Ответить письменно на вопрос почему в рассказе несколько временных пластов


0

Сколько временных пластов в рассказе З. Прилепина «Белый квадрат»?

Сколько временных пластов в рассказе «Белый квадрат»

1 ответ:



2



0

В рассказе четко просматривается два временных пласта.

Первый пласт — это наши дни, настоящее. Здесь Захар повзрослевший, уже почти старик. Его собеседник воображаемый Сашка. В настоящем автор разговаривает с воображаемым собеседником, мальчишкой, который умер, как считает автор и по его вине тоже.

Второй пласт — прошлое, где Захарка играет с детьми в прятки. Там рассказывается весь сюжет, как все было, автор описывает детей, какие они были в то время.

Прошлое всегда накладывает отпечаток на настоящее именно из-за этого случая с Сашкой. Не дает автору сделать воспоминание такими, какими должны быть воспоминания о детстве: яркими и светлыми.

Читайте также

«Европейская демократия во всей красе» — так можно прокомментировать отказ Wiedling Literary Agency, литературного немецкого агентства, от сотрудничества по изданию книг Захара Прилепина.

Как извещает «Би-би-си», именно из-за поступка писателя, который вступил в ряды защитников мирных жителей Донбасса, принято такое дискриминационное и антидемократическое, на мой взгляд, решение.

В своё оправдание, агентство, в лице Томаса Видлинга, заявляет, что все свои контрактные обязательства с другими агентствами, которые переводят и печатают литературные труды Захара Прилепина, они будут соблюдать.

На мой взгляд, это не оправдание, а страховка на тот случай, что некоторые крупные издательства, тоже, в свою очередь, могут отказаться с ними сотрудничать после демонстрации в отношении Захара Прилепина.

Я думаю, что Прилепин переживёт этот явно недружественны и политизированный шаг в его сторону.

Для этого он достаточно здравомыслящий, мужественный и независимый человек и писатель.

Оно мне нравиться, за всего малым исключением — до пошлости нудным описанием, совершенно незначительных подробностей. Писал бы он свои произивидения на три четверти короче — великолепные были бы произведения.А то куда к чертям — семьсот пятьдесят страниц! Так писал только Лев Николаевич и Солженицин. Но Солженицин, в отличии от Прилепина, вообще писать не умел. А этот молодой — еще научится.

Евгений Прилепин, а таково имя писателя на самом деле, которое позднее он заменил на Захар, родился в июле 1975 года. Это произошло в небольшой деревушке Ильинка что на рязанщине. По национальности — русский.

Когда мальчику было одиннадцать лет, он с семьей переехал в Дзержинск, Нижегородской обл. Матери предложили работу медсестрой на химзавод «Корунд».

Когда Захар был подростком, скончался его отец. Он работал директор школы. Одаренный от природы человек умел своими руками творить чудеса:

VM7blBJe9JDYzMmYlbg8p4vMRBHyasn.png

Но злоупотреблял алкоголем, и мог поднять руку на супругу.

Уже в шестнадцать лет Захару пришлось подрабатывать. Это была работа грузчиком.

Окончив школу, юноша отправился в Нижний Новгород, оттуда в девятнадцать лет, его забрали служить в ряды Советской Армии.

Сразу после службы поступил в милицейскую школу, служил в ОМОНе. Ему пришлось поучаствовать по долгу службы, в событиях происходящих в Чечне и Дагестане.

Одновременно учился в университете на филологическом факультете.

Окончив обучение, ушел со службы, и устроился журналистом. Первые его шаги на журналистском поприще были в нижегородской газете «Дело».

9m6512cmDZEgLrxjl35BgxTuaKlOy8MB.png

С начала двухтысячных начинает работать на должности глав. редактора.

Свои первые произведения публикует в газете «День литературы».

08OP8hcF1ojKMrWGBO3X7s2SGQsxKPf.png

Принимает участие на различных форумах молодых писателей, которые проходят в столице.

С 2012 года стал редактором сайта «Свободная пресса».

Периодически вел колонки в российских СМИ и популярных журналах.

На телеканале «Дождь» Прилепин вел авторскую программу, в результате которой встречался с гостями студии.

FPXqXvROgRow4xkIhcsh7qNpHeO8NRt3.png

В 2015 году Прилепин стал самым цитируемым писателем года.

Еще одним увлечением Прилепина стала музыка. Он записал несколько треков, снял клип на свою песню.

Им была создана группа «Элефанк». Вместе с группой им удалось выпустить три альбома.

У него есть совместные треки с рэпером Ричем.

Прилепин засветился и в кинематографе. Впервые он снялся в сериале «Инспектор Купер». Небольшую роль ему удалось сыграть и в экранизации своей повести «Восьмёрка».

Удивительно, но до переворота на Украине Прилепин был в оппозиции к российской власти. А затем, по-видимому, изменил свои взгляды.

Осенью 2014 писатель впервые побывал в качестве военкора на Донбассе.

По его обращению к читателям было собрана гуманитарная помощь для жителей Новороссии.

И вот уже два года он советник Главы ДНР Захарченко.

Кроме этого, в созданном им батальоне спецназа, он занимает должность заместителя командира батальона в звании майора.

Захар Прилепин довольно высокий человек, рост: 185 сантиметров.Вес 85 кг.

Со своей супругой Захар познакомился во времена своей работы в ОМОНе. Мария (он ее называет Марыся) на то время занималась бизнесом.

