Отрывок из рассказа горе от ума петрушка вечно ты с обновкой

(Отрывок из пьесы «Горе от ума»)

     ‎Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
     Читай не так, как пономарь;
     А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. – На листе черкни на записном,
     Противу будущей недели:
     К Прасковье Федоровне в дом
     Во вторник зван я на форели.
     Куда как чуден создан свет!
     Пофилософствуй, ум вскружится;
     То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
     Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.
     В четверг я зван на погребенье.
     Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
     В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
     Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
     Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
     Кузьма Петрович! Мир ему! –
Что за тузы в Москве живут и умирают! –
     Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
     Она не родила, но по расчету
          По моему: должна родить…

1822–1824 гг.

Анализ монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» из комедии в стихах А. Грибоедова

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» открывает второе действие пьесы «Горе от ума». Сравнительно небольшая речь Павла Афанасьевича, распределяющего время досуга, становится яркой характеристикой образа жизни, мыслей, манеры поведения, ценностей, окружения, повседневных забот и жизненных установок этого персонажа. С первых слов монолог демонстрирует властность, уверенность в себе, благополучие человека, в воле которого находятся все проживающие в доме, его плавное течении жизни и склонность к сарказму: продранный рукав лакея, выполняющего функции секретаря, хозяин с издевкой называет обновкой.

Календарь Фамусова, который заполняет Петрушка, – подобие того, что сегодня назвали бы ежедневником, органайзером, «книга», в которую «на память» вносят важную информацию. Поручая лакею прочесть записи, пребывающий в отличном расположении духа Павел Афанасьевич желает восстановить в памяти последовательность важных визитов, а заодно и спланировать дела на неделю.

Очевидно, что преуспевающий чиновник Фамусов живет в собственном уютном мирке, полагая себя его центром. В предвкушении плотного обеда с форелями у Прасковьи Федоровны, который предстоит прежде остальных дел, он философствует, сожалея о том, что будет вынужден переесть. При этом своими опасениями барин делится с крепостным, который, скорее всего, недоедает. Но Петрушка для Павла Афанасьевича не человек, а часть интерьера, призванная обеспечивать комфортное существование.

Перспектива побывать на поминках вынуждает Фамусова благодушно порассуждать о неотвратимости смерти, образно называя горб ларчиком, о личности умершего, память которого он приглашен почтить. Описывая жизненный путь покойного, некоего Кузьмы Петровича, Фамусов вспоминает о нем как об успешном и достойном человеке, житье которого «похвально» и который сполна реализовал карьерные возможности. По мнению барина, Кузьма Петрович может служить достойным примером для кого угодно и является эталоном для самого Фамусова. Ведь покойный нажил богатство (а это в глазах Фамусова лучшая характеристика), имел влияние при дворе, выгодно женился, вывел в камергеры сына – «доставил» камергерский ключ и ему, обеспечил безбедное будущее детей и внуков.

Следует пояснить, что камергер – придворный чин высокого ранга. А камергерский ключ, о котором упоминает Фамусов, – атрибут камергера, знак особого доверия, символ власти, обеспечивающий привилегированный доступ его обладателя в личные покои монарха и близость к государственной элите. Правда, император Александр I в 1809 году прекратил присвоение этого чина, но лица, пожалованные в камергеры до издания императорского указа, сохраняли камергерский чин пожизненно. Поэтому автор упоминает камергеров в своей пьесе.

Фамусов с восхищением говорит о московском обществе как средоточии тузов – представителей высшей знати, высокопоставленных, влиятельных лиц, которые только и достойны его внимания и уважения. В действительности приспособленец Фамусов не соболезнует и не радуется от души. Ни рождение, ни смерть не вызывают у него эмоционального отклика. Для Павла Афанасьевича визит в любой дом – лишь повод показаться в обществе, обозначить свое присутствие, выказать почтение вельможам, стоящим на сословной лестнице выше и способным при случае составить протекцию. Двусмысленный момент монолога – упоминание об обязанности окрестить ребенка у вдовы-докторши. Фамусов, оказывается, настолько вовлечен в ее дела, что уверенно предсказывает даже дату рождения ребенка.

Барские излияния прерывает приход Чацкого.

Автор: Грибоедов

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из комедии «Горе от ума» (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Фамусов и слуга Петрушка.
Художник Н. Кузьмин

Ниже представлен текст монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из комедии «Горе от ума» Грибоедова (текст эпизода, фрагмент, отрывок).

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из комедии «Горе от ума» (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

(действии II явлении 1)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань‑ка календарь;
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. – На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй – ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь‑ка, в тот же день… Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают,
Кузьма Петрович! Мир ему! –
Что за тузы в Москве живут и умирают! –
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.

Это был монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из пьесы Горе от ума» Грибоедов (текст эпизода, фрагмент, отрывок).

Образ и характеристика Петрушки в комедии Горе от ума Грибоедова

Петрушка — это второстепенный, даже третьестепенный персонаж комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Он является крепостным крестьянином, буфетчиком и слугой в доме, хозяин которого Павел Афанасьевич Фамусов. Среди крепостных крестьян было редкостью умение читать и писать, однако Петрушка был этому обучен.

В произведении он в основном ничего не говорит, его почти не наблюдается. Однако Петрушка играет довольно значимую роль. Он является двойником главных героев. Все же его образ больше он похож на Молчанина, нежели на Чацкого. Именно в его бессловестности и заключается его умение: умение нравиться.

