Отражение истории и традиций русского народа в сказках пословицах и поговорках

Отражение в пословицах и поговорках русского национального характера

Оглавление

Автореферат

Введение

Глава 1 Теоретические основы
исследования

1.1 О русском характере

1.2 О русских поговорках и пословицах

Глава 2 Русский характер, отраженный в
русских поговорках и пословицах

2.1 Смелость, упорство, героизм

2.2 Гостеприимство,хлебосольство

2.3 Понимание важности единения и
коллективизма

2.4 Любовь к чтению, стремление к уму и
добродетели

2.5 Терпение, пассивное ожидание
изменения

2.6 Любовь к родине и отечеству

2.7 Экстремизм,крайность,
двойственность характера

2.8 Лень

2.9 Другие качества характера русского
человека

Заключение

Литература

Автореферат

Русская
культура играет важную роль в мировой культуре. Русская литература словится
такими известными всему миру писателями как А.С. Пушкина, Л.Н. Толстой, М.Ю.
Лермонтов и др. Проведения этих великих прсателей берут свое начало в
фолькльре. Народная мудрость подобна бездобнному колодцу с чистой водой,чем
больше оттуда берешь,тем больше прибывает
светлей воды.

А
русская пословица и поговорка – носитель русской литературы. Русская пословица
и поговорка – важная часть русского языка, это самые активные и выразительные
номинативные языковые единицы лексического плана; это душа русского
национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и
своеобразие нации. Русская пословица и поговорка тесно связаны с русской
национальной культурой, например, культура диеты, культура числа, идеология
религии и т.д. В них отражается русская народная мудрость, в их семантике
сохранена и накоплена культурная информация.

Русский
национальный характер сформировался под влиянием русской национальной культуры,
многие говорят о загадочней русской душе,не
монимая,почему русского человека
сможно понять известный русский поэт Ф.И. Тютчев сказал так: «Умом Россию не
понять, аршином общим не измерить:у
ней особенная стать — в Россию можно только верить». Он может выражать и
отражать ее. Русский национальный характер отражен не только в поведении
русского народа, но и в русском языке, особенно в русских пословицах и
поговорках. В настоящей работе автор исследует русские пословицы и поговорки в
целях раскрытия отраженного в них русского национального характера.

Настоящая
работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во
введении дается общая характеристика работы. В первой главе рассматривается
отличительная черта русского характера и выводится понятие «русская пословица и
поговорка», раскрывается их национально-культурная коннотация. Во второй главе
излагается воплощение русского характера в русских поговорках и пословицах –
носителях русского национального характера. В заключении подводятся итоги:
познание русского характера помогает в общении,в
установлении культурных контактов. Кроме того, Мы лучше узнаем не только
особенности России,как из самых больших
стран мира,но и понимает ее роль в
мировой политике.

Ключевыеслова:русский
характер,пословица и поговорка,значение.

Введение

Как
всем известно, язык и культура тесно связаны друг с другом. Язык важная часть
культуры, и ее носитель. Вся культурная деятельность, культурное творчество и
культурное развитие не могут отделиться от языка, язык является одной из важных
форм наследия и развития культуры. Каждый язык является зеркалом культуры, и он
имеет большое духовное богатство. Пословица и поговорка отражают самое богатое
и красочное знание народа. Русская пословица и поговорка – самый динамичный и
выразительный элемент в языковом мире. Они тесно связаны с русской культурой,
являются накоплением истории, отражает глубокое чувство национальной культуры.

Национальный
характер – часть культуры. Он формируется в культурном и историческом условиях,
являясь независимой национальной характеристикой. Русский национальный характер
формируется под влиянием национальной культуры, которая может отражать
особенность русского национального характера. Исследования национального
характера продвинули развитие ценностных подходов антропологии.

Несмотря
на то, что тема по национальному характеру привлекает к себе внимание многих
исследователей, даже больших ученых, она остается актуальной и в настоящее
время и стоит дальнейшего исследования.

В
настоящей дипломной работе внимание автора обращается на русские пословицы и
поговорки в целях раскрытия отраженного в них русского национального характера.
Воплощение русского характера в русских поговорках и пословица

ГЛАВА
1 Теоретические основы исследования

1.1     О
русском характере

Что
такой национальный характер? Каждая нация – сложный мир. Ввиду того, что ее
члены принадлежат к разным слоям, и они принимают разное воспитание, у них
формируется разное мировоззрение. Однако у них общий язык, общая политика и
экономическая среда, общая история, поэтому у них общие манеры,когда
они ведет себя, что называется русским характером. Например, нам приходит в
голову «манеры джентльмена», когда говорим об англичанах; а о французах –
романтизм; китайцы – трудолюбие и скромность; японцы – осторожность. Все это –
отражение национального характера.

А
русский характер – для нас слишком многозначительное. Русский характер! Трудно
описать его… Уже давно, в 19 веке, Пушкин, Некрасов, Достоевский уже пытались
обнаружить в русском характере его особенность, и в своих произведениях описали
русскую социальную жизнь, раскрыли русский типичный характер. Русский поэт
Тютчев сказал “Умом Россию не понять, аршином общим не измерить:у
ней особенная стать—в Россию можно только верить”.

Русский
писатель А. Толстой писал «Русский характер». В этом рассказе Толстой создал
образы простых советских людей, показал их мужество, смелость, бескорыстие,
доброту, скромность, воспевал душевную красоту народа в беде, отражал русский
характер и русский духовный мир.

Русский
характер в большей мере и традиционный, и реальный. В нем и положительный
элемент, и отрицательный. Он не только концентрирован в действии героев разных
эпох, но и отражен в бытовой жизни народа. Русский характер сложный,
многосторонний и многозначительный. Русский национальный характер сформировался
под влиянием русской национальной культуры, он является одновременно и
носителем русской культуры. Кроме того,русский
национальный характер отражен не только в поведении русского народа, но и в
русском языке, особенно в русских пословицах и поговорках. В настоящей работе
автор исследует русские пословицы и поговорки в целях раскрытия отраженного в
них русского национального характера.

1.2     О
русских поговорках и пословицах

Русская
культура играет важную роль в мировой культуре. А русская пословица и поговорка
– носитель русской и культуры.

Что
такая пословица? Пословица – это жанр фольклора. Представляет собой логически
законченную фразу или образное афористическое изречение. Пословица всегда несет
в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую
организацию. Пример пословицы: «Цыплят по осени считают».

Что
такая пословица? Пословица – это жанр фольклора. Представляет собой логически
законченную фразу или образное афористическое изречение. Пословица всегда несет
в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую
организацию. Пример пословицы: «Цыплят по осени считают».

Русская
пословица и поговорка – жемчужина в сокровищнице русского языка, в них
отражается свет ума народа и багатство его языка; это душа русского
национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и
своеобразие нации. Русская пословица и поговорка тесно связаны с русской
национальной культурой. В них отражается русская народная мудрость, в их
семантике сохранена и накоплена культурная информация.

Русская
пословица и поговорка тесно связаны с русской национальной культурой, например,
культура пищи, культура числа, историческая события, идеология,
религия и т.д. Напримеры:

1.
Хлеб – соль ешь, а правду режь. говори правду,несмотря
ни на что.

2.
Семь раз отмерь-один раз отрежь.Прежде
чем что-то делать,хорошо подумай.

