Отрывок из какого произведения дан в начале мультфильма сказка о рыбаке и рыбке

Отрывки из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке

Самые яркие отрывки из сказки Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке:

  • Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.
    Раз он в море закинул невод, —
    Пришел невод с одною тиной.
    Он в другой раз закинул невод,
    Пришел невод с травой морскою.
    В третий раз закинул он невод, —
    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростою рыбкой, — золотою.
  • Удивился старик, испугался:
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
    Отпустил он рыбку золотую
    И сказал ей ласковое слово:
    «Бог с тобою, золотая рыбка!
    Твоего мне откупа не надо;
    Ступай себе в синее море,
    Гуляй там себе на просторе».
     
  • Вот пошел он к синему морю;
    Видит, — море слегка разыгралось.
    Стал он кликать золотую рыбку,
    Приплыла к нему рыбка и спросила:
    «Чего тебе надобно, старче?»
    Ей с поклоном старик отвечает:
    «Смилуйся, государыня рыбка,
    Разбранила меня моя старуха,
    Не дает старику мне покою:
    Надобно ей новое корыто;
    Наше-то совсем раскололось».
    Отвечает золотая рыбка:
    «Не печалься, ступай себе с богом,
    Будет вам новое корыто».
  • Воротился старик ко старухе.
    Что ж он видит? Высокий терем.
    На крыльце стоит его старуха
    В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки.
    Перед нею усердные слуги;
    Она бьет их, за чупрун таскает.
    Говорит старик своей старухе:
    «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
    Чай, теперь твоя душенька довольна».
    На него прикрикнула старуха,
    На конюшне служить его послала
     
  • Вот неделя, другая проходит,
    Еще пуще старуха вздурилась:
    Опять к рыбке старика посылает.
    «Воротись, поклонися рыбке:
    Не хочу быть столбовою дворянкой,
    А хочу быть вольною царицей».
    Испугался старик, взмолился:
    «Что ты, баба, белены объелась?
    Ни ступить, ни молвить не умеешь,
    Насмешишь ты целое царство».
    Осердилася пуще старуха,
    По щеке ударила мужа.
    «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
    Со мною, дворянкой столбовою? —
    Ступай к морю, говорят тебе честью,
    Не пойдешь, поведут поневоле».
  • Старичок к старухе воротился.
    Что ж? пред ним царские палаты.
    В палатах видит свою старуху,
    За столом сидит она царицей,
    Служат ей бояре да дворяне,
    Наливают ей заморские вины;
    Заедает она пряником печатным;
    Вкруг ее стоит грозная стража,
    На плечах топорики держат.
    Как увидел старик, — испугался!
    В ноги он старухе поклонился,
    Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
    Ну, теперь твоя душенька довольна».
    На него старуха не взглянула,
    Лишь с очей прогнать его велела.
    Подбежали бояре и дворяне,
    Старика взашеи затолкали.
    А в дверях-то стража подбежала,
    Топорами чуть не изрубила.
    А народ-то над ним насмеялся:
    «Поделом тебе, старый невежа!
    Впредь тебе, невежа, наука:
    Не садися не в свои сани!»
  • Ничего не сказала рыбка,
    Лишь хвостом по воде плеснула
    И ушла в глубокое море.
    Долго у моря ждал он ответа,
    Не дождался, к старухе воротился —
    Глядь: опять перед ним землянка;
    На пороге сидит его старуха,
    А пред нею разбитое корыто.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Сказка о бедном рыбаке, в сети которого попалась золотая рыбка. Сжалился старик над рыбкой, отпустил ее в море. За это рыбка обещала выполнить любое его желание. Старик ничего не попросил, а вернувшись домой, рассказал о случившемся жене. Старуха начала бранить рыбака и послала обратно к морю за новым корытом.  Получив новое корыто, старуха захотела новый терем, потом стать дворянкой. Так и не смогла она унять свои желания и посягнула на титул морской владычицы. За что лишилась всего и осталась вновь у разбитого корыта.

