Относятся ли сказки к художественной литературе

Автор статьи

Наталья Викторовна Степура

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Что такое сказка

Сказка может быть, как видом народного, так и литературного творчества. Сказка, как правило, является произведением, написанным в прозе (но может быть и в стихотворной форме), обычно включает в себя волшебную, героическую или бытовую тематику. Отличительной особенностью сказки является придуманный сюжет.

Существует две разновидности сказки:

  • фольклорная – жанр письменного или устного творчества народа, сюжет построен на вымысле, сказки противопоставляются мифам, былинам, легендам, преданиям, то есть тому, что претендует на историчность.
  • литературная – эпический жанр, сюжет построен на вымысле, связан с фольклорной сказкой, но имеет автора. Также эта сказка оригинальна, то есть не имеет вариантов, представленных ранее. Литературная сказка появилась позже фольклорной.

Литературная сказка как вид художественного произведения

Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, так же и герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. Главное отличие литературной сказки состоит в том, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные, моральные, нравственные и другие вопросы.

Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик:

  • отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана
  • может содержать заимствования из фольклорной сказки
  • может сочетать в себе как придуманное, так и реальное
  • описанный мир может иметь черты гротеска
  • психологизация персонажей
  • прослеживается явная авторская позиция
  • дается оценка происходящим событиям

Как появилась литературная сказка

в 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»).

«Сказка как вид художественной литературы» 👇

В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

Сходство литературной сказки и фольклорной

Литературная сказка включает в себя как особенности народного творчества, так и литературного произведения. Литературная сказка появилась из сказки народной. Процесс трансформации народной сказки в литературную происходил в несколько этапов:

  • сначала люди просто начали записывать народные сказки
  • происходила обработка сказок
  • затем некоторые авторы стали пересказывать народные сказки
  • авторы начали заменять народные элементы исходя из своей задумки сюжета
  • более ярко начинает прослеживаться педагогическое начало
  • речь и стилистика приближены к литературному произведению

Несмотря на отличия многое в литературной сказке осталось от фольклорной, например, волшебное происхождение главного героя, нравственные испытания героя, спасение людей или животных, которые затем помогают главному герою, герой всегда представлен в идеальном свете, всегда есть некий злодей, который мешает герою справиться с его задачей.

Замечание 1

Писатели часто ставили перед собой цель сделать свою сказку максимально народной, для этого они использовали особую речь – многочисленные эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки.

Композиция сказки

Композиция традиционной сказки состоит из трех частей:

  • зачина
  • основной части
  • концовки

Может быть и более сложная композиция:

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие сюжета
  • кульминация
  • развязка

Такая структура более характерна для сказки волшебной.

Замечание 2

Цель сказки обучить, побудить к положительной деятельности. У сказки очень развита эстетическая сторона, а положительные герои всегда идеальны, сказочный мир ярок и разнообразен, события так же имеют точную положительную либо отрицательную оценку.

Сказки несут в себе определенную мудрость и ценность. Несмотря на то, что первоначально кажется, что сказка несет в себе только развлекательно начало, на самом деле это не так. Цель сказки достаточна серьезна и глубока. Она представляет и помогает читателю пережить важнейшие человеческие ценности.

Классификация сказок

Сказки делят на следующие основные группы:

  • сказки о животных
  • волшебные сказки
  • новеллистические сказки
  • анекдотические сказки
  • небылицы

В сказках о животных главными героями выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и явления природы. Человеку обычно достает второстепенная роль или роль наравне с животными. Сказки про животных можно так же поделить на группы исходя из того, кем является главный герой, например, дикие или домашние животные, птицы или рыбы и так далее. Сказки про животных можно классифицировать по жанровому признаку: волшебные сказки о животных, басни, сатирические сказки. Так же сказки можно разделить и по целевой аудитории – взрослые или детские сказки. В особую группу выделяют кумулятивные сказки, то есть композиция построена на многократном повторении сюжетной единицы.

Волшебная сказка имеет более сложную композицию. Основу сюжета составляет повествование о преодолении некой проблемы с помощью волшебных средств. Обычно представлены два поколения. Главные герои сражаются со злом и непременно всегда его побеждают. Волшебные сказки далее переходили в сказки бытовые.

Новеллистическую сказку еще иначе называют социально-бытовой сказкой. По композиции новеллистические сказки схожи с волшебными. Эта сказка имеет непосредственную связь с настоящим – в сказке действия происходят в реальном мире, а главным героем является простой человек, который пытается справиться с некими проблемами или пытается найти справедливость.

