Отрекаться от своей сказки это при петре 1

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. История. Термины. Ревизские сказки

Ревизские сказки

Паули Г.Т. Этнографическое описание народов России.

Великороссияне разных губерний. 1862

Ревизские сказки — это документы. В них отражались результаты переписи податного населения, то есть тех его слоёв, которые платили подати (налоги).

Велись такие книги в 18- первой половине 19 века. Почему именно в это время?

В  1718 году при Петре I проведена первая ревизия, последняя – в 1856 году при Александре II.

Кто составлял ревизские сказки?

  • В городах — представители городского управления

  • В селениях государственных крестьян – старосты

  • В частных владениях — помещики или их управляющие

Какие сведения вносились в ревизские сказки?

  • Состав семьи

  • Родственные отношения между членами семьи

  • Дата рождения, смерти, регистрации брак и развода

Сведения вносились после  1,2 и 6 ревизий только о мужском населении, а по итогам остальных — и женского населения тоже.

В ревизиях не участвовали:

  • Дворяне

  • Духовенство.

  • Отставные солдаты

  • Драгуны

  • Состав действующей армии и флота

  • С конца 18 века — купцы 1-ой гильдии, государственные чиновники и разночинцы

Всего по 10-ой ревизии неподатным населением было 10.5% от общего числа населения Европейской России.

Все изменения вносились уже на следующий год ( например, смерть, служба в  солдатах, беглые и др.) Это позволяло государству собирать больше налогов, но и злоупотреблений было достаточно. 

Всего за период с 1718 по  1856 годы было проведено 10 ревизий.

Из истории

  • До Петра 1 группы населения, плативших подати, назывались «тяглыми» или «чёрными». Категории населения, освобождённые от податей, назывались «белыми»

  • При Петре 1 всё население делилось на податное и неподатное

  • В 1724 году Петром 1 была введена подушная подать .Налогом облагались все мужское податное население любого возраста

  • С 1 января 1887 года подушная подать перестала собираться, а в Сибири она взималась до 1897 года. Появились прямые и косвенные налоги.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

E-mail

Многие исследователи отмечают,  разительные изменения, произошедшие с Петром I,  после его возвращения из  «Великого посольства»  по странам Запада.  По-существу,  назад вернулся  совершенно другой человек —  ярый русофоб,  ненавидящий все русское,  в том числе и собственный народ,  отрекшийся от своих  родных и былых друзей.  Как будто,  кто-то с помощью пси-технологий  перепрограммировал  его личность,  превратив в послушное оружие  неких  антирусских сил,  предположительно связанных  с масонами.  При этом,  Романовы и без того  были явными «западниками»  и даже их фамилия  уже говорит о многом.

Вот, что об этом пишет А.Тулупов в своей книге «Род Севера»: «После Никона,  который загнал староверов в леса  и на место первой касты насадил поповство,  пришел черед и второй касты,  Петр окончательно вырубил из под нее  русский корень (в данном случае речь идет о касте жрецов-волхвов  и касте воинов-бояр).  Прежде всего, из под царской власти.  Дать имя,  значит  жизнь, и наоборот.  Назвав себя нерусской кличкой императора,  Петр совершил символичный акт цареубийства,  русского цареубийства.   Все,  что ни делал Петр после возвращения с Запада было символично,  было одержимо определенной целью,  и этой цели новый император добивался  с какой-то нечеловеческой, дьявольской и даже механической одержимостью.   Словно некто в Европе завел в нем пружину,  заложил цель и отправил обратоно в Россию,  дав ему в руки символический трехцветный атлантический флаг  для новой России.

Петр первый нарушил родовое табу,  он продолжил род от «немой»,  неправославной,  дворовой девки,  то есть трижды отрекся от рода и продолжил опять же полурусской-полу»немой»  девкой.  До этого он казнил единственного сына,  наследника по русской крови.  Это было выполнением главного пункта программы,  подменить не только царя на императора,  но и саму русскую кровь.  И с тех пор у Романовых было свое табу,  они никогда не продолжали свой род от русской по крови женщины,  в результате у последнего Романова русской крови было  только 1/126 часть,  то есть нисколько.

