Отражение идей декабристов в образе чацкого сочинение

Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов. А.С.Грибоедов знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума». Главный герой пьесы – это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова. Чацкий – это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он – просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство. Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует: Приехал и нашёл, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями… Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого: Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Фёдор, мой племянник. Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам. Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он – борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

Чацкий выразитель идей и настроений декабристов по комедии Грибоедова Горе от ума (сочинение)

Комедия «Горе от ума» своим содержанием и персонажами принадлежит эпохе декабристов, началу 1820-х годов. В ней — «протест против… чиновников, взяточников, бар-развратников, против… невежества, добровольного холопства…» (В. Г. Белинский). Словом, против всего, что в русской действительности после Отечественной войны возбуждало дух преобразования, заставляя «умы клокотать», что привело к «революции» 1825 года.

Главный персонаж пьесы, конечно, Чацкий: «без него не было бы комедии, а была бы просто картина нравов».

По своему социальному положению Чацкий — дворянин. С самого детства Александр Андреевич Чацкий жил и воспитывался в фамусовском доме на правах сына покойного друга Фамусова. Его юность прошла как и у тысячи таких же молодых людей того времени. Ему было дано кое-какое образование и воспитание. И вдруг Чацкий покидает Москву, уезжает за границу. Пробыв три года на чужбине, наверное, учась в университете, наш герой возвращается. Увидев свет своими глазами, а не по чужим словам, Чацкий ясно видит свое направление в жизни.

Характерные черты героя очень разнообразны, но во всех них есть что-то одно — высокое и прекрасное. Чацкий очень любит свою Родину, но не чиновничью и барскую, а простую, «святую Русь», любит ее народ, такой беззащитный и угнетенный. В своих сужденьях он прям и честен. Каждое его слово наполнено прямотой и рассудительностью. В комедии разбросаны данные, которые характеризуют Чацкого как неуемного странника, ищущего и не находящего себе места в повседневности. Это и будет причиной его странничества и борьбы, его стремления к свободе жизни.

Свобода! Он одну тебя

Еще искал в пустынном мире…

Для того времени Чацкий имеет высокий и глубокий ум; он с точностью может говорить о политике, о внешних делах государства, о военном деле, но у этого человека нет просто желания к таким разговорам, разговорам о типичном и глупом/

В своих душевных чувствах Чацкий верен и постоянен. И в юности, и в часы разлуки, и сейчас он страстно любит Софью, хотя он знает, что она ему изменила, изменила предательски.

И все-таки я вас без памяти люблю…

Чацкий отрицательно относится к службе, он не хочет подчиняться высшему по чину из-за своей выгоды, из-за продвижения по лестнице и получения большего жалования. В диалоге с Фамусовым Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

С презрением наш герой относится к крепостному праву, осуждает помещиков и чиновников, угнетающих простой люд.

Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь в жизнь его спасли не раз: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!

Сам Чацкий — образованный человек. С уважением он относится к науке, искусству и просвещению. Чацкий видит в просвещении будущую славу России и особенно русского народа. Он здраво и трезво смотрит в будущее и свои мнения свободно выражает фамусовскому обществу. Он не любит преклоняться перед «высшим», а прямо и даже дерзко спорит с ним.

Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом. Он выступает против нравов и образа жизни этого общества, спорит с ним о судьбах народа. Его возмущает презрение «света» к народу, к национальной культуре, к русскому языку.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя б по языку нас не считал за немцев.

И у Чацкого есть единомышленники. Это только упоминаемые лица: князь Федор — двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института; но все же в доме Фамусова он одинок.

В Чацком узнается человек декабристских взглядов, горячо отрицающий самодержавно-крепостническую действительность, но не имеющий опоры в массах.

Убеждения героя выявляются в его спорах с Фамусовым, на балу, откуда он выносит «мильон терзаний». Чацкий недоволен порядками в армии, в государственных учреждениях, где служат «лицам», а не «делу». Он осуждает бесчеловечное отношение помещиков к крестьянам, вражду к просвещению, застой в обществе.