Анекдотическая сказка — это развёрнутое повествование анекдота.

Небылицы — это разновидность сказок, сюжет которой построен на бессмыслице. Эти сказки обычно корытные, могут быть рифмованными, более характерны для народного творчества.

Известные сказочники

Ганса Христиана Андерсена можно смело назвать великим сказочником. Андерсен писатель родом из Дании, на его счету числятся такие известные сказочные произведения как «Гадкий утенок», «Новое плате короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева и другие.

Шарль Перо французский писатель, стал знаменитым благодаря своим сказкам «Золушка», «Кот в сапогах», «Синяя Борода», «Красная шапочка», «Спящая красавица». Его сказки оказали большое влияние на формирование мировой сказочной традиции. Некоторые историки литературы считают, что персонажи сказок Перро имели реальных прототипов.

Якоб и Вильгельм Гримм известные немецкие сказочники. Изначально они занимались исследованиями немецкой народной культуры, что в последствии подтолкнуло их к написанию сказок. Их известные сказки — «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Гензель и Гретель», «Король Лягушонок», «Горшочек каши», «Беляночка и Розочка», «Госпожа метелица».

Известным русским сказочном был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его известные сказки – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке и многие другие.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В
1 главе, посвященной обзору теоретических
основ формирования речи у детей
дошкольного возраста, нами были
рассмотрены вопросы , касающиеся данной
темы.

Психолого-педагогические
аспекты речевого развития ребенка. А
именно как раскрывается понятие «речь»
в психолого-педагогической литературе
и какое значение она имеет для развития
детей; аспекты развития речи:
физиологический, лингвистический,
психологический и педагогический.
Основные функции речи. Виды речи: устная,
письменная, монологическая, диалогическая.
Возникновение и этапы развития речи
ребенка. Так же нами были рассмотрены
особенности развития связной речи у
детей среднего дошкольного возраста
и значение речи в жизни ребенка; сама
связная речь как предмет психологического
исследования и понятие речевого
высказывания.

Рассмотрев
вопросы первой главы мы можем сделать
вывод о том, что пятый год жизни – это
период высокой речевой активности
детей и интенсивного развития всех
сторон их речи.

Глава II. Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

§1. Сказка как жанр художественной литературы

Сказка,
народная сказка, есть повествовательный
фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый
из поколения в поколение только путем
устной передачи.

Сказка
характеризуется как рассказ, т.е. она
принадлежит к повествовательным жанрам.
Этот признак так же еще не является
решающим, т.к. имеются и другие
повествовательные жанры (былина,
баллада), которые не относятся к сказкам.
Самое слово «сказка» обозначает нечто
рассказываемое. Это значит, что народ
воспринимает сказку как повествовательный
жанр по преимуществу.

Крупнейший
исследователь и собиратель сказки
А.И.Никифоров много работал над методикой
собирания. Он выпустил несколько
специальных работ, посвященных сказке
как форме.

Определение,
данное Никифоровым, гласит: «Сказки –
это устные рассказы, бытующие в народе
с целью развлечения, имеющие содержанием
необычные в бытовом смысле события
(фантастические, чудесные или житейские)
и отличающиеся специальным
композиционно-стилистическим
построением».

Это
определение есть результат научного
понимания сказки, выраженный в кратчайшей
формуле. Здесь даны все основные
признаки, характеризующие сказку.

Другой
признак, установленный Никифоровым,
состоит в том, что сказка рассказывается
с целью развлечения. Она принадлежит
к развлекательным жанрам. Сказка имеет
преимущественно эстетические функции,
она – художественный жанр по своим
целям и отличается этим от всех видов
обрядовой поэзии, которая имеет
прикладное значение.

Признак
развлекательности стоит в связи с
другим признаком сказки, выдвигаемым
Никифоровым, а именно необычайностью
события, составляющего содержание
сказки. Необычайность понимается не
только как необычайность фантастическая,
но и как необычайность житейская, что
дает возможность подводить под это
определение и новеллистические сказки.

Последний
признак, выдвигаемый Никифоровым, —
специальное композиционно-стилистическое
построение. Стиль и композицию мы можем
объединить общим понятием поэтики и
сказать, что сказка отличается
специфической для нее поэтикой.

