Отражает авторский взгляд на мир авторское отношение к героям и событиям описанным в сказке

Авторское отношение к героям и событиям в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1. Отношение автора к героям своего произведения.
2. Пушкинская оценка событий.
3. Взаимоотношения автора с миром сказок.

Сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» основан на фольклорных традициях. Однако нужно отметить существенное различие между народными сказками и произведением великого русского поэта. Сказки представляют собой повествование, в котором проявление личного отношения рассказчика к героям сведено до минимума. Мы без труда поймем, кто в сказке является отрицательным персонажем, а кто — положительны. Позиция же рассказчика — это взгляд наблюдателя, который преимущественно констатирует факты.

Иную позицию по отношению к персонажам своей поэмы занял Пушкин: он не просто рассказывает об их приключениях, он живо сочувствует испытаниям, выпавшим на долю Руслана и Людмилы, посмеивается над трусостью Фарлафа, искренне радуется торжеству Руслана над Черномором… Авторская позиция в поэме выражена достаточно ярко. Рассмотрим, как именно она проявляется.

Симпатии автора к главным героям настолько сильны и несомненны, что отголоски пушкинского участия к ним можно обнаружить даже в «Евгении Онегине», когда поэт обращается к читателям: «Друзья Людмилы и Руслана!», «Моя прекрасная Людмила», «Что будет с бедною княжной!» То и дело в тексте поэмы встречаются несомненные признаки авторского восхищения главной героиней и живейшего беспокойства за ее дальнейшую судьбу. Пушкин недвусмысленно дает нам понять, насколько дорога его сердцу княжна Людмила:

Ах, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Еще милее тем она.

Однако искреннее восхищение не исключает и легкой иронии, которая, впрочем, нисколько не умаляет достоинств княжны и авторских симпатий к ней:

«… Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»
Подумала — и стала кушать.

«Мой витязь», «герой», «храбрый князь», «доблестный Руслан» — такими эпитетами награждает Пушкин супруга княжны, который ищет свою возлюбленную, невзирая на опасности и испытания. Преклонение перед верностью и доблестью Руслана, сочувствие к страданиям возлюбленного, внезапно потерявшего суженую, неоднократно звучит в поэме:

Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
Людмилу, свадьбы день ужасный,
Все, мнится, видел ты во сне.

Повествуя о приключениях Ратмира, одного из соперников Руслана, очутившегося в замке дев-волшебниц и позабывшего о Людмиле, Пушкин сравнивает легкомыслие этого претендента на руку княжны с постоянством Руслана, делая благоприятный вывод в пользу последнего:

Руслан нас должен занимать,
Руслан, сей витязь беспримерный,
В душе герой, любовник верный.

Но вот что интересно: не только отважного Руслана, но и трусливого, бесчестного Фаралафа автор именует доблестным. В чем тут дело? По контексту легко догадаться, что в случае с Фарлафом это слово употреблено с иронией, ведь Пушкин называет Фарлафа доблестным непосредственно перед тем, как тот в ужасе удирает от разъяренного Рогдая и падает в грязный ров.

Рогдай к оврагу подлетает;

Жестокий меч уж занесен;
«Погибни, трус! умри!» — вещает…
Вдруг узнает Фарлафа он;
Глядит, и руки опустились…
… Герой, с поникшею главою
Скорей отъехав ото рва, 
Бесился… но едва, едва
Сам не смеялся над собой.

Комизм ситуации и в самом деле очевиден, ведь Рогдай не воспринимал Фарлафа всерьез, а намеревался убить Руслана. Поначалу Рогдай и думал, что видит перед собой Руслана, лишь присмотревшись, он понял свою ошибку.

А перед этим трагикомическим фрагментом автор рассуждает о любовном соперничестве, как о бесполезном явлении: девушка сама выберет того, кто ей по сердцу, а остальным претендентам на ее расположение «сердиться глупо и грешно». Дальнейшим развитием сюжета автор подтверждает эту идею: злобно-мрачный Рогдай погиб на поединке с Русланом, трусливый Фарлаф запятнал себя позорным преступлением, и лишь Ратмир, нашедший себе подругу по душе, не только способен дружески отнестись к Руслану, но и сам чувствует себя счастливым.

