Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 72-73
Д. Фонвизин «Недоросль»
Размышляем о прочитанном
1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении этого действия?
Эта сцена сразу даёт понять зрителю, кто из героев главный, кто властвует в доме, кто диктует остальным свою волю.
Простакова недовольна Тришкой, котоырй сшил узкий кафтан. Она ругает крепостного, а тот оправдывается тем, что не учился на портного. Тришка прав, но Простакова не слышит его.
Мы знакомимся с мужем и сыном Простаковой. Первый — оболтус-недоросль, второй — рохля, не разбирающий «что широко, что узко». Не лучше и брат Простаковой, про которого автор метко сказал: «Скотинин».
Из сна Митрофанушки мы узнаём, что Простакова часто бъёт мужа, но все жалеют не Простакова, а госпожу, которая устаёт. Такое извращённое восприятие рисует нам семью, в которой в порядке вещей унижение ближнего и нет речи об уважении и любви.
2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвёртого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм) пользуется автор для этой характеристики? Про экзамен Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Всё в доме подчинено одному человеку — Простаковой. Она решает кто и что делает в имении.
Простакова любит сына, который для неё остаётся ребёнком. Поэтому Митрофанушка такой избалованный и меланхоличный. Он единственный может противиться воле матери.
Простакова тиранит мужа и слуг, пытается навязать свою волю Софье. Отношения между людьми строятся на насилии, тирании, но не на любви и взаимоуважении.
В 8 явлении описан экзамен Митрофанушки, устроенный Стародумом. Автор использует юмор и сарказм, чтобы показать невежество Митрофанушки, у которого дверь прилагательное, который не знает ни географии, ни истории.
И если Стародум выступает на стороне просвящения, вопросами показывая свои знания и ум, то Простакова ратует за невежество. В самом деле, зачем знать географию, если есть извозчик? А Митрофанушка считает, что к нему «пристали с ножом к горлу», а сам понять не может, о чём его спрашивают.
3. В комедии её персонажи характеризуют себя так: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда написана комедия «Недоросль»?
Такими характеристиками герои подчёркивают своё униженное, подчинённое положение. Дают понять зрителю, у кого реальная власть в доме.
Здесь просматривается ассоциация с императрицей Екатериной II. Комедия была написана в 1783 году, в это же время правила Екатерина, женщина властная и не терпящая инакомыслия. Впрочем, в отличии от Простаковой, Екатерина II сама была умной женщиной и понимала значение образования для державы.
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии (Угнетать рабством себе подобных — беззаконно)?
Отрицательные персонажи крнфликтуют не только с положительными, но и между собой. Причина их конфликта — Софья, которая неожиданно оказывается богатой наследницей. Из-за этого в третьем действии Скотинин и Простакова дерутся между собой.
Но кульминация конфликта приходится на тот момент, когда Стародум объявляет, что уже нашёл жениха для племянницы. Простакова пытается показать лицом Митрофанушку, а когда это не удаётся, решает похитить Софью. Но развязка наступает быстро, заставляя Простакову каяться, а Митрофанушку — идти в армию.
И вот имение Простаковой переходит под опеку «за бесчеловечие и слабомыслие». Этим автор утверждает свою мысль о том, что угнетать других незаконно.
5. Кто из действующих лиц, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему? Дайте развёрнутый аргументированный ответ на этот вопрос.
Мне больше всего понравился Митрофан. Этот герой особенно удался автору. Он ленивый, апатичный, его ничего не интересует. Он не хочет учиться, но хочет жениться. Он не имеет собственного мнения, во всём полагаясь на мать.
Мне Митрофан напоминает некоторых моих знакомых, которые тоже ничего не хотят делать, но мечтают о богатстве. Это очень актуальный в наши дни типаж.
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Главная трудность в том, что комедия написана очень давно и рассказывает о прошлом. Нелегко понять, что интересует её героев, почему они поступают именно так.