Сочинение на тему чацкий выразитель идей декабристов

Категория: Горе от ума Заканчивалась 1-я четверть XIX в. В это время и появилась комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», являющаяся первой русской политической комедией. За короткое время она распространилась в обществе в многочисленных списках, вызвала всеобщий интерес и множество толков, обострила борьбу между различными литературными группировками. Мировоззрение Грибоедова складывалось под влиянием студенческого общества. Московского университета, в котором он учился вместе с будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Муравьевыми, А. И. Якубовичем и П. Я. Чаадаевым. Участие в Отечественной войне 1812 г. и служба в Коллегии иностранных дел довершили формирование его политических взглядов. На службу в Персию Грибоедов отправился, уже совершенно ясно представляя себе проблемы российской действительности и методы их преодоления. Несмотря на явную близость к будущим декабристам и совпадению взглядов на самодержавие, писатель пророчески предвидел их крах. Известна его фраза: «сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России». Видимо, он уже тогда понял, что такой выход обречен на провал. Основной ошибкой декабристов он считал их оторванность от народа, ограниченность движения сословными рамками. В то же время не только знал о существовании тайного общества, но и поддерживал идею уничтожения крепостного права и самодержавия. Его бессмертная комедия и написана под непосредственным влиянием идей декабристов. Главный герой комедии — Чацкий. Ему была отведена главная роль неслучайно. Именно из его уст должно было прозвучать обвинение крепостничеству, именно Чацкий должен был указать выход. Но указал ли он его, и, если нет, то почему?Познакомимся с ним поближе. Чацкий — молодой человек, воспитывавшийся у одного из богатых помещиков, почувствовав страсть к странствиям, долго путешествовал за границей, много учился и получил неплохое образование. Впервые мы видим его в день приезда в дом Фамусова. Однако мы его уже немного знаем благодаря характеристике, которую дает ему Лиза: «Кто так чувствителен и весел и остер, как Александр Андреевич Чацкий». Мы видим перед собой умного человека, понимающего, в чем смысл жизни, и имеющего цель, но не знающего, как этой цели добиться. В Чацком собраны черты, которые были характерны для передовой интеллигенции того времени. Он служил, но службу бросил. Сам он об этом говорит: «Служить бы рад— прислуживаться тошно». В то время это была проблема. Многие люди, еще не пораженные пороками фамусовского общества, стояли перед вопросами, как служить и чему служить. Они отказываются служить лицам, а не делу. На примере Чацкого Грибоедов затронул очень больной вопрос, мучивший как декабристов, так и всех честных людей. Образ Чацкого — первый в русской литературе образ дворянского интеллигента, бросившего вызов своей среде, осознавшего свое гражданское достоинство и не выносящего идей государственного консерватизма. Чацкий горячо любит свою Родину, он говорит: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Именно любовь к Родине сближает его с декабристами. И ему нестерпимо видеть, как в его стране еще сохранен и процветает один из пережитков отсталого общества — крепостное право. Близость к будущим декабристам заключалась в том, что Чацкий является активным противником фамусовщины — общественного явления, объединившего ярых сторонников крепостничества и безжалостных эксплуататоров, жаждущих полной и неограниченной власти. Его знаменитый монолог «А судьи кто?» является бомбой, взорвавшейся в гуще фамусовского общества. Он выступает против тех «негодяев знатных», которые для своих прихотей сгоняют на балет «от матерей, отцов отторгнутых детей», продают их «поодиночке», меняют своих слуг на борзых собак. Обличения Чацкого рассчитаны, прежде всего, на то, что у людей должны открыться глаза на существующую социальную несправедливость, что они должны переродиться и превратиться в достойных граждан своего государства. Бороться с неправдой и воспитывать гражданское самосознание в людях — в этом состояла одна из идей декабристов.Декабристы презирали дворян за их преклонение перед всем иностранным, за презрение к родному языку. Чацкий тоже упрекает общество за это низкопоклонство: «воскреснем ли когда от чужевлас- тья мод?» «За древностью лет к свободной жизни их вражда непримирима». «К свободной жизни» — вот та нить, которая связала Чацкого и декабристов. Чацкий спрашивает: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?». Их нет, и Чацкий не согласен, чтобы на такую роль претендовали люди типа Фамусова. А Чацких в России становилось все больше и больше. Но это были, в основном, дворяне, которые в своей борьбе были далеки от народа, не видели в нем той силы, которая способна смести все на пути к собственной свободе. Именно воспитатепьный, пафосный характер обличений Чацкого роднит его с декабристами. Как и они, Чацкий не слишком озабочен, многие ли люди задумаются над этими проблемами, поверят ему, поймут. Он убежден в своей правоте и не испытывает необходимости в сторонниках. Чацкий покидает бал, отправляется «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Все против него, он не смог противостоять до конца им. Но это не значит, что он признал свое поражение, что он отрекся от своих идеалов. Есть его сторонники среди честных людей, и их становится все больше, и все они идут одной дорогой. Только, чтобы эта дорога привела к правильной цели, надо еще много бороться, надо идти на сближение с массами, надо быть не одиночками, а мощной сокрушающей силой. Комедия Грибоедова бессмертна, ибо бессмертны идеи, лежащие в ее основе. Позднее эти идеи были подхвачены декабристами, которые открыто выступили на борьбу с самодержавием. Это уже была организация передовой части дворянского общества. Пусть она не нашла широкой поддержки в массах и обрекла себя на поражение, будущее все же осталось за Чацким, несомненная тенденция развития которого в сторону идей декабристов намечена в пьесе достаточно четко.

Идеи декабристов в комедии грибоедова «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Идеи декабристов в комедии грибоедова Горе от ума

Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов, жил и творил в тяжелый период русской истории.

Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX

Столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года. Я думаю, эта победа подтвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которое мешало экономическому и культурному развитию страны.

После Отечественной войны в России стали появляться тайные политические общества,

Членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые вести борьбу с

Тиранией и деспотизмом. В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества, политический настрой дворянской молодежи, к которой относился и Грибоедов, несомненно повлиял на его мировоззрение и направление его творчества.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такуюисторическую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, «а не лицам»,

Высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими крепостничество, корыстный мир барской Москвы.

В конфликте. Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники, и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и

Одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина

Декабристской эпохи.

Чацкий имел свое именье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать»,

Искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не

Потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в

Московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба,

Крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка,

Произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов.

И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог ни отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к

Крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и

Готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого,

Главного героя бессмертной комедии великого писателя.

»crosslinked«

Сочинение на тему «Чацкий — декабрист?»

Сочинение на тему «Чацкий — декабрист?» Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» и движение декабристов.

