Отражение сущности современного автору общества в рассказе в м гаршина красный цветок

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

В рассказе Гаршина Всеволода Михайловича «Красный цветок» раскрывается и исследуется тема безумие в полной мере. Немного почитав о произведении, можно понять, что оно это частично автобиографично. Отсюда вытекает домыслы о тяжелой жизни поэта, его проблемах и мучениях. Автор подает главного героя как человека имеющего связь с чем-то неземным, более высоким чем человеческим. Его понимают и жалеют звезды. У всех остальных людей будто ограничен кругозор, они не могут и близко понять всего того, что дано его. Но остается непонятным было ли на самом деле это дарованием, или же просто очередным доказательством его безумства.

В психбольнице герой находит свое призвание. Он понимает, что от него зависит жизнь всего человечества. По крайней мере он воспринимает это так. Для него красные маки, которых росло всего то навсего 3 цветка, стали воплощением всего зла, которое только существовало на Земле за весь период ее жизни. Эти невинные цветы напились крови всех павших и пострадавших и хотят возмездия. Для мужчины они представляют самую большую опасность. Единственный способ спасти всех — это пожертвовать собой во благо населения.

В этом моменте автор показывает всю преданность человека, готовность принести себя в жертву. В кое-какой мере это идеал человека. Такие люди всегда существовали в нашем мире. Но он всего лишь безумец кто-то скажет. Это не отменяет того факта, что если бы стал выбор между его жизнью и чужими, он бы без раздумий лишился своей. Именно в таких людях сохраняется вся чистота и доброта. Красный цветок стал для героя неким вызовом. Даже когда он срывал цветки и прятал под рубашкой, ему казалось будто он пускает свои корни, листки в тело больного. Мужчина страдал, но не жаловался и терпел. Он вырвался из смирительной рубашки, разбил руки в кровь, продирался сквозь железные решетки, но выполнил свое задание и умер. На лице его было спокойствие и гордость, ведь он смог победить зло и спасти всех от зловещего красного цветка…

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

Популярные сегодня темы

  • История создания романа Пушкина Дубровский и прототипы героев

    Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.

  • Сочинение Я — личность 6 класс

    Я – личность. Период первых лет жизни, когда ребёнок ещё совсем не понимает, что происходит вокруг, находится в полной зависимости от родителей, не может предсказать к каким последствиям приведут его действия называется детством

  • Анализ произведения История государства Российского Карамзина

    Впервые Николай Михайлович задумался о написании данного произведения в 1790 году. Данный труд призван донести исторические факты в простом и литературном формате. Читатель должен понимать, что происходит

  • Актуальность повести Собачье сердце в наши дни сочинение

    Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.

  • Сочинение Книга в моей жизни

    Книга — это важнейшее достижение человечества. Она на протяжении многих веков являлась для людей источником разнообразной информации. А если говорить о художественной книге

Тема: «Философские мотивы в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок»

Выполнил:        Алексеева К., 9Гкл., МОУ СОШ№8

Проверил:        Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы

«Они не видели его. Я увидел. Могу ли я оставить его жить? Лучше смерть…». Это были слова героя Гаршина, героя «Красного цветка», сумасшедшего героя.

Сразу после выхода первого сборника рассказов Гаршина современники почувствовали и поняли, что Гаршин создает разные варианты единого  типического образа. Это образ человека, не способного мирится с «несправедливостью и злом одряхлевшего и развращенного мира». Рисуя духовное прозрение героя, Гаршин заостряет трагизм жизненных ситуаций. Любое происшествие перерастает бытовые рамки и становится в сознании героя Гаршина трагедией всечеловеческого значения. Поражая единичный «цветок зла», гаршинский герой как бы вступает в борьбу со всем злом мира, в каждом конкретном проявлении зла он пытается изобличить всю «невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому рассказ приобретает характер аллегории, романтических символов. И рядом с психологической новеллой у Гаршина появляется в качестве другого излюбленного жанра  аллегорическая сказка. «Красный цветок» несомненно, является шедевром, представляя собой как бы синтез этих двух жанров.

«Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!» – этими словами героического безумца открывается «Красный цветок». В таком начале есть нечто символическое. «Сему сумасшедшему дому» объявлена ревизия (пересмотр чего-нибудь с целью внедрения коренных изменений). Герой отожествляет себя с Петром, великим реформатором устоявшихся порядков. Образ сумасшедшего дома тесно связан с Россией 70-х годов девятнадцатого века. И.С. Тургенев так писал об этом периоде русской жизни: «Новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло…весь поколебленный быт ходит ходуном, как трясина болотная…». Герой «Красного цветка» намерен бороться, как многие революционно настроенные люди 70-х годов, он находится во власти великих ожиданий и грядущее обновление представляет себе почти как космический переворот. «Скоро, скоро распадутся железные решетки, все эти заточенные выйдут отсюда и помчатся во все концы земли, и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте».  Мир нуждается в обновлении — такова идея безумного героя. Он ведет себя как человек, сознающий свою моральную правоту, но находящийся в руках врагов. Он ходит «быстрою, тяжелою и решительной походкою, высоко подняв безумную голову».