Но «Недоросль» остаётся интересным читателю и в наши дни. Прежде всего самой фигурой Митрофана — мажора, который верит в свою исключительность. Он сурово наказан в комедии, как и его мать, но понял ли герой, что надо учиться, если хочешь чего-то достичь в жизни самостоятельно?
Вопросы по содержанию комедии с ответами
Скачать:
Предварительный просмотр:
9 класс
Литература
При изучении определённого действия комедии даётся литературный диктант по ней в письменной форме. Это всего 5 вопросов на знание содержания текста; за 5 правильных ответов — оценка «5», за «4» — оценка -4 и т.д. В журнал ставится общая оценка за всю комедию. Если ученик не справился с вопросами, т.е. получил оценку «2 или «1», то у него есть возможность пересдать после уроков с использованием текста, в котором он может найти ответ на этот или аналогичный вопрос и записать его полностью. 1 действие
1 Кто кого бил во сне Митрофана? Мать била отца.
2 О чём мечтает брат Простаковой Скотинин? Скотинин мечтает жениться на Софье.
3 Кто учителя Митрофана и чему они его учили? Кутейкин учил грамоте, Цыфиркин – математике, Вральман — иностранному языку.
4 Какую обновку Митрофана обсуждают все в доме Простаковых? Кафтан.
5 Какие две новости узнала Простакова? Дядя Софьи жив и скопил ей приданое 10 000, в деревню пришли солдаты.2 действие
1 Зачем Правдин приехал в имение Простаковых? Наказать здесь грубость и злобу в лице Простаковой.
2 На что мечтает истратить деньги Софьи Скотинин? Скотинин хочет купить свиней.
3 Какое отношение имеет к Софье Милон? Милон – жених Софьи.
4 Что за событие произошло между Митрофаном и его дядей Скотининым? Митрофан и Скотинин разодрались.
5 За что Простакова ругала и обзывала няню Митрофана Еремееевну? Еремеевна не защитила Митрофана в драке со Скотининым.3 действие
1 Где Стародум заработал деньги? В Сибири.
2 Какое решение принял Стародум насчёт Софьи? Стародум решил увезти Софью в Москву и выдать замуж.
3 Сколько лет Митрофану? 15 лет.
4 О чём мечтает больше всего Митрофан? Митрофан хочет жениться.
5 Про что решает задачки Митрофан? О находке 300 рублей и о прибавке жалования учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Евгений Онегин» Вопросы на знание текста.
Роман А. С. Пушкина » Евгений Онегин» не случайно называют » энциклопедией русской жизни», но далеко не всем ученикам понятны многие слова, в данном материале даются объяснен…
- Мне нравится
Митрофанушка. Иллюстрация Н. И. Калиты |
В этой статье представлен тест по комедии «Недоросль» Фонвизина в вопросах и ответах на знание текста. Тест также можно использовать для проведения викторины по пьесе.
Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Тест по комедии «Недоросль»
1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе?
- 10
- 15
- 18
- 21
- Правдина
- Зверева
- Волкова
- Скотинина
3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой домашним обучением?
- один
- два
- три
- четыре
4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума?
- Тришка
- Кутейкин
- Скотинин
- Вральман
5. Кто из героев особенно любит свиней?
- Тришка
- Скотинин
- Госпожа Простакова
- Простаков
6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе?
- Стародум
- Милон
- Правдин
- Простаков
7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?
- Скотинин
- Милон
- Митрофанушка
- Простаков
8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке?
- немецкий
- японский
- французский
- итальянский
- Денис
- Тарас
- Александр
- Григорий
10. Как зовут крепостного крестьянина — портного Простаковых?
- Тришка
- Петрушка
- Сашка
- Мишка
11. Откуда Стародум приезжает к Простаковым?
- Из Франции
- Из Сибири
- Из Китая
- Из Пруссии
12. Накануне ночью Митрофан съел много:
- картошки
- варенья
- пирогов
- котлет
13. Каким рукоделием госпожа Простакова занимается в одном из эпизодов?
- шьет рубашку
- вяжет кошелек
- плетет корзинку
- разрисовывает вазу
14. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин?