3.
Семь верст киселя хлебать. (культура числа)очень далеко Бог любит троицу.
(идеология религии)

4.
Не выносить сор из избы. (культура обитания) не рассказывать многим о домашних
проблемах.

5.
Не все коту масленица. (традиционный праздник)

6.
Москва не сразу строится. (историческая события) любое

7.
Был бы лес, а дрова будут.

На
одном бревне здания не построишь.

Волков
бояться – в лес не ходить. (природная среда)

Здесь
мы остановимся, главным образом, на воплощении русского характера в русских
поговорках и пословицах.

ГЛАВА
2 Русский характер, отраженный в русских поговорках и пословицах

Особый
климат,топография,
религия
и другие факторы оказываются на формирование русского характера – смелость,гостеприимство,крайность
и др.

2.1
Начнем с русского характера – смелость, упорство, героизм

Россияне
все время борются с дурной природы, в борьбе сложится их характер—смелость,
упорство, героизм. Еще в 13 веке монголо-татары вели нашествие на русскую
землю, русский народ проявлял себе смелым. Русский народ не желал мириться с
властью захватчиков и вел непрерывную борьбу за независимостью. На поле
Куликовом Князь Дмитрий решил: «Честная смерть лучше позорной жизни». Войско
преодолело реку и расположилось на ночелег на широком Куликовом поле. Cо славой
возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа
появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды, хотя враг еще силен и
многочислен. (赵爱国、张素
“Новая Россия пособие”1998.стр.43-44)

В
эпохе Петра Первого, чтобы открыть дверь в Европу, Петр Первый воевал со
шведами более 20 лет и разбил шведское войско, основал Санкт-Петербург.

Русский
народ проявиться смелость, упорство, героизм также в двух Отечественных Войнах.

В
1812 году, миллион войск во главе с Наполеоном напала в Россию, но его
нашествие закончилось полным поражением. Наполеон сказал :“Я никогда не
встречал такой упорное войско”.

Здесь
мы хотим подчеркнуть героизм русского народа во Второй Великой Отечественной
войны.

С
первых же дней Великой Отечественной войны Советскому Союзу пришлось иметь дело
с очень серьезным противником, умеющим вести большую современную войну.
Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперед и
предавали огню и мечу все, что встречалось на пути.

Нужно
было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно
организовать и мобилизовать их на тяжелую и длительную борьбу с фашистскими
захватчиками.

Все
средства духовного воздействия на массы: агитация и пропаганда, политико-массовая
работа, печать, кино, радио, литература, искусство использовались для
разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германией,
для решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.

Сохранились
волнующие документы – предсмертные записки некоторых советских воинов. Строчки
записок воскрешают перед нами во всей красоте облик людей, мужественных и
беспредельно преданных Родине. Непоколебимой верой в силу и непобедимость
Родины проникнуто коллективное завещание 18 членов подпольной организации
города Донецка: «Друзья! Мы погибаем за правое дело…Не складывайте рук,
восставайте, бейте врага на каждом шагу. Прощай, русский народ».

Русский
народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час победы над врагом.

Плечом
к плечу с мужчинами ковали победу над врагом и русские славянские женщины. Они
мужественно сносили неимоверные тяготы военного времени, они были беспримерными
труженицами на заводах, в колхозах, в больницах и школах.

Передовым
носителем героического духа русской армии были гвардейские части. Под
Смоленском и особенно в боях под Москвой прославились своим умением и
героическими действиями многие воинские части и соединения, среди них – 100,
127, 153, 161 и 316 стрелковые дивизии.

В
ходе войны число гвардейских частей и соединений непрерывно росло. Появились
гвардейские танковые части. Много гвардейских частей имело авиацию. Реактивная
артиллерия вся стала гвардейской. Гвардейское звание было присвоено многим
боевым кораблям и частям Военно-Морского флота.

Девиз
гвардейцев – быть всегда героями – нашел яркое воплощение в бессмертном подвиге
28 гвардейцев-панфиловцев, вступивших в единоборство с десятками фашистских
танков под Москвой и не пропустивших врага. Примеру панфиловцев последовали
многие другие подразделения и части, экипажи самолетов, танков и кораблей.

Во
всем величии предстает перед нами легендарный подвиг десантного отряда под
командованием старшего лейтенанта К.Ф. Ольшанского. Отряд в составе 55 моряков
и 12 красноармейцев в марте 1944 года совершил дерзкий налет на немецкий
гарнизон в городе Николаеве. Восемнадцать ожесточенных атак отразили советские
воины в течении суток, уничтожив четыреста гитлеровцев и подбив несколько
танков. Но и десантники понесли огромные потери, силы их были на исходе. К
этому времени советские войска, наступавшие на Николаев в обход, добились
решающего успеха. Город был свободен.

Великий
немецкий писатель Гете И. сказал:

До
теx пор пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты
будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст
тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью
посвятить себя своему делу, провидение оказывается на твоей стороне. Начинают
происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных
обстоятельствах… На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни
осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть.
Решайся!

И
теперь в современной России для того, чтобы воспитать в детях смелость, мать с
ребенком гуляет в мороз.

Много
пословиц и поговорок отражают этот характер:

1.       Смелость
города берет.

2.       Смелость
— начало победы.

3.       Смелым
помогает судьба.

4.       Кто
мужествен, тот смел.

5.       Смелость
силе (на силу) воевода.

6.       Кто
смел, тот и съел (и на коня сел).

7.       Смелого
ищи в тюрьме, глупого в попах!

2.2
Гостеприимство, хлебосольство

Как
все знают, Россия имеет просторную землю, огромный лес, необозримая
равнина…Именно это обширный простор вырабатывает гостеприимство, хлебосольство.
Они считают, что гости несут радость и веселье, и они – подарок, который дан
Богом человеку. Поэтому гость имеет очень почетное место .

Русская
печь – это символ энтузиазма, хлебосольства. Россияне встречают гостей по
принципе “готов снять с себя последнюю рубашку”. Хотя они не богатые, но все
равно вынут последнюю сережку из ушка. И вот в чем ценные.

В
глазах русских хлеб – это источник жизни, и гарантия счастья. С давних времен
на Руси, как и у других народов-землепашцев, почитался хлеб. «Хлеб наш насущный
дай нам на сей день» – сказано в Евангелии. Оброненный случайно кусочек хлеба,
надо было по старому обычаю не только обтереть, но и поцеловать и попросить у
него прощение.

Из-за
того, что добыча соля была очень трудна в древней Руси, и люди из далекого
места везли ее в разные уголки. Поэтому соль – ценная вещь. И в 9 – 10 веках
только в столе почетных гостей есть соль. Вот и понятно, что хлеб и соль очень
ценные для русских. И россияне радушно подносят хлеб-соль и встречают гостей с
хлебом-солью, это отражает русский гостеприимство, хлебосольство.

Следующие
пословицы отражают этот характер:

1.
Хоть не богат , а гостям рад.

2.
Для дорогого гостя и ворота настежь .

3.
Гость на порог—счастье в дом .

4.
Гость на гость—хозяйну радость .

5.
Что есть в печи, все на стол мечи .

6.
Милости просим к нашему хлебу и соли .

7.
Чем богаты , тем и рады .

8.
Красному гостю—красное место .