Не менее важно,  что сами Романовы были пришлого роду,  с Запада, из Литвы,  и что родовое имя их  Роман Кобыла,  что тоже  символично в схватке земледельческой цивилизации Руси  и скотоводческой цивилизации Запада,  и само имя Роман  буквально означает римлянин.  гражданин всаднического Рима…

Но вернемся опять к началу конца,  к петровской программе.  Следующей задачей  состояло создание плацдарма,  оплота вторжения,  Москва для этого дела не годилась,  она была еще под защитой эгрегора и боярская знать под ним была несокрушима.  Петр строит новую русскую столицу с немецким названием,  где он прорубает не окно в Европу,  а дыру в Россию…    Питер географически находится в сфере влияния Гольфстрима,  а значит,  и атлантического эгрегора,  здесь в атмосфере господствуют атлантические циклоны,  подавляющее число дней в году дует западный ветер,  здесь Солнце и огонь не властны,  здесь территория стихии воды.  И здесь должна статься новая столица новой России,  новое сердце Руси,  Великой русской равнины,  которая всегда была во власти Солнца,  где господствуют арктические антициклоны,  где дуют северные и восточные ветры,  которая оставалась последним оплотом северной расы под родным эгрегором Арктиды.

Для выполнения  всей этой дьявольской  программы  нужны были новые кадры,  Петр  настойчиво завозил всяких  немцев,  но Петр понимал,  что в России что-либо сделать можно только своими руками,  народ генетически никогда не примет интервенцию,  и он исполняет следующий пункт программы,  создает новую касту.

Брить бороды  —  это не просто его европейская блажь,  обезьянничание Европой,  это сакральный акт обрезания бороды  того же значения,  что обрезание «крайней» плоти в традиции Юга.   Этим актом Петр обрезал бояр,  второе сословие от Севера,  от Традиции,  это был свой знак,  метка «свой-чужой»,  точно также,  как обрезание у кочевников.  И  понятно,  почему Петр не стал брить народ,  он и был для него «чужой».  Для окончательного решения боярского вопроса  он придумал «графов»  и «баронов»,  впрочем,  вряд ли он был столь гениален,  скорее гениально исполнителен.  Новое дворянство из  новостриженных и новообрезанных через несколько поколений полностью уничтожит  вторую касту  с русским духом и даже генотипом.

Более того,  оно продаст в рабство  весь свой народ.  Последним,  и может главным,  пунктом петровской программы  было историческое решение отдать русские земли  в вечное владение «новым русским» и,  самое главное,  отдать в рабство новому сословию  русского крестьянина,  последнего наследника и защитника северной Традиции.   Именно реформатор,  либерал,  «просвещенный европеец»  Петр  закрепил  «императорским» указом крепостное право,  даже Иван Грозный не посмел  отменить Юрьев-Ярилин день, и при нем русский  земледелец  имел право владеть своим уделом,  своей землей.   К победе рабства был издан один из петровских Указов,  где было сказано «Вольных нынче в России нет».  И,  видимо,  как символ окончательной победы  над новой Россией  был вывешен  трехцветный индоевропейский флаг  с синей меткой Атлантиды.  И разве после этого петровская реформа  не вражеское вторжение,  в результате которого отобрана земля и весь народ отдан в рабство?»

Как верно многое подмечено А.Тулуповым  и вовсе не случайно  некоторые независимые исследователи  назвали  период правления  Романовых —  «немецко-романовским иго»,  которое  в отличие от мифического  «татаро-монгольского иго»  было реальным и как раз 300-летним.  Но,  несмотря на то,  что  А.Тулупов сделал множество гениальных догадок,  главного вывода он так и не сделал:   изменения произошедшие с Петром  за время его «Великого посльства»  столь разительны.  что никаким «прозападничеством»  Романовых  их нельзя объяснить.  Как и странную тягу ко всему немецкому.  На Русь  из Европы действительно вернулся совершенно другой человек,  старше более чем на 10 лет  и значительно выше настоящего Петра.  Да и народ не зря сразу же  догадался,  что новый царь —  самозванец.

