Ответы на вопросы к рассказу бежин луг 6 класс

Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 190-192 

И. Тургенев «Бежин луг»

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали ещё одно произведение Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

Мне очень понравился этот спокойный и местами таинственный рассказ. Особенно мне понравились рассказы мальчиков. В них слышатся суеверия, которые бытовали среди простого народа, но в то же время они полны скрытого юмора.

Так же мне понравилось описание пейзажа, природы, которое заставляет почувствовать себя на Бежином лугу, увидеть ту красоту, которая восхитила автора.

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Тургенев называл эти рассказы поверьями: «Ильюша лучше других знал все сельские поверья».

Я тоже думаю, что эти рассказы являются поверьями. Ведь россказни — это выдумки, сказки, придуманные самим рассказчиком, а предания основаны на исторических событиях.

Здесь же мы имеем дело с бытовавшими в определённой местности поверьями, народной верой в нечто странное.

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затеняет заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Я не согласна с этим мнением.

Тургенев очень подробно описывает природу, но именно эта тщательность помогает лучше представить местность, в которой происходит действие рассказа. А через описание природы понять чувства и настроение героев. Например, фраза «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь» передаёт мистическое настроение, охватившее героев, объясняет, почему они с таким воодушевлением рассказывают страшные истории.

Немало в создании настроения рассказа помогает и описание воздуха: «Сладко стеснялась грудь, вдыхая томительный сладкий запах». Сама природа заставляет человека стать романтиком, фантазировать и удивляться окружающему миру. И создать это ощущение единения с природой не вдаваясь в мелкие детали просто невозможно.

Творческое задание

Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Из рассказа «Бежин луг» мы можем узнать о красоте русской природы, о бескрайних просторах, лесах и полях, в которых так легко заблудиться.

Из него можно узнать о простых русских людях, их душе, их мечтах и мировоззрении. Из этого рассказа мы узнаём, что с самого детства крестьяне живут в волшебном мире природы, полном мистических чудес. Оттого они и смотрят на окружающий мир как на живой, боготворят его, любят родную землю. Они едины с природой и в этом их сила, в этом их счастье. И как бы не был тяжёл крестьянский труд, окружающая людей природа дарит им новые силы и новую надежду, не даёт им впасть в тоску и уныние.

В этом сила русских людей и всей страны — в нашем постоянном единении с природой.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?

На иллюстрациях А. Пахомова мы видим Федю, Павлушу, Ильюшу и Костю. Федя солидный, богато одетый, у его ног свернулась собака. Павлуша — проказливый, со всклоченными волосами, он деловито помешивает картошку. Ильюша и Костя сидят рядом, это простые деревенские ребята. Ильюша в войлочной шапочке. Ваня нарисован отдельно. Он лежит под рогожей, за ним видны кони.

Я примерно так себе и представляла этих героев.

На этюде Дмитриева мы видим самого Тургенева. Его облик нам хорошо известен. Он стоит где-то в лесу. Но пейзаж этюда какой-то мёртвый, а не волшебно-живой, как в рассказе.

Совершенствуем свою речь

1. Опираясь на описание Бужина луга у Тургенева и впечатления Смолникова попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином Луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры использованные Тургеневым.

Бежин луг находился на равнине возле реки, рядом с высоким и почти отвесным обрывом. В ночи было трудно что-то рассмотреть, но виднелись смутными пятнами далёкие холмы и леса. В реке иногда плескалась рыба и по берегу слабо шумел тростник.

Над лугом царственно стояла ночь, звёзды текли, непрерывно мерцая, по направлению Млечного пути.

А утром под золотыми потоками горячего солнца зажглись лучистыми алмазами крупные капли росы.

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

Описания природы помогают автору создать настроение. Блуждания автора во мраке, поиски пути, символизируют опасность. Особенно ярко это заметно, когда автор застыл на краю обрыва, едва не упав с него.

Ночь — время таинственное и она наполнена рассказами мальчиков. Она символизирует тайны природы, которые человек не может постичь.