Сад представляет собой отдельный мир, в центре которого цветет большая крупная далия, казавшаяся больному как бы палладиумом всего здания (Палладиум- статуя греческой богини Афины Паллады, охранявшая, по верованию древних греков, безопасность города). Но даже в этом идеальном мире, где все цветет и благоухает, находится место злу. Красный цветок растет отдельно от других, на невыполотом месте, так что густая лебеда и какой-то бурьян окружали его. Они словно скрывались от окружающих, и только человек, который находится на высшей ступени духовного развития, способен разглядеть это скрытое зло. Таким человеком является сумасшедший герой. В его сознании красный цветок есть воплощение зла. Когда больные выходили в сад  им давали колпаки с красным крестом на лбу, эти колпаки побывали на войне. Больной придавал особое значение кресту. «Он снял с себя колпак и посмотрел на крест, потом на цветы мака. Цветы были ярче». Это показывает, что такое ужасное событие как война не сравнима со злом этого цветка. Почему герой прятал красные цветы у себя на груди? Идет противопоставление всех грехов, всего зла человечества (первый цветок ассоциируется как прошлое, второй цветок как настоящие, а третий, соответственно, будущее)  и невинной, чистой души, искренне борющейся ради других с всемирным злом. Герой называет цветок – Ариманом, (Ариман – олицетворение сил зла, божество тьмы и преисподней, часто отождествляемое в христианстве с сатаной) принявшим «скромный и невинный вид». И чтобы победить такую силу надо быть не только простым человеком, поэтому герой сравнивает себя с противоположностью Аримана, он бог света и добра, он бог Ормузд, который «живет во всех веках, живет без пространства, везде или нигде». В последней схватке с третьим цветком герой разговаривает со звездами на равных. Он становится еще выше, сравнивая себя с первым борцом человечества, т.е. с Иисусом для него уже не существует земных преград как-то смирительная рубашка или кирпичная ограда. В конце концов, он умирает, но лицо его выражает какое-то горделивое счастье. Свой трофей он унес в могилу. Его миссия окончена и уже не имеет смысла жить на этой земле без цели.

К 1880-ому году Гаршин тяжело заболел психическим расстройством и был помещен в лечебницу для душевнобольных. В.А.Фаусек (профессор зоологии, друг Гаршина) навестил писателя в Харькове: «Он был худ и изнурен, страшно возбужден и взволнован. Общий строй его, тон его разговора, приветствия, которыми он обменивался с больными,- все казалось мне диким, странным, не похожим на прежнего Всеволода Михайловича. Я живо припоминал это позднее, читая «Красный цветок».

Фидлер (переводчик рассказов Гаршина на немецкий язык) вспоминал, что когда поинтересовался, был ли кто прототипом «Красного цветка», Гаршин ответил: «Я сам был объектом моих психиатрических наблюдений. Когда мне было 18 и 25 лет, я страдал расстройством нервной системы, но меня оба раза вылечили. Однажды разыгралась страшная гроза. Мне казалось, что буря снесет весь дом, в котором я тогда жил. И вот, чтобы этому воспрепятствовать, я открыл окно, — моя комната находилась на верхнем этаже, взял палку и приложил ее один конец к крыше, а другой — к своей груди, чтобы мое тело образовало громоотвод и, таким образом, спасло все здание со всеми его обитателями от гибели».

Особенностью болезни было то, что Гаршин помнил все, что происходило с ним во время помутнения рассудка: все слова, которые он произносил, все действия, которые совершал. Тогда в нем одновременно жили как бы два человека-тот, кто совершал безумные поступки, и нормальный человек, который наблюдал за действиями больного. В этом больном состоянии он сохранял все благородные устремления души. Таким образом, в идеях главного героя отразились мысли писателя. Все, что описано в «Красном цветке» выросло из мучений и болезненного состояния самого автора.

Писатель настолько остро воспринимал существующее зло, что обыденные реалии становились в его произведениях символами. Гаршин вкладывал в свои произведения всю страсть своей души, писал «одними своими несчастными нервами», и «каждая буква стоила… капли крови».

Все рассказы есть что-то фантастическое, но при этом заключают в себе глубокий философский смысл. Если провести аналогию рассказов «Красный цветок» и «Attalea princeps» то мы находим схожесть ситуаций, оба произведения носят некий скрытый политический характер. Огромная оранжерея из железа и стекла в рассказе «Attalea princeps» — место, где живут «заключенные» растения. Им душно и тесно в оранжерее, они лишены свободы. И все же смелый порыв пальмы вызывает всеобщее осуждение. На пути к свободе она преодолевает огромные трудности: «Холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их». Но пальма готова погибнуть во имя достижения заветной цели – свободы. В «Красном цветке» перед нами вновь темница, на сей раз – сумасшедший дом. Привезенный сюда больной ни в ком не находит поддержки. Он одержим одной мыслью, которая неотступно преследует его, мыслью о царящем в мире зле. Ради своей цели он преодолевает все преграды в одиночестве, терпит боль и лишение. Но конец у рассказов одинаков – смерть главного героя. Это отражает ситуацию 70-х годов, когда революционеры ради призрачного счастья готовы были пожертвовать своею жизнью. Они встречали мощное сопротивление со стороны властей. Когда, скажем, в «Attalea princeps»  автор сообщал о прислужниках теплицы как о людях «с ножами и топорами», которые следили за ростом растений, то у читателя – современника в памяти возникали образы других «прислужников», которые рьяно следили за мыслью и поступками людей. И пальму как создающую угрозу для всей оранжереи вырубают, т.е. с ней расправились как с политически не благонадежной. «Красный цветок» более пессимистичен, трагизм заключается в том, что рассказ, прежде всего выражение беззаветной жертвенности в борьбе с общественным злом, а источник болезни усматривается в условиях русской жизни гаршинской поры.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Сумасшедший совершил подвиг. Он поборол зло ценой своей жизни, всего себя другим отдал. Гаршин выразил свое преклонение перед красотой «самоотвержения и героизма», перед романтикой подвига. «Красный цветок» — это гаршинский гимн «безумству храбрых». В этом заключен его глубокий философский смысл.

