Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129.
УКМ «Школа России»
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.
Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит
5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.
Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.
Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царевны и Гвидона.
- Спасение царевны от коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.
На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.
На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.
Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку.
Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.
Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 101
На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями.
Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 103
Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.
Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 109
На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.
Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.
С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 113
На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.
Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 127
На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.
На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.
Страница 25 из 42
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Ответ:
Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
Князь Гвидон – доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.
Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.
Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Ткачиха, Повариха, Бабриха – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.
Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.
3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Ответ:
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.
5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.
Богатыри:
Ответ:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Город:
Ответ:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Царевна-лебедь:
Ответ:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.
Сравнения: будто пава, словно реченька.
7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.
9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Ответ:
Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
Правильная последовательность событий:
Ответ:
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.
Ответ:
Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.
12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Ответ:
Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.
13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.Сравнения:
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царицаА как речь-то говорит,
Словно реченька журчитК морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…А сама-то величава,
Выступает, будто паваБудто реченька журчит.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленкомЧто ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,Все равны, как на подбор
Олицетворения:
Белка песенки поет
Лебедь молвит
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном бегеВетер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Я бы сказал, что данное произведение о справедливости, любви, доверии, вере и стремлении.
А также об исполнении желаний.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Князь Гвидон – он добрый, сильный, мужественный, целеустремлённый, любит близких и способен на прощение.
То есть этот герой объединил в себе самые лучшие черты.
Благодаря этому, он преодолел все многочисленные преграды, которые встречались на его пути.
Князь никогда не опускал руки, а уверенно шагал к цели.
Это и привело его к ней.
Царь Салтан – мужественный, сильный, добрый герой с мягким характером.
Но также ему присуща наивность, доверчивость.
Он был обманут злыми людьми и лишён семьи.
Но благодаря целеустремлённости своего сына, вновь повстречался с ней.
Поражает, что виновные даже не понесли наказание – настолько царь был добродушный и незлопамятный.
Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая и честная.
Ещё она очень красивая.
Она оказывала Гвидону незаменимую помощь.
Именно ей он обязан большей частью своих достижений.
А в конце произведения героиня стала его женой.
_______
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Это первая девушка, с которой знакомится читатель.
Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.
К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.
Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.
Она являлась сестрой Царицы.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Повариха – также является негативным персонажем произведения.
Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.
Это ещё одна сестра Царицы.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.
Она способна на жестокость и месть.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Это произведение наполнено чудесами.
Это и трёхразовое перевоплощение князя в насекомых (комар, шмель, муха), и необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь.
Но также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки.
И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.
Царевна наделила Гвидона способностью превращаться в трёх насекомых.
Именно это помогло герою преодолеть многие из трудностей, что были на его жизненном пути.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев — богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны-лебеди. Найди сравнения в описании царевны.
Представить богатырей мне помогают такие строчки из произведения:
«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
Представить город мне помогают следующие строки:
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».
А прекрасную девицу я представляю, когда читаю следующее:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Сравнения: будто пава, словно реченька.
5. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
«Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
День прошёл — царица вопит…»
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Звуки: [б], [п], [у], [и], [о].
6. Как царевна-лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Обращение прекрасной лебеди к князю:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
С этих строк мы видим, что она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Произведение заканчивается победой добра.
Салтан отправился на остров, который был окружён чудесными рассказами, и там узнал своих родных.
Негативных героев наказывать не стали.
Всё потому, что добродушие сильнее злопамятности.
Главное, что все остались счастливы.
Последние строчки звучат так:
«Я там был; мёд-пиво пил —
И усы лишь обмочил».
Это типичный конец для многих народных сказок.
Ведь все они имеют счастливый финал, в котором говорится о свадьбе либо о долгой и счастливой жизни героев.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
Общее у сказки Пушкина и народной волшебной сказки:
- Наличие чудесных событий.
- Наличие перевоплощений.
- Зачин и концовка.
- Наличие повторов.
- Разделение героев на позитивных и негативных.
- Победа добра.
- Типичный финал.
Различие сказки Пушкина и народной волшебной сказки:
1) Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе.
2) Поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
Правильная последовательность событий:
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царицы и Гвидона.
- Избавление царевны от злого коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.
Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.
Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.
Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.
При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.
Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.
А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.
Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.
На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.
Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.
Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.
Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.
И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.
Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.
На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.
У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.
В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.
Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.
Подсказка:
- Читательский дневник «Сказка о царе Салтане…»
- Краткая биография Александра Пушкина и презентация
_______
Решение(я) Стр. 102-103 из
Стр. 70-103
,
Великие русские писатели стр. 57-132
,
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1
показать все ответы
Решение и условия
Об учебнике
Условие(я) задания(й):
Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Нажми по картинке c решением и она увеличится
← №1-5 Стр. 69 №1-2 Стр. 106 →
Все упражнения
Ответ на задание:
скачать ответ
сообщить об ошибке
Оцени решение:
866
40
поделиться
ГДЗ: Правильный(е) ответ(ы) или решения(е) Стр. 102-103
из
Стр. 70-103 Пушкин Александр Сергеевич. Сказка о царе Салтане
, Великие русские писатели стр. 57-132 ,
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Климанова. Часть 1
Ответы к стр. 110 — 120
? с. 113 Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?
Почему они с сватьей бабой Бабарихой подменили гонца? В чём причина их ненависти к царице? Найди строчки, в которых об этом говорится.
Как ты думаешь, в сказке победит коварство и хитрость или добро и справедливость?
Ткачиха и повариха приходятся молодой царице родными (скорее всего, старшими) сёстрами. Тем не менее они испытывают к своей младшей сестре ненависть («А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Извести её хотят…»), по этой причине сёстры и подменили первого гонца, а затем вложили ложный указ в суму второго. Ненавидят они её из зависти к её положению и оттого, что, сами того не ведая, собственными словами определили себе такое будущее («Здравствуй, красная девица, – // Говорит он, – будь царица… // Вы ж, голубушки-сестрицы… // Будь одна из вас ткачиха, // А другая повариха»; «В кухне злится повариха, // Плачет у станка ткачиха»). Последний вопрос (победит ли в сказке зло или добро?) предназначен для того, чтобы заинтересовать в дальнейших событиях, побудить прочитать сказку целиком.
? с. 115 Как ты понимаешь выражение «растёт не по дням, а по часам»? Оно использовано в сказке в прямом или переносном смысле?
Выражение «расти не по дням, а по часам» означает расти очень быстро, однако имеет переносное, а не прямое значение. В этой же сказке автор использует его в прямом смысле: ребёнок только родился и брошен в бочку на произвол судьбы, но, вырастая «не по дням, а по часам», уже «волну торопит», обращаясь к ней с весьма красноречивой просьбой; уже «на ножки поднялся» и проявляет характер фольклорного богатыря, выполняющего любое дело легко и с прибауткой: «Понатужился немножко: // Как бы здесь на двор окошко // Нам проделать? – молвил он, // Вышиб дно и вышел вон».
? с. 117 — 120 Судя по этому отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных?
Чтобы ответить на вопрос, является ли «Сказка о царе Салтане…» волшебной или сказкой о животных, мы должны подумать, в чём отличие этих сказок друг от друга. В сказках о животных рассказывается о том, почему у того или иного зверя именно такая внешность, повадки, отношения с другими зверьми (людьми). В волшебной сказке имеется волшебный мир и волшебный герой, который, совершая различные
деяния, постигает законы и правила поведения в волшебном мире, узнаёт его тайны. Очевидно, что этот отрывок – не сказка о животных, а волшебная сказка.
Перечисли все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью. Подтверди свой ответ строчками из текста.
С царевичем и его матерью происходит много чудес. Молодая девушка становится царицей самым чудесным образом; дитя её растет буквально «не по дням, а по часам»; юный царевич может повелевать силами природы («…волну торопит»); он – настоящий силач и добрый охотник. Царевич выручает из беды лебедя, который оказывается красной девицей; на второй день пребывания на чудо-острове мать с сыном видят большой город, жители которого радостно приветствуют их, а царевича «венчают княжей шапкой» и провозглашают правителем.
Кто является главным героем сказки?
А можно ли назвать князя Гвидона настоящим сказочным героем?