Все значимые события, о которых идет речь в поэме, практически немедленно вызывают эмоциональный отклик автора. Так, повествуя о таинственном исчезновении Людмилы, похищенной Черномором, и о душевном состоянии Руслана, автор как бы ставит себя на место героя, пытаясь представить, чтобы чувствовал он сам в подобной же ситуации:

Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить… о друзья,
Конечно, лучше б умер я!

В своей поэме Пушкин и выражает негативные эмоции, вызванные необходимостью рассказывать о поступках трусливого Фарлафа, сначала бездействовавшего, целиком положившись на ведьму Наину, а затем подло убившего спящего Руслана и похитившего Людмилу:

Зачем я должен для потомства
Порок и злобу обнажать
И тайны козни вероломства
В правдивых песнях обличать?

Поэт признается, что гораздо охотнее он бы рассказывал о героических подвигах, о верной любви и дружбе, а не о гнусных замыслах и деяниях. Но, как говорится, «из песни слова не выкинешь». Именно на противостоянии положительных и отрицательных персонажей строятся сюжеты большинства сказок. Зато и кончается поэма так, как положено сказке: обращаясь к читателю, Пушкин указывает на то, что такой финал легко предугадать — Зло побеждено, Добро торжествует, и автор искренне радуется за своих любимых героев. Обратим внимание и еще на одну особенность. При знакомстве с текстом поэмы бросается в глаза, что Пушкин пишет о своих героях, как о близких знакомых. В самом начале произведения поэт вводит традиционную формулу, которая в народных сказках обычно стоит в финале: «И я там был, и мед я пил». Но не только мотив участия в пиршестве сказочных героев звучит в поэме Пушкина, и не случайно поэт рассказывает о Руслане и Людмиле так, как о своих знакомых. Тесные взаимоотношения с волшебным миром сказок, личное знакомство со сказочными персонажами обозначаются благодаря образу ученого кота — хранителя народной мудрости, знатока «преданий старины глубокой»:

И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

Что ж, настоящий поэт всегда свой в Волшебной Стране…

Печать

Просмотров: 35592

Авторская позиция — это оценка писателем людей, событий, явлений, представленных в произведении.

Авторы, наравне с нами, читателями, имеют собственный взгляд на героев и события. Писатели выражают мнение по-разному: кто-то в лирических отступлениях, а кто-то в самом названии. Полный список будет ниже.

Несмотря на то, что авторы — творцы мира в произведении, порой они сами оказываются удивлены поведением героев или их судьбой. Если вы уже ознакомились со статьей о вымысле, то вы наверняка помните слова Пушкина: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». Похожая по смыслу авторская позиция появляется и в лирическом отступлении, уже в самом произведении.

Авторская позиция проявляется в:

  • отборе событий, на которые автор опирается в своем повествовании (почему автор выбрал именно эту эпоху, конкретное событие?);
  • выборе композиции произведения;
  • лирических отступлениях;
  • отношении к героям (выражается через использование психологизмов);
  • изображении природы, символике (т.е внимание к пейзажу вокруг персонажа и как этот пейзаж влияет на его мироощущение. Например, роман И. А. Гончарова «Обломов», где пейзаж выполняет смысловую и сюжетную функции и по-разному сказывается на героях (автор показывает читателю, что природа является отражением чувств главных героев: яркая любовь между Ольгой и Обломовым — цветущая веточка сирени, расставание возлюбленных — гибель веточки сирени под снегом));
  • использовании интерьера (автор специально делает акцент на некоторых предметах, пример — роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», где изображены «шкаф» Раскольникова, запыленные книги на крашеном столе, грязные желтые обои (автор показывает читателю, что квартира не укрывает героя от невзгод и наоборот старается его выгнать на улицу));
  • названии произведении (Н. В. Гоголь «Мертвые души»);
  • использовании эпиграфа (пословица в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина «Береги честь смолоду»);
  • наличии героя-резонера или героя-идеолога (
    • герой-резонер — персонаж, не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему (слуга Осип в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»);
    • герой-идеолог, персонаж, напрямую выражающий авторскую позицию или мнение зрителей (Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).

1. Отношение автора к героям своего произведения.
2. Пушкинская оценка событий.
3. Взаимоотношения автора с миром сказок.