Петрушка так же является одним из участников многочисленных любовных треугольников в комедии. В Петрушку влюблена Лиза, служанка Софьи, дочки Павла Афанасьевича Фамусова.

Петрушка помогает записывать дела Павла Афанасьевича в его календарь. Так Павел Афанасьевич называет ежедневник. Он не очень опрятный, все время ходит с разодранным локтем. За это его часто ругает Павел Афанасьевич.

В окружении Павла Афанасьевича таких же персонажей как Петрушка довольно много. Например одним из них является Платон Михайлович Горич. Он очень сильно поменялся после женитьбы на Наталье Дмитриевне. Он исполнял все ее просьбы, желания. В общем Платон Михайлович делал все то, что воля Натальи Дмитриевны захочет. Или, допустим, князя Тугоуховского, который так же беспрекословно слушается свою жену. Павел Афанасьевич обращается к Петрушке словами, вроде «Пошел быстро», «Поди». И тот, как все вышеперечисленные личности, без возражений выполняет все, что скажет Фамусов.

За всю комедию Петрушка не произнес и больше пол фразы. Однако всем известно, что Александр Грибоедов изображает своих персонажей с определенным смыслом у каждого. Роль этого персонажа имели большинство людей из московского общества дого времени. Это было потому, что большинству мужей свои жены не давали и слова сказать. Хоть образ Петрушки и бессловесный, зато очень даже красноречив. Однажды Павел Афанасьевич обратился к нему с такими словами: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». В последствии они даже стали крылатыми.

Вариант 2

Одним из главных второстепенных героев романа Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от Ума» является Петрушка. Его образ настолько уникален и своеобразен, что даже несмотря на то, что Петрушка за все произведение не произносит ни единого слова все-таки запоминается каждому читателю. Он живет в подчинение хозяина дома Павла Афанасьевича Фамусова, при этом появляется в любовных треугольниках с не менее видными персонажами. Так в него влюблена прекрасная Лиза, служанка дочери хозяина дома, которую звали София.

В образе Петрушки автор показывает свое двойное вплетение героев произведения, тем самым показывая свое мастерство в написании уникальных произведений. Петрушка является тем самым уникальным персонажем, созданным автором не просто так, а с неким умыслом, как впрочем и большинство героев этой книги.

В доме Фамусова, таких, как Петрушка было не мало, взять например Платона Михайловича Горина, который после женитьбы на Наталье Дмитриевне, полностью преобразился до неузнаваемости. Он выполняет любое ее пожелание, все что душе ее вздумается.

Петрушка буфетчик стал моделью персонажа мужа слуги, мальчика слуги того времени московского общества, являясь при этом абсолютно бес словесным героем. Так как многим мужьям тех консервативных времен не давали ни слова вымолвить. Но несмотря на все Петрушка был по своему внешнему образу очень даже красноречивым. Он говорил не языком как многие другие и своей неординарной внешностью. Петрушка был очень грамотным. Он часто помогал своему хозяину делать заметки в календаре, отмечать важные дела. Для прислуги это было большой редкостью, не каждый мог читать, а уж и тем более умел бы писать. Единственным большим минусом этого необычного персонажа была неопрятность, он вечно ходил в каком-то рванье, то рукав порван, то штанина где-то зацеплена, за что не однократно выслушивал нелицеприятные высказывания своего хозяина господина Фамусова.

Образ Петрушки является полным противопоставлением образам Молчанина и Чацкого. Если бы не было Петрушки, возможно и не получилось бы столь гармоничных сцен, ведь именно его образ используется, чтобы добавить немного иронии.

(Фамусов произносит этот монолог во 2-м действии комедии. См. все монологи из «Горя от ума», см. статьи Образ Фамусова, Характеристика Фамусова, с цитатами, Фамусовское общество.)

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Фёдоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй, ум вскружится; То бережёшься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьём похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить[1]; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нём прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчёту По моемý: должна родить…

[1] Покойник был почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить… – Камергеры (придворное звание) носили на парадных мундирах золотой ключ.

Сочинение на тему Петрушка

Произведение Грибоедова наполнено разнообразными образами с характерными чертами. Одним из второстепенных образов комедии является парень Петрушка. Петрушка – это молодой крестьянин, работающий буфетчиком и слугой в имении богатого человека как Павел Фамусов. Среди крестьян только Петрушка умел писать и читать. Буфетчик отличался неординарной внешностью.

В комедии герой почти не произносил никаких слов и редко проявлял себя. Однако роль героя является очень значимой. Петрушка одновременно похож на Чацкого и Молчалина.

Петрушка является участником любовного треугольника. В буфетчика влюблены служанка Лиза и дочь Фамусова Софья.

Петрушка помогает Павлу Фамусову и ведет его хозяйство. Хозяин называет его ежедневником. Несмотря на близость с богатой семьей, Петрушка не обращал внимания на свою внешность и тем более не следил за модой. Он всегда ходил с неопрятным видом с разодранным локтем. За неопрятность его часто ругали. Кроме Петрушки на Фамусова работало несколько работников.