Главным героем этой сказки является «новорожденный» князь Гвидон. Гвидон – настоящий сказочный герой: он покидает родной дом, в пути он встречается с трудностями и препятствиями. Вполне можно предположить, что царевич Гвидон сумеет преодолеть все преграды и вернуться в отчий дом победителем, повзрослевшим и поумневшим.
Вспомни все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки. Подумай, является ли князь Гвидон таким героем?
— Но князь Гвидон – не просто сказочный герой, – сказал Михаил Потапович. – Он герой волшебной сказки. Это значит, что в нём есть черты, характерные для героев волшебных сказок.
— Это какие-то особые черты? – поинтересовался Миша.
— Особые, – подтвердил Михаил Потапович. – Сейчас вы всё поймёте. Но сначала вам нужно ответить на несколько вопросов.
? Когда стало понятно, что маленький царевич необычный ребёнок? Подтверди своё мнение строчками из текста.
У кого царевич просит помощи, сидя внутри бочки? Найди нужные строчки.
Как царевич ведёт себя на берегу: можно ли сказать, что он находчивый? Какими ещё качествами он обладает?
Теперь ты догадываешься, о каких особых чертах героя волшебной сказки говорил Михаил Потапович? Если затрудняешься, посмотри, что обнаружили Маша и Миша с помощью Главного Библиотекаря.
• С самого рождения герой волшебной сказки отличается от других людей: он обладает чудесными способностями.
• Герой волшебной сказки способен общаться с силами природы.
— Я могу назвать ещё две черты героя волшебной сказки, — сказал Костя Погодин, который уже прочитал эту сказку Александра Пушкина целиком.
Михаил Потапович указывает на то, что князь Гвидон – не только сказочный герой; он – герой волшебной сказки, обладающий особыми чертами. Определить эти черты помогут вопросы из учебника. Юный царевич – особенный с самого рождения: он растёт в бочке «не по дням, а по часам», «…волну торопит», и силы природы подчиняются ему («И послушалась волна»). На берегу царевич проявляет заботу о матери, находчивость и смекалку («Ломит он у дуба сук // И в тугой сгибает лук, // Со креста снурок шелковый // Натянул на лук дубовый, // Тонку тросточку сломил, // Стрелкой лёгкой завострил…»). Царевич проявляет благородство и доброту, заступаясь за слабого (спасая лебедя от когтей коршуна).
? Посмотри, какие черты героя волшебной сказки назвал Костя.
• С таким героем могут происходить настоящие чудеса и превращения.
• Такой герой в конце концов побеждает зло и несправедливость.
Костя Погодин называет ещё две черты, присущие герою волшебной сказки. Во-первых, с героем могут происходить настоящие чудеса и превращения; и во-вторых, он всегда побеждает зло и несправедливость.
Проверь, прав ли Костя.
Для этого возьми в библиотеке сборник сказок Александра Пушкина и прочитай «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» целиком.
После этого можно продолжить обсуждение сказки, ответить на вопросы и выполнить задания.
Найди в тексте строчки, из которых видно, что князь Гвидон скучает по отцу и хочет его увидеть.
Кто и почему препятствует встрече царя Салтана с князем? Подтверди свой ответ строчками из сказки.
Какие чудеса мечтает завести князь Гвидон заводит в своём городе? Сколько этих чудес? На что он надеется, заполучив эти чудеса? Оправдались ли надежды князя?
Как наказано зло в сказке?
Теперь ты можешь утверждать, что князь Гвидон является настоящим героем волшебной сказки? Обоснуй свой ответ.
