-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
reagankennedy885
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература3 минуты назад
Преступление и наказание
-
Литература3 минуты назад
Сочинение по теме:»Почему Мцыри бежал из монастыря»
-
Русский язык8 минут назад
Помогите с русским
-
Химия13 минут назад
Задача по химии
-
Қазақ тiлi13 минут назад
Помогите
1. Мына сөздермен сөйлем құрастырыңдар. (составьте предложение со словами.)
ауа райы, жаңбыр, жылы, суық,аяз, бұлтты.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы28 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика1 час назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Пример сочинения 1
Как известно, сказки любят за то, что в них добро всегда побеждает зло. Эта тема является главной и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» великого русского поэта А. Пушкина.
Олицетворением зла в этом произведении предстает мачеха, которая специально делала много зла юной царевне. Она все время пыталась уничтожить бедную девушку. Чего мачеха только не придумывала: и в лес отправила, чтобы ее волки съели, и яблоко дала отравленное.
Но злая ведьма не учла того, что любовь королевича Елисея оказалась сильнее любых злых чар. Кроме того, королевич оставался верным царевне, а любовь и верность — это очень мощная сила, которую разрушить не под силу злым чарам.
Человеческая доброта семи богатырях, их порядочность в отношении к царевне, любовь, для которой нет преград, — это та мощная сила, которая способна победить зло. И это не сказочные чудеса, а реальность, в которую верит каждый читатель.
Так литературная сказка воплощает вековую мечту народа о том, что правда и добро всегда побеждают зло. И человечество испокон веков верит в добрую силу, а сказки это наши древние друзья, которые учат добру.
Пример сочинения 2
Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Добро
и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают
нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и
поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно
исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать –
вот главная задача морального поведения человека.
Русские
народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь
еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между
добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут
разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и
добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие
и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто
оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто
несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро,
наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и
больше
В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок.
Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка,
утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и
человечности.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи —
царицы.
Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже
пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок,
которые остались без матери.
Новая жена царя была «высока,
стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она
затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица,
черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти
полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала
служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной
оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь
богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего
зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти,
что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.
Но
Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски
царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось
постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать
пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и
преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна
ожила.А царица умерла от тоски и злости.
В своей сказке Пушкин не
только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и
заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать
счастью царевны и королевича Елисея.
Пример сочинения 3
Однажды Александр Сергеевич Пушкин воскликнул: «Что за прелесть русские сказки! Каждая есть поэма». Он с детства полюбил их. Множество старинных сказочных сюжетов рассказала ему любимая няня Арина Родионовна. Наверно, одним из них был тот, который поэт использовал в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». И у него действительно получилась прекрасная поэма!
]В этой сказке, как во множестве других, происходит борьба сил добра и зла. Добрых героев в сказке немало. Это и сама царевна, и семеро богатырей, и королевич Елисей. И даже собачка, которая пыталась спасти царевну от отравленного яблока.
А зло воплощено в образе жестокой и завистливой царицы, ставшей мачехой главной героини. Ей захотелось остаться единственной красавицей на свете. Чёрная зависть грызла её оттого, что зеркальце не соглашалось признать её первенство, пока царевна была жива. И я думаю, что зависть является причиной многих преступлений в жизни. Мачеха добилась своей цели путём преступления.
Но любящая душа королевича Елисея сумела побороть зло. Он не захотел смириться с потерей любимой, решил отыскать её во что бы то ни стало. Он ездил по свету, обращался за помощью к солнцу, к месяцу. Но только ветер, который «всюду веет на просторе», помог королевичу в его поисках. И оказалось, что царевна не умерла, а только заснула долгим сном. А может быть, сила любви жениха воскресила царевну. Точно мы этого не знаем. Да это и не так важно. Таким концом своей сказки А. С. Пушкин показывает, что в итоге добро всегда побеждает, а любовь сильнее самой смерти.