Но
россияне не любят незваных гостей, в их глазах:

1.
Незваный гость хуже татарина .

2.
Званый—гость , а незваный—пес .

3.
Кто ходит незваный, редко уходит негнаный.

Они
считают, что незваные гости хуже татарина, которые господствует над ними более
240 лет. Поэтому в этом мы можем видеть противоречие русского характера. Но
одним словом, россияне гостеприимные и хлебосольные.

2.3
Ценность единения, коллективизма и дружбы. презрение к богатству

Русские
ценят единение, коллективизм и дружбу, а презирают богатство.

2.3.1
Ценность единения, коллективизма и дружбы

В
«Слове о полку Игореве» рассказывается, что единство было очень важным, все
князья должны соединиться вместе и бороться с врагами.

И
в двух отечественных войнах русский народ сплачивался воедино, встал на борьбу
с врагами, и одержал победу.

В
русских пословицах и поговорках раскрывается русский характер – Ценность
единения и коллективизма.

1.
Один за всех , все за одного .

2.
Чем больше хвороста, тем выше пламя. Это самые типичные примеры.

На
миру и смерть красна, в раю жить тошно
одному. В Этих двух пословицах сложится ясное сравнение. Для человека нет
ничего страшного кроме смерти,
но если в коллективе умирают,
то смерть становится не страшным. Наоборот, хотя в раю, если человек живет
одним, он не веселый, а тошный. Это ясное сравнение выражает важность
коллективизма.

Много
пословиц, которые включают число, более отражают важность коллективизма в
глазах русских. Например, В одиночестве и два не еда. Один в поле не воин.
Одинокое дерево ветер валит .

«Одна
ласточка не делает весны .Один цветок весны не делает .Одной рукой узла не
завяжешь . Одна пчела немного меду натаскает»

 В
этих пословицах, один человек, одна ласточка, один цветок, одна пчела отражает
величие коллектива.

Такие
пословицы, как «Не имей сто рублей, имей сто друзей», «В дружбе правда», «Друг
денег дороже», «Друга ищи, а найдешь – береги», «Друга на деньги не купишь»,
прямо говорят о важности друзей.

2.3.2
Презрение к богатству

Традиционный
русский характер дорожит другой,а
презрит богатство. В жизни дороже не богатство, а дорог человек. Деньги хватают
для необходимой жизни, а не чем больше, тем лучше. Они считают, что лишние
деньги – лишние хлопоты и лучше капля ума, чем вдоволь богатства.

Такой
русский характер найдет выражение в следующих поговорках:

1.
Брат братом, сват сватом, а деньки не родня.

2.
В деньгах родства нет.

3.
Дружба дороже денег.

4.
Не с богатством жить, с человеком .

5.
Мы-то родня, а деньги наши чужие.

2.4
Стремление к уму и добродетели, любовь к чтению

2.4.1
Стремление к уму и добродетели

Уже
в древней Руси люди уважают умных людей, они называют их «мудрецом» и всегда
идут к ним за советами. Известный баснописец Крылов сказал: «Быть сильным
хорошо, Быть умным лучше вдвое» и «Многие, хоть стыдно в том признаться, С умом
людей боятся и терпят при себе охотней дураков». Россияне почитают добродетель.
Они уважают старых и берегут детей. Их привычка – уступать места старым,
женщинам и инвалидам.

Греческий
писатель, философ и историк Плутарх сказал: «Два основных достояния
человеческой природы – это ум и рассуждения». Шекспир У. считает: «Следуй
голосу ума, а не гнева». Французский философ Гельвеций К. Сказал нам:«Ты хочешь
нравиться людям? Цени их ум» (http://www.wisdoms.ru/avt/b50.html)

В
следующих пословицах раскрывается ценность ума:

1.
Ум хорошо, а два лучше.

2.
На деньги ума не купишь .

3.
Лучше быть слепым глазами, чем умом .

4.
Ясный ум дороже золота.

5.
Голодной куме хлеб на уме.

2.4.2
любовь к чтению

В
России почти нет неграмотных, они культурные и воспитательные. Они никогда
громко не разговаривают и кричат. Они любят театр и музыку. В любом городе
России в метро или в автобусе, можно видеть, как многие пассажиры читают, стоя
или сидя. Кроме того, каждый день в библиотеках всегда много людей не
отрываются от книг. А одновременно в книжных магазинах всегда длинная очередь
покупателей. Даже многие пожилые женщины, которые работают в музеях или в
гостиницах читают шедевры русской литературы с увлечением в свободное время.
Ведь они знают, что знание – сила, Наука верней золотой поруки . Ученье –
лучшее богатство. И они лучше знают: Золото добывают из земли, а знания – из
книги. Книга – ключ к знаниям. Поэтому они увлекаются книгой. Однако,с
другой стороны,это косвенно отражает
русский характер – любовь к чтению.

1.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость

2.
Книга – лучший друг

3.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

4.
Хлеб питает тело, книга питает разум.

5.
Испокон века книга растит человека

6.
Ум без книг, как птица без крыл.

Из
вышесказанного нам можно сделать вывод, что россияне высоко ценят место книг и
ее функцию.

Дурной
климат оказывает большое влияние на формирование такого характера,как
смелость и терпение россиян, а догмат православия стоит за терпение,
человеколюбие. Это приведет к русскому характеру – терпению. Терпение –
прекрасное качество. Россияне считают, что терпение и смиренье нужно иметь и
для мира, и для войны. Более того, способный терпеть способен добиваться всего,
чего он хочет. К тому же, «В своих трудах и страдании прилично человеку иметь
терпение, к людским же винам и погрешностям – великодушие» – сказала Екатерина
Великая.

1.
Терпение и труд все перетрут.

2.
На хотенье есть терпенье.

3.
Торопливый дважды одно дело делает.

4.
Не везде сила: где уменье, а где терпенье.

5.
Сила растет в саду терпения.

6.
Без терпенья нет уменья.

7.
Удел жизни — терпение, ибо врагов больше, чем друзей.

8.
Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадет.

Из
этих пословицах видно, что русский народ ценит терпение.

Самый
четкий пример это то, когда люди стоят в очереди. В период Советского Союза
люди стояли в очереди в мороз за хлеб часами, даже целый день. Они не торопятся
и спокойно ждут, ждут…

А
теперь когда мы стоим в очереди, русские товарищи всегда ждут с терпением. Они
слушают музыку или читают. Кажется, Они уже давно готовы ждать. Ведь в России
долгое ожидание – дело привычное. Им пришлось так делать. Поэтому с другой
стороны россияне часто пассивно ждут изменения и надеяться на судьбу, а не
принимают какие-то меры.

2.6
Любовь к родине и отечеству

Многие
русские писатели эмигрировали за границу в 20 веке, но за рубежом они все равно
скучают по дому и воспевают родину. Их представители Есенин, Блок, Горький, и
др.

В
войне русские сыновья и дочери защищают Родину, не жалея сил и жизни. Русский
народ навсегда запомнит их. В войне они говорили себе, что тот,
кто за Родину стоит – настоящий герой. Где ни жить – Родине служить. Для Родины
своей ни сил, ни жизни не жалей.

Русские
пословицы:

1.
Родина – мать, умей за нее постоять.

2.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.
И дым отечества нам сладок и приятен.

4.
За морем теплее, а у нас светлее.

