Отрывок из рассказа в белова тихая моя родина

И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

Старый наш дом заколочен. Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.

Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.

И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. И над бором висит в синеве солнце. Не солнце — Ярило. Оно щедро, стремительно и безшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. Под елями — древний запах папоротника. Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.

Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.

Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и за терялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки:

«Ук-ку, ук-ку!» — словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест.

Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…

Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города… Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.

(По В.И. Белову)

Проблемы к тексту

  1. Какова роль родины в жизни человека?
  2. Почему человек всегда стремится вернуться на малую родину?

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова «И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника».

Почему человек всегда стремится вернуться на малую Родину? Именно этот вопрос находится в центре внимания В. Белова.

Автор раскрывает проблему, описывая красоту родного края. Из текста мы понимаем, что герой вернулся на родину спустя некоторое время, и «родные места снова «встретили» его «сдержанным шепотом ольшанника». Описания родного края сменяются воспоминаниями из детства и юности героя. Белов отмечает, что в день, когда он покидал родные края, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил …ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу». Эти воспоминания объясняют слова Белова, сказанные позже: «ты всё так же не даёшь мне стареть». Публицист, вновь очутившись в родных местах, чувствует себя молодым, потому что ничего вокруг не изменилось. По тональности автора мы понимаем, что это прекрасное чувство.

Оказавшись в родном крае опять, писатель ощущает, как его опять «уводит… к лесным угорам гибельная долгая гать». Он, как и прежде, слушает «шум летнего леса». «Снова торжественно и мудро шумит …старинный хвойный бор». Публицист неслучайно употребляет слова «снова», «опять». Они помогают нам понять, что родные места не меняются, они всегда готовы встретить тебя ласково и приветливо, сколько бы времени ты ни провел вдали от дома. Мы понимаем, что в место, где все знакомо, привычно, всегда хочется вернуться. Ведь там человек может ощутить истинное спокойствие. Этот фрагмент связан со словами автора о том, что родина «врачует душу».

Автор сравнивает свои детские, юношеские впечатления от родного края с ощущениями, которые испытывает, будучи взрослым, чтобы читатель понял: неважно, сколько времени пройдет, родная земля всегда останется понятной и близкой каждому человеку, даже если он уезжал «навсегда». Родные места способны вызывать чувства, которые возвращают человека к истокам своей жизни. Потому они не дают стареть и врачуют душу.

Авторская позиция, на мой взгляд, очевидна: человека всегда тянет вернуться в родные места, потому что там человек ощущает силу, спокойствие. Только там человек может обрести душевное равновесие, исцелиться. Только на малой Родине человек всегда будет молодым.

Я согласна с позицией автора. Жизнь, на мой взгляд, циклична, потому мы всегда возвращаемся к началу. Можно бесконечно долго переезжать из города в город, менять дома, окружение, но человеку нужно хотя бы иногда ощущать гармонию. Только малая родина может даровать подобную гармонию, ведь там начинался путь любого человека. Там человек чаще всего еще не знал горечи разочарований, там он был молод и только начинал жить.

В заключение я хотела бы сказать: я надеюсь, что каждый человек сможет когда-нибудь вернуться в родные края. Мы не должны забывать места, где начали свой жизненный путь.

Попался такой текст на ЕГЭ? Пишите в комментариях, какую проблему и аргументы выбрали!

И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

Старый наш дом заколочен. Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.

Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.

И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. И над бором висит в синеве солнце. Не солнце — Ярило. Оно щедро, стремительно и безшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели; они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. Под елями — древний запах папоротника. Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. Мой взгляд останавливается на красных, в белых накрапах, шапках мухоморов, потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину; в лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.

Загудел в сосенной бронзе сухоросный ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом, и мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.

Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.

Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной! Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и за терялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки:

«Ук-ку, ук-ку!» — словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест.

Я сажусь у тёплого стога, курю и думаю, что вот отмашет время ещё какие-то полстолетия, и берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам…

Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. Может быть, так оно и надо? Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые, шумные города… Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.

Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. И вдруг в этот шум вплетается непонятный нарастающий свист, он разлетается, заполняет весь этот тихий зелёный мир. Я смотрю в небо, но серебряное туловище реактивного самолета уже исчезает за горизонтом.

Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?
————————————————-­————————————————-­——————————
Васи́лий Ива́нович Бело́в (23 октября 1932, Тимониха, ныне Вологодская область — 4 декабря 2012, Вологда) — русский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Член Союза писателей СССР.

Урок музыки в 5 классе по теме «Вокальная музыка»

Тема урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки. А так же произведений литературы.

Задачи урока:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
  • воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Личностные УУД

Формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные УУД

умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

 Познавательные УУД

 умение эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

Коммуникативные УУД

 умение слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Методы музыкального обучения.

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; 
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод погружения;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста.

Приемы:

  • активное слушание;
  • словесное рисование;
  • визуализация;
  • проблемно-поисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия произведения, выразительность и изобразительность в музыке)

Средства обучения: мультимедиа проектор, аудио записи, ноты, пианино, русские музыкальные инструменты.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Основная часть
  1.  Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок.  Вступительная беседа:

«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»        С. Есенин

Так о России писал С.Есенин.

— Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?

— Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.

Дети дают ответы: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.

Какие выводы вы можете сделать из сказанного?

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат  бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

-А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

— Чем мы будем заниматься?

— Как можем достичь цели?

Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»                                                      

  2) Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала.

   Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В.Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.

Отрывок из рассказа В. Белова

Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» — словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…

— В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?

Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной   девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.

  1.  «Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве

1а. Во поле березка стояла..

1е Во поле березка стояла

 В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа.

Какие русские народные инструменты вы знаете?     Назовите.

У русских — это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

  1. В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит русская народная песня «Камаринская»

Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения?

 3) Проецирование нового задания на другие ситуации.  Закрепление нового знания.

Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.

Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского

  1. финал симфонии №4 П. И. Чайковского

Вопросы:

-Какую знакомую вам русскую народную песню вы услышали?

-Напойте ее.

Вы правильно все назвали. Это финал симфонии №4 П.И.Чайковского, а включил композитор в свою симфонию русскую народную песню «Во поле береза стояла».  

-Подумайте, что изображает музыка? Какое настроение передает? Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

-Какую картину рисует?

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ? (динамика, регистр, тембр)

-В чьем исполнении прозвучало произведение? (симфонического оркестра)

А теперь мы с вами послушаем старую русскую казачью песня о России

  1. Песня «Моя Россия»

Как ты думаешь, почему композиторы, художники, поэты с таким искренним и глубоким чувством воспевают в своих произведениях родную природу?

Вопросы: 

— Ребята, чем для нас является Москва?

      Москва — это столица нашей Родины, сердце России.

Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок,  край, где он родился, дом, где он живет,  это все, что его окружает.

  1.  «Моя Россия» сл. Н.Соловьевой,  муз. Г.Струве

-С каким настроением исполняется эта песня?

-Какие чувства здесь передает автор?

  1. Песня «Родня земля»

Д/З.

А домашним заданием будет – изобразить на бумаге образ, который вы представили, слушая музыку. Подумайте, что будет главным в вашей картине. Какие цвета вы будете использовать при ее написании?

Рефлексия.

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

-Что вам особенно ярко запомнилось?

-Что интересного вы узнали?

-Достигли ли цели урока?

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

  1. Песня «Над Россией»

Спасибо за работу.   Урок окончен.   До свидания, друзья.

5 класс.

 Тема: Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова
красивей…»

Макаренко Маргариты

Тема урока: Вокальная музыка. «Россия,
Россия, нет слова красивей…»
.

Продолжительность урока: 45 минут

Цель урока: Воспитание любви и уважения к
родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в
вокальной музыке, литературе, живописи.