Утро, рассвет — это время пробуждения природы, а человек забывает ночыне страхи. Они символизируют рождение нового дня надежды, мирной и счастливой жизни.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

Самые интересные рассказы были у Ильюши. Он рассказал про домового и про барашка на могиле. Эти рассказы полны таинственности, они характеризуют Ильюшу как мальчика впечатлительного, с богатой фантазией.

Костя тоже рассказал занимательную и таинственную историю про русалку. Было видно, что он сам побаивается своего рассказа. Это тоже очень впечатлительный мальчик.

Павлуша рассказал смешную историю про Тришку. Его рассказ был спокойным и неторопливым, да и сам мальчик обстоятельный, практичный, не склонный к излишним фантазиям.

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

Пример характеристики мальчиков из рассказа «Бежин луг» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Фонохрестоматия

1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?

Начало отрывка описывает ночь. Актёр читает этот момент негромко, словно усталым голосом. Странные ночные звуки пугают мальчиков.

Утренний пейзаж иной. Его описание актёр читает радостно, восторженно. Кончилась ночь и вместе с ней ушли ночные страхи.

3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.

Костя: робкий, пугливый, в его голосе звучит страх. Он искренне верит в свои рассказы. Это тихий, очень впечатлительный мальчик, с большими глазами.

Павлуша: спокойный, всё знающий, его ничто не пугает, но он склонен к насмешкам.

Ильюша: громкий, самоуверенный, проказливый. 

Федя: насмешливый, считает себя взрослым и поэтому свысока относится к рассказам других мальчиков. Он старательно скрывает свой страх.

Ваня: маленький, романтичный, любуется звёздами. Он тихий, неуверенный в себе, даже робкий. Любит свою сестру.

Тестовые задания по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В какой сборник входит рассказ «Бежин луг»?

А) «Повести Белкина»

Б) «Маленькие трагедии»

+ В) «Записки охотника»

Г) «Миргород»

2. Когда происходят события, описанные в начале рассказа «Бежин луг»?

А) В марте

+ Б) В июле

В) В сентябре

Г) В декабре

3. С чего начинается рассказ «Бежин луг»?

+ А) С описания летнего дня

Б) С истории жизни главного героя

В) С притчи

Г) Рассказ начинается сразу с кульминации

4. Где происходит действие рассказа «Бежин луг»?

А) В Пермском уезде Архангельской губернии

+ Б) В Чернском уезде Тульской губернии

В) В окрестностях Москвы

Г) В Миргородской губернии

5. Кто выступает в роли главного героя рассказа «Бежин луг»?

А) Мальчик пастух

Б) Уездный доктор

В) Сельский пахарь

+ Г) Повествователь

6. Чем занимался рассказчик в начале описываемых событий?

А) Путешествовал

+ Б) Охотился

В) Женился

Г) Воевал

7. Что произошло с главным героем рассказа «Бежин луг» по дороге домой?

+ А) Заблудился

Б) На него напали разбойники

В) Попал в ловушку

Г) Повстречал говорящего кота

8. Чем занимались ребятишки, которых встретил главный герой рассказа «Бежин луг»?

А) Собирали урожай

Б) Путешествовали

+ В) Стерегли лошадей

Г) Пасли коров

9. О чём разговаривали мальчишки, которых повстречал главный герой рассказа «Бежин луг»?

А) О доме

Б) О войне

В) О будущем

+ Г) О нечистой силе

тест 10. Как звали мальчика, который рассказал больше всего историй?

А) Ванюша

Б) Федя

В) Павлуша

+ Г) Ильюша

11. Сколько всего мальчиков сидело возле костра?

А) Два

Б) Три

+ В) Пять

Г) Семь

12. Как звали старшего из мальчишек?

А) Ванюша

+ Б) Федя

В) Павлуша

Г) Ильюша

13. Чем отличался Костя?

А) Силой

Б) Громким голосом

+ В) Печальным взглядом

Г) Ослепительной улыбкой

14. Кто из мальчиков происходил из богатой семьи?

А) Ванюша

+ Б) Федя

В) Павлуша

Г) Ильюша

15. Как был одет Павлуша?