5.
Рыбам – море, птицам – воздух, и человеку – отчизна.

6.
Человек без Родины, что соловей без песни.

Россияне
считают родину матерью. Человек без матери, как рыба без воды, птица без неба.
В этом представлении мы ясно видим любовь к отечеству россиян. Любовь к
отечеству – это возгонка любви к родине. Любишь отечество, и любишь родину.

1.
Хороша Москва, да не дома;

2.
Наш городок – Москвы уголок.

3.
Глупа та птица,которой свое гнездо не
мило.

4.
Своя земля и в горсти мила.

5.
За морем теплее, а у нас светлее.

6.
Незачем далеко, и здесь хорошо.

7.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Существуют
и другой тип:

1.
Чужбина слезам не верит.

2.
Чужая сторона-дремучий бор.

3.
На чужой стороне и весна не красна.

4.
Где кто родится , там и пригодится.

Оба
вышесказанные два типы поговорок выражают русскую любовь к отечеству и родине.

2.7
Экстремизм, крайность, двойственность характера

Как
всем известно, Россия расположена в Европе и Азии. Это и европейская и
азиатская страна. Это особое место, как огромный маятник, был качающийся между
Востоком и Западом, она имеет двойственность и восточной культуры и западной
культуры.

Россияне
часто колеблются между добром и злом, зачастую неожиданно и быстро идут от
одного конца до другого конца.

Экстремальный
характер русского народа в основном находит выражение в том, что русские бывают
и добрыми, и жестокими; и вежливыми и варварскими; они и любят свободу и любят
самодержавие; проявляют не только приверженность к религии, но и неуважение к
Богу; они не только беспристрастные, но и стяжатель; и считают себя ничтожными,
и поддерживают шовинизм.

Многие
Цари и лидеры Советского Союза имеют этот экстремальный характер. Они готовы
рисковать самые ценные вещи в осуществлении своих намерений и идей с
энтузиазмом для того,чтобы двигаться вперед.
И они не жалеют уничтожить все старое.

Русский
философ, публицист Н.А.Бердяев сказал: «Следует помнить, что натуральный
характер русского народа очень экстремальный».

«Или
все, или ничего». Это пословица хорошо иллюстрирует этот характер.

2.8
Лень

В
России осень рано приходит, за которой следует долгая зима, зима настолько
долга для расслабления, отдыха, поэтому они становятся ленивыми. Даже
старательный писатель Чехов ощущает лень и начинает “ленивый” в конце 80-ых
годов XIX века. Он в рассказе «Мой «он»» выражает свою собственную душевную
лень в то время.

«Сидеть
на печке, плевать в потолок», «Летний день за зимнюю неделю», «Летом день год
кормит» – эти пословицы показывают, что русский народ ленивый.

2.9
Другие характеры

Наконец
кроме вышесказанных характеров мы хотим подчеркнуть и то, что у русского народа
еще следующие характеры – пьянство, стремление к свободе, стремление к правде и
справедливости, о чем свидетельствуют следующие пословицы и поговорки.

Пьянство:

1.
Не пить, так на свете не жить.

2.
Без вина и развлечений жизнь глупа—в том нет сомнений.

3.
Пить зимой от холода, летом-от
жары.

Стремление
к свободе:

Лучше
умереть, чем быть рабами.

Стремление
к правде и справедливости:

1.
Все пройдет , только правда останется.

2.
Правда всего дороже.

3.
На правду цены нет.

4.
Правда дороже золота.

5.
Правда светлее солнца.

Здесь
мы не будем останавливаться на этих характерах в настоящей работе. Они еще
стоят дальнейшего изучении.

Заключение

Из
вышесказанных мы можем сделать выводы:

С
одной стороны познание русского характера помогает нам лучше общаться с
русскими и Россией. Когда мы имеем дело с русскими, если мы знаем его характер,
то нам легко работать или жить с ними и получить его доверие и любовь. Итак, мы
можем овладеть инициативой в работе. Например, мы знаем, что эффективность
работы в России очень низкая, так что мы заранее подадим просьбу за
письмо-приглашение и оформляем визу в случае выезда за границу; Россияне не
любят незваных гостей, зная это, мы должны заранее договориться с русскими
друзьями о встрече.

Причины
одинаковы для изучения дипломатии Китая и России.

Кроме
того, эта статья представляет интерес тем, кто изучает политику.

В
прошлом году в конфликте России и Грузии Россия показала свою силу Европе и
США. Более того, премьер-министр Путин стрел тигр в Сибири и спас человека от
верной гибели. Его лихой стиль и «железный кулак» тоже показали силу России и
проявили русский характер. Мы считаем,что
проведение этих внутренних и внешних политик связано с русским характером.

К
тому же, мы можем следовать подъем Российской стороны путем анализ русского
характера.

С
другой стороны, мы можем узнать в пословицах и поговорках больше о культуре
России и усовершенствовать свои знания.

Благодарные
слова

Литература

1. Даль. В. Пословицы
русского народа[M].
Государственное издательство художественной литературы,
1957г.

2. 从亚平,论俄罗斯民族的数字文化《中国俄语教学》[J].2006年第5期
34-36页

3. 王英佳,
俄罗斯社会与文化[M].武汉出版社,
2002.

4. 杨无知、董吉清.俄语谚语选[M].重庆出版社,
1985.

История России в пословицах и поговорках

Пословица — это народные изречения, в которых отражен многовековой социально-исторический опыт народа.

Истоки этого жанра связаны с историей народа, отражающей героическое прошлое, борьбу русского народа за свободу, народное мышление, национальную культуру, отношение к жизни, к труду многих поколений людей. Не зная истории происхождения пословиц и поговорок, трудно понять их значимость для русского человека в разные исторические эпохи, нельзя считать себя грамотным . Изучение пословиц и поговорок – необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи.

Данное пособие предназначено для работы на уроках русского языка. Словарь наглядно рассказывает об истории возникновения исторических пословиц.

История России в пословицах и поговорках

t1636196030ab.jpg

Погибоша, аки обрыt1636196030ac.jpg  Обрами в Древней Руси наши предки называли авар – тюркское (то есть родственное туркам, татарам и др.) племя, населявшее в VI веке н. э. территорию нынешних Венгрии и Австрии и основавшее там свое государство. Оно просуществовало три века и затем бесследно исчезло: авары были частично уничтожены венграми, частично слились с ними.

В русских летописях об их исчезновении говорится так: «…и все погибли, и не осталось ни одного обрина, и сохранилась до сего дня на Руси поговорка: погибоша аки обре; и не осталось от них ни племени, ни роду…»

Поговорка эта в том же значении дожила и до наших дней; смысл ее: совершенно, окончательно сгинуть.

Добрыня крести мечом, Путята – огнем

Если верить летописи, в Новгород прибыло княжеское посольство из Киева вместе с епископом для крещения. Местный волхв и градоначальник настроили против них горожан, и те сожгли церковь, разграбили дома христиан, убили жену и родственников Добрыни — дяди Владимира. Тогда полководцы из Киева напали на город и подожгли его окраину. Новгородцы сдались, пожар потушили, а горожан крестили. При этом не сказано, что после бунта последовали казни, новгородцев не ставили перед выбором: крещение или смерть. По средневековым меркам реакция посольства из Киева была даже слишком гуманной.

