Отношение к герою сказки черная курица или подземные жители

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Герои повести Черная курица, или Подземные жители

Герои повести Черная курица, или Подземные жители Погорельского сочинение

Главные герои

Алеша

Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи разъезжаются по домам. Алешины родители не навещают сына и даже никогда не пишут ему.

Алеша  — добрый, тихий, скромный мальчик, которого любят все окружающие. Мечтателен. Любит фантазировать. В свободное время любит наблюдать за курами, бегающими по двору. Собирает для них крошки. Алеша совсем не жадный: он отдает кухарке свое единственное сокровище, империал, чтобы спасти от смерти курицу. 

Но всё изменяется, когда Алеша, за совершенное им благодеяние, получает в дар от короля подземных жителей волшебное конопляное зернышко. Зернышко позволяет ему отвечать любой заданный урок, не уча его. 

Первое время его мучает совесть.  Он сознает, что пользоваться зернышком  — значит обманывать и что это очень плохо. Он понимает также, что похвалы он получает незаслуженно и что это стыдно. Но постепенно самолюбие и гордыня заглушают голос  совести, стыд тоже исчезает.  Алеша начинает зазнаваться. Он лодырничает и,  вместо того чтобы учить уроки, балуется. Алешей восхищается гимназическое начальство, но дети и учителя перестают любить его.

Лень тянет за собой другие недостатки.  У Алеши прежде не было блестящих способностей, но и те, что были, он утрачивает.  Из-за отсутствия тренировки у него ухудшается память. Это сразу обнаруживается, как только зернышко пропадает. 

Но самое плохое было  не в этом. Самое плохое было в том, что, испугавшись наказания, Алеша совершает предательство: он рассказывает учителю перед всем классом о Черной курице и о Подземных жителях, хотя был предупрежден об ужасных последствиях такого поступка. Подземные жители, явив Алеше свое существование, оказали ему великое доверие, а он оказался недостойным его.

Получив наказание, навсегда утратив волшебное зернышко и расставшись с Черной курицей, Алеша вынужден вернуться к прежней жизни.  Постепенно и его прежний характер возвращается к нему: он снова становится добрым, послушным, милым мальчиком, и, хоть теперь он и не срывает звезд с неба, учителя относятся к нему хорошо, и все окружающие снова начинают любить его.

Чёрная курица

Во дворе пансионата жили куры.  Одну из них, Чернушку, Алеша особенно любил. Чернушка не несла яиц, поэтому решено было отправить ее на суп. Алеша спасает Чернушку в последний момент, когда ее уже схватила кухарка и занесла над ней нож. Уступая Алеше, который отдает за это империал, кухарка отпускает Черную курицу.

Курица оказывается необычной. Она является Алеше по ночам и открывает тайну: оказывается, под землей, прямо под местом, где живет Алёша,  расположена загадочная страна, населенная маленькими человечками. Курица проводит туда Алешу. Чернушка в этой стране является главным министром. Когда Чернушка находится под землей, то она принимает облик человечка в черном одеянии и с красной шапочкой на голове.

Чернушка  благодарна Алеше за свое спасение.  Она надеется, что и Алеша умеет быть благодарным. Она просит его, чтобы он держал существование подземной страны ото всех в секрете. Она сообщает, что если о существовании подземной страны узнает кто-нибудь из непосвященных, то все ее жители вынуждены будут немедленно подняться со своих мест и переселиться в далекие края.

После того как Алеша нарушил данное им обещание и выдал секрет, чем страшно подвел Чернушку, она все равно не перестает любить этого мальчика.

Министр Чернушка понес за Алёшин поступок тяжкое наказание:  ему навсегда заковали руки в золотые кандалы. Тем не менее, он простил Алешу, что говорит о его благородстве и великодушии.

Чернушка – волшебная курица, обитательница сразу двух миров, надземного и подземного, в наземном мире Чернушка  –  она, т.е. существо женского пола, а в подземном Чернушка – он, министр, человечек, существо мужского пола.

Второстепенные герои

Кухарка

Суровая, безжалостная женщина. Слезами и мольбами ее не пробрать. Она ловит и без содрогания режет кур.  Жадная до денег: Алеша смог подкупить ее, уговорить, чтобы она отпустила Черную курицу, отдав ей золотую монету.

Учитель

Строгий, справедливый.  Недоверчив: в Алешин рассказ о существовании Подземных жителей он не поверил. По отношению к Алеше проявляет жестокость и бессердечие.