Сюжет поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” основан на фольклорных традициях. Однако нужно отметить существенное различие между народными сказками и произведением великого русского поэта. Сказки представляют собой повествование, в котором проявление личного отношения рассказчика к героям сведено до минимума. Мы без труда поймем, кто в сказке является отрицательным персонажем, а кто – положительны.

Позиция же рассказчика – это взгляд наблюдателя, который преимущественно констатирует факты.

Иную позицию по отношению к персонажам своей поэмы занял Пушкин: он не просто рассказывает об их приключениях, он живо сочувствует испытаниям, выпавшим на долю Руслана и Людмилы, посмеивается над трусостью Фарлафа, искренне радуется торжеству Руслана над Черномором… Авторская позиция в поэме выражена достаточно ярко. Рассмотрим, как именно она проявляется.

Симпатии автора к главным героям настолько сильны и несомненны, что отголоски пушкинского участия к ним можно обнаружить даже в “Евгении Онегине”, когда поэт обращается к читателям: “Друзья Людмилы и Руслана!”, “Моя прекрасная Людмила”, “Что будет с бедною княжной!” То и дело в тексте поэмы встречаются несомненные признаки авторского восхищения главной героиней и живейшего беспокойства за ее дальнейшую судьбу. Пушкин недвусмысленно дает нам понять, насколько дорога его сердцу княжна Людмила:
Ах, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Еще милее тем она.
Однако искреннее восхищение не исключает и легкой иронии, которая, впрочем, нисколько не умаляет достоинств княжны и авторских симпатий к ней:
“… Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!”
Подумала – и стала кушать.
“Мой витязь”, “герой”, “храбрый князь”, “доблестный Руслан” – такими эпитетами награждает Пушкин супруга княжны, который ищет свою возлюбленную, невзирая на опасности и испытания. Преклонение перед верностью и доблестью Руслана, сочувствие к страданиям возлюбленного, внезапно потерявшего суженую, неоднократно звучит в поэме:
Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
Людмилу, свадьбы день ужасный,
Все, мнится, видел ты во сне.
Повествуя о приключениях Ратмира, одного из соперников Руслана, очутившегося в замке дев-волшебниц и позабывшего о Людмиле, Пушкин сравнивает легкомыслие этого претендента на руку княжны с постоянством Руслана, делая благоприятный вывод в пользу последнего:
Руслан нас должен занимать,
Руслан, сей витязь беспримерный,
В душе герой, любовник верный.
Но вот что интересно: не только отважного Руслана, но и трусливого, бесчестного Фаралафа автор именует доблестным. В чем тут дело? По контексту легко догадаться, что в случае с Фарлафом это слово употреблено с иронией, ведь Пушкин называет Фарлафа доблестным непосредственно перед тем, как тот в ужасе удирает от разъяренного Рогдая и падает в грязный ров.
Рогдай к оврагу подлетает;

Жестокий меч уж занесен;
“Погибни, трус! умри!” – вещает…
Вдруг узнает Фарлафа он;
Глядит, и руки опустились…
… Герой, с поникшею главою
Скорей отъехав ото рва,
Бесился… но едва, едва
Сам не смеялся над собой.
Комизм ситуации и в самом деле очевиден, ведь Рогдай не воспринимал Фарлафа всерьез, а намеревался убить Руслана. Поначалу Рогдай и думал, что видит перед собой Руслана, лишь присмотревшись, он понял свою ошибку.

А перед этим трагикомическим фрагментом автор рассуждает о любовном соперничестве, как о бесполезном явлении: девушка сама выберет того, кто ей по сердцу, а остальным претендентам на ее расположение “сердиться глупо и грешно”. Дальнейшим развитием сюжета автор подтверждает эту идею: злобно-мрачный Рогдай погиб на поединке с Русланом, трусливый Фарлаф запятнал себя позорным преступлением, и лишь Ратмир, нашедший себе подругу по душе, не только способен дружески отнестись к Руслану, но и сам чувствует себя счастливым.

Все значимые события, о которых идет речь в поэме, практически немедленно вызывают эмоциональный отклик автора. Так, повествуя о таинственном исчезновении Людмилы, похищенной Черномором, и о душевном состоянии Руслана, автор как бы ставит себя на место героя, пытаясь представить, чтобы чувствовал он сам в подобной же ситуации:
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить… о друзья,
Конечно, лучше б умер я!
В своей поэме Пушкин и выражает негативные эмоции, вызванные необходимостью рассказывать о поступках трусливого Фарлафа, сначала бездействовавшего, целиком положившись на ведьму Наину, а затем подло убившего спящего Руслана и похитившего Людмилу:
Зачем я должен для потомства
Порок и злобу обнажать
И тайны козни вероломства
В правдивых песнях обличать?
Поэт признается, что гораздо охотнее он бы рассказывал о героических подвигах, о верной любви и дружбе, а не о гнусных замыслах и деяниях. Но, как говорится, “из песни слова не выкинешь”. Именно на противостоянии положительных и отрицательных персонажей строятся сюжеты большинства сказок.

Зато и кончается поэма так, как положено сказке: обращаясь к читателю, Пушкин указывает на то, что такой финал легко предугадать – Зло побеждено, Добро торжествует, и автор искренне радуется за своих любимых героев. Обратим внимание и еще на одну особенность. При знакомстве с текстом поэмы бросается в глаза, что Пушкин пишет о своих героях, как о близких знакомых. В самом начале произведения поэт вводит традиционную формулу, которая в народных сказках обычно стоит в финале: “И я там был, и мед я пил”.

Но не только мотив участия в пиршестве сказочных героев звучит в поэме Пушкина, и не случайно поэт рассказывает о Руслане и Людмиле так, как о своих знакомых. Тесные взаимоотношения с волшебным миром сказок, личное знакомство со сказочными персонажами обозначаются благодаря образу ученого кота – хранителя народной мудрости, знатока “преданий старины глубокой”:
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Что ж, настоящий поэт всегда свой в Волшебной Стране…

Loading…

Авторское отношение к Мцыри

В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.

Любимое произведение автора

Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.

Отношение автора к герою

Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.

Статья раскрывает вопрос об отношении Лермонтова к Мцыри, освещает авторскую позицию в произведении.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Эльза Садрисламова-Нигматьянова

    18/18

  • Сергей Киреев

    16/18

  • Татьяна Батунина

    18/18

  • Salomatsho Azizmamadov

    18/18

  • Соня Соня

    14/18

  • Наталья Садовская

    16/18

  • Нам Азербайджанец

    18/18

  • Вероника Сачкова

    15/18

  • Даня Абдешов

    16/18

  • Алихан Куятинов

    18/18

Читательская лаборатория Как определить авторское отношение к герою

Читательская лаборатория

Как определить авторское отношение к герою

Отношение автора к герою – это проявление авторской позиции в художественном произведении. Она помогает читателю понять систему ценностей, которую писатель утверждает или отрицает в литературном произведении.

Ты недавно прочитал произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Название сразу обращает наше внимание на главного героя произведения.

Правило первое. Чтобы правильно определить отношение автора к герою, необходимо сначала проследить, есть ли в тексте прямые авторские оценки героя и его поступков, отметить прямые авторские выводы и комментарии, относящиеся к герою.

В произведении Н. В. Гоголя прямых авторских оценок героя немало: «Бульба упрям был страшно»; «неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Автор неоднократно подчеркивает в Тарасе силу духа, мужество, любовь к отчизне: «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». Такая авторская характеристика, безусловно, говорит о том, что Тарас не просто главный герой произведения, он – герой, защитник Русской земли.

Перечитаем эпизод казни Тараса Бульбы: «Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки…» Жалость, сострадание к герою чувствует читатель, восхищаясь его мужеством и верностью духу товарищества. Прямой авторский вывод усиливает и дополняет наше понимание отношения автора к своему герою: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Правило второе. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти авторскую характеристику поведения героя.

Однако отношение автора к герою не всегда выражается прямо и формулируется четко. Чаще авторская оценка, авторское отношение скрыты в повествовании и выражены лишь косвенно. И нужно много потрудиться, чтобы тайна авторского отношения открылась читателю.

Правило третье. Найди в тексте эпизоды, в которых о герое говорят другие персонажи. Определи отношение этих персонажей к герою.

