Сказка
«Конек-горбунок»
П.П.Ершова
(1815—1869) — произведение уникальное
в русской детской литературе. Ярко
сверкнувший талант в единственной
книге девятнадцатилетнего сибиряка
явился живым свидетельством огромных
творческих сил народа.
На
пути «Конька-горбунка» к народу было
немало препятствии: сказка то запрещалась,
то уродовалась Цензурой или выходила
в нелепых переделках, вплоть до
«Конька-летунка», на котором Иван
обозревает Страну Советов. Несмотря ни
на что, «Конек-горбунок» нашел дорогу
к народу и попал даже в собрание
народных сказок. Сказители стали
по-своему сказывать его, употребляя те
же стихи и выражения. Можно сказать, что
Иванушка и Конек-горбунок попали в
число национальных героев-образов
До
сих пор она остается одной из лучших
сказок русского детства!
Стихи
легко читаются и запоминаются благодаря
основному стихотворному размеру —
четырехстопному хорею, простым и звучным
рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц,
поговорок, загадок.
Слова
летят одно за одним, не вызывая задержки
или перебивки дыхания.
Стремительно
движется действие в сказке, останавливаясь
только перед чем-нибудь прекрасным или
чудесным, замедляясь на моментах
троекратных повторов. Вся Русь проносится
под копытами конька: столица и деревни,
заповедные леса и распаханные поля,
западный и восточный берега… Даже этого
мало, чтобы объять величественное
пространство русского царства, — и
Иванушка подымается в небесное
царство, но и над теремом Царь-девицы
он видит православный русский крест.
Чудо-юдо Рыба-кит повелевает морским
народом, как какой-нибудь российский
наместник-губернатор. На небе, на
земле, под водой — всюду «русский дух».
Многочисленные
герои, даже едва мелькнувшие, запоминаются
сразу; их характер, речь отличаются
единым национальным складом и вместе
с тем индивидуальностью. На всем
протяжении повествования звучит голос
народа; действие нередко выносится на
площадь, в шумную толпу. Все в сказке
подчинено стихии народной жизни.
Еще
одна черта «Конька-горбунка» — сочетание
трех основных типов народной сказки:
волшебной, сатирической и сказки о
животных. К элементам волшебной сказки
относится все чудесное и прекрасное.
Сатирическая сказка проявляется в
обрисовке Иванушки-дурака, братьев,
царя, спальника, отчасти и Царь-девицы.
Сказка о животных представлена широко
известным лубочным сюжетом «Ерш
Щетинникович» — в описании подводных
владений.
Ершов
хорошо знал сибирский фольклор,
отличавшийся от фольклора европейской
части России большей раскрепощенностью,
бойким смехом, социальной направленностью.
И все ж
в
сибирских народных сказках нет ни
Конька-горбунка, ни Рыб-кита, да и
ершовская Царь-девица непохожа на
сибирских героинь. Заслугой автора
можно считать создание этих героев,
вошедших в круг фольклорных персонажей.
Главное
отличие Ивана от других — открытое
исповедование тех «неправильных
принципов, которым скрытно следуют на
Руси все. Все герои лукавят, лгут, ищут
собственной выгоды, совершают
глупости, но прикрываются при том маской
приличия и разумности. Иван же не скрывает
ни своей «дурацкой мочи», ни личного
расчета.
Пара
главных героев составляет сердцевину
всей системы образов. Иван и его
игрушечка-конек имеют много сходства:
младшие дети, антиподы «образцовых»
старших, они тем не менее оказываются
лучше, достойнее их. Удача сама идет к
ним, и все им удается. Их речи и дела
утверждают народный идеал справедливости
и совестливости. Конек-горбунок — не
слуга, а верный товарищ Ивана, способный
не только помочь, выручить, но и сказать
горькую правду. В обоих есть нечто
наивное, непосредственное, что делает
их похожими на детей. Заметим, что по
росту Конек-горбунок едва выше кошки
(два вершка), поэтому и Иван, сидящий на
нем верхом, должен восприниматься
читателем человеком очень небольшого
роста.
Путешествуют
Конек-горбунок и Иван чаще всего поневоле,
но свободный дух и веселый нрав позволяют
им совершать невероятные подвиги.