Учительша

Жена учителя. Помогает мужу организовывать приемы начальства.

Директор

Типичный директор. Ему хочется, чтобы о гимназии шла добрая слава, поэтому ему нравится, когда кто-то из учеников достигает больших успехов. Хочет хорошо выглядеть в глазах начальства и выделиться перед ним.

Король Подземной страны  

Опрометчиво дает Алеше обещание подарить ему любую вещь, какую тот попросит. Свое слово держит, хотя просьба Алеши ему не нравится.

Две старушки-голландки

Старушки, которым более ста лет. Они помнят Петра Великого и когда-то даже общались с ним. Живут при пансионате. Через их комнату необходимо пройти ночью, чтобы попасть в Подземное царство. Но старушек ни в коем случае нельзя будить. Алеша ничего так и не понял про этих загадочных старушек: что это за старушки, почему нельзя их будить и т.д. Да они и вправду непонятные.  Их роль сводится к тому, чтобы спать, и чтобы Черная курица и Алеша боялись, что они могут проснуться.  Их присутствие в повествовании добавляет произведению таинственности и мистики.

2 вариант

В рассказе «Черная курица», который является волшебным, два главных героя. Это мальчик лет десяти, ученик пансионата и курочка Чернушка, которая еще является министром сказочного подземного царства.

Мальчика зовут Алеша, он уже два года живет и учится в пансионате. Ему то и посчастливилось окунуться в мир сказки и волшебства. Его как других детей не забирают на выходные. И поэтому Алеше приходится коротать время за чтением и прогулками во дворе, где находятся курочки. Алеша добрый мальчик и за время своих прогулок очень привязался к одной из птичек. Век домашней птицы короткий в любой момент они могут оказаться на столе повара. Так случилось и с Чернушкой, но мальчик по доброте душевной ее спас. И как оказалось не зря. Благодаря дружбе с ней он познал себя и получил хороший урок, который запомнит на всю жизнь.

Дело все в том, что за ее спасение мальчик получил в подарок зернышко, благодаря которому он мог не учить уроки и знать все. Эта способность изменила его характер, и мальчик из спокойного и рассудительного стал задиристым и заносчивым. Из-за этого стали страдать его товарищи и конечно волшебная курица и все поземное царство. Характер мальчика испортился, и он попал в затруднительное положение. Испугавшись наказания, он стал предателем и нарушил запрет рассказывать о Чернушке и подземных жителях.

Вот так часто бывает, что человек получив даже заслуженно что-то хорошее, сразу меняется и становится несносным. На примере Алеши автор хотел показать, как не надо делать. В любой ситуации надо оставаться самим собой.

Чернушка хоть и курочка, но является министром подземных жителей. Это сказочная курочка, добрая и справедливая птица. В благодарность за свое спасение Чернушка знакомит Алешу со своим народом. Она сразу почувствовала, что мальчик изменился в худшую сторону после волшебного подарка. И советовала ему не надеяться на зернышко, а учить уроки самому.

Еще в рассказе знакомимся с королем подземного царства. Это небольшого роста человек с благородной душой. За спасение своего министра он дарит волшебное зернышко. И просит никому и никогда не рассказывать о подземном царстве и его жителях, потому что тогда случится беда.

В пансионате есть учитель, который также является и директором. Он не только учит своих воспитанников, но и старается привить им такие качества как честность, справедливость, доброту.

И последний персонаж Тринушка. Это от нее Алеша спас Чернушку. Кухарка хоть и добрая, но не любит курочку и хочет ее приготовить на обед. За вознаграждение она отдает Чернушку мальчику. Если Тринушка не сжалилась над мальчиком и курочкой, не было бы и рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои повести Черная курица, или Подземные жители

Герои повести Черная курица, или Подземные жители

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Почему важно уметь прощать?

    Тема сочинения для меня является очень глубокой. Рассуждая над подставленным вопросом, сложно дать однозначный ответ. Попробую объяснить, почему я затрудняюсь дать конкретный ответ на вопрос: почему важно уметь прощать?

