Крайне
выразительные оценки славян оставлены
Прокопием
(Кесарийским (490/507
—после 562) — византийским придворным
историком. Его характеристики касаются
самых разных аспектов жизни славян.
«Эти
племена, славяне и анты, не управляются
одним человеком, но издревле живут в
народоправстве (демократии), и поэтому
у них счастье и несчастье в жизни
считается делом общим. И во всем остальном
у обоих этих варварских племен вся жизнь
и законы одинаковы. Они считают, что
один только бог, творец молний, является
владыкой над всеми, и ему приносят в
жертву быков и совершают другие священные
обряды. Судьбы они не знают и вообще не
признают, что она по отношению к людям
имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот
грозит смерть, охваченным ли болезнью,
или на войне попавшим в опасное положение,
то они дают обещание, если спасутся,
тотчас же принести богу жертву за свою
душу; избегнув смерти, они приносят в
жертву то, что обещали, и думают, что
спасение ими куплено ценой жертвы. Они
почитают реки, и нимф, и всякие другие
божества, приносят жертвы всем им и при
помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах, на большом
расстоянии друг от друга, и все они часто
меняют места жительства. Вступая в
битву, большинство из них идет на врагов
со щитами и дротиками в руках, панцирей
же они никогда не надевают; иные не носят
ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни
только штаны, подтянутые широким поясом
на бедрах, и в таком виде идут на сражение
с врагами. У тех и других один и тот же
язык, достаточно варварский. И по внешнему
виду они не отличаются друг от друга.
Они очень высокого роста и огромной
силы. Цвет кожи и волос у них очень белый
или золотистый и не совсем черный, но
все они темно-красные. Образ жизни у
них, как у массагетов (иранские
племена),
грубый, без всяких удобств, вечно они
покрыты грязью, но по существу они
не плохие и совсем не злобные, но во всей
чистоте сохраняют гуннские нравы. И
некогда даже имя у славян и антов было
одно и то же. В древности оба эти племени
называли спорами («рассеянными»),
думаю, потому, что они жили, занимая
страну «спораден», «рассеянно», отдельными
поселками. Поэтому-то им и земли надо
занимать много. Они живут, занимая
большую часть берега Истра (= нижнее
течение Дуная), по ту сторону реки»
(Прокопий
из Кесари. Война с готами. – М., 1950. –
С.297 – 298.)
.
Вслед
за другими авторами Прокопий говорит
о том, что славяне занимают огромные
территории, и объясняет это тем, что их
образ жизни предполагает некоторое
«рассеяние». Имя споры,
которое, по мнению Прокопия, якобы
когда-то носили все славяне, вызывает
разногласия среди ученых. Одни сближают
его со славянским этнонимом более
позднего времени сербы, сорбы, другие
полагают, что точно установить, что в
данном случае имел в виду Прокопий, не
представляется возможным, тем более
что он объясняет происхождение этого
названия, исходя из греческого языка,
в котором оно имеет указанное Прокопием
значение. Странно было бы, если бы
какой-то народ стал называть себя в
соответствии со значением слова в чужом
языке.
О
жизни славян Прокопий говорит высокомерно,
но при этом не может не отметить
положительных сторон их характера.
Славян, большей частью русских, часто
обвиняли в стремлении к тоталитарным
формам правления, Прокопий же отмечает
как раз противоположное качество:
оказывается, славяне «издревле живут
в демократии». Впрочем, это естественно
для первобытно-общинного строя любого
народа.
Говорится
о поклонении славян богу — отцу молний.
Конечно, это славянский Перун. И тут же
говорится совсем странное для образованного
грека: «Судьбы
они не знают и вообще не признают,
что она по отношению к людям имеет
какую-либо силу».
Как тут не вспомнить русскую пословицу
«На Бога надейся, а сам не плошай!».
Многие авторы указывали, что славяне
жили в болотистой местности, именно
отсюда берет начало почитание рек и
озер, о котором сообщает Прокопий.
Особо
охарактеризован способ ведения войны.