В произведении Петрушка произнес всего несколько фраз. Несмотря на свою молчаливость, герой обладает особым красноречием. Роль Петрушки неоценима. Читатели симпатизируют герою благодаря его робости и молчаливости. Через героя автор хотел показать читателям, что не все слуги являются неграмотными. Прочитав произведение, читатели понимают, что крестьяне тоже заслуживают высокой должности.

Петр является неиспорченным и простым человеком и поэтому Лиза испытывала к нему самые теплые чувства. Павел Фамусов обсуждает с Петрушкой все свои дела и походы в мероприятия. Хозяин рассказывает своему слуге причины посещения мероприятия и советуется с ним по любому поводу. Таким образом, Петрушка считается фаворитом своего барина. При этом барин всегда разговаривает с ним в приказном тоне. Грамотный слуга всегда выполняет приказания хозяина без споров и лишних слов. Герой много работал и меньше говорил.

Петрушка не имеет никаких ярких и запоминающихся качеств. Петр является инструментом, с помощью которого Фамусов осуществлял свои цели и вел хозяйство. Петр умел все, что не умели другие слуги.

Через буфетчика Грибоедов хотел изобразить человека из типичного московского общества того времени. В те времена мужья отличались консервативностью и не говорили ничего лишнего. Образ Петрушки Грибоедов создал для добавления иронии в произведении.

Монолог Фамусова “Петрушка, вечно ты с обновкой…” из комедии “Горе от ума” (текст эпизода)

С помощью Фамусова обличаются типичные пороки современного аристократического общества. Грибоедов всесторонне стремится показать личность этого героя, монологи второго действия помогают определить отношение Фамусова к тем или иным событиям в жизни других людей и частично – к своим слугам:

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, * А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету.

Итог: Суть монолога Фамусова заключается в демонстрации псевдо занятости. Павел Афанасьевич, составляя свое расписание на будущую неделю, указывает на то, что в его графике трудно найти свободное время. Если же хорошо разобраться в сути его занятий, то можно сказать, что они все пустяковые. Такое положение вещей еще раз подтверждает позицию Чацкого по поводу беспечности и бесполезности жизни аристократов.

Стихи Александра Грибоедова для школьников

  • Монолог Чацкого «А судьи кто?»
  • Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
  • Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»

Монолог Чацкого «А судьи кто?»

А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки. Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке.

Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!! — Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, — Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся — тупеем не кивнут. Вельможа в случае — тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге * ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. — На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй — ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! — Что за тузы в Москве живут и умирают! — Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету По моему: должна родить…

Любимые стихи и поэты

«Все врут календари». О чем говорил Грибоедов?

Поэтому привычные для нас календари (как списки дней года с разделением на недели и месяцы) могут иметь ошибки разве что из-за головотяпства отдельных издателей (для бумажных календарей) и программистов (для электронных гаджетов). Но первые «лечатся рублем» и изымаются из продажи, вторые — выпуском соответствующего обновления.

Тем не менее фраза это до сих пор не забыта. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Первоначально под понятием «календарь» подразумевалась долговая книга в Древнем Риме («calendarium»), по которой в день календ (первых чисел месяца) должники платили проценты.

Что же имел в виду Грибоедов, трижды упоминающий в комедии «Горе от ума» о календарях?

Второе действие комедии начинается с обращения Фамусова к слуге:

«Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой».

И, наконец, в Явлении 21 третьего Действия находим фразу Хлёстовой:

А прозвучала она после возникшего спора Хлёстовой с Фамусовым: сколько все-таки было душ у Чацкого — триста или четыреста? Самому же спору предшествовала реплика Хлёстовой:

«А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин; Был острый человек, имел душ сотни три».

И уже в ответ на довод Фамусова: «В моем календаре…» прозвучала знаменитая фраза Хлёстовой.

А вот дальше Грибоедов приводит незаметное разъяснение, своего рода подсказку! В Явлении 5 четвертого Действия Репетилов обращается к Скалозубу:

«Секретари его все хамы, все продажны, Людишки, пишущая тварь, Все вышли в знать, все нынче важны, Гляди-ка в адрес-календарь».

Но я лично на эту фразу почему-то не обратил в свое время внимания. Это следствие моей невнимательности? Или отсутствие должного разъяснения педагогами? Сейчас трудно ответить на эти вопросы…

Поэтому со школьных времен фраза «Все врут календари» у меня четко ассоциировалась с обычным календарем. И понимал ее суть как обычное несоответствие реальной погоды календарному распорядку. Что весна может прийти гораздо позже марта, а зима наступить еще в ноябре… Что не удивительно при необъятных просторах России.

На самом же деле в комедии шла речь о привычных в то время Адрес-календарях — ежегодных справочных книгах, содержавших сведения о лицах, состоявших на государственной службе, о промышленности и сельском хозяйстве.

Не знать в мои школьные годы об Адрес-календарях — упущение явно не очень большое, если принять во внимание, что Адрес-календари существовали только в дореволюционной России. И нам о них никто ничего не рассказывал.

Только сейчас в Интернете можно найти оцифрованные адрес-календари как по России, так и по многим ее городам. До этого многие и не знали об их существовании.

Адрес-календари, иногда именуемые как Памятные книжки, выпускались местными официальными лицами и органами внутренних дел в 89 губерниях и областях Российской империи с середины 1830-х до 1917 года.