  • История Маши Мироновой по повести Капитанская дочка

    Повесть Капитанская дочка является одной из самых глубоких и осмысленных. В ней рассказывается большое количество важных моментов, которые имеют значение для героев, а также могут научить и рассказать

  • Сочинение на тему Если бы я был волшебником рассуждение 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

    Как изменится мир, если бы я был волшебником? Перемены были бы необычайными. Все люди на планете имели бы волшебные способности. Каждый мог переместиться за мгновение в другую точку планеты или галактики

  • Сочинение Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы

    Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения, остающиеся самыми читаемыми в мире по сей день

  • Сочинение Подростковая жесткость и ее причины

    Каждый из нас когда-то был подростком или сейчас находится в подростковом возрасте.

Герой Алеша (Черная курица)

Герой Алеша («Черная курица») – центральный персонаж рассказа А. Погорельского. На протяжении всего повествования его образ несколько раз меняется: из хорошего и доброго мальчика он превращается в горделивого и ленивого человека. Однако в финале произведения, когда Алеша признает свои ошибки, он становится таким, каким был ранее.

Истинное лицо

Алеша – простой мальчик. Он очень скучает по своим родителям, с которыми ему пришлось расстаться из-за обучения в пансионате. Автор подчеркивает трепетное и бережное отношение Алеши к своим родителям.

Герой любит общаться со своими друзьями. Мальчик очень дружелюбен. Однако когда друзья Алеши уезжают на выходные, главному герою очень грустно и одиноко находиться наедине с самим собой.

Алеша любит читать книги, в них он черпает вдохновение. Именно книги научили героя верить в чудо и волшебство. Природа для Алеши также имела большое значение: герой очень любил гулять в саду.

Алеша отличается своей добротой и отзывчивостью. Об этом говорит и его хорошее отношение к животным. Он подкармливает птиц, а когда его любимую черную курицу пытаются зарезать, он спасает ее. За это он и получает волшебную семечку.

Получение волшебного семечка

Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.

В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.

Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.

Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.

Признание вины

После того как Алеша предает черную курицу и других подземных жителей, он заболевает. А после своего выздоровления мальчик превращается в прежнего человека. Он ощущает свою вину за происходящее, понимая, что поступил неправильно. Алеше горько от того, что ему пришлось попрощаться с Чернушкой.

Характеристика Алеши из «Черной курицы» проходит эволюцию. После того как герой совершил ряд ошибок, он смог вернуться в прежнее состояние. Образ мальчика Алеши очень важен в смысловом плане: с его помощью А. Погорельский преподает читателям жизненный урок.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Герой Алеша из «Черной курицы»», рассмотрит изменение центрального персонажа в ходе повествования, продемонстрирует истинный характер Алеши, который не проходит испытание волшебством.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Петров

    10/11

  • Dimka Davydov

    11/11

  • Оксана Гаврилова

    9/11

  • Александра Косьяненко

    11/11

  • Настя Зеленская

    11/11

  • Леша Татаринцев

    9/11

  • Паша Сидоренко

    11/11

  • Block Strike

    10/11

  • Тамара Кутузова

    9/11

  • Алиса Логинова

    11/11

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители

Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.

Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.

Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.

Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.

На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.

Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.

Краткое содержание

Замечательную по своему содержанию сказку автор написал для своего племянника, небезызвестного всем Алексея Толстого. Это объясняет и выбор имени для центрального в произведении образа. Главными героями в тексте являются:

  • мальчик Алёша;
  • курица по прозвищу Чернушка.

О внешности персонажа в тексте упоминается немного: лишь то, что у него были длинные русые волосы до пояса, а одет он был в рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами.

Милый и покладистый мальчик учится и живёт в пансионе, вдали от своей семьи. Так как родители не имели возможности забирать сына на выходные домой, он был вынужден развлекать себя сам. Алёша любил ухаживать за курочками, выбрав себе в любимицы Чернушку, и защитив её от кухарки, которая намеревалась зарубить птицу к ужину.

Среди ночи к мальчику пришла курица, и отвела Алёшу в удивительный подземный город. Главному герою открылся целый мир чудес, а его любимица оказалась министром в этом царстве под землёй. Король подарил своему гостю волшебное зёрнышко, которое позволяло осваивать все знания из школьной программы, не теряя времени на уроки и выполнение домашних заданий. Однако, мальчика предупредили, что всё увиденное и услышанное в этом необычном месте, он должен держать в секрете.

Произошедшие с персонажем приключения кардинально отразились на его характере: он стал горделивым, заносчивым и со временем растерял всех своих друзей. Его поведение повлекло за собой строгое наказание от учителя, и, не выдержав, Алёша рассказывает о волшебном зёрнышке и подземном царстве.