Часто, говоря о связи комедии с декабризмом, ограничиваются констатацией сходства идей Чацкого с идеями, содержащимися в декабристских программах и стихах поэтов-декабристов, и делают вывод об идейной близости Грибоедова декабристскому кругу. Однако более глубокий анализ отношения пьесы к декабризму не должен этим исчерпываться. Необходимо, с одной стороны, рассмотреть общественно-политические и эстетические взгляды Грибоедова, с другой — более внимательно прочесть текст комедии, и станет ясно, что отношение автора к декабризму не столь однозначно и что оно преломляется в комедии гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

В самом деле, первое, что бросается в глаза уже при поверхностном чтении комедии, — значительное сходство идей Чацкого с идеями декабристов. Например, возмущенный наставлениями Фамусова, Чацкий с презрением отзывается о чиновниках, готовых «в раболепстве самом пылком» «вписаться в полк шутов» у «покровителей». В знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обращает свой гнев против «отечества отцов» — крепостников, чиновников, «грабительством богатых», поклонников мундира. Эти тирады звучат в унисон с текстом устава «Союза благоденствия», где осуждается «дух раболепства и властолюбия многих сограждан».

То же можно сказать и о проблеме «чужевластья мод»: желание Чацкого истребить «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранному образу жизни вполне совпадает со взглядами декабристов.

Ставшая крылатой фраза Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — заставляет вспомнить слова К. Ф. Рылеева, поэта-декабриста: «Служить могут лишь одни подлецы».

Можно приводить еще много примеров таких совпадений, и они свидетельствуют о том, что в России 1820-х гг. всякий прогрессивный и свободомыслящий человек так или иначе был близок к декабристскому образу мыслей (пусть даже не будучи формально членом организации). Это можно отнести и к Грибоедову, и к его герою: в от ношении к явлениям общественной жизни современной им России их оценки, как положительные, так и отрицательные, совпадают.

Изображение этих явлений в пьесе вполне подтверждает оценку, которую дает им Чацкий. В комедии сатирически изображен весь «поврежденный класс полуевропейцев», как называл Грибоедов дворянское общество России. Бюрократизм и равнодушие к человеческим судьбам («Подписано, так с плеч долой»), тупость и невежество («Ученье — вот чума…»), подражание иностранному («Ах! Франция! Нет в мире лучше края!»), угодливость и раболепие перед вышестоящими («Ведь надобно ж зависеть от других») — все это выносится на суд читателя и зрителя с обличительным пафосом, близким декабристскому. Но из всего этого не следует знак равенства между Чацким, Грибоедовым и декабристами. Чацкий — не лирический герой стихотворения, он не отождествляется с автором; он — один из персонажей, в этом смысле ничем не отличающийся от любого другого персонажа комедии. Точно так же, как Фамусов, Скалозуб или Молчалин, изображается, являясь не воплощением авторского «я», а сознательно созданным образом; следовательно, дистанция между автором и героем здесь присутствует почти в той же степени, как между автором и другим персонажем. И если мы говорим, что в комедии показаны разные типы людей: старый московский барин, бюрократ, воспитанная XVIII веком помещица- крепостница, солдафон-тупица и т. д., — то и Чацкий, в свою очередь, воплощает определенный социальный тип — молодого дворянина-декабриста.

Мы уже начали рассматривать, какими средствами Грибоедов достигает типизации. Если проследить разбросанные в пьесе штрихи к биографии Чацкого и сложить в единую картину, станет еще очевиднее, что Грибоедов воспроизводит черты определенного типа, вызывая в сознании читателя ассоциации с образами декабристов, близко знакомых Грибоедову: по всей вероятности, жизнь за границей и, следовательно, знакомство с вольнодумными западными идеями; попытка служить, принося пользу отечеству, затем разочарование в такой возможности; «с министрами… связь, потом разрыв»; «оплошное» управление имением (что в устах Фамусова, вероятно, означает либеральное управление; для сравнения: в романе «Евгений Онегин» о главном герое сказано, что «ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил») — это характерные детали биографии многих декабристов. Кроме того, такой сюжетный поворот, как слух о сумасшествии в качестве средства борьбы с человеком свободомыслящим, — тоже имевшее место явление; достаточно вспомнить подобные слухи о Кюхельбекере, Чаадаеве (не участвовавшем в восстании, но духовно близком декабристам), да и о самом Грибоедове.

Надо сказать, что помимо идей, содержащихся в репликах и монологах Чацкого и совпадающих с высказываниями декабристов, обращает на себя внимание и сама форма высказывания: ораторская интонация, обличительная патетика, т. е. весь стиль речи, да и ситуация в целом — произнесение такой речи, содержащей некоторый «агитационный» пафос, в светской гостиной — напоминает поведение декабристов в дворянском обществе 1820-х гг.

Итак, Грибоедов с помощью сюжетных деталей, речевых и поведенческих характеристик создает некоторый образ, весьма напоминающий образ декабриста, сам при этом ничуть не сливаясь с ним. Эту дистанцию более всего подчеркивает ироническое отношение автора к герою. Само название, обобщенно характеризующее ситуацию героя, звучит вполне комедийно. Чацкий неоднократно попадает в откровенно комические ситуаций, что снижает его романтический пафос, и в одной из самых напряженных сцен, после монолога «В той комнате незначущая встреча…», он обнаруживает себя посреди залы, где «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Здесь сходятся трагическое и комическое начала в пьесе, это «смех сквозь слезы». Трагикомическое положение «одного здравомыслящего человека на двадцать пять глупцов» (Грибоедов, письмо к Катенину: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека») — воплощенная в комедии фраза Грибоедова о ста прапорщиках, собирающихся перевернуть «весь государственный быт России» (другое известное высказывание Грибоедова о декабристах: «Я сказал им, что они дураки», — содержит ироническую инвективу, заставляющую вспомнить о неоднозначности темы ума и глупости в комедии). Таким образом, расстановка сил в комедии не случайна: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», — эти слова Гончарова о развязке конфликта в пьесе вполне можно отнести и к исходу декабристского восстания.