Князь Гвидон не обидчив и справедлив. Он не осуждает отца, но тоскует по нему и хочет обязательно с ним повидаться («Князь печально отвечает: // Грусть-тоска меня съедает, // Одолела молодца: // Видеть я б хотел отца»). Тут с Гвидоном и начинают происходить волшебные превращения: сначала, с помощью колдовства царевны Лебеди, он становится комаром, затем – мухой и шмелём. Встрече Гвидона с царём препятствуют злые сёстры царицы – ткачиха, повариха, а также сватья баба Бабариха: «А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Не хотят его пустить // Чудный остров навестить». «Уж диковинка, ну право…» начинают они отговаривать царя Салтана, а в пример настоящего чуда приводят (каждая в свою очередь) волшебную белку, богатырей с дядькой Черномором и красавицу-девицу. Князь Гвидон заводит в своём городе все те чудеса, о которых рассказывали злые бабы. Это, во-первых, белка, которая «песенки поёт // и орешки всё грызёт, // А орешки не простые, // Все скорлупки золотые, // Ядра – чистый изумруд»; во-вторых, выходящие дозором из вод морских «тридцать три богатыря, // Все красавцы удалые, // Великаны молодые, // Все равны, как на подбор, // С ними дядька Черномор»; и, в-третьих, царевна Лебедь, молодая жена Гвидона, такая красавица, что «днём свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, //Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит». Спросите у ребят, на что надеется Гвидон, заводя все эти чудеса? Может, он хочет, чтобы в его волшебном городе были все чудеса на свете? Или он надеется «уговорить» отца посетить свой остров и противостоять злодейкам? Благодаря упорству Гвидона и помощи царевны Лебеди надежды князя оправдались.
Итак, в конце сказки зло побеждено, царь Салтан признаёт свою жену и сына. Однако злым бабам, после того как «…во всём они признались, // Повинились, разрыдались», никто не мстит: «Царь для радости такой // Отпустил всех трёх домой».
Теперь, после подробного разбора сказки, можно утверждать, что князь Гвидон – настоящий герой волшебной сказки: волею судьбы он оказывается вне дома, но с раннего возраста обладает необычными чертами: растёт «не по дням, а по часам», силы природы подчиняются ему, на его пути встречаются трудности и препятствия, которые он преодолевает. С Гвидоном происходят чудесные превращения. Гвидон, в конце концов, побеждает зло и несправедливость. Безусловно, за время своих приключений и благодаря общению с волшебным миром он становится поумневшим и повзрослевшим.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.
1 Часть
1 ЗАГАДКИ. КАКИЕ БЫВАЮТ ЗАГАДКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 6-7
12
ВОПРОСЫ. Стр. 8
12
2 СТАРИК-ГОДОВИК. В. ДАЛЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 10
12
3 ПОСЛОВИЦЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 10
1
4 КАКИЕ БЫВАЮТ ПОСЛОВИЦЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 13
13
5 ДОРОГАМИ СКАЗОК. САМОЕ ДОРОГОЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 18
12356
6 ПРО ЛЕНИВУЮ И РАДИВУЮ
ВОПРОСЫ. Стр. 23
1235
7 ДОЧЬ-СЕМИЛЕТКА
ВОПРОСЫ. Стр. 30
123456
8 ЦАРЕВИЧ НЕХИТЁР-НЕМУДЁР
ВОПРОСЫ. Стр. 41
1234
9 О ПРИСКАЗКАХ
ВОПРОСЫ. Стр. 42
1
10 БЫЛИНЫ. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 49-50
12345
11 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
ВОПРОСЫ. Стр. 56-57
123467
12 АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЁВИЧ
ВОПРОСЫ. Стр. 64
123456
13 ВОЛЬГА И МИКУЛА
ВОПРОСЫ. Стр. 69-70
12345678
14 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 72-73
12345678
15 БАСНИ. ЛИСИЦА И ВИНОГРАД. ЭЗОП
ВОПРОСЫ. Стр. 75
123
16 ЛИСИЦА И ВИНОГРАД. И. КРЫЛОВ
ВОПРОСЫ. Стр. 75-76
124
17 ВОРОНА И ЛИСИЦА. И. КРЫЛОВ
ВОПРОСЫ. Стр. 78
1235
18 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 79
12345
19 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 82
1234
20 СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 113-114
1234567
21 ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 116
123
22 ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
ВОПРОСЫ. Стр. 118
12
23 НЯНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 120
123
24 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 121
1234567
25 Ф. ТЮТЧЕВ. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 123
124
26 Ф. ТЮТЧЕВ. ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ
ВОПРОСЫ. Стр. 125
123
27 А. МАЙКОВ. ОСЕНЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 127