Среди ночи мальчик в последний раз видится с курицей. Жители подземного городка вынуждены навсегда покинуть своё место из-за раскрывшейся тайны. Алёша осознаёт, как много ошибок допустил, и со временем снова становится спокойным, покладистым и дружелюбным ребёнком.

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Сжатый анализ текста

Произведение Антония Погорельского — это поучительная история, своего рода сказка, которая поначалу поражает своей необычностью, а впоследствии заставляет юных читателей задуматься о том, как поступки могут кардинально изменить жизнь. Характеристика Алёши из сказки «Чёрная курица или подземные жители» — это своеобразное напоминание, к каким последствиям может привести получение знаний не честным трудом, а минутным везением.

Краткий тезисный анализ этого произведения может выглядеть следующим образом:

  • Год написания: 1829 г.
  • Жанр: волшебная повесть, сказка.
  • Главные герои: мальчик Алёша, курица Чернушка.
  • Тема текста: дружба, ответственность.
  • Основная мысль: важно всего добиваться своим трудом, уметь вовремя признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки.

Такой сжатый анализ этой волшебной повести можно также представить в виде таблицы, что особенно удобно для школьников при заполнении читательского дневника.

Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.

Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:

Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.

После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.

Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.

Чернушка – Черная курица, которую Алеша полюбил и всегда подкармливал. Однажды он спас Чернушку от ножа кухарки-чухонки, и в благодарность Чернушка показала Алеше волшебное царство гномов, где она была Министром.

Учитель – немец. Распорядитель в пансионе. Объективный и мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли.

Его жена – хозяйственная женщина, управляла хозяйственной частью пансиона, питанием детей.

Кухарка – чухонка Трина – не глупая и добрая женщина, однако, не отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку.

Король гномов – «человек с величественною осанкой, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом». Король гномов был справедливым и мудрым, и добрым.

Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим самообразованием, быть полезным. Важно также умение держать данное слово. Алеша не сдержал слова, данное Чернушке, рассказал в классе о Подземном царстве, и этим вынудил их покинуть подземелье, а Чернушку-министра сделал несчастным.

Образ главного героя

Для полноценного анализа повести необходимо обратиться к характеристике Алёши из «Чёрной курицы». В 5 классе, в школьную программу которого включено это произведение, школьники рассматривают, как черты характера мальчика меняются в зависимости от происходящих с ним событий. Описание внутреннего мира этого героя необходимо для понимания всего текста.

Личность мальчика

Алёша — мальчик из простой семьи, который любит своих родителей и очень дорожит ими. Главный герой очень дружелюбный и добрый ребёнок, легко ладит с одноклассниками и грустит, когда в выходные дни ему приходится оставаться наедине с собой.

В книгах мальчик находит вдохновение. Именно чтение научило персонажа верить в чудеса. Большое значение для Алешки играла природа: он любил прогулки в парке или саду. Главный герой хорошо относится к животным, что говорит о его отзывчивости и доброте. Он кормит птиц, ухаживает за курочками и спасает любимицу Чернушку от кухарки.

Волшебное семечко

Получив в дар от короля подземного царства волшебное семечко, характер мальчика в корне меняется. Став лучшим среди учеников, Алёша не в состоянии справиться с заносчивостью и чувством собственного превосходства. Главный герой ленится, игнорирует выполнение домашней работы и учебный процесс в целом. Мальчик становится злым и не прислушивается к советам окружающих.

Изменения в характере не могут оставаться незамеченными для его друзей. Они понимают, что Алёша становится слишком гордым и ставит себя выше других, поэтом просто перестают общаться с мальчиком.

Дар, полученный от волшебного семечка, сломил ребёнка. Он не в силах совладать с такими испытаниями, сталкивается с множеством трудной и в конце концов не выдерживает груза тайны, рассказывая учителю и одноклассникам о подземном царстве.

Осознание своей вины

Предав свою любимицу и остальных жителей подземного городка, Алёша сильно заболевает и многое осознаёт. Спустя некоторое время мальчик превращается в былого доброго, наивного и искреннего ребёнка, испытывает сильные угрызения совести за содеянные поступки. Он очень грустит, что лишился друга в лице Чернушки.

Персонаж подвергается сильным душевным изменениям в связи с совершенными ошибками. Однако главному герою хватает сил, чтобы вернуться в прежнее состояние. Образ Алёши играет важную роль в смысловом плане, именно через личность этого мальчика автор даёт читателям важный жизненный урок: никогда не поздно признать свою вину и попытаться измениться в лучшую сторону.