Дмитрий и Борис за город подрались

Вt1636196030ae.jpg 1365 году поссорились между собою князья Суздальские Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего, умершего брата, и не хотел уступать его старшему брату. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, который в малолетство великого князя (родившегося в 1350 году) был правителем государства. Великий князь и митрополит хотели заставить младшего брата удовлетворить требованию старшего брата без вмешательства оружия и для сей цели отправили в Нижний Новгород к Борису преподобного Сергия Радонежского, причем митрополит поручил Сергию, в случае упорства Бориса, затворить в Нижнем все церкви, или наложить на город церковное отлучение.

Новгород, Новгород, а постарше старшего

Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити.
Кто против бога и Великого Новгорода?
Новгород судится своим судом.
Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали.
Справится дело и без Новгорода.

t1636196030af.jpg

Эти пословицы возникли в Новгороде во времена его расцвета, соперничества с Киевом, неповиновения Москве. В конце 15 века он потерял свою самостоятельность и вошел в состав Русского централизованного государства.

Бей сполох, татарин идет!

Злее зла честь татарская

Пусто, словно Мамай прошел

Где хан, там и Орда

t1636196030ag.jpg

В конце 1237 году союз монгольских племен, назвавшийся Золотой Ордой, под руководством внука Чингиз-хана — Батыя (1208–1255) вторгся на территорию Рязанского княжества. Затем татары подчинили Москву и двинулись на Владимир. В феврале 1238 г. Владимир был осажден и взят приступом. Был открыт путь на Новгород. Но силы татар были истощены, и они вернулись в степь. Прошло более года, и осенью 1239 г. Батый возобновил наступление на Русь. На этот раз целью его похода были южнорусские княжества. Одним из первых городов был взят Чернигов. Через год орды Батыя подошли к стенам Киева. После долгой осады и жестокого сражения Киев пал.

С этого времени начинается монголо-татарское иго. Русские земли подверглись разорению. Жители городов истреблены или уведены в рабство. Многие из сожженных городов уже никогда не возродились. Русские князья признали верховную ханскую власть, дав согласие платить дань завоевателям («ясак») и согласовывать назначение правителей русских земель. Князья, стремились скинуть вассальную зависимость от Золотой Орды. Однако сил свергнуть власть захватчиков не хватало.

Ослабленным русским княжествам угрожали соседи. Новгородские земли испытали в 1240 нашествие рыцарей-крестоносцев, также пытавшихся завоевать православные земли. Но князь Александр Невский (1252–1263) нанес поражение шведской армии крестоносцев на Неве в 1240 году, а затем разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году.

Между двух огней

t1636196030ah.jpg

В Золотой Орде приезжавших к хану русских князей и послов, как правило, проводили между двух горевших костров. Отсюда берет начало поговорка «Между двух огней»

Так говорят, когда опасность грозит с двух сторон

Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота

t1636196030ai.jpg

После победы, одержанной Дмитрием Донским на Куликовом поле, в память воинов, погибших в этой битве, был установлен день между 18 и 26 октября, который получил название Дмитриевой субботы. В этот день при служении панихиды по павшим воинам поповым детям доставались обильные подачки.

Имеет значение всему свое время.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет

Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре

Вt1636196030aj.jpg ыражение пришло из времени средневековой Руси, когда крестьяне имели право, рассчитавшись с предыдущим помещиком, перейти к новому. По закону, изданному Иваном Грозным, такой переход мог происходить только после окончания сельскохозяйственных работ, а конкретно за неделю до Юрьева дня (25 ноября по старому стилю, когда праздновался день Великомученика Георгия — покровителя земледельцев) или спустя неделю. После смерти Ивана Грозного такой переход был запрещен и произошло закрепление крестьян к земле. Тогда и родилось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» как выражение огорчения из-за изменившихся обстоятельств. Святого Георгия в народе называли Егорием, поэтому в это же время возникло слово «объегорить», то есть обмануть, надуть.

Лучше грозный царь, чем семибоярщина

Невелик городок, да семь воевод

t1636196030ak.jpg
У одной овечки да семь пастухов

Понятие Семибоярщина — принятое историками название переходного правительства в России из 7 бояр в июле-сентябре 1610 года, формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Это правительство проводило изменническую политику по отношению к Русскому государству, фактически отдавшее страну в порабощение Польше. Годы правления: с 1610 по 1613гг

Стоит как вкопанная

Вt1636196030al.jpg «Уложении» и «Указе» царя Алексея Михайловича 1663 г. мая 11 велено: «Женок за убийство мужей против Уложения окапывать землю». Этот обычай существовал даже при Петре I, как видно из свидетельства Кемпфера и Бруина, которые описывают сию томительную казнь как очевидцы, именно так: «Убийцу своего мужа закапывали в землю по самую шею; днем и ночью стерегли ее стрельцы, чтобы кто-нибудь не утолил ее жажды и голода, до тех пор, пока она не умрет».

Пропал как швед под Полтавой

Петр со славой дрался под Полтавой

Было дело под Полтавой

t1636196030am.jpg Полта́вская би́тва — генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Битва состоялась утром 27 июня 1709 года  в 6 верстах от города Полтавы . Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате победы в Северной войне, к концу господства Швеции в Европе. Накануне сражения Пётр I объехал все полки. Его краткие патриотические обращения к солдатам и офицерам легли в основу знаменитого приказа, требовавшего от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…»

10 июля является Днём воинской славы России — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении.

Без рубля бороды не отрастишь

t1636196030an.jpg

Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет, выведя ее в число европейских государств-лидеров. Для Петра Великого это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.

17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!

Крепкий орешек, сразу не раскусишь

Орешек не по зубам

t1636196030ao.jpg Эти выражения, как считают некоторые исследователи, возникли в связи со взятием Петром I шведской крепости Нотеборга, в прошлом – русского города Орешка.

Интересна история названия этого города. В глубокой древности финны именовали поселение у истоков Невы «Пяхкиналинна», то есть «Ореховая крепость»: вероятно, вокруг было много зарослей лесного ореха. Новгородцы, утвердившись у южного выхода из Ладоги, перевели это финское слово просто как «Орешек». Захватившие затем «Орешек» шведы заменили его название своим: крепость стала «Нотеборгом», то есть опять-таки «Ореховым замком». Наконец, Петр I , вернув России старое ее владение, вернул ему и давнее имя. Однако он придал ему новое понимание: «крепостца, которая будет твердым орехом для зубов любого противника». Ведь и самому ему взятие Орешка досталось нелегко.

t1636196030ap.jpg На француза и вилы — ружье

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года — вооруженный конфликт между многонациональной армией Наполеона и русскими партизанами на территории России в 1812 году. Силы партизан состояли из отрядов русской армии, действующих в тылу войск Наполеона; бежавших из плена русских солдат; добровольцев из числа местного населения.

Партизанская война являлась одной из трёх главных форм войны русского народа против нашествия Наполеона наряду с пассивным сопротивлением (уничтожение продовольствия и фуража, поджоги собственных домов, уход в леса) и массовым участием в ополчениях.

От бородинской пушки под Москвой земля дрожала

t1636196030aq.jpg

Бородинская би́тва  — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием  Михаила Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км к западу от Москвы.

В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. Вt1636196030ar.jpg первые с начала войны армии Наполеона был дан достойный отпор. Русская армия показала, на что она способна. Бородинское сражение подняло боевой дух русских солдат.

