой не полыхал огнем.

Хоть был, казалось, не живой, дремала искра в нем.

Гуляка-ветер озорник, проснувшись поутру,

Губами смелыми приник  к дремавшему костру […]

И грива жаркая огня взметнулась к той поре […]

… И вырастал пожар…

Он рос и силу набирал без лишней суеты:

Огонь-убийца пожирал деревья и кусты […]

Бежало в панике зверье, теряя малышей […]

И задыхаясь на бегу, и падая в дыму…

В следующих строчках она призывает всех читателей, чтобы они были всегда внимательны по отношению к природе, чтобы были в ладу как с собою, так и с природой, чтобы всегда оставались с человечьим сердцем:

Земли родной храня красу, покой лесов храня,

Ты ради баловства в лесу не разводи огня,

Чтоб чьи-то души не украв, с собою быть в ладу,

Чтоб искра твоего костра не принесла беду.

О другой не менее важной проблеме информационного общества – загрязнение водоемов нефтью и другими токсичными веществами и его последствиях  пишет Анатолий Иванович  Тихомиров в стихотворении  «На реке Чапаевке»:

Черными лентами окаймлены берега,

Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,

В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,

Ходит в пленке

Волна многоцветного спектра.

Нефтью пропитана, утка лежит под кустом

В слипшихся перьях, словно в промасленной робе…

С первых же строчек этого стихотворения веет трауром, и перед глазами рисуется картина вымирания всего живого. Но вроде есть разноцветный тон «волна многоцветного спектра», спектр цветов  должен быть красивым… Но, нет, в нашем случае спектром цветов является нефть, которая разлита по реке.  А эту картину создаем мы сами, ведь нефтяники не думают о последствиях, когда затопляют такие речки, как Чапаевка,  выкачивая нефть из скважин.

Важно то, что таких речек как Чапаевка, которые изо дня в день «пьют» токсичные вещества, сотни и даже тысячи. Автор не описывает одну речку, он рассказывает о сотнях загрязненных нефтью рек.

Этой же теме посвящено стихотворение Андрея Андреевича Вознесенского, но речь идет уже о жемчужине Сибири – озере Байкал.

«Озеро»

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море — священный Байкал».

И на себе почувствовал взор,

будто я моря убийца и вор.

Слышу — не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты — хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал — заповедная совесть страны».

Плыл я па лодке краем Байкала.

Вечер посвечивал  вполнакала.

Ну, неужели наука солгала

над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории —

«Эти, Байкал загубили которые»?

Надо вывешивать бюллетень,

как себя чувствует омуль, тюлень,

чтобы никто никогда не сказал:

«Мертвое море — священный Байкал».

Андрей Вознесенский совершенно прав, говоря что «Байкал загубили», потому что такое чистое озеро, к сожалению,  сегодня переполнили и фенолами, и тяжелыми металлами, и нефтепродуктами, актуальной остается и тема сохранения флоры и фауны, защита морской живности от браконьерства.

В данном же стихотворении речь идет не только о загрязнении, но и о уменьшении числа осетровых, которые задыхаются и гибнут сотнями и тысячами. Есть несколько причин, одна из них, указываемая автором – это плотины, которые мешают рыбами «идти на нерест». Да существует реальная проблема – проблема исчезновения осетровых. В свое время аналогичная проблема была со стерлядью: в 80 — 90-ые годы в Волге было большое количество стерляди, но уже через 10-20 лет картина изменилась. Количество рыбы резко сократилось. Сегодня важно такого поворота событий с осетровыми:

«Стоны Волги»

Не во всем он понятен и прост,

Не во всем он приятен.

Мир, который ты любишь до слез,

Не без язв, не без пятен.

Ты желаешь любви и добра,

Справедливости, общего лада.

А природу берут на «ура»

Или исподволь – с помощью яда.

Что же сделали мы, как же так,

Почему, трепеща плавниками,

Осетров перелетных косяк

Вдруг скрывается за облаками?!

Выйдя с Волгой один на один,

Необдуманно и неумело,

Мы ее топорами плотин

Разрубили – для пользы, для дела.