Вариант 2

Повесть-сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана почти два столетия назад. Тем не менее, часть вопросов, поднимаемых там, актуальна по сей день.

Главный герой рассказа Алёша – мальчик лет девяти-десяти. Он учится в мужском пансионе в Петербурге, куда его привезли родители около двух лет назад. Алёша общительный, умный, смышлёный и все его любят. У него много друзей и товарищей, с которыми он частенько играет.

На первых порах тоска по родителям не оставляла мальчика в покое, так как его мама и папа жили далеко от пансиона. Ему было непривычно жить без родных, среди незнакомых людей. Однако он скоро приобщился к коллективу и в целом ему хорошо живётся в пансионе, и порой возникают мысли, что здесь лучше, чем в родительском доме.

Но бывают дни, когда Алёше совсем грустно и скучно. В основном это выходные и праздники – дни, когда все его друзья уезжают к родителям, а сам Алёша погружается в тоску. В эти даты он остаётся один и утешает себя своими любимыми занятиями. Больше всего Алёша любит перечитывать рыцарские романы из библиотеки его учителя-немца. Он уже выучил все события средних веков по этим романам и порой лежит и представляет себя на месте главных героев, переносит себя в ту эпоху.

Ещё одно его любимое занятие – ухаживать за курочками. Алёша знает всех кур пансиона по именам, кормит их крошками, разнимает их драки и наказывает забияк. Но одну из них он особо выделяет. Чёрная хохлатая курица по имени Чернушка – его любимица. Он даёт ей больше всего корма и спасает её от кухарки, которая хочет пустить Чернушку на суп.

Впоследствии Чернушка отблагодарила Алёшу, проводила его в подземный мир, и король того мира подарил Алёше волшебное зёрнышко, с помощью которого он мог знать всё, при этом ничего не уча. В этот момент Алёшу будто подменили. Он стал грубым, гордым, непослушным и самолюбивым. Он занимался шалостями на уроках и учителя его всячески наказывали. Все его друзья и товарищи тоже отвернулись от него, так как Алёша был надменным и разговаривал с ними свысока. Так продолжалось до поры до времени, пока Алёша ненароком не рассказал учителю о подземном царстве. После этого все жители царства, включая Чернушку, вынуждены были покинуть пансион и зёрнышко у Алёши исчезло.

Мальчик очень сожалел о содеянном, вскоре взялся за голову и исправился. Его снова все начали любить.

Другие сочинения: ← Крылатые выражения из басен Крылова↑ ДругиеПо произведению Слепой музыкант →

Применение на уроках литературы

Характеристика Алёши из рассказа «Чёрная курица или Подземные жители» даёт возможность показать юным читателям, как сложно бывает строить отношения в коллективе детям, не имеющим поддержки родителей, а также, как положительные и отрицательные качества могут подавлять друг друга под воздействием происходящих в жизни событий.

На уроках литературы отличной практикой для закрепления материала будет задание написать письмо Алешке, где ученики смогут обратиться к литературному герою с советами, или пофантазировать, как бы повели себя, став счастливыми обладателями заветного семечка из повести «Чёрная курица, или Подземные жители». Характеристика Алёши в этом случае пригодится для осознания того, сколько трудностей может ожидать детей вдали от семьи, и каких ошибок повторять не стоит.

Знакомство с подземным миром

Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра – Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность – уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

Какие цитаты характеризуют Алешу в сказке Черная курица?

Внимательно читаем Погорельского

Если вы только начали изучать эту удивительную авторскую сказку, то будьте готовы к тому, что она поведет вас по удивительному миру превращения характера человека, на который будут оказывать влияние самые разные жизненные ситуации. И пусть автор сделал это посредством сказки, ведь Алеша встречает на своем пути говорящую курицу, которая оказывается министром подземного царства, тем не менее? Порча характера человека происходит практически всегда под влиянием так называемых «конопляных зернышек», которые олицетворяют в данном случае леность, гордыню и чрезмерное тщеславие.
Однако не буду более заниматься нравоучениями, а перейду непосредственно к выполнению задания, в котором нам следует цитатно проследить путь изменения характера и нрава главного героя, попавшего в непростую для себя ситуацию.

Итак, первый цитатный лист — это характер Алеши, который еще не знаком с министром и королем подземного царства, т.е. у него пока нет того самого волшебного зерна, дающего возможность не уча уроки, отвечать их без запинки.