Сказка о рыбаке и рыбке читать

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сказка о рыбаке и рыбке
Раз он в море закинул невод —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Сказка Пушкина о рыбаке и рыбке

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».

Сказка о золотой рыбке

Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик-испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкали.

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила,
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает.
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.

Сказка о рыбаке и рыбке - Пушкин А.С.

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою:
Чтобы жить ей в окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

старуха у разбитого корыта

(Илл. Б.Дехтерева, изд. Детская литература, 1991 г.)

❤️ 628

🔥 405

😁 389

😢 266

👎 235

🥱 267

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Методическая разработка урока

Тема  урока

 «Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с сюжетом, нравственной коллизией»

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Учебник

Литературное чтение: Учебник для 2 класса, В 2 ч.- Самара: Издательство « Учебная литература»: « Издательский дом «Федоров»,2012 г. Автор: В.Ю.Свиридова (Система Л.В.Занкова)

Автор урока(ФИО, должность)

Косарева Светлана Анатольевна,

 учитель начальных классов,

 высшая квалификационная категория

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ № 3 города Ершова Саратовской области»

1.3 План-конспект  урока

Тема урока

«Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа с сюжетом, нравственной коллизией».

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ).

Класс

2

Цель

Содействовать формированию  у учащихся представлений об особенностях авторской сказки

Задачи

Предметные УУД:

Создать условия для развития у учащихся умения:

-осознанно, правильно и выразительно читать текст;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать  сущность поведения героев, характеров;

-менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

-понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-осуществлять анализ, проводить сравнение;

-обобщать, владеть основами смыслового чтения текста;

Метапредметные УУД

Создать условия для развития у учащихся умения:

Регулятивные УУД

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

— осуществлять пошаговый контроль;

-различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД

-реализовывать потребность в общении со сверстниками;

-допускать существование различных точек зрения;

-договариваться, приходить к общему решению;

Личностные УУД

-сохранять мотивацию к учебе.

Методы и формы работы

Методы:  проблемно- диалогический  метод, наглядный метод.

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование

Проектор, компьютер, интерактивная доска Clasus. Презентация  к уроку выполнена в программе Microsoft Power Point

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА  

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

4

5

6

1

Самоопределение к деятельности

-Здравствуйте.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Вот с таким хорошим настроением начинаем наш урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1-2

2

Актуализация знаний

(С.2) -Каждый урок мы исследуем секреты литературы и открываем тайны текстов, а что необходимо для этого настоящему исследователю, детективу?

(Внимание, наблюдательность, смекалка, воображение)

(С.3) -Посмотрите на слайд и определите, какое произведение мы сегодня будем исследовать? ( Просмотр фрагмента)

-Отрывок,  из какого произведения вы просмотрели? Кто автор?

Как определили? (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Воспринимают видеофрагмент. Воспроизводят информацию

3

Постановка задач урока

(С.4) -Назовите тему урока?

-Ребята, но мы не первый урок работаем над этим произведением? Все ли секреты разгадали и исследовали?

-Какие же задачи перед собой поставим? Чему будем учиться?

( Исследовать текст, выразительно читать, отвечать на вопросы, узнаем что – то новое)

— «Сказка о рыбаке и рыбке», какая сказка  авторская или народная? Почему?

-Что вы знаете о А.С. Пушкине?

-Есть ли еще различия между русскими народными сказками и авторскими?

-В какой форме создаются сказки?

( В устной – народные сказки,  в письменной – авторские)

— Может ли меняться сюжет народной сказки?

( Да, например « Зимовье зверей»)

А у авторской? ( Сюжет не меняется).

-На какие жанры делятся все русские народные сказки?

(О животных, бытовые, волшебные)

 -Есть ли такое деление у авторских?

(С.5)- Сделайте вывод, чем же народная сказка отличается от авторской?

— Сюжет, какой сказки использовал А.С. Пушкин для создания «Сказки о рыбаке и рыбке»?

 -Сюжет одной из народных сказок, услышанных Пушкиным от няни, и лег в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке».