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Концерт для
фортепиано с оркестром», «Вокализ»; В. Локтев «Песня о России».

Художественный материал: В. Белов «Тихая моя
родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».

Задачи:

·        
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего
народа;

·        
учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая
характер произведения;

·        
в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

·        
Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство
патриотизма.

·        
способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому
исполнительству;

·        
развивать творческие способности учащихся: память, внимание,
воображение, фантазию;

·        
развивать музыкальный кругозор;

·        
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего
народа;

·        
воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение
ко всем участникам образовательного процесса.

Ход урока.

Орг. Момент.(2 минут)

П:Здравствуйте, ребята! Давайте подготовимся к уроку, и поделимся
своим хорошим настроением, давайте улыбнемся друг другу.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы:
Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было
литературы?

Д: Здравствуйте! Ответы детей.

Актуализация знаний. (5 минут)

П:«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

Так о России писал С.Есенин.

Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?

Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.

Д: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди. Моя Россия»
муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина»
В. Баснер; Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная
земля и в горсти мила.

П: Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели
и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно
произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к
Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и
традиции своего народа.

А что каждому из вас представляется, когда произносят слово
Россия?

Д: Наша страна, столица России – Москва, родной дом, двор, улица,
город, поля, леса родители, друзья…

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Чем мы будем заниматься?

Д: Россия – наша родина.

П:Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…» Говорить
мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет. (Слайд 4)

Кто может объяснить, что такое вокальная музыка?

Д: Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная для
пения.

П: Запишите определение: Вокальная музыка – это синтез
(взаимопроникновение) музыки и литературы.

Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?

Д: Песня, романс, кантата, опера.

Планирование деятельности.

П: А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте,
что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем
ли мы все выполнить?

·        
Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;

·        
Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;

·        
Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога.
Сумерки»;

·        
Послушать произведение русского композитора;

·        
Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).

Работа над новым материалом.

·        
Задание 1: Прочитать отрывок из рассказа
В. Белова «Тихая моя родина…»;

— Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»

(Слайд 6)

Чтение отрывка.

·        
Задание 2: Выяснить в чем проявляется
музыкальность лирического размышления;

Отрывок из рассказа В. Белова

Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли
предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в
траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые
июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный,
непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» — словно дует кто-то
коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще
какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь
умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц
человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим
предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники,
розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…

П: В чём, по-вашему, проявляется музыкальность
лирического размышления писателя?

Д: Этот рассказ о природе, она наделена человеческими
свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его
присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь
все звучит, дышит музыкой.

П: Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает
его чувство Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина).
Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что
связано с образом матери, земли, природы России, и несёт в себе патриотическую
идею.

·        
Задание 3: Сравнить литературное
произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки». (Слайд 2)

Рассмотрите, пожалуйста, картину И. Левитана и определите её
эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа
Василия Белова?

Д: Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе
Белова, но чувствуется некоторая тревожность.

П: И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем,
стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “
Стога. Сумерки ”, относится к последнему периоду жизни художника, и принадлежит
к числу его лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так
просто. Художнику пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы,
незамысловатому сюжету большую выразительность. И, в конце концов, Левитан
блистательно справился с задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по
композиции, колориту, богатой и сложной фактуре.

Задание 4: Послушать произведение
русского композитора;

П: Как вы считаете, музыкой какого русского композитора можно
озвучить этот литературный фрагмент и картину? (предположения детей). (Слайд
8)
 Звучит фрагмент знакомого произведения С. Рахманинова
«Концерт №3»

Д: Называют композитора.

П: Максим Горький о нем говорил: «Как хорошо он слышит
тишину!” С. Рахманинов родился 1 апреля 1873г. в имении Онега Новгородской
губернии, умер 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Русский композитор,
пианист-виртуоз, дирижер. С 4-х лет обучался музыке. Занималась с ним его мама.
Успешно Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Много выступал с
концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому
уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935г. окончательно
поселился в США. Он завоевал славу величайшего пианиста мира.

