Ответы на вопросы гранатовый браслет по рассказу

I вариант.

1.На побережье какого моря начинаются описываемые события?
а) Балтийского моря
б) Чёрного моря+
в) Азовского моря
г) Каспийского моря

2. Какой прием используется в отрывке, что представлен ниже?
«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода) Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».
а) интерьер+
б) портрет
в) пейзаж
г) деталь

3. Как зовут главную героиню повести?
а) Анна Николаевна Фриессе
б) Вера Николаевна Шеина+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

4. Какая из данных проблем в повести не была затронута?
А.чести
б) истинной любви
в) самопожертвования ради любви
г) разрушающего влияния денег+

5. Какой героине подходит данное описание: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.»?
а) Анна Николаевна Фриессе+
б) Вера Николаевна Шеина
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

6. Как зовут мужа княгини Веры?
а) генерал Аносов
б) Николай Николаевич
в) Густав Иванович
г) Василий Львович+

7. Какое отношение было у Анны Николаевны к своему мужу? Она его:
а) страстно ненавидела
б) безумно любила
в) просто боготворила
г) терпеть не могла+

8. Кто является автором данных слов:«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?
А.генерал Аносов
б) граф Шеин
в) Николай Николаевич
г) Желтков+

9. Отметьте продолжение фразы: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в…»
а) в такую же страстную ненависть
б) непреодолимое отвращение
в) чувство прочной, верной, истинной дружбы+
г) любовь спокойную, вдумчивую, верную

10. Что княгиня Вера праздновала 17 сентября?
а) день рождения+
б) именины
в) новоселье
г) день ангела+

11. Характеристика какого героя представлена ниже?
«…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».
А.Анна
б) Вера+
в) Женни Рейтер
г) Даша

12. Что княгине Вере нравилось больше всего?
а) море
б) лес+
в) парк
г) степь

13. Какой прием используется в представленном ниже отрывке?
«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
А.пейзаж
б) портрет+
в) деталь
г) интерьер

14. Кто подарил княгине Вере гранатовый браслет?
а) муж
б) любовник
в) поклонник+
г) брат

15. Как Желтков подписал свое письмо?
а) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга) Г.С.Ж.+
б) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга) Желтков.
в) С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.
г) С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

16. Что сделала княгиня Вера, когда получила письмо?
а) порвала его
б) тотчас его спрятала
в) сожгла его
г) показала письмо мужу+

17. Какой жанр у произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
а) рассказ
б) повесть+
в) поэма
г) роман

18. В итоге Желтков…
а) переезжает в другой город
б) убивает себя+
в) попадает в полицию
г) вызван на дуэль мужем Веры

19. Характеристика какого героя представлена ниже?
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, – черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».
а) граф Шеин
Б.профессор Спешников
в) генерал Аносов+
г) полковник Пономарев

20.Что произошло с браслетом в итоге?
а) перепродан
б) выброшен в море
в) уничтожен
г) повешен на икону+

II вариант.

1.Кто сказал так: « «Гранатовый браслет» – один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?
а) Толстой А.К.
б) Горький М.
в) Шолохов М.
г) Паустовский К.Г.+

2. Кто сказал следующие слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость»?
а) Желтков
б) графиня Вера Шеина
в) генерал Аносов+
г) граф Василий Шеин

3. Вспомните, где начинаются описываемые события?
а) На побережье Балтийского моря
б) На побережье Чёрного моря+
в) На побережье Азовского моря
г) На побережье Каспийского моря

4. Как звали мужа Анны Николаевны?
а) генерал Аносов
б) Николай Николаевич
в) Густав Иванович+
г) Василий Львович

5. Каково продолжение данной фразы: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в…»?
а) в такую же страстную ненависть
б) непреодолимое отвращение
в) чувство прочной, верной, истинной дружбы+
г) любовь спокойную, вдумчивую, верную

6. Как Анна Николаевна относилась к своему мужу?
а) страстно ненавидела
б) безумно любила
в) просто боготворила
г) терпеть не могла+

7. Кого описывают в данном отрывке: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.»?
а) Анна Николаевна Фриессе+
б) Вера Николаевна Шеина
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