Доказательств подмены Петра множество,  но скажу лишь об основных.  Новый «Петр»  совершенно «забыл»  родной язык и разговаривал с сильным акцентом.  «Забыл» он не только язык,  но и родную письменность  и до конца жизни писал на латинице.  Не стал  встречаться с любимой прежде женой и отправил ее в монастырь,  а своего сына  от нее  убил.  В монастырь была сослана и родная сестра Петра,  организовавшая «стрелецкий бунт».  Конечно,  историки нам рассказывают сказки.  что это де была банальная борьба  за власть между самими Романовыми.  Но при этом,  совершенно молчат обо всех «странностях»  нового «Петра».  А их помимо упомянутых,  было еще немало.

Например, именно после  поездки на Запад  «Петр»  больше никогда  не  одевал русские одежды и всегда носил европейское платье.  На дух не переносил  православную церковь,  но  посешал католические.  И еще эта странная тяга ко всему немецкому.   Именно немцы  заполонили Россию при Романовых, получив в ней различные преференции,  да и с момента возвращения лже-Петра,  все императрицы уже были только немецких  кровей.   Нет,  никто не отрекался от своего рода.  а табу Романовых  было связано с тем,  что  все они знали правду о своем происхождении и о том,  каких кровей  был на самом деле  вернувшийся вместо настоящего царя самозванец.   Вот и предпочитали не смешивать свою кровь,  т.е. Романовы после Петра  все уже были немецкой (вероятно прусской) крови.

К тому же из всего посольства,  сопровождавшего Петра в этой поездке,  с самозванцем вернулся один только Меньшиков,  позже  ставший  графом и одним из богатейших людей империи.  Но видимо,  больше никто не продался масонам,  осуществившим подмену  настоящего царя.  Потому-то, в отличие от настоящего Петра не знал самозванец,  где находится  библиотека Ивана Грозного,  хотя и  пытался ее отыскать.    К тому же лже-Петр обладал многолетним опытом морских сражений  и болел  тропической лихорадкой,  «подхватить» которую  в водах Северной Европы  было просто нереально.   Обо всем этом официальные историки предпочитают помалкивать.

А ведь именно  это все и объясняет,  почему  в правление лже-Петра население России значительно сократилось,  а народ был обращен в настоящее рабство.  Россию заполонили немецкие  наемники и торговцы  и именно немецким историкам было поручено  написать  новую русскую историю.  А ведь писали они не историю русского народа,  а  историю немецкой династии Романовых.  Вот почему так важно было создать впечатление,  что русские  — это  дикие варвары,  не способные даже на собственную государственность без западных «цивилизаторов».  Потому-то при Романовых, особенно в первые столетия их правления,  уничтожались и фальсифицировались подлинные  древнерусские источники,  которые могли  полностью развенчать  русофобские фантазии фальсификаторов.  Но похоже.  что несмотря на все старания до библиотеки Ивана Грозного они так и не добрались. И эта «мина замедленного действия»  рано или поздно  «рванет»,  похоронив  всю эту лживую  «официальную историю»  из  наших учебников.

Кстати, именно в рамках этой готовящейся  фальсификаии русской истории и было отменено самозванцем  древнерусское летоисчисление  и календарь.  Таким образом,  у русской истории  сразу же украли несколько тысячелетий.  Не положено было рабам  иметь древнюю историю.  А ведь ни в Руси,  ни в  предшествующих ей  государственных образованиях  от самой Арктиды-Гипербореи  никогда не было на этих землях  рабства,  в отличие  от  рабовладельческих  цивилизаций  Запада.  И это  —  тоже является лишним подтверждением  того,  что самозванец был не прозападником,  а настоящим представителем западной цивилизации,  в которую  рабовладельческая традиция  пришла из Римской империи и погибшей Атлантиды.

И, конечно  никакой  «Питер»  самозванец и прочие Романовы не строили,  а лишь откапывали и реставрировали  древний город  погибшей античной цивилизации.   Ну а масонские  символы как раз и появились  во время этой «реставрации».  Но это уже совсем другая тема,  о которой  уже  рассказывалось  и возможно —  еще будет рассказано в отдельных постах.   Мы же подытожим,  сказанное А.Тулуповым:  все реформы «Петра»  и были настоящим вражеским вторжением  и  окупацией  русской страны,  —  немецко-романовским иго,  хотя и имеющим мало отношения к настоящим Романовым.  Но зато с реальным рабством народа,  и созданием продажной  прозападной  правящей «элитки», уже практически лишенной русской крови.  Да и все нынешние прозападные жополизы тоже  вряд ли имеют в себе  большой процент русской генетики.

michael101063 ©

Ревизские сказки

  • Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

    В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

    В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

    Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.

    Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811) включали только мужчин.:

    1-я ревизия проводилась в 1718—1719 гг. при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года. Для производства ревизии были назначены особые переписчики, находившиеся под непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Проводилась ревизия под руководством воинской и ревизион-коллегии. В ходе ревизии, законченной в основном к 1724 году, было учтено 5,4 млн «душ» мужского пола. Подушная перепись закрепила «гулящих людей» за помещиками, на землях которых она их застала, что увеличило количество крепостного населения.

    2-я ревизия — в 1743—1747 гг. (подача дополнительных сказок продолжалась до 1756 г.). Инструкцией, дополнявшей правила, устанавливалось производство ревизий через каждые 15 лет.

    3-я — в 1761—1767 гг. и отличалась от первых двух тем, что производилась без посылки офицеров, подача сказок было сосредоточена в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях.

    4-я — в 1781—1787 гг. производилась под заведованием сената, прием сказок был возложен на городничих, нижние земские суды и казенные палаты.

    5-я — в 1794—1808 гг. производилась на основании правил 4-й ревизии.

    6-я назначена на май 1811 г., но прервана в связи с угрозой войны с Францией.

    7-я — была проведена в 1815—1825 гг.

    Во время производства 6-й и 7-й ревизий действовали так называемые ревизские комиссии из уездного предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.

    8-я — была в 1833—1835 г. по Манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 г. Устав 1833 г. перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи и в 11 главах систематически излагает правила её производства и проверки собранного материал. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом уставе, так и в этом уставе о 10 ревизии. В ревизские сказки вносились сведения в порядке номеров семей, по данной и по предшествующей ревизии. На одной стороне листа бумаги вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии; сколько лиц выбыло, сколько состоит налицо. На другой стороне листа вписывались лица женского пола с отметкой о возрасте. Участниками сбора данных последних ревизий были помещики, особые ревизские комиссии и казенные палаты. Окончательная проверка сказок производилась специально посылавшимися в уезды чиновниками, в обязанности которых входил не только просмотр метрических книг, но и розыск всех «утаенных и прописных».

    9-я была назначена на 1850 г.

    10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 гг. по «Уставу о производстве 10 народной переписи» от 3 июня 1857 г. Эта ревизия впервые учитывала население всей России, с Польшей и Финляндией. По данной ревизии было учтено 11244913 душ мужского пола, а всего крепостных людей 23069621 человек, что составило 34,39 % по отношению к общему числу жителей Российской Империи по состоянию на 1 января 1859 г.

    Один экземпляр «ревизских сказок» был передан в уездное казначейство. Другой же экземпляр был передан непосредственно в казенную палату.

    Первые три ревизии хранятся в РГАДА, остальные — в архивах субъектов федерации.

