Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 332-333
А. Чехов «Хамелеон»
Фонохрестоматия
1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
Актёр передаёт отношение автора с помощью интонации и тембра голоса.
2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
То в жар, то в холод Очумелова бросает от страха, когда он думает, что собака может принадлежать генералу.
Актёр пытается показать, как Очумелов ищёт выход из ситуации, чтобы не попасть под генеральский гнев.
3. Обратите внимание на то, как резкий, категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая…» сменяется на умильно-сладостное «Так это ихняя собачка?» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т.д)?
Этот приём называется антитеза.
Актёр использует все перечисленные средства художественного чтения. Его голос становится то громким, гневным, то тихим, медленным, боязливым.
Размышляем о прочитанном
1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?
Разговор Очумелова с толпой и Хрюкиным показался мне очень смешным. Особенно то, как часто менял своё мнение Очумелов. Но при этом мне было горько и грустно от того, что решение вопроса о собаке зависило от того, кому она принадлежала.
Главные герои этого рассказа — Очумелов и Хрюкин.
Фамилия Очумелов происходит от слова Очуметь, то есть одуреть, сделаться глупым. Глуп и герой, носящий эту фамилию. Он буквально дуреет от попыток понять, как поступить с собакой и одновременно угодить начальству.
Фамилия Хрюкин напоминают звуки, которые издаёт свинья. И сам герой — пьяница, а пьяница всегда ведёт себя как свинья.
2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
Очумелов движется через базарную площадь важно, в сопровождении городового, в полной тишине и безлюдии. Он мнит себя большим начальством. У городового в решете конфискованный крыжовник. Здесь видна ирония автора над героем — подумаешь, шишка на ровном месте!
Услышав крики, Очумелов делает полуоборот. Он не поварчивается, как это сделал бы нормальный человек, а полуоборачивается, как робот, машина. Здесь видно презрение автора к этому получеловеку-полумашине.
В толпу Очумелов врезается, люди для него ничего не значат. Это опять говорит о презрительном отношении автора к этому самовлюблённому идиоту.
Речь Очумелова безграмотная, смешная. Людей он называет «чертями», «болванами», грозит всем показать «Кузькину мать», использует просторечные слова: «ежели», «пущай», «этакую».
3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как это выражается в словах, интонации, жестах?
Когда Очумелов считает собаку бездомной, он хорошо относится к Хрюкину. Когда узнаёт, что собака генеральская — ругает Хрюкина.
В первом случае он желает наказать собаку: «Ты, Хрюкин, пострадал… Нужно проучить».
Во втором перекладывает вину на Хрюкина и обвиняет его во лжи: «А ты, болван, опусти руку! Сам виноват!»
Говоря про генерала и его брата Очумелов «заливается улыбкой умиления».
4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
Герой рассказа надзиратель Очумелов всё время меняет своё мнение. Он приспосабливается к изменению обстановки, так же, как хамелеон меняет цвет кожи. Чехов сравнивает поведение своего героя с поведением хамелеона и поэтому даёт рассказу это название.
Очумелов — хамелеон. Он меняет мнение, чтобы угодить начальству. Он презирает толпу, простых людей и умиляется при слове «генерал».
Хрюкин — пьяница, золотых дел мастер. Человек глупый, недалёкий. Он не хамелеон. Он обвиняет собаку, но его слово не имеет решающего значения.
Толпа безликая, шумная, она любит зрелища. Ей всё равно, какое решение примет Очумелов, главное — повеселиться. Она смеётся над Очумеловым, потом над Хрюкиным.
5. Как с помощью речи героев определяется их характер?
Манера строить фразы, лексика героев прямо указывают на их характер. Очумелов любит грозить, ругаться. Он человек несдержанный, считающий себя очень важным и умным. Но при этом малограмотный и недалёкий. Это видно по просторечным словам, которые он употребляет. Он приспособленец и легко меняет тембр речи, интонацию.
Хрюкин же простой пьяница и скандалист. Он может раздуть скандал из ничего. Это вздорный, опять же малограмотный человек.
«Хамелеон» (ГДЗ)
Какие элементы фабулы в рассказе вы можете выделить? Где заканчивается один её элемент и начинается другой?
Элементы фабулы
Экспозиция — по базарной площади идут Очумелов и Елдырин
Завязка — золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой
Кульминация — Это, кажись, генерала Жигалова! — говорит кто-то из толпы
Развязка — толпа смеётся над Хрюкиным
Действие какого персонажа в рассказе кажется вам нелепым? Почему?