Сейчас прозвучит прекрасное произведение Рахманинова, которое
композитор написал специально для пения, но без слов, и назвал его
«Вокализ». (Слайд 4) (французское vocalize, от латинского
vocalis — гласный звук, звучащий, поющий), специальное упражнение для голоса,
исполняемое без слов, на гласный звук. Основное назначение вокализа —
способствовать развитию певческой техники, подвижности и выразительности
голоса. Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение.

Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине
Васильевне Неждановой. (Слайд 5)

Сама певица вспоминала: «Все его произведения отличаются глубиной
чувств, а также проникновенностью. Слушая их, всегда испытываешь необычайно
сильный душевный трепет. В его романсах много лирики, подлинного чувства
поэзии, правды и искренности, равнодушно петь их нельзя…

Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это
произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело
сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом
произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и
исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь
словами».

Давайте послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы,
и вы поделитесь своими впечатлениями о произведении, какие чувства и мысли
вызывает у вас музыка, и как развивается содержание музыки?

Слушание «Вокализ».

«Вокализ — «романс без слов», присоединенный
к циклу романсов соч. 34, написан Сергеем Васильевичем Рахманиновым

в 1915 году. («Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis —
гласный звук; звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только
из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса,
необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов.
Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений. Вокализ появился в
середине восемнадцатого века).

Посвящен «Вокализ» выдающейся русской певице

Антонине Неждановой

Широкий русский напев как бы облечен в форму барочной арии
баховского типа. Основная мелодия построена по принципу вариантных попевок,
сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной
«текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии
сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое
существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество
переложений для различных инструментов.» «Вокализ» Рахманинова называют
часто музыкой покаяния.

Д: После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение
исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом,
музыка наполнена трепетным чувством любви человека к миру, к Родине.

Осмысление и закрепление знаний.

Задание 5:

Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).

П: Ребята, а какой самый распространенный жанр
музыкально-литературного творчества?

ДПесня.

П: Запомните Песня – это исток и вершина музыки.
Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.

На примере этого жанра можно найти сходство и отличительные
особенности между литературной речью и речью музыкальной.

Мысль о Родине находит свое воплощение и в песенном творчестве
современных композиторов. (Слайд )

У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки
природы, и отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и
вырос.

Рефлексия.(слайд 7)

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Д: отвечают на вопросы учителя.

Музыкально-дидактическая игра(15 минут)

П: Давайте с вами сейчас поиграем в игру.

Игра «ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.

ЗАДАЧИ:

·        
Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу
извлечения звука.

·        
Находить инструмент, требующий замены.

·        
Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный
инструмент.

Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных
инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти
музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот,
который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний»
музыкальный инструмент.

Д/з(3 минуты)

1. Напишите свои рассуждения по теме «Русская народная песня в наше
время».

2. Изобразите на своем рисунке образы музыки, которая вам понравилась
из урока.



Аудиофрагменты из произведений Василия Ивановича Белова

Повесть В. И. Белова «Привычное дело»

Иван Африканович положил воробья под фуфайку и надел рукавицы. «Сиди, енвалид. Отогревайся в даровом тепле, а там видно будет. Тоже жить-то охота, никуда не деваешься. Дело привычное. Жись. Везде жись. Под перьями жись, под фуфайкой жись. Женки вон печи затопили, канителятся у шестков — жись. И все добро, все ладно. <…> Жись, она и есть жись».

Рассказ  В. И. Белова «За тремя волоками»

За соснами было небольшое поле, а там косогор и родимая Каравайка.

Майор шел все быстрее, не замечая этого, и все хватался за карманы, ища папиросы.

Вот позади и Вороньи сосны, травяная тропа выпрямилась, незаметно перешла в колесную дорогу, и он выбежал на косогор.

Каравайки на косогоре не было.

Найти в библиотеке

Рассказ «Даня»

Вышла мама, ласково взяла Даню на тёплые руки и унесла, а Борис тоже поехал домой. Над посёлком зажглась яркая зелёная звезда, вдалеке, у конторы, проурчала машина, в домах загорались новогодние огни. Даня, засыпая, думал о бабушке, о заводной лягушке-квакушке и о Борисе, который хочет ходить по крышам.

Найти в библиотеке

 

Стихотворение «Вологда»

Вологда — зеленый городок,

Севера ольхового столица,

Ты прости, что раньше я не мог

У тебя навек остановиться.

Все искал чего-то вдалеке,

По земле мотался вкривь и вкось,.

А теперь вот в тихом городке

Все, что надо, все почти нашлось. ..

Найти в библиотеке

Рассказ «Катюшин дождик»

Теперь Катюша была самая счастливая. Они ходили на сенокос вместе с мамой и сметали много стогов. Однажды вышла на небо тучка и заслонила все солнышко. На лугу притихла трава, ласточки и стрижи спрятались в свои домики. Вскоре начался дождь. А гром не гремел, и молния не сверкала, потому что тучка была несердитая. В тот день все были дома.

Найти в библиотеке

Рассказ «Бобришный угор»

Счастье зачастую оказывается совсем не там, где его ждешь. Оно появляется, и мы не замечаем его, и лишь после до нас доходит, что это ведь и было в общем-то счастье. За тысячи лет исканий, войн, страданий и изощрений в поисках счастья человек ничего не придумал для себя лучше лесной свободы, усталости от обычной ходьбы, ржаного ломтя с пережженной солью, лучше смоляного запаха и гулких ударов шишек об родимую землю.

Найти в библиотеке

Статья «Чувство родины»

Я убежден, что у каждого человека должен быть свой первый родимый очаг, который греет его на всех дорогах. Хорошо помню этот свой самый первый очаг. Это была всего лишь русская печка в деревне Тимонихе Харовского района. Родная теплая печь, с рыжими тараканами, с валенками вместо подушки, с луком на полатях и с ветром в трубе. Сенник и верхний сарай отцовского дома казались во младенчестве дальними странами.

Найти в библиотеке

Роман «Кануны»

Вся семья Роговых дома, близится время ужина. <…> Сережка — заскребышек и единственный сын Ивана Никитича — вяжет вершу, жена Аксинья сбивает мутовкой сметану в рыльнике, а дочь Вера, то и дело приплевывая на персты, споро прядет куделю.
В избе тепло и тихо, все молчат, только полощется в печке огонь, да тараканы шуршат в потолочных щелях, словно шушукаются.

Найти в библиотеке

Рассказ «На родине»

И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…

Найти в библиотеке

Рассказ «Такая война»

Она, придя домой, ставила самовар и долго, отрадно пила кипяток с вяленой репой заместо сахару.

Самовар празднично выпевал на столе, насквозь по нему шли веселые звоны. Под белым сосновым полом кротко шуршала нехитрая мышка, часы на стене постукивали, как раньше, при сыне Иване. И Дарья терпеливо дожидалась конца войны.

Найти в библиотеке

Текст читают:

  • Александр Соколов
  • Любовь Трофимова
  • Иван Соколов
  • Семён Соколов

Запись голоса: Антон Чекавинский, Александр Паутов

Музыка, запись, сведение, мастеринг: Антон Чекавинский

Карта динамическая. Для поиска ближайшей библиотеки воспользуйтесь кнопками «+» и «-«.

  • Отрывок из рассказа барышня крестьянка пушкин
  • Отрывок из любой сказки пушкина
  • Отрывок из какой сказки рассказ о том что нельзя брать чужое без спроса и врать
  • Отрывок из какой сказки белка песенки поет да орешки все грызет
  • Отрывок из какого произведения дан в начале мультфильма сказка о рыбаке и рыбке