Сценарий мероприятия для начальной школы
«Знатоки русских народных сказок»
Цели:
- привить интерес к чтению книг;
- обобщить знания детей по теме «Русские народные сказки»;
Оборудование:
- иллюстрации к сказкам;
- рисунки ребят;
- выставка книг
Ведущий: Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет «Лучшим знатоком сказок». Все мы родом из детства. А детство- это первые радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра – конкурс. В конкурсе будут участвовать две команды.
- Конкурс «Узнай сказку по отрывку»
Ведущий: Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.
1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна — у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому. (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
2.Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…” (“По щучьему велению”.)
3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”(“Крошечка – Хаврошечка”.)
4.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!…» (Братец Иванушка)
5. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?
– А я – Лягушка-квакушка. (Ответ: «Теремок»)
6.– Поешь моего простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)
- Конкурс «Продолжи название сказки»
Ведущий: Каждой команде читаются первые слова сказки. Ваша задача продолжить это название.
1.Кощей … (Бессмертный)
2. Баба … (Яга)
3. Крошечка … (Хаврошечка)
4. Василиса .. (Прекрасная)
5. Царевна … (Лягушка)
6. Сестрица Аленушка и … (Братец Иванушка)
7. Маша и (медведь)
8. Лиса и … (волк; хаяц и т.д.)
- Конкурс «Волшебные вещи»
Ведущий: Героев вы знаете, а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы, и кому они принадлежат?
- Игла (кощея Бессмертного)
- Стрела (Царевна – лягушка)
- Печка (По щучьему веленью)
- Топор (каша из топора)
- Репка (Репка)
- Кувшин (Лиса и журавль)
- Конкурс «Узнай героя по описанию»
Ведущий: Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я буду вам читать словесное описание портретов героев ваших любимых сказок. Вы должны отгадать о каком герои идет речь, и нарисовать этого героя. (от каждой команды по 1-2участника)
- Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке? (Кощей Бессмертный)
- Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необыкновенном аппарате. (Баба Яга)
- Конкурс «Сказочная викторина»
Ведущий: Пока наши художники рисуют сказочного героя, команды ответят на вопросы викторины. На доске прикреплен цветок, на лепестках которого написаны вопросы викторины. Участники команд подходят и отрывают по одному лепестку, читают вопрос и отвечают на него. (Если участник затрудняется ответить, то ему помогает команда). За правильный ответ – 1 балл.
- Назовите сказки, героями которых являются звери.
- Где находится смерть Кощея? (В яйце)
- Кто унес мальчика к Бабе Яге? (Гуси-лебеди)
- В какой сказке мальчик превратился в козленка и почему?
- Назовите героев сказки «Теремок».
- Какое мужское имя чаще всего встречается в сказках? (Иван).
- Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
- Кто и с кем устроил такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)
- Назовите кличку собаки из сказки «Репка». (Жучка)
- Жилище бабы Яги? (Избушка)
- Кто так говорил и из какой сказки?
«Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)
- Кто любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)
- Кто так говорил и из какой сказки?
«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,
Хочу лису по сечи,
Пошла лиса вон.» (Петух из сказки «Лиса и заяц»)
- «Съешь моего ржаного пирожка…
– Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
- Конкурс «Телеграмма»
Ведущий: Ребята, к нам в группу продленного дня пришли телеграммы от героев известных вам сказок. Я буду вам зачитывать их, а вы говорите, кто их прислал.
- «Приехать к вам не смогу, мой хвост примерз в прорубе» (Волк из сказки «Волк и лиса»).
- «Очень хотела к вам приехать, но мышка бежала, задела хвостиком яичко, оно покатилось и разбилось. Я осталась утешать деда и бабу». (Курочка ряба из сказки «Курочка ряба»)
- «Приехать к вам не могу, мой брат превратился в козленка», (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- «Я хотела к вам приехать, но волк съел моих козлят». (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
- «Приехать к вам не смогу, так как зарезали мою коровушку». (Крошечка-Хаврошечка из сказки «Крошечка-Хаврошечка»).
- «Хотел к вам приехать, но надо лису из своей избушки выгонять» (Заяц из сказки «Лиса и заяц»)
- Конкурс «Шапка-невидимка»
Ведущий: А это шапка-невидимка. Она скроет все, что под ней находится. Вот сейчас под ней спрятались сказки. Попробуем вместе их отгадать.
.Красна девица грустна: |
В землю села она крепко. |
Летела стрела |
Нет ни речки, ни пруда, |
Отворили дверь козлята, |
Я от бабушки ушел, |
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию предлагаю посмотреть инсценированную сказку «Репка», которую для вас приготовили ребята.
Ведущий: Я благодарю за участие в этом конкурсе всех участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.
Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!
Ведущий: Наш юный друг! Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
I вариант.
