Отрывки из русских народных сказок для викторины

Сценарий мероприятия для начальной школы

«Знатоки русских народных сказок»

Цели: 

  1. привить интерес к чтению книг;
  2. обобщить знания детей по теме «Русские народные сказки»;

Оборудование:

  1. иллюстрации к сказкам;
  2. рисунки ребят;
  3. выставка книг

Ведущий: Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

                  Мы знаем, вы любите игры,

                  Песни, загадки и пляски.

                  Но нет ничего интереснее,

                  Чем наши волшебные сказки.

    Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет «Лучшим знатоком сказок». Все мы родом из детства. А детство- это первые радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра – конкурс. В конкурсе будут участвовать две команды.

  1. Конкурс «Узнай сказку по отрывку»

Ведущий: Я буду читать вам отрывки из  сказок, а вы должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.

1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна — у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.  (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

2.Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…” (“По щучьему велению”.)

3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”(“Крошечка – Хаврошечка”.)

4.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!…» (Братец Иванушка)

5. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?

– А я – Лягушка-квакушка. (Ответ: «Теремок»)

6.– Поешь моего простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)

  1. Конкурс «Продолжи название сказки»

Ведущий: Каждой команде читаются первые слова сказки. Ваша задача продолжить это название.

1.Кощей  … (Бессмертный)

2. Баба … (Яга)

3. Крошечка …  (Хаврошечка)

4. Василиса .. (Прекрасная)

5. Царевна … (Лягушка)

6. Сестрица Аленушка и … (Братец Иванушка)

7. Маша и (медведь)

8. Лиса и … (волк; хаяц и т.д.)

  1. Конкурс «Волшебные вещи»

Ведущий: Героев вы знаете, а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы, и кому они принадлежат?

  1. Игла (кощея Бессмертного)
  2. Стрела (Царевна – лягушка)
  3. Печка (По щучьему веленью)
  4. Топор (каша из топора)
  5. Репка (Репка)
  6. Кувшин (Лиса и журавль)
  1. Конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий: Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я буду  вам читать словесное описание портретов героев ваших любимых сказок. Вы должны отгадать о каком герои идет речь,  и нарисовать этого героя. (от каждой команды по 1-2участника)

  1. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке?  (Кощей Бессмертный)
  2. Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необыкновенном аппарате. (Баба Яга)
  1. Конкурс «Сказочная викторина»

Ведущий: Пока наши художники рисуют сказочного героя, команды ответят на вопросы викторины. На доске прикреплен цветок, на лепестках которого написаны вопросы викторины. Участники команд подходят и отрывают по одному лепестку, читают вопрос и отвечают на него. (Если участник затрудняется ответить, то ему помогает команда). За правильный ответ – 1 балл.

  1. Назовите сказки, героями которых являются звери.
  2. Где находится смерть Кощея? (В яйце)
  3. Кто унес мальчика к Бабе Яге? (Гуси-лебеди)
  4. В какой сказке мальчик превратился в козленка и почему?
  5. Назовите героев сказки «Теремок».
  6. Какое мужское имя чаще всего встречается в сказках? (Иван).
  7. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  8. Кто и с кем устроил такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)
  9. Назовите кличку собаки из сказки «Репка». (Жучка)
  10. Жилище бабы Яги? (Избушка)
  11. Кто так говорил и из какой сказки?

«Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)

  1. Кто любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)
  2. Кто так говорил и из какой сказки?

«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,

Хочу лису по сечи,

Пошла лиса вон.»   (Петух из сказки «Лиса и заяц»)

  1. «Съешь моего ржаного пирожка…
    – Не стану я ржаной пирог есть!
    У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
    (Печка, девочка.  Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
  1. Конкурс «Телеграмма»

Ведущий: Ребята, к нам в группу продленного дня пришли телеграммы от героев известных вам сказок. Я буду вам зачитывать их, а вы говорите, кто их прислал.