Что мы видим, прочитывая эти цитаты из сказки? То, что наш герой — это добрый, любознательный мальчик, не лишенный фантазии, мечтаний, верящий в чудеса. По своему отношению к друзьям — он добр и отзывчив. Любит животных, иначе не кормил бы курочек с хозяйского двора хлебными крошками. И его поступок по защите Чернушки, когда он отдает самое драгоценное, что у него есть — империал, характеризует мальчика, как отзывчивого и сострадающего человека, сочувствующего попавшему в беду, готового поделиться самым сокровенным, что у него есть, чтобы спасти другого человека или существо из неприятных ситуаций.

Однако, несмотря на такую лестную в общем-то характеристику Алеши, есть ложка дегтя в его характеристике, которая проявляется в эпизоде — встрече с королем, где мальчик выбирает себе подарок — это лень, которая впоследствии сыграет плохую шутку с нашим героем.

Далее у нас идет подборка цитат с тем, как меняется Алеша, владея уже конопляным зерном. Поначалу, как вы можете видеть из цитат, Алеша стыдится тех похвал, что ему сыпятся из уст учителей и друзей. Т.е. еще зерна самолюбия не пробили полностью его сердца и души. Однако очень скоро ростки самолюбия и гордыни пробивают себе дорогу, подобно сорнякам и заполняют всю душу мальчика, вытесняя напрочь его доброту, простоту и сердечность. Перед нами предстает совсем иной Алеша, которому чуждо понятие труда, ответственности и доброты. Он прибавляет к своим порокам еще один негативный штрих — неблагодарность, которая окончательно губит его друга Чернушку.

выдержки из книги

И было бы неверным на этом и закончить свой анализ изменения характера главного героя Погорельского — Алеши, верно? Ведь уже в последних главах сказки мы можем наблюдать, что на Алешу накатывает приступ раскаяния из-за своих дурных поступков, и что мальчик, в итоге, пройдя через жернова нравственных искушений, становится вновь добрым и трудолюбивым. Погорельский сделал отличный финал, в сказке должно побеждать Добро, и оно, естественно, победило…

проявление положительных качеств Алеши

Разбираем задания по литературному чтению:

  • Храбрый утенок — это сказка или рассказ? Как доказать свое мнение?
  • Какие вопросы можно придумать к стихотворению «Лошадка» Введенского?

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Понравилась ли вам сказка «Черная курица или подземные жители»?

Задания по литературе для 5 класса Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходившие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?

4 ответа:



1



0

Сказка «Черная курица», конечно, рассчитана не на малышей. Написана сказка почти 200 лет назад, поэтому в ней попадаются не совсем понятные слова, устаревшие обороты речи, и читать порой сложновато. Но в этом произведении много интересных моментов. Описана жизнь дворянских детей времен Екатерины II. Жизнь, прямо сказать, не сахар. Мальчишку лет в 7-8 отдают на обучение в чужой город, и он годами не видит никого из родных, во время каникул вообще остается один в пансионе, и кроме как с курочками, играть больше не с кем.

Сам Алеша — вполне обыкновенный мальчик, увлекается рыцарскими романами, воображал себя рыцарем в своих фантазиях. Мальчик соблазнился возможностью не учиться, но при этом все знать. Из-за этого он сильно подвел своего друга — министра, умевшего превращаться в черную курицу, и вех подземных жителей. Но Алеша раскаялся в своем поступке, и стал опять прилежным учеником.

По-моему, интересная сказка, и очень поучительная.



1



0

Сказка Погорельского «Черная курица» произведение весьма своеобразное и скорее нравоучительное, чем развлекательное, поэтому мне не особо оно нравится. Конечно важно дать детям понять, что гордыня является грехом, что всегда лучше оставаться честным и добрым, что слово свое следует держать при любых обстоятельствах.

Мальчик Алеша в этой повести сперва показан добрым и отзывчивым, которого все любили. Он спасает черную курицу, и та провожает его в подземный мир маленьких человечков. Но Алеша получив волшебный подарок становится заносчивым и дерзким, непослушным и в конце концов нарушает свое слово. Лишившись подарка и расставшись с черной курицей Алеша долго болеет, а потом вновь становится добрым и хорошим мальчиком — урок пошел ему на пользу.

В зависимости от поведения Алеши меняется и наше отношение к нему. Сперва мы его любим, потом мы его осуждаем, и наконец жалеем и снова любим.