Предмет,
класс: литература,
5 «Б» класс (по УМК Коровиной В.Я.)
Тема
урока: Добро
и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Цели
урока: 1.
Содержательная. Давать сравнительную характеристику образов; раскрыть
значение терминов «добро» и «зло».
2.
Деятельностная. Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» .
Развивать
навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
Формировать
умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную
позицию,
положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Метапредметные
УУД.
Личностные:
находит в себе элементы добра и зла.
Регулятивные:
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем
и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действует
по плану.
Познавательные:
понимает информацию, представленную в изобразительной,
схематичной,
модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует
образы персонажей).
Коммуникативные:
строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-
познавательных
задач.
Оборудование
урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку.
Раздаточный
материал: карточки с заданиями, оценочные листы.
Тип
урока: обобщения и систематизации .
Планируемые
результаты: повторить содержание прочитанного произведения;
воспринимать
и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,
давать
характеристику героям.
Ход урока. СЛАЙД 1
1-ый
этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Вступительное
слово учителя. Звучит музыка
А.С.
Пушкин…
Мы
знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не
знал бы замечательные произведения русского поэта. Прошло много лет, как погиб
А.С., а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все
ближе, дороже и нужнее.
__Люба
С._________
Мы
сказки читаем с улыбкой,
Они
нравится всей детворе
Сказка
о маленькой рыбке
И
о Салтане-царе.
Ждет
впереди Лукоморье,
Леший,
Русалка и Кот.
Синее
плещется море,
Сказка
к нам в гости идет.
-Мы продолжаем изучать творчество и произведения А.С.Пушкина. Какую сказку
вы читали дома?
— Ребята, на доске карточки.(Полоски
бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО,
ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ,
ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные
качества человека.
На доске появляется ряд:
Положительные Доброта верность, |
Отрицательные Зависть, |
— Что причиняют людям те, кто обладает
положительными качествами? А отрицательными?
Возможные ответы:
1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь
2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье
— О чем мы будем сегодня говорить?
— Попытайтесь сформулировать тему урока.
СЛАЙД 2
Добро и зло
— Можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные
понятия. (Да, это разные вещи)
— Встречаемся ли мы с понятием добра и зла в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»? (ответы учащихся).
— В каждой русской сказке (и в фольклорной, и в литературной)
добро побеждает зло. В уже прочитали сказку, познакомились с сюжетом и героями
сказки.
— Ребята, какой вопрос возникает в сказке Пушкина? Ваши
предположения?
(Добро сильнее зла, все хотят добра, почему в сказке добро
всегда побеждает зло?)
Записывает учитель предположения на доску
— Это и будет нашим проблемным вопросом : ПОЧЕМУ В СКАЗКЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО и мы постараемся
ответить на этот вопрос. (записать на доске проблемный вопрос, на слайде тоже
есть). СЛАЙД 3
— Теперь нам несложно определить цель урока.
(как показано добро и зло в сказке Пушкина «Сказка…
— Или точнее – раскрыть значение терминов «добро» и
«зло» на примере сказки, сравнить образы героев, анализировать текст.
2.
Беседа с учениками.
Перед вами волшебная
шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит
будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга). СЛАЙД 4
II. Актуализация новых знаний.
1.
Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
—
Ребята, что такое сказка?
— На
какие две группы делятся сказки? Чем отличаются?
— Вы
уже прочитали эту сказку дома.
—
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло
чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас
царевну, грусть и печаль ушли).
—
Перечислите героев сказки. Обратите внимание, что вы перечислили положительных
и отрицательных героев. Как считаете, чем они отличаются? (положительные несут
добро, отрицательные зло)
Вопросы
на осмысление содержания сказки.
Переходим к первому этапу нашего
исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь,
какой волшебный предмет я сейчас достану?
Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело. (Зеркало). СЛАЙД 5
1.В
каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?
2.Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно
могло сказать правду, остальные её боялись.)
3.Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)
4.Какой герой ЗЕРКАЛО? положительный
– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда,
чем сладкая ложь.)
— Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога
царицы наизусть заранее подготовленным учеником,
инсценировка).
— Какими эпитетами награждает её автор?
— В каком эпизоде сказки Пушкин впервые
показывает нам истинное лицо царицы?
(«Ах, ты..»).
— Каким цветом можно раскрасить чувства и
настроение царицы в этом отрывке?
(Чёрным).
— Использует ли Пушкин слова с корнем
–чёрн- в этом отрывке?
(Постоянный эпитет чёрная зависть и
Чернавка, а кто такая Чернавка?)
— Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или
отрицательным?
Увидели, что Пушкин напрямую не говорит,
что мачеха — ведьма, а при помощи определённых символических предметов,
изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера,
показывает нам это. Красота и зло.
—
Как вы представляете себе молодую царевну? ( Красота и доброта (внутренняя и
духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )
Задание по вариантам СЛАЙД 6
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
Высока |
Белолица |
Поведение, |
Горда |
Красавица-душа |
Цветовая |
Черны |
Белый |
СЛАЙД 7 |
Следующий
этап нашего исследования. Вновь волшебная
шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра.
Догадайтесь, какая.
(Семь). СЛАЙД 8
— В каком эпизоде сказки мы встречаемся с
этой цифрой?
Зачитываем этот отрывок. Сама читаю
(Действительно ли, люди добрые живут.)
— Всё-таки причём здесь магическая цифра
семь? Почему именно семь богатырей?
—
Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна
мертва?
А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам
продемонстрировать магическую силу цифры семь.
(Физпауза). Попрошу
вас всех встать.
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
— Поднялось у вас настроение? Правда,
магическая цифра семь?
Следующий этап нашего исследования.
Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
(Яблоко). СЛАЙД 9
— В каком эпизоде сказки говорится о
яблоке? Что оно означает?
— В кого превращается мачеха в этом
отрывке? (Черница).
— Почему Пушкин использует слово с корнем
–чёрн-?
— Что оно принесёт? (Смерть).
— Почему мачеха отравила царевну именно
при помощи яблока?
Опять Пушкин в скрытой форме показывает,
что царевне угрожает смерть. Царевна умирает и богатыри решили положить царевну
именно в хрустальный гроб. Почему?
С хрусталём автор сравнивал душу царевны.
Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».
И вот какими ребята увидели царевну и
других героев сказки, они сейчас покажут в своих иллюстрациях.
— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…
«…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит
он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец».
(Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования.
Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные
силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью
говорить.
— Королевич Елисей, отчаявшись найти
свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. видеофрагменты
— Почему солнце, месяц и ветер помогают
именно королевичу Елисею?
— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение
Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько
раз королевич обращается к силам природы. В этих словах проявляется тревога,
волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости
обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении
вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только
верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от
мертвого сна.)
— Что происходит дальше, когда Елисей
находит царевну? (Царевна ожила).
— Что происходит в конце сказки? (Мачеха
умирает).
— Что послужило предвестником этого
несчастья? (Зеркало разбилось).
Автор опять при помощи этой детали
намекает нам, что произойдёт несчастье.
—
Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить
таблицу (в парах)
Отрицательные |
Положительные |
Герои-помощники |
Мачеха Чернавка |
— — -Елисей |
— — |
— В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне.
Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение
вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится
подобием своей мачехи).
— Итак, проанализировав героев сказки, мы можем сделать вывод: добро побеждает
зло . Почему?
(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на
помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо
бороться.)
— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы
наблюдаем борьбу Добра над Злом. А в жизни всё по- другому, иначе Зло будет
торжествовать.
Чему нас научила сказка Пушкина? И считаете ли вы себя
добрыми?
Домашнее
задание
Дома
вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ
нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка
исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи
вам и вашим близким людям.