Это действительно Памятные книжки. Они содержат ценнейшую информацию по истории городов и регионов, сведения о составе и занятиях жителей, состоянии природы, экономики, культуры, быта. Их можно использовать и в генеалогических поисках. Именно поэтому стоит забыть о парадоксе фразы Хлёстовой и поискать Адрес-календари в Интернете.

Теги: классика, календарь, интересный факт, история

«Один из самых умных людей в России»

Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.

Сочинение про Петрушку

Комедия Грибоедова «Горе от ума» наполнена самыми разными и яркими образами, здесь можно встретить как настоящих подлецов-конформистов, так и гордых крепостных, вроде служанки Лизы, которые отвергает ухаживание состоятельных людей и самого Фамусова, отдавая предпочтения буфетчику Петруше.

Достоверно не известно, тот ли это Петруша, который служит ещё и на должности человека, который должен записывать в ежедневник все дела Фамусова, но я думаю, что это один и тот же человек, потому что слуга Петрушка действительно обладает не самыми заурядными качествами для крестьян того времени. Во-первых, он умеет писать и читать, потому и ведет календарные записи для своего господина. Для крестьян того времени эти умения были не просто редкостью, а чем-то, что похоже даже на чудо, ведь не многие хозяева учили своих слуг чему-то.

Несмотря на то, что Петрушка — близкий к Фамусову слуга, он вовсе не охвачен тем влечением к моде, как всё общество Фамусова. Петя неряшливо одевается, у него всегда дырка на локте. Из того, что Фамусов ему в какой-то степени доверяет, ведь все записи из ежедневника Фамусов обсуждает с Петром, рассказывает ему причины походов в то или иное место, рассуждает вслух, с каким настроен он туда пойдёт, можно сделать вывод, что Пётр даже в какой-то мере любим своим барином. Конечно, всё это происходит в повелительном тоне, Пётр — никакой не друг Фамусова, он его грамотный слуга, который не спорит с господином, судя по тому, как он молчит, находясь рядом с Фамусовым и выслушивая его рассуждения.

Грибоедов не наделил этого слугу сильными, яркими и запоминающимися качествами, он и появляется в комедии всего несколько раз, но из того, что есть, можно сделать вывод о том, что Пётр служил автору инструментом, с помощью которого тот показал, что не все слуги одинаковы в доме Фамусова, что есть и грамотные люди, заслуживающие и более высокого места в обществе, быть может, даже заслуживающие быть советниками Фамусова, потому что ума они не были лишены, и в свои молодые годы уже умели многое из того, чего не умели другие.

Для самого хозяина дома Петрушка же служит таким милым другом, которому можно пожаловаться на то, как загружен график, как ему хочется или не хочется идти на разные мероприятия и на всякое другое, что числилось в ежедневнике Фамусова. Если представить, что крепостная Лиза таки влюблена именно в этого Петрушу, то и тут читатель её понимает, ведь Пётр — простой, неиспорченный и грамотный слуга, он хоть и представлен нейтральным персонажем, но он гораздо положительнее, чем Фамусов или Молчалин.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Скалозуба в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовХарактеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума →

Путевые записки секретаря русского посольства

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.


Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

Анализ монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…»

Анализ монолога Фамусова показывает, что у героя на первом плане, а что не достойно его внимания вовсе. Монолог начинается раздражительно, хозяин возмущен, но постепенно его настроение сменяется на спокойствие и благодать.

Весь смысл монолога заключен в том, чтобы продемонстрировать, как же сильно занят Фамусов делами житейскими.

Составленный им график показывает, что уж очень хозяин дома занят, что и места свободного в его распорядке дел нет. Однако дела-то все пустяковые и бестолковые.

Недаром Чацкий так высмеивает бесполезность жизни таких как Фамусов.

Действие второе, явление 1

Приведённая программа по литературе для 5 класса носит ориентировочный характер. Точное содержание списка произведений для изучения в 5 классе уточняйте в своём учебном заведении.

Г. Белых, Л. Пантелеев

«Республика Шкид» (главы).
А.Р. Беляев
«Голова профессора Доуэля» (главы).
В.Д. Берестов
«Почему-то в детстве…».
А.А. Блок
«Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Р. Бредбери
«И грянул гром» (в сокращении).
И.А. Бунин
«Змея».

Ж. Верн
«Дети капитана Гранта» (главы).

Монолог Фамусова «Горе от ума».

Второе действие пьесы насыщено монологами, которые
сменяют друг друга. И это понятно, прежде чем вступить в
открытое столкновение, стороны должны изложить свои
взгляды, мировоззрение.
Действие начинается с монолога Фамусова » . Петрушка,
вечно ты с обновкой…» В этом монологе описывается
привычный для Фамусова распорядок дел на неделю.
Становится понятно, что служба в»казённом месте» не
отнимаету него времени, т. е. служит он без усердия, или
сама должность позволяет не прилагать к службе
никаких усилий. Суть монолога Фамусова заключается в
демонстрации псевдо занятости. Павел Афанасьевич,
составляя свое расписание на будущую неделю, указывает
на то, что в его графике трудно найти свободное время.
Если же хорошо разобраться в сути его занятий, то можно
сказать, что они все пустяковые.
Такое положение вещей еще раз подтверждает позицию
Чацкого по поводу беспечности и бесполезности жизни
аристократов.
Чем раздражен Фамусов в начале монолога?
Неужели разодранным локтем Петрушки?
Приезд Чацкого встревожил Фамусова.
(От него жди только неприятностей, нарушения порядка)

Второй монолог «Вот то-то, все вы гордецы!» В этом монологе
Фамусов рассказывает поучительную, с его точки зрения
историю его дяди Максима Петровича, который заслужил
милость императрицы и нажил огромное состояние не
усердной службой, а изображая шута при дворе.
Для Фамусова дядя – человек, который всё может обернуть
себе на пользу, из всего извлечь выгоду, не гнушаясь даже
притворством и лестью. Фамусов советует Чацкому взять с
него пример.