Есть,
однако, один признак, хотя и намеченный,
но недостаточно раскрытый Никифоровым
и состоящий в том, что в действительность
рассказанного не верят. Что сам народ
понимает сказку как вымысел, видно не
только из этимологии слова, но и из
поговорки «Сказка – складка, песня —
быль». [26; 28 ]

Но
сказки бывают не только народные, но и
литературные. Народная сказка –
творчество народа, а литературная
сказка – плод авторского гения.

Сочетание
в литературной сказке сказочного и
волшебного, реального и обыденного
делает ее двуплановой: одинаково
интересной и детям и взрослым. Ребенка
привлекают невероятность сказочных
событий, очарование вымысла, победа
добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная
сказка – целое направление в художественной
литературе. Она выросла не на пустом
месте. Фундаментом ей послужила сказка
народная, ставшая известной благодаря
записям ученых-фольклористов.

Эпоха
романтизма создала промежуточную
стадию между народной и литературной
сказкой. Романтики видели в произведениях
устного народного творчества свои
эстетические образцы, источники
современной литературы и основу ее
национального характера.

Литературная
сказка часто заимствует опыт других
жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда
и элементы драматизма, лиризма, эпичности.
В литературной сказке переплетаются
элементы сказки о животных, бытовой и
волшебной сказки, приключенческой и
детективной повести, научной фантастики
и пародийной литературы. Она может
возникать из народной сказки, предания,
поверья, саги, легенды, даже пословицы
и детской песенки. [33]

В.Я.
Пропп сказал про сказку: “Универсальность
сказки, ее повсюдность, столь же
поразительна, как и ее бессмертие. Все
виды литературы когда-нибудь отмирают.
Между тем сказку понимают решительно
все. Она беспрепятственно переходит
все языковые границы от одного народа
к другому, и сохраняется в живом виде
тысячелетиями. Это происходит потому,
что сказка содержит какие-то вечные,
неувядаемые ценности. Сказка поэтична,
задушевна, красива и глубока ее
правдивость, веселость, жизненность,
сверкающее остроумие; в ней сочетается
детская наивность с глубокой мудростью
и трезвым взглядом на жизнь.”[26 ]

Для
того чтобы понять, что такое сказка,
приведем несколько определений сказки,
взятых из разных источников И.В. Вачковым
[ 6 ]:

“Вымышленный
рассказ, небывалая и даже несбыточная
повесть, сказание” (В.Даль. Толковый
словарь живого великорусского языка.
М., 1994).

“Повествовательное,
обычно народно-поэтическое, произведение
о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных,
фантастических сил” (С.И. Ожегов. Словарь
русского языка. М., 1986).

“Повествовательное
произведение устного народного
творчества о вымышленных событиях,
иногда с участием волшебных фантастических
сил” (Словарь русского языка. М., 1988. Т.
IV).

“Один
из основных жанров устного
народно-поэтического творчества,
эпическое, преимущественно прозаическое
художественное произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера с
установкой на вымысел” (Литературный
энциклопедический словарь. М., 1988).

“Краткая
поучительная, чаще оптимистическая
история, включающая правду и вымысел”
(С.К. Нартова-Бочавер. Хрестоматия.
Сказки народов мира. М., 1996).

И
это далеко не полный перечень определений
сказки Л.С. Выготский пишет о том, что
сказка помогает уяснить сложные
житейские отношения; ее образы как бы
освещают жизненную проблему, чего не
могла бы сделать холодная прозаическая
речь, то сделает сказка своим образным
и эмоциональным языком[3 ]

В
нашей стране изучением сказки занимался
В.Я. Пропп. Проанализировав огромное
количество сказок, он пришел к следующему
выводу: сказки отличаются от других
жанров однотипностью своего строения.
Все сказки начинаются однотипно и также
заканчиваются, но имеют самое разнообразное
содержание[ 26 ]

В.
Оклендер считает, что сказки уникальны
не только как литературный жанр, но и
как произведение, которое полностью
понятно ребенку, как никакая другая
форма искусства. Сказки обладают
глубочайшим знанием, смыслом, они
действительно попадают в самую точку,
когда речь идет об основных всеобщих
эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе,
чувстве одиночества, изоляции и утраты.
Сказки и народные сказания, подобно
народной музыке, имеют глубокие корни
в истории человечества и заключают в
себе борьбу, конфликты, печаль и радость,
с которыми люди сталкивались веками
.[ 6 ]

Соседние файлы в папке марина диплом (1)

  • #
  • #

Определение

Сказка – захватывающий рассказ об исключительных событиях, приключениях, подвигах, в которых действует необычные герои. В сказочных произведениях встречаются фантастический сюжет, волшебные предметы, говорящие звери и другие живые мифические существа (Жар-птица, Баба-Яга). Основу сюжета сказки составляет извечная борьба Доброго и Злого. Добро в итоге всегда побеждает, а зло наказывается.

