Ответственность за свои поступки сочинение мастер и маргарита

  • Сочинения
  • По литературе
  • Булгаков
  • Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Это настолько интересный роман, что в нём, кажется, можно найти просто любую тему. Обычно говорят о любви и творчестве, а тут вдруг ответственность. В общем, эта тема не бросается в глаза.

Ответственность чаще всего бывает за свои поступки. Вот, например, Пилат сделал свой выбор – отправил на казнь невиновного, а отпустил виновного. И это всё политика, страхи за своё место… Вот он и понес наказание – бесконечное ожидание, когда его простят. А собака его, получается, тоже взяла на себя ответственность быть с ним, только без лишних размышлений, конечно.

Отвечают за свои поступки и гости на балу. Но тут же мы вспоминаем Фриду – она молила о пощаде. Осознала она, что поступила неправильно, раскаялась, вот её и простили, хотя Маргарите пришлось отказаться от своего желания. А она заслужила его исполнение трудом! А сколько Воланд со своей свитой наказывает москвичей за их жадность, вредность – тоже приходится им нести ответ. Критик получил от Маргариты наказание за то, что травил Мастера своими статьями. Мы не знаем, если б тот критик попросил прощения, то простила ли его ведьма. Наверное, да. Судя по её характеру… Но тут получилось, что его не было дома. А может, и повезло ему, наоборот. Или Бездомный – поэт просто сочинял стихи бодрые, политические, но тут ведь ответственность и перед своим талантом, который мог бы направить на пользу всем. А главное – себе! То есть ответственность обязательно наступает, но всё-таки можно заслужить прощение! 

Еще есть ответственность за своё, за своих близких. Например, Маргарита могла бы забыть этого странного Мастера, раз он пропал. Мало ли! Бросил её? Но она хотела его найти, хранила страницу из его романа… Активности ей не хватало, но ей помогли. Зато она ничего не испугалась! Также вспоминается этот хозяин сгоревшего ресторана, который последним, как капитан, покидал его. И Мастер не отказался от своего правдивого романа! Но тут речь о настоящих чувствах, а не о формальном. Например, никакой ответственности перед мужем Маргариты, первой женой Мастера, о которой он почти ничего и не помнит. А Бездомному советуют забыть его стихи!   

Безответственное отношение к жизни иногда у работников Варьете, но за это они платятся. Когда они пьют и гуляют, то вполне судьба в виде свиты Воланда может их забросить куда-нибудь в другой город. 

И эта тема есть в прекрасном романе! Думаю, что раскрыта она полно, поучительно.

2 вариант

Произведение «Мастер и Маргарита» М. Булгакова поражает своей изысканностью, ведь затрагивает каждую жизненную тему любого возраста: любовь, преданность, отчаянье, бедность и другое. В нем раскрываются пороки человека и святые побуждения. В итоговом романе автор вложил всю свою мудрость и талант, поэтому в этом произведении мы можем найти любой ответ на вопрос, который волнует каждого. «Мастер и Маргарита» будет актуален всегда, вне зависимости от возраста или времени.

Тема ответственности переплетается с темой прощения и милосердия, что просматривается на примере поведения многих героев произведения. М. Булгаков показывает, что за пагубные поступки обязательно придётся заплатить, поэтому первоначально их стоит обдумать.

Наглядным примером наказания за свой страх показаться мягким, является судьба Понтия Пилата, который отказался от своих побуждений спасти человека. Ему приятно было вести беседу с образованным и философски подкованным Иешуа, но поставить себя как могущественного правителя, который может лишить жизни человека, быть суровым и твердым в своих поступках и словах победила его сущность милосердия. О данном решении Понтий Пилат будет сожалеть до последней минуты жизни.

Ответственность за недостойное поведение понесут и сотрудники варьете. Воланд применит к ним меры наказания за низкие поступки, а также критики Латунский, Лаврович, которые высмеивали бедного мастера в своих статьях.

Мастер легкомысленно относиться к своему труду. И в отчаянье сжигает свои рукописи, что скажется на его желании жить и повлечет необратимы процесс. Наказание же ему будет не отказ от своего таланта, а то, что решил следовать шаблону.