И горят фонари – синяки,

И несет от воды гуталином,

И летят осетров косяки,

Но уже – перестроившись клином!

Головой о холодный бетон

Бьется Волга – ей некуда деться!

И до слуха доносится стон,

И мое разрывается сердце.

…Сообщит в черной раме строка

(Будет день всенародного горя!)

Что в России скончалась Река –

На руках у Каспийского моря.

В погоне за достатком, материальным благополучием, человек уничтожает самое дорогое, не зря в произведении Виктора Астафьева «Царь-рыба» писатель поставит в символическую борьбу человека-браконьера с царь-рыбой. Это только один из примеров, когда человек идет против природы, а сколько их было, и, к сожалению, будет, если человек, не прекратит такого общения с природой!

Вышеописанные тема откликаются и в двух следующих произведениях, в которых речь идет о проблеме реки, протекающей в нашей республике – матушке Волге. Стихотворения Николая Егоровича Палькина:

Ну ладно бы, скажем, чужие,

Ну ладно бы, скажем, враги,

А то ведь свои, коренные,

Играют судьбою реки.

Ну ладно бы, скажем, пришельцы

Вершили злодейство свое.

А то ведь свои же умельцы

Терзают и травят её.

Твердим, что мы сами с усами,

Твердим, не желая понять:

Не кто–нибудь, сами ведь, сами

Мы подняли руку на мать.

И смотрим едва ль не с восторгом,

Отринув и совесть и страх,

Как наша любимая Волга

Страдает у нас на глазах.

По воле какого же беса,

На красное выйдя крыльцо,

Следим, как обмывки прогресса

Летят в дорогое лицо?

Поверь я в нечистую силу,

Решил бы, что это она

Стремясь обессилить Россию

Всю муть поднимает со дна.

Да что ж это, братцы такое?

Мертвеет живая вода.

Беда ведь не только с рекою,

А с нами со всеми беда.

Пожалуй, и ждать–то недолго,

Когда упокоится мать.

И будем в печали над Волгой

Мы все, как над гробом, стоять.

Ни плач, ни мольбы, ни угрозы,

Ни поздно предъявленный счет,

Ни горьких раскаяний слезы –

 — Ничто нас тогда не спасет.

             Изображение природы в стихотворениях поэтов Чувашии.

Встречая описание экологических проблемы Волги, которая является рекой и моей малой Родины,  в творчестве русских писателей, мне стало интересно, а как же  чувашские поэты изображают эту тему в своих стихотворениях. Классик чувашской поэзии в своей поэме «Нарспи» описывает приход весны: кругом радость, веселье — оживает вся природа от зимней спячки:

Лаской землю отогрела

Снова милая весна.

Снова свет смеется белый,

Пробуждаясь ото сна.

Ожил лес, стоит на воле

В пышной зелени ветвей.

Зацветает новью поле,

Красотой гордясь своей.

Многоцветные просторы

Вешним запахом пьянят.

И повсюду птичьи хоры

Песней вольною звенят.

В небе, полная веселья,

Льется жаворонка трель,

И пастушеской свирелью

Голубой поет апрель […]

За селом журчит, не молкнет

Мелководная река.

Солнце в ней дробит осколки

Сквозь листочки лозняка.

Высь колебля голубую,

Вдаль течет она света,

И, сама собой любуясь,

В воду смотрится ветла.

А в стихотворении «Соколиная скала» Александра Яльмарова все же можно уловить тонкий намек на сохранение и сбережение природы, здесь речь идет о заповеднике, то есть об уже охраняемой территории:

Я из дому вышел спозаранку,

Расступалась утренняя мгла.

Над долиной тихой Черемшанки

Мне открылась гордая скала.

Широко раздвинулись Ильмены,

Синь озер простерлась на восток.

От покосов тонкий запах сена

До меня доносит ветерок.

Как душа волнуется глубоко,

Отзываясь этой красоте.

Каждый год весной гнездится сокол,

Там на неприступной высоте!