  1. «Приехать к вам не смогу, мой хвост примерз в прорубе» (Волк из сказки «Волк и лиса»).
  2. «Очень хотела к вам приехать, но мышка бежала, задела хвостиком яичко, оно покатилось и разбилось. Я осталась утешать деда и бабу». (Курочка ряба из сказки «Курочка ряба»)
  3. «Приехать к вам не могу, мой брат превратился в козленка», (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  4. «Я хотела к вам приехать, но волк съел моих козлят». (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
  5. «Приехать к вам не смогу, так как зарезали мою коровушку».  (Крошечка-Хаврошечка из сказки «Крошечка-Хаврошечка»).
  6. «Хотел к вам приехать, но надо лису из своей избушки выгонять» (Заяц из сказки «Лиса и заяц»)
  1. Конкурс «Шапка-невидимка»

Ведущий:  А это шапка-невидимка. Она скроет все, что под ней находится. Вот сейчас под ней спрятались сказки. Попробуем вместе их отгадать.

.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка   (Снегурочка)

В землю села она крепко.
Одному не справиться,
И поэтому за дедом
Хвост длннющий тянется.   (Репка)

Летела стрела
И попала в болото,
А в этом болоте
Поймал ее кто-то.
Кто, распрощавшись с зеленою кожей.
Сделалась мигом красивой, пригожей?  (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят).

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки.
Из какой ушел я сказки?
(Колобок).

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, вашему вниманию предлагаю посмотреть инсценированную сказку «Репка», которую для вас приготовили ребята.

Ведущий: Я благодарю за участие в этом конкурсе всех участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.

Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!

Ведущий: Наш юный друг! Бери с собой в дорогу

                   Своих любимых сказочных друзей.

                   В заветный час они тебе помогут

                   Найти мечту и сделать жизнь светлей.

I вариант.

1.В сказках ____ всегда побеждает зло.
а) Сноровка.
б) Добро.+
в) Смелость.

2. Золотое яичко разбил (а):
а) дед;
б) мышка;+
в) баба.

3. Выберите, кто из героев сказки тянул репку после Жучки?
а) кошка;+
б) внучка;
в) мышка.

4. Вспомните, кто из героев сказки не уснул на травке и подглядывал за Хаврошечкой?
а) одноглазка;
б) двуглазка;
в) триглазка+

5.Струнный музыкальный инструмент, под который древнерусские певцы-сказители исполняли песни и былины:
а) Гусли.+
б) Гармошка
в) Арфа

6.Так герои русских сказок ласково называют своих отцов:
а) Батюшка.+
б) Папа
в) Папочка

7.Число, являющееся популярным в русских народных сказках:
а) Три.+
б) Семерка
в) Двойка

8.Сивка-Бурка это:
а) Конь.+
б) Корова
в) Бык

9.Выберите название сказки, в которой от брошенной шапки избушка зашаталась:
а) В сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».+
б) В сказке «Никита Кожемяка»
в) В сказке «Иван-царевич и серый волк»

10. Кто обижает добрую девочку-сироту в сказке «Морозко»?
а) злая мачеха +
б) Баба-Яга
в) Змей Горыныч

11. На каких ножках стоит дом Бабы-Яги?
а) на деревянных
б) на курьих +
в) на железных

12. Выберите, какие предметы уходили вместе с водой в сказке «По щучьему веленью»?
а) вёдра +
б) кастрюли
в) чайники

13.Имя царя, у которого Иван-царевич украл Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»?
а) Николай
б) Салтан
в) Афрон.+

14.Определите предмет, с помощью которого можно убить самого страшного героя русских сказок?
а) Меч
б) Камень
в) Игла.+

15.В сказке «Никита Кожемяка» так названо жилище змея-людоеда:
а) Пещера
б) Берлога.+
в) Обитель зла

16.Самым любимым местом Иванушки-дурачка для сна и отдыха является:
а) Кровать
б) Печь.+
в) Пол

17. Вспомните, избушку какого героя заняла коза-дереза?
а) Зайчика.+
б) Медведя
в) Лисы

18. Корешки или вершки получил медведь от мужика, когда выкопал репу?
а) Вершки.+
б) Корешки
в) И корешки, и вершки

19. Иванушка стал козленочком, когда выпил воду из козьего копытца. А как он снова стал мальчиком?
а) Три раза перекувыркнулся через голову.+
б) Выпил волшебной воды
в) Искупался в чистой реке

20. Птицы, которые унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась, были:
а) сороки-вороны
б) гуси-лебеди +
в) утки-крякушки

II вариант.