А) Богато

+ Б) Бедно

В) Как монах

Г) Как девчонка

16. О чём был первая история, которую услышал главный герой от мальчишек?

А) О волшебном коне

+ Б) О проказах домового

В) О невиданной царевне

Г) О сапогах-скороходах

17. От кого Костя услышал историю про плотника Гаврилу и русалку?

А) От мельника

+ Б) От отца

В) От деда

Г) От учителя

18. Кого встретил псарь Ермил из рассказа Ильюши на могиле утопленника?

А) Русалку

Б) Золотую рыбу

В) Огненную птицу

+ Г) Говорящего барашка

19. За кем погнался Павлуша во время рассказа Ильюши?

А) За домовым

Б) За конём

+ В) За собаками

Г) За грабителями

тест-20. Что искал на земле покойный барин из рассказа Ильюши?

А) Красную свитку

+ Б) Разрыв-траву

В) Цветок папоротника

Г) Утерянный крест

21. Что можно было узнать в «родительскую субботу» по мнению Ильюши?

А) Кто о тебе думает

Б) Кто по тебе скучает

В) Кто тебя любит

+ Г) Кто умрёт в этом году

22. Кто должен был прийти во время солнечного затмения?

А) Чёрт

Б) Ангел

В) Михаил

+ Г) Тришка

23. О чём была вторая история Кости?

А) О русалке и плотнике

+ Б) О водяном и мальчике

В) О говорящем барашке

Г) О домовом

24. Кто был «запевалой» в компании мальчишек?

А) Костя

Б) Павлуша

+ В) Федя

Г) Ильюша

25. Что случилось с женщиной из рассказа Феди?

А) Она стала русалкой

+ Б) Её схватил водяной

В) Её забрал орёл к себе на гору

Г) Пропала в лесу

26. О чём рассказывал самый младший мальчик Ваня?

А) О русалке и лешем

Б) О домовом

В) О говорящем барашке

+ Г) Он всю ночь дремал

27. Что называли мальчишки предвиденьем небесным?

А) Начало нового года

Б) Звездопад

В) Метеоритный дождь

+ Г) Солнечное затмение

28. Кто звал Павлушу, когда он пошёл воды набрать из речки?

А) Русалка

Б) Водяной

+ В) Мальчик Вася

Г) Акулина

29. С кем попрощался рассказчик, перед тем как уйти?

А) С Ваней

Б) С Илюшей

+ В) С Павлушей

Г) С Федей

тест_30. Что стало известно о Павлуше в конце рассказа «Бежин луг»?

А) Он женился

Б) Он утонул

В) Он исчез

+ Г) Он разбился

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Проверьте себя 

1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. Богословского «Тургенев»? 

         Прочитав статью, я был удивлен тому, что мать руководила Спасским, а не отец. А также меня поразило то, что Тургенев из-за этого факта не любил родное имение. Образ матери можно было узнать в героинях его рассказов. 

2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя. 

         Иван Сергеевич Тургенев не только известный поэт и писатель 19 века, но и критик, публицист. Он подарил миру множество своих произведений, но самые популярные из всего написанного им: “Муму” и “Отцы и дети”. 

         Его обучали грамоте учителя, потом он поступил в пансион. Несмотря на такое достойное образование он не смог окончить университет. Помимо обучения в Москве, он получал образование и в Европе, куда часто ездил путешествовать. 

         Знакомство с Белинским в 1843 году стало судьбоносным для Тургенева. В этот период жизни он написал много стихотворений.  

         Тургенев работает в “Современнике”, занимается переводами. Но 1847 год стал переломным. Поэт оказался во Франции и стал свидетелем революции.  

         Смерть Гоголя настолько впечатлила его, что он написал некролог, из-за которого был отправлен на два года в Спасское. За этот период Тургенев написал свои самые знаковые произведения. 

         В 1863 году Тургенев уезжает за границу. Он продолжает заниматься переводами текстов русских поэтов и писателей. Иван Сергеевич становится популярным как в Европе, так и в России. Последние годы своей жизни он проведет близ Франции. 

Размышляем о прочитанном 

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж? 

         Рассказ меня впечатлил. Мне понравились мальчики, а еще атмосфера всего рассказа. Захотелось оказаться рядом с ними и рассказывать свои истории. 

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев? 

         Тургенев называл их поверьями. Я тоже остановлюсь на этом варианте. 

 3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста. 

         Я не согласен с этим утверждением. Все эти детали не заслоняют целое и главное, а, наоборот, выделяют его, добавляя красочности и реалистичности. Например: “утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…”, “стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье.” и т.д. 

 Творческое задание 

Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Иван Сергеевич Тургенев — мастер пейзажа. Все эти подробные зарисовки передали всю красоту России как нельзя лучше. Нет более точного описания, которое бы кто-либо мог дать кроме наблюдательного Тургенева. 

 Литература и изобразительное искусство 

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа? 

         Мои представления полностью совпали с иллюстрациями к рассказу. Я думаю, что так получилось благодаря описаниям в тексте. Они были настолько точны и правдивы, что полностью совпали с изображениями. 

 Совершенствуйте свою речь 

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым. 

         Тургенев в рассказе “Бежин Луг” использует такие средства художественной выразительности, как:  метафоры, сравнения, эпитеты. Описание природы —  «раннем ясном небе», «утренней заре, не пылающей пожаром», а «разлившейся кротким румянцем», об «узкой и длинной тучке» и «лиловом тумане». Мы видим «облачка, сверкающие змейками» блеск которых подобен «блеску кованого серебра», бесконечно разлившуюся реку с «разбросанные островами» и рукава у которой «ровной синевы».  При описании луга автор говорит о «едва прозрачном сумраке ночи», о увиденной «огромной равнине» Широкая река огибающая равнину, «уходила полукругом» и имела « стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая». Это и холм, который «спускался вдруг почти отвесным обрывом», и у которого «громадные очергалия отделялись» от «от синеватой воздушной пустоты»., и опять река, которая «стояла неподвижным  темным зеркалом», и «дымящиеся два огонька».  

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро? 

         Описания природы показывают не только любовь Тургенева к России. В этом произведении пейзажные зарисовки показывают любовь всего народа, настоящую русскую душу. 

         Когда я прочитал рассказ, то понял, что рассказы, мысли, чувства и эмоции ребятишек зависят от времени суток. Тьма и ночь наполнены жуткими рассказами. В этот период обязательно что-нибудь случалось. А вот рассвет и утро — символ новой жизни, нового хорошего начала. 

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев? 

         Рассказ Кости поразил меня. Именно он связан с временем суток. А также в нем есть тема веры и Бога. Ребята искренне поверили в то, что если бы Гаврила не перекрестился, то русалка бы непременно его утащила. Стоит отметить, что этот рассказ они услышали ночью. Можно предположить, что утром эта же история их бы не так напугала. 

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов. 

         Федя — самый старший из этой компании. Ему около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями. Это характеризует его, как настоящего патриота своей страны, который горячо и всей душой любит природу. 

         Павлу около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно слаженный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. По нему видно, что он не очень боится этих страшилок. Его собственная история самая реальная. Она о затмении солнца. Конец ее  бытовой, а  не магический. Видно, что рассказчику он нравится больше всех.   

         Илюше двенадцать лет. Он обычной внешности, но чтит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего. 

         Косте 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то недостаточно похожа: она базирована на его ужасах. Но ребята в нее охотно верят.  

         Ваня. Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель. 

 Фонохрестоматия 

«Бежин луг» 

1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей? 

         Да, отличается. Интонацией и тембром голоса актер показывает мрачность ночных картин. А утренние пейзажи прочитаны наиболее легко и радостно. 

2. Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света». 

         Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. 

3. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра. 

         Федя мне представился не по годам взрослым и серьезным. Он больше слушает и задает вопросы, чем говорит сам. У Павла сильный голос, ему хочется верить. Илья слушал с напряжением, пряча волосы под головным убором. Костя показался мне печальным. Ваня — любопытный. 

4. Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям, сохраняя характерную для каждого из мальчиков манеру речи. 

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Думаю, что рассказы мальчиков можно назвать поверьями или суевериями. Сам Тургенев называл их поверьями: “— Покойников во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…”

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Я думаю, что детализация и щедрость красок не затемняют главное, а дополняют общую картину, делают ее целостной. Описание природы, внешности мальчиков помогает прочувствовать ту атмосферу, которая царит в их лагере. Даже описание звуков дается автором неслучайно, они создают таинственность и мистичность:

“Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься — и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…”

Творческое задание

Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Из этого произведения можно многое узнать о России, а именно, о природе нашей страны, о бескрайних лугах и дремучих лесах, о жизни простых людей, об их занятиях (рассказ о фабрике, о псаре). Из рассказа мы также узнаем о сельских поверьях, традициях, передающихся из поколения в поколение.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?

Героев рассказа я представляю именно так, а пейзаж немного по-другому. На мой взгляд, у И.Тургенева описание пейзажа очень красочное, сочное, подробной, и художникам очень сложно передать такие колоритные картины природы.

Совершенствуйте свою речь

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

Бежин луг представлял собою огромную равнину. Широкая река огибала её полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье. Холм спускался почти отвесным обрывом; его громадные очертанья отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

Описания природы в этом рассказе помогают нам лучше ощутить ту атмосферу, понять чувства и эмоции мальчиков и автора. Тургенев показывает связь человека с природой, как наступление ночи и темноты меняются мысли мальчиков. Они начинают рассказывать страшные истории, сельские поверья про домовых, русалок, водяных. Наступление ночи ассоциируется с чем-то таинственным, неизведанным, нечистым. Утро и рассвет разгоняют всю тьму и нечисть, свет снова одерживает победу над тьмой, жизнь продолжается, полная ярких красок лета.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

Все рассказы мальчиков связаны с какой-то нечистой силой, с сельскими поверьями. Но они отличаются и трактовкой и содержанием. Самый опытный рассказчик — Илья. Он рассказывает всегда с увлечением и верой. Мне был наиболее интересен рассказ о встречи с домовым на фабрике.

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

В рассказе Тургенева сельские предания рассказывали Илья и Костя.

“Лицо третьего, Илюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши.”

Илюша самый осведомленный мальчик в сельских поверьях. Из его рассказы про домового мы узнаем, что он в свои двенадцать лет с братом работает на фабрике:

“— А он у вас где водится? — спросил Павлуша.

— В старой рольне.

— А разве вы на фабрику ходите?

— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

— Вишь ты — фабричные!..”

Второй рассказчик — Костя, мальчик лет десяти, с задумчивым и печальным взором. “Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно.”

Его рассказ о русалке и Гавриле плотнике грустен, как и он сам. Мы видим, что Костя по-настоящему верит и боится всей этой нечисти, но надеется на Бога:

“Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил-таки на себя крест..”

  1. Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?
  2. Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило­метрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рас­сказов, названных по месту, где происхо­дили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

  3. На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур­генев?
  4. Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, кото­рые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, кото­рый умел составлять русский крестьянин XIX века.

    Читаем в начале рассказа:

    «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;

    «Солнце — не огнистое, не раскален­ное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет­лое и приветно лучезарное…»;

    «Верхний, тонкий край растянутого об­лачка засверкает змейками…»;

    «Но вот опять хлынули играющие лу­чи, — и весело и величаво, словно взле­тая, поднимается могучее светило…».

    Именно с этих строк начинает автор описание своих странствий во время охо­ты. Можно продолжить эти наблюдения.

  5. Попробуйте описать состояние летней приро­ды: утром, днем, вечером.
  6. Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюда­ем за вечером: «К вечеру эти облака ис­чезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розо­выми клубами напротив заходящего солн­ца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над по­темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

    Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна­комых крестьянам примет летней погоды.

  7. Опишите первую встречу охотника с крестьян­скими ребятишками из соседних деревень. Подоб­но автору дайте общую характеристику мальчиков.
  8. «Детские звонкие голоса раздались во­круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя­тишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики вы­ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма­нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго­варивали, их беседа привлекла внимание охотника.

  9. Создайте портрет одного из мальчиков по ва­шему выбору.
  10. Чаще всего ученики выбирают для опи­сания Павлушу как самого смелого и ре­шительного мальчика. Но некоторые де­вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество­вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

    Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

    1. Внешний облик мальчика.
    2. Его роль среди приятелей у костра.
    3. Рассказанные им истории.
    4. Отношение к чужим рассказам.
    5. Представление о характере мальчика.
    6. Отношение автора к этому герою.

    Если вы выбираете для рассказа Павлу­шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все­го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

    В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди­нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

  11. Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.
  12. Когда обсуждают тех мальчиков, кото­рых мы видим у костра, симпатии боль­шинства оказываются на стороне Павлу­ши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари­щей суеверен. Поэтому каждый его рас­сказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читате­лей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и гово­рить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голо­се у него звучала сила».

  13. Тургенев назвал истории, рассказанные маль­чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен­ности рассказов детей?
  14. Россказнями обычно называют недо­стоверные рассказы людей, которые пы­таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас­сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче­ских событиях или деятелях, который пе­редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав­но прошедших событиях. Близкое значе­ние имеет и слово поверье. Слово былин­ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк­лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ­кие им люди.

  15. Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.
  16. Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произош­ло на рольне — крохотной бумажной фаб­рике, на которой работали мальчики. Ос­тавшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домо­вом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услы­шать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестни­це… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. По­том вдруг кто-то «как закашляет, как за­перхает, словно овца какая…».

    В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни­цам, а перепуганные ребята приняли зву­ки, которые слышали, за проделки домо­вого.

    Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко­стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб­раться в причинах самых разных проис­шествий.

  17. Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све­топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество­вание и объясните свой выбор.
  18. Рассказы об одном и том же эпизоде — о   солнечном затмении (светопреставле­нии) — у Павлуши и Ильюши резко отли­чаются друг от друга. Павлуша рассказы­вает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопрестав­ление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же про­исходит. Ильюша же, напротив, полон вос­торга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушате­лей и утверждает, что «придет он (Триш­ка), когда наступят последние времена».

    Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде­лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве­селую усмешку над тем, что пугает дру­гих. Девочки же часто сочувствуют Илью­ше, а некоторые даже склонны сопережи­вать его страхам.

  19. Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?
  20. Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и от­правился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним про­изошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не уто­нул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествова­ние о судьбе героя, который вызвал у ав­тора симпатию, добавлено трагическое за­вершение.

  21. Проследите за приемами, которыми пользу­ется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некра­сивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие ху­дожественные приемы использует автор?
  22. Создавая портрет Павлуши, автор ис­пользует эпитеты и метафоры, которые помогают заметить самые главные досто­инства Павлуши — стремительность и ре­шительность его характера и поступков.

  23. Перескажите близко к тексту фрагмент рас­сказа, где автор дает описание природы.
  24. Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло­гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

    «Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мок­рому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длин­ной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Го­дились сперва алые,| потом красные, золо­тые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта //iEssay.ru

  25. Подготовьте речевые характеристики мальчи­ков из рассказа «Бежин луг».
  26. Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане­рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон­ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи­ком.

    Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко­торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

    Павлуша говорит четко, мыслит логич­но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде­лен чувством юмора, умением видеть ко­мическую сторону событий, которые на­блюдает.

    Ильюша многословен и склонен к по­вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы­тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель­ства правдивости своих рассказов.

    Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу­гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

    Можно сделать вывод, что речевая ха­рактеристика помогает понять характер человека.

  27. Как удается автору показать различное отно­шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от­ношение.
  28. Сначала И. С. Тургенев собирается прос­то познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравил­ся…», а о Косте — он «возбуждал мое лю­бопытство своим задумчивым и печаль­ным взором». Но после первого знакомст­ва автор не раз добавляет попутные уточ­нения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «дет­ский голос Вани».

    Однако самое убедительное доказатель­ство отношения автора к каждому из сво­их героев звучит в описании самих исто­рий, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти исто­рии. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что сим­патии автора на стороне Павлуши.

Тест по рассказу «Бежин луг» Тургенева в вопросах и ответах (викторина)

test-bezhin-lug-turgenev-voprosy-otvety-viktorina
Мальчики.
«Бежин луг».
Художник А. Ф. Пахомов

Рассказ «Бежин луг» входит в состав знаменитого цикла рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева.

В этой статье представлен тест на знание текста рассказа «Бежин луг» в вопросах и ответах (викторина). Правильные ответы смотрите в конце теста.

Смотрите: 
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «Бежин луг»

Тест по рассказу «Бежин луг» Тургенева в вопросах и ответах (викторина)

1. Кто из мальчиков является сыном зажиточного крестьянина?

  1. Костя
  2. Миша
  3. Дима
  4. Федя

2. Какое явление природы мальчики называют «небесным предвиденьем»?

  1. ураган
  2. солнечное затмение
  3. метель
  4. град

3. Что мальчики делают в лесу ночью?

  1. охотятся на зайцев
  2. защищают лес от браконьеров
  3. охраняют ульи с пчелами
  4. стерегут табун лошадей

4. Кто из мальчиков знает больше всех историй о нечистой силе?

  1. Ильюша
  2. Миша
  3. Федя
  4. Сережа

5. Самого старшего мальчика в рассказе зовут:

  1. Миша
  2. Ваня
  3. Костя
  4. Федя

6. Кто из мальчиков погибает при падении с лошади?

  1. Миша
  2. Саша
  3. Павлуша
  4. Ильюша

7. На какой фабрике работают Ильюша и его брат?

  1. на кондитерской фабрике
  2. на бумажной фабрике
  3. на молочной фабрике
  4. на швейной фабрике

8. Однажды на фабрике Ильюша и другие работники якобы слышали, как кашлял/а:

  1. таракан
  2. ведьма
  3. домовой
  4. русалка

9. Сколько всего мальчиков сидит ночью у костра?

  1. три
  2. пять
  3. семь
  4. девять

10. Бежин луг — это место, где:

  1. растут ядовитые травы
  2. мальчики собираются по ночам
  3. расположены ульи с пчелами
  4. жители строят новую школу

11. Когда рассказчик сбивается с пути, он:

  1. спрашивает у мальчиков дорогу и пешком идет домой
  2. берет у мальчиков коня и едет домой
  3. просит одного крестьянина подвезти его
  4. остается с мальчиками у костра до утра

12. Плотник Гаврила якобы увидел в лесу:

  1. русалку на дереве
  2. говорящего волка
  3. красного черта
  4. гигантского комара

13. Крестьянин Ермил ночью якобы встретил это существо:

  1. серебристого коня
  2. красную лисицу
  3. черного змея
  4. белого барашка

14. Как зовут существо, которое якобы «придет… когда наступят последние времена»:

  1. Мишка
  2. Гошка
  3. Тришка
  4. Вошка

15. Мальчик Ваня лежит у костра, накрывшись:

  1. пуховым платком
  2. курткой
  3. рогожей
  4. одеялом

Правильные ответы к тесту

1. ответ (4) Федя

2. ответ (2) солнечное затмение

3. ответ (4) стерегут табун лошадей

5. ответ (4) Федя

7. ответ (2) на бумажной фабрике

8. ответ (3) домовой

9. ответ (2) пять

10. ответ (2) мальчики собираются по ночам

11. ответ (4) остается с мальчиками у костра до утра

12. ответ (1) русалку на дереве

13. ответ (4) белого барашка

14. ответ (3) Тришка
15. ответ (3) рогожей

Это был тест на знание текста рассказа «Бежин луг» в вопросах и ответах (викторина по произведению).

Смотрите: 
— Описание всех мальчиков в таблице
— Все материалы по рассказу «Бежин луг»

  • Отбившийся от команды как пишется
  • Ответственность за свои слова сочинение
  • Отбивать мяч как пишется
  • Ответственность за свои поступки сочинение мастер и маргарита
  • Отберут как пишется отберут или