- арифметике
- химии
- итальянскому языку
- грамоте
- Григорий
- Терентий
- Василий
- Петр
16. Как зовут няню Митрофана?
- Петровна
- Власьевна
- Еремеевна
- Ивановна
17. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых?
- Правдин
- Стародум
- Милон
- Вральман
18. Куда в конце пьесы забирают Митрофана?
- На бал
- На службу
- На свадьбу
- В театр
19. Кто из героев является дядей Софьи?
- Простаков
- Правдин
- Скотинин
- Стародум
20. Портной Простаковых «плохо сшил» для Митрофана:
- Жилет
- Кафтан
- Панталоны
- Рубашку
Ответы на вопросы теста по комедии «Недоросль»
- (2): 15 лет
- (4): Скотинина
- (3): три
- (4): Вральман
- (2): Скотинин
- (1): Стародум
- (2): Милон
- (3): французский
- (2): Тарас
- (1): Тришка
- (2): из Сибири
- (3): пирогов
- (2): кошелек
- (4): грамоте
- (2): Терентий
- (3): Еремеевна
- (3): Милон
- (2): на службу
- (4): Стародум
- (2): кафтан
I вариант.
1. Какой жанр у данного произведения?
а) роман
б) трагедия
в) комедия+
г) драма
2. Отметьте, кто именовался недорослем во времена Фонвизина?
а) подросток 15-17 лет
б) главный герой комедии
в) ленивый, ограниченный, невежественный человек
г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться+
3. Сколько лет Митрофанушке?
а) 14 лет
б) 15 лет+
в) 16 лет
г) 18 лет
4. В чем схожи мать и Митрофанушка?
а) мудрость, доброта
б) грубость, невежество+
в) уважение к другим
г) любовь к близким
5. Где происходит действие в произведении Д. Фонвизина «Недоросль»?
а) в имении Скотинина
б) в имении Стародума
в) в деревне Простаковой+
г) в деревне Софьи
6. Из-за чего Митрофану шьют новый кафтан?
а) в честь дня рождения Простаковой
б) к свадьбе
в) к «дядину сговору» +
г) к именинам Митрофана
7. Как зовут помещика Скотинина?
а) Трифон
б) Тихон
в) Тарас +
г) Тимофей
8. Кто из героев сказал: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
а) Скотинин
б) Митрофан+
в) Милон
г) Правдин
9. Кутейкин обучает Митрофанушку:
а) арифметике
б) истории
в) грамоте+
г) географии
10. Кто по происхождению Вральман?
а) итальянец
б) немец +
в) француз
г) англичанин
11. Кто из учителей отказался от денежного вознаграждения за обучение Митрофана в финале произведения?
а) Вральман
б) Цыфиркин+
в) Кутейкин
12. По какой причине Простакова захотела женить Митрофана на Софье?
а) Простакова полюбила Софью как дочь и хотела, чтобы девушка вошла в их семью.
б) Софья собирается поступать в университет, а госпожа Простакова не хочет её отпускать.
в) Софья стала наследницей большого состояния. +
г) Простакова передумала отдавать Софью замуж за грубого Скотинина, так как переживала за её судьбу.
5) Софья – племянница Стародума, поэтому для госпожи Простаковой большая честь породниться с таким знатным, честным и благородным человеком.
13. Кто становится женихом Софьи?
а) Скотинин
б) Правдин
в) Милон+
г) Митрофан
14. Куда в финале пьесы забирают Митрофана?
а) в университет
б) на свадьбу
в) на службу+
г) в деревню Скотинина
15. Кто сказал финальные слова: «Вот злонравия достойные плоды!»
а) Простакову
б) Правдину
в) Митрофану
г) Стародуму+
15. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
а) реализм
в) сентиментализм
б) классицизм +
г) романтизм
16. Данную традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии:
а) теория «триединства»
в) любовная интрига
б) «говорящие» фамилии
г) односторонность характеристики героев+
17. Выберите тот социальный тип, который не представлен в комедии:
а) дворянские интеллигенты
в) столичные вельможи +
б) провинциальные помещики
г) крепостные крестьяне
18. Стародум уехал:
а) в Сибирь +
б) в Питер
в) в Москву
г) в Горький
19. Определите, кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы…»?