Действие главного героя рассказа Очумелова мне кажутся нелепыми. Меняя свое мнение на ситуацию он становится смешон и низок.
Имеются ли в «Хамелеоне» признаки сатиры и сарказма? Или только юмор? Дайте аргументированный ответ.
В «Хамелеоне» имеются признаки сатиры и сарказма.
Например:
— «Говорящие фамилии» Очумелов (чумной, одуревший), Хрюкин (свинья, хам, невежа)
— Сюжет рассказа сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее
Если щенок неизвестный, то он бешеная собака, «бродячий скот», «подлость одна», которую следует немедленно истребить.
Принадлежность щенка генералу превращает его в «нежную тварь», «цуцыка этакого», «шуструю собачонку».
Обратите внимание на эпизоды, когда Очумелов просит Елдырина то снять, то надеть на него пальто. Почему они важны?
Очумелов боится «промазать» со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод. Автор показывает нам хамелеона. Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде (6 раз Очумелов менял своё мнение). Чехов показывает, что смешное и грустное живут рядом. Льстицы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: «честь», «справедливость», «закон».
В рассказах Чехова, изученных нами в 6 классе, значимую роль играла художественная деталь. В рассказе «Хамелеон» также встречается этот выразительный прием. Приведите примеры его использования. Для чего автор акцентирует внимание на деталях?
Деталь художественная — выразительная подробность произведения; несёт значительную смысловую, образную и идейно-эмоциональную нагрузку.
Художественная деталь несёт в рассказе «Хамелеон» огромную смысловую нагрузку:
— название рассказа «Хамелеон»
— «говорящие» фамилии героев
— новая шинель — признак власти
— узелок в руке и конфискованный крыжовник
— щенок, глаза собаки
— окровавленный палец Хрюкина — символ победы
— отрывистая грубая речь
— внешний вид героев
6.
Кого из персонажей рассказа можно назвать хамелеоном? Почему?
Хамелеоном можно назвать полицейского надзирателя Очумелова, так как он в зависимости от ситуации (кому принадлежит собака) ведет себя как хамелеон. Он постоянно меняет свое мнение.
Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей щенок. Но, сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет.
7. Литературовед З.С. Паперный в статье о Чехове отмечал: «Чехов… создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту его ранних рассказов всё более явственно проступают основные внутренние тему: человек и чин, поэзия и проза, фасад жизни и ее оборотная сторона… Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом».
Найдите и отметьте в тексте этого высказывания положения, которые, по вашему мнению, верны для рассказа «Хамелеон». Обоснуйте свои соображения.
Мне кажется, что положения, которые верны для рассказа «Хамелеон» следующие:
«проступают основные внутренние тему: человек и чин»
и
«Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом»
Они верны, так как рассказ о чинопочитании. В зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящую ситуацию в рассказе.
А.П. Чехов был непревзойдённым мастером детали. Этот дар в полной мере проявился в повести «Степь», имеющей подзаголовок «История одной поездки». Три прочитанных вами фрагмента посвящены описанию степи. Что объединяет эти отрывки и чем они различаются? Дайте название каждому фрагменту.
Объединяет эти три отрывка то, что в них Чехов показывает степь.
1 фрагмент — Рассвет в степи
2 фрагмент — Степные переполохи (степь днём)
3 фрагмент — Июльские вечера и ночи в степи
Подготовьтесь к подробному пересказу одного из фрагментов. Выпишите ключевые слова и определите центральные поэтические образы, создающие неповторимый пейзаж. Назовите художественные средства, использованные в тексте.
Ключевые слова:
— бесконечная равнина, солнце выглянуло, мельница, Егорушка, рожь, бурьян, молочай, побуревшее от зноя, старички, чибисы, куропатки, степь, унылый июльский вид, тоска, коршун
— кудрявое облако, рванул ветер, перекати-поле, стрепет, коростель, грачи
— зайдет солнце, дневная тоска забыта, молодая трескотня, силуэты, внушают подозрение, всходит луна, небо, усыпанное звёздами, необъятное и безграничное, курганы, каменные бабы, степные легенды, сказки, торжество красоты, прекрасная, суровая родина, степь одинокая, не воспетая.
Центральные поэтические образы:
Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.
Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.
Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.
Образы птиц — описание птиц, которое окрашено настроением мальчика.
(В повести встречается образы орла и коршуна. Во многих культурах они являются воплощением солнечных божеств, проводниками душ умерших, а также символизируют мощь и чистоту, свободу и силу.
В тексте упоминается куропатка: «Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «трр» полетело к холмам». Куропатка связана с близостью к земле, с естественной, природной жизнью, является символом плодовитости, семейственности.
«У самой дороги вспорхнул стрепет. Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька, у которого, когда он мелькает над водой, крылья сливаются с усиками и кажется, что усики растут у него и спереди, и сзади, и с боков. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону». При описании стрепета Чехов акцентирует внимание на его сходстве с насекомым, с ним связаны слова «испуганный», «мелькает», «понесся», что создает образ суетливости, слабости, но при этом стрепет «поднялся высоко вверх», и это движение вверх придает образу дополнительные значения свободы, легкости. Не зря стрепет в народном творчестве олицетворяет степную волю.
В тексте встречается и образ грачей. «Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи». «Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимание, долбили своими толстыми клювами черствую землю». Грачи здесь связаны с мотивами скуки. Они встроены в ассоциативный ряд «старость – нечего делать – переполохи – покойно и равнодушно – не обращая внимание». Слова «долбили … черствую землю» делают образ тяжеловесным, совсем не связанным с полетом, волей, свободой, а, наоборот, с тяжелой земной жизнью, с трудом, с равнодушием как способом переживать трудности.
«А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы, от этого его крылья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид». Образ коростеля связан с естественностью, с близостью к природе. Он так же, как и грачи, как стрепет, совершенно далек от высоты, полета и близок к простой человеческой жизни с ее заботами, трудами, страхами и волнениями. Образ коростеля немного комичен: это происходит за счет таких слов, как «раздулся до величины курицы», «сердитый, внушительный вид».
Проанализировав образы птиц, встречающиеся в повести «Степь», мы увидели, что все они делятся на две группы, связаны с двумя противоположными понятиями: небо – земля, простая естественная жизнь — мечта и стремление к ней. Но все образы объединяет и нечто общее. Это понятия «естество» и «свобода», которые для Чехова были очень важными. Эти понятия определяли чеховский идеал человека: свободный и естественный, человек, в котором внешнее и внутреннее находится в полной гармонии, в котором «все прекрасно». Писатель мечтал, чтобы люди были настоящими, простыми, искренними, свободными.)
Сопоставьте изображение степи у А.П. Чехова и в повести И.В. Гоголя «Тарас Бульба». Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде компьютерной презентации.
В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.
Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый казак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя .
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»
«По небу, изголуба -тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».
Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.
Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.
«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло…Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку… неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять… Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла с
Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде компьютерной презентации.
В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.
Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый казак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя .
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»
«По небу, изголуба -тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».
Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.
Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.
«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло…Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку… неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять… Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Вдруг рванул ветер… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром… Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки… По дороге текли ручейки и прыгали пузыри…»
У Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав. Степь становится действующим лицом, живым человеком. Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.
Описывая степь, и Гоголь, и Чехов выступают великолепными мастерами словесной живописи, создают удивительно яркий зрительный образ степи, которая в обоих описаниях поражает необъятностью, безбрежностью.
I вариант.
1. В каком году Чеховым был написан рассказ “Хамелеон”:
а) 1884 +
б) 1883
в) 1885
2. В какой должности был главный персонаж рассказа Очумелов:
а) Казачий урядник
б) Полицейский надзиратель +
в) Становой пристав
3. Где разворачиваются события, описанные в рассказе:
а) На набережной
б) В небольшом переулке
в) На базарной площади +
4. Какое животное укусило золотых дел мастера Хрюкина:
а) Собака +
б) Кошка
в) Крыса
5. Как звали городового в рассказе Чехова “Хамелеон”:
а) Лошадников
б) Волдырин
в) Елдырин +
6. Как выглядела собака, обидчица Хрюкина:
а) Рыжая длинношерстная дворняга
б) Белый борзой щенок с острой мордой +
в) Большой черный пес с лохматым хвостом
7. Какая ягода лежала в решете у городового Елдырина:
а) Малина
б) Смородина
в) Крыжовник +
8. Какая часть тела мастера Хрюкина пострадала от укуса:
а) Палец +
б) Лодыжка
в) Колено
9. Какой вид верхней одежды то снимал, то накидывал вновь надзиратель Очумелов:
а) Плащ
б) Шинель
в) Пальто +
10. Какую профессию имел Прохор, который опознал собаку:
а) Истопник
б) Повар +
в) Приказчик
11. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар
12. На чью сторону встал полицейский Очумелов в конце рассказа:
а) Остался при своем мнении
б) Защитил собаку +
в) Встал на сторону Хрюкина
13. Кого преследовал Хрюкин:
а) Собаку на трех ногах +
б) Мальчишку – беспризорника
в) Кошку
14. Кем был по профессии Хрюкин:
а) Трактирщиком
б) Городовым
в) Золотых дел мастером +
15. Что Очумелов собирается сделать с собакой:
а) Истребить ее +
б) Продать одному из присутствующих
в) Отдать хозяину
16. Что делает Очумелов после того, как выясняется, что эта собака принадлежит генералу Жигалову:
а) Все еще собирается истребить ее
б) Собирается вернуть ее генералу и набрасывается на Хрюкина +
в) Собирается потребовать с генерала компенсации
17. Как ведет себя Очумелов после того, как выясняется, что у генерала таких собак нет:
а) Уговаривает Хрюкина успокоиться и не трогать собаку
б) Приказывает разыскать хозяина
в) Снова меняет свое мнение на противоположное +
18. Кому принадлежала эта собака:
а) Помещику
б) Генеральскому брату +
в) Никому
19. Как толпа реагирует на сложившуюся ситуацию:
а) Все смеются над Очумеловым
б) Все жалеют Хрюкина
в) Все смеются над Хрюкиным +
20. В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) 1885
б) 1884 +
в) 1886
II вариант.
1. В какой сборник вошел рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) “Пестрые рассказы” +
б) “Базарные сплетни”
в) “Городские байки”
2. Каких людей Чехов осмеивает в рассказе “Хамелеон”:
а) Считающих, что они в любой ситуации правы
б) Меняющих свое мнение в зависимости от ситуации +
в) Глупых и необразованных
3. Откуда выбежали собака на трех ногах и полупьяный человек:
а) Из мастерской золотых дел мастера
б) Из лавки мясника
в) Из дровяного склада купца +
4. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: “человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке”:
а) Очумелов
б) Хрюкин +
в) Елдырин
5. В чем Очумелов обвинил Хрюкина, когда узнал, что собака может принадлежать генерал:
а) Что Хрюкин издевается над толпой зевак
б) Что Хрюкин хотел убить собаку генерала
в) Что Хрюкин сам расковырял себе палец и соврал всем +
6. Как Очумелов начал относиться к собаке, узнав, что она принадлежит брату генерала:
а) Начал относиться с презрением
б) Начал относиться с умилением +
в) Сердился на собаку
7. Кого из героев можно назвать главным в рассказе:
а) Очумелова +
б) генерала
в) Хрюкина
8. Определите жанр произведения:
а) очерк
б) повесть
в) рассказ +
9. Каково авторское отношение к героям рассказа:
а) высмеивание +
б) безразличие
в) негодование
10. Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистики Чехова:
а) внутренний монолог
б) художественная деталь +
в) бытописание
11. «Шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке» являются:
а) бытописанием
б) художественной деталью+
в) символом
12. «Хамелеоны» в рассказе это:
а) Очумелова+
б) Хрюкина+
в) Елдырина
г) повара
д) толпу зевак+
13. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар
14. Какую характеристику он дате полицейскому надзирателю Очумелова? «— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»
а) как ограниченного и невежественного человека
б) выявляется его чинопочитание и раболепие
в) как человека, привыкшего к неограниченной власти+
15. Кем работает Хрюкин?
а) золотых дел мастер; +
б) часовщик;
в) лавочник.
16. Что обещал показать Очумелов хозяину собаки, из-за которой пострадал Хрюкин?
а) Кузькину мать; +
б) золотые горы;
в) где раки зимуют.
17. Из-за чего, по мнению Очумелова, текла у Хрюкина кровь?
а) расцарапала кошка;
б) порезался на работе;
в) расковырял палец гвоздиком. +
18. Определите, каких собак, по мнению городового, любит генерал?
а) дворняжек;
б) легавых; +
в) овчарок.
