Отрывки из русских народных сказок для викторины

Сценарий мероприятия для начальной школы

«Знатоки русских народных сказок»

Цели: 

  1. привить интерес к чтению книг;
  2. обобщить знания детей по теме «Русские народные сказки»;

Оборудование:

  1. иллюстрации к сказкам;
  2. рисунки ребят;
  3. выставка книг

Ведущий: Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

                  Мы знаем, вы любите игры,

                  Песни, загадки и пляски.

                  Но нет ничего интереснее,

                  Чем наши волшебные сказки.

    Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет «Лучшим знатоком сказок». Все мы родом из детства. А детство- это первые радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра – конкурс. В конкурсе будут участвовать две команды.

  1. Конкурс «Узнай сказку по отрывку»

Ведущий: Я буду читать вам отрывки из  сказок, а вы должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.

1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна — у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.  (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

2.Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…” (“По щучьему велению”.)

3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”(“Крошечка – Хаврошечка”.)

4.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!…» (Братец Иванушка)

5. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?

– А я – Лягушка-квакушка. (Ответ: «Теремок»)

6.– Поешь моего простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)

  1. Конкурс «Продолжи название сказки»

Ведущий: Каждой команде читаются первые слова сказки. Ваша задача продолжить это название.

1.Кощей  … (Бессмертный)

2. Баба … (Яга)

3. Крошечка …  (Хаврошечка)

4. Василиса .. (Прекрасная)

5. Царевна … (Лягушка)

6. Сестрица Аленушка и … (Братец Иванушка)

7. Маша и (медведь)

8. Лиса и … (волк; хаяц и т.д.)

  1. Конкурс «Волшебные вещи»

Ведущий: Героев вы знаете, а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы, и кому они принадлежат?

  1. Игла (кощея Бессмертного)
  2. Стрела (Царевна – лягушка)
  3. Печка (По щучьему веленью)
  4. Топор (каша из топора)
  5. Репка (Репка)
  6. Кувшин (Лиса и журавль)
  1. Конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий: Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я буду  вам читать словесное описание портретов героев ваших любимых сказок. Вы должны отгадать о каком герои идет речь,  и нарисовать этого героя. (от каждой команды по 1-2участника)

  1. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке?  (Кощей Бессмертный)
  2. Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необыкновенном аппарате. (Баба Яга)
  1. Конкурс «Сказочная викторина»

Ведущий: Пока наши художники рисуют сказочного героя, команды ответят на вопросы викторины. На доске прикреплен цветок, на лепестках которого написаны вопросы викторины. Участники команд подходят и отрывают по одному лепестку, читают вопрос и отвечают на него. (Если участник затрудняется ответить, то ему помогает команда). За правильный ответ – 1 балл.

  1. Назовите сказки, героями которых являются звери.
  2. Где находится смерть Кощея? (В яйце)
  3. Кто унес мальчика к Бабе Яге? (Гуси-лебеди)
  4. В какой сказке мальчик превратился в козленка и почему?
  5. Назовите героев сказки «Теремок».
  6. Какое мужское имя чаще всего встречается в сказках? (Иван).
  7. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  8. Кто и с кем устроил такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)
  9. Назовите кличку собаки из сказки «Репка». (Жучка)
  10. Жилище бабы Яги? (Избушка)
  11. Кто так говорил и из какой сказки?

«Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)

  1. Кто любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)
  2. Кто так говорил и из какой сказки?

«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,

Хочу лису по сечи,

Пошла лиса вон.»   (Петух из сказки «Лиса и заяц»)

  1. «Съешь моего ржаного пирожка…
    – Не стану я ржаной пирог есть!
    У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
    (Печка, девочка.  Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
  1. Конкурс «Телеграмма»

Ведущий: Ребята, к нам в группу продленного дня пришли телеграммы от героев известных вам сказок. Я буду вам зачитывать их, а вы говорите, кто их прислал.

  1. «Приехать к вам не смогу, мой хвост примерз в прорубе» (Волк из сказки «Волк и лиса»).
  2. «Очень хотела к вам приехать, но мышка бежала, задела хвостиком яичко, оно покатилось и разбилось. Я осталась утешать деда и бабу». (Курочка ряба из сказки «Курочка ряба»)
  3. «Приехать к вам не могу, мой брат превратился в козленка», (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  4. «Я хотела к вам приехать, но волк съел моих козлят». (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
  5. «Приехать к вам не смогу, так как зарезали мою коровушку».  (Крошечка-Хаврошечка из сказки «Крошечка-Хаврошечка»).
  6. «Хотел к вам приехать, но надо лису из своей избушки выгонять» (Заяц из сказки «Лиса и заяц»)
  1. Конкурс «Шапка-невидимка»

Ведущий:  А это шапка-невидимка. Она скроет все, что под ней находится. Вот сейчас под ней спрятались сказки. Попробуем вместе их отгадать.

.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка   (Снегурочка)

В землю села она крепко.
Одному не справиться,
И поэтому за дедом
Хвост длннющий тянется.   (Репка)

Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей?  (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят).

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки.
Из какой ушел я сказки?
(Колобок).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию предлагаю посмотреть инсценированную сказку «Репка», которую для вас приготовили ребята.