1



0

Сказка «Черная курица» Погорельского отличается увлекательным и необычным сюжетом, который кажется мне очень интересным. Главный герой сказки, мальчик Алеша показан в начале книги хорошим и добрым человеком, который готов отдать последний империал, чтобы спасти курицу от кухарки. Но в середине повести Алеша меняется. Волшебное семечко позволяет ему не учить уроки, он начинает баловаться, он становится важным и гордым. И мне он уже не нравится, да и товарищам Алеши тоже.

В конце мальчик Алеша исправляется. он понимает, что поступал очень плохо и его раскаяние возвращает наше к нему хорошее отношение.



0



0

лично мне совершенно в свое время не понравилась эта сказка, мрачная уже с названия «Чёрная курица!», в сказке показаны моменты обучения детей в пансионатее, где дети живут без родителей, ребенок брошен родителями, и писатель выбрал для «невидимого друга» курицу, что само по себе уже странно

Читайте также

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

Сказка «Солдатская шинель» относится к многочисленным сказкам, которые рассказывают о солдатской сметке и находчивости.

В этой сказке, солдат продает барину шинель, говоря, что лучше чем на шинели спать ни на чем нельзя.

Барин конечно не смог уснуть на шинели и ругался с командиром. Но солдат показал, как легко спать на шинели и за находчивость был даже награжден.

Основная мысль сказки «Солдатская шинель» в том, что из любой ситуации можно найти выход если иметь голову на плечах. Что к любым условиям человек может привыкнуть и использовать их себе на пользу.

Ну а главная идея наверное в том, что солдат всегда найдет для себя выгоду, потому что нужда заставит.

Сказка «Журавль и цапля» относится к разряду сказок о животных, хотя в поведении и журавля и цапли легко признать поведение иных людей.

План сказки «Журавль и цапля»:

  1. Журавль и цапля строят себе дома на разных концах болота.
  2. Решил журавль посвататься к цапле, но цапля ему отказала, мол кормить журавля ей нечем.
  3. Пожалела цапля, что отказалась от такого мужа и сама к журавлю отправилась.
  4. На этот раз уже журавль отказал цапле, не захотел ее в жены.
  5. И вновь передумал журавль и снова к цапле отправился с тем же успехом
  6. Стали они друг к другу ходить да замуж-в жены друг друга звать а пожениться не могут.

Главным героем баллады Жуковского «Кубок» является молодой паж, который бесстрашно бросается в пучину вод за брошенным кубком. Рыцари и латники не рискнули прыгнуть в бушующие волны, но паж оказался храбрее и благороднее их. Но в полной мере его рыцарство и благородство раскрылось когда царь второй раз бросает кубок. Паж, с трудом выживший после первого подвига, молча кланяется и безропотно ныряет во второй раз, понимая, что идет на верную смерть.

А царь поступил очень жестоко, он понимал, что отправляет своего пажа на смерть, но даже не подумал отказаться от злой затеи. Даже подзадорил пажа, пообещав руку принцессы. И мольбы принцессы пощадить юношу не помогли — царю не ведома жалость.

Обозначим читателей буквами А и Б.

А: Какие события послужили источником для совершения отроком своего подвига?

Б: Печенеги осадили Киев, а князь Святослав с дружиной был где-то далеко.

А: И что творилось в Каиеве во время осады?

Б: Голодали люди. Никто не мог выйти из города. Ольга даже хотела сдать Киев.

А: Но ведь какие-то планы у них были, какая-то надежда?

Б: Единственный шанс был переплыть на другой берег Днепра — там стоял воевода Претич, который не знал о голоде в Киеве.

А: И почему они сразу не послали никого к Претичу?

Б: Чтобы добраться до Днепра надо было пройти через лагерь печенегов

А: Но ведь как-то они спаслись?

Б: Да, благодаря отроку, который вызвался пробежать через лагерь печенегов и переплыть Днепр

А: И печенеги его не схватили?

Б: Отрок умел говорить на их языке и запутал их, а когда печенеги спохватились было поздно

А: Хорошо, что есть еще такие отроки на белом свете.

  • Отношение к богатству и чинам чацкого и фамусова сочинение
  • Отыгрываться как правильно пишется
  • Отмакать или отмокать как правильно пишется
  • Отношение дубровского к отцу сочинение
  • Отъезжаете как пишется правильно