Следующий монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»
Здесь обнажаются ценности фамусовского общества. Фамусову
кажется само собой разумеющимся, что человека судят не по
его заслугам, а по положению в обществе, по роду его
(«по отцу и честь»)
Московских старичков он называет «канслерами в отставке»
по уму, хотя их собрания обычно ничем не заканчиваются
(поспорят, пошумят и… разойдутся») Московских девушек он
называет патриотками, потому что они «к военным людям
так и льнут».

Пофилософствуй — ум вскружится,

Великий пост и вдруг обед!

Ешь три часа, и в три дни не сварится!

Грибки, да кисельки, щи, кашки в ста горшках.

источники:

http://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/petrushka-gore-ot-uma.html

http://sprashivalka.com/tqa/q/7175959

Действие II

Явление 1

Фамусов , слуга .

Фамусов

Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь[26 ], 

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Постой же. – На листе черкни на записном,

Противу будущей недели:

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй – ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.

В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! пришло в забвенье,

Что всякий сам туда же должен лезть,

В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался; все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! –

Что за тузы в Москве живут и умирают! –

Пиши: в четверг, одно уж к одному,

А может в пятницу, а может и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По моему: должна родить…

Явление 2

Фамусов , слуга , Чацкий .

Фамусов

A! Александр Андреич, просим,

Садитесь-ка.

Чацкий

                        Вы заняты?

Фамусов (слуге)

                                               Поди.

(Слуга уходит.)

Да, разные дела на память в книгу вносим,

Забудется, того гляди.

Чацкий

Вы что-то не веселы стали;

Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?

Уж Софье Павловне какой

Не приключилось ли печали?..

У вас в лице, в движеньях суета.

Фамусов

Ах! батюшка, нашел загадку:

Не весел я!.. В мои лета

Не можно же пускаться мне вприсядку!

Чацкий

Никто не приглашает вас;

Я только что спросил два слова

Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Фамусов

Тьфу, Господи прости! Пять тысяч раз

Твердит одно и то же!

То Софьи Павловны на свете нет пригоже,

То Софья Павловна больна.

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Чацкий

А вам на что?

Фамусов

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони[27 ] 

Отцом недаром называли.

Чацкий

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Фамусов

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом[28 ]; 

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд…

Раскланяйся – тупеем[29 ]  не кивнут.

Вельможа в случае[30 ]  – тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На куртаге[31 ]  ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкой;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь[32 ] – уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по вашему? по нашему – смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист[33 ]  кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, – нутка!

Чацкий

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом,

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

Я не об дядюшке об вашем говорю;

Его не возмутим мы праха:

Но между тем кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,

Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком?

А сверстничек, а старичок

Иной, глядя на тот скачок,

И разрушаясь в ветхой коже,

Чай приговаривал: «Ax! если бы мне тоже!»

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;

Недаром жалуют их скупо государи.

Фамусов

Ах! Боже мой! он карбонари![34 ] 

Чацкий

Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

На этой странице читайти стихи «Горе от ума. Действие 2» русского поэта Александра Грибоедова, написанные в 1822 году.


ЯВЛЕНИЕ 1

Фамусов, слуга.

Фамусов

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь, *
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. — На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй — ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить…

ЯВЛЕНИЕ 2

Фамусов, слуга, Чацкий.

Фамусов

A! Александр Андреич, просим,
Садитесь-ка.

Чацкий

Вы заняты?

Фамусов (слуге)

Поди.

(Слуга уходит.)

Да, разные дела на память в книгу вносим,
Забудется, того гляди.

Чацкий

Вы что-то не веселы стали;
Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?
Уж Софье Павловне какой
Не приключилось ли печали?..
У вас в лице, в движеньях суета.

Фамусов

Ах! батюшка, нашел загадку:
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!

Чацкий

Никто не приглашает вас;
Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Фамусов

Тьфу, Господи прости! Пять тысяч раз
Твердит одно и то же!
То Софьи Павловны на свете нет пригоже,
То Софья Павловна больна.
Скажи, тебе понравилась она?
Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Чацкий

А вам на что?

Фамусов

Меня не худо бы спроситься,
Ведь я ей несколько сродни;
По крайней мере искони *
Отцом недаром называли.

Чацкий

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Фамусов

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; *
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд…
Раскланяйся — тупеем * не кивнут.
Вельможа в случае * — тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге * ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь — уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!

Чацкий

И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом,
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
Прямой был век покорности и страха,
Все под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: «Ax! если бы мне тоже!»
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.

Фамусов

Ах! Боже мой! он карбонари! *

Чацкий

Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

Чацкий

Кто путешествует, в деревне кто живет…

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам…

Фамусов

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Чацкий

Я наконец вам отдых дам…

Фамусов

Терпенья, мочи нет, досадно.