Можно было бы подробнее остановиться на комической стороне образа Чацкого, вспомнив его «двойников», из которых в контексте данной темы особенно значим Репетилов, поскольку с ним связан момент чисто пародийный в отношении «обществ» и «тайных собраний». Можно было бы подробно показать, как неожиданно перекликаются высказывания и детали поведения Чацкого и презираемых им персонажей. Можно было бы проанализировать более детально комические несообразности поведения Чацкого, о котором Пушкин, как известно, сказал, что это не Грибоедов, а просто добрый малый, даже и не очень умный, а только вдоволь пообщавшийся с Грибоедовым.

Несомненно одно: Грибоедов гораздо более трезв в своих общественно-политических воззрениях, гораздо реальнее и мудрее смотрит на действительность, чем Чацкий и чем подобные ему романтики-декабристы. Соглашаясь с критической стороной их воззрений, он видит слабые стороны их движения: отсутствие четких целей борьбы, разрыв романтической мечты и реальности, склонность к произнесению громких фраз, даже в неподобающей обстановке (можно сравнить это с репетиловским: «Шумим, братец, шумим…»). Отсюда — этот взгляд со стороны, не допускающий отождествления Грибоедова и объекта его изображения (даже при самом положительном отношении автора к этому объекту), взгляд объективный и трезвый, часто иронический. Превзойдя стиль декабристского мышления — в том числе и художественного, — Грибоедов ступил на путь реализма. Он одним из первых среди русских писателей сделал шаг в направлении, которым несколько десятилетий спустя пойдет русская литература. И может быть, это одна из причин художественной зрелости комедии, до сих пор вызывающей интерес читателей, зрителей и литературоведов.

Идеи декабристов в комедии Грибоедова

Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов, жил и творил в тяжелый период русской истории.
Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года.

Я думаю, эта победа подтвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине.

Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которое мешало экономическому и культурному развитию страны.

После Отечественной войны в России стали появляться тайные политические общества, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые вести борьбу с тиранией и деспотизмом.

В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества, политический настрой дворянской молодежи, к которой относился и Грибоедов, несомненно повлиял на его мировоззрение и направление его творчества.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, «а не лицам», высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими крепостничество, корыстный мир барской Москвы.

В конфликте.

Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники, и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи.

Чацкий имел свое именье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний.

«Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками.

Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог ни отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

Источник: https://info-shkola.ru/idei-dekabristov-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Как мы знаем, Грибоедову были близки идеи декабристов, поэтому проявились они  и в его комедии «Горе от ума».

грибоедов и декабристы

Текст сочинения ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Над своей комедией «Горе от ума» А.С. Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. После войны 1812 года у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в различных областях жизни русского общества. В первую очередь такие надежды были связаны с отменой крепостного права. В этот период среди молодых дворян под влиянием идеи французского просвещения, русских «вольнодумцев» (Радищева, Новикова и некоторых других), также духа «вольномыслия», господствовавшего тогда в Московском университете и Царскосельском лицее, начинает формироваться идеология, названная впоследствии «декабристской». Мощным катализатором послужили также война 1812 года и заграничные походы русской армии. Война 1812 года показала всю мощь и самобытность русского народа, а заграничные походы дали возможность будущим декабристам, а их участвовало в этих походах около 115 человек, познакомиться с жизнью народов Западной Европы.

Проблема крепостного права в России именно в это время стояла очень остро, и дело было не столько в экономической необходимости его отмены, хотя она уже появилась, сколько в моральной стороне этой проблемы.

Близкими друзьями многих декабристов были великие русские писатели XIX века — А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, Они не являлись членами декабристских обществ, но оказали огромное влияние на становление и формирование их идеологии.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание “служить делу, а не лицам», большое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицетворявшими крепостничество, корыстный мир барской Москвы. Грибоедов показывает саму суть отношений в российском обществе. Речь идет не о дворянском обществе, а о народе в целом. Действительно, в обществе одни люди управляют другими по- дикому, не считаясь с законом, установленным не властителями, а самой Природой. Но властители нарушили этот закон и обрекли тем самым весь народ на страшную участь: одним быть рабами, а другим носить позорное клеймо рабовладельца.

Но, может, народ не готов к свободе? Может, помещик сумеет лучше крестьян распорядиться их жизнью? Но если судить по литературным свидетельствам наших классиков, помещики представляют порой куда более жалкое зрелище, чем их холопы.

Фамусов — типичный помещик-крепостник того времени. Он безжалостен с дворовыми и подчиненными, подобострастен с начальством и людьми более богатыми, всеми своими поступками Фамусов больше напоминают зверя, чем человека. Не зря Гоголь впоследствии назвал помещиков «мертвыми душами». Невежество, глупость, жадность помещиков и беспомощность народа возмущали и тревожили души Грибоедова, это возмущение, эта обеспокоенность и вдохновляли на сочинение столь прекрасных творений.