Чтоб не нарушать его покоя,

Чтоб не захотел он улететь,

Существует правило такое:

Не стоять здесь долго, не шуметь…

Заповедны здесь не только недра –

Под охраной воды и леса.

Встань поутру, и под песню ветра

Ты услышишь птичьи голоса.

А следующее стихотворение называется Заповедник «Присурский», автором которого является уроженец Урмарского района Матвеев Геннадий Германович. Этот заповедник находится на территории нашей республики, основная часть которого расположена в Алатырском районе:  

Заповеднику «Присурский»                                                                                                     Мы желаем долгих лет.                                                                                                                         Рассвет жизни, возраст детский,                                                                                                            Но милее сердцу нет.

Все живое под охраной! —                                                                                                 Велит рябчик с герба нам.                                                                                                                                                  И животным, и растеньям                                                                                                                  Будь ты другом, не врагом.

Леса, воды, воздух чистый —                                                                                                                             Для здоровья это клад.                                                                                                                                          Сохраним все это честно —                                                                                                                       И он станет райский сад.

Заповеднику «Присурский»                                                                                                                        Мы желаем много лет.                                                                                                                   Край ты древний, край чувашский,                                                                                                             И роднее сердцу нет.

Для избегания и предотвращения экологических проблем к своему читателю обращается современная поэтесса член Союза писателей Чувашской Республики Галина Алексеевна Елисеева (Белгалис):  

[…] Чтоб долог был Природы век –

Ты будь разумен, Человек!

Если ветку ты сломаешь,

Быть беде тут обещаешь[…]

Древесина загнивает

И быстрее пропадает,

И соседние тогда

Погибают иногда.

Кто болеет — тот стареет…

Лес здоровый молодеет!

Ветви-руки не ломайте,

Всячески оберегайте.

Лес откроет нам все двери –

Будет больше птиц и зверя,

Больше будет и цветов,

Разных ягод и грибов,

Реки наши и озера

Будут чистыми, без спора.

Не озера – родники –

Земли нашей – тайники!

Чаще лес вы посещайте,

Но красиво отдыхайте!

Если музыка играет –

Птицам в гнездышках мешает:

Ждут они в гнезде птенцов,

Этих глупеньких мальцов.

Музыка пугает птиц –

Злу такому нет границ.

Каждый житель растревожен,

Что подумать о вас может?

Умейте слушать тишину,

Хотя б минуточку одну […]

Все поют в лесу нам песни,

Что на свете есть чудесней!

Мы все гости в том лесу –

Сбережем же ту красу!

[…] Будет Человек красивым

Светлым Духом, его силой!

Лик Планеты будет светел,

Если счастливы все дети!

                   Экологическая обстановка Комсомольского района.

«А какая же экологическая обстановка царит в нашем районе?» — именно этим вопросом я начала задаваться читая статьи, публикации, произведения русских и чувашских поэтов о проблемах экологии в Чувашии. И ответ, к сожалению, неутешительный. Но относительно крупных  городов, вполне благоприятная. Большая проблема – это несанкционированные мусорные свалки, загрязнение водоемов и их берегов, хищническое отношение к лесному богатству…

«В Комсомольском районе существенную проблему создают несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, представляющие экологическую угрозу окружающей среде. В прошлом году по поручению Россельхознадзора в районе обследованы все земли сельхозназначения. Установлено 23 свалки твердых бытовых отходов на площади 6,7 га, в том числе 15 несанкционированных свалок на площади 4,5 га»

«С целью установления степени загрязнения земель опасными веществами специалистами Управления отобраны и направлены на экспертизу в ФГУ «Нижегородский референтный центр» 33 пробы почв с земельных участков, на которых были размещены бытовые отходы. По результатам анализов проб почвы выявлено превышение содержания опасных тяжелых металлов (цинка, меди) выше допустимых норм на 4-х участках площадью 0,122 га» — информация Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике, данные на 2011 год, обнаруженные в ходе проверки Россельхознадзором. Да, именно такую информацию я нашла на сайте Росспотребнадзора.