Благодаря раскрепощенному, «детскому»
зрению Ивану удается видеть невиданное,
добывать неведомое. Инфантильность
Ивана, как и царя, проявляется в способности
беспечно обольщаться выдумкой, в
бескорыстной тяге к красоте. От мужицкого
здравомыслия не остается и следа, когда
Иван едет навстречу чудесному огню.
Любовь к затейливой сказке присуща
всем, хотя и сочетается с трезвым чувством
реальности (эпизод чтения сказки о
прекрасной Царь-девице).
Главная
героиня ершовской сказки совсем непохожа
на русских [фольклорных царевен, она
вовсе не страдательное лицо. Ее
происхождение — от «далеких немских
стран», иными словами, ее образ !
другой художественной природы — из
западных средневековых романов, сюжеты
и герои которых прижились в народных
лубочных книгах.
Каждая
из трех частей сказки-эпопеи предваряется
эпиграфом. Многие эпизоды напоминают
картинки со стихотворными комментариями
(это и есть форма лубка).
В
целом «Конек-горбунок» написан в
традициях русского райка.
11.
Мастерство психологического анализа
Л.Н.Толстого в автобиографической
повести «Детство». Н.Г.Чернышевский о
«диалектике души» толстовских героев.
(страницы биографии, интересные младшим
школьникам).
Толстой
показал зарождение духовных способностей
ребёнка, психологические черты возраста,
тонкость и чуткость в восприятии мира.
(толстой испытывал потребность в
исповедании и самоанализе, главным
объектом его внимания была жизнь души).
Задача: исследование человеческой души
с самого детства.
Ребёнок
тянется к самоанализу, размышляя над
тем, что же такое он сам и окружающие
его люди. В это время наиболее плодотворно
внимание к нему. Уже в детстве получили
художественное воплощение взгляды
толстого на воспитание детей. Нельзя
быть равнодушным человеком, иначе не
сможешь войти в мир ребёнка, правильно
понять проявления его характера. Толстой
категорически отвергал как средство
воспитание – насилие, подавление воли,
унижение человеческого достоинства.
Самым лучшим видом воспитания называл,
домашнее, материнское. Обучен. должно
быть поэтапным. На ранних стадиях –
щадящим, основанном на интересе детей
к реальному миру, так и к фантазиям. Он
уверен что успешно ученик может учиться
если есть аппетит к изучаемому.
Ещё
в 1849г., совсем молодым начал заниматься
с крестьянскими детьми в яснополянской
школе. А через 10 лет открыл школу для
крестьянских детей. альтернативной
официальной, где отношение м-ду учит и
учеником строятся по принципу свободного
общения. Школа хорошая, когда она осознала
те законы, кт живёт народ.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Главная
- Форум 2011
- Педагогические науки
- Роль эпиграфов в раскрытии «народной» идеи в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Роль эпиграфов в раскрытии «народной» идеи в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
- Файлы работы
- Сертификаты
Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сказка «Конек — Горбунок» была написана в 1834 году девятнадцатилетним студентом Петербургского университета П. П. Ершовым. Автор сохранил в сказке народный дух, воплотил народное мышление, сделал поэтику народа органической частью стихотворного текста литературной формы. Это, например, введение прибауток в третьей главе («Сидит ворон на дубу…»), это пословицы и поговорки, ставшие эпиграфами к каждой главе и отразившие главную народную мысль: герой из народа должен дойти до верхов власти, но преодолев различные испытания. «Конек — Горбунок» делится на три части. Им предшествуют эпиграфы, которые намекают о предстоящих событиях и показывают путь Ивана к царствованию.
Перед первой частью стоит эпиграф в форме поговорки «Начинается сказка сказываться». Это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. В этой главе происходит расстановка персонажей, описывается положение главного героя — Иванушки Петровича, который пока только обыкновенный крестьянский сын, но он наделен чувством достоинства. В дальнейшем главного героя ожидают необычные приключения, что и определяет появление Конька-Горбунка. В конце первой главы дается прогноз на события, которые будут происходить в следующей главе, а использование лексической анафоры показывает, что они будут бурными.