В конфликте Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который «вольность хочет проповедать» и «властей не признает»,  —  «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи. Чацкий имел свое поместье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено г на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог не отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабрисгов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

Все сочинения по комедии «Горе от ума»

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kaleighrichmond383

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • ekonomika
    Экономика

    1 минута назад

    Помогите пожалуйста с тестом

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
    1) перево..ик
    2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
    |1) домашние неурядицы
    5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
    2) нерешительность характера
    3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
    |6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
    та же буква?
    A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
    Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
    В) карманч..к, на темен.., на лили..
    Г) о молни.., туч..й, бараш..к
    1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
    помогитеее, дам 30 баллов. я тупая

  • matematika
    Математика

    6 минут назад

    Помогитеееееееееееееееее

  • fizika
    Физика

    11 минут назад

    Представьте, что во время летнего отдыха
    на озере, вас застали частые разряды
    молнии и дождь над вашей головой.
    Напишите

  • istoriya
    История

    11 минут назад

    Витлумачте поняття: драконівські закони, демократія, остракізм, боргове рабство, ареопаг, архонти, спартіати, олігархія.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Время создания комедии «Горе от ума» пришлось на переломный момент в истории нашей страны. После победы России в Отечественной войне 1812 года молодое поколение дворян, участвовавшее в этой войне, увидело, что побеждённые народы Европы находятся в лучшем положении, чем русский народ. Стало понятно, что России необходимы срочные реформы, и в результате этого стали возникать различные тайные общества будущих декабристов.

А. С. Грибоедов

знал все эти умонастроения молодёжи и понимал необходимость реформ. И именно эта тема противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» легла в основу комедии «Горе от ума».

Главный герой пьесы — это Александр Андреич Чацкий. В его образе писатель воплотил черты передового человека того времени, черты декабристов из круга знакомых Грибоедова.

Чацкий — это человек новых взглядов, настоящий граждан и патриот. Он — просвещённый человек, тянущийся к свободе и самосовершенствованию. Его отличают такие черты, как любовь к своему народу, критика крепостного права, патриотизм. Чацкий отказывается служить государству, говоря: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — и видя в службе лишь раболепие, чинопочитание и подхалимство.

Словами своего героя Грибоедов укоряет весь высший свет того времени за почитание всего иноземного, за презрение родных традиций и обычаев. К сожалению, «французик из Бодро» торжествует:

Приехал и нашёл, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями…

Однако Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам! В своих монологах он употребляет местоимение «мы», подчёркивая тем самым, что таких людей, как он, много. И действительно, княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, который, можно сказать, пошёл по стопам Чацкого:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Фёдор, мой племянник.

Поэтому у нас остаётся надежда, что Россия всё же придёт к каким-нибудь положительным переменам.

Чацкий отстаивает свои взгляды, вступая в спор с целым обществом, а не отдельными его представителями. Он — борец, взывающий к воцарению справедливости, отмене крепостного права и разрушению патриархального уклада жизни. Чацкий всегда высказывается чётко, горячо и страстно, а его монологи показывают абсолютную непримиримость позиций двух враждебных сторон: «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий убеждён в своей правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих. Он просто пытается донести до людей суть и необходимость реформ в их жизни. Поэтому мы можем точно сказать, что Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

Сочинение на тему «Чацкий — декабрист?» Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» и движение декабристов.

Часто, говоря о связи комедии с декабризмом, ограничиваются констатацией сходства идей Чацкого с идеями, содержащимися в декабристских программах и стихах поэтов-декабристов, и делают вывод об идейной близости Грибоедова декабристскому кругу. Однако более глубокий анализ отношения пьесы к декабризму не должен этим исчерпываться. Необходимо, с одной стороны, рассмотреть общественно-политические и эстетические взгляды Грибоедова, с другой — более внимательно прочесть текст комедии, и станет ясно, что отношение автора к декабризму не столь однозначно и что оно преломляется в комедии гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

В самом деле, первое, что бросается в глаза уже при поверхностном чтении комедии, — значительное сходство идей Чацкого с идеями декабристов. Например, возмущенный наставлениями Фамусова, Чацкий с презрением отзывается о чиновниках, готовых «в раболепстве самом пылком» «вписаться в полк шутов» у «покровителей». В знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обращает свой гнев против «отечества отцов» — крепостников, чиновников, «грабительством богатых», поклонников мундира. Эти тирады звучат в унисон с текстом устава «Союза благоденствия», где осуждается «дух раболепства и властолюбия многих сограждан».

То же можно сказать и о проблеме «чужевластья мод»: желание Чацкого истребить «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранному образу жизни вполне совпадает со взглядами декабристов.

Ставшая крылатой фраза Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — заставляет вспомнить слова К. Ф. Рылеева, поэта-декабриста: «Служить могут лишь одни подлецы».

Можно приводить еще много примеров таких совпадений, и они свидетельствуют о том, что в России 1820-х гг. всякий прогрессивный и свободомыслящий человек так или иначе был близок к декабристскому образу мыслей (пусть даже не будучи формально членом организации). Это можно отнести и к Грибоедову, и к его герою: в от ношении к явлениям общественной жизни современной им России их оценки, как положительные, так и отрицательные, совпадают.

Изображение этих явлений в пьесе вполне подтверждает оценку, которую дает им Чацкий. В комедии сатирически изображен весь «поврежденный класс полуевропейцев», как называл Грибоедов дворянское общество России. Бюрократизм и равнодушие к человеческим судьбам («Подписано, так с плеч долой»), тупость и невежество («Ученье — вот чума…»), подражание иностранному («Ах! Франция! Нет в мире лучше края!»), угодливость и раболепие перед вышестоящими («Ведь надобно ж зависеть от других») — все это выносится на суд читателя и зрителя с обличительным пафосом, близким декабристскому.