Чацкий

Ваш век бранил я беспощадно,
Предоставляю вам во власть:
Откиньте часть,
Хоть нашим временам в придачу;
Уж так и быть, я не поплачу.

Фамусов

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

Чацкий

Я досказал.

Фамусов

Добро, заткнул я уши.

Чацкий

На что ж? я их не оскорблю.

Фамусов (скороговоркой)

Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди.

Чацкий

Я перестал…

Фамусов

Пожалуй, пощади.

Чацкий

Длить споры не мое желанье.

Фамусов

Хоть душу отпусти на покаянье!

ЯВЛЕНИЕ 3

Слуга (входит)

Полковник Скалозуб.

Фамусов (ничего не видит и не слышит)

Тебя уж упекут
Под суд, как пить дадут.

Чацкий

Пожаловал к вам кто-то на дом.

Фамусов

Не слушаю, под суд!

Чацкий

К вам человек с докладом.

Фамусов

Не слушаю, под суд! под суд!

Чацкий

Да обернитесь, вас зовут.

Фамусов (оборачивается)

А? бунт? ну так и жду содома. *

Слуга

Полковник Скалозуб. Прикажете принять?

Фамусов (встает)

Ослы! сто раз вам повторять?
Принять его, позвать, просить, сказать, что дома,
Что очень рад. Пошел же, торопись.

(Слуга уходит.)

Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Пожало-ста при нем веди себя скромненько…
Эх! Александр Андреич, дурно, брат!
Ко мне он жалует частенько;
Я всякому, ты знаешь, рад,
В Москве прибавят вечно втрое:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Он, может быть, и рад бы был душой,
Да надобности сам не вижу я большой
Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня;
Ведь Софья молода. А впрочем, власть Господня.
Пожало-ста при нем не спорь ты вкривь и вкось
И завиральные идеи эти брось.
Однако нет его! какую бы причину…
А! знать, ко мне пошел в другую половину.

(Поспешно уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 4

Чацкий

Как суетится! что за прыть?
А Софья? — Нет ли впрямь тут жениха какого?
С которых пор меня дичится, как чужого!
Как здесь бы ей не быть!!.
Кто этот Скалозуб? отец им сильно бредит,
А может быть, не только что отец…
Ах! тот скажи любви конец,
Кто на три года вдаль уедет.

ЯВЛЕНИЕ 5

Чацкий, Фамусов, Скалозуб.

Фамусов

Сергей Сергеич, к нам сюда-с.
Прошу покорно, здесь теплее;
Прозябли вы, согреем вас;
Отдушничек отвернем поскорее.

Скалозуб (густым басом)

Зачем же лазить, например,
Самим!.. Мне совестно, как честный офицер.

Фамусов

Неужто для друзей не делать мне ни шагу,
Сергей Сергеич дорогой! Кладите шляпу, сденьте шпагу;
Вот вам софа, раскиньтесь на покой.

Скалозуб

Куда прикажете, лишь только бы усесться.

(Садятся все трое. Чацкий поодаль.)

Фамусов

Ах! батюшка, сказать, чтоб не забыть:
Позвольте нам своими счесться,
Хоть дальними, — наследства не делить;
Не знали вы, а я подавно, —
Спасибо научил двоюродный ваш брат, —
Как вам доводится Настасья Николавна?

Скалозуб

He знаю-с, виноват;
Мы с нею вместе не служили.

Фамусов

Сергей Сергеич, это вы ли!
Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
Однако братец ваш мне друг и говорил,
Что вами выгод тьму по службе получил.

Скалозуб

В тринадцатом году мы отличались с братом
В тридцатом егерском *, а после в сорок пятом.

Фамусов

Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!
Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб

За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею *.

Фамусов

Любезный человек, и посмотреть — так хват.
Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Скалозуб

Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему; он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.

Фамусов

Вот молодость!.. — читать!.. а после хвать!..
Вы повели себя исправно:
Давно полковники, а служите недавно.

Скалозуб

Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии * как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов

Да, чем кого Господь поищет, вознесет!

Скалозуб

Бывает, моего счастливее везет.
У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,
Об нашем хоть сказать бригадном генерале.

Фамусов

Помилуйте, а вам чего недостает?

Скалозуб

Не жалуюсь, не обходили,
Однако за полком два года поводили.

Фамусов

В погонь ли за полком? *
Зато, конечно, в чем другом
За вами далеко тянуться.

Скалозуб

Нет-с, старее меня по корпусу найдутся,
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Фамусов

И славно судите, дай Бог здоровья вам
И генеральский чин; а там
Зачем откладывать бы дальше
Речь завести об генеральше?

Скалозуб

Жениться? Я ничуть не прочь.

Фамусов

Что ж? у кого сестра, племянница есть, дочь;
В Москве ведь нет невестам перевода;
Чего? плодятся год от года;
А, батюшка, признайтесь, что едва
Где сыщется столица, как Москва.

Скалозуб

Дистанции * огромного размера.