1.В сказках ____ всегда побеждает зло.
а) Сноровка.
б) Добро.+
в) Смелость.
2. Золотое яичко разбил (а):
а) дед;
б) мышка;+
в) баба.
3. Выберите, кто из героев сказки тянул репку после Жучки?
а) кошка;+
б) внучка;
в) мышка.
4. Вспомните, кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;
в) триглазка+
5.Струнный музыкальный инструмент, под который древнерусские певцы-сказители исполняли песни и былины:
а) Гусли.+
б) Гармошка
в) Арфа
6.Так герои русских сказок ласково называют своих отцов:
а) Батюшка.+
б) Папа
в) Папочка
7.Число, являющееся популярным в русских народных сказках:
а) Три.+
б) Семерка
в) Двойка
8.Сивка-Бурка это:
а) Конь.+
б) Корова
в) Бык
9.Выберите название сказки, в которой от брошенной шапки избушка зашаталась:
а) В сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».+
б) В сказке «Никита Кожемяка»
в) В сказке «Иван-царевич и серый волк»
10. Кто обижает добрую девочку-сироту в сказке «Морозко»?
а) злая мачеха +
б) Баба-Яга
в) Змей Горыныч
11. На каких ножках стоит дом Бабы-Яги?
а) на деревянных
б) на курьих +
в) на железных
12. Выберите, какие предметы уходили вместе с водой в сказке «По щучьему веленью»?
а) вёдра +
б) кастрюли
в) чайники
13.Имя царя, у которого Иван-царевич украл Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»?
а) Николай
б) Салтан
в) Афрон.+
14.Определите предмет, с помощью которого можно убить самого страшного героя русских сказок?
а) Меч
б) Камень
в) Игла.+
15.В сказке «Никита Кожемяка» так названо жилище змея-людоеда:
а) Пещера
б) Берлога.+
в) Обитель зла
16.Самым любимым местом Иванушки-дурачка для сна и отдыха является:
а) Кровать
б) Печь.+
в) Пол
17. Вспомните, избушку какого героя заняла коза-дереза?
а) Зайчика.+
б) Медведя
в) Лисы
18. Корешки или вершки получил медведь от мужика, когда выкопал репу?
а) Вершки.+
б) Корешки
в) И корешки, и вершки
19. Иванушка стал козленочком, когда выпил воду из козьего копытца. А как он снова стал мальчиком?
а) Три раза перекувыркнулся через голову.+
б) Выпил волшебной воды
в) Искупался в чистой реке
20. Птицы, которые унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась, были:
а) сороки-вороны
б) гуси-лебеди +
в) утки-крякушки
II вариант.
1. Вспомните, что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;+
б) зернышко;
в) молочко.
2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» это называется «живой» и «мертвой»:
а) Земля
б) Трава
в) Вода.+
3. Данный продукт лиса размазала по тарелке и подала журавлю в сказке «Лиса и журавль»:
а) Суп
б) Кашу.+
в) Оладушек
4.Выберите, на чем ехал купец в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»?
а) Сани.+
б) Колесница
в) Телега
5. Кто сломал теремок в сказке «Теремок»?
а) медведь +
б) волк
в) чудо-юдо
6.Определите, кто принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в) лиса.+
7.Имя царевны, которая стала женой Иванушки-дурачка в сказке «Сивка-бурка»?
а) Василиса
б) Елена.+
в) Алена
8.Без чего солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»?
а) Без топора
б) Без крупы.+
в) Без воды
9.Как журавль подал на стол окрошку в сказке «Лиса и журавль»?
а) В кувшине.+
б) В тарелке
в) В блюдце
10. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?
а) Аленушка
б) Василиса Премудрая+
в) Василиса Прекрасная
11. Что такое русская народная сказка?
а) занимательный рассказ с фантастическим содержанием;
б) жанр устного народного творчества;+
в) краткий нравоучительный рассказ.
12. Вспомните, на какие виды делятся русские народные сказки:
а) приключенческие;
б) волшебные;+
в) социально-бытовые;+
г) исторические;
д) сказки о животных.+
13. «В некотором царстве – в некотором государстве…» — это пример:
а) присказки;
б) зачина;+
в) концовки;
14. «Добрый молодец», «столбовая дорожка», «красная девица» – это пример:
а) сравнение;
б) постоянный эпитет;+
в) гипербола;
15. Отметьте число, которое сказках выполняет роль магического:
а) три; +
б) два;
в) четыре.
16. Соотнесите примеры и названия средств выразительности.
А. Три боя на Калиновом мосту;
Б. » В чистом поле», » ясный сокол»;
В. » И стали они жить-поживать да добра наживать».
1. Постоянный эпитет.
2. Сказочная концовка.
3. Троекратный повтор.
Ответ:А3 Б1 В2.