Но из всего этого не следует знак равенства между Чацким, Грибоедовым и декабристами. Чацкий — не лирический герой стихотворения, он не отождествляется с автором; он — один из персонажей, в этом смысле ничем не отличающийся от любого другого персонажа комедии. Точно так же, как Фамусов, Скалозуб или Молчалин, изображается, являясь не воплощением авторского «я», а сознательно созданным образом; следовательно, дистанция между автором и героем здесь присутствует почти в той же степени, как между автором и другим персонажем. И если мы говорим, что в комедии показаны разные типы людей: старый московский барин, бюрократ, воспитанная XVIII веком помещица- крепостница, солдафон-тупица и т. д., — то и Чацкий, в свою очередь, воплощает определенный социальный тип — молодого дворянина-декабриста.

Мы уже начали рассматривать, какими средствами Грибоедов достигает типизации. Если проследить разбросанные в пьесе штрихи к биографии Чацкого и сложить в единую картину, станет еще очевиднее, что Грибоедов воспроизводит черты определенного типа, вызывая в сознании читателя ассоциации с образами декабристов, близко знакомых Грибоедову: по всей вероятности, жизнь за границей и, следовательно, знакомство с вольнодумными западными идеями; попытка служить, принося пользу отечеству, затем разочарование в такой возможности; «с министрами… связь, потом разрыв»; «оплошное» управление имением (что в устах Фамусова, вероятно, означает либеральное управление; для сравнения: в романе «Евгений Онегин» о главном герое сказано, что «ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил») — это характерные детали биографии многих декабристов. Кроме того, такой сюжетный поворот, как слух о сумасшествии в качестве средства борьбы с человеком свободомыслящим, — тоже имевшее место явление; достаточно вспомнить подобные слухи о Кюхельбекере, Чаадаеве (не участвовавшем в восстании, но духовно близком декабристам), да и о самом Грибоедове.

Надо сказать, что помимо идей, содержащихся в репликах и монологах Чацкого и совпадающих с высказываниями декабристов, обращает на себя внимание и сама форма высказывания: ораторская интонация, обличительная патетика, т. е. весь стиль речи, да и ситуация в целом — произнесение такой речи, содержащей некоторый «агитационный» пафос, в светской гостиной — напоминает поведение декабристов в дворянском обществе 1820-х гг.

Итак, Грибоедов с помощью сюжетных деталей, речевых и поведенческих характеристик создает некоторый образ, весьма напоминающий образ декабриста, сам при этом ничуть не сливаясь с ним. Эту дистанцию более всего подчеркивает ироническое отношение автора к герою. Само название, обобщенно характеризующее ситуацию героя, звучит вполне комедийно. Чацкий неоднократно попадает в откровенно комические ситуаций, что снижает его романтический пафос, и в одной из самых напряженных сцен, после монолога «В той комнате незначущая встреча…», он обнаруживает себя посреди залы, где «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Здесь сходятся трагическое и комическое начала в пьесе, это «смех сквозь слезы». Трагикомическое положение «одного здравомыслящего человека на двадцать пять глупцов» (Грибоедов, письмо к Катенину: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека») — воплощенная в комедии фраза Грибоедова о ста прапорщиках, собирающихся перевернуть «весь государственный быт России» (другое известное высказывание Грибоедова о декабристах: «Я сказал им, что они дураки», — содержит ироническую инвективу, заставляющую вспомнить о неоднозначности темы ума и глупости в комедии). Таким образом, расстановка сил в комедии не случайна: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей», — эти слова Гончарова о развязке конфликта в пьесе вполне можно отнести и к исходу декабристского восстания.

Можно было бы подробнее остановиться на комической стороне образа Чацкого, вспомнив его «двойников», из которых в контексте данной темы особенно значим Репетилов, поскольку с ним связан момент чисто пародийный в отношении «обществ» и «тайных собраний». Можно было бы подробно показать, как неожиданно перекликаются высказывания и детали поведения Чацкого и презираемых им персонажей. Можно было бы проанализировать более детально комические несообразности поведения Чацкого, о котором Пушкин, как известно, сказал, что это не Грибоедов, а просто добрый малый, даже и не очень умный, а только вдоволь пообщавшийся с Грибоедовым.

Несомненно одно: Грибоедов гораздо более трезв в своих общественно-политических воззрениях, гораздо реальнее и мудрее смотрит на действительность, чем Чацкий и чем подобные ему романтики-декабристы. Соглашаясь с критической стороной их воззрений, он видит слабые стороны их движения: отсутствие четких целей борьбы, разрыв романтической мечты и реальности, склонность к произнесению громких фраз, даже в неподобающей обстановке (можно сравнить это с репетиловским: «Шумим, братец, шумим…»). Отсюда — этот взгляд со стороны, не допускающий отождествления Грибоедова и объекта его изображения (даже при самом положительном отношении автора к этому объекту), взгляд объективный и трезвый, часто иронический. Превзойдя стиль декабристского мышления — в том числе и художественного, — Грибоедов ступил на путь реализма. Он одним из первых среди русских писателей сделал шаг в направлении, которым несколько десятилетий спустя пойдет русская литература. И может быть, это одна из причин художественной зрелости комедии, до сих пор вызывающей интерес читателей, зрителей и литературоведов.

метки: Чацкий, Декабрист, Выразитель, Декабристский, Отражение, Комедия, Молчалин, Общество

нибудь отразился слабо, но с

родственными чертами тип де­кабриста,

это в Чацком.

А. И. Герцен, Время создания комедии «Горе от ума»

В образе Чацкого писатель воплотил черты передово­го человека того времени. Наверное, это первый в рус­ской литературе образ дворянина, оторвавшегося от своей сословной среды. И, несмотря на то, что в пьесе нет прямых ссылок на то, что главный герой состоит в каком-либо тайном обществе, на то, что реплики Чац­кого далеки от политических высказываний, многие критики утверждали, что главный герой комедии «Горе от ума» является прообразом декабристов. И действи­тельно мировоззрение Чацкого близко к идеям декаб­ристов. Он резко критикует действительность:

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…

Служить могут одни подле­цы

Поверили, глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют,

И вот общественное мненье!

В выпадах Чацкого отражена программа декабри­стов, взывающих к воцарению народной справедли­вости в России, возвращению к истокам патриотизма. Чацкий высказывается горячо и страстно, его мысли выстраданы, они не являются сиюминутным экс­промтом. Именно поэтому он убежден в собственной правоте и не нуждается в поддержке или одобрении окружающих.

Вокруг романтического Чацкого сомкнулось обще­ство, воплощающее гражданскую косность, мораль­ное ханжество, пошлость, как говорит о них Чацкий:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух, зловещих стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Чацкий не одинок

Чин следовал ему:

он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Есть и племянник княгини Тугоуховской — «хи­мик и ботаник», и профессора Педагогического ин­ститута, о которых с осуждением говорят, что они « упражняются в расколах и безверьи ».

Несмотря на свое поражение, в идейном и мораль­ном плане Чацкий остается победителем. И. А. Гонча­ров писал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи…» и, похоже, один из первых вестников новой свободной жизни.

15 стр., 7092 слов

Отношение чацкого и фамусовского общества к службе. по литературе. …

… сжечь». Отношение к службе В главная тема — это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, … свете лишь для интриг, которые выглядят безумием. Против их взглядов выступает Чацкий — главный герой комедии. Он — проповедник новой жизни, защитник . Александр Андреевич — умный, искренний, …

Сочинение ** тему «Чацкий — образ декабриста в русской литературе»

Главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий является типичным представителем той части русского общества первой четверти ХIХ века, которая несла в себе новые взгляды, мысли, идеалы и настроения – «века нынешнего», как после появления комедии стали называть молодое поколение дворян. В дальнейшем этих людей часто соотносили с декабристами, участниками восстания 14 декабря 1825 года.

Работа над пьесой завершилась еще в конце 1824 года, то есть почти за год до событий на Сенатской площади. Но уже тогда будущие декабристы увидели в Чацком человека, близкого им по духу и по взглядам. В дальнейшем эта точка зрения утвердилась и стала общепризнанной. Так, А.И. Герцен с утверждал: «Фигура Чацкого… появляется накануне возмущения на Исаакиевской площади; это декабрист».

С тех пор комедия Грибоедова и ее герой по-разному осмыслялись как критикой, так и читателями, появлялись и сейчас существуют разнообразные сценические трактовки этого произведения. Порой в Чацком видят некий общечеловеческий тип, что на самом деле соответствует тому, как он представлен в действии комедии. Но, безусловно, есть в этом герое и то, что тесно связано с той конкретно-исторической эпохой, когда он впервые появляется – и в литературе, и в жизни. Именно эта составляющая образа главного героя комедии и включается в себя черты, роднящие его с декабристами.

Прежде всего, в биографии Чацкого мы находим много общего с тем, что нам известно о жизни и судьбе декабристов. Как и большинство из них, герой комедии принадлежит к российской аристократии. К этому же слою общества относятся и все, кроме Молчалина, представители фамусовского общества, которое отражает тех, кто противостоял новым веяниям в жизни России той эпохи. В комедии также именно они вступают в борьбу с Чацким, пытающимся, приехав в дом Фамусова, пропагандировать там свои новые идеи.

Эти новые взгляды он приобрел, когда уехал из этого дома, где воспитывался вместе с дочерью Фамусова Софьей. Мы не знаем точно, где он побывал и чем занимался в эти три года, но есть некоторые факты, позволяющие сделать вполне определенные предположения.

Очевидно, что Чацкий, как и многие декабристы, был на военной службе и неплохо о ней отзывается – например, в разговоре со своим полковым товарищем Платоном Михайловичем Горичем, которого московская жизнь переменила так, что он превратился в «мужа-мальчика», «мужа-слугу».

В комедии говорится, что Чацкий побывал за границей, а значит, можно предположить, что он участвовал в заграничном походе русской армии во время Отечественной войны 1812–1815 годов – ведь действие комедии происходит почти сразу после ее окончания.

Сочинение на тему Чацкий и декабристы

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение поистине гениальное, иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не стали бы десятки ее реплик крылатыми выражениями («Счастливые часов не наблюдают», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» и т. д.).

Как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного лишнего героя, каждый образ здесь необходим.