Был не опален (Наполеон), а из Москвы вышел, опален

Голодный француз и вороне рад

t1636196030as.jpg

После Бородинского сражения М.И.Кутузов приказал отступать, сдав Москву французам. Нужно было дать армии отдохнуть и набраться сил. 

14 сентября 1812 года передовые отряды армии Наполеона вошли в Москву. Началась оккупация древней русской столицы. В городе в тот же день начались пожары — поджоги были осуществлены во многих местах. К ночи 16 сентября пожар усилился настолько, что рано утром Наполеон был вынужден покинуть Кремль и переехать в Петровский путевой дворец.

Оккупация Москвы длилась до второй половины октября. Наполеон оказался в западне — зимовать в обгоревшем городе без продовольствия и фуража означало верную гибель. Попытки наладить снабжение самостоятельно потерпели фиаско — фуражиры всюду натыкались на партизан и русские летучие отряды. Французские солдаты голодали. По воспоминаниям очевидцев, в Москве не осталось ни собак, ни кошек, ни даже ворон.

18 октября Наполеон отдал приказ об оставлении Москвы, распорядившись взорвать Кремль. Это приказание было выполнено лишь частично, благодаря суматохе внезапного выступления. До основания была уничтожена лишь Водовзводная башня, сильно пострадали башни Никольская, 1-я Безымянная и Петровская, также кремлёвская стена и часть арсенала. От взрыва обгорела Грановитая палата.

Впереди было сражение у Малоярославца, отступление по разоренной Смоленской дороге, свирепые морозы и Березина. Выходя из древней русской столицы, наолеоновская армия двинулась навстречу своей бесславной гибели.

Отогрелся в Москве, да замерз на Березине

t1636196030at.jpg

Сражение на Березине — общее название боёв 14 (26)—17 (29) ноября 1812 года между французскими корпусами и русскими армиями Чичагова и Витгенштейна на обоих берегах реки Березина (ныне дер. Студёнка,  Минская областьРеспублика Беларусь) во время переправы Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.

Оставило сильный отпечаток в общественном сознании французов, до сих пор употребляющих слово «Березина» как метафору на полный провал или катастрофу

Мужественный Даву потерял булаву

t1636196030au.jpg

t1636196030av.jpg

Луи́-Николя́ Даву́ полководец Наполеоновских войн,  Имел прозвище «железный маршал». Единственный маршал Наполеона, который не проиграл ни одного сражения.

Л.-Н. Даву лишился своей маршальской регалии в 1812 году. Ныне этот трофей находится в собрании Исторического музея в Москве. «Жезл Даву», хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже, представляет собой копию, несколько отличающуюся по размерам от оригинального маршальского жезла.

Видна из Кремля вся Советская земля

Власть Советская пришла, жизнь по-новому пошла

Кто в Совете, тот за людей в ответе

t1636196030aw.jpg

Октя́брьская революция — вооружённое восстание в России в октябре (в ноябре) 1917 года, в результате которого было свергнуто Временное правительство. Одно из крупнейших политических событий XX века, существенным образом повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (78 ноября), главными организаторами которого были В. И. ЛенинЛ. Д. ТроцкийЯ. М. Свердлов.

Зажали Врангеля в Крыму – крепко всыпали ему

Красный Питер бока Юденичу вытер

Петлюра в лес, а Деникина взял бес

Был такой Махно, да утек от нас давно

t1636196030ax.jpgt1636196030ay.jpgt1636196030az.jpg

t1636196030ba.jpgt1636196030bb.jpg

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ (1918–1922) Практически сразу после октябрьской революции 1917 против новой власти начались вооруженные выступления ее политических противников. Это были первые очаги гражданской войны, вскоре охватившей всю страну.

Врангель, Юденич, Петлюра, Деникин, Махно – одни из известных предводителей белого движения

Чем дальше в лес, тем хуже для эс-эс

С миру по нитке – Гитлеру веревка

Врет как сивый Геббельс

t1636196030bc.jpg Вели́кая Оте́чественная война́ (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года

Первоначально SS предназначались для личной охраны фюрера и входили в состав штурмовых отрядов. С 1934 года SS была отделена от штурмовых отрядов и стала входить только в NSDAP. В конце 1930-х годов численность SS составляла 300 тыс. человек, представляя собой резерв вооруженных сил. С декабря 1934 началось расширение частей SS, получившее название «Части усиления SS». В июне 1940 они стали иметь официальный статус войск SS. В начале 1945 года их численность составляла 1 млн человек. Нюрнбергский трибунал объявил SS преступной организацией.

Список пословиц и поговорок. отражающих историю России

Без ленинских заветов не было бы власти Советов

Без рубля бороды не отрастишь

Бей врага винтовкой, бей и сноровкой

Бей сполох, татарин идет!

Близ царя — близ смерти

Боже, царя возьми! – он нам не нужен

Бонапарту не до пляски, растерял свои подвязки

Борода — лишняя тягота

Бывало было: и бояре волком выли

Был не опален (Наполеон), А из Москвы вышел опален

Был такой Махно, да утек от нас давно

Было дело под Полтавой

Видит Москву фашистское око, да зуб неймет

Видна из Кремля вся Советская земля

Власть Советская пришла, жизнь по-новому пошла

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Временщики родом велики, да недолговечны

Врет как сивый Геббельс

Где власть народа, там победа и свобода

Где хан, там и Орда

Голодный француз и вороне рад

Для советского солдата граница свята

Дмитрий и Борис за город подрались 

До Москвы на танках, а ль Москвы на санках

Добрыня крести мечом, Путята — огнем

Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет

Если народу служить, и на полюсе можно жить

Зажали Врангеля в Крыму – крепко всыпали ему

Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре

Злее зла честь татарская

И работа всласть, когда родная власть

Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити

Коли худ князь, то князя в грязь

Красный Питер бока Юденичу вытер

Крепкий орешек, сразу не раскусишь

Кто в Совете, тот за людей в ответе

Кто против бога и Великого Новгорода?

Ленин – мудрость народа

Ленинский завет облетел весь свет

Лучше грозный царь, чем семибоярщина

Махно погиб давно, от Петлюры не осталось шкуры

Меж двух огней

Мужественный Даву потерял булаву

На француза и вилы – ружье

На француза и вилы – ружье

Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота

Не знали мы мыслей французских, а им хотелось только ворон русских

Невелик городок, да семь воевод

Новгород судится своим судом

Новгород, Новгород, а постарше старшего

Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали

Орешек не по зубам

Остер меч, да некого сечь: татарин в Крыму, а пан в Литве

От бородинской пушки под Москвой земля дрожала

От ленинской науки крепнут разум и руки

Отогрелся в Москве, да замерз на Березине

Петлюра в лес, а Деникина взял бес

Петр со славой дрался под Полтавой

Погибоша, аки обры 

По-ленински жить – Родине служить

Приехал Кутузов французов бить

Пропал как швед под Полтавой

Пусто, словно Мамай прошел

Пусто, словно Мамай прошел

Рано татарам на Русь идти

Русский немцу задал перцу

С миру по нитке – Гитлеру веревка

Сам себя сжег француз, сам и поморозил

Сколько Гитлер ни крути, а от смерти не уйти

Справится дело и без Новгорода

Стоит как вкопанная

У одной овечки да семь пастухов

У сметливого солдата и рукавица – граната

У фашистов шинели не по русской метели

Фашист с шумом идет, русский сметкой берет

Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили

Царство разделится — скоро разорится

Чем дальше в лес, тем хуже для эс-эс

Традиции наших предков в русских народных сказках.