Фамусов

Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в семью не включат. На нас не подиви.
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей — сынков и внучат.
Журим мы их, а если разберешь, —
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? — Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые * все, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их… беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят, и… разойдутся.
Прямые канцлеры * в отставке — по уму!
Я вам скажу, знать, время не приспело,
Но что без них не обойдется дело. —
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей;
За картами когда восстанут общим бунтом,
Дай Бог терпение, — ведь сам я был женат.
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
А дочек кто видал, всяк голову повесь…
Его величество король был прусский здесь,
Дивился не путем московским он девицам,
Их благонравью, а не лицам;
И точно, можно ли воспитаннее быть!
Умеют же себя принарядить
Тафтицей, бархатцем и дымкой, *
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой;
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут.
А потому, что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица, как Москва.

Скалозуб

По моему сужденью,
Пожар способствовал ей много к украшенью *.

Фамусов

Не поминайте нам, уж мало ли крехтят!
С тех пор дороги, тротуары,
Дома и все на новый лад.

Чацкий

Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Фамусов (Чацкому)

Эй, завяжи на память узелок;
Просил я помолчать, не велика услуга.

(Скалозубу)

Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…

Чацкий

Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?
И похвалы мне ваши досаждают.

Фамусов

Не я один, все также осуждают.

Чацкий

А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, *
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

Фамусов (про себя)

Уж втянет он меня в беду.

(Громко)

Сергей Сергеич, я пойду
И буду ждать вас в кабинете.

(Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 6

Скалозуб, Чацкий.

Скалозуб

Мне нравится, при этой смете
Искусно как коснулись вы
Предубеждения Москвы
К любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам; *
Их золоту, шитью дивятся, будто солнцам!
А в первой армии когда отстали? в чем?
Все так прилажено, и тальи все так узки,
И офицеров вам начтем,
Что даже говорят, иные, по-французски.

ЯВЛЕНИЕ 7

Скалозуб, Чацкий, София, Лиза.

София (бежит к окну)

Ах! Боже мой! упал, убился!

(Теряет чувства.)

Чацкий

Кто?
Кто это?

Скалозуб

С кем беда?

Чацкий

Она мертва со страху!

Скалозуб

Да кто? откудова?

Чацкий

Ушибся обо что?

Скалозуб

Уж не старик ли наш дал маху?

Лиза (хлопочет около барышни)

Кому назначено-с, не миновать судьбы:
Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя,
А лошадь на дыбы,
Он об землю и прямо в темя.

Скалозуб

Поводья затянул, ну, жалкий же ездок.
Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?

(Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 8

Те же, без Скалозуба.

Чацкий

Помочь ей чем? Скажи скорее.

Лиза

Там в комнате вода стоит.

(Чацкий бежит и приносит. Все следующее — вполголоса, — до того, как

  София очнется.)

Стакан налейте.

Чацкий

Уж налит.
Шнуровку отпусти вольнее,
Виски ей уксусом потри,
Опрыскивай водой. — Смотри:
Свободнее дыханье стало.
Повеять чем?

Лиза

Вот опахало.

Чацкий

Гляди в окно:
Молчалин на ногах давно!
Безделица ее тревожит.

Лиза

Да-с, барышнин несчастен нрав:
Со стороны смотреть не может,
Как люди падают стремглав.

Чацкий

Опрыскивай еще водою.
Вот так. Еще. Еще.

София (с глубоким вздохом)

Кто здесь со мною?
Я точно как во сне.

(Торопко и громко.)

Где он? что с ним? Скажите мне.

Чацкий

Пускай себе сломил бы шею,
Вас чуть было не уморил.

София

Убийственны холодностью своею!
Смотреть на вас, вас слушать нету сил.

Чацкий

Прикажете мне за него терзаться?

София

Туда бежать, там быть, помочь ему стараться.

Чацкий

Чтоб оставались вы без помощи одне?

София

На что вы мне?
Да, правда: не свои беды — для вас забавы,
Отец родной убейся — все равно.

(Лизе)

Пойдем туда, бежим.

Лиза (отводит ее а сторону)

Опомнитесь! куда вы?
Он жив, здоров, смотрите здесь в окно.

(София в окошко высовывается.)

Чацкий

Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга.

София

Сюда идут. Руки не может он поднять.

Чацкий

Желал бы с ним убиться…

Лиза

Для компаньи?

София

Нет, оставайтесь при желаньи.

ЯВЛЕНИЕ 9

София, Лиза, Чацкий, Скалозуб, Молчалин (с подвязанною рукою).

Скалозуб

Воскрес и невредим, рука
Ушиблена слегка,
И впрочем, все фальшивая тревога.

Молчалин

Я вас перепугал, простите ради Бога.

Скалозуб

Ну, я не знал, что будет из того
Вам ирритация. * Опрометью вбежали. —
Мы вздрогнули! — Вы в обморок упали,
И что ж? — весь страх из ничего.

София (не глядя ни на кого)

Ах! очень вижу: из пустого,
А вся еще теперь дрожу.

Чацкий (про себя)

С Молчалиным ни слова!

София

Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать;
Но все малейшее в других меня пугает,
Хоть нет великого несчастья от того,
Хоть незнакомый мне, — до этого нет дела.

Чацкий (про себя)

Прощенья просит у него,
Что раз о ком-то пожалела!

Скалозуб

Позвольте, расскажу вам весть:
Княгиня Ласова какая-то здесь есть,
Наездница, вдова, но нет примеров,
Чтоб ездило с ней много кавалеров.
На днях расшиблась в пух, —
Жоке * не поддержал, считал он, видно, мух. —
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа.