17. Выберите того, кому принадлежат слова «Что за прелесть эти сказки…»:
а) Собирателю сказок А. Н. Афанасьеву;
б) Поэту А. С. Пушкину;+
в) Исследователю сказок В. Я. Проппу.
18. Соотнесите:
А. Снегурочка;
Б. Царевна-лягушка;
В. Баба-Яга;
Г. Берендей.
1. Кострома.
2. Переславль — Залесский.
3. Ростов Великий.
4. Кукобой.
Ответ: А1 Б3 В4 Г2.
19. Укажите город, в котором проходит фестиваль «Всемирные сказочные игры»:
а) Москва;
б) Киров (Вятка);+
в) Владимир.
20. Отметьте художников, которые создавали картины по русским народным сказкам:
а) И.Я. Билибин;+
б) И.И. Шишкин;
в) В.М. Васнецов;+
г) М.Я. Врубель.+
Цели:
- Расширить знания учащихся о сказках;
- Создать условия для пропаганды здорового
образа жизни; - Способствовать развитию физических качеств:
быстроты, координации, ловкости; - Развивать речь учащихся, читательский интерес,
память; - Воспитывать чувство коллективизма,
взаимопомощи, товарищества.
Класс: 1 класс
Оборудование: выставка книг со сказками,
иллюстрации русских народных сказок,
иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками,
листы ватмана и фломастеры, два набивных мяча,
фишки спортивные, два ведра, два веника, грамоты.
Ход викторины
Звучит грамзапись.
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют
разговаривать, есть несуществующие герои
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший),
происходят чудеса – лягушка превращается в
царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами
ходят.)
– Сказки бывают народные, а бывают авторские.
Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей
выставки. Это русские – народные сказки.
Называются они так потому, что их придумал народ.
А на нижней части выставки представлены
авторские сказки. Сказки, которые придумал и
записал какой-то определенный человек-автор.
Например, вы все знаете сказку “ О мертвой
царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это
сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это
сказка К.И. Чуковского.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести
викторину по русским – народным сказкам между
двумя командами.
– Каждая команда будет получать свое задание.
Если команда не справится с заданием, то вопрос
переходит к другой команде. Все ваши ответы будет
оценивать жюри и после каждого конкурса
объявлять результат.
– Итак, начнем!
Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”
(По иллюстрациям участники называют сказки:
Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди,
Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята,
По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)
– Молодцы! Давайте послушаем жюри.
Конкурс 2. “Ушки на макушке”
(Команды слушают внимательно отрывки из
сказок и определяют название.)
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
- Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете
ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого
вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но
рисовать будете всей командой. Послушайте как.
Команды строятся в 2 колонны. Первый участник
бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3
участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку,
5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7
участник – ротик, 8 участник – дорожку, по
которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а
первые участники команд получают по фломастеру.)
– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок
получился красивее.
Конкурс 4. Эстафета “Колобок”
– Посмотрите, какие извилистые дорожки у нас
получились на рисунках? От кого приходилось
уворачиваться Колобку в сказке? Давайте поможем
нашему Колобку избежать неприятностей. А
колобком у нас будет набивной мяч. Ребята обводят
фишки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой
по полу.
Конкурс 5. “Угадай-ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу
на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок”
прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все
делалось само?
Конкурс 6. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”
– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа
и метла. В эстафете в качестве ступы используется
простое ведро, а в качестве метлы – веник.
Участник встает одной ногой в ведро, рукой он
держит ведро за ручку, а в другой руке держит
веник. А теперь в таком положении необходимо
пройти всю дистанцию и передать “ступу” и
“метлу” следующему.
Конкурс 7. “Найди ошибки художника”
(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и
находят ошибки художника.)
(Рисунки 1–5, см. Приложение 1)
Конкурс 8. “Телеграмма”
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила
почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что
сам не может догадаться от кого они пришли.
Помогите ему.
- “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
- “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
- “Все закончилось благополучно, только мой
хвост остался в проруби” (волк) - “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
- “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я
придумала, как обмануть медведя. Скоро буду
дома” (Маша) - “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
- “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой
стул” (медвежонок) - “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Конкурс 9. Эстафета “Змей-Горыныч”
– Кому не знакомо это сказочное существо, у
которого три головы, четыре лапы и два крыла!
Давайте тоже сделаем Змея-Горыныча, это не
сложно. Трое участников встают рядом, кладут руки
на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в
середине, связываются с ногами партнеров,
стоящих по бокам. Получается как бы 4 ноги в общей
сложности. По сигналу “Змей-Горыныч” начинает
движение, причем участники, стоявшие по бокам,
должны выполнять движения руками, напоминая
движения крыльями. Добежав до финиша, тройка
разворачивается, возвращается и передает
эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам
связываются до начала эстафеты.
Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.
(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает
грамоты.)