Воспитатель Строганова В.Л.

Сказки волшебные, умные, добрые окружают нас  с детства. Трудно переоценить их развивающие и воспитательные функции. Но как же они возникли?

Считается, что самые древние сказки о животных являются отголосками языческих обрядов древних племён, жизнь которых зависела от удачной охоты. Для этого было необходимо задобрить хвалебными песнями духов животных, чтобы они не обижались и не сопротивлялись, когда их убивают, видя как их уважают. Позднее сказочники бережно передавали из уст в уста старинные варианты сказок, даже когда они становились местами непонятны современным слушателям, словно боясь нарушить древнюю магию.

«Посадил дед репку…», — читает мама ещё завёрнутому в пелёнки малышу, не задумываясь почему именно дед посадил репку, а не бабка, да и возможно саму репку ни разу не пробовала. А ведь на Руси это был главный пищевой продукт, из него варили кашу, пекли лепёшки. Репа считалась женской культурой, и поэтому, чтобы получить хороший урожай, её сеяли мужчины, выходя в лунную ночь на пашню босиком, без штанов, в одной нижней рубахе, как бы заключая брачный союз с землёй.

Другая сказка, не менее популярная «Курочка Ряба» кажется вся состоит из противоречий: «Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила, а мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко покатилось и разбилось…» Дед с бабой столько усилий приложили, всё без толку, а мышке достаточно было вильнуть хвостиком. Как же они отреагировали: обрадовались? Нет: «Плачет дед, плачет баба…» Не менее удивительно, как их утешает курочка: «Не плачь, дед, не плачь баба, снесу я вам яичко не золотое, а простое!» Древние славяне (и не только) представляли мир в виде яйца: желток – это земля, а над землёй девять небес, словно белок и скорлупа. Яйцо, символизирующее мир,  разбивалось богом, поэтому ни дед, ни баба как обычные люди не могли его разбить, т.е. познать. А мышка хоть и не бог, но зверушка, а значит ближе к богу и может быть проводником его воли. Рябая «масть» курочки тоже не случайна. На Руси считалось, что яйца рябой курицы обладают особенными свойствами. Например, первым яйцом, снесённым рябой курочкой, гладили лицо, чтобы оно было чистым, без веснушек и прыщей. Наши предки верили, что даже от рябин оспы, страшной болезни, предохраняет яйцо курочки рябы.

 На Руси было много суеверий и обычаев, связанных с курами. Даже куриные именины праздновались! 1ноября в Кузьминки люди дарили родным и знакомым кур. Этих кур потом не убивали, а держали в почёте. Снесённые ими яйца считались лекарством почти от всех болезней.

Не в меньшем почёте был на Руси и петух. По славянским верованиям, дружен он и со стихией огня и со стихией воды. Поэтому не случайно в русской сказке Петушок – Золотой гребешок не боится ни огня ни воды. Когда его бросили в колодец, он выпил всю воду, а когда кинули в горящую печь – залил этой водой огонь.

Петухам приписывали и другие полезные качества: своим криком они прогоняли нечистую силу, беды и напасти. Не случайно на крышах русских изб и теремов красовались петушки-обереги. Поэтому в сказке «Заюшкина избушка» именно петушок выгнал лису из лубяной избушки зайчика. Ведь лиса хитростью и обманом завладела чужой избушкой, а петух олицетворял победу добра и справедливости.

А вот в сказке «Кот, петух и лиса» петушок играет совсем не героическую роль. Его уносит лиса «за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы», а кот спешит на выручку. А зачем же лиса утащила петуха? Чтобы съесть? Ну почему она этого не сделала, ведь времени у неё было предостаточно. Просто она и не собиралась его есть, а хотела выйти за него замуж. Считается, что эта сказка – отголосок обычаев времён матриархата, когда жених уходил в семью невесты. Иногда молоденьких парней-простачков (таких, как петушок в этой сказке) просто похищали хитрые (как лиса) невесты, а старшие братья или отцы семейства(кот) пытались их спасти. Не всегда это было возможно: если жених отведывал обрядового угощения, то он оставался в роду невесты. Не случайна поэтому песенка лисы: «Выгляни в окошко, дам тебе горошку». Очевидно, лиса не успела угостить петушка и его спас кот.

Кстати о горохе. «Это было при царе Горохе» — так говорят, когда хотят сказать о чём-то очень давнем. Между тем, по происхождению имя Горох связано со словами «грохот», «грохотать». Великий Перун разъезжает по небу в колеснице, гремит громом и сверкает молниями. Горох – символ Перуна. Недаром в русских и украинских сказках действуют богатыри Катигорошек и Покатигорошек.

А что из себя представляет Змей Горыныч? Считается, что «Горыныч» — от слова «гора». Такой большой, как гора, сын горы, но не простой, а небесной. Попросту говоря – тучи с её огненными молниями. Вот почему он огнедышащий, вот почему летает. Чтобы усмирить стихию, древние люди приносили человеческие жертвы, что позднее отразилось в сказках как похищение змеем царевны.

А помните как описывают в сказках Бабу Ягу и её домик? «Стоит избушка на курьих ножках, а в ней Баба Яга, костяная нога лежит из угла в угол, нос в потолок врос». Неужели у неё такой большой нос? Нет! Это избушка слишком тесная, потому что это гроб. А Баба Яга мертвец, частично скелет. Вот почему нога у неё костяная. Кстати во многих языках и диалектах «ягая»  означает «хромая». И охраняет она вход в царство мертвых, т.е. дорогу в Тридевятое царство. И встречает незваных гостей фразой: «Фу, фу, фу, русским духом пахнет». Просто ей, как и всем обитателям потустороннего мира, неприятен запах живого человека. Вот почему Иван-Царевич требует его «напоить, накормить», а потом и вопросы задавать. Ведь поев её пищи он становится «своим» для мира мёртвых и может спокойно продолжать свой путь.

 А почему же избушка на курьих ножках? Избушка на курьих ножках напоминает маленькие погребальные домики финно-угорских племён, которые ставили на высокие пеньки. Славяне, которые жили бок о бок с этими племенами, встречали в лесу эти «домики для мёртвых» и могли «по образу и подобию» придумать избушку на курьих ножках, в которой сидит мёртвая бабка и караулит вход в царство мёртвых.

Вообще русские сказки часто перекликаются с мифами и легендами других народов. В сказке «Царевна Несмеяна» царь был готов отдать полцарства и свою дочь тому кто её рассмешит. Почему? Да потому, что смех символ жизни, процветания, благополучия. В древнегреческом мифе богиня плодородия Диметра скорбела по похищенной дочери, а на земле погибли от этого все посевы. И до тех пор, пока она не утешилась, урожай не вырос. Так что наша Несмеяна наследница древних богинь плодородия и солнца, смех которых поднимал из земли колосья, наливал соком яблоки и дарил людям жизнь.    