художественные особенности сказок

Особенности сказки как жанра литературы

Сказочный жанр литературы обладает своими характеристиками, благодаря которым его можно отличить от других произведений. Художественными особенностями сказок является следующее:

  1. Использование определенных поэтических форм: «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве», «и я там был, мед, пиво пил», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и пр.

  2. Наличие фантастических героев – Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Снегурочка.

  3. Олицетворение природных стихий, которые также выступают в роли главных героев – Солнце, Месяц, Ветер, Молочные реки и пр.

  4. В сказках животные умеют разговаривать, и, как правило, помогают главному герою – Богатырский конь, серый волк, золотая рыбка и др.

  5. Наличие волшебных предметов – золотое кольцо, куколка, зеркало, скатерть-самобранка, ковер-самолет и пр.

  6. Характер главного героя не развивается, он всегда статичен, не герой двигает сюжет вперед, а обстоятельства, в которые он попадает.

  7. Есть четкое разделение на плохих героев (злостная мачеха, Кощей Бессмертный, Соловей-разбойник) и хороших (Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Емеля). Положительные персонажи олицетворяют в себе все лучшие человеческие качества, высокие моральные принципы, отрицательные символизируют темные силы, которые обязательно будут побеждены.

  8. Основа сюжета составляет извечная борьба добра со злом.

  9. Для сюжета характерна троичность – главный герой всегда проходит три испытания.

Виды сказочных произведений

Каждый знает, что такое сказки, но не все догадываются, на какие виды они подразделяются. Все многообразие этого жанра в зависимости от темы делится на три вида:

  1. Социально-бытовые. Здесь рассказываются истории об обычных людях в непростых жизненных ситуациях, но и здесь присутствуют элементы волшебства («Каша из топора», «Шел солдат домой», «Ямщик и купец»).

  2. О животных. Главными героями выступают птицы, звери, рыбы, которые наделяются человеческими чертами – жадность, доброта, завистливость, трусость и пр. («Волк и козлята», «Зимовье зверей», «Лиса и волк»).

  3. Волшебные («Василиса Прекрасная», «Царевна Моревна», «Летучий корабль», «Никита Кожемяка»).

раскрытая книга
Сказка: Unsplash

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Спящая царевна

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

  • Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.
  • Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
  • События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.
  • Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Кащей Бессмертный

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

фонарь

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

  • волшебные сказки;
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки.

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

  • животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк);
  • предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки);
  • стихии.

Царевна-лягушка

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

  • особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»);
  • троичность (три испытания, три сына, три дороги).

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

  • «Лиса и Волк»;
  • «Волк и козлята»;
  • «Звери в яме».

Есть и казахские сказки:

  • «Лисица и Обезьяна»;
  • «Мечта голодного волка»;
  • «Ласточка и Богомол».

лиса, олень и волк

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

  • «Каша из топора»;
  • «Ямщик и купец»;
  • «Шел солдат домой» и пр.

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka—eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/

В последнее время на фоне все более
возрастающего внимания к проблемам русской
национальной культуры наблюдается усиление
интереса к одному из основных и любимых жанров
устного народного творчества — к сказке.
Литературная сказка по своей природе является
жанром индивидуального, а не коллективного
творчества. Ее изучению посвящено множество
исследовательских работ. Прослеживая историю
становления жанра, нетрудно заметить, что сказки,
в том числе и литературные, часто служили
наглядным материалом для решения педагогических
задач. По «Литературному энциклопедическому
словарю» дадим определения таких понятий, как
«сказка», «литературная сказка».

«Сказка — это повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил» [5].

«Литературная сказка — это повествовательный
жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с
персонажами реальными и (или) вымышленными, с
действительностью реальной и (или) сказочной, в
которой по воле автора поднимаются эстетические,
моральные, социальные проблемы всех времен и
народов» [5].

Несмотря на то, что в словарях уже есть
конкретные определения, необходимо рассмотреть
основные этапы становления литературной сказки.

