Отражение народных идеалов в сказке конек горбунок

Сказка
«Конек-горбунок»
П.П.Ершова
(1815—1869) — произ­ведение уникальное
в русской детской литературе. Ярко
сверкнув­ший талант в единственной
книге девятнадцатилетнего сибиряка
явился живым свидетельством огромных
творческих сил народа.

На
пути «Конька-горбунка» к народу было
немало препятствии: сказка то запрещалась,
то уродовалась Цензурой или выходила
в нелепых переделках, вплоть до
«Конька-летунка», на котором Иван
обозревает Страну Советов. Несмотря ни
на что, «Конек-горбунок» нашел дорогу
к народу и попал даже в собра­ние
народных сказок. Сказители стали
по-своему сказывать его, употребляя те
же стихи и выражения. Можно сказать, что
Ива­нушка и Конек-горбунок попали в
число национальных героев-образов

До
сих пор она остается одной из лучших
сказок русского детства!

Стихи
легко читаются и запоминаются благодаря
основному стихотворному размеру —
четырехстопному хорею, простым и звуч­ным
рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц,
поговорок, загадок.

Слова
летят одно за одним, не вызывая задержки
или перебив­ки дыхания.

Стремительно
движется действие в сказке, останавливаясь
только перед чем-нибудь прекрасным или
чудесным, замедляясь на мо­ментах
троекратных повторов. Вся Русь проносится
под копытами конька: столица и деревни,
заповедные леса и распаханные поля,
западный и восточный берега… Даже этого
мало, чтобы объять ве­личественное
пространство русского царства, — и
Иванушка по­дымается в небесное
царство, но и над теремом Царь-девицы
он видит православный русский крест.
Чудо-юдо Рыба-кит повелевает морским
народом, как какой-нибудь российский
наместник-губер­натор. На небе, на
земле, под водой — всюду «русский дух».

Многочисленные
герои, даже едва мелькнувшие, запомина­ются
сразу; их характер, речь отличаются
единым национальным складом и вместе
с тем индивидуальностью. На всем
протяжении повествования звучит голос
народа; действие нередко выносится на
площадь, в шумную толпу. Все в сказке
подчинено стихии на­родной жизни.

Еще
одна черта «Конька-горбунка» — сочетание
трех основных типов народной сказки:
волшебной, сатирической и сказки о
животных. К элементам волшебной сказки
относится все чудесное и прекрасное.
Сатирическая сказка проявляется в
обрисовке Иванушки-дурака, братьев,
царя, спальника, отчасти и Царь-девицы.
Сказка о животных представлена широко
известным лубочным сюжетом «Ерш
Щетинникович» — в описании подводных
вла­дений.

Ершов
хорошо знал сибирский фольклор,
отличавшийся от фольклора европейской
части России большей раскрепощеннос­тью,
бойким смехом, социальной направленностью.
И все ж
в
сибирских народных сказках нет ни
Конька-горбунка, ни Рыб-кита, да и
ершовская Царь-девица непохожа на
сибирских геро­инь. Заслугой автора
можно считать создание этих героев,
вошед­ших в круг фольклорных персонажей.

Главное
отличие Ивана от других — от­крытое
исповедование тех «неправильных
принципов, которым скрытно следуют на
Руси все. Все герои лукавят, лгут, ищут
соб­ственной выгоды, совершают
глупости, но прикрываются при том маской
приличия и разумности. Иван же не скрывает
ни своей «дурацкой мочи», ни личного
расчета.

Пара
главных героев составляет сердцевину
всей системы об­разов. Иван и его
игрушечка-конек имеют много сходства:
млад­шие дети, антиподы «образцовых»
старших, они тем не менее оказываются
лучше, достойнее их. Удача сама идет к
ним, и все им удается. Их речи и дела
утверждают народный идеал справед­ливости
и совестливости. Конек-горбунок — не
слуга, а верный товарищ Ивана, способный
не только помочь, выручить, но и сказать
горькую правду. В обоих есть нечто
наивное, непосред­ственное, что делает
их похожими на детей. Заметим, что по
росту Конек-горбунок едва выше кошки
(два вершка), поэтому и Иван, сидящий на
нем верхом, должен восприниматься
читателем че­ловеком очень небольшого
роста.