3 стр., 1403 слов

Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)

… монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами. Перед эпизодом, который я анализирую – монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого. … Монолог Чацкого Действие 4, явление 14 «Карету мне, карету!» Сочинение Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии … обществу минувшего века, то есть, фамусовскому обществу. Благодаря монологам Чацкого и Фамусова, …

Почти за год до восстания декабристов Грибоедов отразил в своей пьесе основные взгляды «новых дворян», представителей передовой части общества того времени. Выразителем революционной идеи стал Чацкий. Из всех персонажей этого произведения он наиболее обаятелен, явно симпатичен автор произведенияу и близок ему, поэтому Грибоедов наделяет героя острым и злым языком, умеющим верно все подмечать, точно формулировать свои мысли, ярко и остро их высказывать.

Чацкий — человек новых взглядов и высокой морали, гражданин и патриот. Главная его идея — гражданское служение Отечеству. Он не хочет мириться с несправедливым общественным устройством, стремится «служить делу, а не лицам». Его отличают истинная культура и просвещенность, уважение к русскому народу, чувство собственного достоинства. Самое ненавистное в общественном устройстве России — это крепостное право, чинопочитание и подхалимство, преклонение перед чинами и деньгами, засилие иностранцев. Ключевое для него — это свобода, возможность иметь собственное мнение и открыто его высказывать, независимый образ жизни, а также возможность самосовершенствования — «вперить в науки ум, алчущий познаний», предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным».

В комедии «Горе от ума» действие происходит в те годы, когда становится очевидным раскол в русском дворянстве. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после Отечественной войны 1812 года сформировали декабристскую идеологию, объединили многих молодых дворян в стремлении изменить русское общество. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна ко всяким новым веяниям. В их среде царит подхалимство, лицемерие, зависть. Эти черты были с мастерством показаны автор произведенияом в комедии, но особенно это нашло отражение в конфликте пьесы — столкновении «века нынешнего» с «веком минувшим», представленным Фамусовым, Молчалиным, Скалозубом.Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, его истоки, кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автор произведенияом так же, как это делали декабристы. В произведении, как в зеркале, отразились моральные и эстетические воззрения декабристов.В своих речах Чацкий употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора Пединститута, а также та передовая молодежь, от имени которой выступает Чацкий).

Герой произведения имеет много общего с реальными историческими лицами. Он оставил службу, как Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев.

Чацкий отстаивает свои взгляды, несмотря на то, что ему приходится идти наперекор обществу в целом, а не отдельным его членам. Он борец по натуре. В Чацком выражено все то, что автор произведения желал бы видеть в молодом поколении. Ум Чацкого следует понимать как выражение новой революционной, декабристской точки зрения на русскую действительность, на все социальные, политические, культурные и моральные проблемы, которые возникали в сознании людей «свободного образа мыслей». Пылкие и страстные обличительные речи Чацкого — это суд передового человека декабристской эпохи над самодержавно-крепостнической фамусовской Россией с ее «прошедшего житья подлейшими чертами».

2 стр., 752 слов

Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии …

… спор о жизни, об идеологических ценностях и приоритетах человека и всего московского общества. Можно сказать, что Фамусов и Чацкий, … образом, в лице Фамусова автор обличает чинопоклонство старого московского света. Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» … добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва: А дядя! …

Противостояние Чацкого и патриархального мира достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…» и в ответе на него Чацкого в монологе «А судьи кто?..» Монологи Чацкого занимают особое место в развитии конфликта. Они знаменуют полную непримиримость общественных позиций двух враждебных сторон. И тем очевиднее, как глубока пропасть, которая разделяет их.

Комедия «Горе от ума» была сразу же запрещена цензурой, при жизни автор произведенияа она ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене.Впервые в истории русской критики А. И. Герцен в статье «Еще раз Базаров» без колебаний называет Чацкого декабристом. А. С. Пушкин писал: «А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями».

Итак, Чацкий воплощает в себе те мысли и идеи, которые были присущи передовым людям того времени — декабристам.

Именно Чацкий воплотил черты такого «нового» человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина исо стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны.По Чацкому «век минувший» характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством — ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!». «Век нынешний», по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что «Молчалины господствуют на свете», что «прошедшего житья подлейшие черты» еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынешним» Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова:

«Он вольность хочет проповедать!».Примечателен монолог Чацкого «А судьи кто?». Чацкий страстно обличает признанные в обществе автор произведенияитеты. Он чувствует себя человеком «нынешнего века». В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы… Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!Кто это — мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? «Судьям», которые непримиримы к «свободной жизни», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями.Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла .и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета- вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»..Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось.

10 стр., 4928 слов

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса (по комедии А. …

… Чацкий покидает Москву. Сочинение Чацкий и Молчалин сравнительная характериситка 9 класс В своей бессмертной комедии Грибоедов поднимает острые морально – нравственные … настоящей жизни. Александр Чацкий – образованный, воспитанный и интеллигентный молодой человек. Воспитывался и рос в доме Фамусовых. … чем же мог привлечь её такой подхалим, как Молчалин. Чацкий не хочет служить, потому что считает, …

Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости «пригрет» Фамуеовым, хотя, безусловно, ему «нужен». Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован.Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы».Столкновение между Чацкими Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может «словечко замолвить».Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкийстрадает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова абсолютно случайно.

Он «мастер услужить», найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И всетаки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

  • Отражение в русском языке культуры и истории русского народа сочинение
  • Отражались звезды а также луна как пишется
  • Отражает авторский взгляд на мир авторское отношение к героям и событиям описанным в сказке
  • Отработать полсмены как пишется
  • Отработано часов как правильно пишется