Перечитай эпизод выборов Тараса атаманом. Найди оценку героя другим персонажем. «Нет из нас никого равного ему в доблести», – говорит «старейший годами» Касьян Бовдюг. Герой до последней минуты остается верен высокой доблести. Постоянство, вера, верность героя, несомненно, вызывают симпатии автора к герою, что и показано читателю через отношение к нему других персонажей.

Правило четвертое. Чтобы определить авторское отношение к герою, надо найти, если есть в тексте, слова, высказывания, монологи героя. Речь героя не только характеризует самого героя, но может косвенно выражать авторское отношение к нему.

Чистота помыслов, сердца, мощь и сила духа слышны в речах Тараса. И автор им любуется, говоря о «молодой жемчужной душе» героя.

Как ты думаешь, как относится автор к сыну Тараса, Андрию, который произносит такие речи: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна».

Сравни их со словами Тараса: «…Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…» Идеалы Андрия – личные, хотя у него чувствительная и нежная душа, он мужествен и прекрасен. Рыцарство Андрия – служение прекрасной полячке. А для Тараса и Остапа рыцарь – это защитник Русской земли. Идеал Тараса – Запорожская Сечь, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы», товарищество, защита Родины и веры. На основе сравнения высказываний персонажей, их поступков также можно сделать вывод об авторском отношении к герою.

Правило пятое. Постарайся найти в произведении сопоставление героя с другими персонажами, если оно присутствует. Это важно для углубления нашего понимания авторского отношения к герою произведения.

Как правило, в произведении дан портрет главного героя. Через описание внешности автор выражает свое отношение к герою.

Правило шестое. Найди портрет героя, отметь характерные детали, позволяющие сделать вывод об авторском отношении к нему.

Портрет Тараса Бульбы дан в самом начале повествования. Авторские описания внешности главного героя небольшие по объему, это скорее детали, но они также говорят нам об авторском отношении.

Перечитай: «…Слеза тихо округлилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». О каком отношении автора к своему герою может рассказать эта деталь портрета Тараса? В своем повествовании автор употребляет устаревшее в русском языке слово «зеницы», причем ставит его в единственном числе, в котором это слово не употреблялось. И это, конечно, не ошибка автора. Слеза «округлилась», навернулась «тихо» только в одном глазу героя: мужественный Тарас плачет, вспоминая молодость и своих умерших товарищей, плачет скупо, по-мужски. Употребление устаревшего слова выражает отношение автора к герою.

Подчеркивая его физическую силу («Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»), автор отмечает и глубину чувств старого козака, мужественного бойца, хотя он ехал, уныло понурив «поседевшую голову». Авторский вывод, в котором автор прямо выражает свое отношение к герою как одному из защитников Русской земли, подготовлен краткой, но очень емкой портретной характеристикой: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». И тогда читателю становится понятно, почему для Тараса его родной сын, предавший веру, товарищество, Отечество, становится «подлой собакой». «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей!» – с горечью и болью пишет о предателе автор. Прямая авторская оценка поступка героя здесь подчеркивает, что страсть Андрия стала разрушительной, расторгла кровные, товарищеские узы, привела к отступничеству от Отечества и веры. У читателя складывается впечатление об отрицательном отношении автора к нему.

Автор сближает образ Тараса с былинным богатырем Ильей Муромцем, убившем на поединке своего сына Соколко, за то, что тот предал веру и стал служить татарам.

Правило седьмое. Если образ героя «похож» на образ какого-либо персонажа (постарайся вспомнить!) другого произведения искусства, то этим также выражается авторское отношение к герою.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Читательская лаборатория Как научиться цитировать художественное произведение

Читательская лаборатория
Как научиться цитировать художественное произведение
Постижение читателем авторского замысла вне текста невозможно. Текст художественного произведения – основа понимания авторского идеала, поэтому работа читателя требует постоянного

Читательская лаборатория Как научиться определять художественную роль интерьера

Читательская лаборатория
Как научиться определять художественную роль интерьера
Вы уже знаете, что у писателя много способов характеристики героя: это и его имя, портрет, поступки, история жизни, его речь и др. Есть и еще один способ – интерьер, внутреннее убранство дома,

Читательская лаборатория Как научиться работать с учебной статьей

Читательская лаборатория
Как научиться работать с учебной статьей
Если ты спросишь у своих родителей, похожи ли твой учебник литературы и учебник, по которому учились они, то узнаешь, что очень похожи. И в том и в другом собраны лучшие произведения русской и зарубежной