а) Пушкин +
б) Гоголь
в) Баратынский
г) Державин
20. Выберите, где происходит действие в комедии «Недоросль»:
а) в деревне
б) в городе +
в) в горах
г) в лесу
II вариант.
1. Какова тема комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
а) воспитания и образования +
в) любовная
б) обличения невежества +
г) борьба с самодержавием
2. Выберите того, кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил:
а) Вральман
в) Кутейкин
б) Цыфиркин
г) Простакова+
3. Определите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…
а) неповоротливый лентяй
б) безвредный невежа и обжора
в) жестокий, неблагодарный и бездушный невежда +
г) молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться
4. Отметьте НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль» — это первая социально – политическая комедия, в которой…
а) автор высмеял систему дворянского воспитания и образования
б) показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»
в) главная идея – необходимость воспитания души
г) автор призывает к отмене крепостного права.+
5. Выберите героя, который излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством. Именно это Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков:
а) Стародум +
в) Милон
б) Простаков
г) Правдин
6. Соотнесите персонажей и афоризмы, которые они произнесли:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться»
2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»
3. «Между свиньями я сам всех умнее»
4. «Тиранствовать никто не волен»
5. «При твоих глазах мои ничего не видят»
6. «Вот злонравия достойные плоды!»
а) Правдин
б) Стародум
в) Простакова
г) Митрофан
д. Скотинин
е. Простаков
Ответ: 1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-б.
7. Недорослем называется (во время Фонвизина):
а) главный герой комедии
б) подросток 15-17 лет
в) ленивый, ограниченный, невежественный человек
г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.+
8. Определите, кто учил Митрофана математике:
а) Стародум
б) Цыфиркин +
в) Вральман
г) Кутейкин
9. Вспомните, как обзывает госпожа Простакова Тришку:
а) дурень
б) растяпа
в) лентяй
г) скот+
10. Брат Простаковой:
а) Стародум
б) Милон
в) Правдин
г) Скотинин+
11. Митрофан уважал:
а) голубей +
б) сорок
в) грачей
г) воробьёв
12. Стародум уехал:
а) в Сибирь +
б) в Питер
в) в Москву
г) в Горький
13. Чьи слова: «Начинаются чины — перестаёт искренность»?
а) Простакова
б) Правдина
в) Стародума +
г) Скотинина
14. Выберите, кому служил отец Стародума:
а) Екатерине
б) Александру
в) Николаю
г) Петру+
15. Определите, какого писателя читала книгу Софья:
а) русского
б) английского
в) немецкого
г) французского+
16. Сколько лет было Митрофанушке на момент событий в пьесе?
а) 14
б) 15 +
в) 16
г) 17
17. Фамилия Простаковой в девичестве:
а) Правдина
б) Зверева
в) Волкова
г) Скотинина+
18. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой?
а) один
б) два
в) три +
г) четыре
19. Вспомните, кто из героев когда-то служил кучером Стародума?
а) Тришка
б) Кутейкин
в) Скотинин
г) Вральман
20. Какой герой любит свиней?
а) Тришка
б) Скотинин +
в) Госпожа Простакова
г) Простаков
- Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?
- Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?
- В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?
- Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?
- В чем проявился реализм комедии?
- В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
- Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
- Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).
- Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?
- Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?
- Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
- С какой целью в имении Простаковой находится Правдин? Что можно сказать о его общественных взглядах?
- Какие у Правдина есть основания надеяться положить конец бесчинствам Простаковой? Кто поможет ему осуществить замысел?
- Какая фраза выражает отношение самого Фонвизина к Правдину и характеру его службы?
- Какие общественно-политические и нравственные проблемы обсуждаются в диалогах Стародума и Правдина?
- Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Стародум?
- О каком времени вспоминает Стародум и почему? Что привлекает его в прошлом?
- Как относится Стародум к современному ему обществу?
- Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в известных вам произведениях.
- С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
- Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глупость или наглость?
- Почему Митрофан отталкивает мать и покорно ведет себя с Правдиным?
- Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
- Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пьесы? Аргументируйте свое мнение.
- Можно ли назвать «Недоросль» высокой комедией и если да, то почему?
- Назовите сюжетные линии пьесы.
- В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?
- Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
- Какие сцены и лица не имеют прямого отношения к развитию сюжета, но связаны с проблематикой комедии? Какова их роль?
- Выпишите из текста комедии пословицы, поговорки и афоризмы, раскройте их роль в характеристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких выражений в речь персонажей?
Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.
Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.
Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.
Правдин — чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просветительской идеологии времен Екатерины II. Он заявляет, что исполняет свои обязанности по убеждению, «по подвигу собственного сердца». Объезжая имения, он собирает факты жестокого обращения помещиков с крепостными и имеет возможность по своему служебному положению прекратить произвол в имении Простаковой, взяв управление имением под опеку. Прожив три дня в доме Простаковых, Правдин в разговоре с Милоном называет помещика дураком бессчетным, а жену его презлой фурией, «которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
Правдин надеется осуществить это доброе дело, пользуясь полномочиями, данными ему наместником, который по образу мыслей своих «с… ревностию помогает… страждущему человечеству», исполняя тем самым «человеколюбивые виды высшей власти». Интересна ссылка Правдина на Учреждение, создающее образ такого благонамеренного наместника. Именно к нему обращается Правдин за разрешением взять имения под опеку. Исторически действия Правдина, правительственного чиновника, выполнявшего волю «высшей власти», не имели подтверждения в русской действительности той поры. Они отражали лишь настроения, чаяния известной части просвещенного дворянства, в том числе и автора комедии, и воспринимались как предложения правительству возможного способа регулирования отношений между помещиками и крестьянами. Поэтому образ Правдина имеет не реальный, а условный, идеальный характер.
Это слова Милона: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».
Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-политических и нравственных проблем, дискутируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служение государству, истинные и мнимые заслуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.
Как во многих драматических произведениях, Стародум наделен условным именем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого времени, времени петровских преобразований России, откуда он с молодости почерпнул свои взгляды, убеждения и нравственные правила.
Характерными признаками того времени, по мнению Стародума, было почитание человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дворе Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь».
К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в пользу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворцами карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он говорит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопоставляет искаженные представления о жизненных ценностях в современной ему действительности.
Комедия Фонвизина продолжает просветительские традиции русских классицистов Ломоносова и Державина. Утверждение роли сильного государства в благополучии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преобразованиям Петра I, стремление к бескорыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение законов, резкая критика тирании, мздоимства мы находим в переложении Державиным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.
Не понимая значения образования и будучи полной «невеждой без души», Простакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает достаточное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не проживешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Простаковой страдает, что дитя может измучиться от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придравшись к какой-либо неугодной фразе учителя. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.
Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки ненависть к образованию и образованным людям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их развития. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сообразителен в житейском плане: предпочитает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.
У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привязанностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакающая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она теряет власть над людьми, она теряет и ценность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия достойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой собственного сына.
Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почувствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ослушаться.
Тема воспитания является одной из основных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения никогда не оставляла Фонвизина как писателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу жениться», но и показать трагические последствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без души», жестокий крепостник, деспот, относящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».
Несомненно, «Недоросль» — классицистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудавшимся сватовством Митрофана и Скотинина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экзамена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персонажей сочетается с обличительной сатирой.
В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности гражданина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.
Внешне комедия строится на традиционном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблюдены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы героев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, знакомые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родственница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время происходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывается в одни сутки и составляет заключительный этап сюжета. Простакова решает выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невеста для ее сына. Завязка наступает с получением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследницей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и братом.
Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митрофаном. От весьма драматического завершения «сватовства» Софью спасает вмешательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминационная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее имение взято в опеку.
Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка похищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и деревень Простаковой в опеку — узловые сцены сюжетной линии комедии. Материал с сайта //iEssay.ru
Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась взаимоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых определялась Стародумом и Простаковой; вторая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В событиях этой развязки раскрывались общественные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная направленность комедии в целом.
Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски настроенного дворянства и жестоких помещиков-крепостников по проблемам отношения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию гражданина отечества.
Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определенные сюжетные функции.
Комические сцены: примерка Митрофаном нового платья и обсуждение Тришкиной работы, уроки Митрофана, ссора сестры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они создают представление о бытовой, повседневной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемейных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходящего на сцене.
Диалоги положительных героев о просвещенном монархе, о достоинстве дворянина, браке и семье, о воспитании молодых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной программы Фонвизина.
Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).
Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).
Нашел деньги, ни с кем не делись (Простакова).
Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).
Ни за что, ни про что (Митрофан).
Повинную голову меч не сечет (Простакова, оправдываясь перед Стародумом).
По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день (Еремеевна).
У нас российская пословица: «Собака лает, а ветер носит» (Цифиркин).
Себе на уме (Простакова).
Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).
Здесь выписана часть пословиц, поговорок и афоризмов, которые п
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1.Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
В сцене с портным Тришкой наиболее наглядно раскрываются порядки, заведенные в доме семьи Простаковых, и отношения между членами семьи, с прислугой и с гостями.
Так как Тришка – человек крепостной, то его никто не остерегается, не стесняется, и действующие лица ведут себя естественно, непринужденно, так, как привыкли.
Из I действия нам становится известно, что в доме всеми и всем руководит помещица г-жа Простакова, женщина вздорная, своенравная и властная. Она заставляет шить кафтан самоучку Тришку, вместо того, чтобы заказать его у профессионального портного. Простаковой подчиняются все: муж, брат, прислуга. Она очень любит сына, при этом сильно избаловала его.
2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т. д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Все люди в доме Простаковой боятся свою хозяйку и стремятся ей во всем угождать, иначе за ослушание они могут получить оскорбление, а то и побои. Ее муж не имеет собственного мнения в семье, он боится жене перечить. Не боится Простакову лишь сын Митрофан. Он использует ее материнскую любовь в своих целях, для выполнения различных его прихотей.
И семейство, и прислуга в доме Простаковых – люди безграмотные и недалекого ума. Эти их стороны особенно наглядно раскрываются в сцене экзамена Митрофанушки. Он дает неверные ответы, выглядит абсолютным неучем и невежей, а Простакова гордится сыном, считает его умным и приспособленным к жизни. Она уверена в ненужности образования, что главное – иметь много денег.
Я соглашусь с тем, что в сцене экзамена происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Простакова считает, что образование богатым людям ни к чему и самоуверенно гордится этим, а Правдин и Стародум смеются над ней.
Для характеристики своих персонажей автор использует преимущественно сатиру, сарказм, иронию.
3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Персонажи так характеризуют себя, потому что чувствуют абсолютную власть госпожи Простаковой над собой. Так у них заведено, что именно она является в доме главной, и все домочадцы подчиняются ее требованиям и пожеланиям. Женщина, а не мужчина руководит жизнью поместья, судьбами крестьян и членов своей семьи.
Эта особенность госпожи Простаковой обусловлена временем написания пьесы и жизни Дениса Фонвизина. Автор показал полноправной хозяйкой женщину, связывая это с правлением в те годы в России Екатерины Великой. Фонвизин считает, что императрица может пресечь незаконные деяния помещиков, коррупцию чиновников и навести порядок в государстве.
4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Конфликт между отрицательными и положительными персонажами комедии развивается постепенно и достигает кульминационного момента в эпизоде похищения Софьи. Развязка конфликта – приказ, полученный Правдиным, о лишении госпожи Простаковой права управления собственным имением. Основанием для этого приказа явились деспотичная власть помещицы, ее жестокое обращение с крепостными, угроза нанесения ею общественного вреда.
5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
Я считаю, что более живыми и яркими в пьесе представлены отрицательные персонажи. Именно на них автор обращает особое внимание, мастерски рисует их образы, в сатирической манере раскрывает пороки и недостатки. Например, очень выразительно и всесторонне характеризуется госпожа Простакова.
Образы же положительных героев прорисованы не так полно и четко, они более степенны и выдержаны. В основном, эти персонажи выражают в комедии авторскую точку зрения.
6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Трудностями при чтении комедии можно назвать устаревшие речевые обороты, смысл которых сложно понять. Также могут вызывать затруднения некоторые размышления Правдина или Стародума об общественных проблемах, существовавших в эпоху Фонвизина и его современников.
Сегодня же комедия Фонвизина интересна и актуальна проблемами воспитания, образования и жизненной позицией некоторых молодых людей, которые наплевательски относятся к знаниям и считают, что лучше выгодно жениться. Выгоду они ищут по жизни во всем и ради нее готовы на многое.
Также в современном обществе тоже можно встретить невежественных, глупых и алчных людей, таких, как Простаковы, которыми движет лишь жажда денег и неограниченной власти.
В чем заключались основные правила, законы классицизма?
1) Простота и ясность изложения;
2) точность выражения мыслей;
3).порядок в композиционном строении произведений;
4) противопоставление идеальной возвышенной жизни и жизни невежественной;
5) разделение жанров на высокие и низкие;
6) единство места, времени и действия (для драмы).
2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает пли преобразует?
В основном Фонвизин следует правилам и принципам классицизма в «Недоросле», но есть и некие отклонения. Например, в 5 действии нарушается единство действия в решениях героев Стародума и Правдина в отношении наказания Простаковой. Также при противопоставлении образцового мира и невежественного, отрицательные персонажи показаны более ярко и реалистично, нежели положительные.
3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского:
Да, я согласна с высказыванием П.А. Вяземского.
4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?
Потому что писатель хотел во всей красе показать самые злободневные пороки и недостатки общества, которыми наделены именно отрицательные герои. Поэтому их образы прописаны им более четко и реалистично.
5. Прокомментируйте мнение русского историка В. О. Ключевского из его размышления «Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы).
Я считаю, что Ключевской в своем размышлении прав. На первый взгляд, комедия «Недоросль смешная пьеса, но она заставляет серьезно задуматься о многом. То, что кажется на сцене комичным, при встрече в жизни может оказаться страшным, неприятным и даже трагическим. Хотели бы мы встретиться с кем-нибудь из отрицательных персонажей пьесы «Недоросль», например, с Митрофаном или с Простаковой в жизни? Я думаю, что, конечно, нет. Но от этого никто не застрахован. И потому при выходе из театра после просмотра на сцене «Недоросля» невольно возникают чувство тревоги и грустные философские размышления.
6. По каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям (единство времени, места…) ?
Низкий стиль, простота и ясность изложения, противопоставление эталонной жизни и жизни невежественной, единство времени, места, действия.
В чем разница между суждениями Вяземского и Ключевского, и кто из них, по вашему мнению, более прав?
Я думаю, что особой разницы в размышлениях Вяземского и Ключевского нет. Каждый из них в своих рассуждениях по-своему прав. Просто Вяземский касался непосредственно самой пьесы Фонвизина «Недоросль», а Ключевской развивает эту тему более глубоко и абстрактно.
Совершенствуем свою речь
Мошенник – человек, обманывающий других, иными словами, жулик.
Кафтан – верхняя одежда мужчин.
Потакать – значит, поощрять чьи-то сомнительные или предосудительные действия.
Сговор – тайное соглашение, заговор.
Прогневалась – рассердилась, разозлилась, вышла ил себя.
Шальной – безумный, потерявший разум; по отношению к ветру – сильный, порывистый.
Порезвись – побегай, повеселись,
Сиротка – человек, потерявший родителей.
Надзирать – контролировать, следить, наблюдать.
Хлопотать – активно заниматься чем-либо, работать, суетиться.
Оброк – повинность зависимых крестьян в старину на Руси, заключающаяся в выплате дани своему барину.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).