Главное оружие славянина — дротик и
щит. Отсутствуют панцири. Более того,
славяне часто идут в битву обнаженными
по пояс. Для Прокопия штаны, столь
привычные для нас, — предмет исключительно
варварской одежды, так как греки
тогда еще такой одежды не носили.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
8. ПРОКОПИИ КЕСАРИЙСКИЙ. О СЛАВЯНАХ И АНТАХ
Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский в своем сочинении «О войне с готами» говорит о войнах Византийской империи с народами, наступавшими с севера, называя в их числе славян и антов — предков восточных славян. Отрывки из Прокопия печатаются по тексту «Материалов к истории древних славян» («Вестник древней истории», 1941, № 1 (14), стр. 237 и 240).
СЛАВЯНЕ И АНТЫ
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов[7] грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большой части берега Истра2 по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе…
НАПАДЕНИЕ СЛАВЯН И АНТОВ
Эти славяне, победители Асбада3, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был на фракийском побережье4 и от Византии отстоит на 12 дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян5, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары6 стали отступать, делая вид для нападающих, что, испуганные ими, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. И те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего они лили на штурмующих масло и смолу, но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Но потом варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. Мужчин до 15 000 они тотчас всех убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Сначала они не щадили ни возраста, ни пола, но как этот отряд, так и другие с того момента, как они ворвались в область римлян, они всех, не разбирая лет, убивали так, что вся земля Иллирии7 и Фракии8 была покрыта непогребенными телами
Читайте также
Приложение 9 ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ
Приложение 9
ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ О СЛАВЯНАХ
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен
И ЕЩЕ О СЛАВЯНАХ
И ЕЩЕ О СЛАВЯНАХ
Какова же была роль славян в ассимиляционных процессах на территории Древнерусского государства? По Кожинову: «Ко времени прихода славян северную часть этой территории населяли финно-угорские племена, средин-ную — балтские, южную — тюркские и
1. О славянах
1. О славянах
Вопрос о происхождении славян в науке был поставлен гораздо позже, чем проблема образования русского государства, так как проблема этносов считалась второстепенной. Интерес к прошлому у народов усиливается с ростом культуры, с перерастанием народностей в
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
IV
…Был некто Хилвудий, близкий к дому императора Юстиниана, очень находчивый в военных делах и настолько выше денег, что за величайшее богатство в имуществе своем считал ничего не иметь. И этого-то Хилвудия император, в то время, когда четвертый год
Евсевий Кесарийский
Евсевий Кесарийский
Весьма эрудированный и проницательный критик Гертруда Бодманн, исследовав в своей диссертации «Летоисчисление и возраст мира» весьма строго средневековые представления о времени, очертила границы, которых следовало бы придерживаться в будущем. В
Прокопий Кесарийский: личность и творчество
Прокопий Кесарийский:
личность и творчество
(А.А. Чекалова)1 апреля 527 г., за три дня до Пасхи, когда, по византийскому обычаю, не полагалось ни приветствовать, ни воздавать почести кому бы то ни было, выходец из крестьян Флавий Петр Савватий Юстиниан и его жена Феодора, в
Прокопий Кесарийский: Штрихи к творческому портрету
Прокопий Кесарийский: Штрихи к творческому портрету
Среди историков, творивших в VI-VII веках на территории формальной наследницы Великого Рима, Византийской империи, имя Прокопия Кесарийского (490/507-562) всегда выделяется особо. И не только потому, что всю жизнь он был близок
ДОЩЕЧКА Д 2 (Об антах и князьях после Кия)
ДОЩЕЧКА Д 2 (Об антах и князьях после Кия)
Публикуется впервые. По-видимому, целая, не разломанная. Аверс имеет 17, реверс 18 строк. По содержанию своему исключительно интересна и важна, ибо связывает руссов с антами и дает перечисление князей после Кия. К сожалению,
ДОЩЕЧКА Д 4 (Об антах и Мезенмире)
ДОЩЕЧКА Д 4 (Об антах и Мезенмире)
Текст этой дощечки был опубликован А. А. Куром в журнале «Жар-Птица» за июль 1957 г. без разбивки на слова, без перевода и комментариев. Ниже мы приводим текст с исправлением некоторых бесспорных опечаток, с разбивкой на слова, переводом и
9. МАВРИКИЙ СТРАТЕГ. О СЛАВЯНАХ И АНТАХ
9. МАВРИКИЙ СТРАТЕГ. О СЛАВЯНАХ И АНТАХ
В конце VI в неизвестный византийский автор написал руководство для ведения войны («Стратегикон») против славян и антов. В нем он говорит также об обычаях и нравах этих народов. Отрывки из «Стратегикона» печатаются по изданию
Занятие № 2 Византийские авторы VI века о славянах и антах
Занятие № 2
Византийские авторы VI века о славянах и антах
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Сопоставьте информацию об авторах приведенных ниже текстов. Что представляют собой их труды по своему основному содержанию? Когда были написаны эти сочинения, и с каким временем могут быть
Тест по истории Восточные славяне 6 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
А1. Какова была территория расселения восточных славян?