1. Вспомните, что предлагала лиса петушку, чтобы он выглянул в окошко?
а) горошек;+
б) зернышко;
в) молочко.

2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» это называется «живой» и «мертвой»:
а) Земля
б) Трава
в) Вода.+

3. Данный продукт лиса размазала по тарелке и подала журавлю в сказке «Лиса и журавль»:
а) Суп
б) Кашу.+
в) Оладушек

4.Выберите, на чем ехал купец в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»?
а) Сани.+
б) Колесница
в) Телега

5. Кто сломал теремок в сказке «Теремок»?
а) медведь +
б) волк
в) чудо-юдо

6.Определите, кто принес Снегурочку из леса домой:
а) волк;
б) медведь;
в) лиса.+

7.Имя царевны, которая стала женой Иванушки-дурачка в сказке «Сивка-бурка»?
а) Василиса
б) Елена.+
в) Алена

8.Без чего солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из топора»?
а) Без топора
б) Без крупы.+
в) Без воды

9.Как журавль подал на стол окрошку в сказке «Лиса и журавль»?
а) В кувшине.+
б) В тарелке
в) В блюдце

10. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?
а) Аленушка
б) Василиса Премудрая+
в) Василиса Прекрасная

11. Что такое русская народная сказка?
а) занимательный рассказ с фантастическим содержанием;
б) жанр устного народного творчества;+
в) краткий нравоучительный рассказ.

12. Вспомните, на какие виды делятся русские народные сказки:
а) приключенческие;
б) волшебные;+
в) социально-бытовые;+
г) исторические;
д) сказки о животных.+

13. «В некотором царстве – в некотором государстве…» — это пример:
а) присказки;
б) зачина;+
в) концовки;

14. «Добрый молодец», «столбовая дорожка», «красная девица» – это пример:
а) сравнение;
б) постоянный эпитет;+
в) гипербола;

15. Отметьте число, которое сказках выполняет роль магического:
а) три; +
б) два;
в) четыре.

16. Соотнесите примеры и названия средств выразительности.
А. Три боя на Калиновом мосту;
Б. » В чистом поле», » ясный сокол»;
В. » И стали они жить-поживать да добра наживать».
1. Постоянный эпитет.
2. Сказочная концовка.
3. Троекратный повтор.
Ответ:А3 Б1 В2.

17. Выберите того, кому принадлежат слова «Что за прелесть эти сказки…»:
а) Собирателю сказок А. Н. Афанасьеву;
б) Поэту А. С. Пушкину;+
в) Исследователю сказок В. Я. Проппу.

18. Соотнесите:
А. Снегурочка;
Б. Царевна-лягушка;
В. Баба-Яга;
Г. Берендей.
1. Кострома.
2. Переславль — Залесский.
3. Ростов Великий.
4. Кукобой.
Ответ: А1 Б3 В4 Г2.

19. Укажите город, в котором проходит фестиваль «Всемирные сказочные игры»:
а) Москва;
б) Киров (Вятка);+
в) Владимир.

20. Отметьте художников, которые создавали картины по русским народным сказкам:
а) И.Я. Билибин;+
б) И.И. Шишкин;
в) В.М. Васнецов;+
г) М.Я. Врубель.+

Цели:

  • Расширить знания учащихся о сказках;
  • Создать условия для пропаганды здорового
    образа жизни;
  • Способствовать развитию физических качеств:
    быстроты, координации, ловкости;
  • Развивать речь учащихся, читательский интерес,
    память;
  • Воспитывать чувство коллективизма,
    взаимопомощи, товарищества.