    Форма внесения сведений со временем изменялась. Ниже представлены варианты форм ревизий, проведенных в 1763, 1795 и 1857 годах.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Почто́вый тракт — в России с XVIII века название дороги, по которой осуществлялась перевозка почтовых отправлений.

Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй.

Двор (от. слав. -dvor в значениях «дом», «изба», «семья вместе со своим домом») — в сельской местности все живущие в одном месте семейным союзом, так что крестьянская «семья» и «крестьянский двор» тождественны. Термин «двор» принимается за единицу счисления во многих случаях и в особенности при распределении натуральных повинностей.

Савакоты, савакот, саваки (фин. savakot, savolaiset) — одна из народностей финского этноса, сложившаяся на территории провинции Саво. Помимо своей коренной территории, савакоты проживали также в Ингерманландии, куда часть их была переселена в ходе миграций XVII века. Там на основе савакотов и эвремейсов сложилась другая народность — ингерманландцы.

Мы́за (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии и Ингерманландии — отдельно стоящая усадьба с хозяйством, поместье (швед. håff, нем. Gutshof).

Упоминания в литературе

Примерно до середины XVIII века четкого формуляра по составлению ревизских сказок не было, и ответственные за перепись лица вносили данные о населении лишь руководствуясь рекомендациями властей, а не в строгой зависимости от них. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк, до появления которого форма списков прорисовывалась вручную. С 3-й по 7-ю ревизию таблица пополнялась новыми графами, и лишь с 1815 года структура ревизской сказки обретает свой окончательный вид. В форме содержалась следующая информация: дата подачи сказки, место проведения переписи населения вплоть до указания села или деревни. Также указывались номер семьи, ее состав до и во время проводимой ревизии, возраст каждого конкретного человека и другое. В заключительной части ревизской сказки подсчитывались итоговые цифры и ставилась подпись того, кто был ответственен за перепись в административной единице.

В общей сложности в нашей базе 121 вексель с именем Михаила Ревякина за период 1749–1775 гг., причем лишь в одном из них он фигурирует в качестве заемщика: все остальные 120 векселей были выписаны на его имя. Примечательно, что свою хозяйственную деятельность он начал в весьма юном возрасте. В ревизских сказках второй ревизии 1747 г. значилось, что ему 12 лет. Впрочем, здесь возможна ошибка примерно в два года, поскольку по данным третьей ревизии он значится 30 лет от роду, хотя между ревизиями прошло не 18, а 16 лет.[143]

Вследствие такого огромного значения «прав и преимуществ состояния», то есть сословных прав и преимуществ (или, напротив, полного бесправия), сословия делились на привилегированные и непривилегированные, или, точнее, податные и неподатные. Критерием были уплата подушной подати по самому факту физического (вернее – юридического, после внесения в ревизские сказки при очередной ревизии, переписи населения) существования или освобождение от нее. А уж затем сословия делились на сельские и городские.

Особо следует сказать о крепостном праве. При Петре I два крепостных состояния: холопство и крепостное крестьянство было слито в одно состояние – крепостных людей. Крепостным считался не тот, кто вступал в крепостное обязательство по договору, а тот кто записан за известным лицом в ревизской сказке. После смерти Петра I расширились границы власти владельца над крепостными душами. В последствии в крепостную зависимость попали незаконнорожденные, вольноотступники, бродяги, дети солдат, приемыши, пленные и другие. Причем, это делалось помимо воли этих людей.

На часть Екатерины – в селе Котлах «четверо дворовых людей семьями и крестьян 68 душ (по последней ревизии) – крестьяне с женами и с детьми, со всеми семействами и со вновь рожденными после подачи последних ревизских сказок, обоего пола, их усадьбами, строением, огородами, гуменниками и конопляниками, со скотом и всякого рода их крестьянским имуществом; землю же в их селениях, пашенную и непашенную, с покосами и всякими угодьями, поделить им, Анастасу, Елене и Екатерине, по числу доставшихся каждому ревизских мужского пола крестьянских душ, по способности к одним местам с соблюдением обоюдных выгод в удобности и неудобности ее…» Так как у Екатерины в Котлах крестьян было больше, чем у Анастаса, то и земли, по их числу положенной, у Екатерины в селе Никольском Котлах было больше.