Второй главе предшествует эпиграф «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Этот эпиграф как бы предупреждает читателя о том, что главному герою еще многое предстоит преодолеть. Как и все сказочные герои, Иванушка Петрович нарушает запреты, чем и вызывает трудности в испытании. Ему сопутствует волшебный помощник Конек-Горбунок, ставший ему другом и советчиком. Начинает описываться путь Ивана к царствованию, который завершается в последней главе.
Эпиграф к третьей главе «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал» — это пословица, которая говорит о том, что главный герой, как и в народной сказке, будет победителем. В этой главе главный герой, преодолев все трудности, из обыкновенного крестьянского сына превращается в царя. Его человеческое достоинство приобретает новую окраску и дает возможность начать другую жизнь.
Таким образом, эпиграфы, намекая на дальнейшие события сказки, привлекают внимание читателя, подготавливают его к восприятию дальнейших событий. В структуре сказки они способствуют реализации идеи о народном царе.
Просмотров работы: 2014
Код для цитирования:
Читайте также:
|
Тема: Художественный мир сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок».
План
1. Фольклорные и литературные источники сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершова.
2. Отражение народных идеалов в сказке.
3. Социально-сатирические мотивы.
4. Фантастическое и реальное в сказке.
5. Композиция произведения.
6. Особенности стиля.
7. Отзывы о сказке А.С.Пушкина, В.Г.Белинского. Современные исследователи сказки П.П.Ершова.
Основная литература
1. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы / А.П. Бабушкина. – М.:Просвещение, 1948. – 409 с.
2. Жизнь и творчество П.П. Ершова: Семинарий: науч.–методич. пособие к курсу и спецсеминару для студентов, учителей и преп. вузов / сост.: М.Ф. Калинина, О.И. Лукошкова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 2002. – 208 с.
3. Народная и литературная сказка: межвуз.сб.науч.тр. ИГПИ им. П.П. Ершова. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1992. – 198 с.
4. Особенности языка сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» : сб.науч.ст. / ред. Л.В. Шапошникова. — Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П.Ершова, 2007. — 76с.
5. Пётр Павлович Ершов – писатель и педагог: тезисы докладов и сообщений. – Ишим: Изд-во ИГПИ, 1989. – 75 с.
6. Сатин, Ф.М. История русской детской литературы / Ф.М. Сатин. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.
Дополнительная литература
1. Леонова Т.Н. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке. – Томск, 1982.
2. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992.
3. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века: История, классификация, поэтика: Монография. – М., 2001.
Практическая работа № 3
Тема: Сказка-нонсенс Л. Кэрролла «Приключение Алисы в стране чудес»
Текст: Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес».
План
1. Льюис Кэрролл и его мир (личность писателя).
2. История создания «Алисы». Прототипы сказки.
3. Фольклорные образы и литературные традиции.
4. Нонсенс сказки Л. Кэрролла:
§ общее понятие «нонсенса» как литературного жанра и как творческого метода;
§ особенности сюжета; игра как основа развития действия;
§ хронотоп (время и пространство «Алисы»). Сон как особый способ организации мира;
§ языковые особенности сказки;
§ смысл образов-символов (Белый Кролик, Чеширский Кот, Герцогиня, Болванщик, Мартовский Заяц, Червонная королева и пр.). Противопоставление Алисы жителям Страны Чудес.
5. Новаторство Л. Кэрролла.
Основная литература
1. Демурова Н.М. Алиса в стране чудес и в Зазеркалье // Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. – М., 1990. – С.277–313 (конспект).
2. Заходер Б. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес (любое издание). См.: «Глава никакая, из которой тем не менее можно кое-что узнать».
3. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002. – С.161-164.
4. Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. — М., 1982.
5. Рыбаков В. Сказочник и его сказки // Семья и школа. 1982. — № 1 – С. 46–49.
6. Тихонова С. Великий фантазер и чудак // Дошкольное воспитание. 1984. – № 3 – С.41-45.
Дополнительная литература
7. Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. – М., 1975. – С. 70–80.
8. Демурова Н. М. Льюис Кэрролл. – М., 1979.
9. Урнов Д. Как возникла «Страна чудес». – М.,1969.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 212 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Практическая работа № 2 | Семинар №2 | Практическая работа № 5 | Семинар № 8 | Методические указания | Семинар №10 |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.03 сек.)