Ситуация с трактовкой понятия «литературная
сказка» может быть кратко представлена так:
сказки бывают разные, «но в науке : до сих пор не
создано единой классификации» [8]. Существует
большое количество определений литературной
сказки как жанра, условно их принято делить на
два типа.

Первый тип определений представляет собой
перечисление отдельных характеристик, которые
обычно присущи литературной сказке: это
авторское, художественное или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо придуманное самим писателем, но
в любом случае подчиненное его воле [3]. В
конкретных произведениях данные характеристики
могут частично отсутствовать, такого рода
определения довольно громоздки и неприменимы ко
всем литературным сказкам.

Второй тип — это попытка
универсального определения. Литературная сказка
— такой жанр литературного произведения, в
котором в волшебно-фантастическом или
аллегорическом развитии событий, и, как правило,
в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах
или драматургии решаются морально-поэтические
или эстетические проблемы [3].

Наиболее часто цитируемым является
определение, принадлежащее известной
исследовательнице скандинавской литературы Л.Ю.
Брауде. В своей статье «К истории понятия
«литературная сказка»» она пишет:
«Литературная сказка — авторское,
художественное, прозаическое или поэтическое
произведение, основанное либо на фольклорных
источниках, либо сугубо оригинальное;
произведение преимущественно фантастическое,
волшебное, рисующее чудесные приключения
вымышленных или традиционных сказочных героев и,
в некоторых случаях, ориентированное на детей;
произведение, в котором волшебство, чудо играет
роль сюжетообразующего фактора, служит
отправной точкой характеристики персонажа» [3].

О специфике жанра литературной сказки пишет в
своей монографии Л.В. Овчинникова:
«Литературная сказка — многожанровый вид
литературы, реализуемый в бесконечном
многообразии произведений разных авторов. В
каждом из жанровых типов литературной сказки
своя доминанта. Поэтика многожанрового
явления — авторской сказки в целом определена
как поэтика литературно-фольклорная,
«диалогическая», условно-символическая» [9].

Зачастую при определении жанра литературной
сказки ее почти полностью отождествляют с
фольклорной: «При жанровой дифференциации,
которая свойственна в одинаковой мере фольклору
и литературе, есть некоторые жанры, общие для той
и другой разновидности поэтического искусства.
Различие зафиксировано терминологически лишь
добавлением слова «литературная»» [2].

Известно, что литературная сказка — жанр,
впитавший в себя черты народного фольклора и
элементы литературных жанров. Действительно,
сказка как самостоятельный жанр существует и в
фольклоре, и в литературе, в ней слились поэзия
народа и его мудрость. Однако возраст
литературной и фольклорной сказки не одинаков.

Происхождение последней теряется в глубокой
древности, в то время как в литературе сказка —
один из самых молодых жанров. Существуют
различные мнения о времени возникновения жанра
русской литературной сказки: одни исследователи
(М.Н. Липовецкий, Л.В. Овчинникова,
И.П. Лупанова, Р.В. Иезуитова, Т.Г. Леонова)
называют XIX век, другие (Э.В. Померанцева, Н.В.
Новиков) — XVIII век. Будем считать XIX век периодом
становления классической литературной сказки.

Одним из «отправных пунктов» детской
литературы является устная словесность как
неотъемлемая часть народной культуры,
переданная сказителями и певцами. Слово
«сказка» часто встречается в качестве термина,
обозначающего те виды устной прозы, для которых в
первую очередь характерен поэтический вымысел, в
ней видели «одну забаву», достойную низших
слоев общества или детей.

«Литературная сказка восприняла народную в
совокупности, во всех ее жанровых
разновидностях» [2]. Тезис дал основание
некоторым исследователям отождествлять два
различных жанра: можно привести пример,
сформулированный М.Н. Липовецким:
«Литературная сказка — это в принципе то же
самое, что фольклорная сказка, но в отличие от
народной литературная сказка создана писателем
и поэтому несет на себе печать неповторимой
творческой индивидуальности автора» [4].

Однако, по мнению И.П. Лупановой, литературная
сказка как авторское произведение имеет ряд
структурных отличительных особенностей, не
свойственных фольклору, несет индивидуальную
смысловую и поэтическую нагрузку. И.П. Лупанова
выявила, что авторскую сказку в основном
характеризует «не только и не столько
разработка распространенных в русском фольклоре
сюжетов и мотивов, сколько стремление к
овладению системой типичных для народной сказки
образов, ее языком и поэтикой» [6].