— Что же Пушкин взял из народной сказки, а что добавил своё?

Попробуем разобраться.  

Формулируют тему урока и определяют задачи. Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки

4

Построение проекта выхода из затруднения

ЭОР №1 «Расставь кадры в нужном порядке»

ЭОР №2

«Подбери цитату»

— Назовите  какие приметы волшебной народной сказки А.С. Пушкин взял для своей сказки и докажите примерами из текста.

 -Если Вам нужна помощь загляните в волшебный сундучок и выберите только то, что  использовал автор.

Уч. стр.110,115.

-Как начинается сказка?

1.Традиционное начало сказки. Зачин.

( Жил старик со своею старухой)

2.Волшебный помощник.

( Волшебная золотая рыбка)

В чем  её необычность? (Золотая, умеет говорить, исполняет желания)

3.Цепочка героев

( Старик, старуха, золотая рыбка)

4.Волшебное число 3.

(3 раза закидывал невод.  Жили тридцать лет и три года.)

5.Повторы

— Есть ли повторение сюжета в сказке?

-Как  они выглядят в нашем учебнике?

( Они выделены желтым цветом)

Перечитайте и сравните  их.

1,2 часть —  вслух. Читают ученики.

 3,4,5 часть — про себя.

6 часть — вслух.

-Чем они похожи?  ( Во все идет разговор старика и рыбки)

-Чем отличаются?  ( Меняются желания старухи, обращения старика)

В 1 отрывке старик ничего не просит. В 6 отрывке  золотая рыбка ничего не ответила.

-Вывод: разные повторы – вот, что отличает Пушкинскую сказку от народной.

-Какие еще изменения происходили в сказке?  ( Менялся цвет моря)

(С.6) Интерактивное задание №1

-Расставь картинки  в верной последовательности так, как менялось море.

(С.7)Интерактивное задание №2

-Подбери к каждому рисунку цитату из сказки

1.Море слегка разыгралось.

2. Помутилось

3.Неспокойно синее море.

4.Почернело синее море

5.Видит, на море черная буря.

Вывод: Описание природы не встретишь в народных сказках.

Определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивают  свои ответы с ответами одноклассников, участвуют в диалоге, дополняют высказывания других.

Соотносят изображение с соответствующими словами из текста

Учащиеся с помощью маркера перетаскивают картинки и расставляют их  в нужной последовательности

Учащиеся с помощью маркера перетаскивают нужную цитату к подходящей картинке

5

Физминутка

«А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю.

И резвимся на просторе.
Веселее загребай.
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно.
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Дети выполняют движения

6

Реализация плана.

(продолжение)

7.Образы героев

— А образы старика и старухи – сказочные или настоящие? Давайте посмотрим, есть ли в тексте подробности, которые нам рассказывают, какие герои по характеру?

-Каким мы представили старика?

( Отпустил он золотую рыбку

И сказал ей ласковое слово)

-Какой увидели старуху? Какой она нам показалась?  (злой, сварливой)

Какой же характер у старика, и  какой у старухи? 

Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.

7

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по карточке 1.(Приложение 1)

 Соедини стрелкой черты характера с героем

(С.8) Взаимопроверка на интерактивной доске    

Вывод: В сказке Пушкина описание героев реальное, а в народных сказках — условные.

Соотносят героя с его характером

Учащиеся с помощью маркера соединяют слова, обозначающие характер героя с изображением героя

8

Реализация плана.

(продолжение

8. Добро и зло

— В сказке есть всегда добро и зло.

Что воплощает старуха?  А старик? Кого еще можно отнести к добру?

9.  Стихи или проза

— Сказка о рыбаке и рыбке – это стихи или проза?  (стихи)

Вывод: Русские народные сказки не писались в стихах.

-Что же мы хотели выяснить?                                                                

(С.9) Вывод: Итак, мы сейчас выяснили, что А.С. Пушкин создал произведение похожее на  народную сказку. В ней изображена жизнь русского народа, она написана простым понятным языком, но она гораздо глубже, содержательнее, в ней автор создает свою особую сказку, делая ее более художественной и интересной.