123
28 А. ФЕТ. МАМА! ГЛЯНЬ-КА ИЗ ОКОШКА
ВОПРОСЫ. Стр. 128-129
13
29 А. ФЕТ. КОТ ПОЁТ, ГЛАЗА ПРИЩУРЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 129
12
30 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. ДВА БРАТА
ВОПРОСЫ. Стр. 132
12
31 БЕЛКА И ВОЛК
ВОПРОСЫ. Стр. 134
135
32 ЛЕБЕДИ
ВОПРОСЫ. Стр. 135-136
12345
33 ЗАЙЦЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 137-138
1234
34 ПРЫЖОК
ВОПРОСЫ. Стр. 142
12345
35 КАК БОРОЛСЯ РУССКИЙ БОГАТЫРЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 144-145
123456
36 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 147-148
12345
37 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ
ВОПРОСЫ. Стр. 150-151
123
38 МУЖИЧОК С НОГОТОК
ВОПРОСЫ. Стр. 152
1234
39 МУЖИЧОК С НОГОТОК. К. ЧУКОВСКИЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 154-155
1
40 СЛАВНАЯ ОСЕНЬ! ЗДОРОВЫЙ, ЯДРЁНЫЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 155
12
41 МОРОЗ-ВОЕВОДА
ВОПРОСЫ. Стр. 157-158
123
42 К. ЧУКОВСКИЙ. О СТИХАХ Н.А. НЕКРАСОВА
ВОПРОСЫ. Стр. 158
12
43 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 160-161
1234567
44 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. СТЕПЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 165
123
45 ВАНЬКА
ВОПРОСЫ. Стр. 173
123
46 Н. ШЕР. О РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА
ВОПРОСЫ. Стр. 174
1
47 Ш. ПЕРРО. ПОДАРКИ ФЕИ
ВОПРОСЫ. Стр. 181
123457
48 Ц. ТОПЕЛИУС. СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ В НОЯБРЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 188
123
2 Часть
1 И. НИКИТИН. РУСЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 6
123
2 И. НИКИТИН. УТРО
ВОПРОСЫ. Стр. 8-9
12345
3 И. СУРИКОВ. ДЕТСТВО
ВОПРОСЫ. Стр. 13-14
1235
4 С. ДРОЖЖИН. ЗИМНИЙ ДЕНЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 15
1234
5 С. ДРОЖЖИН. ПРИВЕТ
ВОПРОСЫ. Стр. 16
1234
6 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 17
123456
7 ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК. ПРИЁМЫШ
ВОПРОСЫ. Стр. 25
123456
8 УМНЕЕ ВСЕХ
ВОПРОСЫ. Стр. 38
1234567
9 АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. СИНЯЯ ЗВЕЗДА
ВОПРОСЫ. Стр. 55-56
123456789
10 БАРБОС И ЖУЛЬКА
ВОПРОСЫ. Стр. 64
123456
11 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 67
1245
12 СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. СТИХИ О РОДИНЕ. Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ
ВОПРОСЫ. Стр. 69-70
12346
13 НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 71
123
14 БЕРЁЗА
ВОПРОСЫ. Стр. 72
12
15 БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 73
123
16 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 74
123457
17 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. СТАЛЬНОЕ КОЛЕЧКО
ВОПРОСЫ. Стр. 85
123456
18 КОТ-ВОРЮГА
ВОПРОСЫ. Стр. 91
12
19 КАКИЕ БЫВАЮТ ДОЖДИ
ВОПРОСЫ. Стр. 95
123
20 САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК. УРОК РОДНОГО ЯЗЫКА
ВОПРОСЫ. Стр. 98
1234
21 ЛАНДЫШ
ВОПРОСЫ. Стр. 99
1234
22 В. СУББОТИН. С МАРШАКОМ
ВОПРОСЫ. Стр. 100
1234
23 ЛЕОНИД ПАНТЕЛЕЕВ. ЧЕСТНОЕ СЛОВО
ВОПРОСЫ. Стр. 110
12345
24 КАМИЛЛ И УЧИТЕЛЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 119
123456
25 АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ ГАЙДАР. ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 127-128
12345
26 ТИМУР И ЕГО КОМАНДА
ВОПРОСЫ. Стр. 136
12345
27 С. МИХАЛКОВ. АРКАДИЙ ГАЙДАР
ВОПРОСЫ. Стр. 137
123
28 К. ПАУСТОВСКИЙ. ОБ АРКАДИИ ПЕТРОВИЧЕ ГАЙДАРЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 139
123
29 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 141
1
30 МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН. МОЯ РОДИНА
ВОПРОСЫ. Стр. 144
123457
31 ВЫСКОЧКА
ВОПРОСЫ. Стр. 148
1234
32 ЖАРКИЙ ЧАС
ВОПРОСЫ. Стр. 150
12
33 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 152
12345
34 ДЖ. ЛОНДОН. БУРЫЙ ВОЛК
ВОПРОСЫ. Стр. 176
123456
35 Э. СЕТОН-ТОМПСОН. ЧИНК
ВОПРОСЫ. Стр. 187
123
36 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 189
125
👉 Ответы к странице 102. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 1
Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Ответ:
Эта сказка о победе добра над злом. Злые и завистливые люди обманом разлучили царя Салтана с любимой женой и сыном. Но сын царя, князь Гвидон, вырос добрым, отважным и справедливым. Он спас царевну-лебедь от гибели, а она оказалась волшебницей и отблагодарила его, построив сказочное царство.