1) Восточная Азия
2) Западная Европа
3) Восточно-Европейская равнина
4) Прибалтика
А2. Слова «подсека», «соха» и «борона» связаны с (со)
1) рыболовством
2) бортничеством
3) скотоводством
4) земледелием
A3. Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия?
1) плодородием почвы
2) лесистостью края
3) использованием плуга
4) болотистой местностью
А4. Отрывок из сочинения византийского историка: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» — свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.
1) утвердились феодальные отношения
2) сохранился родоплеменной строй
3) сложилось государство
4) отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.
СЛАВЯНСКОЕ БОЖЕСТВО
1. Перун
2. Ярило
3. Стрибог
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СИЛ ПРИРОДЫ
A. Бог грома и молнии
Б. Повелитель ветра
B. Бог солнца
Вариант 2
А1. Когда славяне расселились на территории Восточной Европы?
1) 40 тыс. лет назад
2) в VІІ-VІ вв. до н. э.
3) в VI-VIII вв.
4) в Х в.
А2. Слова «перелог», «жито» и «лемех» связаны с (со)
1) рыболовством
2) бортничеством
3) скотоводством
4) земледелием
A3. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?
1) плодородием почвы
2) лесистостью края
3) отсутствием леса
4) использованием плуга
А4. Отрывок из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» — свидетельствует о том, что у восточных славян
1) утвердилось христианство
2) главными занятиями было рыболовство и мореплавание
3) были распространены языческие верования
4) отсутствовали контакты с другими странами
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.
СЛАВЯНСКОЕ БОЖЕСТВО
1. Мокошь
2. Волос(Велес)
3. Щур
СФЕРА ЕГО ПОКРОВИТЕЛЬСТВА
A. Покровитель скотоводства
Б. Божество плодородия, покровитель семейного очага
B. Покровитель дома
Ответы на тест по истории Восточные славяне 6 класс
Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-1
А4-2
В1. 1А 2В 3Б
Вариант 2
А1-3
А2-4
А3-2
А4-3
В1. 1Б 2А 3В
Опубликовано: 12.07.2020
Обновлено: 13.07.2020
СЛАВЯНЕ И АНТЫ
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему
приносят в жертву быков
и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне летавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они
почитают реки, и нимф, и всякие другие божества
, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же.
В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»)
, думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.
НАПАДЕНИЕ СЛАВЯН И АНТОВ
Эти славяне, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был первым на фракийском побережье и от Византии отстоял на двенадцать дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли, против них все. Варвары стали отступать, делая вид, что, испуганные их нападением, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко вереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. Да и те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего они лили на штурмующих кипящее масло и смолу и всем народом кидали в них камни; но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. До пятнадцати тысяч мужчин они тотчас же убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Вначале они не щадили ни возраста, ни пола, оба эти отряда с того самого Цюмента, как ворвались в область римлян, убивали всех, не разбирая лет, так, что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами.
Прокопий Кесарийский—византийский историк VI (?) века. Отрывок о славянах взят из книги Прокопия «Война с готами», в переводе С. П. К о н д р а т ь е в а.
Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М., 1940