Поэт и критик Н.Минский оценил Гаршина как человека, выразившего дух поколения 80-х годов девятнадцатого века: «Мне кажется, что среди писателей каждого поколения существует такая личность центральная, такой герой своего времени, и отличается он от других своих собратьев, помимо талантливости, еще главным образом тем, что литературная деятельность и личная жизнь такого писателя удивительно совпадают между собой, как две стороны одного и того же явления. <…> Жизнь такого писателя кажется одною из созданных поэм, и каждая из его поэм кажется повторением его жизни. Не только страдания и борьба, но и смерть такого писателя кажется не случайной, а необходимой, как последняя сцена хорошо задуманной трагедии…». 19 марта 1888 года, предчувствуя приближение безумия, писатель бросился в пролет лестницы своего дома. Всеволод Михайлович умер в больнице 24 марта. В двух словах Чехов выразил причину гибели Гаршина: «Невыносимая жизнь!».

Список литературы:

1. Г.А.Бялый. Всеволод Гаршин. – М.: «Просвещение», 1969.

2. Г.И.Успенский. Смерть В.М. Гаршина. – М., АН СССР, т. 11, 1952.

                        

рядовой Всеволод Михайлович                                И.Е.Репин

1877г                                                Портрет Гаршина 1884г

Всеволод
Михайлович Гаршин (1855-1888)

— русский
писатель, поэт, художественный критик.
Шелюто В.М. писал: «…у В.М. Гаршина
отчетливо просматривается и другая
тенденция, которая отличала многих
русских писателей и философов от
западноевропейских. Это — «философия
сердца» [4, с. 63]. Эмпатическое отношение
к действительности, чувство вины за все
происходящие в мире беды — все эти идеи
проходят через произведения Гаршина
В.М.

Гаршину
были чужды и аскетизм, и унылый морализм.
В периоды душевного и физического
здоровья он остро чувствовал радости
жизни, любил общество людей, любил
природу, зверей, растения, знал радость
простого физического труда. Жажда жизни,
умение чувствовать и понимать все
прекрасное в ней была одной из причин
того обостренного неприятия зла и
уродства, которое выражалось у Гаршина
в глубокой грусти и почти физическом
страдании.

Детство и юность

Гаршины
— старинный дворянский род, по преданию,
обрусевших татар, происходящих от мурзы
Горши, выходца из Золотой Орды при Иване
III. Детство провёл в военной среде: отец,
Михаил Егорович Гаршин (1817—1870), был
офицером. Мать Гаршина, Екатерина
Степановна интересовалась литературой
и политикой, свободно владела немецким
и французским языками, оказала огромное
влияние на сына. Воспитателем Гаршина
был П. В. Завадский, деятель революционного
движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет
мать Гаршина и будет сопровождать его
в ссылку. Эта семейная драма отразилась
на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже
ребёнком Гаршин был крайне нервным и
впечатлительным, чему способствовало
слишком раннее умственное развитие.
Впоследствии он страдал приступами
нервного расстройства.

С
1864 года учился в Санкт-Петербургском
училище. В 1874 году в Санкт-Петербургский
горный институт, который не окончил.
Занятия прервала война с Османской
империей:
он поступил вольноопределяющимся в
действующую армию, участвовал в боевых
действиях, получил ранение в ногу. В
ходе войны был произведён из унтер-офицеров
в прапорщики «За отличие в делах» и
вышел в отставку.

Творчество

Красота,
как всеобъемлющая художественная
категория, была родственной В.М. Гаршину,
проза которого в большей степени тяготела
к тургеневской поэтике, которая
формировалась под сильным воздействием
философии
красоты
.
Эстетическая проза Тургенева помогала
Гаршину не только познать «тайну»
лаконичного художественного письма,
но и эстетически пережить красоту как
высшее проявление гармонии. Философия
красоты войдет в художественное
мировидение Гаршина не только по воле
Тургенева. Это прежде всего обусловлено
его стремлением к тому, чтобы человеческая
жизнь была озарена «светом вечной
любви», а такой любви не может быть без
красоты.

Гаршин
отвергает реализм натуралистического
толка, отстаивая при этом «красоту».
Такая же защита красоты — в его «Сказке
о жабе и розе» (1884), где образ розы
воплощает идею вечной красоты, а образ
жабы — идею зла, которое всегда стремится
погубить красоту. Эта столь выпукло
очерченная художественная оппозиция
растворится в поэтике всей гаршинской
прозы.

Красота
как художественная категория сильно
повлияет на весь облик психологической
прозы Гаршина. Красота и гармония в
восприятии Гаршина едины. Писатель рано
пришел к убеждению, что повествовательное
пространство, порожденное большими
жанровыми формами, с трудом подчиняется
гармонии, а значит, и красоте. Только
красота может оказать самое сильное
«художественное впечатление». Работа
над текстами по пути их безжалостного
сокращения вдохновлялась стремлением
достичь красоты формы. Но этого требовал
и углубленный психологизм гаршинской
прозы. Гаршин осознавал, что психологические
описания могут привести к ненужному
многословию. И его писательский идеал
позволил сохранить гармоническое
равновесие и в этой сфере.