Князь Гвидон и царевна-лебедь поженились. Вместе с царицей-матерью и царем Салтаном они зажили счастливо и на радостях простили своих злых обидчиц.
Задание 2
Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
Князь Гвидон добрый, справедливый и мужественный Он умеет прощать и любить близких.
Царица добрая, кроткая и терпеливая. Она тоже умеет прощать и любить своих близких.
Царь Салтан добрый, мужественный и любящий, но очень доверчивый. Из-за своей доверчивости он был обманут и разлучен с семьей.
Царевна-лебедь добрая, мудрая и справедливая. Еще она обладает волшебной силой, может отблагодарить за добро.
Ткачиха, Повариха, сватья баба Бабариха — злые, жестокие, лживые и завистливые. Именно зависть заставляет их обмануть царя и причинить зло царице и ее сыну.
Задание 3
Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Ответ:
Гласные [и], [у], [ы], [о].
Мягкий согласный[л’].
Согласные [с], [ш], [щ].
Задание 4
Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Какие дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
Младенец рос в бочке «не по дням, а по часам» и быстро стал взрослым.
В сказке происходят превращения: лебедя в царевну, князя Гвидона в насекомых. Появляется злой чародей в образе коршуна, который нападает на царевну-лебедь.
«Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил».
Также в сказке на пустом острове появляется волшебный город.
«…И дивясь, перед собой
Видит город он большой».
В самом городе есть чудеса: волшебная белка и 33 богатыря. Которые выходят из моря.
Князь Гвидон 3 раза превращается в насекомых: комара, муху и шмеля.
«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился…». …
«Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился…»
…
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился…»
Гвидон получает от царевны три дара: волшебную белку, отряд из 33 морских богатырей-великанов и любовь самой царевны.
«Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт…»
…
«…И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя…»
…
«…И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…».
Задание 5
Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны Лебеди.
Ответ:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.»
…
«В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»
…
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
Задание 6
Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
Прекрасная царевна Лебедь — сказочная красавица, от которой невозможно от вести взгляд. Ее красота затмевает дневной свет, а ночью освещает все вокруг. Под косой у нее блестит месяц, а во лбу горит яркая звезда.
Александр Сергеевич Пушкин сравнивает гордую, величавую и плавную походку царевны с движениями павы (самки павлина):
«А сама-то величава,
Выступает, будто пава».
Поэт восхищается голосом царевны Лебедь, сравнивает его с мягким журчанием воды:
«А как речь то говорит,
Словно реченька журчит».
Царевна не только очень красивая, но и добрая, справедливая. Она благодарна князю Гвидону за то, что он спас ее от чародея-коршуна. Лебедь во всем помогает своему спасителю. Она добрая волшебница, которая умеет делать чудеса.
Царевна лебедь полюбила князя Гвидона и стала его женой. Она также любит своих братьев-богатырей и родителей Гвидона, царицу и царя Салтана.
Задание 7
Как царевна Лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель».
…
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Царевна-лебедь обращается к Гвидону «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
Задание 8
Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Ткачиха и повариха завидовали своей сестре-царице. Они злились на то, что царь Салтан взял в жены не их, а младшую сестру. Сватья баба Бабариха помогала им вредить царице и ее сыну.
Задание 9
Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Задание 10
Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».