Путешествуют
Конек-горбунок и Иван чаще всего поневоле,
но свободный дух и веселый нрав позволяют
им совершать неве­роятные подвиги.
Благодаря раскрепощенному, «детскому»
зре­нию Ивану удается видеть невиданное,
добывать неведомое. Ин­фантильность
Ивана, как и царя, проявляется в способности
бес­печно обольщаться выдумкой, в
бескорыстной тяге к красоте. От мужицкого
здравомыслия не остается и следа, когда
Иван едет навстречу чудесному огню.
Любовь к затейливой сказке присуща
всем, хотя и сочетается с трезвым чувством
реальности (эпизод чтения сказки о
прекрасной Царь-девице).

Главная
героиня ершовской сказки совсем непохожа
на русских [фольклорных царевен, она
вовсе не страдательное лицо. Ее
происхождение — от «далеких немских
стран», иными словами, ее образ !
другой художественной природы — из
западных средневековых романов, сюжеты
и герои которых прижились в народных
лубочных книгах.

Каждая
из трех частей сказки-эпопеи предваряется
эпиграфом. Многие эпизоды напоминают
картинки со стихотворными ком­ментариями
(это и есть форма лубка).

В
целом «Конек-горбунок» написан в
традициях русского райка.

11.
Мастерство психологического анализа
Л.Н.Толстого в автобиографической
повести «Детство». Н.Г.Чернышевский о
«диалектике души» толстовских героев.
(страницы биографии, интересные младшим
школьникам).

Толстой
показал зарождение духовных способностей
ребёнка, психологические черты возраста,
тонкость и чуткость в восприятии мира.
(толстой испытывал потребность в
исповедании и самоанализе, главным
объектом его внимания была жизнь души).
Задача: исследование человеческой души
с самого детства.

Ребёнок
тянется к самоанализу, размышляя над
тем, что же такое он сам и окружающие
его люди. В это время наиболее плодотворно
внимание к нему. Уже в детстве получили
художественное воплощение взгляды
толстого на воспитание детей. Нельзя
быть равнодушным человеком, иначе  не
сможешь войти в мир ребёнка, правильно
понять проявления его характера. Толстой
категорически отвергал как средство
воспитание – насилие, подавление воли,
унижение человеческого достоинства.
Самым лучшим видом воспитания называл,
домашнее, материнское. Обучен. должно
быть поэтапным. На ранних стадиях –
щадящим, основанном на интересе детей
к реальному миру, так и к фантазиям. Он
уверен что успешно ученик может учиться
если есть аппетит к изучаемому.

Ещё
в 1849г., совсем молодым начал заниматься
с крестьянскими детьми в яснополянской
школе. А через 10 лет открыл школу для
крестьянских детей. альтернативной
официальной, где отношение м-ду учит и
учеником строятся по принципу свободного
общения. Школа хорошая, когда она осознала
те законы, кт живёт народ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Главная
  • Форум 2011
  • Педагогические науки
  • Роль эпиграфов в раскрытии «народной» идеи в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

Роль эпиграфов в раскрытии «народной» идеи в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

  • Файлы работы
  • Сертификаты

 Комментарии


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

 

   Сказка «Конек — Горбунок» была написана в 1834 году девятнадцатилетним студентом Петербургского университета П. П. Ершовым. Автор сохранил в сказке народный дух, воплотил народное мышление, сделал поэтику народа органической частью стихотворного текста литературной формы. Это, например, введение прибауток в третьей главе («Сидит ворон на дубу…»), это пословицы и поговорки, ставшие эпиграфами к каждой главе и отразившие главную народную мысль: герой из народа должен дойти до верхов власти, но преодолев различные испытания. «Конек — Горбунок» делится на три части. Им предшествуют эпиграфы, которые намекают о предстоящих событиях и показывают путь Ивана к царствованию.

   Перед первой частью стоит эпиграф в форме поговорки «Начинается сказка сказываться». Это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. В этой главе происходит расстановка персонажей, описывается положение главного героя — Иванушки Петровича, который пока только обыкновенный крестьянский сын, но он наделен чувством достоинства. В дальнейшем главного героя ожидают необычные приключения, что и определяет появление Конька-Горбунка. В конце первой главы дается прогноз на события, которые будут происходить в следующей главе, а использование лексической анафоры показывает, что они будут бурными.

   Второй главе предшествует эпиграф «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Этот эпиграф как бы предупреждает читателя о том, что главному герою еще многое предстоит преодолеть. Как и все сказочные герои, Иванушка Петрович нарушает запреты, чем и вызывает трудности в испытании. Ему сопутствует волшебный помощник Конек-Горбунок, ставший ему другом и советчиком. Начинает описываться путь Ивана к царствованию, который завершается в последней главе.