Связанные понятия (продолжение)

Пу́стошь — запустевшая (пустопорожняя), заброшенная, никем не владеемая, земля, на которой когда-то было поселение, но откуда люди ушли из-за войн, голода, смерти последних владельцев, исчезновения источников воды. Близко по смыслу к термину «урочище». Пустошью также назывался дальний от главного селения участок, не входящий в надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» — означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью…

Эвреме́йсы ((фин. äyrämöiset), эвремейсет (от фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет) — исчезнувший коренной народ западной части Карельского перешейка. По одной из версий, источником происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс (фин. Äkräs), упоминаемый Агриколой.

Казённая палата — губернское учреждение министерства финансов Российской империи. Название происходит от древнего смысла учреждения: места для хранения казны, также называвшегося казённым двором.

Подушные переписи («ревизии») — переписи, проводившиеся на основе новой учетной единицы — мужских душ вместо «тяглового двора», использовавшегося в Русском государстве в XVI—XVII веках. Подушные переписи стали проводить с 1718 г. при Петре I.

Подробнее: Подушная перепись

Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.

Подробнее: Писцовая книга

Переписные книги — наименование специальных рукописных книг, в которых указывались сводные сведения по количеству и составу населения в России XVII—XVIII столетий.

Румянцевская Опись — перепись населения, с его движимым и недвижимым имуществом, произведенная в Малороссии по распоряжению графа П. А. Румянцева, на основании инструкции, данной ему императрицей Екатериной II при назначении на должность малороссийского генерал-губернатора.

Вакенбухи (также лагербухи; нем. Wackenbuch) — описи арендных имений в Прибалтийских губерниях для определения их налогообложения. Слово вакенбух образовалось, по одной из версий, от шведского слова Wacke — смета и немецкого Buch — книга, или, что вероятнее, от староливонского слова вакка (Wacke) — названия дня для внесения крестьянами Лифляндии натуральных повинностей. Впрочем, и название финской земельной меры вака могло также послужить основанием для образования слова вакенбух. Название этих описей…

Ландратская перепись — подворная перепись, проведённая в ряде губерний России в 1716—1717 годах (в некоторых пунктах началась с середины 1715 года по отдельным указам) по указу Петра I от 10 декабря 1715 года. Проведение переписи было поручено ландратам (от нем. Land — земля, страна, Rat — совет) — местным чиновникам, стоявшим во главе ландратских доль.

Земская статистика — статистические работы земств по обследованию главным образом состояния сельского хозяйства и процессов его социально-экономического развития.

Демографи́ческая стати́стика: * составная часть системы демографических наук, осуществляющих сбор, обработку, анализ и изложение данных, характеризующих численность, состав, размещение и движение населения стран, территорий или отдельных групп населения с применением статистических методов.

«Па́вловская респу́блика» (Павловская Речь Посполитая, польск. Rzeczpospolita Pawłowska) — имение Павлово в Виленском повете Речи Посполитой, в котором во второй половине XVIII века были проведены кардинальные социально-экономические реформы, в результате чего в нём было сформировано местное самоуправление.

Реформа Киселёва — это проведённая в 1837—1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павла Дмитриевича Киселёва реформа управления государственными крестьянами.

Земские доски (чеш. zemské desky, др. чеш. desky zemské, лат. terrae tabulae) — важнейший источник права Чешского королевства в период с XIII по XVIII века, представлявший собой систематизированные записи судебных и административных прецедентов, заключённые в деревянный переплёт, благодаря чему источник и получил своё название. Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим…

Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России.

Испове́дная ро́спись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других…

Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.