Ведущий: Я благодарю за участие в этом конкурсе всех участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.

Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!

Ведущий: Наш юный друг! Бери с собой в дорогу

                   Своих любимых сказочных друзей.

                   В заветный час они тебе помогут

                   Найти мечту и сделать жизнь светлей.

I вариант.

1.В сказках ____ всегда побеждает зло.
а) Сноровка.
б) Добро.+
в) Смелость.

2. Золотое яичко разбил (а):
а) дед;
б) мышка;+
в) баба.

3. Выберите, кто из героев сказки тянул репку после Жучки?
а) кошка;+
б) внучка;
в) мышка.

4. Вспомните, кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;
в) триглазка+

5.Струнный музыкальный инструмент, под который древнерусские певцы-сказители исполняли песни и былины:
а) Гусли.+
б) Гармошка
в) Арфа

6.Так герои русских сказок ласково называют своих отцов:
а) Батюшка.+
б) Папа
в) Папочка

7.Число, являющееся популярным в русских народных сказках:
а) Три.+
б) Семерка
в) Двойка

8.Сивка-Бурка это:
а) Конь.+
б) Корова
в) Бык

9.Выберите название сказки, в которой от брошенной шапки избушка зашаталась:
а) В сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».+
б) В сказке «Никита Кожемяка»
в) В сказке «Иван-царевич и серый волк»

10. Кто обижает добрую девочку-сироту в сказке «Морозко»?
а) злая мачеха +
б) Баба-Яга
в) Змей Горыныч

11. На каких ножках стоит дом Бабы-Яги?
а) на деревянных
б) на курьих +
в) на железных

12. Выберите, какие предметы уходили вместе с водой в сказке «По щучьему веленью»?
а) вёдра +
б) кастрюли
в) чайники

13.Имя царя, у которого Иван-царевич украл Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»?
а) Николай
б) Салтан
в) Афрон.+

14.Определите предмет, с помощью которого можно убить самого страшного героя русских сказок?
а) Меч
б) Камень
в) Игла.+

15.В сказке «Никита Кожемяка» так названо жилище змея-людоеда:
а) Пещера
б) Берлога.+
в) Обитель зла

16.Самым любимым местом Иванушки-дурачка для сна и отдыха является:
а) Кровать
б) Печь.+
в) Пол

17. Вспомните, избушку какого героя заняла коза-дереза?
а) Зайчика.+
б) Медведя
в) Лисы

18. Корешки или вершки получил медведь от мужика, когда выкопал репу?
а) Вершки.+
б) Корешки
в) И корешки, и вершки

19. Иванушка стал козленочком, когда выпил воду из козьего копытца. А как он снова стал мальчиком?
а) Три раза перекувыркнулся через голову.+
б) Выпил волшебной воды
в) Искупался в чистой реке

20. Птицы, которые унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась, были:
а) сороки-вороны
б) гуси-лебеди +
в) утки-крякушки

II вариант.

1. Вспомните, что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;+
б) зернышко;
в) молочко.

2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» это называется «живой» и «мертвой»:
а) Земля
б) Трава
в) Вода.+

3. Данный продукт лиса размазала по тарелке и подала журавлю в сказке «Лиса и журавль»:
а) Суп
б) Кашу.+
в) Оладушек

4.Выберите, на чем ехал купец в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»?
а) Сани.+
б) Колесница
в) Телега

5. Кто сломал теремок в сказке «Теремок»?
а) медведь +
б) волк
в) чудо-юдо

6.Определите, кто принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в) лиса.+

7.Имя царевны, которая стала женой Иванушки-дурачка в сказке «Сивка-бурка»?
а) Василиса
б) Елена.+
в) Алена

8.Без чего солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»?
а) Без топора
б) Без крупы.+
в) Без воды

9.Как журавль подал на стол окрошку в сказке «Лиса и журавль»?
а) В кувшине.+
б) В тарелке
в) В блюдце

10. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?
а) Аленушка
б) Василиса Премудрая+
в) Василиса Прекрасная

11. Что такое русская народная сказка?
а) занимательный рассказ с фантастическим содержанием;
б) жанр устного народного творчества;+
в) краткий нравоучительный рассказ.

12. Вспомните, на какие виды делятся русские народные сказки:
а) приключенческие;
б) волшебные;+
в) социально-бытовые;+
г) исторические;
д) сказки о животных.+

13. «В некотором царстве – в некотором государстве…» — это пример:
а) присказки;
б) зачина;+
в) концовки;

14. «Добрый молодец», «столбовая дорожка», «красная девица» – это пример:
а) сравнение;
б) постоянный эпитет;+
в) гипербола;

15. Отметьте число, которое сказках выполняет роль магического:
а) три; +
б) два;
в) четыре.

16. Соотнесите примеры и названия средств выразительности.
А. Три боя на Калиновом мосту;
Б. » В чистом поле», » ясный сокол»;
В. » И стали они жить-поживать да добра наживать».
1. Постоянный эпитет.
2. Сказочная концовка.
3. Троекратный повтор.
Ответ:А3 Б1 В2.