Самым наглядным сюжетом в романе на тему ответственности является непосредственно сцена приема гостей на балл у Воланда, который повествует нам о мрачных проступках людей. Совершая предательство, убийство ради получения наследства или применение насильственной смерти к недокучливому соседу, герои не смогут обрести покой даже после смерти. Данная картина еще раз доказывает, что каждый негативный поступок влечет наказание и обойти его не удастся.

В повседневной жизни люди забывают об ответственности за свои мысли, поступки, решения, что трагически отражается на последствиях реальной жизни. «Мастер и Маргарита» позволяет задуматься о необходимости действий и принять правильное решение.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

  • Сентиментализм повести Бедная Лиза Карамзина (черты и признаки)

    В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно

  • Сочинение Образ бабушки в сказке Тёплый хлеб Паустовского

    В сказке «Тёплый хлеб» Константина Паустовского бабушка очень умная женщина. Она старается вырастить из своего внука доброго, умного и порядочного человека. Старушка рассказывает ему все новости, происходящие в деревне

  • Аргументы и примеры доброты и милосердия из литературы для сочинения

    Тематика доброты и милосердия всегда занимала важное место в русской литературе. Классики XIX и XX веков много думали и работали над такими вопросами: что такое милосердие; что заставляет человека быть милосердным

  • Сочинение по повести Прощание с Матерой Распутина

    Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

  • Сочинение Иван Иваныч в рассказе Старый гений Лескова характеристика и образ

    В жизни каждого человека бывают трудность и невзгоды. Иногда решение проблем стоит где-то за рамками обыденности и установленных правил. Не каждому дано придумывать

Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита»

Ведение

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова не зря называют закатным произведением. Этот роман является итоговым не только потому, что он – последнее, написанное автором, но и потому, что писатель вложил в него весь свой накопленный опыт и знания. Множество проблемных вопросов поднимаются в произведении нестандартно, часто – парами, как архаическая тема добра и зла.

Такова и тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова. Она идет рука об руку с темой прощения, милосердия и раскрывается на примере многих персонажей.

Ответственность на примере московских героев

Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.

Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.

Не чувствуют своей ответственности за сказанное критики, например Латунский, Ариман и Лаврович, травивший мастера своими статьями, в которых откровенно насмехался над бедным писателем. Возмездием ему становиться визит Маргариты в его квартиру. Она крошит материальные ценности, но для Латунского это удар в самое сердце, медь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага – все его богатство.

Ответит за свои поступки и великий взяточник домком Никанор Босой. «Червонцы», которые он получит от представителей Воланда, превратятся в доллары и приведут господина босого в тюремную камеру.

Ответственность в романе «Мастер и Маргарита» ложится и на Ивана Бездомного. Это наказание за его слишком вольное обращение с искусством и слабохарактерность, что позволяла идти на поводу фальши. Он расплатиться за свои ошибки сначала пребыванием в сумасшедшем доме и развенчиванием собственных надежд и заблуждений, а потом ежегодным «непонятным томлением» и жуткими снами в майскую ночь.

Ответственность и мастер

С ответственностью в «Мастере и Маргарите» сталкивается и сам мастер. Когда задумка гениального романа овладевает им, он садится писать. Его совесть и помысли перед своим произведением чисты до того момента, пока он не подвергается травле критиков за произведение, которое целиком они даже не читали. Раненый в самое сердце подлыми насмешками в газетах, мастер отрекается от своего творения, чем, по сути предает его. Трудно казать, как бы долго пришлось ему расплачиваться за свою слабость, если бы Маргарита не спасла его. Подобное случалось и с самим Булгаковым, он так же малодушно сжигал и восстанавливал свой роман. К счастью «рукописи не горят» и мы можем держать в руках эту замечательную книгу.

Тема наказания и помилования

Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.

В заключение

Ответственность – это волевое качество человека, способность им осознавать последствия своих поступков. В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков показывает тему ответственности с нескольких ракурсов. С точки зрения Воланда наказывать нужно тех, кто не способен сам осознать свою вину, кто думает, что ответственность за его проступки минует его. Поэтому справедливое наказание получают Лиходеев, Римский и Варенуха. По той же причине гибнет и самоуверенный Берлиоз, душа которого настолько погрязла в самолюбовании и псевдо знаниях, что он никогда бы не осознал свою вину перед самим собой, что позволил променять искру таланта на билет Массолита; перед десятками одаренных писателей, чьи произведения постигала участь романа мастера. Поэтому, появление Воланда Москве не случайно. Он вершит суд над теми, кто сам не способен покаяться. Те же, кто сильны духом и чисты сердцем, оступившись, и сами поймут и признают свою вину.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виолетта Першина

    16/16

  • Татьяна Яковлева

    13/16

  • Ирина Еременко

    14/16

  • Vladimir Tipalov

    15/16

  • Ирина Сова

    12/16

  • Сергей Щукин

    15/16

  • Наталья Иванова

    13/16

  • Оля Калабухова

    16/16

  • Марина Крюкова

    15/16

  • Елена Шипко

    16/16

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Булгаков
  4. Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Сочинение Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывается множество тем, в том числе и проблема ответственности. Для писателя ответственность — это прежде всего стремление отвечать за свои поступки перед самим собой, а не перед законом, ведь он может быть и несправедлив.

Тема ответственности неразрывно связана с темой наказания, ведь Воланд и его свита прибыли в Москву, чтобы наказать её жителей за безнравственные поступки, которые они совершали.

Автор изображает москвичей 30-х годов как аморальных людей, которые творят зло и не получают наказания. Например, Берлиоз не несёт ответственности за свою методику управления МАССОЛИТом. Он не даёт пробиться реальным талантам и прославляет бездарности, которые пишут на заказные темы пустые стихи. Под его влияние попал и поэт Бездомный, который изменил со временем свою позицию.

Тема безответственности раскрывается и на других героях. Например, управляющий домом Никанор Босой халатно относился к своим обязанностям и не следил за порядком. Все проблемы можно было решить дачей взятки, которую охотно брал Босой. Именно это и погубило героя.

Особое место занимают гости спектакля в театре варьете. Зрители поддались своим низменным инстинктам и хотели получить лёгкий доход, но при этом не брать на себя ответственность. Воланд наказал и их, превратив в ноль их подарки.

Кроме отрицательных примеров, в тексте романа можно найти и положительные. Мастер не отказался от своего романа, когда тот не угодил критикам. И пусть он не опубликовал рукопись, но остался верен своим взглядам и убеждениям, Мастер отвечал за них. То же самое можно сказать и про Иешуа Га-Ноцри. Проповедник не отказался от своих принципов даже под страхом смертной казни, так как они представляли для него главную ценность.

А вот Понтий Пилат стоял перед сложным выбором: ответственность перед собой или перед законом. По закону он должен был наказать Иешуа, но по совести помиловать, ведь герой всего лишь проповедовал свои взгляды, которые имеют право на жизнь. Понтий Пилат выбрал закон, чтобы не испортить карьеру, за что и был наказан муками совести и вечным раскаянием, чувством вины за смерть Иешуа.

Михаил Булгаков приходит к выводу, что главная ответственность для человека — это ответственность перед самим собой за свои взгляды, принципы и убеждения. Это неотъемлемая часть стержня личности, без которой невозможно стать благородным человеком.

11 класс

Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Тема ответственности в романе Мастер и Маргарита

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Грабаря Зимний пейзаж, 6 класс (описание)

    Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!

  • Сочинение Трудно ли быть самим собой?

    Человек всегда стоит перед важным вопросом: насколько сложно будет оставаться самим собой в той или иной ситуации? Члены сегодняшнего общества часто не могут обрести себя, а некоторым даже приходит

  • Сочинение по поэме Цыганы Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт и писатель. За всю свою жизнь написал множество прекрасных произведений. Одним из таких является поэма Цыганы

  • Сочинение Сострадание — активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

  • Главные герои произведения Медный всадник

    «Медный всадник» — поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей.

    В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений и неизбежно следующих за ними наказаний… Они переплетаются, вытекают одна из другой. И, конечно же, можно выделить проблему, общую для всего романа. Это проблема ответственности.

    Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности.

    Воланд появляется в Москве для того, чтобы судить… Лгуны, обманщики, мошенники, клеветники – все будут наказаны. Никакой, даже самый затаенный, грешок не скроется от зоркого глаза Сатаны. Вы обманули или обворовали кого-то? Потрудитесь понести за свой поступок ответственность.

    С приходом дьявола в Москве начинается целая серия расплат за большие или малые прегрешения. Наказания по силе своей равносильны греху. Воланд дает еще один шанс заблудшему Ивану Бездомному, отправляя того в клинику для душевнобольных, но убивает бессовестного Берлиоза. Ибо для председателя МАССОЛИТа атеизм является не воззрением на жизнь, а разрешением всего, утверждение о том, что Бога нет, достаточно для того, чтобы все было дозволено. Разнообразными по мере и степени наказаниями «одарены» Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Никанор Иванович Босой и многие другие. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.

    Особенно в плане ответственности символична тема писателя и истинного творчества. Она очень ярко раскрывается в образе Мастера и членов МАССОЛИТа.

    Есть пословица: «Что написано пером – не вырубишь топором». Булгаков перефразировал ее, сказав о том, что рукописи не горят. Тогда какую же ответственность должен держать писатель, мастер слова перед своими читателями?! Своим произведением он так или иначе затрагивает умы современников. Так к чему он их подвигнет? К истине, свету, или каждое сказанное им слово будет лживо?

    Мастер, герой романа, олицетворяет собой истинного творца, своеобразного пророка. Он относится к своему роману о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате как к своему любимому детищу, он пишет его с любовью, желая сотворить истинный шедевр. Мастер олицетворяет собой подлинное творчество, его участь – это участь многих творцов, не желающих подчиняться влиянию безумного времени.

    И тут же, как яркий антипод истинного творчества, мы видим представителей МАССОЛИТа, гонителей Мастера. Это мирок чванливых, бездарных, склочных, обласканных властью халтурщиков, мирок, враждебный истине и таланту, как тому, что может помешать их сытому паразитическому существованию. Таких бездарностей, бегущих лишь за собственной выгодой, представляют в произведении Берлиоз, критики Латунский, Лаврович, Ариман и другие. Живым олицетворением литературного мира, вконец погрязшего во лжи, является секретарь редакции Лапшенникова. Вот какой увидел ее Мастер: «Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами».

    Недаром под конец произведения здание МАССОЛИТа охватывает «очистительный огонь». Ибо люди, мнящие себя виртуозами слова, должны нести особую ответственность за ту псевдоистину, что они несут народу. Как может человек создать что-то гениальное, несущее миру свет, если он сам не верит ни одному своему слову?..

    Как Мастер, несмотря ни на что, был верен своему роману, так Маргарита была безмерно верна Мастеру. Как говорил в свое время Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Мы помним ее реакцию на гонение Мастера, помним ту ярость, охватившую ее при виде лжи, написанной бездарностями, называющими себя критиками. Маргарита не представляет себе своей жизни без возлюбленного и, что бы ни случилось, желает быть с ним до самого конца: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Для того, чтобы спасти любимого, она не жалеет своей души и продает ее дьяволу в обмен на Мастера. Героиня чувствует, что ответственна за этого человека, ибо связала с ним свою жизнь.

    Мастер написал роман, в котором тема ответственности за свои поступки раскрывается через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Во время допроса во дворце Ирода Великого он сознает, что перед ним стоит не просто безвредный сумасшедший, а своеобразный помазанник божий. Его смерть будет непоправимой ошибкой, которая навлечет проклятие не только на него самого, но и на весь род человеческий: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…»

    Спасти Иешуа прокуратору мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. И он должен будет нести ответственность за то, что отправил на страшную казнь невинного человека. Пилат будет наказан бессмертием и вечными мучениями за свою трусость.

    Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности — одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по
произведению «Мастер и Маргарита»:

  • Краткое содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей.

В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений и неизбежно следующих за ними наказаний… Они переплетаются, вытекают одна из другой. И, конечно же, можно выделить проблему, общую для всего романа. Это проблема ответственности.

Каждый из нас должен нести ответственность за свои слова и поступки. Я считаю, что именно к этой мысли хотел подвести нас Булгаков. Эта тема прослеживается везде: и в романе о Москве двадцатых годов, и в романе о древнем городе Ершалаиме… Отвечать за свои поступки должны в равной степени и прокуратор Иудеи, и председатель МАССОЛИТа: каждый человек на земле наделен грузом ответственности.

Воланд появляется в Москве для того, чтобы судить… Лгуны, обманщики, мошенники, клеветники — все будут наказаны. Никакой, даже самый затаенный, грешок не скроется от зоркого глаза Сатаны. Вы обманули или обворовали кого-то? Потрудитесь понести за свой поступок ответственность.

С приходом дьявола в Москве начинается целая серия расплат за большие или малые прегрешения. Наказания по силе своей равносильны греху. Воланд дает еще один шанс заблудшему Ивану Бездомному, отправляя того в клинику для душевнобольных, но убивает бессовестного Берлиоза. Ибо для председателя МАССОЛИТа атеизм является не воззрением на жизнь, а разрешением всего, утверждение о том, что Бога нет, достаточно для того, чтобы все было дозволено. Разнообразными по мере и степени наказаниями «одарены» Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Никанор Иванович Босой и многие другие. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.

Особенно в плане ответственности символична тема писателя и истинного творчества. Она очень ярко раскрывается в образе Мастера и членов МАССОЛИТа.

Есть пословица: «Что написано пером — не вырубишь топором». Булгаков перефразировал ее, сказав о том, что рукописи не горят. Тогда какую же ответственность должен держать писатель, мастер слова перед своими читателями?! Своим произведением он так или иначе затрагивает умы современников. Так к чему он их подвигнет? К истине, свету, или каждое сказанное им слово будет лживо?

Мастер, герой романа, олицетворяет собой истинного творца, своеобразного пророка. Он относится к своему роману о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате как к своему любимому детищу, он пишет его с любовью, желая сотворить истинный шедевр. Мастер олицетворяет собой подлинное творчество, его участь — это участь многих творцов, не желающих подчиняться влиянию безумного времени.

И тут же, как яркий антипод истинного творчества, мы видим представителей МАССОЛИТа, гонителей Мастера. Это мирок чванливых, бездарных, склочных, обласканных властью халтурщиков, мирок, враждебный истине и таланту, как тому, что может помешать их сытому паразитическому существованию. Таких бездарностей, бегущих лишь за собственной выгодой, представляют в произведении Берлиоз, критики Латунский, Лаврович, Ариман и другие. Живым олицетворением литературного мира, вконец погрязшего во лжи, является секретарь редакции Лапшенникова. Вот какой увидел ее Мастер: «Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами».

Недаром под конец произведения здание МАССОЛИТа охватывает «очистительный огонь». Ибо люди, мнящие себя виртуозами слова, должны нести особую ответственность за ту псевдоистину, что они несут народу. Как может человек создать что-то гениальное, несущее миру свет, если он сам не верит ни одному своему слову?..

Как Мастер, несмотря ни на что, был верен своему роману, так Маргарита была безмерно верна Мастеру. Как говорил в свое время Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Мы помним ее реакцию на гонение Мастера, помним ту ярость, охватившую ее при виде лжи, написанной бездарностями, называющими себя критиками. Маргарита не представляет себе своей жизни без возлюбленного и, что бы ни случилось, желает быть с ним до самого конца: «Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя». Для того, чтобы спасти любимого, она не жалеет своей души и продает ее дьяволу в обмен на Мастера. Героиня чувствует, что ответственна за этого человека, ибо связала с ним свою жизнь.

Мастер написал роман, в котором тема ответственности за свои поступки раскрывается через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Во время допроса во дворце Ирода Великого он сознает, что перед ним стоит не просто безвредный сумасшедший, а своеобразный помазанник божий. Его смерть будет непоправимой ошибкой, которая навлечет проклятие не только на него самого, но и на весь род человеческий: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли…»

Спасти Иешуа прокуратору мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. И он должен будет нести ответственность за то, что отправил на страшную казнь невинного человека. Пилат будет наказан бессмертием и вечными мучениями за свою трусость.

Таким образом, мы можем увидеть, что тема ответственности — одна из основных в романе Михаила Афанасьевича Булгакова. Он говорит о том, что это закон высшей справедливости, закон мироздания. Тем самым Булгаков вселяет в нас надежду, что откровенное зло и обман будут рано или поздно наказаны, а стремление к правде будет по достоинству вознаграждено. Ведь мы всегда должны отвечать за свои мысли и поступки…

  • Ответственность за других людей сочинение
  • Отбалансированы как правильно пишется
  • Ответственная как пишется в резюме
  • Отбалансированные колеса как пишется
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки сочинение