-Мы заканчиваем изучать это произведение. Давайте еще раз обратимся к сюжету сказку.

(С.10)

-Откройте учебник. Стр.124. Какой значок видим? (Работа в группах)            

 -Поделимся на группы.

Прочитайте задание. Что нужно найти?

(Найти на линии сюжета узелки событий).

Что дается вам в помощь?   (схема)

1группа ищет ответ на вопрос:  Где история завязалась?  

(1 выделенный эпизод)

2 группа  ищет ответ на вопрос:   Где переломная точка сюжета, точка высшего напряжения – кульминация?

(Чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках.  До конца стр. 123)

 3 группа ищет ответ на вопрос:   Где история развязалась?

(На пороге  сидит  его старуха, а пред нею разбитое корыто)

-Почему же так грустно закончилась сказка? Что означает выражение «остаться у разбитого корыта»?  (остаться ни с чем)                                                                                

-Прочитайте слова А.С. Пушкина « Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам — урок»

-Какой же урок преподнес нам великий поэт?

(С.11) Выберите точную формулировку:

-Как здорово поймать золотую рыбку!

-Как плохо быть сварливым и жестоким.

-Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять свое счастье.

-Есть ситуации, когда необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.

-А вы бы, если бы поймали золотую рыбку, как поступили? Выпустили рыбку или все же загадали желание?

Дома вы рисовали золотую, волшебную рыбку. Покажите ее нам.

Подумайте, и решите, что вы с ней сделаете. Кто хочет, может загадать желание, а кто хочет, выпустите  ее в наше воображаемое море.

Учащиеся моего класса выпустили своих золотых рыбок в воображаемое море.

Анализируют сюжет авторской сказки, находят сходство и различие с сюжетом фольклорной сказки. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного.

Анализируют, сравнивают.

Воспроизводят информацию.

Участие в обсуждении

9

Рефлексия деятельности

-Какие задачи мы поставили перед собой в начале урока?                        

-Удалось нам их реализовать?

-Есть ли над чем еще работать?

Д/З.  Придумать викторину или кроссворд по сказке.

-Откройте еженедельник и оцените свою деятельность на уроке.

        (С.12)

-Все молодцы! Похлопайте себе и пожмите друг другу руки. Всем спасибо за урок.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке

Список использованной литературы

1.А.И. Вороговская «Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 2 класса // ООО « Издательство Оникс» 2006г

2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл: В 2ч.-2-е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012г.

Интернет ресурсы

1.Фото Пушкина А.С.- http://cvsoci.ru/wp-content/uploads/2014/01/724411251.jpg 

2.Фото старика —http://inter.ua/uploads/tv_product/2011/12/27/7e4d4873a57aaec2df6e57821988c3329bc9ddfa.jpg

3.Фото старухи —http://www.moova.ru/_nw/44/17476231.jpg

4.  Фрагмент из мультфильма « Сказка о рыбаке и рыбке» Режиссер: Михаил Цехановский,1950г

ПЕРЕЧЕНЬ  ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Расставь кадры в нужном порядке  (N 190885)

Моноформатный, Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ebdf4e5-75bf-425c-811e-a94e91d18d2b/%5BNS-LIT_2-02%5D_%5BID_023-1%5D.html

2

Подбери цитату (N 190931)

Моноформатный, Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/454a7e66-31cd-4d73-a813-5fb309b9ce07/%5BNS-LIT_2-02%5D_%5BID_023%5D.swf

Приложение 1

Карточка №1

Соедини стрелкой черты характера  с героем сказки

Добрый

    Сварливый

         Уважительный

         Бесхитростный

Злобный

Властный

Покорный

Безвольный

Жадный

Ненасытный

  • Отрывок 250 слов из сказки салтыкова щедрина
  • Отрывки из сказок пушкина для конкурса чтецов
  • Отрывки из сказок пушкина для заучивания 2 класс
  • Отрывки из сказок пушкина для детей дошкольного возраста
  • Отрывки из сказок пушкина для детей 1 класса