   Эпиграф к третьей главе «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал» — это пословица, которая говорит о том, что главный герой, как и в народной сказке, будет победителем. В этой главе главный герой, преодолев все трудности,  из обыкновенного крестьянского сына превращается в царя. Его человеческое достоинство приобретает новую окраску и дает возможность начать другую жизнь.

   Таким образом, эпиграфы, намекая на дальнейшие события сказки, привлекают внимание читателя, подготавливают его к восприятию дальнейших событий. В структуре сказки они способствуют реализации идеи о народном царе.

Просмотров работы: 2014

Код для цитирования:

Читайте также:

  1. I. Семинар. Тема 1. Понятие и методологические основы системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений
  2. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) — очная форма обучения
  3. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 3г. 06 м., 2г.06м.
  4. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
  5. В роли суда выступает преподаватель, ведущий семинарское занятие.
  6. В чем главная особенность этого семинара
  7. Введение в семинар с Селимом Айсселем

Тема: Художественный мир сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок».

План

1. Фольклорные и литературные источники сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершова.

2. Отражение народных идеалов в сказке.

3. Социально-сатирические мотивы.

4. Фантастическое и реальное в сказке.

5. Композиция произведения.

6. Особенности стиля.

7. Отзывы о сказке А.С.Пушкина, В.Г.Белинского. Современные исследователи сказки П.П.Ершова.

Основная литература

1. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы / А.П. Бабушкина. – М.:Просвещение, 1948. – 409 с.

2. Жизнь и творчество П.П. Ершова: Семинарий: науч.–методич. пособие к курсу и спецсеминару для студентов, учителей и преп. вузов / сост.: М.Ф. Калинина, О.И. Лукошкова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 2002. – 208 с.

3. Народная и литературная сказка: межвуз.сб.науч.тр. ИГПИ им. П.П. Ершова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1992. – 198 с.

4. Особенности языка сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» : сб.науч.ст. / ред. Л.В. Шапошникова. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2007. — 76с.

5. Пётр Павлович Ершов – писатель и педагог: тезисы докладов и сообщений. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1989. – 75 с.

6. Сатин, Ф.М. История русской детской литературы / Ф.М. Сатин. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.

Дополнительная литература

1. Леонова Т.Н. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке. – Томск, 1982.

2. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992.

3. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века: История, классификация, поэтика: Монография. – М., 2001.

Практическая работа № 3

Тема: Сказка-нонсенс Л. Кэрролла «Приключение Алисы в стране чудес»

Текст: Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес».

План

1. Льюис Кэрролл и его мир (личность писателя).

2. История создания «Алисы». Прототипы сказки.

3. Фольклорные образы и литературные традиции.

4. Нонсенс сказки Л. Кэрролла:

§ общее понятие «нонсенса» как литературного жанра и как творческого метода;

§ особенности сюжета; игра как основа развития действия;

§ хронотоп (время и пространство «Алисы»). Сон как особый способ организации мира;

§ языковые особенности сказки;

§ смысл образов-символов (Белый Кролик, Чеширский Кот, Герцогиня, Болванщик, Мартовский Заяц, Червонная королева и пр.). Противопоставление Алисы жителям Страны Чудес.

5. Новаторство Л. Кэрролла.

Основная литература

1. Демурова Н.М. Алиса в стране чудес и в Зазеркалье // Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. – М., 1990. – С.277–313 (конспект).

2. Заходер Б. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес (любое издание). См.: «Глава никакая, из которой тем не менее можно кое-что узнать».

3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С.161-164.

4. Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. — М., 1982.

5. Рыбаков В. Сказочник и его сказки // Семья и школа. 1982. — № 1 – С. 46–49.

6. Тихонова С. Великий фантазер и чудак // Дошкольное воспитание. 1984. – № 3 – С.41-45.

Дополнительная литература

7. Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. – М., 1975. – С. 70–80.

8. Демурова Н. М. Льюис Кэрролл. – М., 1979.

9. Урнов Д. Как возникла «Страна чудес». – М.,1969.


Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 212 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Практическая работа № 2 | Семинар №2 | Практическая работа № 5 | Семинар № 8 | Методические указания | Семинар №10 |


mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.03 сек.)

  • Отражение как пишется проверочное слово
  • Отражение истории и традиций русского народа в сказках пословицах и поговорках
  • Отражение идей декабристов в образе чацкого сочинение
  • Отражение в русском языке культуры и истории русского народа сочинение
  • Отражались звезды а также луна как пишется