Короткое вводное слово на восприятие национального характера. Я никого и никогда не осуждаю, пусть каждый идет своим путем, каждый имеет свободу слова, свободу выражения своей мысли, и никогда нельзя говорить кому-либо: «это неверно, это неправильно».
Дмитрий Савченко DN756@yandex.ru

Типичные черты русского национального характера
и их отражение в русских пословицах и поговорках

Сун Яньвэй, Даляньский политехнический университет (Китай)

Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской пословице говорится: “Какова земля и река, таков характер человека”. У каждого народа свой особенный характер. О тайнах русской души, о русском национальном характере много сказано и написано. И это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: “Посеешь характер, пожнешь судьбу”.
Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык – зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Поэтому язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народа, говорящего на данном языке. Пословицы и поговорки – это отражение народной мудрости, в них хранится представление народа о самом себе и поэтому тайны русского национального характера можно попробовать постигнуть через русские пословицы и поговорки.
Ограничивая объем статьи, автор не претендует перечислить все черты русского народа, а только останавливается на типичных положительных чертах. 

Трудолюбие, одаренность.

Русский человек одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую часть того, что стало достоянием самой России. В русских пословицах и поговорках эта черта находит отражение: “Счастье и труд рядом живут”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, “Терпение и труд все перетрут”, “Бог труды любит”. Русский народ очень ценит труд: “Золото познается в огне, а человек в труде”, “Талант без труда не стоит и гроша”. Русский фольклор говорит и о существовании трудоголиков: “Скучен день до вечера, коли делать нечего”, “Без дела жить – только небо коптить”, “Не та забота, что много работы, а та забота, как ее нет”. Трудовой люд не завистлив: “Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”.
В пословицах осуждают ленивых: “Долго спать, с долгом встать”, “Кто поздно встает, у того хлеба недостает”. И одновременно хвалят трудолюбивых: “Кто рано встает, тому бог дает”.
Только честный заработок ценился народом: “Легко добыто, легко и прожито”, “Даровой рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду: “Не учи безделью, а учи рукоделью”.

Свободолюбие

К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего. 
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона. Например, пословицы: “Хоть тяжелая доля, да все своя воля”, “Своя воля дороже всего”, “Вольность всего дороже”, “Воля птичке дороже золотой клетки”, “Что хочу, то и ворочу”, “Своя рука владыка” – говорят о стремлении к свободолюбию. 

Сила воли, мужество и смелость

Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов в мирном строительстве. В пословицах находят отражение черты русских воинов: “Лучше смерть в бою, чем позор в строю”, “Либо полковник, либо покойник”. Эти же черты проявляются и в жизни мирных людей. “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” – о том, что русский народ любит рисковать. “Либо пан, либо пропал” – о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможный провал, гибель. Близки по значению и пословицы: “Или грудь в крестах, или голова в кустах”, “Либо в стремя ногой, либо в пень головой”, “Либо рыбку съесть, либо на мель сесть”.
Пословица “Волков бояться – в лес не ходить” говорит о том, что нечего и браться за дело, если страшиться предстоящих трудностей. А смелому всегда сопутствует удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто смел, тот и съел”.

Доброта

Характерные черты русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки иллюстрируют эти черты: “Доброму бог помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”. Однако слишком смирного пословицы осуждают: “Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную собаку и кочет бьет”.

Терпение и стойкость

Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.
Не трудно найти отражение этой черты в русских пословицах и поговорках: “Терпение – лучше спасенья”, “Терпение даст умение”, “На хотенье есть терпение”, “Век живи, век надейся”.
Русский народ терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающий духом от неудач и верящий в свои силы. Об этом говорят пословицы: “Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть, а век жить”, “Терпя, в люди выходят”, “Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”, “Бог даст день, даст и пищу”. 

Гостеприимство, щедрость и широта натуры

Русское гостеприимство общеизвестно: “Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение: “Коли есть, что в печи, все на стол мечи!”, “Гостю щей не жалей, а погуще налей”.
Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”. Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб на стол, так и стол – престол”, “Плох обед, коли хлеба нет”, “Хлеб – дар божий, отец, кормилец”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”. И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека: “Без соли, без хлеба худая беседа”, “Без хлеба – смерть, без соли смех”.

Отзывчивость

Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другие народы позволили русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта отражается в народных пословицах и поговорках: “Кто нас помнит, того и мы помянем”, “За добро добром платят”. По мнению Вл. Соловьева, “истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого”. Такие свойства русского человека, как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, гостеприимство, самопожертвование, альтруизм порождают социально более глубокие свойства, такие, как интернационализм, взаимное уважение людей, их национальных обычаев, культуры.
Особое внимание русские уделяют отношению к соседям: “Худое дело обидеть соседа”, “Жить в соседах – быть в беседах”, “Близкий сосед лучше дальней родни”, “Межи да грани – ссоры да брани”.

Религиозность

Одной из глубинных черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах: “Жить – Богу служить”, “Сильна божья рука”, “Божья рука – владыка”, “Никто не может, так Бог поможет”, “С Богом пойдешь, до блага дойдешь” – эти пословицы говорят о том, что Бог всемогущий, и помогает верующим во всем. В представлении верующих Бог – идеал совершенства, он и милосерден, и бескорыстен, и мудр: “У Бога милости много”, “Бог на милость не убог”, “Друг обо друге, а Бог обо всех”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”. У Бога щедрая душа, он рад принимать любого человека, который обращается к нему, его любовь неизмеримо велика: “Кто к Богу, к тому и Бог”, “Любящих и Бог любит”, “Бог полюбит, так не погубит”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”.
Анализируя русский фольклор, мы пришли к выводу, что пословица – это не просто изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключены народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только то, которое согласовывалось с образом жизни и с мыслями множества людей. Такие изречения существуют тысячелетия, переходя из века в век. Пословицы справедливо считают сгустками народной мудрости, т.е. тем самым народным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение. Анализ русского национального характера на основе пословиц является новым подходом к изучению этого вопроса.

Литература:
1. Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.
2. Воробьев В.В. “Лингвокультурологическая парадигма личности”. М.1996.
3. Даль В.И. “Пословицы русского народа”. М.,2000.
4. Соловьев В.М. “Тайны русской души”. М.,2001
5. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.
6. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000.

Источник                     http://x-vim.info/readarticle.php?article_id=21

Я Дмитрий Савченко полностью разделяю точку зрения этого исследователя из Китая, тем более ценно, что это — независимая точка зрения, точка зрения эксперта.  Именно те, кто преклоняются перед западными точками зрения, именно они несут определенный вред молодым людям, тем, кому еще можно промыть мозги. Страшная вещь — промывание мозгов и мы живем сейчас в такое время.
По вопросу национального характера русского народа много льется грязи, однако есть объективная реальность: русский  народ создал уникальную цивилизацию, создал в недавном прошлом вторую сверхдержаву, из разрухи, из неграмотности большинства населения создал лучшую в мире систему образования, первым в мире вывел человека в космос, показал сверхорганизацию в битве со всем европейским экономическим потенциалом во главе с Гитлером во 2-й мировой войне и победил в этой войне Германию с её мощным экономическим потенциалом.

  • Отражение идей декабристов в образе чацкого сочинение
  • Отражение в русском языке культуры и истории русского народа сочинение
  • Отражались звезды а также луна как пишется
  • Отражает авторский взгляд на мир авторское отношение к героям и событиям описанным в сказке
  • Отработать полсмены как пишется