Подробнее: Отказная книга

Инвента́рная рефо́рма — реформа, направленная на введение обязательных инвентарей в помещичьей деревне в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине, проводившаяся в 40-х годах XIX века в царствование императора Николая I.

Зе́мские подво́рные пе́реписи — комплексные исследования социально-экономического положения крестьянского хозяйства. Были одним из основных элементов земской статистики Российской империи.

Межево́й архи́в (архи́в Межево́й канцеля́рии) — один из наиболее крупных и тщательно оберегаемых архивов дореволюционной России – являлся собранием документов, фиксировавших состояние помещичьего землевладения Российской империи на протяжении полутора столетий.

«Положение о лифляндских крестьянах» — государственный документ, опубликованный по решению царского правительства в 1804 году и направленный на облегчение правового и экономического положения губернского крестьянства.

Засухи, неурожаи и голод на территории современной России, как и в других странах, часто случались в прошлом.

«Устава на волоки» ― государственный правовой документ («устава») о проведении волочной померы в Великом княжестве Литовском, изданный великим князем Сигизмундом II Августом 1 апреля 1557 года. Из-за недостаточной проработки изначального документа впоследствии к «уставе» принимались дополнения и изменения — 20 октября 1557 года, 20 мая, 20 июня и 20 октября 1558 года. «Устава» содержала в себе принципы, согласно которым должно было быть построено государственное земельное хозяйство во всём Великом…

Ревизская душа — единица ревизского учёта лиц мужского пола, входивших в податные сословия, для налогообложения в Российской империи. Использовалась с 1718 по 1887 год, а в Сибири — до 1899 года. Термин «ревизская душа» появился в указе Петра I от 26 ноября 1718 года при замене подворного обложения подушной податью. Каждая ревизская душа считалась в наличии даже после смерти вплоть до следующей переписи (отсюда — «Мёртвые души»).

Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

Пе́репись населе́ния — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. Как и в случае других переписей, по завершении переписей населения производится обработка и публикация собранных данных.

Жилецкие люди — термин, использовавшийся в Русском государстве в противоположность «служилым людям».

Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.

Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.

Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства…

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Геймат (русское слово от нем. Heimath, родина — но понятие от швед. hemman) — в прибалтийском праве крестьянская ферма (земля с пашней, лугом и усадьбой) в остзейских губерниях Российской империи. Единицы налогообложения (тягла) со времён шведского владычества, гейматы разделялись на податные и казённые, в последних право собственности на землю сохранялось за государством. Гейматы отличались от других облагаемых налогом земельных участков тем, что они были достаточного размера для уплаты полного…

Белопашцы — в Российской империи название сельских обывателей, владевших собственной землей и освобожденных от податей и повинностей, в противоположность «черносошным крестьянам», то есть крестьянам, обложенным государственными сборами и повинностями.

Запи́ска об освобожде́нии крестья́н — получившая широкий резонанс в 1850-е годы работа Константина Дмитриевича Кавелина, посвящённая вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости. Окончательная редакция относится к 1855 г.

Цара́не (рум. ţărani, цэра́нь; от ţară, страна, ср. лат. terra; ед. ч. цара́н) — ныне люди, живущие в сельской местности Румынии и Республики Молдова, заняты в основном сельским хозяйством и животноводством, крестьяне; в прошлом лично свободные, но феодально-зависимые крестьяне в Молдавии и Валахии. Жили на землях феодалов, которым отдавали дижму (десятину) — 1/10 часть произведённых продуктов и исполняли фиксированную барщину. Юридически считались свободными, могли уйти от феодала, но были прикреплены…

Нижегоро́дская губе́рния по иссле́дованиям губе́рнского зе́мства — это название сборника (в трёх выпусках), вышедшего в Санкт-Петербурге в 1896 году и дающего самое общее представление о природных условиях, об экономике Нижегородского края в конце XIX века. Это издание состоит из трёх выпусков и основывается на материалах обширных исследований, проводимых сотрудниками нижегородского губернского земства…

Када́стр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению.

Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году.

Сельские обыватели — в Российской империи термин Свода законов, означающий сословный эквивалент крестьянства. Кроме собственно крестьян, сельскими обывателями числились также однодворцы, военные поселяне, а также те башкиры и казаки, которые не имели «высших прав состояния» (то есть, не относились к другим сословиям).

Горнозаводские крестьяне — разряд крепостных крестьян в России, обязанных, кроме занятия земледелием работать на горных заводах. Возник в XVII веке в связи с зарождением горной промышленности на Урале, в Карелии и частично на Алтае.

Уложение о службе 1555—1556 г. — законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.

Ры́царская мы́за (лат. praedium nobilium sive equestrum, нем. Rittergut, эст. rüütlimõis, лит. domenas) — тип мызы в Остзейских губерниях Российской империи, в Пруссии и некоторых других странах Европы. Владение рыцарской мызой было связано с определенными правами, привилегиями и обязанностями.

Ревизская сказка

Ревизская сказка
Ист. В крепостнической России список лиц, подлежащих обложению подушной податью, составлявшийся при ревизии. — Как давно вы изволили подавать ревизскую сказку? — Да у ж давно (Гоголь. Мёртвые души). Сколько есть на свете людей, существующих как бы для того только, чтоб имена их числились в ревизских сказках! (Салтыков-Щедрин. Сон в летнюю ночь).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «Ревизская сказка» в других словарях:

  • РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА — (от слова ревизия). Список, именная роспись всех наличных жителей окладных сословий, также свидетельство о внесении кого либо в этот список. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА от слова …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ревизская сказка — Ревизские сказки документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII 1 й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными… …   Википедия

  • Сказка — I ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях. отт. Литературное произведение такого характера. 2. перен. Что либо фантастическое, заманчивое. 3. разг. Неправда, вымысел, небылица, ложь; то,… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Сказка — I ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях. отт. Литературное произведение такого характера. 2. перен. Что либо фантастическое, заманчивое. 3. разг. Неправда, вымысел, небылица, ложь; то,… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Сказка — I ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях. отт. Литературное произведение такого характера. 2. перен. Что либо фантастическое, заманчивое. 3. разг. Неправда, вымысел, небылица, ложь; то,… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Смехов Вениамин Борисович — (р. 1940), актёр. С 1965 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (ныне Театр на Таганке). Роли в спектаклях: «Послушайте!», «Мастер и Маргарита», «Ревизская сказка», «Доктор Живаго» и др. С 1968 в кино. Снимался в фильмах: «Ловушка для… …   Энциклопедический словарь

  • Любимов, Юрий Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Любимов. Юрий Петрович Любимов Имя при рождении …   Википедия

  • Демографическая статистика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Лунный заговор — …   Википедия

  • Вениамин Бориcович Смехов — Актер театра и кино, режиссер, драматург, публицист, народный артист России Вениамин Борисович Смехов родился 10 августа 1940 года в Москве. В школьные годы Вениамин Смехов посещал драматический кружок при Дворце пионеров Дзержинского района. В… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века

А. Агин. Чичиков у зеркала. Иллюстрация к поэме «Мертвые души». 1892 год

О связи души и налогов, нововведении Петра I и злоупотреблениях, вдохновивших Николая Гоголя на поэму о предприимчивом человеке по фамилии Чичиков.

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.

Что такое ревизская сказка

Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.

Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.

В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.

В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».

В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.

Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»

«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».

А. Агин. Чичиков и Собакевич. Иллюстрация к поэме «Мертвые души». 1892 год

  • Отражение типа языковой личности в жанре сочинения
  • Отрезок не измерен как пишется слитно или раздельно
  • Отражение сущности современного автору общества в рассказе в м гаршина красный цветок
  • Отрежьте кусочек как пишется
  • Отражение стереотипов в сказке джона толкина хоббит