Выставление
оценок
Рефлексия
Каждому человеку приятно слышать хорошие слова. Вы сегодня очень отлично
работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из
сказки Пушкина. Предлагаю написать на этой рыбке любое доброе слово. (пишут)
А теперь поднимите рыбку вверх. Посмотрите в окружении скольких добрых слов мы
находимся! Я желаю, чтобы мы с вами всю жизнь купались в океане добрых дел и
поступков всю жизнь!
В сказках добро
всегда побеждает зло.
— Есть замечательная
пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная
шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает,
тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и
красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком
надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).
Домашнее задание —
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо
работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из
сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а
ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос
«Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой
золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все
качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок
— Сегодня,
вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки
важнее: Добро или Зло?
Как вы считаете какая из пословиц может
стать итогом нашего урока:
-Хоть зло сильно –
всему вредит, добро на свете победит!
-От доброго слова и лёд тает
— Мир не без добрых людей
Предлагаю в группах провести исследование
и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном
произведении всё неслучайно!
(Работа в группах).
Используйте
начало предложения при ответе:
В сказке
А.С.Пушкина есть добрые и злые герои.
Царица –
это……………………………………………………………………………………………………………………………………………
царевна –
это………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Добрый человек
(царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….
по поступкам………………………………………………………………………………………………………
Нам всегда хочется
видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..
Таких людей я
встречал…………………………………………………….
Недобрым, злым
людям надо (выбрать вариант ответа):
• на
злобу отвечать злобой.
• таких
людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.
• Зло
само себя накажет
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
||
Поведение, |
||
Цветовая |
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
||
Поведение, |
||
Цветовая |
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
||
Поведение, |
||
Цветовая |
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
||
Поведение, |
||
Цветовая |
Вопрос. |
Ответ. |
||
Да. |
Нет. |
Затрудняюсь |
|
На уроке я работал активно |
|||
Своей работой на уроке я доволен |
|||
Урок для меня показался длинным |
|||
За урок я устал |
|||
Мое настроение стало лучше |
|||
Материал урока мне был понятен |
|||
Домашнее задание показалось мне сложным |
Сказки любят все — взрослые и дети. В них добро всегда побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина все герои делятся на хороших и плохих.
В «сказке о рыбаке и рыбке» добрым и отзывчивом человеком является старик. Он не только отпустил рыбку, но и не захотел получать с нее выкуп. Отрицательным героем является старуха.
Она на протяжении всей сказки ругает старика, требуя идти к рыбке и просить новых подарков. Она жадная и высокомерная. В конце сказки зло наказано. Старуха снова стала бедной, а рыбка уплыла в синее море.
***
В «сказке о царе Салтане» зло олицетворяют две завистливые сестры: ткачиха и повариха. Их характер не меняется на протяжении всей сказки и в конце зло проигрывает. Хитрый обман раскрывается и только доброта главных героев помогает злодейкам избежать наказания.
Добрые герои добры до конца. Царица и князь Гвидон не держат обиды на царя и хотят с ним встретиться.
Читая сказки, мы решаем на какого героя хотим быть похожими. Стараемся подражать хорошим героям. Сказки А. С. Пушкина учат нас понятиям добра и зла.
***
А.С. Пушки в своей сказке «О царе Салтане…» окунает нас в удивительный мир добра и зла. Читая ее, добрый человек поспешит делать добро, а злой, может быть задумается над тем, что творит, и станет чуточку добрее.
Добро всегда красиво, а зло уродливо. В сказке только одна из девиц излучает доброту в мир, а две другие переполнены злобой. Царевна Лебедь — красавица, что «глаз нельзя отвесть» Ей Пушкин противопоставляет злого чародея — коршуна.
Я думаю, что это внутреннее добро красит внешность героя, а зло — портит. Во всех сказках есть зло, что бы более ярко выразить добро. Добро всегда торжествует. Не нужно отвечать злом на зло. С ним надо бороться без ненависти в сердце, и тогда наш мир станет добрее.
***
В «Сказке о царе Салтане…» присутствуют добро и зло. В начале сказки поздно вечером пряли пряжи три сестры и каждая мечтала быть царицей. Но царю пришлась по вкусу младшая сестра. Зависть старших сестер была велика настолько, что они решили избавиться от младшей .
В середине сказки перед нами предстает в виде добра беззащитный лебедь. а зло олицетворяет коварный коршун. Князь Гвидон спас Лебедя, за что тот отблагодарил его, дав дом.
В конце сказки царь Салтан увидел сына и жену. Узнает он, сто это сестры обманули его- взял и прогнал их. И добро победило зло.
***
А. С. Пушкин — великий русский поэт. В каждой сказке рассказывается о борьбе добра и зла. Например, как в «Сказке о царе Салтане»
В этом произведении добрые герои: царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь. Злые герои: повариха, ткачиха, баба Бабариха. Отрицательные персонажи строят много преград и делают все, чтобы править миром. Обман, ложь, подмены — это их главное оружие. Положительные герои вначале попадают в их сети. Но правда и честность сильнее зла, поэтому победа всегда за ними.
***
Сказки А.С. Пушкина очень легко читаются. Они интересные и поучительные.
А.С. Пушкин в сказках представляет добро и зло в своих героях. Он описывает такие чувства как зависть, злоба, корысть, обида — с одной стороны, а с другой такие как доверие, доброта, любовь и терпение. Эти чувства Пушкин показывает в поступках своих персонажей. Порой иронично раскрывает их качества, порой высмеивает их. Помогает рассмотреть недостатки или увидеть лучшие качества человека. Ведь не всегда по одному поступку. можно судить о человеке в целом.
Как и в русских народных сказках, так и в сказках А.С. Пушкина добро всегда побеждает зло.
***
В сказках Пушкина герои делятся на добрых и злых. Злые герои всегда завистливые и не красивые. В «сказке о царе Салтане…» злые герои — это две сестры и баба Бабариха. Их ложь и предательство в итоге наказываются. Царь и царица здесь герои положительные, они умеют прощать ошибки других. Сказка учит добру и справедливости. Говорит о том, что добро всегда побеждает зло.
***
Сказки Пушкина мы знаем с детства. В них добро и справедливость всегда побеждают зло. Положительным героям помогают не только друзья, но и природа. В сказке о мертвой царевне королевичу Елисею помогают ветер, солнце и месяц, а царевне помогают богатыри. В «Сказке о царе Салтане» царевна Лебедь помогает Гвидону.
Умный и смелый Балда смог справиться с чертями в «сказке о попе и о работнике его Балде»
А вот отрицательные герои в сказках Пушкина хоть и сильные и хитрые, но добро все равно побеждает их. И это справедливо! Именно такие сказки учат быть смелыми, добрыми и честными. Поэтому я так люблю сказки А.С. Пушкина. Ведь так приятно, когда все хорошо заканчивается.
***
Сказки Пушкина всем знакомы с детства. Читая их мы видим, как переплетается добро и зло. Эти сказки помогают на отличить где добро и где зло. Сюжеты сказок часто складываются по следующему сценарию. Силы зла загоняют силы добра в критическую ситуацию, из которой казалось бы нет выхода.
Но всегда спасает чудо. Например, в сказке о царе Салтане есть добрые и злые герои. Добрые герои Салтан, Гвидон, Царевна Лебедь. Злые герои это ткачиха, повариха и баба Бабариха. В сказке злые герои завидуют добрым. Они постоянно пытаются делать им зло. Но, в итоге побеждает добро. Из этого можно сделать вывод: добро всегда побеждает зло.
***
У Пушкина много сказок. но «Сказка о царе Салтане…» очень мне понравилась, потому что в ней положительные герои преодолевают все преграды в борьбе со злом.
Царь Салтан — добрый, справедливый.
Царь Гвидон — силен, смел и отважен. Он защищает царевну Лебедь. Салтан и Гвидон встречают гостей. За это Гвидон получает награду: белку и дружину из 33 богатырей.
Царевна Лебедь, спасенная Гвидоном, помогает ему советом и волшебством. Сказка заканчивается хорошо для всех героев, потому что — добро всегда побеждает зло.
***
Примечание
Уважаемые ученики, сочинение на тему «Добро и зло в сказках Пушкина» для 4 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по чтению о том «как добро побеждает зло».
Конспект урока по литературе для 5 класса
Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Эпиграф к уроку: Лишь добро одно бессмертно
Зло подолгу не живёт.
Шота Руставели, грузинский поэт
Вводное слово учителя
— Сегодня мы продолжаем работу над «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.
— Ребята, на доске карточки. (Полоски бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.
На доске появляется ряд:
Положительные качества: Доброта , любовь, отзывчивость, верность, кротость |
Отрицательные качества: Зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство |
— Что причиняют людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?
Возможные ответы: 1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь
2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье
— О чем мы будем сегодня говорить?
— Попытайтесь сформулировать тему урока.
На доске записывается тема урока и эпиграф. (Тема и эпиграф демонстрируются на слайде)
Дети делают запись в тетради.
— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?
Возможные варианты, предложенные детьми:
1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?
2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?
3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?
4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?
5.А легко ли распознать добро и зло?
6.Что в итоге побеждает: добро или зло?
7.Почему добро часто бывает беззащитным?
Учитель
— Ребята многие вопросы, предложенные вами, будут звучать на нашем уроке, и мы постараемся на них вместе ответить.
— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).
— Я предлагаю поработать таким образом: поработать над текстом сказки и найти ответы на следующие вопросы: (вопросы демонстрируются на слайде)
1.Как в сказке А.С. Пушкин изображает царевну и царицу?
2.Каков характер царевны и царицы?
3.Какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми?
4.Какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям?
5. Легко ли отличить добро и зло?
6.Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?
Учитель
— Мы сегодня рассмотрим два этих понятия — добро и зло.
— Я вижу свою задачу в том, чтобы вы не только усвоили эти понятия, но и увидели, как Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
— Я постараюсь помочь вам разобраться в том, что зло и добро – понятия отнюдь не простые и не однозначные.
— Как мы можем определить, какой человек — злой или добрый?
Дети отвечают: по поступкам.
— Давайте разберемся, каковы поступки главных героинь сказки — царевны и царицы-мачехи, как нам их представляет автор.
— Сядьте по группам.
Работа в группах. ( Задания группам дается в приложении к конспекту. Вместе с заданиями раздаются и листы для оценок).
Учитель подытоживает, дает оценку работе каждой группы.
Ребята, одна группа сравнивала царевну и царицу, другая – обратила внимание на характер царевны, третья – обратила внимание на характер царицы, 4 группа рассмотрела вопрос о том, какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми, а пятая размышляла о том, какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям.
Вывод: Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне красивый человек, если лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива, она нуждается в защите, потому что зло жестоко и коварно, но изначально обречено.
Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.
(Дети рассаживаются на свои места. Это делается все быстро, если такая работа проводится часто, а дети знают, какие столы сдвинуть парами, какие не следует трогать, кто в какой группе работает).
— Продолжаем нашу работу.
— Ребята, а всегда ли легко отличить добро и зло?
— Мы подумаем над этим вопросом, а сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки «Царица и зеркальце».
Инсценирование (от слов «На девичник собираясь…» до слов «З невестой молодой…»)
— Кто ещё совершает злые поступки?
— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?
— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)
— Есть ли на нем какая-нибудь вина?
Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.
Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.
— А какова Чернавка?
— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)
— Она тоже верно служит. Но кому?
— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)
— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)
Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.
— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?
Такая верность основана на любви.
Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, чо случилось с царевной.
Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.
Выразительное чтение наизусть отрывка «Монолог Елисея» ( от слов «За невестою своей королевич Елисей…» до слов «Вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста».)
Чтение сопровождается показом слайдов с изображением фрагментов «Елисей обращается к Солнцу», «Елисей обращается к Месяцу», «Елисей обращается к ветру».
Давайте немного отвлечемся от темы урока. Откройте учебник на стр. 126. Прочитайте вслух определение – риторическое обращение. Запишите определение в тетрадь.
— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.
Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»
— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).
— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)
— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).
Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.
Учитель
В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.
— А что же происходит со злой царицей-мачехой?
— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.
Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».
И никто не пожалел, что царицы не стало.
Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.
Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.
Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …
— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?
— Составьте синквейн об этой сказке. Обсудите это по рядам. Дети собираются в группы: 1-ый ряд и 3-ий – у первой парты своего ряда, средний ряд – у последней парты своего ряда. На общем листе записывается синквейн.
1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2………………………………………………………………………………..
3………………………………………………………………………………..
3……………………………………………………………………………….
4……………………………………………………………………………….
5……………………………………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ — ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ
1 группа.
Найдите лексическое значение слов в словаре добро и зло.
Кто является олицетворением добра и зла в сказке А.С.Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?
Описание внешности царевны (прочитать в тексте) —
Используйте начало предложения при ответе:
В сказках присутствует всегда добро и зло.
В словаре мы нашли лексическое значение слов:
Добро – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………
Зло – это………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Олицетворением добра в сказке А. С. Пушкина является …………….………..…………………………………………….
зла-……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Мы нашли описание царевны (прочитать) –
Итак, царевна кроткая и ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
А царица –…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2 группа.
Заполните таблицу. Царевна.
Характер (Царевна у богатырей) |
|
Авторское отношение |
Используйте начало предложения при ответе:
Мы исследовали литературный персонаж — царевну. Пришли к такому выводу: она
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Это мы нашли в тексте ( прочитать ) –
Характером отличалась от всех, потому что была…………………………………………………………………………………….
3 группа.
За что, почему преследует царевну мачеха?
Какие чувства вызывает в злых людях красота, доброта, ум?
Слова для справок: зависть, ненависть, злоба, ревность, желание отомстить
Что случилось с мачехой? Плакал ли кто по ней? Почему?
Надо ли наказывать таких людей?
Используйте начало предложения при ответе:
Царевна — героиня сказки………………………………………………………………………………………………………………………
Мачеха преследовала царевну, потому что……………………………………………………….(прочитать отрывок)
Злые люди завидуют, злятся, испытывают недовольство ……………………….., если с ними рядом живут
добрые, отзывчивые и любимые другими людьми………… люди.
Мы считаем, что злых людей наказывать…. (выбрать вариант ответа)
• Да, надо на злобу отвечать злобой.
• Нет, надо таких людей понять, поддержать.
• Зло само себя накажет
4 группа.
Заполните таблицу.
Какие чувства испытывает царевна? |
|
В доме с отцом и мачехой |
|
Вдалеке от дома, когда живет у семи богатырей |
|
Когда вновь увидела Елисея |
|
Хочет ли она отомстить царице? |
Используйте начало предложения при ответе:
Наша группа исследовала, какие чувства испытала царевна.
Царевна испытывает такие чувства:…………………………………………………………………………………………………………….
Поэтому она мстить………………………………………………………………………………………………………………………………………
5 группа.
Вспомните, какие испытания пришлось перетерпеть царевне по вине мачехи?
А теперь ответьте на вопросы:
Какие люди могут нас окружать в жизни?
Каких людей мы хотим видеть вокруг себя?
Какие качества их качества нам симпатичны?
Что нужно, чтобы тебя окружали добрые, верные люди?
Как нам относиться к злым, недобрым людям, если они будут рядом с нами?
Используйте начало предложения при ответе:
В сказке А.С. Пушкина есть добрые и злые герои.
Царица – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………
царевна – это………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Добрый человек (царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….
по поступкам………………………………………………………………………………………………………
Нам всегда хочется видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..
Таких людей я встречал…………………………………………………….
Недобрым, злым людям надо (выбрать вариант ответа):
• на злобу отвечать злобой.
• таких людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.
• Зло само себя накажет