Но помимо этого есть и  другие важные экологические проблемы нашего района (данные на конец XX века из книги А.Д.Дмитриева, Экология Чувашской Республики):

Площадь эродированных земель в нашем районе оставляет 31,4 тысяч га, а объемы противоэрозионных работ составляет 5,7 тысяч га. А содержание гумуса составляет 6,6%. Важно заметить, что содержание гумуса в почве за 20 лет, (на 1985 год) уменьшилось на 0,3%.

Внесение минеральных удобрений в районе составляет 4874 тонны.

Площадь сельхозугодий, обработанных химическими препаратами составляет 8,5 тысяч га и биологическими препаратами  — 0,6% на территории Комсомольского района.

Подземные воды используются в количестве 1410 тыс.  кубических метров, потребление поверхностных вод составляет 30 тыс. кубических метров. Эксплуатация очистных сооружений осуществляется с отступлением от технологии  очистки, что снижает эффективность их использования. Так, по материалам проверки, установлено. Что в Комсомольском районе из 3 очистных сооружениях  неудовлетворительная эффективность отмечена на 2. Объем сточных вод составляют – 0,178 млн. кубических метров, мощность очистных сооружений достигает 0,183 млн. кубических метров.

Площадь Комсомольского района, занятая лесами составляет 22,9%.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу на территории Комсомольского района составляет более 6,5  тысяч тонн в год!

 А это уже фрагмент публикации статьи «Кому чистота в тягость» В.Мальцева республиканской газеты Советская Чувашия № 58 от 03.04.2012 года: «Бывая в некоторых населенных пунктах Комсомольского района, замечаю, как резко поменялась содержательная часть стихийных свалок. Очень много там разбросано пластика и всякого рода старых ламп, в том числе и ртутьсодержащих. Не надо далеко ходить за примерами. Достаточно посмотреть, что творится на муниципальной свалке у въезда в райцентр – село Комсомольское…».

Всякий человек, который дружит с природой, счастлив. «Дерево без корней не растет – сохнет оно и погибает. Природа – это наши корни, начало начал нашей жизни». Эти слова, сказанные известным чувашским писателем Михаилом Юхма, призывают нас к бережному отношению к нашей Земле.  

А это стихотворение ученицы 10-б касса МБОУ «Комсомольской школы № 2» Кокшиной Юли, которая тоже неравнодушна к проблеме экологии в нашем районе, и поэтому призывает всех нас вспомнить одно из правил нравственности «Не навреди!»:

«Ты слышишь, человек-властитель…»

Ты слышишь, человек-властитель, 
Как птица там, в лесу поет? 
Да посмотри же ты, блюститель, 
Она же вся дрожит, ревёт. 
Она пощады нашей просит 
Ещё не время умирать. 
Она до дней своих так хочет 
Прожить и людям помогать. 
А что ты скажешь про животных? 
Как хочешь их ты защищать? 
Ведь сколько гибнет их хороших 
И будет много погибать…
Проснись же, человек, ты ото сна 
Услышь мою мольбу и речь, 
Открой свои прекрасные глаза, 
Не смей ты больше мне перечь!

                                                Заключение.

Конечно же, нам приятно читать о неописуемой красоте, о безграничных голубых просторах нашей Родины.

Но все же важно знать и суровую реальность, какой бы печальной и горькой она не была, о чем и пишет Марк Львовский:

Мы хотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,
И горят леса, в тайге пожар,
Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут.

И она болеет и молчит,
Просто мы не слышим, как кричит,
Язвами на теле прорастает,
За собой живущих увлекает!

Действительно, мы почему-то  всегда привыкли видеть, только прекрасное: чистое море, цветущий луг, просторные поля… Я никогда бы не подумала, что теме экологии посвящены сотни стихов. Оказывается, глубоко ошибалась, потому что, собирая материал для данной работы, я обнаружила, что нет такой экологической проблемы, которая бы не описывалась в каком-либо произведении современных поэтов.

Сегодня каждый из нас, я думаю, понимает всю важность данной проблемы, но почему-то проявляет пессимистическое отношение. А это очень огорчает, ведь природа не будет разбирать, кто виновен, а кто нет, она будет бить по всем нам, а виноваты в этом будем только мы сами. Очень важно понять, что все вернется бумерангом, это только дело времени.

Человек должен понять, осознать, что такими темпами мы приближаем похороны природы, а, значит, и свои. Если человечество не изменит свое варварское отношение к природе, то вскоре действительно придет час расплаты.

Я думаю, что каждый из нас задумается, и начнет решать эту проблему с самого себя, с его родного дома, улицы, деревни…

Свою работу я хочу закончить словами из стихотворения русского поэта и писателя Михаила Дудина «Заклинание с полюса»:

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Список использованных источников.

1. Белгалис, Г. Какое дерево важнее? : стихи / Галина Белгалис ; [рис. С. В. Шамшеевой]. – Чебоксары, 2005. – 69 с.

2. Димитриев А.Д. Экология Чувашской Республики. Учебное пособие для 9 кл. средней шеолы. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1996. – 240 с.

3. Иванов К.В., Нарспи поэма, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2000, — 168 с.

4. Некрасов Н.А., Саша, стихотворения, Москва: «Детская литература», 1981. – 61 с.

5. Яльмаров А. Сурский привет, Чебоксары: Чувашское книжное издательство,, 1955.

6. Газета Советская Чувашия № 58 от 03.04.2012.

7. http://21.rospotrebnadzor.ru

8. http://www.proza.ru/2011/09/29/819

9. http://www.stihi.ru/2006/07/12-2119

10. http://er3ed.qrz.ru/dudin.htm

11. http://www.stihi.ru/2009/07/04/3065

12. http://www.litrossia.ru/archive/45/poetry/1073.php

13. http://www.bestreferat.ru/referat-61826.html

Приложение

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Результаты анонимного анкетирования

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                       Диаграмма 1

   Диаграмма 2

Диаграмма 3

     Диаграмма 4

                                                                       

Диаграмма 5

Çакă çутă тĕнчере
Вăйли çук та этемрен.
Шывсем çинче, çĕр çинче
Хуçа пулса вăл тăрать…
                  К. В. Иванов
Пирĕн   тавралăх   пуян   та   илемлĕ.   Хуласемпе   ялсенче   пурăнакансем
хăйсен кану вăхăтне вăрмансенче, юхан шывсен хĕрринче ирртереççĕ. Çынсем
тăван   çĕре   авалтанах   хаклаççĕ.   Мĕншĕн   тесен   çут   çанталăк   çынна   чылай
пулăшу, усăлӑх парать. Çĕр – пирĕн пÿрт. Кашни çын хăй çуралса ÿснĕ вырăна
ытларах килĕштерет. Пурнăç тăршшĕпех асран тухмасть тăван тавралăх. Çут
çанталăк  пире  яланах  пулăшма  хатĕр.  Канма та  чĕнет, çимӗçне те  парать,
сывлăш   та   парать,   шыв   та   парать,   сиплет   те.   Пирĕн   те   уншăн
тăрăшмалла. Чăвашсен   паллă   поэтесси  Галина   Елисеева,   этемĕн   çĕр   çинчи
шăпи çинчен тарăннăн шухăшланӑ: «Çут çанталӑк ӗмӗрӗ вӑрӑм пултӑр тесен −
çыннӑн   ӑслӑ   пулмалла»,−тенӗ  вӑл.  Чӑн   та,   çут   çанталăкран   мĕн   пуррине
пăчăртаса, ĕмсе илетпĕр те, каялла вара хамăр нимĕн те парасшăн мар. Çĕр­
аннемĕрĕн, мĕн пур чĕрĕлĕхĕн, çут тĕнчен пусмăрçине тухмастпăр­и капла?
Юхан шывсем, çăлкуçсем типеççĕ, тÿремлĕхсем çырма­çатрана куçаççĕ, ката­
вăрмансем хăраççĕ, çĕр пулăхлăхĕ чухăнланать, кайăк­кĕшĕкпе чĕр чун сасси
илтĕнме пăрахать… Çакна кулленхи пурнăç çаврăмĕнче асăрхамастпăр та вĕт.
Хамăр   ларакан   туратта   касмастпăр­и?   Эгоист   мар­и   эпир?   Çут   çанталăк
экологийĕпе чун экологийĕ пирки калаçма, татăклă йышăнусем тума вăхăт
çитмерĕ­ши?
Анчах та çынсем çут çанталăка нумай улăштарма пултараççӗ, татах та
лайăх   еннелле   мар.  Усă   тăвас   тесе,  этем   çут   çанталăк   пурнăçне   хутшăнни
тĕрлĕ йышши çыхăнусене улăштарса яраççĕ. Нумай усă кӳреççĕ. Халь ĕнтĕ
кÿлĕсем   ăшăхланнă,   типме   пуçланă.   Вăрманти   ÿсен­тăрансен   хушшинче
тĕлĕнмелли   кĕрешÿ   пырать.   Çĕр   айӗнчи   тымарсем   те   ÿсмелли   вырăншӑн кĕрĕшеççĕ, вĕсене те пушă тавралăх, тăранмалли апат кирлĕ. Чĕрĕ  чунсеншӗн
чи хакли çĕр çинчи – шыв. Çавăнпа та ӑна упрамалла, таса тытмалла. 
Мĕнле,   мĕнпе   пулăшмалла­ши   çут   çанталăка?  
  Пирӗн   тавралӑха
упрассишĕн,   пуянлатассишĕн   кашни   çыннăн   –   ваттин   те,   çамрăккин   те
тăрăшмалла. Çуралнă çĕршĕн, тăван еншĕн ырă ĕç тума кашни çыннăн хăйне
пĕчĕкрен   хăнăхтарса   пымалла.   Çут   çанталăкри   пурнăç   пĕр   енлĕ   улшӑнса,
начарланса   ан   кайтӑр   тесен,   çынсен   вăрмана   пĕлсе   усă   тумалла.   Каснă
лаптăксем   вырăнне   çĕнĕ   йывăçсем   лартса   хăвармалла.   Таптаса   пĕтернĕ
вăрмансене   çăлас   тесен,   йывăç   ытларах   лартас   пулать.   Мĕншĕн   тесен
вăрмансем,   таврари   сывлăшран   кăмрăк   йÿçеклĕ   газ   илсе   ун   вырăнне   таса
кислород   кăлараççĕ.   Пĕтĕм   чĕрĕ   чуна   кислород   кирлĕ.   Кÿлĕсене   тасатса
тарăнлатмалла,   çырансене   çирĕплетмелле,   çуп­çап   пăрахмалла   мар.   Çакна
пурнăçа   кĕртесси   пĕтемпех   хамăртан   килет.  Пирӗн   тавралăх   мĕн   чухлĕ
тасарах, этем унпа мĕн чухлĕ сăпайлă килĕшÿре пурăнать, çын сывлăхĕ çавăн
чухлĕ   çирĕпрех.   Çĕр   мĕн   чухлĕ   пурлăхлăрах,   çавăн   чухлĕ   çын   пурнăçĕ
тулăхрах та пуянрах. Çĕр çынна сĕткен парса ÿстерет. Тыр­пул, пахча çимĕç,
улма­çырла,   сиплĕ   шыв,   мăйăр­кăмпа,   вутă­шанкă   −   пурте   çут   çанталăк
пурлăхĕ, çынна вăй­хăват паракан ырлăхӗ.
Çут çанталăкӑн чĕлхи çук. Тата ăна пулăшма пултараканĕ те çын кăна.
Апла пулсан, кашни çын чĕринче ырă кăмăл çуралтăр, яланах пурăнтăр. Çут
çанталăк   илемĕ,   ырлăхĕ   çынсене   яланах   савăнăç   кÿтĕр.  Пурте   йĕркене
пăхăнсан пирӗн тавралăх таса пулмалла тесе шутлатăп. Çынсен сывлăхĕ те
çирĕпрех пулĕччĕ. Пирĕн сывлăх хамăр алăра. Çавăнпа хамăн шухăша самана
таппин   шелсĕр   авăрне   ÿксе   шар   курнă   Митта   Ваçлейĕн   сăмахĕсемпе
вĕçлесшĕн:
Нумай та пĕтет, сахал та çитет,
Тату пурнăçа элле мĕн çитет?
Пурри вăл ­ пĕрле, çукки ­ çурмалла,
Тата, тăвансем, мĕнле пулмалла?

Обновлено: 03 апреля 2022 в 01:36

22 726

На правобережной части Волги, в дельте Суры и Свияги находится живописный край – Чувашия. Только вообразите, на территории в 18300 км2 протекает 2356 рек и речушек. Кроме того насчитывается около 600 пойменных, 154 кастовых и междюнных озёр. Такое водное разнообразие в сочетании с умеренно-континентальным климатом является благоприятной средой обитания для множества растений и животных. Природа Чувашии – уникальна в своём роде и славится своими бескрайними просторами. Лишь треть края заселено лесами. Обилие красивых уголков и здравниц делают Чувашию привлекательной в глазах многочисленных туристов.

Климат Чувашии

Как говорилось выше, Чувашия расположена в зоне умеренно-континентального климата, с ярко выраженными 4 сезонами. Средняя температура лета колеблется в районе +20 градусов по цельсию, зимою отметка термометра редко опускается ниже – 13 по цельсию. Такая ласковая среда в сочетании с минеральными источниками, чистым воздухом и видовым разнообразием флоры и фауны издавна привлекает людей, желающих существенно поправить состояние своего здоровья и насладиться красотами.

Растительный мир

Флора Чувашии понесла значительные изменения в результате глобальной вырубки лесов, ранее покрывавших почти всю территорию края. Теперь они занимают лишь 33%, остальная часть отведена под сельскохозяйственные угодья. Невзирая на всю глобальность ситуации, растительный мир Чувашии радует глаз и будоражит воображение разнообразием красок.

В оставшихся лесах преобладают лиственные породы деревьев, такие как дуб, берёза, липа, клён, ясень. Из хвойных – лиственница и кедр. В подлеске адаптировались шиповник, калина, кислица, брусника, черника и другие кустарники. В лесах множество грибов, которые собирают в промышленных масштабах.

Степи Чувашии словно созданы для трав! Их здесь неимоверное множество! Однако чаще других можно повстречать ковыль, заросли шалфея, мятлика и типчака. Нельзя обойти вниманием растения, живущие в и возле многочисленных водоёмов. Самыми красивыми обитателями являются желтая кубышка и белая кувшинка. Камыши, рогозы, хвощи, осоку, лисохвосты и стрелолисты нельзя назвать не привлекательными, просто их ценность обратно пропорциональна численности.

Животный мир

Фауна Чувашии значительно изменилась под воздействием всё того же антропогенного фактора. Некоторые виды были полностью уничтожены, другие – заселены искусственным путём. И, тем не менее, природа взяла верх своей многогранностью. Давайте начнём с высот и плавно погрузимся в водную среду.

В небесах парят коршуны, ястребы и стрижи. На ветках деревьев гнездятся сороки, кукушки, сойки и совы. Разнообразные мелкие птицы селятся в степи – куропатки, перепела, жаворонки. Однако охотников привлекает больше тетерев, рябчик, глухарь и вальдшнеп.

Леса населяют волки, лисы, зайцы, барсуки, куницы. Создание заповедников и запрет на охоту позволили увеличить популяцию бурых медведей, рысей, кабанов и лосей.

На степных равнинах обитают ежи, тушканчики, суслики, сурки, кроты, хомяки, и другие мелкие грызуны.

В водоёмах водятся бобры, ондатры, выдры и выхухоли. Обилие рыбы привлекает уток, цапель, чаек и ласточек.

Бережное отношение к дикой природе – посильный вклад каждого её возрождение.

  • Отношение чацкого к иностранному сочинение
  • Отношение современного человека к хлебу рассказ
  • Отношение с людьми троекурова и дубровского сочинение
  • Отношение пушкина к истории и исторической теме в литературе сочинение
  • Отношение пушкина к дубровскому и троекурову сочинение по литературе 6 класс