Была одной из первых бизнес-леди в Нижнем Новгороде. Снимала офисы и удачно их сдавала.

Они воспитывают четверых детей. Дочерей: Лилю и Киру, сыновей: Глеба и Игната.

Спустя двадцать лет совместной жизни в конце ноября 2017 пара обвенчалась. Венчание прошло в Донецком Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

Сейчас Прилепин в основном проживает в Донбассе. Урывками наведывается в Москву. А дальше его путь лежит в нижегородскую деревню Ярки, где его ждет семья.

А еще он регулярно старается наведываться в свою родную деревню.

Писатель во многих интервью говорит об этом так: «Ищу свои детские следы, иногда нахожу».

Книга жуткая, но не в смысле плохая, а в смысле показывающая ужасы нашего существования. Молодой парень Саня Тишин, устав от нищеты, безысходности и унылости захолустно-провинциальной жизни, вступает в леворадикальную организацию (в которой угадывается национал-большевистская партия Лимонова). Организация объявляет войну властям. Началось все с простого хулиганства и драк, а закончилось захватом местной администрации. Санька в финале вместе с товарищами вступает в безнадежный бой со спецназом.

Лично я согласен с тем, что в нашем информационно-культурном пространстве не хватает СМИ, представляющих просвещённый, светский консерватизм….Захара Прилепина — уважаю…Однако, есть у меня одно опасение….В наше время ни одно крупное мероприятие не обходится без санкции или прямого участия властей, так что, боюсь, Прилепина и прочих могли просто собрать вместе, чтобы легче было контролировать…и направлять, когда нужно….Если это так,думаю, в самом скором времени тот же Прилепин может пожалеть, что вписался в этот блудняк….едва ли им позволят вести слишком независимую информационную политику…

Обновлено: 10.01.2023

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа — Захар Прилепин).

В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо) самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета,

Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

Рассказ о Сашке можно выделить отдельно в воспоминаниях прошлого.

В этот раз он тоже хотел всех удивить.

Очевидно, в них заключается и авторская позиция: с этим надо жить. Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни, у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца. Не перекладывая вину на другого, как бы ни было тяжело.

У каждого из нас есть свой крест, и нести его надо достойно, не перекладывая ответственность на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств, Да, нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты

достоин звания человека. По – моему, именно об этом говорит Захар Прилепин.

Как большинство писателей постмодернизма Прилепин выбирает форму малого эпического жанра – рассказ. Сочетание двух временных пластов делает сюжет более трагичным, убедительным, полновесным. Представим на мгновение, что повествование лишилось бы разговора Захара с Санькой, что речь шла бы только о трагическом происшествии во время детской игры.

Вопросы для обсуждения в классе.

3. В какую игру играли деревенские дети?

4. Сколько примерно лет было главному герою произведения – Захарке?

5. Как относятся ребята к Захарке? Почему?

6. Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?

7. Какой черте характера Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?

8. Как Сашка удивлял деревенских ребят?

10. Почему Сашку не нашли?

11. Виноват ли Захар в гибели Сашки?

12. Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?

13. Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, приезжает в деревню?

Хулиганов было хоть отбавляй, а вот 9-летний Сашка был необыкновенный. Красивый, чуткий, приветливый с малышами. И независимый. Даже над злющими братьями Чебряковыми добродушно посмеивался, а ведь они старше его на целый год! Никого не боялся. Раз помчался к заветному квадрату на двери на козе. Вот было смеху. Захарка хотел быть, как он, но так и не получилось.

Захарка вырос, но не перестал мысленно говорить с Сашей, как с другом, опорой. Тот замечает, что Захарка постарел. Это от того, что ищет оправданья за свою жизнь. Саша скуп на слова. Он учит мужеству, стойкости. Тому, что человек один на один и с жизнью, и со смертью.

Сюжет

Отзыв

Рассказ о том, как лучшие уходят первыми, раньше всех. Все, кто нужней, кто освещает этот мир улыбкой, теплом. Но они остаются в памяти, как путеводные звезды. У них учатся жить, просят совета, делятся радостью и горем. Им, даже ушедшим, верят, на них равняются. Картины деревенского детства, одиночества, внутреннего мира ребенка. Впечатления детства накладывают свой отпечаток на жизнь взрослого человека. Тема непостижимости смерти. Белый квадрат – символ, оберег, защита от всех бед этого мира, победы над собой и другими. Рассказ учит помнить, ценить, брать пример, быть стойкими.

Необходимо сделать анализ рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат»:

Прилепин «Белый квадрат» герои.

Чему может научить рассказ «Белый квадрат» Прилепина.

Какие проблемы поднимает автор, в чем смысл произведения?

Белый квадрат Прилепин основная мысль.

Это очень непростой рассказ. Он построен в виде обрывков воспоминаний о детстве, детских играх, случившейся трагедии, которые перемешиваются с диалогом пострадавшего тогда ребенка.

Главные герои — это рассказчик, Захар, он уже состарился. Он вспоминает, как играл с более старшими ребятами в прятки, очень старался, чтобы его уважали и серьезно к нему относились.

Он ведет диалог с Сашкой. Это мальчик, который спрятался в холодильнике (морозильной камере), который изнутри открыть было нельзя. Его нашли только через два дня, насмерть замерзшим. Сашка был необыкновенным, всех знал и здоровался за руку. Он был эдаким кумиром для Захарки, тот завидовал Сашке, тому, как он держится с другими ребятами.

Главная проблема рассказа — это страдания, чувство вины, потрясение, которое человек проносит с собой и несет всю жизнь. Захарка так и запомнил Сашку — всего обмерзшего. И вот теперь в старости частенько вел с ним диалог.

BN6o8yfEmKNIvSPDWrpFCb1pzgaRyMH.jpg

Захаркой зовут этого главного героя рассказа. С образом рассказчика сливается персонаж 1-го из главных героев рассказа. Это Захарка в детстве, ставший взрослым Захаром.

Два временных пласта одновременно сосуществуют в этом рассказе:

  1. В разговоре с воображаемым собеседником Санькой, оставшийся в прошлом, повзрослевшего и постаревшего Захара-настоящее. Этот 9-летний Санька был кумиром в детстве деревенского мальчишки Захарки.
  2. Представленное развернутыми яркими воспоминаниями о детстве прошлое отравляет настоящее в жизни уже взрослого Захара.
  • Далее, мы видим Ольгу в отношениях со своей подругой, когда она добывает еду для себя и для Лизы. Это не просто забота о человеке, которая присуща ей, это еще и рациональное распределение обязанностей между людьми. Т.е. девушка понимает, что ее энергия и настойчивость принесут больше пользы, когда она временно отстранится от учебы и начнет работать, так шансов для выживания у нее и Лизы станет больше.
  • А как показана доброта Ольги? В отношениях с маленьким Юшкой, ибо понимая на примере своей судьбы, девочка знает, как это нелегко остаться без родителей, и она заменяет мальчику маму, несмотря на то, что между малышом и ею не такая большая разница в возрасте.
  • Сцена остановки расцепленного поезда, где Ольга уже показана 17-летней девушкой, еще более доказывает, как расцвела в ее сознании уверенность в том, что главным смыслом жизни является возможность служения людям. Она четко впитала в себя понимание того, что судьба, несмотря на смерть родителей, позволила ей вырасти, не дав погибнуть, и она счастлива (интуитивно) от того, что уже предоставляется шанс доказать свою преданность обществу, в котором живет. Может быть вам кажется это пафосным? Но у Платонова описание эмоционального состояния героя не вызывает ощущения преклонения пред каким-то конкретным строем, у него преклонение пред человеком, который хочет творить Добро!

Еще в рассказе можно выделить таких персонажей, как:

  • Лиза — подруга Ольги, не слишком трудолюбивая девушка, ибо даже учиться ей было лень, когда подруга работала «в людях», пытаясь своим приработком прокормить не только себя, но и ее. Лень проявляется также в эпизоде на практике, когда Лиза дрыхла и не слышала паровозных тревожных гудков. Ощущение некоего приспособленца возникает при описании этого персонажа, который способен пользоваться плодами чужих трудов из общего «котла», не внося туда от себя ни капельки.
  • Тетка Ольги и ее муж — эдакая разновидность черствых, жадных людей, которым Бог даже детей не дает, видимо считая, что они им буду в тягость из-за лишних «трат».
  • Иван Подметко — на первый взгляд, лихой молодец, любящий пошутить, но все-таки не настолько бесшабашный и отважный, чтобы идти до конца в опасной ситуации.

Какая главная мысль произведения?

Не все меряется деньгами, место подвигу есть в повседневной жизни. Человек, не способный жить в стороне от людских страданий, всегда оказывает помощь, на которую способен. Величина души не пропорциональна физическим параметрам, зачастую тщедушные, на первый взгляд, люди обладают колоссальной твердостью характера и стальным стержнем, на котором держатся не только они сами, но и оказавшиеся в радиусе их места нахождения другие люди.

  • Рассказ впечатляет и завораживает. Единственно, чего мне не хватило в нем — это соединений линий жизни Ольги и маленького Юшки, я бы предпочла, чтобы Ольга навсегда вошла в его жизнь в качестве мамы.

Назовем главных героев рассказа Е. Пермяка «Случай с кошельком»

  1. Мальчик Костя, хороший и честный мальчик, который увидел упавший кошелек и отдал его старушке
  2. Девочка Катя, старшая сестра Кости, очень умная девочка, которая объяснила мальчику, что честность — это обязанность каждого человека
  3. Старушка, рассеянная, все забывает

Чему учит рассказ «Случай с кошельком».

Этот рассказ учит нас тому, что честность — это не что-то из ряда вон выходящее. Напротив, честность — это святая обязанность каждого гражданина, каждого мальчика и каждой девочки. И не следует требовать благодарности за свою честность. Ведь лучшей благодарностью будет осознание своей правоты и своего благородства.

Стихотворение написано Маршаком в годы войны и представляет собой напутствие школьнику. Автор поздравляет первоклашек и с высоты своего возраста и жизненного опыта дает множество важных советов. Он просит детей добросовестно относиться к учебе, не опаздывать на уроки, не хулиганить, быть вежливыми и внимательными.

И самое главное: он говорит о том, что нужно быть достойными гражданами своей страны — и не когда-нибудь потом, а самого детства. На мой взгляд, именно в этом и заключается главная мысль автора. Это его посыл, его назидание детям — и тем, чье взросление пришлось на суровые военные и послевоенные годы и нам, детям будущего.

В этом стихотворении нет главного героя (в нем вообще нет героев и действующих лиц), для Маршака было важно, чтобы каждый из нас, прочитав его, задумался на минуточку и. стал чуточку лучше.

В рассказе Э. Сетона-Томпсона «Рваное Ушко» повествуется о жизни крольчихи Молли Пушистый Хвост и её крохотного сынишки Рваное Ушко. Они и являются главными героями этого занимательного и поучительного рассказа.

Рваное Ушко описывается автором в начале рассказа как несмышленый крольчонок, зависящий от своей мамы. Но он старательно учится и постигает все тайны существования в сложном и опасном мире. Рваное Ушко старался следовать наказам матери и вскоре мог уже самостоятельно добывать себе корм и прятаться от злых хищников. В конце рассказа кролик превращается в отважного, умного и находчивого зверька. Он обзаводится семьей и находит свое счастье.

Молли Пушистый Хвост, мама крольчонка, проявляет чудеса материнской любви. Она вступает в бой с огромной змеей и вызволяет своего малыша. Крольчиха терпеливо учит сына премудростям жизни, заботится о нем и даже жертвует своей жизнью ради сынишки.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно брать на вооружение все полезные советы своих родителей. А также нужно быть смелыми и решительными, стойко преодолевать трудности и не пасовать перед опасностями.

Отзыв о рассказе «Рваное Ушко» может быть таким:

Рассказ о приключениях Рваного Ушка мне очень понравился, поскольку он познавательный и интересный. Я узнала, как непросто существовать животным в природе и о том, что все лесные жители имеют свои повадки.

Мне было очень жаль маму Рваного Ушка, которая погибла, но она успела научить сына безопасному проживанию в лесу. Поэтому рассказ показался мне грустным, но он вызывает оптимизм: главный герой вырос и превратился в мудрого и смелого кролика. Он сумел воспользоваться советами своей мамы и устроил свою личную жизнь.

Автор учит нас сострадать и сочувствовать животным, проживающим в дикой природе. Кроме того, автор призывает нас быть внимательными и интересоваться жизнью животных и их повадками, не нарушая их привычный образ существования.

ü Дать общее представление о творчестве современного писателя Захара Прилепина, показав своеобразие стиля, новизну в изображении психологического состояния человека.

ü Вызвать желание обсудить прочитанное, высказать собственное согласие (несогласие), аргументировав свою точку зрения

ü Развивать умение анализировать текст произведения в единстве формы и содержания

Оборудование урока:

Предварительное домашнее задание:

ü На основе анализа данных высказываний составить для себя психологический портрет писателя

Ход урока.

Представьте себе, что вы никогда не читали произведения Захара Прилепина. Какую характеристику ему как гражданину, писателю, человеку вы могли бы дать, проанализировав данные высказывания?

Очевидно, это смелый, независимый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее, знающий русскую историю и культуру, верящий в великое предназначение России, в коллективный разум.

Сообшения учащихся: рассказ о писателе, история псевдонима.

Ответы учащихся:

— отступление от общепринятых нравственных норм и ценностей;

— компромисс с собственными принципами, со своей совестью;

— нарушение установленных обществом правил поведения;

Ответы учащихся: Кто согрешил? Почему? В чем это проявилось?

Беседа по тексту произведения:

Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа — Захар Прилепин). Как вы думаете: почему?

Ответы учащихся:

Сколько временных пластов в рассказе? В чем их функциональное назначение?

Ответы учащихся:

Ответы учащихся:

Учащиеся читают и комментируют.

В какую игру играли деревенские дети? Сколько примерно лет было главному герою рассказа — Захарке?

Ответы учащихся:

Захарке было примерно 5 лет, он был самым маленьким.

Как относятся ребята к Захарке? Почему?

Ответы учащихся:

Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?

Ответы учащихся:

Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

Какой способности Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?

Ответы учащихся:

Как Сашка удивлял деревенских ребят?

Ответы учащихся:

В этот раз он тоже хотел всех удивить…

Ответы учащихся:

Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.

Ответы учащихся:

Виноват ли Захар в гибели Сашки? Докажите цитатами из текста.

Ответы учащихся:

Скорее всего, Захарка не является прямым виновником гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств, как уже говорили, приводит к трагедии – страшной гибели человека.

Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?

Ответы учащихся:

Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню?

Ответы учащихся:

Ответы учащихся:

Почему в рассказе несколько временных пластов?

Ответы учащихся:

Попробуйте определить авторскую позицию в рассказе. Согласны ли Вы с ней?

Ответы учащихся:

С этим надо жить. Но жить, пересмотрев свои жизненные ценности, может быть, жить за двоих: за себя и Саньку? Ежеминутно ощущая груз ответственности. Очевидно, в этом и заключается авторская позиция. Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни; у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца достойно, не перекладывая ответственность на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств,. Да, нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты достоин звания Человека.

Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно. В конечном счете, время не спасает от ответственности. Помнить – значит сохранять верность себе. Измена памяти влечет за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и, в первую очередь, ощущение ненужности, отчуждения человека от самого себя.

Мне кажется нравственный пафос произведения в провозглашении единственной и безусловной ценности на свете – это ценности человеческого бытия, человеческой жизни.

Слово учителя ( под запись):

Отличительные черты прозы Захара Прилепина (как мы с вами увидели):

— живость, образность языка, использование разговорных конструкций и просторечной лексики;

— непосредственность повествования и влюбленность в жизнь во всех ее проявлениях;

— главное в рассказах не движение сюжета, а Чувство, ощущение, настроение;

— аморфность, фрагментарность рассказов, это, скорее, жизненные зарисовки;

Подведем итоги урока:

Задание учащимся в конце урока

— если вас тронула история, описанная в рассказе, поставьте себя на место героя произведения, опишите появившиеся при этом мысли и чувства; повествование ведите от первого лица;

— если описанная история оставила вас безучастным, попробуйте объяснить, почему; в этом случае найдите в тексте рассказа примеры перечисленных особенностей прозы З. Прилепина.

Задания учащимся на дом:

Выполните одно из предложенных заданий на выбор:

Приложение № 1

Высказывания З. Прилепина о России:

Высказывания о писательском труде:

Высказывания о себе:

Читайте также:

      

  • Что говорил о значении ломоносова для россии пушкин кратко
  •   

  • Календарный план воспитательной работы в средней группе на 2020 2021 учебный год в доу
  •   

  • По каким признакам бактерии относятся к прокариотам 5 класс биология кратко
  •   

  • Согласен ли ты с цветаевской трактовкой образа татьяны кратко
  •   

  • Пользуясь рисунком 82 84 расскажите кратко как проводился опыт по сложению звуковых волн
Информация о материале
Категория: Статьи
Опубликовано: 03 августа 2020

600939976587587587585511

Рассказ Толстого «После бала» был опубликован только в посмертном собрании сочинений писателя. Этот небольшой текст затерялся в тени его более масштабных произведений.

Как устроен рассказ и почему он важен для понимания позднего Толстого — разбираются участники Летней школы для учителей литературы в Ясной Поляне вместе с редакторами проекта о русской литературе «Полка».

О чём эта книга?

Герой рассказа Иван Васильевич, явно пользующийся моральным авторитетом и приносящий большую (хотя и не названную) общественную пользу, сообщает, что его собственные представления о добре и зле и всю его жизнь изменил буквально только случай, произошедший с ним в юности. Студентом он был без памяти влюблён в красавицу по имени Варенька и пользовался взаимностью. Наблюдая, как Варенька танцует на балу со своим отцом, полковником, он любуется их статью и сияющими улыбками. Под утро, не в состоянии заснуть от счастья, студент приходит к их дому, где становится свидетелем ужасной сцены: полковник командует расправой над солдатом-дезертиром. Это зрелище соединяется в сознании героя с образом Вареньки, положив конец и его любви, и намерению делать военную карьеру. Сюжет был основан на реальном воспоминании Толстого, описанного им также в статье «Николай Палкин» (1886): «Что было в душе тех полковых и ротных командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцовал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы на завтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью».

По одной из версий, в этом рассказе писатель иносказательно описывает собственное разочарование в религии: добропорядочный и симпатичный полковник совершает зверскую расправу над солдатом (причём мусульманином) в Чистый понедельник, первый день Великого поста, и с точки зрения общественной морали, основанной на формальном христианстве, он прав — Толстой, однако, не принимает подобной правоты.

jvklZOrDRxQ

Лев Толстой


Когда она написана?

В августе 1903 года, в Ясной Поляне. Толстой пишет рассказ по просьбе еврейского писателя Шолом-Алейхема: тот готовит литературный сборник в пользу евреев, пострадавших во время кровавого погрома в Кишинёве 6–7 апреля 1903 года. В письме зубному врачу из Елисаветграда Эммануилу Линецкому, который просил Толстого публично высказаться о погроме, Толстой пишет о необходимости «доброй жизни, исключающей не только всякое насилие над ближним, но и участие в насилии и пользование для своих выгод орудиями насилия, учрежденными правительством». Тема насилия и его орудий отзовётся и в рассказе.

Впервые Толстой упоминает о замысле рассказа в дневниковой записи от 9 июня 1903 года: «Рассказ о бале и сквозь строй». Через два месяца, 9 августа Толстой записывает в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец» (первое название рассказа — Прим.ред.). Недурно». Затем Толстой даёт рассказу новое название — «А вы говорите» — и продолжает работать над ним до 20 августа.

5Yv7E4DHlAY

Шолом-Алейхем, 1900-е


Как она написана?

Рассказ строится на противопоставлении двух частей, через которое показан внезапный переворот в сознании главного героя. Два основных эпизода — бал и сцена телесного наказания — это два мира, разделенные символической завесой тумана, сквозь который проходит главный герой.

Противопоставление двух эпизодов подчеркивается контрастом звуков, цветовой палитры, чистоты — грязи, любви — жестокости, духовного — телесного. Так,например, пленительные звуки мазурки из первого эпизода, которые всё ещё звучат в душе героя, сменяются «неприятной, визгливой мелодией», барабанной дробью и свистом флейты. А светлая и нежная палитра светского бала резко контрастирует с грязными, тёмными, агрессивными цветами сцены экзекуции.

Разница между мирами подчёркивается и деталями внешности персонажей: если на балу рассказчик замечает на лице полковника «ласковую, радостную улыбку, как у дочери», то в сцене экзекуции в глаза ему бросается оскал белых зубов наказываемого. Заботливый отеческий взгляд полковника из сцены на балу во второй части рассказа становится грозным и злобным. И вместе с тем, эти два мира — часть одного целого: мы видим их глазами одного и того же рассказчика, и внимание его сосредоточено на фигуре одного и того же полковника, со всё той же мягкой замшевой перчаткой на руке. В каком-то смысле, второй мир — и продолжение, и изнанка первого, невидимая для гостей на балу.

3456ha i varenki v rasskaze posle bala otnosheniya geroev 1

Иван Васильевич (рассказчик). Иллюстрация к рассказу «После бала». Художник Никифор Ращектаев, 1975


Что на неё повлияло?

Летом 1903 года, когда создаётся рассказ, Толстого всё чаще посещают мысли о скорой смерти, о чём он говорит в своём дневнике. В то же время он много думает о том, что происходит в стране. Ещё в начале года он пишет «Обращение к политическим деятелям (о политике и нравственности)», где ясно высказывает свою гражданскую позицию: он убежден в «той самой простой, всем понятной и неопровержимой истине, что для того, чтобы была добрая жизнь между людьми, нужно, чтобы люди были добрые». Среди вещей, больше всего возмущающих Толстого, — смертная казнь и телесные наказания: в 1900-е он пишет о них несколько рассказов и памфлетов.
Сюжет рассказа Толстому подсказало одно из семейных воспоминаний — о короткой влюбленности его брата Николая. В 1903 году, после просьбы Шолом-Алейхема, Толстой записал в дневнике: «В еврейский сборник: веселый бал в Казани, влюблён в (Ко[рейшу]) красавицу, дочь воинск[ого) начал[ьника]-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берёт ее и идет мазурку. И на утро после влюблённой бессонной ночи звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинск[ий] начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо)»..

Как она была опубликована?

Рассказ, написанный по просьбе писателя Шолом-Алейхема для сборника в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома, в итоге так и не был опубликован в этом сборнике. Впервые «После бала» появляется в печати в 1911 году в издании «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого» (под редакцией Владимира Черткова) — в первом томе, там же, где были впервые опубликованы «Дьявол», «Фальшивый купон» и «Живой труп»

Как ее приняли?

Как ни странно, в русской критике начала XX века рассказ «После бала» остался слепым пятном. Будучи опубликован в посмертном собрании сочинений Толстого, этот небольшой текст затерялся в тени гораздо более масштабного произведения «Хаджи-Мурат», тоже впервые увидевшего свет в этом трёхтомнике. Как отмечал в статье «Толстой после 1880 г.» Дмитрий Святополк-Мирский, «между тем, что написал Толстой до 1880 года, и тем, что он написал после, пролегла глубокая пропасть». На смену художнику пришёл последовательный проповедник. В основу толстовского учения легли нравственные принципы христианства без мистической и обрядовой его сторон, а главным из них стало непротивление злу насилием. Писатель «отверг авторитет Церкви, поддерживающей действия государства, и осудил государство, поддерживающее насилие и принуждение», а вместо слепого следования церковным догматам, традициям и правилам призвал слушать голос собственной совести — это соображение критика в полной мере можно отнести и к «После бала».

Iv sD 7sNzw

Лев Толстой в Ясной Поляне, 1903 год. Фотография Марии Оболенской


Что было дальше?

По предположению Виктора Шкловского, работа над рассказом повлияла на одновременный более крупный замысел Толстого — повесть «Хаджи-Мурат» [1], где также присутствует волновавший писателя мотив варварских телесных наказаний — здесь приказ о наказании 12 000 ударами отдаёт сам Николай I. Как и «Хаджи-Мурат», рассказ «После бала» вошёл в основной толстовский канон — хотя, что неудивительно, занял в нём скорее периферийное место. Он не раз переиздавался вскоре после революции (иногда вкупе со статьёй Ленина «Л. Н. Толстой») — в первую очередь как иллюстрация жестокости царского режима. В 1961 году появилась его короткометражная экранизации (режиссёр Анатолий Дудоров).

«После бала» не раз приводили в пример как образец повествовательной техники: так, Дьёрдь Лукач в работе «Рассказ или описание?» говорил о «великом эпическом искусстве» Толстого, которое проявляется в умении сохранять в тексте напряжение (речь идёт о трансформации образа отца-полковника). Он же в работе «Толстой и развитие реализма» писал, что «После бала» — самый «формально законченный рассказ», равного которому не знает западная литература. Очевидной и традиционной трактовкой рассказа в советском литературоведении (Николай Гудзий, Владимир Жданов и другие) был протест против смертной казни и телесных наказаний; рассказ рассматривался в комплексе с «Николаем Палкиным», «За что?», «Не могу молчать» — художественными и публицистическими высказываниями Толстого на эту тему. Позднее делались попытки взглянуть на рассказ по-новому: например, Александр Жолковский, вооружённый методологией фольклориста Владимира Проппа, рассматривает «После бала» как вариант сказочного сюжета о волшебной невесте.

Сегодня толстовский рассказ включён в школьную программу. Некоторые считают его одним из поворотных текстов русской литературы: например, он открывает антологию «Русский рассказ XX века», составленную Владимиром Сорокиным и сфокусированную на восприятии тела в русской словесности, до того практически «бестелесной».

[1] Шкловский, «Повести о прозе»

m MF3a 3XWM

Сквозь строй. Иллюстрация к рассказу «После бала». Художник Игорь Пчелко, 1970-е


Почему действие рассказа происходит в нескольких временных пластах?

Рассказ «После бала» Толстой написал в 1903 году, и по сюжету он представляет собой события одних суток. Но внутреннее время произведения занимает более 30 лет.

Первый временной порог, который мы видим, — 40-е годы XIX века, эпоха Николая I, время политической реакции. Были отложены все прогрессивные реформы, намеченные в царствование Александра I, введены жестокие телесные наказания в армии (шпицрутены), за что император получил прозвище «Николай Палкин». Его приход к власти был обагрён кровью декабристов. Общественная и политическая жизнь была заморожена. Политические дискуссии о путях развития России и все молодёжные собрания запрещены («не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий»), и герой сообщает слушателям, что «были… просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились».

Перед нами студент, полный надежд и желания любить. Бал открывает перед ним путь в мир упорядоченной иерархии, к карьерному росту: обоюдная симпатия молодых людей и доброе отношение отца Вареньки к герою делают будущий брак Ивана Васильевича с полковничьей дочерью фактически предрешённым. Но затем вся жизнь героя меняется «от одной ночи, или скорее утра».

Второй временной пласт — 1880-е годы, спад прогрессивных общественных настроений и вырождение их в «теорию малых дел», время распространения социалистических идей, в том числе и в публицистике. Именно поэтому Иван Васильевич, говоря о своей молодости, вспоминает, что тогда никаких кружков и политической активности молодых не было. Оба этих временных пласта по своей сути — максимальное замедление общественной и политической жизни, в то время как для конкретного героя жизнь ежедневно продолжала свой ход. Поэтому в рассказчике мы видим человека зрелого, уже способного подвести итоги прожитого. Любопытно, что герой в зрелом возрасте ни о чем не жалеет: он отказался от карьеры, женитьбы, семьи, но сохранил себя как личность, вызывая уважение у окружающих: «…сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Сознательный отказ героя от того, чтобы быть человеком системы, связан с мировоззрением Толстого: любая творимая человеком несправедливость разрушает душу, но ресурс для сохранения в себе человека — у каждого внутри. Иван Васильевич сохраняет эту духовную цельность до зрелого возраста.

Эмоциональное, спонтанное решение, принятое в юности, рационально проходит через всю жизнь и лишь подтверждается с течением времени и накоплением жизненного опыта. Сам же рассказ появляется из-под пера Толстого в 1903 году, что дает еще один временной аспект, смысл которого необходимо трактовать в соответствии с философией и этикой позднего Толстого. В качестве параллели можно вспомнить, как в 1860-е Толстой работал над «Войной и миром»: замысел романа о возвращении ссыльных декабристов привёл его к 1825 году, затем к 1812-му и 1805-му.

cJ1TyD7Go8216669668Bg

Варенька и отец-полковник на балу. Иллюстрация к рассказу «После бала».Художник Игорь Пчелко, 1970-е


Зачем Варенька дарит перо Ивану Васильевичу?

Варенька в третьем часу ночи на балу дарит Ивану Васильевичу пёрышко из веера. Пёрышко как значимая деталь этого эпизода может иметь несколько интерпретаций: культурологическую, символическую, фольклорную.

Язык веера — важный элемент светского этикета дворянской культуры XIX века. Например, закрытый веер означал, что девушка хочет закончить разговор; если женщина сложенный веер прикладывала ко рту, это означало «Молчите, нас подслушивают»; веер, приложенный левой рукой к правой щеке, означал «Да», а правой рукой к левой щеке — «Нет». Героиня толстовского рассказа, отдавая герою пёрышко от веера вместе с перчаткой, недвусмысленно показывает, что его чувства пользуются взаимностью.

Согласно символической трактовке, веер — сувенир культурной (бестелесной) любви героев. Перья веера, не касающиеся тела женщины, — символ платонического чувства. По культурной традиции, перо — атрибут «крылатой души» (в славянской культуре душа изображалась в образе ласточки). Варенька с ног до головы в белом, цвете, символизирующем невинность: в пёрышке, которое она вручает герою, можно увидеть ещё один намёк на то, что герой воспринимает её как ангела, как бы уделяющего ему перо из собственного крыла. «Дайте же веер, сказала она. / Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер. / Так вот вам, чтоб вы не жалели, сказала она, оторвала пёрышко от веера и дала мне» — эта сцена бестелесной страсти противопоставлена эпизоду телесного наказания татарина.

Согласно архетипическому представлению, перышко соотносит Вареньку с жар-птицей, то есть невестой-вредителем, которая приобщает героя к обрядовым таинствам (бессонница, наблюдение за сценой наказания vs свадебное насилие, испытание героя).

r0PwbkaHDf8

Веер. Россия, вторая половина XIX века. Кость, перламутр, металл, ткань резьба


За что наказывали шпицрутенами?

Наказание шпицрутенами — длинными гибкими прутьями из лозы — в российской армии было введено Петром 1 по примеру армий Швеции и Англии. Удары шпицрутенами (или палками) назначались за различные провинности, тяжесть наказания зависела от тяжести проступка. Так, за неопрятный мундир полагалось от 100 ударов и более, за пьянство — 300–500 ударов, за воровство у товарищей — 500 ударов. Татарина в рассказе наказывают за побег, это был самый серьезный проступок для солдата — и соответственно, самое серьёзное наказание. За первый побег назначали 1500 ударов, за второй — до 3000, за третий — до 5000. Впрочем, точный объём наказания зависел от воли полкового командира.

Экзекуцию, которую мы видим в рассказе, называли «прогнать сквозь строй»: провинившегося проводили сквозь строй солдат, каждый из которых должен был ударить его. Нередки были случаи, когда солдат забивали до смерти. Толстой не случайно указывает, что полковник носит усы à la Nicolas I — в стиле Николая I: в эпоху правления Николая I, когда происходит действие рассказа, телесные наказания в российской армии были чрезвычайно распространены. Во Франции эта практика была упразднена в конце XVIII века, в эпоху Великой французской революции, в Пруссии, Италии и Бельгии — к 1830 году. В России же наказание шпицрутенами было отменено Александром II только в 1863 году, а полностью телесные наказания были упразднены в 1904 году, через год после создания рассказа.