19. В чем особенность произведения:
а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл; +
б) наличие нескольких рассказчиков;
в) высокий лиризм.
20. С чем связан смысл названия произведения?
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску+
1.Что в рассказе А.П.Чехова самое смешное?
Самое смешное — поведение Очумелова, у которого менялось отношение к собаке, по мере того, как он узнавал, кто ее хозяин. А так же фамилии героев – Хрюкин, Очумелов, Елдырин.
2.Прочитайте те места, которые вас особенно насмешили. На какие выражения и повороты действия вы обратили внимание?
Насмешили выражения «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Повороты действия: когда повар генеральский отрицает, что собака генерала, Очумелов сразу распоряжается изничтожить ее, но буквально через минуту выясняется, что это собака брата генерала. И поведение Очемелова мгновенно изменяется в другую сторону.
ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ
1.Сколько раз Очумелов меняет отношение к Хрюкину и ре-шение о судьбе собаки? От чего это зависит? Какую сторону служебных и человеческих отношений это приоткрывает? Какими комическими деталями автор сопровождает эти перемены? Какими репликами Очумелова?
Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину два раза, к собаке – три раза. Это зависит от того, кто хозяин собаки. Здесь автор открывает проблему беспринципного человека, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Автор сопровождает это выражениями «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Так же Очумелова бросает то в жар, то в холод. Речь персонажей тажке один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хркжиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака— нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность.
2.Вызывает ли у вас сострадание потерпевший Хрюкин? Пере¬читайте его реплики. Каким человеком он вам представля¬ется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?
Хрюкин не вызывает сострадание, потому что он сам виноват в укусе, он тыкал сигаретой в собаку. Он полупьяный, неприятный, грубый, невежественный, полностью соответствует своей фамилии. Когда он говорит, что у него брат в жандармах, то видимо, таким образом он хочет по воздействовать на Очумелова, притянуть его внимание и его решение на свою сторону.
3.Как ведёт себя толпа? Почему она смеётся не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает её положение Хрюкина?
Толпа потешается над происходящим, особенно над Хрюкиниым. Потому что Хрюкин был сам виноват в укусе, был полупьяным, кроме этого он не так сильно пострадал, как хотел представить, а так же всем было весело от того, что положение Хрюкина несколько раз меняется от пострадавшего, до виновного.
4.Можно ли по рассказу судить о том, как протекает жизнь в городке? Чем заняты люди? Чем они развлекаются? Ка¬ковы их интересы? Хотели бы вы жить среди таких людей? Обоснуйте свой ответ.
Жизнь в городке протекает вяло и скучно. Автор говрит об этом в начале, так как до происшествия на улице не было ни души. Люди в основном заняты рутинной работой, им скучно, уныло. А происшествие с Хрюкиным для них был просто как целое событие. Недаром собралась целая толпа. Среди таких людей жить не хотелось бы. Эта не интересная, тоскливая, бесцветная жизнь.
5.Случаен ли подбор фамилий — Очумелов, Елдырин, Хрюкин? Как автор оценивает участников происшествия и как относится к тому, что описано?
Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и не появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.
Автор высмеивает участников происшествия, выставляя их в комичном свете, подчеркивая всю нелепость и некоторый трагизм ситуации — беспринципность Очумелова, мелочность и невежество Хрюкина, а так же судьба собаки, жизнь которой зависела от того, кто ее хозяин.
6.Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после чтения рассказа становится грустно?
В рассказе вызывает сострадание собака. Именно ей отдана симпатия автора:
«В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса..»
Грустно становится от того, что ведь пес мог оказаться и не генеральским и тогда его ждала бы незавидная участь. И грустно от того, что и в современной жизни встречаются вот такие «хамелеоны», которые предпочитают быть на той стороне, где выгоднее.
ПРИСМОТРИМСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДЕТАЛЯМ
1.Прочтите ещё раз две первые фразы рассказа. Узелок в руке Очумелова — свидетельство того, что кто-то откупился от Полиции или задабривает её. Слово «конфискованный» употребляется обычно по отношению к какому-нибудь запре¬щённому товару на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона. Решето с крыжовником как конфискованный товар вызывает улыбку. Для чего писатель употребил эти художественные детали?
Для того, что бы подчеркнуть и глубже раскрыть образ Очумелова, его жадность, мелочность. Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчинённым, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.