София

Ax, Александр Андреич, вот —
Явитесь, вы вполне великодушны:
К несчастью ближнего вы так неравнодушны.

Чацкий

Да-с, это я сейчас явил
Моим усерднейшим стараньем,
И прысканьем, и оттираньем;
Не знаю для кого, но вас я воскресил!

(Берет шляпу и уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 10

Те же, кроме Чацкого.

София

Вы вечером к нам будете?

Скалозуб

Как рано?

София

Пораньше; съедутся домашние друзья

Потанцевать под фортопияно, —
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

Скалозуб

Явлюсь, но к батюшке зайти я обещался,
Откланяюсь.

София

Прощайте.

Скалозуб (жмет руку Молчалину)

Ваш слуга.

(Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 11

София, Лиза, Молчалин.

София

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.

Молчалин

Платком перевязал, не больно мне с тех пор.

Лиза

Ударюсь об заклад, что вздор;
И если б не к лицу, не нужно перевязки;
А то не вздор, что вам не избежать огласки:
На смех, того гляди, подымет Чацкий вас;
И Скалозуб, как свой хохол закрутит,
Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

София

А кем из них я дорожу?
Хочу — люблю, хочу — скажу.
Молчалин! будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,
При них не смела я дохнуть,
У вас спросить, на вас взглянуть.

Молчалин

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны.

София

Откуда скрытность почерпнуть!
Готова я была в окошко, к вам прыгнуть.
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят.

Молчалин

Не повредила бы нам откровенность эта.

София

Неужто на дуэль вас вызвать захотят?

Молчалин

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Лиза

Сидят они у батюшки теперь,
Вот кабы вы порхнули в дверь
С лицом веселым, беззаботно:
Когда нам скажут, что хотим —
Куда как верится охотно!
И Александр Андреич, — с ним
О прежних днях, о тех проказах
Поразвернитесь-ка в рассказах:
Улыбочка и пара слов,
И кто влюблен — на все готов.

Молчалин

Я вам советовать не смею.

(Целует ей руку.)

София

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слез;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Зачем сюда Бог Чацкого принес!

(Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ 12

Молчалин, Лиза

Молчалин

Веселое созданье ты! живое!

Лиза

Прошу пустить, и без меня вас двое.

Молчалин

Какое личико твое!
Как я тебя люблю!

Лиза

А барышню?

Молчалин

Ее
По должности, тебя…

(Хочет ее обнять.)

Лиза

От скуки.
Прошу подальше руки!

Молчалин

Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа —
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор —
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ, и для других причин,
С духами скляночка: резеда и жасмин.

Лиза

Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?

Молчалин

Сегодня болен я, обвязки не сниму;
Приди в обед, побудь со мною;
Я правду всю тебе открою.

(Уходит в боковую дверь.)

ЯВЛЕНИЕ 13

София, Лиза.

София

Была у батюшки, там нету никого.
Сегодня я больна, и не пойду обедать,
Скажи Молчалину, и позови его,
Чтоб он пришел меня проведать.

(Уходит к себе.)

ЯВЛЕНИЕ 14

Лиза

Ну! люди в здешней стороне!
Она к нему, а он ко мне,
А я… одна лишь я любви до смерти трушу, —
А как не полюбить буфетчика Петрушу!


Другие стихи Александра Грибоедова


Александр Грибоедов

Александр Грибоедов

  • Тексты песен
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…»

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. — На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —
Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить. —

Еще А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Другие названия этого текста

  • грибоедов,«горе от ума».фамусов — «петрушка,вечно ты с обновкой» (1)
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» — монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (1)
  • А.С. Грибоедов — Горе от ума (монолог Фамусова)(действие 2, явление 1) (0)
  • Грибоедов — Горе от ума(действие 2, явление 1) (0)
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума» — Серафима прекрасная (0)
  • А.С. Грибоедов — Горе от ума (2 действие, явление 1) (0)
  • А.С. Грибоедов — Горе от ума 2 действие Петрушка, вечно ты (0)
  • Кто — автор? (0)
  • Фамусов — Монолог (0)

Популярное сейчас

  • Коричневое ухо — Фараонов
  • Vspak — Хочу
  • Мұқағали Мақатаев — Пәк қыз
  • Паша Изотов — Нежно
  • Пианино — гитара-скрипка — восхитительная музыка..
  • Токийский гуль — Opening оригинал
  • Сергей Есенин — Ветер веет с юга и луна взошла
  • Марина Цветаева — Я словно бабочка к огню…
  • Comedy Club — Сказка о царе Салтане
  • Жека Басотский — Под Твоим Окном
  • Последние 2 аята — Суры Аль-Бакара (аяты 285, 286)
  • Ya uhti…(hidjab).❤️ — ❤ ● يـآ أختنـآ بـآلله لـآ يغويكٍ ذآ آلشيطـآ
  • Ебанько — Я ебу собак
  • Skillet — Я проснулся я живой (Rus)
  • М.Ю. Лермонтов — Мцыри (17-18 главы)

  • Отрывок из рассказа горе от ума вот тото все вы гордецы
  • Отрывок из рассказа горе от ума а судьи кто
  • Отрывок из рассказа в белова тихая моя родина
  • Отрывок из рассказа барышня крестьянка пушкин
  • Отрывок из любой сказки пушкина