8. Что больше всего любила главная героиня?
а) море
б) горы
в) лес+
г) небо

9. Что было общего между сёстрами Верой Николаевной и Анной Николаевной?
а) были очень красивыми+
б) любили флиртовать с мужчинами
в) были не верны своим мужьям
г) были верны своим мужьям+
Д. любили азартные игры+

10. 17 сентября княгиня Вера отмечала:
а) день рождения+
б) именины
в) новоселье
г) день ангела+

11. Имя главной героини повести:
а) Анна Николаевна Фриессе
б) Вера Николаевна Шеина+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

12. Кого описывают в следующем отрывке: «..пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом..»?
а) Анна Николаевна Фриессе
б) Вера Николаевна Шеина+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

13. Имя подруги княгини Шеиной:
а) Анна Николаевна
б) Вера Николаевна+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна

14. Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом?
а) 5-6
б) 6-7
в) 7-8+
г) 4-5

15. Выберите, какая из данных проблем не поднята в повести?
а) чести
б) истинной любви
в) самопожертвования ради любви
г) разрушающего влияния денег+

16. Вспомните, кто говорил Вере следующие слова: «.. может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
а) брат Николай
б) генерал Аносов+
в) подруга
г) сестра Анна

17. Кто резко и немедленно требовал «..прекратить эти дурацкие письма..»?
а) брат Николай+
б) муж Веры
в) генерал Аносов
г) гусар Бахтинский

18. Что подарила сестра главной героине на день рождения?
а) табакерку
б) шкатулку
в) записную книжку+
г) пудреницу

19. Как звали мужа княгини Веры?
а) генерал Аносов
б) Николай Николаевич
в) Густав Иванович
г) Василий Львович+

20. Вспомните, что больше всего любила княгиня Вера?
а) море
б) лес
в) парк
г) степь

Обучающий тест по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Тема урока: «Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»


Цель урока: выяснить, насколько внимательно прочитан текст Куприна; задуматься над важными вопросами рассказа и попытаться ответить на них.

Размышления должны вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью; все рассуждения и ответы могут помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.

Задача теста:  в обучающем тесте должны преобладать задания не репродуктивного, а продуктивного уровня, которые позволяют учащимся задуматься над характером и поступками героев, над ролью эпизода, образа, художественного средства или приема в тексте, над авторской позицией.

В них реализуется не только контрольная, но и обучающая функция: задания фиксируют внимание учащихся на средствах и приемах создания художественной реальности, их роли в произведении, а значит, учат эстетическому прочтению текста, основам литературоведческого анализа, то есть формируют читательские качества.


Тема урока: «Талант любви в рассказе Куприна «Гранатовый браслет».

В этом рассказе показана бескорыстная и самоотверженная любовь.

В эпиграфе к рассказу Куприн использовал первую нотную строку из второй сонаты Бетховена. Иногда настоящие чувства можно передать не только словами, но и музыкой.

Основная часть.


1) ТЕСТ по прочитанному. Вопросы по содержанию (ответы проверяются сразу, пары учащихся выставляют друг другу оценки). «5» — 17-19баллов, «4» — 14 – 16б., «3» — 10-13б.

 Эти вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание:


1. В какое время года происходит действие рассказа? (осень, сентябрь)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город)
3. Как зовут главную героиню? (княгиня Вера Шеина)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза- Булат – Тугановская)5. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе)
6. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович)7. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября)
8. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)
9. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном переплете»)
10. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер)
11. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков)
12. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (точно кровь)
13. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру мелкий чиновник)
14. Как зовет Желткова его хозяйка? («пан Ежий)
15. Настоящее имя Желткова? (Георгий)


16. О ком Куприн писал: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (о княгине вере)
17. Чей это портрет? « Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…» (Анна)
18. О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (о Желткове)
19. Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…» (генерал Аносов)20. Кому принадлежат следующие слова: « А где же любовь- то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? … такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться» (генералу Аносову)

2) Сюжет рассказа.  Передайте кратко суть происходящего в рассказе.


Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают его ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей.
3) Прототипы рассказа (учитель или подготовившийся учащийся).


В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя. Л.Любимова.
Отрывок из воспоминаний Л.Любимова:
«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось – Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что их может только писать какой- нибудь телеграфист. Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.
И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже.  Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя с «недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять- таки купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».
Л.Любимов «На чужбине». 1963г.
А.И.Куприн услышал эту историю в семье высокопоставленного чиновника Любимова.

4)  Проблемные вопросы теста, которые выполняются на листах и сдаются учителю как обратная связь на уроке.

1. Назовите главное обстоятельство, которое отличает реальную историю от художественного воплощения?
(Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви,  о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее).


2. Какие социальные преграды  (и только ли они?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви?

 (различное социальное положение – княгиня – мелкий чиновник (телеграфист); Вера Николаевна замужем, поэтому не может ответить Желткову взаимностью,

3. Так как же относиться к Желткову?  (Сочувствовать и понимать? Осуждать и даже презирать?) 


4.  В чем заключался талант любви Желткова? (ведь что-то в нём дало основание Куприну написать рассказ). Выберите и обоснуйте свой ответ: 

А) Желтков слабый,  безвольный человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь.

Б) Желтков – великий человек, он имел талант любить, но по воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни, чтобы не мешать жить любимой женщине, не быть преградой.

5. «Маленький человек» в произведении Чехова «Человек в футляре» Беликов и Желтков из произведения Куприна – это похожие герои или разные, несмотря на то, что относятся к одной категории? (рассмотрите иллюстрации и объясните, как через внешность героя просвечивает его характер)

Картинки по запросу иллюстрации к рассказам "Человек в футляре" и "Гранатовый браслет"Картинки по запросу иллюстрации к рассказам "Человек в футляре" и "Гранатовый браслет"

6. Даны два текста, в них явно видно отношение героя к женщине. В каком тексте автор показывает настоящее чувство и как через это чувство характеризуется герой?

1. — Нет, женитьба — шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, я теперь все ночи не сплю. И, признаться, я боюсь: у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий. Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю.И он не делал предложения, всё откладывал, к великой досаде директорши и всех наших дам; всё взвешивал предстоящие обязанности и ответственность, и между тем почти каждый день гулял с Варенькой, быть может, думал, что это так нужно в его положении, и приходил ко мне, чтобы поговорить о семейной жизни. И, по всей вероятности, в конце концов он сделал бы предложение и совершился бы один из тех ненужных, глупых браков, каких у нас от скуки и от нечего делать совершаются тысячи, если бы вдруг не произошел kolossalischeSkandal. 

2.  Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.

Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом.

 Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните.

От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г. С. Ж.».

7. 17 сентября – именины Веры, Надежды, Любови. В этот день Вера праздновала именины.  Как относятся к посланиям Желткова в семье князей? (смеются, издеваются, послания его — повод для шуток).
(Как князь Шеин демонстрировал свой рукописный альбом, где с шутовством воспроизводится любовная история княгини Веры и влюбленного телеграфиста. В этой сочиненной истории влюбленный телеграфист забрасывает Верочку любовными посланиями, написанными вопреки всем правилам орфографии, переодевается трубочистом, проникает в будуар, оставляет повсюду следы сажи, попадает в сумасшедший дом, потеряв рассудок от любви и перед смертью посылает любимой две телеграфные пуговицы и флакон от духов – наполненный его слезами).


8.
Какой можно сделать вывод о высшем обществе? 

(высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения, гордятся своим социальным статусом).9. Какой необычный подарок получила Вера в этот день именин 17 сентября?
(От поклонника Желткова – гранатовый браслет)

10.

Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова? В чем его ценность?
Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо – красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями.
Гранаты  горят,  как пылающее любовью сердце Желткова. Ведь он подарил самое дорогое, что у него было, – фамильную драгоценность.
11. Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? 

Браслет для него – не только символ благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет Желтков в письме: « По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойства сообщать дар предвидения носящим женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».

12. Именно генерал Аносов, заменивший сёстрам отца, размышляет о настоящей любви.
Он говорит: «Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого- то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью».

Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, ради которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость». 

Выберите ответ на  вопрос и обоснуйте ответ: существует ли настоящая любовь? Что же это за чувство?

А) Любовь, как у Желткова , бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная Любовь Желткова – это любовь на расстоянии, любовь – восхищение и преклонение любимой.

Б) Это обычная любовь к недоступной женщине. Но  если бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в быт и в скором времени стала привычкой.

(Любовь – благородное чувство, которое возвышает человека, делает его душу чище, лучше. Конечно, мы не знаем, что же случилось бы с любовью Желткова, живя он ежедневно возле Веры Николаевны, Но в рассказе нам показан его талант —  умение любить).

13.

Мы знаем с вами, что такое кульминация в произведении. Это самое яркое и значимое событие. Докажите, что это эпизод посещения Желткова мужем и братом Веры Николаевны. 14.  Как менялось поведение Желткова во время посещения и почему? Что думает о Желткове князь Шеин?
(Даже князь Шеин, который бы , как казалось бы, как муж Веры , имеет более права на негодование, «глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством» в лицо Желткова и произнес слова, свидетельствующие о чуткости и благородстве его души: «…разве виноват Желтков в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души»)
15. Обоснуйте выбор ответа на важный вопрос рассказа: нужно ли было Желткову уходить из жизни?

А) Желтков покончил жизнь самоубийством, так как у него не было выхода.

Б) Всегда есть выход, и кончать жизнь самоубийством – глупость.

16.  Каким настроением проникнут финал рассказа?

Вера поняла, что Желтков – великий человек. Именно ему выпал талант глубоко и преданно любить. (Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры большое значение имеет музыка)

(Учащиеся напишут, что   несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения).Итоги письменных ответов учащихся подводятся на следующем уроке. Их противоречивые ответы могут вызвать дискуссию.

5) Творческая домашняя работа.Вспомните прочитанные произведения, где есть настоящая любовь. Можно ли провести параллели с событиями рассказа «Гранатовый браслет»? Что доказывает, что приведённые события имеют отношение к настоящей любви?

Я иду на урок: 8–9-й классыРепродукция афиши к кинофильму «Гранатовый браслет».

Татьяна Шеханова


Татьяна Сергеевна ШЕХАНОВА — преподаватель
московского лицея № 1536, член Союза писателей
России, Союза журналистов России.

«Гранатовый браслет» в вопросах и
ответах

В связи с сокращениями часов на
литературу многие учителя жалуются на нехватку
времени, особенно в старших классах. Возникают
ножницы между требованиями стандарта и реальной
ситуацией, в которой часто приходится даже не
проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов
нейтрализации этих ножниц является разгрузка
программы старших классов (особенно выпускного)
за счёт перераспределения материала. Часть
произведений вполне можно перенести в 8–9-й
классы: они доступны подросткам по возрасту и
могут быть объединены в смысловые блоки с
традиционно изучаемыми в этих классах
произведениями.

Так можно поступить, например,
с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который
удачно встраивается в линию с «Ромео и
Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями
Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой
разных времён.

В помощь словесникам, которые
решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и
ответов по повести «Гранатовый браслет», которые
помогут им провести “инвентаризацию” сведений
перед тем как планировать урок, а также послужат
опорными линиями для урока.

ВОПРОСЫ

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они?
Почему вы так решили?

2. Расскажите о князе Шеине, Николае
Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная
карьера, прочное положение в обществе. Счастливы
ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных
генералом Аносовым? В чём причины несчастья во
всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует
прежде всех иной масштаб переживаний и духовной
жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры,
Николай Николаевич, Василий Львович и она сама?
Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет
безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о
“трёх шагах” Желткова в последней попытке
объясниться — с Шеиным, с Верой и, наконец, со
всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и
мелкого чиновника Желткова, ни разу не
встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона —
“великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и
кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй
сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой
истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма,
символику детали (браслет — дар Желткова, серьги
— дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

ОТВЕТЫ

1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи:
обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят
быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С
другой стороны, они являются антиподами: это
проявляется и в их портретах (английская
породистость Веры и татарская порода,
“грациозная некрасивость” Анны), и в их
мироощущении (Вера следует светским обычаям,
Анна своевольна и дерзка, но до определённой
границы: “под глубоким декольте носит
власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не
ведает, что не любит мужа, потому что не знает
любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу,
но, согласившись на брак, терпит его). В
последнем — в несчастной жизни в браке — обе
сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной
жизни, не заметна её красота, стёрта её
исключительность (для всех и для неё самой), а
Анна “презирает” мужа-глупца и награждена
детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми”
лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём
говорит его положение, внешне благополучен
(средств не хватает, но это удаётся скрывать; о
“недостаточности” любви в семье он не
подозревает). Николай Николаевич горд своим
чином, должностью, деятелен и внешне также
благополучен; однако одинок, что примечательно.
Одинок и генерал Аносов, один из самых
обаятельных героев повести. Отважный солдат, он
на старости лет остаётся без семейного очага. Это
главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним
генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его
о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две
притчи — о том, что есть “не любовь, а какая-то
кислятина” (подделка, заблуждение), а одна —
история собственной жизни — об антилюбви. Смысл
всех трёх вставных новелл: для этого чувства
необходимо не меньше сил и духовного
дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть
достоин любви и не унижать её.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича,
Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью
(“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть
розовый цвет”), генерал разделяет подлинность
чувства “телеграфиста” и принятую в свете
“усреднённость”, стёртость, ритуальность
отношений между людьми. Любовь требует того же
героизма и самоотверженности, как и поле брани. В
опошленном в устах князя Шеина рассказе о
“похождениях телеграфиста” Аносов слышит
знакомые именно ему, старому солдату, ноты
доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова
княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в
беспокойство всё семейство, включая её брата
Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё
это приводит к трагической развязке. Что же
сделали не так (по определению Веры) князь
Шеин и Николай Николаевич? Они попытались
пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере,
поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на
место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он
“влеком” Николаем Николаевичем как
вещественное доказательство виновности
Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем,
и муж — подтверждение тому. Шеин безмолвен и
безволен, его попытки перебить безапелляционные
речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не
так
. Николай Николаевич угрожает Желткову,
ссылаясь на свои связи и должностные
возможности, то есть действует, предполагая, что
Желтков может устрашиться и послушно прекратить
любить княгиню Веру, не подозревая, что природа
истинной любви такова, что не человек управляет
ею, а она управляет человеком. В этом — не так
Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять
дар любви (и, как его проявление, дар браслета),
тоже поступает не так, поскольку живёт не по
своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то
правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь
после известия о смерти Желткова и прощания с ним
(дважды — с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы
видим пародийное воспроизведение его странного
поведения: в рамки приличий оно не укладывается.
Шеин пародийно интерпретирует письма и действия
Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо
Желткова очень отличается от позднего, а пылкие,
неловкие поступки влюблённого юноши — от
деяний поистине любящего зрелого человека.
Налицо рост личности, и именно высокое чувство
определяет этот рост, о чём говорит лексика,
строй предложений, система аргументов
“позднего” Желткова. Через пародийное
портретирование мы, читатели, продираемся, как
через досадную преграду, к истинному облику
личности Желткова. Портрет и речь героя растут с
ним. Автор учит нас видеть не место на социальной
лестнице, а самого человека. Предостерегает от
того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве
человека, мы не переставали видеть перспективу
его развития, не отказывали ему в возможности
совершенствоваться, а себе — в возможности
видеть его самосовершенствование. Три шага
предпринимает Желтков, чтобы объясниться с
Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину
Желтков говорит о любви, которой нельзя
противостоять. Но обещает, что больше не
потревожит его. Вере — она отказывается
выслушать Желткова — говорит о том же, но уже
посмертно (в письме). И, наконец, его последним
объяснением с миром и со всеми, кто может слышать,
является бетховенская соната № 2 — о жизни, о
смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в
полной мере при жизни не услышали до конца и
Пушкина, и Наполеона — “великих страдальцев”.
Куприн именно здесь, после смерти Желткова,
открыто вводит романтический мотив
отторженности и непонятости героя, возвышая
его над обыденной жизнью. Недаром смог
расслышать это в глумящихся речах Шеина и
особенно Николая Николаевича только генерал
Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень
важно, что светская беседа не сбивает генерала с
толку, он расспрашивает Веру — и в ответ на её
встречные вопросы даёт определение истинной
любви, которой не был удостоен сам, но о которой
много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются,
но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого
по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы
слушать сонату Бетховена — величественное,
романтически приподнятое размышление о даре
жизни и любви. Этими же звуками завершается
повесть. Овеянная ими, она учит тому же — не
мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать
по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка
внятно рассказывает княгине Вере, что есть
жизнь и что есть любовь. Это последний дар
Желткова, который не принять может только глухой.
Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой
себе
. Такой она и останется. Это главный дар
Желткова, который когда-то в юности увидел
подлинность и совершенство Веры, неясные ей
самой. Так быстро всё объяснить человеку могут
только три вещи — любовь, музыка и смерть. Куприн
и объединяет все три в финале повести. В этом —
особый смысл музыкальной темы, дающей — от
эпиграфа к последней сцене — исключительную
завершённость произведению.

9. Напряжённо работает система деталей и
символов в повести. Роза — символ не только
любви, но и совершенства мироздания. Розы
удостаиваются на протяжении всей повести лишь
два героя: генерал Аносов и Желтков (последний —
посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с
жемчугом — два разъединённых предмета,
украшенные символом скорби и слёз) и Желткова
(гранатовый браслет с зелёным гранатом
посредине; браслет, замкнутый в кольцо, —
воплощение гармонии, гранат, по преданию,
приносил своему обладателю радость и веселье, а
зелёный гранат сообщал, как справедливо
предупреждает сам Желтков, дар прозрения).
Символичны жесты героев, особенно антиподов —
Николая Николаевича и Желткова — при объяснении
друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать
вывод, что купринская тема романтической любви
необычайно глубока и притягательна. Проста она
обманчиво. На самом деле за её прозрачностью —
глубина и размах. Недаром в художественном
пространстве повести возникают такие могучие
образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен.
Ещё один образ неназванно, неуловимо
присутствует здесь — князь Мышкин (портрет,
речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и
Николаем Николаевичем напоминают нам о нём),
персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит
устами генерала Аносова, что любовь — это
“великая трагедия”. Однако, несмотря на
трагедию, любовь остаётся в нашей памяти
величественной и сильной. В этом особенности
купринского подхода к теме.

Можно предложить ученикам после беседы по
«Гранатовому браслету» поработать с небольшим
текстом «Портрет княгини Веры». Сначала
необходимо вставить в него пропущенные буквы и
знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать
здесь тему «Однородные и неоднородные
определения»), а затем написать по нему
изложение. Для более сильных учеников можно
предложить продолжить наблюдения, сделанные в
тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который
мы встречаем в финале повести.

Портрет княгини Веры

Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня
Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: “…она
ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами
цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели
бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные
махровые гвоздики, а так(же) левкой — наполовину
в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях
пахнувших капустой розовые кусты ещё давали — в
третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже
измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато
пышно цвели своей холодной высокомерной
красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в
чутком воздухе осен..ий травянистый грустный
запах. Остальные цветы после своей роскошной
любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на
землю бесчислен..ые семена будущей жизни”.
Героини кажется ещё и нет — перед нами описание
цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему
внимательнее: из всех цветов выделен..ы и
помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и
астры — союз “зато” противопост..вляет их
левкоям и розам цветущим не так “пышно”
“холодно” и “высокомерно”, слово “остальные”
в начале следу..щего предложения опять выделяет
их из ряда — уже по признаку бесплодности.
Все остальные цветы не только цвели, но и дали
семена, им были ведомы любовь и радость
материнства, осень для них — не только пора
ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.

“Человеческие” мотивы в описании цветов
подготавливают характеристику самой героини. На
этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать красавицу
англичанку своей высокой гибкой фигурой,
нежным, но холодным и гордым лицом…
Выделен..ые нами определения связывают в
сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а
страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но
бесплодными цветами. Она не просто среди них
— создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так
образ героини.. вошедш..й в пору своей осени
встраивает..ся в более широкий пейзажный
контекст, который обогаща..т этот образ
дополнительными смыслами.

Вопросы к уроку

«Любовь в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

1. Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».)

2. Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)

3.Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

4. Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

5.Меняется ли природа со смертью Желткова?

(«осенний закат догорал». ( умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!) «Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

6.Почему автор дал главному герою имя Георгий?

(Имя Георгий означает «победоносец». Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

16. В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека. Образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек — единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

17 Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

18.Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»

Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»

Вопросы-суждения по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет» для 2 курса (11 класса)

подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Азарова Светлана Васильевна

г. Зеленогорск

2015

ВОПРОСЫ-СУЖДЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»:

1ВАРИАНТ

1.Чем объяснить, что Желтков преподнёс княгине Вере гранатовый браслет?

2.Чем объяснить, что княгиня Вера недовольна и смущена подарком Желткова?

3.Как доказать, что княгиня Вера не осталась равнодушной к подарку и письму Желткова?

4.Чем объяснить, что княгиня Вера испытала тревогу, разглядывая браслет?

5.Чем объяснить, что княгиня Вера рассказала мужу о подарке только после ухода гостей?

6.Чем объяснить, что княгиня Вера, её муж и брат решили вернуть браслет Желткову?

7.Когда княгиня Вера узнала о смерти Желткова?7

8.Каким образом княгиня Вера простилась с Желтковым?

9.Вследствие чего после смерти Желткова княгиня Вера страдает?

10.Почему княгиня Вера слушает сонату Бетховена?

2 ВАРИАНТ

Б.1.Чем объяснить, что Желтков не может открыто выразить свою любовь?

2.Как доказать, что Желтков боготворит Веру Николаевну?

3.Когда Желтков начал писать письма княгине Вере?

4.В каком случае Желтков может перестать любить княгиню Веру?

5.Каким образом Желтков выразил свою любовь к Вере Николаевне после своей смерти?

6.Вследствие чего Желтков хранил найденные им вещи княгини Веры?

7.Вследствие чего Желтков покончил с собой?

8.Почему Желтков настоятельно просил Веру Николаевну послушать сонату Бетховена?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ- СУЖДЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

1 ВАРИАНТ

1.Гранатовый браслет — фамильная драгоценность, такой подарок может быть преподнесён в день рождения любимой женщине.

2.Вера Николаевна — замужняя дама, она принадлежит к высшему свету. Получение подарков от посторонних, незнакомых мужчин считается неприличным.

3.Княгиня Вера внимательно рассматривает браслет, рассказывает о нём Аносову, советуется с ним.

4.Гранаты по цвету напоминают кровь.

5.Княгиня Вера рассказала мужу о подарке только после ухода гостей, чтобы не быть осмеянной ими.

6.Герои опасаются огласки этой истории, дорожат своей репутацией.

7.Княгиня Вера узнала о смерти Желткова из газеты, почти сразу после его самоубийства.

8.Героиня пришла проститься с телом Желткова, принесла ему красную розу.

9.Героиня осознала, что мимо неё прошла та любовь, о которой мечтают все женщины. Она чувствует, что виновата в гибели Желткова.

10.Княгиня выполняет последнюю просьбу Желткова.

2 ВАРИАНТ

1.Желтков и княгиня имеют разный социальный статус, кроме этого, Вера Николаевна замужем.

2.Желтков бережно хранит вещи княгини, пишет ей письма, проникнутые обожанием, преданностью и любовью, незримо следит за ней, возвращённый ему браслет просит положить на икону.

3.Как только встретил и полюбил княгиню.

4.Только смерть может убить любовь Желткова.

5.Через проникновенную сонату Бетховена.

6.Вещи княгини Веры святы для героя, потому что это её вещи.

7.Главная причина самоубийства — просьба княгини «прекратить всю эту историю», по- другому убить в себе любовь Желтков не может.

8.Музыка сказала княгине всё, что так и не сказал Желтков.

Список использованной литературы

1. Куприн А.И. Повести и рассказы. — М.: Художественная литература, 1986.-351с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/122667-voprosy-suzhdenija-dlja-analiza-rasskaza-aiku

  • Ответы на вопросы 4 класс литературное чтение 1 часть сказка ашик кериб
  • Ответы на викторину сказка о потерянном времени
  • Ответственные диспетчеры как правильно пишется
  • Ответственность это сочинение пример из литературы
  • Ответственность это простыми словами для сочинения