E8huaA8agew

Тарас Шевченко. Наказание шпицрутенами. 1856-1857. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев


Как Толстой говорит о теле?

У собеседников Ивана Васильевича возникает сомнение в правдивости его слов: «И я вальсировал ещё и еще и не чувствовал своего тела». «Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали ее за талию, не только своё, но и её тело, — сказал один из гостей». В самом деле, Иван Васильевич, создавая образ своей первой чистой любви, подробно говорит о теле Вареньки: «высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид».

Однако, объясняя отношение к телесности своего поколения, Иван Васильевич говорит: «Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя» (Быт. 9:18–29). Иван Васильевич как будто бы намеренно не называет понятное всем имя Хама, ставшее нарицательным. Хам был проклят Ноем за то, что смотрел на него обнаженного, не устыдившись. Одновременно ответ героя содержит отсылки к пониманию телесности в романтическом контексте: Иван Васильевич вспоминает прозу Альфонса Карра, французского автора повестей о первой любви и её разочарованиях, что напоминает нам сюжет «После бала».

Телесное ярко, гротескно, безобразно проявляется в кульминационном эпизоде рассказа: сцене наказания беглого солдата-татарина. Исследователи обращают внимание на двухчастную структуру рассказа, резкое противопоставление бала и экзекуции. Отсылка к истории Ветхого Завета в рассказе Ивана Васильевича о бале позволяет сравнить вторую часть текста с Новым заветом, ведь через сцену наказания шпицрутенами просвечивает распятие Иисуса Христа. В этой сцене словом «стыд» рассказчик возвращает нас к первой части текста — герой одинаково относится к телу и на балу, и в сцене казни: он одевает Вареньку в «бронзовые одежды», в сцене экзекуции стыд превращается в физическую тошноту. Толстой так натуралистично изображает наказание будто для того, чтобы читатель тоже физически ощутил и боль, и стыд.
Отношение героя к телесному и в первой и во второй части имеет одну и ту же природу — отказ от телесного. Семья и военная служба, казалось бы, так по-разному изображённые в рассказе, — те два института, к которым Толстой всегда имел сложное отношение. И брак, и военная служба представлялись писателю воплощением ограничения свободы человека и источниками насилия, грехом и препятствием на пути к спасению души. Поэтому сначала Толстой отрицает воинскую повинность, а позже называет плотскую любовь и брак грехом: («брак, если не всегда, то из 10 000 — 1 раз не портит всей жизни… <…> если бы с детства и в полном возрасте внушалось людям, что половой акт… есть отвратительный, животный поступок, который получает человеческий смысл только при сознании обоих того, что последствия его влекут за собой тяжелые и сложные обязанности выращивания и наилучшего воспитания детей»). В браке и плотской любви Толстой видел «служение себе», противоречащее христианскому идеалу «отречения от себя для служения Богу и ближнему».

DgAJx7Q4FmI

Альфонс Карр


С точки зрения Толстого, полковник — абсолютное зло?

Пётр Владиславович Б., один из центральных персонажей рассказа Толстого «После бала», представлен в разных ситуациях.

Попробуем проследить, каким мы видим его в сцене бала: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Ивана Васильевича умиляют «опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Полковник много улыбается, ласково и радостно, он общителен, весел, нежен с дочерью и приветлив со всеми гостями. Герой испытывает к нему «какое-то восторженно-нежное чувство». Полковник показан в динамике и статике, особенно выразителен в сцене танца с дочерью. Толстой несколько раз подчеркивает его грузность, за которой возраст, опыт, знак противоречивости образа, что мы и увидим дальше.

Утром Иван Васильевич и видит полковника совсем другим: «высокий военный в шинели и фуражке» наблюдает за исполнением приказа — наказанием солдата, и той же сильной рукой в замшевой перчатке, которую он подавал на балу Вареньке, бьёт «по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Судя по всему, эту обязанность полковник исполняет не нехотя: он ревностно следит за тем, чтобы экзекуция проводилась по правилам — была максимально жестокой.

Умиление героя сменяется ужасом, доходящим до физической тошноты, он думает об этой ситуации и задаёт себе вопросы: является ли то, что делал полковник, дурным делом? Что такого знает полковник, чего не знает Иван Васильевич? На первый вопрос он отвечает отрицательно, признавая это злом и не желая принимать в нём участия, так как понимает, что в этом противоречии повинен социум: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». А на второй ищет ответ всю жизнь.

Сам Толстой считал, что «в жизни человеку не стоит отвечать злом не зло, не противиться злу насилием». Эти наблюдения отражены и в трактате «В чём моя вера?» (1884). Получается, что полковник абсолютным злом не является: он представитель системы, которая вынуждает его так поступать. Служить этой системе герой не хочет и не может: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

Статья создана участниками Летней школы для учителей литературы в Ясной поляне под руководством редакции проекта «Полка». Школа проходила с 26 по 31 июля 2020 г. при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда содействия развитию образования «Дар».

  • Ответить некстати как пишется
  • От чьего лица идет рассказ станционный смотритель
  • Ответить неверно как пишется
  • От чьего лица идет рассказ капитанская дочка
  • Ответить на вопросы по литературе 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях