-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
kodycombs917
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия1 минута назад
Обменного взаимодействия нитрата бария с серной кислотой, если в результате образуются сульфат бария и азотная кислота
-
Математика1 минута назад
89 соток тысяч 2 еденицы тысяч 4 десятка
-
Русский язык1 минута назад
Найти значение выражения:
-
Алгебра1 минута назад
Помогите решить пожалуйста, с пояснением! Буду очень благодарна
-
Литература6 минут назад
Преступление и наказание
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы31 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика1 час назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
В стихотворной сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» главными героинями являются царевна и царица. Основную мысль (идею) этой сказки можно определить, сделав сравнительную характеристику царевны и царицы.
Внешность, речь
Прочитав начало сказки, читатель узнаёт, как выглядели царевна и царица, которая приходилась молодой царевне мачехой.
Сначала даётся описание царицы: она была «высока, стройна, бела». Царица разговаривает высокомерно, грубо, ласково обращается она лишь к волшебному зеркальцу, умеющему говорить. Ей нравилось, что оно всегда восхваляло её красоту. Однажды сказало зеркальце, что «царевна всех милее, всех румяней и белее». Тогда его разозлённая хозяйка закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло».
Её падчерица, царевна, когда подросла, тоже стала красавицей, чернобровой и белолицей. Разговаривала она со всеми вежливо, ласково и кротко. Богатыри именно по её речи «спознали, что царевну принимали».
Характер и поступки
Царица была злой, жестокой и завистливой. Узнав от своего зеркальца, что падчерица красивее её, она решила погубить царевну. Царица велела Чернавке, своей сенной девушке, избавиться от царевны: завести её в глухой лес, связать и оставить на съедение волкам.
Когда царица узнала от зеркальца, что её падчерица не погибла, она снова приказала Чернавке избавиться от неё: «Положила иль не жить, //Иль царевну погубить». Жестокая владычица угрожала Чернавке рогаткой, если она не выполнит в этот раз её приказания. Рогаткой раньше называли металлический ошейник с длинными шипами, в нём наказанный человек не мог спать, поэтому погибал. Пришлось Чернавке под видом черницы (монашки) прийти к лесному терему, где жила теперь царевна, и угостить её отравленным яблоком.
Превосходство царевны над царицей состояло не только в красоте, но и в том, что у неё добрый характер. Ко всем она относилась доброжелательно, миролюбиво. Поэтому Чернавка, когда отвела её в лес, пожалела её и не связала.
Доброта царевны проявилась в том, что она дала хлеб нищей чернице (переодетой Чернавке). Она ласково относилась и к псу Соколко, живущему у семи богатырей.
Доверчивость девушки к людям проявилась в том, что она не заподозрила, что черница дала ей отравленное яблоко.
Живя у семи богатырей, трудолюбивая девушка не сидела без дела: топила печь, готовила еду, прибирала комнаты, пряла.
Вела она себя скромно, богатырям не перечила. Они полюбили эту прекрасную девушку и предложили ей, чтобы она выбрала из них себе жениха. Но девушка осталась верной своему жениху. Сказав богатырям, что она невеста королевича Елисея, она добавила, что любит богатырей, как братьев, что они для неё «все удалы, все умны».
Отношение других людей к героиням
Овдовевшего царя будущая царица покорила своей красотой, и он женился на ней.
Свою единственную дочь царь очень любит и ничего для неё не жалеет. Он обещал дать ей в приданое «семь торговых городов да сто сорок теремов». Царь очень горевал, когда его дочь пропала.
Добрую, скромную царевну любят все герои сказки, кроме злой царицы, которая её возненавидела за красоту. Девушка эта всем мила: и отцу, и королевичу Елисею, и семи богатырям. Чернавка тоже её любила. По велению царицы Чернавка завела её падчерицу в лес, но не связала, как велела царица, а отпустила. Царица узнала о том, что сенная девушка ослушалась её, и стала угрожать жестоко с ней расправиться. И Чернавка, хоть в душе любила царевну, исполнила приказ её мачехи и дала ей отравленное яблоко.
Сенная девушка Чернавка очень боится своей жестокой, злой госпожи, понимает, что по её воле может погибнуть. Поэтому она не посмела второй раз ослушаться царицу.
Отношение Пушкина к героиням
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» не народная, а литературная. Поэтому в ней есть авторские характеристики персонажей.
Доброе отношение автора к царевне видно в том, как он ласково её называет («Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша»).
К царице автор относится отрицательно, он называет её «царицей злой», «бабой гневной», говорит о ней: «горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)
Сравнительные параметры | Царевна | Царица |
Внешность | «…Белолица, черноброва…» | «…Высока, стройна, бела…» |
Речь | Речь её красивая, выразительная, доброжелательная. | Речь её высокомерная, грубая. Добродушно и ласково она разговаривала лишь с зеркальцем. |
Характер, поведение | Нрав у неё добрый, незлобивый. Она скромна, вежлива, приветлива. Ведёт себя с людьми доверчиво, тактично. Верна своему жениху. | Нрав злобный. Она надменна, чересчур горда, капризна, вспыльчива, жестока. Не любит никого, кроме себя. |
Отношение автора | Пушкин называет её милой девицей, жалеет её, когда она отравилась и умерла. | Пушкин не любит эту героиню, называет её «царицей злой», «бабой гневной». |
Вывод
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показал различие душевных качеств царевны и царицы. Сравнение этих героинь показывает, что у скромной, милой царевны красота истинная, а у злой царицы — ложная. Сравнительная характеристика царевны и царицы свидетельствует о том, что доброта и скромность привлекают людей, а жестокость и завистливость вредят им. Автор подчеркнул, что зло вредит и самому злому человеку: ведь царица умерла от злобной тоски, когда поняла, что не удалось ей погубить падчерицу.
Сравнительная характеристика царевны и царицы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Конспект урока по литературе в 5 классе по УМК В.Ф Чертова
Тема урока: Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
Класс: 5
Предмет: литература
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование урока: презентация, толковые словари, иллюстративный материал.
Цели урока: работа над образом литературного героя.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания обучающихся о художественном образе и эпитете;
Развивающие: формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже;
Воспитательные: воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
время |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
3 мин. |
||
Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. Слайд №1-14 |
Смотрят иллюстрации. |
Познавательные |
|
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала ( понятие образа), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
3 мин. |
||
— Узнали ли вы сказку по иллюстрациям? — Что это за сказка? — Когда впервые вы познакомились с ней? — Кто из героев вам больше всего понравился? — У кого из них нет имен собственных? — Сформулируйте тему нашего урока. . Слайд №15 |
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
|
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое эпитет в сказке. |
10 мин. |
||
Письменная работа Эпитеты в «Сказке о мёртвой …». -Найдите в тесте сказки прилагательные, которые помогут нам нарисовать образ царевны. Запишите их в тетрадь. Слайд №16 — Как называется художественный приём, который использует А.С.Пушкин в сказке для характеристики главной героини и других образов. Слайд №17 — Данный приём помогает нам ярче представить образ царевны. − работа с толковым словарём ( «милая», «кроткая», «красная», «смиренная») |
Работа с текстом. Запись в тетрадь. Ответ обучающихся. Работа со словарём. Дети читают словарные статьи. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
|
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
15 мин. |
||
— Чтобы образ царевны был полным обратимся к тексту. -В этом нам поможет план слайд №18 — Выполнять работу будем в группах. План 1.Представление сказочного персонажа 2. Описание внешности 3. Черты характера 4. Отношение к окружающим. 5. Отношение к герою окружающих (Царя, Чернавки, братьев, Елисея, злой Царицы, Соколко) 6. Кому герой противопоставлен в сказке? |
Выполняют задание в группах. 1 группа(1,2 пункт плана) 2 группа(3,4 пункт плана) 3 группа(5,6 пункт плана) Аргументация собственного мнения. |
Анализ образа с целью составления целого из частей (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
|
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
7 мин. |
||
— Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока. Слайд №19
-У вас на столах тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну. Завистливая Добрая Нежная Капризная Преданная Милосердная Злая Уважительная -Назовите слова, характеризующие царевну (фронтальная проверка). Слайд №21 Урок подошёл к концу. -Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки то солнышко, которое соответствует вашему настроению: солнышко грустит- урок не понравился, улыбается- понравился, остались вопросы- солнышко в тучке. VI. Домашнее задание Слайд № 22 -Кроме царевны в сказке есть и другие герои, их характеристика и будет вашим домашним заданием. Вопрос 5 или 7 на стр. 164. Выучите наизусть один из фрагментов сказки («Королевич Елисей в поисках своей невесты…»…) |
Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения. Работа в парах Анализируют работу на уроке через самооценку. Записывают домашнее задание. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
1 мин |