17. Выберите того, кому принадлежат слова «Что за прелесть эти сказки…»:
а) Собирателю сказок А. Н. Афанасьеву;
б) Поэту А. С. Пушкину;+
в) Исследователю сказок В. Я. Проппу.

18. Соотнесите:
А. Снегурочка;
Б. Царевна-лягушка;
В. Баба-Яга;
Г. Берендей.
1. Кострома.
2. Переславль — Залесский.
3. Ростов Великий.
4. Кукобой.
Ответ: А1 Б3 В4 Г2.

19. Укажите город, в котором проходит фестиваль «Всемирные сказочные игры»:
а) Москва;
б) Киров (Вятка);+
в) Владимир.

20. Отметьте художников, которые создавали картины по русским народным сказкам:
а) И.Я. Билибин;+
б) И.И. Шишкин;
в) В.М. Васнецов;+
г) М.Я. Врубель.+

Цели:

  • Расширить знания учащихся о сказках;
  • Создать условия для пропаганды здорового
    образа жизни;
  • Способствовать развитию физических качеств:
    быстроты, координации, ловкости;
  • Развивать речь учащихся, читательский интерес,
    память;
  • Воспитывать чувство коллективизма,
    взаимопомощи, товарищества.

Класс: 1 класс

Оборудование: выставка книг со сказками,
иллюстрации русских народных сказок,
иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками,
листы ватмана и фломастеры, два набивных мяча,
фишки спортивные, два ведра, два веника, грамоты.

Ход викторины

Звучит грамзапись.

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют
разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший),
происходят чудеса – лягушка превращается в
царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами
ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские.
Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей
выставки. Это русские – народные сказки.
Называются они так потому, что их придумал народ.
А на нижней части выставки представлены
авторские сказки. Сказки, которые придумал и
записал какой-то определенный человек-автор.
Например, вы все знаете сказку “ О мертвой
царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это
сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это
сказка К.И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести
викторину по русским – народным сказкам между
двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание.
Если команда не справится с заданием, то вопрос
переходит к другой команде. Все ваши ответы будет
оценивать жюри и после каждого конкурса
объявлять результат.

– Итак, начнем!

Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”

(По иллюстрациям участники называют сказки:
Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди,
Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята,
По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

– Молодцы! Давайте послушаем жюри.

Конкурс 2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из
сказок и определяют название.)

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею
    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)


  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец
    Иванушка)


  • Отворили дверь козлята
    И пропали все куда-то. (Волк и козлята)


  • На окошке он студился
    Взял потом и укатился
    На съедение лисе. (Колобок)


  • Что за чудо, что за диво
    Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)


  • Заигралась сестрица.
    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете
ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого
вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но
рисовать будете всей командой. Послушайте как.
Команды строятся в 2 колонны. Первый участник
бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3
участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку,
5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7
участник – ротик, 8 участник – дорожку, по
которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а
первые участники команд получают по фломастеру.)

– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок
получился красивее.

Конкурс 4. Эстафета “Колобок”

– Посмотрите, какие извилистые дорожки у нас
получились на рисунках? От кого приходилось
уворачиваться Колобку в сказке? Давайте поможем
нашему Колобку избежать неприятностей. А
колобком у нас будет набивной мяч. Ребята обводят
фишки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой
по полу.

Конкурс 5. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу
на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок”
прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все
делалось само?

Конкурс 6. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа
и метла. В эстафете в качестве ступы используется
простое ведро, а в качестве метлы – веник.
Участник встает одной ногой в ведро, рукой он
держит ведро за ручку, а в другой руке держит
веник. А теперь в таком положении необходимо
пройти всю дистанцию и передать “ступу” и
“метлу” следующему.

Конкурс 7. “Найди ошибки художника”

(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и
находят ошибки художника.)

(Рисунки 1–5, см. Приложение 1)

Конкурс 8. “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила
почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что
сам не может догадаться от кого они пришли.
Помогите ему.

  • “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
  • “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
  • “Все закончилось благополучно, только мой
    хвост остался в проруби” (волк)
  • “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
  • “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я
    придумала, как обмануть медведя. Скоро буду
    дома” (Маша)
  • “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
  • “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой
    стул” (медвежонок)
  • “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Конкурс 9. Эстафета “Змей-Горыныч”

– Кому не знакомо это сказочное существо, у
которого три головы, четыре лапы и два крыла!
Давайте тоже сделаем Змея-Горыныча, это не
сложно. Трое участников встают рядом, кладут руки
на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в
середине, связываются с ногами партнеров,
стоящих по бокам. Получается как бы 4 ноги в общей
сложности. По сигналу “Змей-Горыныч” начинает
движение, причем участники, стоявшие по бокам,
должны выполнять движения руками, напоминая
движения крыльями. Добежав до финиша, тройка
разворачивается, возвращается и передает
эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам
связываются до начала эстафеты.

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.

(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает
грамоты.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Отрывки из рассказов про ливень
  • Отрывки из рассказов пришвина о природе
  • Отруки как пишется слитно или раздельно
  • Отроду не знал как пишется
  • Отрицательные сказочные персонажи русских сказок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии