Ответы на вопросы к рассказу недоросль

Ответы на вопросы учебника «Литература» 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 72-73

Д. Фонвизин «Недоросль»

Размышляем о прочитанном

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении этого действия?

Эта сцена сразу даёт понять зрителю, кто из героев главный, кто властвует в доме, кто диктует остальным свою волю.

Простакова недовольна Тришкой, котоырй сшил узкий кафтан. Она ругает крепостного, а тот оправдывается тем, что не учился на портного. Тришка прав, но Простакова не слышит его.

Мы знакомимся с мужем и сыном Простаковой. Первый — оболтус-недоросль, второй — рохля, не разбирающий «что широко, что узко». Не лучше и брат Простаковой, про которого автор метко сказал: «Скотинин».

Из сна Митрофанушки мы узнаём, что Простакова часто бъёт мужа, но все жалеют не Простакова, а госпожу, которая устаёт. Такое извращённое восприятие рисует нам семью, в которой в порядке вещей унижение ближнего и нет речи об уважении и любви.

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвёртого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм) пользуется автор для этой характеристики? Про экзамен Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

Всё в доме подчинено одному человеку — Простаковой. Она решает кто и что делает в имении.

Простакова любит сына, который для неё остаётся ребёнком. Поэтому Митрофанушка такой избалованный и меланхоличный. Он единственный может противиться воле матери.

Простакова тиранит мужа и слуг, пытается навязать свою волю Софье. Отношения между людьми строятся на насилии, тирании, но не на любви и взаимоуважении.

В 8 явлении описан экзамен Митрофанушки, устроенный Стародумом. Автор использует юмор и сарказм, чтобы показать невежество Митрофанушки, у которого дверь прилагательное, который не знает ни географии, ни истории.

И если Стародум выступает на стороне просвящения, вопросами показывая свои знания и ум, то Простакова ратует за невежество. В самом деле, зачем знать географию, если есть извозчик? А Митрофанушка считает, что к нему «пристали с ножом к горлу», а сам понять не может, о чём его спрашивают.

3. В комедии её персонажи характеризуют себя так: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда написана комедия «Недоросль»?

Такими характеристиками герои подчёркивают своё униженное, подчинённое положение. Дают понять зрителю, у кого реальная власть в доме.

Здесь просматривается ассоциация с императрицей Екатериной II. Комедия была написана в 1783 году, в это же время правила Екатерина, женщина властная и не терпящая инакомыслия. Впрочем, в отличии от Простаковой, Екатерина II сама была умной женщиной и понимала значение образования для державы.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии (Угнетать рабством себе подобных — беззаконно)?

Отрицательные персонажи крнфликтуют не только с положительными, но и между собой. Причина их конфликта — Софья, которая неожиданно оказывается богатой наследницей. Из-за этого в третьем действии Скотинин и Простакова дерутся между собой.

Но кульминация конфликта приходится на тот момент, когда Стародум объявляет, что уже нашёл жениха для племянницы. Простакова пытается показать лицом Митрофанушку, а когда это не удаётся, решает похитить Софью. Но развязка наступает быстро, заставляя Простакову каяться, а Митрофанушку — идти в армию.

И вот имение Простаковой переходит под опеку «за бесчеловечие и слабомыслие». Этим автор утверждает свою мысль о том, что угнетать других незаконно.

5. Кто из действующих лиц, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему? Дайте развёрнутый аргументированный ответ на этот вопрос.

Мне больше всего понравился Митрофан. Этот герой особенно удался автору. Он ленивый, апатичный, его ничего не интересует. Он не хочет учиться, но хочет жениться. Он не имеет собственного мнения, во всём полагаясь на мать.

Мне Митрофан напоминает некоторых моих знакомых, которые тоже ничего не хотят делать, но мечтают о богатстве. Это очень актуальный в наши дни типаж.

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?

Главная трудность в том, что комедия написана очень давно и рассказывает о прошлом. Нелегко понять, что интересует её героев, почему они поступают именно так.

Но «Недоросль» остаётся интересным читателю и в наши дни. Прежде всего самой фигурой Митрофана — мажора, который верит в свою исключительность. Он сурово наказан в комедии, как и его мать, но понял ли герой, что надо учиться, если хочешь чего-то достичь в жизни самостоятельно?

Фонвизин "Недоросль"

Челмодеева Надежда Александровна

Вопросы  по содержанию комедии с ответами

Скачать:

Предварительный просмотр:

9 класс
Литература

При изучении определённого действия комедии даётся литературный  диктант по ней в письменной форме. Это  всего 5 вопросов на  знание содержания  текста; за 5 правильных  ответов  — оценка «5», за «4» — оценка -4 и т.д. В журнал ставится общая оценка  за всю комедию. Если  ученик  не справился с вопросами, т.е. получил  оценку «2 или «1», то у  него есть возможность пересдать после уроков с использованием  текста, в котором  он может найти  ответ на этот  или  аналогичный вопрос и записать его полностью.  1 действие
1 Кто кого бил во сне Митрофана? Мать била отца.
2 О чём мечтает брат Простаковой Скотинин? Скотинин мечтает жениться на Софье.
3 Кто учителя Митрофана и чему они его учили? Кутейкин учил грамоте, Цыфиркин – математике, Вральман — иностранному языку.
4 Какую обновку Митрофана обсуждают все в доме Простаковых? Кафтан.
5 Какие две новости узнала Простакова? Дядя Софьи жив и скопил ей приданое 10 000, в деревню пришли солдаты.2 действие
1 Зачем Правдин приехал в имение Простаковых? Наказать здесь грубость и злобу в лице Простаковой.
2 На что мечтает истратить деньги Софьи Скотинин? Скотинин хочет купить свиней.
3 Какое отношение имеет к Софье Милон? Милон – жених Софьи.
4 Что за событие произошло между Митрофаном и его дядей Скотининым? Митрофан и Скотинин разодрались.
5 За что Простакова ругала и обзывала няню Митрофана Еремееевну? Еремеевна не защитила Митрофана в драке со Скотининым.3 действие
1 Где Стародум заработал деньги? В Сибири.
2 Какое решение принял Стародум насчёт Софьи? Стародум решил увезти Софью в Москву и выдать замуж.
3 Сколько лет Митрофану? 15 лет.
4 О чём мечтает больше всего Митрофан? Митрофан хочет жениться.
5 Про что решает задачки Митрофан? О находке 300 рублей и о прибавке жалования учителю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Евгений Онегин» Вопросы на знание текста.

Роман  А. С. Пушкина » Евгений Онегин» не случайно называют » энциклопедией русской жизни», но далеко не всем ученикам понятны многие слова, в данном материале даются объяснен…

  • Мне нравится 

 

Митрофанушка в комедии "Недоросль"
Митрофанушка.
Иллюстрация
Н. И. Калиты

В этой статье представлен тест по комедии «Недоросль» Фонвизина в вопросах и ответах на знание текста. Тест также можно использовать для проведения викторины по пьесе.

Правильные ответы на вопросы смотрите в конце теста.

Смотрите: 
Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»

Тест по комедии «Недоросль» 

1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе?

  1. 10
  2. 15
  3. 18
  4. 21
  1. Правдина
  2. Зверева
  3. Волкова
  4. Скотинина

3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой домашним обучением?

  1. один
  2. два
  3. три
  4. четыре

4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума?

  1. Тришка
  2. Кутейкин
  3. Скотинин
  4. Вральман

5. Кто из героев особенно любит свиней?

  1. Тришка
  2. Скотинин
  3. Госпожа Простакова
  4. Простаков

6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе?

  1. Стародум
  2. Милон
  3. Правдин
  4. Простаков

7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?

  1. Скотинин
  2. Милон
  3. Митрофанушка
  4. Простаков

8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке?

  1. немецкий
  2. японский
  3. французский
  4. итальянский
  1. Денис
  2. Тарас
  3. Александр
  4. Григорий

10. Как зовут крепостного крестьянина — портного Простаковых?

  1. Тришка
  2. Петрушка
  3. Сашка
  4. Мишка

11. Откуда Стародум приезжает к Простаковым?

  1. Из Франции
  2. Из Сибири
  3. Из Китая
  4. Из Пруссии

12. Накануне ночью Митрофан съел много:

  1. картошки
  2. варенья
  3. пирогов
  4. котлет

13. Каким рукоделием госпожа Простакова занимается в одном из эпизодов?

  1. шьет рубашку
  2. вяжет кошелек
  3. плетет корзинку
  4. разрисовывает вазу

14. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин?

  1. арифметике
  2. химии
  3. итальянскому языку
  4. грамоте
  1. Григорий
  2. Терентий
  3. Василий
  4. Петр

16. Как зовут няню Митрофана?

  1. Петровна
  2. Власьевна
  3. Еремеевна
  4. Ивановна

17. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых?

  1. Правдин
  2. Стародум
  3. Милон
  4. Вральман

18. Куда в конце пьесы забирают Митрофана?

  1. На бал
  2. На службу
  3. На свадьбу
  4. В театр

19. Кто из героев является дядей Софьи?

  1. Простаков
  2. Правдин
  3. Скотинин
  4. Стародум

20. Портной Простаковых «плохо сшил» для Митрофана:

  1. Жилет
  2. Кафтан
  3. Панталоны
  4. Рубашку

Ответы на вопросы теста по комедии «Недоросль»

  1. (2): 15 лет
  2. (4): Скотинина
  3. (3): три
  4. (4): Вральман
  5. (2): Скотинин
  6. (1): Стародум
  7. (2): Милон
  8. (3): французский
  9. (2): Тарас
  10. (1): Тришка
  11. (2): из Сибири
  12. (3): пирогов
  13. (2): кошелек
  14. (4): грамоте
  15. (2): Терентий
  16. (3): Еремеевна
  17. (3): Милон
  18. (2): на службу
  19. (4): Стародум
  20. (2): кафтан

I вариант.

1. Какой жанр у данного произведения?
а) роман
б) трагедия
в) комедия+
г) драма

2. Отметьте, кто именовался недорослем во времена Фонвизина?
а) подросток 15-17 лет
б) главный герой комедии
в) ленивый, ограниченный, невежественный человек
г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться+

3. Сколько лет Митрофанушке?
а) 14 лет
б) 15 лет+
в) 16 лет
г) 18 лет

4. В чем схожи мать и Митрофанушка?
а) мудрость, доброта
б) грубость, невежество+
в) уважение к другим
г) любовь к близким

5. Где происходит действие в произведении Д. Фонвизина «Недоросль»?
а) в имении Скотинина
б) в имении Стародума
в) в деревне Простаковой+
г) в деревне Софьи

6. Из-за чего Митрофану шьют новый кафтан?
а) в честь дня рождения Простаковой
б) к свадьбе
в) к «дядину сговору» +
г) к именинам Митрофана

7. Как зовут помещика Скотинина?
а) Трифон
б) Тихон
в) Тарас +
г) Тимофей

8. Кто из героев сказал: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
а) Скотинин
б) Митрофан+
в) Милон
г) Правдин

9. Кутейкин обучает Митрофанушку:
а) арифметике
б) истории
в) грамоте+
г) географии

10. Кто по происхождению Вральман?
а) итальянец
б) немец +
в) француз
г) англичанин

11. Кто из учителей отказался от денежного вознаграждения за обучение Митрофана в финале произведения?
а) Вральман
б) Цыфиркин+
в) Кутейкин

12. По какой причине Простакова захотела женить Митрофана на Софье?
а) Простакова полюбила Софью как дочь и хотела, чтобы девушка вошла в их семью.
б) Софья собирается поступать в университет, а госпожа Простакова не хочет её отпускать.
в) Софья стала наследницей большого состояния. +
г) Простакова передумала отдавать Софью замуж за грубого Скотинина, так как переживала за её судьбу.
5) Софья – племянница Стародума, поэтому для госпожи Простаковой большая честь породниться с таким знатным, честным и благородным человеком.

13. Кто становится женихом Софьи?
а) Скотинин
б) Правдин
в) Милон+
г) Митрофан

14. Куда в финале пьесы забирают Митрофана?
а) в университет
б) на свадьбу
в) на службу+
г) в деревню Скотинина

15. Кто сказал финальные слова: «Вот злонравия достойные плоды!»
а) Простакову
б) Правдину
в) Митрофану
г) Стародуму+

15. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
а) реализм
в) сентиментализм
б) классицизм +
г) романтизм

16. Данную традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии:
а) теория «триединства»
в) любовная интрига
б) «говорящие» фамилии
г) односторонность характеристики героев+

17. Выберите тот социальный тип, который не представлен в комедии:
а) дворянские интеллигенты
в) столичные вельможи +
б) провинциальные помещики
г) крепостные крестьяне

18. Стародум уехал:
а) в Сибирь +
б) в Питер
в) в Москву
г) в Горький

19. Определите, кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы…»?
а) Пушкин +
б) Гоголь
в) Баратынский
г) Державин

20. Выберите, где происходит действие в комедии «Недоросль»:
а) в деревне
б) в городе +
в) в горах
г) в лесу

II вариант.

1. Какова тема комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
а) воспитания и образования +
в) любовная
б) обличения невежества +
г) борьба с самодержавием

2. Выберите того, кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил:
а) Вральман
в) Кутейкин
б) Цыфиркин
г) Простакова+

3. Определите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…
а) неповоротливый лентяй
б) безвредный невежа и обжора
в) жестокий, неблагодарный и бездушный невежда +
г) молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться

4. Отметьте НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль» — это первая социально – политическая комедия, в которой…
а) автор высмеял систему дворянского воспитания и образования
б) показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»
в) главная идея – необходимость воспитания души
г) автор призывает к отмене крепостного права.+

5. Выберите героя, который излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством. Именно это Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков:
а) Стародум +
в) Милон
б) Простаков
г) Правдин

6. Соотнесите персонажей и афоризмы, которые они произнесли:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться»
2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»
3. «Между свиньями я сам всех умнее»
4. «Тиранствовать никто не волен»
5. «При твоих глазах мои ничего не видят»
6. «Вот злонравия достойные плоды!»

а) Правдин
б) Стародум
в) Простакова
г) Митрофан
д. Скотинин
е. Простаков

Ответ: 1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-б.

7. Недорослем называется (во время Фонвизина):
а) главный герой комедии
б) подросток 15-17 лет
в) ленивый, ограниченный, невежественный человек
г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.+

8. Определите, кто учил Митрофана математике:
а) Стародум
б) Цыфиркин +
в) Вральман
г) Кутейкин

9. Вспомните, как обзывает госпожа Простакова Тришку:
а) дурень
б) растяпа
в) лентяй
г) скот+

10. Брат Простаковой:
а) Стародум
б) Милон
в) Правдин
г) Скотинин+

11. Митрофан уважал:
а) голубей +
б) сорок
в) грачей
г) воробьёв

12. Стародум уехал:
а) в Сибирь +
б) в Питер
в) в Москву
г) в Горький

13. Чьи слова: «Начинаются чины — перестаёт искренность»?
а) Простакова
б) Правдина
в) Стародума +
г) Скотинина

14. Выберите, кому служил отец Стародума:
а) Екатерине
б) Александру
в) Николаю
г) Петру+

15. Определите, какого писателя читала книгу Софья:
а) русского
б) английского
в) немецкого
г) французского+

16. Сколько лет было Митрофанушке на момент событий в пьесе?
а) 14
б) 15 +
в) 16
г) 17

17. Фамилия Простаковой в девичестве:
а) Правдина
б) Зверева
в) Волкова
г) Скотинина+

18. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой?
а) один
б) два
в) три +
г) четыре

19. Вспомните, кто из героев когда-то служил кучером Стародума?
а) Тришка
б) Кутейкин
в) Скотинин
г) Вральман

20. Какой герой любит свиней?
а) Тришка
б) Скотинин +
в) Госпожа Простакова
г) Простаков

  1. Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?
  2. Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.

  3. Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?
  4. В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?
  5. Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.

  6. Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?
  7. Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.

  8. В чем проявился реализм комедии?
    1. В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
    2. Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
    3. Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).
  9. Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?
  10. Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?
  11. Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
  12. С какой целью в имении Простаковой нахо­дится Правдин? Что можно сказать о его обществен­ных взглядах?
  13. Правдин — чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просвети­тельской идеологии времен Екатерины II. Он заявляет, что исполняет свои обязан­ности по убеждению, «по подвигу собст­венного сердца». Объезжая имения, он собирает факты жестокого обращения по­мещиков с крепостными и имеет возмож­ность по своему служебному положению прекратить произвол в имении Простако­вой, взяв управление имением под опеку. Прожив три дня в доме Простаковых, Правдин в разговоре с Милоном называет помещика дураком бессчетным, а жену его презлой фурией, «которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

  14. Какие у Правдина есть основания надеяться положить конец бесчинствам Простаковой? Кто по­может ему осуществить замысел?
  15. Правдин надеется осуществить это доб­рое дело, пользуясь полномочиями, данны­ми ему наместником, который по образу мыслей своих «с… ревностию помогает… страждущему человечеству», исполняя тем самым «человеколюбивые виды выс­шей власти». Интересна ссылка Правдина на Учреждение, создающее образ такого благонамеренного наместника. Именно к нему обращается Правдин за разрешением взять имения под опеку. Исторически действия Правдина, правительственного чиновника, выполнявшего волю «высшей власти», не имели подтверждения в рус­ской действительности той поры. Они от­ражали лишь настроения, чаяния извест­ной части просвещенного дворянства, в том числе и автора комедии, и воспринима­лись как предложения правительству воз­можного способа регулирования отноше­ний между помещиками и крестьянами. Поэтому образ Правдина имеет не реаль­ный, а условный, идеальный характер.

  16. Какая фраза выражает отношение самого Фонвизина к Правдину и характеру его службы?
  17. Это слова Милона: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».

  18. Какие общественно-политические и нравст­венные проблемы обсуждаются в диалогах Старо­дума и Правдина?
  19. Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли­тических и нравственных проблем, диску­тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе­ние государству, истинные и мнимые за­слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.

  20. Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Старо­дум?
  21. Как во многих драматических произве­дениях, Стародум наделен условным име­нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого вре­мени, времени петровских преобразова­ний России, откуда он с молодости по­черпнул свои взгляды, убеждения и нрав­ственные правила.

  22. О каком времени вспоминает Стародум и по­чему? Что привлекает его в прошлом?
  23. Характерными признаками того време­ни, по мнению Стародума, было почита­ние человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дво­ре Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь чело­век во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая ум­ница — жалкая тварь. Невежда без ду­ши — зверь».

  24. Как относится Стародум к современному ему обществу?
  25. К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в поль­зу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворца­ми карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он гово­рит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопостав­ляет искаженные представления о жиз­ненных ценностях в современной ему дей­ствительности.

  26. Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в из­вестных вам произведениях.
  27. Комедия Фонвизина продолжает просве­тительские традиции русских классицис­тов Ломоносова и Державина. Утвержде­ние роли сильного государства в благополу­чии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преоб­разованиям Петра I, стремление к беско­рыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение за­конов, резкая критика тирании, мздоим­ства мы находим в переложении Держа­виным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.

  28. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
  29. Не понимая значения образования и бу­дучи полной «невеждой без души», Про­стакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает до­статочное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не про­живешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Проста­ковой страдает, что дитя может измучить­ся от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придрав­шись к какой-либо неугодной фразе учи­теля. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.

  30. Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глу­пость или наглость?
  31. Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки нена­висть к образованию и образованным лю­дям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их разви­тия. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сооб­разителен в житейском плане: предпочи­тает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.

  32. Почему Митрофан отталкивает мать и покор­но ведет себя с Правдиным?
  33. У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привя­занностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакаю­щая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она те­ряет власть над людьми, она теряет и цен­ность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия до­стойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой соб­ственного сына.

    Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почув­ствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ос­лушаться.

  34. Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
  35. Тема воспитания является одной из ос­новных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения ни­когда не оставляла Фонвизина как пи­сателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу же­ниться», но и показать трагические по­следствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без ду­ши», жестокий крепостник, деспот, отно­сящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».

  36. Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье­сы? Аргументируйте свое мнение.
  37. Несомненно, «Недоросль» — класси­цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав­шимся сватовством Митрофана и Скоти­нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экза­мена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персона­жей сочетается с обличительной сатирой.

  38. Можно ли назвать «Недоросль» высокой ко­медией и если да, то почему?
  39. В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности граж­данина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.

  40. Назовите сюжетные линии пьесы.
  41. Внешне комедия строится на традици­онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю­дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро­ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна­комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен­ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис­ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает­ся в одни сутки и составляет заключи­тельный этап сюжета. Простакова реша­ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес­та для ее сына. Завязка наступает с по­лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни­цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра­том.

    Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митро­фаном. От весьма драматического завер­шения «сватовства» Софью спасает вме­шательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминаци­онная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамле­ны. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее име­ние взято в опеку.

    Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка по­хищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и дере­вень Простаковой в опеку — узловые сце­ны сюжетной линии комедии. Материал с сайта //iEssay.ru

    Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза­имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде­лялась Стародумом и Простаковой; вто­рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы­тиях этой развязки раскрывались общест­венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на­правленность комедии в целом.

  42. В чем вы видите конфликт комедии «Недо­росль»?
  43. Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на­строенного дворянства и жестоких поме­щиков-крепостников по проблемам отно­шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж­данина отечества.

  44. Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
  45. Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен­ные сюжетные функции.

  46. Какие сцены и лица не имеют прямого отно­шения к развитию сюжета, но связаны с проблема­тикой комедии? Какова их роль?
  47. Комические сцены: примерка Митрофа­ном нового платья и обсуждение Тришки­ной работы, уроки Митрофана, ссора сест­ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда­ют представление о бытовой, повседнев­ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей­ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя­щего на сцене.

    Диалоги положительных героев о про­свещенном монархе, о достоинстве дворя­нина, браке и семье, о воспитании моло­дых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной про­граммы Фонвизина.

  48. Выпишите из текста комедии пословицы, по­говорки и афоризмы, раскройте их роль в характе­ристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких вы­ражений в речь персонажей?
  49. Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).

    Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).

    Нашел деньги, ни с кем не делись (Про­стакова).

    Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).

    Ни за что, ни про что (Митрофан).

    Повинную голову меч не сечет (Проста­кова, оправдываясь перед Стародумом).

    По пяти рублей на год, да по пяти поще­чин на день (Еремеевна).

    У нас российская пословица: «Собака лает, а ветер носит» (Цифиркин).

    Себе на уме (Простакова).

    Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).

    Здесь выписана часть пословиц, погово­рок и афоризмов, которые п

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

1.Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?

         В сцене с портным Тришкой наиболее наглядно раскрываются порядки, заведенные в доме семьи Простаковых, и отношения между членами семьи, с прислугой и с гостями.

         Так как Тришка – человек крепостной, то его никто не остерегается, не стесняется, и действующие лица ведут себя естественно, непринужденно, так, как привыкли.

         Из I действия нам становится известно, что в доме всеми и всем руководит помещица г-жа Простакова, женщина вздорная, своенравная и властная. Она заставляет шить кафтан самоучку Тришку, вместо того, чтобы заказать его у профессионального портного. Простаковой подчиняются все: муж, брат, прислуга. Она очень любит сына, при этом сильно избаловала его.

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т. д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

         Все люди в доме Простаковой боятся свою хозяйку и стремятся ей во всем угождать, иначе за ослушание они могут получить оскорбление, а то и побои. Ее муж не имеет собственного мнения в семье, он боится жене перечить. Не боится Простакову лишь сын Митрофан. Он использует ее материнскую любовь в своих целях, для выполнения различных его прихотей.

         И семейство, и прислуга в доме Простаковых – люди безграмотные и недалекого ума. Эти их стороны особенно наглядно раскрываются в сцене экзамена Митрофанушки. Он дает неверные ответы, выглядит абсолютным неучем и невежей, а Простакова гордится сыном, считает его умным и приспособленным к жизни. Она уверена в ненужности образования, что главное – иметь много денег.

         Я соглашусь с тем, что в сцене экзамена происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Простакова считает, что образование богатым людям ни к чему и самоуверенно гордится этим, а Правдин и Стародум смеются над ней.

         Для характеристики своих персонажей автор использует преимущественно сатиру, сарказм, иронию.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?

         Персонажи так характеризуют себя, потому что чувствуют абсолютную власть госпожи Простаковой над собой. Так у них заведено, что именно она является в доме главной, и все домочадцы подчиняются ее требованиям и пожеланиям. Женщина, а не мужчина руководит жизнью поместья, судьбами крестьян и членов своей семьи.

         Эта особенность госпожи Простаковой обусловлена временем написания пьесы и жизни Дениса Фонвизина. Автор показал полноправной хозяйкой женщину, связывая это с правлением в те годы в России Екатерины Великой. Фонвизин считает, что императрица может пресечь незаконные деяния помещиков, коррупцию чиновников и навести порядок в государстве.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)

         Конфликт между отрицательными и положительными персонажами комедии развивается постепенно и достигает кульминационного момента в эпизоде похищения Софьи. Развязка конфликта – приказ, полученный Правдиным, о лишении госпожи Простаковой права управления собственным имением. Основанием для этого приказа явились деспотичная власть помещицы, ее жестокое обращение с крепостными, угроза нанесения ею общественного вреда.

5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?

         Я считаю, что более живыми и яркими в пьесе представлены отрицательные персонажи. Именно на них автор обращает особое внимание, мастерски рисует их образы, в сатирической манере раскрывает пороки и недостатки. Например, очень выразительно и всесторонне характеризуется госпожа Простакова.

         Образы же положительных героев прорисованы не так полно и четко, они более степенны и выдержаны. В основном, эти персонажи выражают в комедии авторскую точку зрения.

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?

         Трудностями при чтении комедии можно назвать устаревшие речевые обороты, смысл которых сложно понять. Также могут вызывать затруднения некоторые размышления Правдина или Стародума об общественных проблемах, существовавших в эпоху Фонвизина и его современников.

         Сегодня же комедия Фонвизина интересна и актуальна проблемами воспитания, образования и жизненной позицией некоторых молодых людей, которые наплевательски относятся к знаниям и считают, что лучше выгодно жениться. Выгоду они ищут по жизни во всем и ради нее готовы на многое.

         Также в современном обществе тоже можно встретить невежественных, глупых и алчных людей, таких, как Простаковы, которыми движет лишь жажда денег и неограниченной власти.

В чем заключались основные правила, законы классицизма?

1) Простота и ясность изложения;

2) точность выражения мыслей;

3).порядок в композиционном строении произведений;

4) противопоставление идеальной возвышенной жизни и жизни невежественной;

5) разделение жанров на высокие и низкие;

6) единство места, времени и действия (для драмы).

2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает пли преобразует?

         В основном Фонвизин следует правилам и принципам классицизма в «Недоросле», но есть и некие отклонения. Например, в 5 действии нарушается единство действия в решениях героев Стародума и Правдина в отношении наказания Простаковой. Также при противопоставлении образцового мира и невежественного, отрицательные персонажи показаны более ярко и реалистично, нежели положительные.

3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского:

         Да, я согласна с высказыванием П.А. Вяземского.

4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?

         Потому что писатель хотел во всей красе показать самые злободневные пороки и недостатки общества, которыми наделены именно отрицательные герои. Поэтому их образы прописаны им более четко и реалистично.

5. Прокомментируйте мнение русского историка В. О. Ключевского из его размышления «Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы).

         Я считаю, что Ключевской в своем размышлении прав. На первый взгляд, комедия «Недоросль смешная пьеса, но она заставляет серьезно задуматься о многом. То, что кажется на сцене комичным, при встрече в жизни может оказаться страшным, неприятным и даже трагическим. Хотели бы мы встретиться с кем-нибудь из отрицательных персонажей пьесы «Недоросль», например, с Митрофаном или с Простаковой в жизни? Я думаю, что, конечно, нет. Но от этого никто не застрахован. И потому при выходе из театра после просмотра на сцене «Недоросля» невольно возникают чувство тревоги и грустные философские размышления.

6. По каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям (единство времени, места…) ?

         Низкий стиль, простота и ясность изложения, противопоставление эталонной жизни и жизни невежественной, единство времени, места, действия.

В чем разница между суждениями Вяземского и Ключевского, и кто из них, по вашему мнению, более прав?

         Я думаю, что особой разницы в размышлениях Вяземского и Ключевского нет. Каждый из них в своих рассуждениях по-своему прав. Просто Вяземский касался непосредственно самой пьесы Фонвизина «Недоросль», а Ключевской развивает эту тему более глубоко и абстрактно.

Совершенствуем свою речь

Мошенник – человек, обманывающий других, иными словами, жулик.

Кафтан – верхняя одежда мужчин.

Потакать – значит, поощрять чьи-то сомнительные или предосудительные действия.

Сговор – тайное соглашение, заговор.

Прогневалась – рассердилась, разозлилась, вышла ил себя.

Шальной – безумный, потерявший разум; по отношению к ветру – сильный, порывистый.

Порезвись – побегай, повеселись,

Сиротка – человек, потерявший родителей.

Надзирать – контролировать, следить, наблюдать.

Хлопотать – активно заниматься чем-либо, работать, суетиться.

Оброк – повинность зависимых крестьян в старину на Руси, заключающаяся в выплате дани своему барину.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

  • Ответственность рассказ для детей
  • Ответы на вопросы к рассказу мальчики чехова
  • Отбирать как пишется правильно слово
  • Ответственность понятие для сочинения
  • Ответы на вопросы к рассказу мальчики 4 класс чехов