Читательская лаборатория Как научиться читать текст художественного произведения

Читательская лаборатория
Как научиться читать текст художественного произведения
Ты можешь удивиться, что с тобой, пятиклассником, я начинаю разговор о том, как научиться читать: ты уже умеешь это делать. Это действительно так. Ты можешь прочитать художественное

Читательская лаборатория Как научиться отвечать на вопросы

Читательская лаборатория
Как научиться отвечать на вопросы
Самое интересное и увлекательное при изучении литературы – это чтение. Отвечать на вопросы к тексту художественного произведения тебе, наверное, нравится меньше, но Автор всякий раз предлагает это делать.

Читательская лаборатория Как научиться сопоставлять два произведения

Читательская лаборатория
Как научиться сопоставлять два произведения
Читая сказки, фольклорные и литературные, ты обратил внимание на сходство некоторых из них: немецкой народной сказки «Белоснежка» и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина,

Читательская лаборатория Как пересказать эпизод художественного произведения

Читательская лаборатория
Как пересказать эпизод художественного произведения
Часть художественного произведения, которая обладает относительной самостоятельностью, рассказывает о конкретном событии, происшествии, связана по смыслу с содержанием произведения в

Читательская лаборатория О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении

Читательская лаборатория
О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении
Ты уже знаешь, что в литературе персонажи очень часто разговаривают между собой. Ты можешь встретить в художественном тексте прямую речь: монологи и диалоги персонажей. Но мы помним, что

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?

Читательская лаборатория
Как научиться характеризовать персонаж художественного произведения?
Скоро закончится учебный год. Ты многому научился за это время. Ты теперь умеешь читать произведения художественной литературы, а главное, – любишь их читать. Ты уже

Читательская лаборатория Как научиться различать фольклорное и литературное произведения

Читательская лаборатория
Как научиться различать фольклорное и литературное произведения
Главное отличие литературы от фольклора состоит в том, что это – авторское творчество, воплощающее нравственно-эстетический идеал конкретного человека. Напомним, фольклорное

Читательская лаборатория Как определить основную тему произведения

Читательская лаборатория
Как определить основную тему произведения
Как бы ты ответил на вопрос «О чем баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?». Ответы могут быть самыми разными: произведение о ратных подвигах князя Олега, о мудрости кудесников, о смерти князя Олега

Читательская лаборатория Как написать отзыв о прочитанном произведении

Читательская лаборатория
Как написать отзыв о прочитанном произведении
Когда читателю понравилась прочитанная книга, ему очень хочется рассказать о ней друзьям, родителям, знакомым. Как сделать этот рассказ интересным? Для этого нужно знать несколько правил.Отзыв о

Читательская лаборатория Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения

Читательская лаборатория
Как научиться пересказывать сюжет художественного произведения
Ты получил задание пересказать произведение. Уточни задание, потому что пересказывать можно и сюжет, и фабулу. Это разные виды пересказа. Если ты будешь кратко рассказывать о том,

Читательская лаборатория Как научиться характеризовать особенности композиции

Читательская лаборатория
Как научиться характеризовать особенности композиции
Композиция – организация повествования, построение литературного произведения, последовательность в нем основных эпизодов сюжета.Первое правило. Чтобы научиться характеризовать

Читательская лаборатория Как услышать в художественном произведении голос автора

Читательская лаборатория
Как услышать в художественном произведении голос автора
При различении литературы и фольклора как видов словесного творчества центральными понятиями становятся «автор», «авторский идеал» и «авторская позиция». Независимо от того, какую форму

Читательская лаборатория Как научиться определять стихотворный метр

Читательская лаборатория
Как научиться определять стихотворный метр
Ты уже знаком с таким понятием, как «музыка стиха», и знаешь, что, как правило, каждое стихотворение обладает своим метром (размером). Причем два стихотворения, написанных одним метром (например,

  • Отработано часов как правильно пишется
  • Отработано или отработанно как правильно пишется слово
  • Отпросилась или отпрасилась как пишется отпросилась правильно
  • Отработал как пишется правильно
  • Отпрашиваться как пишется правильно