«Одна из самых специфических черт современной
литературной сказки — атмосфера «сказочной
реальности», то есть растворенности «чуда», его
нормативности при полной ирреальности,
поддерживаемой художественными приемами,
создающими «иллюзию достоверности»» [6].

Основываясь на работах И.П. Лупановой, М.Н.
Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Е.М. Неелова, Т.А.
Чернышевой, В.А. Бахтиной, Л.Ю. Брауде, Ю.Ф.
Ярмиш, и др., выделим основные черты жанра
литературной сказки:

  • литературная сказка отражает мировоззрение и
    эстетику своего времени в их специфически
    народном проявлении;
  • для нее характерно:
  • использование типичных для народной сказки
    образов, особенностей поэтики и языка;
  • свободное сочетание элементов
    действительности и вымысла;
  • наличие гротескного мира;
  • наличие игрового начала в той или иной мере;
  • по-разному осуществляемое стремление к
    психологизации образов;
  • явно выраженная позиция автора, рассказчика
    (иногда — в одном лице);
  • сохранение — как и в народной сказке —
    социальной оценки изображаемого;

Следует заметить, что под литературной сказкой
принято подразумевать произведения трех типов
конструкций: прозаическая сказка, стихотворная
сказка, драматическая сказка.

С точки зрения родовой принадлежности все
литературные сказки могут быть разделены на
эпические, лирические и драматические.

«Авторская сказка — жанр пограничный, она
обнаруживает закономерности, свойственный и
фольклору, и литературе» [7], и «самое
существенное этого жанра обусловлено тем, что
литературная сказка выросла на основе
фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки,
развивая и трансформируя их» [1]. Здесь можно
говорить о жанровой эволюции. Несомненно,
фольклорная традиция — тот самый фактор, который
изначально формирует зарождение нового жанра в
литературе, а впоследствии его жанрово-видовых
модификаций.

Со временем разрушались каноны традиционной
фольклорной сказки, трансформируясь в новые
жанровые формы литературной сказки. Недаром
сегодня бытуют уже разнообразные формы
последней: сказки, предназначенные специально
для детей, сказки, аккумулирующие информацию об
обрядовых и фольклорных традициях прошлого,
сказки универсальные для детей и взрослых и т.д.
Кроме того, литературная сказка может не только
бытовать в форме отдельного произведения, но и
интегрироваться в структуру текста другого
жанра. Литературная сказка всегда сказка своего
времени, и даже у одного и того же автора ее
структура может значительно различаться.

По степени «удаленности» от образца устной
словесности литературная сказка, по мнению
Л.В. Овчинниковой, проходит следующие этапы:

  • запись народных сказок;
  • обработка фольклорных записей сказок;
  • авторский пересказ;
  • авторская сказка (в ней создана своя
    собственная внутренняя форма, фольклорное
    используется с иной, художественно-оригинальной
    семантикой);
  • стилизация и пародия (это путь от литературной
    реальности навстречу фольклорному образцу с
    разной художественно-педагогической задачей);
  • собственно литературная сказка, она не содержит
    даже намека на известные фольклорные сюжеты, на
    устойчивые образы, чужда ее
    интонационно-речевому строю [9].

Список литературы.

  1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции
    современной литературной сказки//Проблемы
    детской литературы. — Петрозаводск, 1971.
  2. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном
    осмыслении последнего двадцатилетия. — Уфа, 1979.
  3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка.
    — М., 1979.
  4. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. —
    Свердловск, 1992.
  5. Литературный энциклопедический словарь. // Под
    общ. ред. В.М.  Кожевникова и П.А. Николаева. —
    М., 1996.
  6. Лупанова И.П. Русская народная сказка в
    творчестве писателей 1-ой половины 19 в. —
    Петрозаводск, 1959.
  7. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и
    ее критики//Проблемы детской литературы. —
    Петрозаводск, 1981.
  8. Неелов Е.Н. Переступая возрастные границы.
    Заметки о «взрослом» содержании сказок К.
    Чуковского.//ПДЛ. — Петрозаводск, 1976.
  9. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной
    сказки. — М., 2001.

  • Относятся ли авторские сказки к фольклору почему
  • Отличия и сходства былины и сказки
  • Относятся как пишется правильно
  • Относишься или относишся как пишется правильно
  • Отличительные черты сказок писахова