2.Ясно, что дело происходит летом, в жару. Тогда зачем Очумелов в новой шинели? Это для него предмет гордости, как шуба на лисьем меху на купце или чиновнике. Её надевали и в тёплое время, чтобы все видели богатую вещь. Кроме того, полицейский в шинели выглядит внушительнее. Какие ещё «говорящие» художественные детали текста могут быть таким же образом расшифрованы?
Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать….» Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствует о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой — показать простому люду свою значимость.
3.Какими словами изображена площадь, действующие лица? Какие портретные и речевые детали не позволяют перепу¬тать героев?
Во время прочтения воображение без всяких усилий рисует очень яркую и точную картину происходящего. В «Хамелеоне» отсутствуют пространные описания, только короткие и очень меткие характеристики. Очумелов говорит с превосходством, с гордостью носит шинель, которая потом превращается в пальто, Хрюкин бранится,он пьян, укушенным потрясает пальцем, Елдрыгин склонен к рассуждению.
4.Обратите внимание на то, как энергично строится фраза у Чехова. Каков порядок слов? их подбор?
Рассказ больше напоминает стенограмму, сдержанный репортаж. Но именно это усиливает невероятно образы героев и позволяет рассмотреть их с максимальной ясностью, не отвлекаясь на посторонние детали. Только суть, самое важное и значимое вырезается в память.
Воспроизводя речь действующих лиц, писатель всегда озабочен тем, чтобы интонация фразы была точной, то есть кроме прямого смысла слов несла
дополнительную информацию о человеке, его отношении к людям и происходящему. В словах Очумелова «Я покажу вам, как собак распускать!» звучит прямая угроза. Она смягчается следующей фразой:
«Пора обратить внимание на подобных господ…», потому что сам полицейский почувствовал, что слишком круто взял.
РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
1.В тексте помещена иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.Чехова «Хамелеон». Найдите иллюстрации художников Д. Кардовского, Н. Вышеславцева к этому рассказу. Какие стороны ситуации и характеров действующих лиц выделяет каждый из художников?
Н.Вышеславцев:
Изображает картину появления Очумелова с Елдрыгиным на пустынной площади. Очумелов изображен в шинели, с рукой на поясе с горделивой походкой.
Д.Кардовский: Очумелов изображен в момент разбирательства скандала. Он в центре внимания художника. Толстый, в шинели, с узелком руке. Автор обращает внимание на детали. Рядом стоит Хрюкин с пальцем и собака — виновница происшествия.
Кукрыниксы сосредотачиваются на изображении эпизода с разбором скандала. Очень ярко изображены герои рассказа: Очумелов, Хрюкин, Елдрыгин. На наш взгляд более ярко удалось передать все детали Кукрыниксам.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
<h2>Чехов «Хамелеон» Какие ответы на вопросы по литературе Коровина 7 класс?</h2>
- Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героем» и помогают ли их имена лучше понять героев.
- Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
- В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах? Почему рассказ назван «Хамелеон*? Кот из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные подробности) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании щючитанного рассказа?
- Как с помощью речи героев определяется их характер?
- Прочитайте самостоятельно рассказ А. II. Чехова «Злоумышленник». Подумайте, над чем смеется автор и что его огорчает.
1 ответ:
2
0
Попробуем ответить на заданные вопросы по порядку.
- Смешного в рассказе конечно много, ведь и жанр произведения — юмористический рассказ. Одно то, как полицейский надзиратель Очумелов быстро менял свое мнение в зависимости от того кому принадлежит собака, уже чего стоит. Он называл ее то бешеной собакой, то шустрой собачонкой. Смешно как ювелир Хрюкин сам виноват, дразнил собаку, а потом требует компенсацию за причиненный ущерб. Да и фамилии автор выбрал смешные, они уже характеризуют главных героев. Горестное в рассказе по моему мнению отношение к братьям нашим меньшим. А грустное в том, что если задуматься, то смешное и вовсе не смешное, а грустное, потому что в жизни полно таких людей у власти, не имеющих свое мнение.
- В начале рассказа описывается что Очумелов спокойно идет, недоумение вызывает только то, что он в шинели, а дело ведь было летом, раз конфисковали крыжовник. Но когда происходит ситуация в которой он может показать перед толпой свое положение он сразу делает полуоборот налево, движения уже четкие. По всему описанию в рассказе видно что ни у автора, ни у народа, ни у читателя нет уважения к полицейскому. Вот такие слова из произведения мне кажутся смешными и показывают что Очумелов недалекий человек.
- Очумелов меняет отношение к Хрюкину только из за собаки, то есть когда выясняется принадлежит она генералу или нет. При этом, когда собака бездомная он выражается строго и шевелит бровями. А когда хозяин собаки высокопоставленный человек, то Очумелов оживает, сюсюкает, улыбается и умиляется. Жесты его выражены в снятии и надевании пальто. Именно его можно назвать хамелеоном, потому что как в природе хамелеон меняет свою окраску при виде опасности, так и полицейский меняет свое мнение и положение шинели. Таким образом, Очумелов — подхалим, Хрюкин ведет себя как свинья, а толпе просто интересно чем все закончится.
- По тем же словам Очумелова, которые указаны на рисунке мы понимаем, что его речь несвязная это характеризует его как глупого и ограниченного человека. Хрюкин произносит фразу: Я человек, который работающий. Что также характеризует отрицательно.
- В рассказе «Злоумышленник» автор смеется над необразованностью простого мужика, которого поймали за отвинчиванием гаек, над тем, что он даже не понимает каких бед мог натворить. А огорчает безразличие чиновников к простому народу.
Читайте также
Творчество Расула Гамзатова, как творчество любого талантливого поэта, очень многогранно. Но в какие бы формы оно не было оформлено, главным в творчестве остается та мысль, которую автор пытается донести до своего читателя.
Расул Гамзатов почти в каждом стихотворении обращается к теме Родины. Он признается в своей любви к ней, описывает обычаи своих предков, рассказывает о том, как современная жизнь изменила историю Родины. Многие стихотворения Гамзатова пронизаны тоской или ностальгией по родным местам, по школе в которой он учился, по аулу в котором вырос, по горам и рекам родного края.
Эти темы являются вечными темами лирической поэзии и конечно Расул Гамзатов не остался от них в стороне.
Стихотворение Брюсова «Первый снег» изобилует восклицательными знаками, оно полно восторженности, она даже слегка феерично. Ведь автор описывает тот восторг, те возвышенные чувства.которые охватили его при виде города, преобразившегося под действием первого снега. Первый снег укрыл улицы серебром, словно создав новый мир, навсегда перечеркнув мир старый.
Стихотворение «Первый снег» — это хорей с перекрестной рифмовкой. Это легкий и даже летящий слог, так напоминающий стремительный полет и кружение снежинок.
Это стихотворение Брюсова оставляет очень яркое и радостное чувство, а музыка Дебюсси, столь же легка и торжественная, только подчеркивает эмоциональный фон стихотворения.
Чтобы понять, какова главная тема произведений писателя Федора Абрамова, следует вспомнить о его детстве. Писатель родился в небольшой деревеньки в Архангельской области в простой крестьянской семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все детство и юность Федора Абрамова прошли в деревне и потому для него труд крестьянина и все с ним связанное оставался близок и понятен даже спустя много лет.
Поэтому и темой почти всех произведений Федора Абрамова оказывается русская деревня, ее люди, животные, с которыми люди иногда общаются очень плохо, но которые все равно любят своих хозяев. Очень много Абрамов писал о природе и о том, что относится к ней, к животным, к красотам родного края следует бережно и с любовью.
Объясним данные словосочетания из рассказа «О чем плачут лошади».
Разноречивые или противоречивые чувства — чувства одновременно и грустные и веселые, противоположные по значению
Называть запросто, по-бывалошному — давать лошади дружескую кличку.
Выносливые и неприхотливые — сильные, не требующие особого ухода.
В затишные вечера — в тихие вечера.
Неказистый — невзрачный, неприглядный
Затишный вечер — безветренный вечер.
Мочи не было смотреть — не было сил смотреть.
На износ, невмоготу — через силу, до изнеможения.
Услада — радость.
Пересказ отрывка рассказа «О чем плачут лошади».
Автор рассказа Федор Абрамов описывает как тяжело ему смотреть на колхозных лошадей, какие сложные разноречивые чувства они в нем вызывают. С одной стороны ему радостно потому что он любит лошадей, с другой стороны его печалит состояние лошадей. Даже самые выносливые и неприхотливые лошади постепенно превращались в развалины. Вот и лошадь, которую автор по-былошному называл Рыжухой, постепенно теряла свою красоту. За лошадьми не было должного ухода, их заставляли работать на износ, в затишные вечера лошадей донимал гнус, так что вскоре на них не было мочи смотреть.
А ведь когда-то лошади были усладой русской души. О них заботились и любили, лошади были кормильцами в семье и никто не мог даже представить как вскоре переменится отношение человека к этим красивым и благородным животным.
Главным сходством, которое сразу бросается в глаза между рассказами Носова «Кукла» и одноименным стихотворением Случевского, оказывается то, что и там и там, кукла сравнивается с человеком. То есть кажется авторам не просто игрушкой, но образом человека, для которого можно использовать все те сравнения и эпитеты, которые можно применить и по отношению к человеку.
В рассказе Носова несчастную куклу даже хоронят как человека, роя настоящую, глубокую могилу. Случевский также одушевляет куклу, используя для описания ее слова Скорбно, Ясны очи, Сломилась покорно.
Но конечно, рассказ Носова производит более сильное и гнетущее впечатление, ведь сломанная кукла в стихотворении просто результат детской шалости, в то время как кукла в рассказе подверглась сознательным измывательствам взрослых балбесов.
Тестовые задания по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Кем был Очумелов?
+ А) Полицейским надзирателем
Б) Председателем
В) Городским головой
Г) Судьёй
2. Какая фамилия была у городничего?
А) Башмачкин
+ Б) Елдырин
В) Еремеев
Г) Ляпкин-Тяпкин
3. Чем было наполнено решето городничего?
А) Малиной
Б) Клубникой
В) Вишней
+ Г) Крыжовником
4. Какое место проходил Очумелов и городничий, встретив Хрюкина?
+ А) Базарную площадь
Б) Главную улицу
В) Центральную площадь
Г) Местную церковь
5. Как Хрюкин называл в гневе собаку?
А) Скотина
Б) Бесово отродье
+ В) Шельма
Г) Зараза
6. Откуда бежала собака, когда её увидел Очумелов?
А) Из леса
+ Б) Из дровяного склада
В) Из магазина
Г) С пристани
7. Кем был Хрюкин?
А) Полицейским
Б) Судьёй
В) Плотником
+ Г) Золотых дел мастер
8. За что укусила Хрюкина собака?
А) За икру
Б) За бедро
В) За локоть
+ Г) За палец
9. Как выглядела собака, виновница происшедшего?
А) Чёрный борзой щенок
+ Б) Белый борзой щенок
В) Старая овчарка
Г) Гончая
тест 10. Какая отличительная черта была во внешности собаки?
+ А) Жёлтое пятно на спине
Б) Белое пятно на спине
В) Белое пятно на животе
Г) Жёлтое пятно на боку
11. Какое чувство читалось в глазах собаки?
А) Злость и ненависть
Б) Боль и обида
В) Насмешка и гордость
+ Г) Тоска и ужас
12. Кому принадлежат следующие слова: «Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!»?
А) Елдырин
+ Б) Очумелов
В) Хрюкин
Г) Собакевич
13. Чего хотел Хрюкин от хозяина собаки?
А) Чтобы он наказал её
Б) Чтобы он её утопил
+ В) Чтобы он заплатил ему
Г) Чтобы он извинился перед ним
14. Какого хозяина приписали собаке в первый раз?
А) Собакевича
Б) Городничего Елдырина
В) Самого Очумелова
+ Г) Генерала Жигалова
15. Почему укусила собака Хрюкина по рассказу толпы?
А) Наступил на неё
+ Б) Ткнул её сигаркой в лицо
В) Напугал её
Г) Пнул её ботинком
16. Как отреагировал Очумелов на заявление о том, что собака генеральская?
А) Ему стало холодно
+ Б) Ему стало жарко
В) Его начало трясти
Г) Начал заикаться
17. Как звали генеральского повара?
А) Аркаша
Б) Степан
+ В) Прохор
Г) Алексей
18. Что снимал и надевал Очумелов в зависимости от смены хозяина собаки?
А) Картуз
Б) Шарф
+ В) Пальто
Г) Жилет
19. Чьей оказалась в итоге собака?
А) Генерала Жигалова
Б) Самого Хрюкина
В) Елыдрина
+ Г) Брата генерала
тест-20. Как зовут брата генерала?
А) Владимир Андреевич
+ Б) Владимир Иванович
В) Андрей Андреевич
Г) Алексей Владимирович