Творчество
Гаршина принадлежит психологическому
течению русского реализма, поскольку
психологизм является доминантой его
стиля. Гаршин делает акцент на изображении
именно внутренней жизни своих героев.

  • «Сигнал»
    (1887)

Конфликт:
добра и зла, самопожертвования и личной
мести

Рассказ
«Сигнал» был написан в 1887 году, за год
до гибели писателя в 1888 г. В основе
рассказа лежит противопоставление двух
героев – Семена Иванова и Василия
Спиридонова. Самоотверженность и
готовность к самопожертвованию
свойственны герою рассказа «Сигнал» –
Семену Иванову. В экспозиции рассказа
дается предыстория героя: он был человек
«больной и разбитый. Девять лет тому
назад он побывал на войне: служил в
денщиках у офицера и целый поход с ним
сделал» (274)1 . Он голодал и мерз, жарился
на солнце и подвергался опасности каждый
раз, когда нес генералу горячий самовар
и обед, он плакал от страха перед
свистящими пулями, но всетаки достойно
выполнял работу, выпавшую на его долю.
Когда Семен вернулся домой, его ожидали
новые несчастья: умер его отец и
четырехлетний сынишка. Не задавалось
и хозяйство. Но Семен не роптал на свою
долю, а довольствовался малым.

Сосед
Семена – Василий Степаныч Спиридов –
не разделяет такую позицию смирения с
обстоятельствами и со своей судьбой,
считая, что человек должен не у бога
просить о счастье, а бороться за свое
счастье сам, причем, с другими людьми,
потому что именно в них Василий видит
главный вред для себя, можно сказать,
корень зла.

Василий,
очевидно, считает Семена трусом,
безвольным и бесхарактерным человеком,
не способным выказать свое недовольство
из-за чувства страха. Но так ли это? Обоих
героев обсчитывает начальство, оба они
испытывают неудобства, связанные с
невозможностью ведения собственного
хозяйства. Но если Василий Степаныч –
человек гордый, вспыльчивый и эмоциональный,
то Семен Иванов – кроткий и молчаливый,
Василий возмущается, высказывает
претензии и пишет жалобы, Семен же молча
сносит все обиды. Уже в именах героев
заметно их резкое противопоставление,
вернее даже не в именах, а в том, как они
друг друга называют. Имена Василий и
Семен просты и привычны в России. Но
если первый представлен в рассказе
полным именем – с отчеством и фамилией
(Василий Степаныч Спиридов), то второй
– только с именем и фамилией (Семен
Иванов). Важно отметить простоту и
незамысловатость фамилии, как и имени,
героя – Иванов – самой распространенной
на Руси (как и Петров, Сидоров, Попов и
т.д.). Можно отметить также, что имя Семен
– это русская форма древнеиудейского
имени Семион, имеющего значение
«слушающий», «услышанный Богом». Имя
же Василий имеет греческие корни,
образовано от Басилейос, что означает
«царственный», «царский». Даже в именах
героев мы можем увидеть некий скрытый
смысл, указывающий на их характеры и
даже, в случае с Семеном, предсказывающий
исход события, о котором повествуется
в рассказе (Семен будет услышан богом).

Что
же касается Василия, то он вспыльчив и
злобен, потому что очень и очень горд и
даже горделив. На деле же он оказывается
озлобленным и разуверившимся человеком,
который, по мнению Гаршина, мог стать
«человеконенавистником и преступником».
Василий не желал ничьей гибели, он лишь
хотел отомстить начальству за свои
обиды, и все-таки, отвернув рельс, чуть
не лишил жизни многих и многих людей. И
один лишь человек готов был ценой своей
жизни спасти этих людей – Семен Иванов.

Характеры
героев полностью раскрываются в
кульминационный момент – в сцене
спасения поезда. Каждый из героев
совершает здесь свой выбор: Семен Иванов
в панике теряется поначалу и не может
решить, что именно ему надо делать, чтобы
успеть предотвратить трагедию, и, в
конце концов, неожиданно для самого
себя он решается на самопожертвование
ради спасения других. (внутренний
монолог)

Перед
Семеном не стоял вопрос: спасать или
нет «невинные души». Верный ход действий
был подсказан ему как будто бы свыше:
«тут ему точно светом голову осветило».
Даже в последние свои минуты, перед тем,
как потерять сознание, он думает не о
себе, а о чужих жизнях

Василий
поднимает кровавый флаг, тем самым
спасая пассажиров и исправляя свою
ужасную ошибку. И в этом тоже был его
выбор: вернуться и спасти, исправить
или оставить как есть и допустить
страшное. Василий понимает, что из-за
его мести пострадал невинный человек
и могли пострадать многие люди, он
чувствует свою вину

Сталкивая
героев, находящихся в одинаковых
условиях, но по-разному к ним относящихся,
Гаршин хотел сказать, что не всегда (и
не только) обстоятельства определяют
характер человека. Характер может
нравственно противостоять обстоятельствам,
даже не сознавая, может быть, это свое
противостояние (Семен). А может под
воздействием этих обстоятельств
озлобиться и ожесточиться, даже встать
на неправедный путь (Василий).

В
рассказе ясно ощутим символический
план. Так, часто в финале указываются
красный цвет и противоположный ему
черный: «брызнула кровь», «красный
флаг», «кровь все льет и льет», «не
унимается кровь», «кровавое знамя»,
«человек весь в крови», «с кровавой
тряпкой на палке» – «в глазах черные
мухи залетали», «совсем потемнело»,
«черно в глазах», «на землю». В народной
символике (и в контексте рассказа)
красный цвет является символом любви,
жизни, а черный – символом мрака,
погружения во тьму, символом смерти.
Семен готов был отдать свою жизнь ради
спасения других людей (свою кровь).

  • «Художники»
    (1879)

Идеи:
идея добра и зла. Филосфская идея цели
искусства. Гаршин разделяет истинное
искусство и искусство дельца-предпренимателя
Дедова. Вопрос о народе, о правде

Необходимо
убить покой людей, научившихся лгать
самим себе, — такую задачу ставят перед
собой Рябинин и создавший этот образ
Гаршин.

Только
творческие люди искусства с активной
общественной позиции с
пособны
противопоставить себя миру насилия и
искать достойный человека выход из
тяжелых тупиков капиталистического
строя. Именно
искусство призвано будить мысль и
совесть человека, выводить его из
состояния пассивности и обывательского
благополучия
.
Заставить
человека увидеть зло и несправедливость,
ужаснуться, почувствовать невозможность
жить в мире вопиющей неправды, — вот что
должно делать подлинное искусство
.

«Ударь
их в сердце, лиши их сна, стань перед их
глазами призраком. Убей их спокойствием,
как ты убил мое!» С этими словами
обращается гаршинский художник Рябинин
к фигуре замученного каторжным трудом
рабочего-котельщика, изображенного им
на полотне. Таковы,
по Гаршину, задачи искусства, враждебного
капиталистическому строю
.

Такое
искусство по природе своей враждебно
бесстрастному эстетизму, «искусству
для искусства», уходящему от тягостных
впечатлений жизни
.

Рябинину,
стороннику «беспокойного» искусства,
представителю «мужичьей полосы»
в живописи, стремящемуся перенести на
полотно «растущие язвы» социального
строя, противостоит
сторонник «чистого искусства»
Дедов,

который видит в
искусстве убежище от жизненных
противоречий и убежден, что искусство
существует «для воспроизведения
изящного в природе
«.
Что касается Рябинина, то он уверен, что
искусство существует не для этого. По
его мнению искусство должно приносить
существенную пользу людям.

В
этих сомнениях Рябинина заложено
стремление к действенному искусству,
активно влияющему на жизнь. Рябинина
же волнует, какое влияние искусство
имеет, в чем его действенная сила, зачем
оно.

Рябинин
не нашел этого ответа. Даже искусство,
убивающее спокойствие людей, показалось
ему мало действенным, не способным
перевернуть жизнь, а именно этого-то и
хочется Рябинину.

Рябинин
бросает искусство и отправляется в
учительскую семинарию, чтобы стать
народным учителем. В
народ, к народу — вот куда ведет путь
людей, подобных Рябинину. Если искусство
мешает этому, они бросают его.

Рябинин
не понял роли и значения реалистического
искусства, он не увидел его великой
общественно-воспитательной силы, его
связи с народом
.
В этом была его ошибка, но в этой ошибке,
по мысли Гаршина, был и подвиг. Ради
народных интересов, как он их понимал,
Рябинин отказался от самого дорогого
дела жизни.

В деревне он «не преуспел», —
многозначительно замечает Гаршин, и в
этом заключена большая правда;
не только Рябинин, но и все подобные ему
представители демократической молодежи,
устремившиеся «в народ», не преуспели
.
В 1879 году, когда был написан рассказ
Гаршина, это уже было совершенно ясно.
«Об этом когда-нибудь после», —
такой фразой закончил Гаршин рассказ.
Но и после об этом Гаршин также не
написал. В подцензурной печати нельзя
было рассказать о том, что делали Рябинины
в деревне и почему они «не преуспели».

В
противоположность Рябинину Дедов верит
в свое искусство и удивляется людям,
которые не могут найти в нем полного
удовлетворения. «Не могут они понять,
— говорит он, — что ничто так не возвышает
человека, как творчество». И вместе
с тем, — подчеркивает Гаршин, — при всей
показной возвышенности своих взглядов
на искусство, Дедов,
сторонник «чистого» творчества и
бескорыстного созерцания, — не больше,
чем делец: «чистое» искусство и
торгашество, самое элементарное, идут
рядом.

Дедов
с восторгом и завистью говорит о
художниках, зарабатывающих большие
деньги и выгодно продающих плоды
«чистого» творчества.

С легкостью и непринужденностью переходит
он от высокой поэзии к языку самой грубой
прозы, к языку чистогана. И в этом, как
подчеркивает Гаршин, есть своя логика:
безразличное к страданиям трудящегося
человека, искусство становится слугой
тех самых солидных посетителей выставок,
о которых говорит Рябинин: «Солидные
господа с бычьими глазами поглазеют,
потупят взоры в каталог, испустят не то
мычание, не то сопенье и благополучно
проследуют далее». Художник же,
обслуживающий этих господ, перенимает
взгляды и нравы своих хозяев.