Класс: 1 класс

Оборудование: выставка книг со сказками,
иллюстрации русских народных сказок,
иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками,
листы ватмана и фломастеры, два набивных мяча,
фишки спортивные, два ведра, два веника, грамоты.

Ход викторины

Звучит грамзапись.

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют
разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший),
происходят чудеса – лягушка превращается в
царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами
ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские.
Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей
выставки. Это русские – народные сказки.
Называются они так потому, что их придумал народ.
А на нижней части выставки представлены
авторские сказки. Сказки, которые придумал и
записал какой-то определенный человек-автор.
Например, вы все знаете сказку “ О мертвой
царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это
сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это
сказка К.И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести
викторину по русским – народным сказкам между
двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание.
Если команда не справится с заданием, то вопрос
переходит к другой команде. Все ваши ответы будет
оценивать жюри и после каждого конкурса
объявлять результат.

– Итак, начнем!

Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”

(По иллюстрациям участники называют сказки:
Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди,
Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята,
По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

– Молодцы! Давайте послушаем жюри.

Конкурс 2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из
сказок и определяют название.)

  • Летела стрела и попала в болото.
    А в том болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожею
    Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)


  • Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец
    Иванушка)


  • Отворили дверь козлята
    И пропали все куда-то. (Волк и козлята)


  • На окошке он студился
    Взял потом и укатился
    На съедение лисе. (Колобок)


  • Что за чудо, что за диво
    Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)


  • Заигралась сестрица.
    Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете
ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого
вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но
рисовать будете всей командой. Послушайте как.
Команды строятся в 2 колонны. Первый участник
бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3
участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку,
5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7
участник – ротик, 8 участник – дорожку, по
которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а
первые участники команд получают по фломастеру.)

– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок
получился красивее.

Конкурс 4. Эстафета “Колобок”

– Посмотрите, какие извилистые дорожки у нас
получились на рисунках? От кого приходилось
уворачиваться Колобку в сказке? Давайте поможем
нашему Колобку избежать неприятностей. А
колобком у нас будет набивной мяч. Ребята обводят
фишки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой
по полу.

Конкурс 5. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу
на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок”
прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все
делалось само?

Конкурс 6. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа
и метла. В эстафете в качестве ступы используется
простое ведро, а в качестве метлы – веник.
Участник встает одной ногой в ведро, рукой он
держит ведро за ручку, а в другой руке держит
веник. А теперь в таком положении необходимо
пройти всю дистанцию и передать “ступу” и
“метлу” следующему.

Конкурс 7. “Найди ошибки художника”

(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и
находят ошибки художника.)

(Рисунки 1–5, см. Приложение 1)

Конкурс 8. “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила
почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что
сам не может догадаться от кого они пришли.
Помогите ему.

  • “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
  • “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
  • “Все закончилось благополучно, только мой
    хвост остался в проруби” (волк)
  • “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
  • “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я
    придумала, как обмануть медведя. Скоро буду
    дома” (Маша)
  • “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
  • “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой
    стул” (медвежонок)
  • “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Конкурс 9. Эстафета “Змей-Горыныч”

– Кому не знакомо это сказочное существо, у
которого три головы, четыре лапы и два крыла!
Давайте тоже сделаем Змея-Горыныча, это не
сложно. Трое участников встают рядом, кладут руки
на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в
середине, связываются с ногами партнеров,
стоящих по бокам. Получается как бы 4 ноги в общей
сложности. По сигналу “Змей-Горыныч” начинает
движение, причем участники, стоявшие по бокам,
должны выполнять движения руками, напоминая
движения крыльями. Добежав до финиша, тройка
разворачивается, возвращается и передает
эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам
связываются до начала эстафеты.

Вот закончилась игра,
Расходиться нам пора.
Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.

(Жюри объявляет результаты конкурса, вручает
грамоты.)

  • Отрывки из рассказов про ливень
  • Отрывки из рассказов пришвина о природе
  • Отруки как пишется слитно или раздельно
  • Отроду не знал как пишется
  • Отрицательные сказочные персонажи русских сказок