Вместе
с тем Дедов не обрисован Гаршиным одними
непривлекательными чертами. Рисунок
его характера сложен. Он добр, наивен,
его любит Рябинин, он, по словам Рябинина,
«наивен, как сам пейзаж», он кроток
и мил, он способен справедливо оценить
талант своего идейного противника.
И
в то же время он холоден и равнодушен,
ничто не затрагивает его глубоко и
сильно. Он
говорит иной раз о страданиях трудящихся
людей, и говорит об этом с полной
искренностью, но от этой волнующей темы
Дедов быстро переходит к успокоительным
впечатлениям природы.

Противоположность
между Дедовым и Рябининым в их отношениях
к социальным противоречиям тонко
показана Гаршиным в диалоге о
рабочем-котельщике — «глухаре».
Первые
сведения о «глухарях» читатель
узнает сначала от Дедова,
который рассказывает об их мучениях
обстоятельно и правдиво, даже сочувственно,
но внутренне бесстрастно.
Вслед
за этим о том же говорит Рябинин; он
записывает всего лишь несколько фраз,
как будто спокойных, но каждая фраза
звучит как крик боли: «Он сидел,
согнувшись в комок, в углу котла и
подставлял свою грудь под удары молота.
Я смотрел на него полчаса, молот поднялся
и опустился сотни раз. Глухарь корчился».
И последняя фраза — как клятва: «Я его
напишу».

В
рассказе «Художники» Гаршин зовет
людей искусства и передовую интеллигенцию
к сближению с народом, к уходу «туда»,
«в это горе», настоящее, не надуманное.

Гаршина
восхищают люди, вступающие в борьбу за
свободу, даже если эта борьба не приводит
к победе.

В произведениях в аллегорической форме
отражены черты, характерные для поколения
революционеров-разночинцев 70-х годов.
Героями этих произведений являются
борцы — мужественные, но одинокие, еще
не связанные с народом, обреченные на
гибель.

психологич:
Рябинин бредит от написанной им картины.
Он потрясен судьбой народа. Об этом не
говорит никто. Никто не слышит его и не
видит проблемы.

  • «Красный
    цветок» (1883)

    – это психологическая
    новелла с элементами аллегорической
    сказки
    .
    Он создал рассказ-мистерию
    «Красный цветок», посвятив его памяти
    И.С. Тургенева (это сделано Гаршиным
    еще и потому, что в поэтике «Красного
    цветка» отразилось влияние Тургеневских
    «таинственных повестей»).

Герой.
Центральным героем в новелле Гаршина
является безымянный душевнобольной
человек. Все остальные персонажи (доктор,
сторож, надзиратель) лишь окружают
больного и в его представлении принадлежат
царству зла. Кстати, само слово «зло»
впервые появляется в произведении
именно в разговоре больного с доктором:
«Зачем вы делаете зло?». О центральном
герое мы не знаем ничего: неизвестно,
что было с ним до начала повествования,
что привело его в психиатрическую
больницу.

главная
идея героя – идея восстановления,
возрождения мира, искоренения зла

Психологическое
содержание

Психологической
эту новеллу делает то, что Гаршин
раскрывает
душу героя, его внутренний мир, чувства,
мысли, а значит, рассматривает человека
«изнутри»

Сюжет
рассказа (метания безумного героя)
основан на предельно детализированном
описании состояний героя, сломленного
страшным душевным недугом.

Пейзаж
выполняет психологическую функцию:

присутствие в этом ночном пейзаже
повторяющихся деталей: ограда («каменная»)
и решётки («железные»), а также «маленький
закоулок», в который «никто никогда не
заходил», и особенно «глухая стена
мертвецкой» – как вещественные знаки
ограничения, ограждения – вызывают
прямо противоположные ассоциации. Так
возникает в произведении мотив несвободы.

Кроме
того, всё, что входит в пейзаж, – высокое:
«высокая ограда», «высокие верхушки
деревьев», «подымалось белое здание
больницы» –
всё это словно смотрит на человека
свысока, подавляет его, а если он решится
взглянуть вверх, то, наверняка, даже не
увидит неба.

Поскольку сад «густо зарос каким-то
диким кустарником». От
этого места веет мраком холодом,
одиночеством, грустью и ужасной тоской.
Следовательно,
данный пейзаж выполняет психологическую
функцию, он помогает понять состояние
героя, оказавшегося в больнице как узник
в заточении, его мысли, чувства и эмоции.

Символична
цветовая гамма пейзажа, в которой
преобладает белый цвет: «облитые и
проникнутые лунным светом», «белое
здание больницы», «белая стена мертвецкой»,
«лунный свет падал».
Белый цвет традиционно является цветом
погребального савана.

Мотив смерти также поддерживает
упомянутая «мертвецкая» – помещение
для покойников при больнице. Значит,
помимо психологической данный пейзаж
выполняет в произведении ещё и
идейно-композиционную функцию: благодаря
ему возникает образ больницы как мира,
где властвует смерть.
А
это, в свою очередь, оказывается в
контексте произведения предвестием
гибели героя.

  • экспрессивность
    повествования: риторические вопросы
    и восклицания

  • небольшие
    внутренние Монологи

  • Натуралистические
    детали для эмоционально-экспрессивного
    изображения примелькавшегося зла и
    страдания.

Герой
«Красного цветка», по мнению самого
писателя, должен быть больным потому,
что невозможно в полной мере понять,
оценить
и прочувствовать действительное
состояние мира, то самое «зло», против
которого он восстал, находясь в здравом
рассудке.
И
невозможно,
пропустив всё зло мира через себя,
остаться здоровым. Поэтому душевная
болезнь героя изображается писателем
как неизбежный итог влияния мирового
зла на человека.

В романтической традиции психически
больные герои зачастую являлись некой
метафорой болезни всего общества в
целом.

В
то же время изображенная Гаршиным борьба
безумца с мировым злом иллюзорна.
Несмотря на то, что произведение
заканчивается смертью героя, нет
ощущения исчерпанности этой темы: вопрос
возможности победы добра над мировым
злом не является решённым до конца.

А значит финал произведения остаётся
открытым, обращенным к читателю, которого
Гаршин заставляет задуматься над
поставленной в произведении не только
социальной, но – шире – философской
проблемой.

Философское
содержание

Гаршин,
повинуясь замыслу, вырывает повествование
из психологической эмпирики и выводит
его в ту сферу, где властвуют символы и
где все превращается в ирреальное.

конфликт
добра и зла

Большая
роль в произведении принадлежит символам,
среди которых особо значимыми являются
красные цветы мака, олицетворяющие
мировое зло. В сознании героя цветок
мака отождествляется с таинственным
Ариманом. В религии зороастризма,
зародившегося в Иране, Ариман –
олицетворение злой сущности, направленной
на разрушение всего и вся.

Красный
цвет в его символическом значении
встречается неоднократно: в ванной
«стены и своды были выкрашены темнокрасною
масляною краскою» [276]; «оставив обнажённую
красную ссадину» [277]; «размахивая полами
халата из бумажной материи с широкими
красными полосами» [280]; «необыкновенно
яркий алый цветок» [281]; «колпак с красным
крестом на лбу» [285]. Традиционно красный
цвет ассоциируется с кровью, страданиями.
В произведении Гаршина также присутствуют
такого рода ассоциации. Однако
здесь красный цвет приобретает двойное
значение, благодаря тому, что упоминаются
красные кресты на колпаках больных. С
одной стороны, колпаки с красными
крестами также олицетворяют собой зло,
поскольку остались после ужасного
события – войны, являясь, таким образом,
своеобразным напоминанием о кровопролитии
и смерти. Но, с другой стороны, красный
крест выступает здесь и символом
милосердия и надежды на жизнь (их во
время войны носили сестры милосердия).
Кроме
того, символичным является и сам образ
креста, также неоднократно встречающийся
в произведении. Крест,
как уже было отмечено, изображён на
колпаках больных, а ещё в таком положении
часто держит руки герой «Красного
цветка» («длинные рукава прижимали его
руки к груди накрест»). Крест является
символом мученичества, добровольного
самопожертвования, готовности принести
себя в жертву ради других.
Так
в произведении возникает ассоциация
с образом Христа, принявшего крестные
муки ради спасения людей.
Наличие
такого рода символических образов и
деталей позволяет говорить о философском
наполнении произведения Гаршина, в
котором зло предстает в своем мировом
значении.

Уводит
повествование в мир мистерии символическое
сопряжение «Красного цветка» со «злым
духом», а также гротескное объединение
мира живых и мира мертвых: «Тут были
живые и мертвые.

Кроме
того, в реалистическом стиле Гаршина
можно обнаружить и романтические
тенденции. Сама
тема борьбы добра и зла, поднимаемая
писателем, традиционна для романтической
литературы.

Также в «Красном цветке» присутствуют
и типично
романтические мотивы: жажда воли,
свободы, протест героя против зла,
самоотверженный подвиг.

Наиболее явно романтическое начало
выступает в образе главного героя. Как
и подобает романтическому герою,
душевнобольной из «Красного цветка» –
исключительная
личность, противопоставленная толпе.

Причём сам герой неоднократно подчеркивает
эту противопоставленность: «Зачем вы
собрали эту толпу несчастных и держите
её здесь?

Герой
понимает свою особую миссию в этом мире
и стремится осуществить её. Но, в отличие
от романтических героев, он заботится
не о своём личном благополучии, а о
счастьи всех людей на земле: он собирает
«всё зло мира» в своей груди и уносит
его в могилу.

В
художественной атмосфере мистерии
осуществлялась идея, которая никак не
согласовывалась с нравственной философией
самого писателя и Л.Н. Толстого
(«непротивление злу насилием»), которого
Гаршин боготворил. Уничтожение «красного
цветка» («Я утоплю тебя. Я задушу тебя!
— глухо и злобно говорил он) — это и
есть художественная идея мистерии. Все
это произошло вопреки желанию самого
Гаршина и вопреки главному
нравственно-философскому императиву
Толстого.

Рассказ Всеволода Михайловича Гаршина повествует о сумасшествии, безумии, как таковом, в чистом виде, о том, как оно может изменить человека и к каким последствиям это приводит.

Сюжет произведения довольно сложен. В сумасшедший дом привозят мужчину (автор не называет его имени) с тяжелым психическим расстройством. С точки зрения психиатрии у главного героя обсессивно-компульсивный синдром, т.е. его преследует навязчивая идея. Данным расстройством страдает не так уж мало жителей планеты. Но обычно это не проявляется, как у героя «Красного цветка», в абсолютном безумии – людей просто считают чудаками, зацикленными на какой-то странной причуде.

У персонажа рассказа красный цветок олицетворяет вселенское зло, которое необходимо уничтожить. Сумасшедший присваивает цветку имя Ариман и противопоставляет его добру или, если хотите, Богу. Безумие героя сконцентрировалось на маке, хотя в больничном саду есть и другие цветы того же цвета. Возможно, мак ассоциируется у героя (или у автора) с наркотиком. Рассказ Гаршина полон символов и аллюзий. Так, например, красный крест на больничном колпаке герой воспринимает, как христианский символ борьбы со злом, а сам сумасшедший дом, где все больные облачены в такие колпаки, как театр военных действий, как поле финальной битвы со злом.

Себя герой ощущает полководцем на этом ристалище, однако, он не чувствует, что у него есть поддержка, поэтому свою миссию он должен выполнить в одиночку. Помутившийся разум подсказывает ему, что, уничтожив красный цветок, он победит вселенское зло и освободит человечество. Герой уверен, что победа лично для него означает физическую смерть и он готов к самопожертвованию.

В процессе повествования с героем происходят изменения, свидетельствующие об усугублении его психического расстройства. Если в начале рассказа в его речи прослеживается хоть какая-то логика, то к финалу безумие берет верх и понять что-либо из его слов становится невозможно.

Второстепенным персонажем в рассказе является врач, также безымянный. Он не пытается как-то облегчить состояние своего пациента, а лишь выслушивает его безумные речи, понимая, что ничем помочь не может. Иногда врач вступает в дискуссию с больным, пытаясь понять логику последнего. Главный герой считает врача проводником зла, поскольку тот не желает отпустить всех пациентов больницы на волю.

Действие в рассказе развивается стремительно. На глазах прогрессирует болезнь героя, он становится все более импульсивным и непредсказуемым. Наконец, наступает финал трагедии, скорее всего закономерный, ведь по-другому просто не могло произойти. Сумасшедший убегает из палаты, вырывается за стены больницы и срывает последний красный цветок мака. Теперь он свободен. Миссия выполнена. Герой умирает с сознанием, что зло побеждено.

Идея рассказа «Красный цветок» заключается в противостоянии человека и вселенского зла. У Гаршина, вернее, у героя его произведения, зло персонифицировано в цветке мака. Объяснить логику сумасшедшего сложно – почему именно красный мак и как он олицетворяет зло. Но если внимательно изучить историю человечества, то найдется немало примеров того, как отдельная личность пыталась бороться со злом, тем или иным образом персонифицируя его. Причем эти люди отнюдь не были безумными, они сознательно шли на смерть ради торжества добра, как им казалось, хотя часто то, что они совершали, оказывалось еще большим злом. Такую жертвенность можно назвать героизмом, иногда фанатизмом, относиться к ней можно по-разному. Но конкретный герой рассказа вызывает сочувствие и восхищение. У автора несомненно, но у многих читателей, по-видимому, тоже.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


  • Войти


  • Регистрация

«Красный цветок» — один из наиболее известных рассказов В.М. Гаршина. Эта работа наполнена жизненным опытом самого автора, которому однажды диагностировали психическое заболевание. Сюжет разворачивается вокруг одной психиатрической лечебницы, раскрывает проблемы самопожертвования и стремления спасти мир, заботы и милосердия на примере пациентов.

В лечебницу попадает мужчина, которого никак не может успокоить врач. Герой мечется по комнате, плохо спит и регулярно теряет вес. Авто на примере поступков медицинского персонала показывает, что необходимо заботиться даже о тех, кто уже кажется нам безнадежным. Писатель подмечает, что пациент отличается острым умом, образованностью. Также он вполне прекрасно ориентируется в пространстве, то есть создает впечатление абсолютно адекватного и здорового человека. Герой стремится спасти мир и побороть все зло, однако еще не представляет, как можно достичь данную цель. Здесь также раскрывается проблема самопожертвования и готовности «броситься на амбразуру». Уверенность пациента в итоге приводит к тому, что он находит источник зла — красный цветок. Растение стало воплощением ада ровно в тот момент, как пациент подумал, что цветок впитал в себя всю кровь этого мира и из-за этого окрасился в красный.

Первый сорванный цветок мужчина прижимает к груди и отходит в сторону от остальных пациентов. Он счет объект зла ядовитым и приготовился принять удар на себя. Герой срывает цветы затем снова и снова, пока из-за участившихся припадков и появившихся галлюцинаций врач не решается переодеть мужчину в смирительную рубашку. Душевнобольной всю же успешно совершает побег и карабкается вверх по крыше, приползая к последней инстанции зла с окровавленными руками.

Проблема достижения цели также была окончательно раскрыта автором в тот самый момент, когда мужчина гордо улыбнулся, заметив цветок «мертвым». Хотя и с недугом, но пациент смог достичь поставленной задачи.

Таким образом, действия мужчины напрямую подтверждают, что физическая сила зависит от психологического состояния индивида. Автор также отмечает, что каждый может поправить собственное психическое здоровье при своевременном обращении к специалисту. Среди поднятых в тексте проблем наиболее ярко выделяются достижение поставленной цели, самопожертвование и милосердие.

  • Отражение народных идеалов в сказке конек горбунок
  • Отрежу язык как пишется
  • Отражение как пишется проверочное слово
  • Отражение истории и традиций русского народа в сказках пословицах и поговорках
  • Отражение идей декабристов в образе чацкого сочинение